Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств

Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств thumbnail

10 класс Тестирование по теме: Личность, межличностные отношения.+ Семья

1. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт 2) ригидный 3) мобильный

2. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

а) индивид б) индивидуальность в) личность

3. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями

4. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

5. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

а) антропологический б) социологический в) персоналистический г) научный

6. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия 2) перцепция 3) стереотип

7. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени, включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба высказывания верны 4) оба не верны

8. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления б) убеждения в) желания г) влечения

9. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста

10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной

11. Индивидом человек становится:

а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность

12. Социализация человека начинается:

а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста

13. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.

а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны

14. Общение протекает:

а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

15. Интерактивная сторона общения – это:

а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

16. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

а) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.

17. Социальная норма – это:

а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.

18. Приспособлением называется:

а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.

19. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

А) антропологический б) социологический в) персоналистический

1) Л. Фейербах 2) К. Ясперс 3) Э. Дюркгейм

20. К каждому определению ,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.

21. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:

а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность

22. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:

Проявление функций семьи Функции семьи

А) Распределение семейных обязанностей; 1. Рекреационная

Б) Совместное проведение досуга; 2. Хозяйственно-экономическая

В) Планирование семейного бюджета; 3. Воспитательная

Г) Передача традиций и ценностей;

Читайте также:  Проявление какого жизненного свойства рыб используют рыбаки

Д) Снятие психологических нагрузок;

23. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

Источник

Лекция V. ОБЩЕСТВО И ЛИЧНОСТЬ

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

В системе социально-гуманитарного знания сложилось шесть основных подходов к пониманию личности.

Диалектико-материалистический подход. Согласно этой концепции развитие личности есть диалектический процесс, обусловленный четырьмя факторами: биологией индивида, его социальным окружением, воспитанием и навыками самовоспитания. Человек изначально есть существо социальное, его личность развивается в ходе социальной деятельности, то есть в процессе взаимодействия с социальным окружением в ходе воспитания и рефлексии.

Антропологический подход.При таком подходе личность рассматривается как носитель общечеловеческих свойств, как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого. Личность уподобляется понятию индивида. Абстрактный антропологизм отождествляет понятия личности, человека и индивида. Он игнорирует определяющую роль социальной среды как фактора формирования личности.

Нормативный подход. В нем «личность» связана с набором положительных качеств (признаков), относящихся к сознанию и деятельности человека. Следовательно, личность характеризуется такими положительными качествами, как высокая сознательность, ответственность, социальная активность, нравственность.

Социологический подход. Его суть состоит в утверждении, что личностью является каждый человек в силу обладания теми или иными социально значимыми чертами. Личность рассматривается, прежде всего, как объект и продукт социальных отношений.

В работах французских социологов Эмиля Дюркгейма, Люсьена Леви-Брюля и других разрабатывался принцип социальной обусловленности психики. Этот подход превалирует в социологии. Личность рассматривается как конкретное выражение сущности человека, целостное воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.

Персоналистический подход.В какой-то мере в качестве противовеса антропологическому и социологическому подходам существуют попытки понять и объяснить личность как некую абсолютно самостоятельную и индивидуально неповторимую целостность. Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма.Согласно ей сущность личности рассматривается в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Крупными представителями экзистенциализма являются Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр.

Биолого-генетический подходпредполагает, что поведение человека заложено в его биопрограмме. При таком подходе игнорируется роль социальной среды и культуры в становлении человека как социального существа.

Итак, в социологии понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной») сущности человека, т.е. акцентируется социальное начало. Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития, субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В.А. Ядов, отмечая специфику социологического интереса к личности, усматривает ее в том, что для социологии личность «важна не как индивидуальность, а как обезличенная личность, как социальный тип, как деиндивидуализированная, деперсонифицированная личность» (1969). В момент рождения ребенок еще не личность. Он всего лишь индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития в качестве объекта и субъекта, причем не только социальных, но и биологических отношений. (Рис. 5).

Источник

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделённый) — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

Понятие «индивид» употребляется для обозначения человека как отдельной особи среди других людей. Индивид не просто один, а всегда «один из».

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающее исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности.

Читайте также:  Какие свойства общественного прогресса отражают следующие

Понятие «индивидуальность», употребляется для обозначения человека, как одного из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер, темперамент, интеллект, способности и т. п.

Личность (от лат. persona — актёрская маска) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.

Понятие «личность» употребляется для обозначения человека с социально значимыми качествами. Не всякий человек является личностью. Индивидом рождаются, индивидуальность приобретают, а личностью становятся в процессе социализации.

Социализация  —  это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, традиций и социального опыта, необходимых для жизнедеятельности в обществе.

Различают следующие этапы социализации:

  • начальный — семья, детские дошкольные учреждения;

  • средний — школа;

  • завершающий — освоение новых ролей: супруга, родителя, бабушки и т. д..

Более распространённой является разделение на первичную (до формирования зрелой личности) и вторичную социализацию.

На процесс социализации оказывают влияние агенты социализации — разнообразные факторы и конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

  • Агенты первичной социализации — родители, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.

  • Агенты вторичной социализации — средства массовой информации (СМИ), образовательные учреждения, производственные предприятия и т. д.

Институты социализации — это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные.

Первичными институтами социализации могут быть семья, школа, вуз, вторичными — СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная — в сфере социальных отношений

Информация к размышлению:

«Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств; человек есть личность, поскольку у него есть свое лицо, и поскольку даже в самых сложных жизненных испытаниях он не теряет лица».

(С. Рубинштейн)

«Личность — субъект поступания».

(М. Бахтин) 

Понятие «личность» — подчёркивает сознательно-волевое начало. Слово «личность» («persona») первоначально обозначало маску, которую надевал античный актёр. Затем оно стало означать персонаж (сам актёр и его роль). У римлян слово «persona» употреблялось как с указанием определённой социальной функции, так и роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя).

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют лишь в той или иной степени. В личности интересны сами поступки.

Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся ли он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Нравственные основы личности могут быть различными. Например, в эпоху Возрождения, реформации церкви Мартин Лютер заявлял: «На том стою и не могу иначе» — это начало становления исторического типа личности. Первое философски обобщённое изображение структуры такого поведения дал Кант: «Самодисциплина, самообладание, способность быть господином самому себе… автономия».

1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят. Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

Человек — биосоциальное существо (иногда встречается определение человека как биопсихосоциального существа).

Основные отличия человека от животных

Животное

Человек

1. Существование направля­ется только инстинктами.

1. Наряду с инстинктами человек обладает мышлением и членораздельной речью, которые направляют деятельность человека.

2. Подчинено инстинкту, все действия изначально запрограммированы.

2. Может осуществлять со­знательную целенаправленную творческую деятельность. Человек способен обуздывать свои инстинкты.

3. Приспосабливается к окружающей среде, которая определяет его образ жизни. Не может осуществлять коренные изменения своего существова­ния.

3. Преобразует окружаю­щий мир, создает материаль­ные и духовные блага.

4. Некоторые животные мо­гут использовать подручные средства, такие как камни, палки, но ни одно животное не может изготавливать ору­дия труда.

4. Может изготавливать орудия труда и использовать их как средства производства материальных благ.

5. Воспроизводит только свою биологическую сущ­ность.

5. Воспроизводит свою не только биологическую, но и социальную сущность; удо­влетворяет материальные и духовные потребности.

Читайте также:  Какие из перечисленных свойств не является свойством темперамента

Биологическая сущность

человека

Социальная сущность

человека

Условие, предпосылка существова­ния человека. Биологическая природа че­ловека проявляется в его анато­мии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами.

Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отно­шения, в общение с другими. Соци­альная сущность человека прояв­ляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и от­ветственность и др.

Информация к размышлению:

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек — 2 лет и 7−8 лет. В одной из деревень штата Западный Бенгал он услышал рассказ о лесных духах, которые появляются временами вблизи крестьянских хижин. Очевидцы самым серьёзным образом утверждали, что эти духи похожи на людей, но бегают на четырёх ногах. Выслушав несколько десятков человек, Синг как человек любознательный и несуеверный пришёл к выводу, что за рассказами о «духах» кроется вполне реальное явление. Один из крестьян указал ему место, где «лесные духи» появляются чаще всего. Синг организовал там засаду и увидел невероятное: сначала появились три волка и два волчонка, а за ними неторопливо прошествовали два человекоподобных существа. Как и волки, они шли на четырех лапах.

Чтобы всё выяснить до конца, Синг решил проникнуть в волчье логово, где обитала эта необычная семья. Перепугавшись, крестьяне, сопровождавшие пастора, отказались ему помогать. И лишь через неделю, уговорив охотников, Синг подошёл к логову. Два взрослых волка сразу же убежали, а волчица осталась, чтобы защищать своих детей до конца. Пришлось её застрелить. В логове нашли двух волчат и двух одичавших девочек. Старшей на вид можно было дать лет семь−восемь, а младшей — около двух. Младшая, Амала, вскоре умерла, а Камала дожила до 17 лет. Пастор Синг подробно, день за днём, в течение девяти лет описывал её жизнь. Вот лишь некоторые факты.

Камала очень боялась солнечного света и огня. В качестве пищи признавала только сырое мясо. Ходила на четвереньках. Днём девочка обычно спала, а ночью бродила по дому. В первые дни своего пребывания среди людей «сёстры-волчицы» каждую ночь постоянно выли, причем их вой повторялся через правильные промежутки времени — около десяти часов вечера, в час ночи и в четыре часа утра.

«Очеловечивание» Камалы проходило с большим трудом. Очень долго она не признавала никакой одежды, срывая с себя всё, что пробовали на неё надеть. С особым упорством и страхом сопротивлялась мытью. Лишь через два года жизни среди людей Камалу приучили стоять и ходить на двух ногах, однако когда ей хотелось передвигаться побыстрее, она всё равно становилась на четвереньки.

Постепенно Камала привыкла спать по ночам, есть руками, а не рвать еду зубами, пить из стакана. Труднее всего было обучить одичавшую девочку человеческой речи. Даже через семь лет после того, как Камалу забрали из волчьего логова, она понимала всего около 45 слов. К 15 годам умственное развитие «волчьей воспитанницы» соответствовало развитию двухлетнего ребёнка, а к 17 — четырёхлетнего.

Всего же науке известно 15 случаев вскармливания человеческих детёнышей волками, 5 — медведями, 1 — павианами, другими породами обезьян — не менее 10 случаев, 1 ребёнок был вскормлен леопардом, 1 — овцой.

(материал из «Википедии»)

ВОПРоСЫ: 

1. Какие из перечисленных качеств человека являются социальными? Укажите все правильные ответы:

  1. Умение общаться при помощи членораздельной речи.

  2. Способность к продолжению рода.

  3. Умение находить пропитание и обустраивать жилье.

  4. Умение защищаться от врагов.

  5. Способность преобразовывать природную среду.

  6. Способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.

ВОПРОСЫ:

1. В приведённом списке указаны черты сходства человека и животного и черты отличия человека от жи­вотного. Выберите и запишите  сначала порядковые номера черт сходства (2), а затем — черт отличия (2).

1)удовлетворение потребностей  
2)целесообразная творческая деятельность
3)конечность существования
4) обладание мышлением и речью

Источник