Какой пищевой продукт может находиться в обороте

2. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
не соответствуют требованиям нормативных документов;
имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов (далее – органы государственного надзора и контроля) при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия);
не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении которых не имеется такой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Комментарий к статье 3
1. Несомненным достоинством Закона является включение в него ст. 3, определяющей пищевые продукты, материалы и изделия, которые не могут находиться в обороте. Под оборотом в Законе понимается купля – продажа (в том числе экспорт и импорт), иные способы передачи товаров, их хранение и перевозки.
Упомянутый Закон об алкогольной продукции дает хотя иную формулировку этого понятия, но которая по своему смыслу практически совпадает с определением, данным в Законе. Единственное отличие в содержании понятия “оборот” заключается в том, что Закон включает в него этап перевозки, который отсутствует в Законе об алкогольной продукции. Представляется, что понятие, данное в Законе, является правильным и должно применяться при определении содержания оборота алкогольной продукции.
Перечень признаков, делающих пищевые продукты необоротоспособными, т.е. не подлежащими реализации, хранению и перевозке, в значительной части совпадает с признаками, предусмотренными Положением о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 1997 года N 1263. Указанное Положение в этой части должно быть приведено в соответствие с Законом и не должно применяться в части, противоречащей Закону, со дня введения Закона в действие (со дня официального опубликования в Российской газете от 10 января 2000 года) за исключением пункта 1 ст. 10 (о государственной регистрации новых или впервые ввозимых пищевых продуктов, материалов и изделий), который вводится в действие со дня официального опубликования Положения по данному вопросу, утвержденному Правительством РФ.
Согласно ст. 3 Закона не могут находиться в обороте, признаются некачественными и опасными, утилизируются или уничтожаются (в порядке, предусмотренном упомянутым Положением о проведении экспертизы) пищевые продукты, материалы и изделия, которые указаны в п. 2 этой статьи.
2. Под нормативными документами в Законе понимаются государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы, устанавливающие требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; контролю за их качеством и безопасностью; условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования; утилизации или уничтожения некачественных, опасных товаров.
Приведенный перечень нормативных документов совпадает с перечнем, данным в понятии “стандарт”, используемом в Законе РФ “О защите прав потребителей”. К сожалению, понятие нормативного документа не содержит одного важного указания, имеющегося в упомянутом понятии стандарта, о том, что речь идет лишь об общеобязательных требованиях, устанавливаемых нормативными документами. Значение этого указания понятно, поскольку, например, государственные стандарты, наряду с обязательными, имеют и рекомендуемые показатели, несоблюдение которых не исключает права на реализацию товаров. Кстати, указание об обязательном характере требований имеется в п. 2 упомянутого Положения об экспертизе.
Не имеющие всеобщей обязательности требования к качеству продуктов устанавливаются не в нормативных документах, утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, а в технических документах, утверждаемых изготовителями продуктов.
Закон определяет технические документы как документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация продуктов (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие).
Разумеется, технические документы должны содержать (соответствовать) обязательные требования нормативных документов. Несоблюдение требований технических документов, не являющихся государственными нормами, само по себе не влечет ответственности перед государством, не влечет признания продуктов некачественными и опасными, не подлежащими реализации, хранению и перевозке (кроме случаев явной недоброкачественности или фальсификации). В этом случае применяются меры гражданско – правовой ответственности соответствующими сторонами договорных отношений, а также меры административной ответственности, если допущены злоупотребления.
Таким образом, под несоответствием требованиям нормативных документов следует понимать несоответствие их обязательным требованиям.
3. Под явными признаками недоброкачественности пищевых продуктов, очевидно, следует понимать несоответствие органолептическим признакам (цвет, запах, консистенция и т.п.), предусмотренным нормативной и технической документацией, а также требованиями, обычно предъявляемыми к определенным продуктам. Несомненную помощь в определении упомянутых признаков могут оказать Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья, утвержденные Постановлением Госстандарта России от 28 апреля 1999 года N 21 (регистрация Минюста России от 5 мая 1999 года N 1777). К этим Правилам приложены Порядки сертификации одиннадцати групп однородной продукции, которые предусматривают, в частности, показатели, подлежащие подтверждению при идентификации продукции, в том числе органолептические.
Согласно Закону под идентификацией понимается деятельность (точнее было бы – процедура) по установлению соответствия определенных продуктов требованиям нормативных, технических документов и информации, содержащейся в прилагаемых документах и на этикетках. Целью идентификации является установление принадлежности продукта к определенному виду, группе, наименованию, сорту и т.д. В отличие от идентификации обязательная сертификация определяет соответствие продукта требованиям только нормативных документов, устанавливающих обязательные требования по его безопасности.
4. Как известно, каждая партия выпускаемой продукции должна сопровождаться рядом документов изготовителя, в том числе документом, удостоверяющим ее соответствие требованиям нормативных и технических документов к качеству и безопасности. Этот документ применительно к различным видам продукции называется паспорт, свидетельство о качестве, сертификат качества и т.п. Употребление в законодательстве последнего наименования является нецелесообразным и даже вредным, поскольку может быть спутано с сертификатом соответствия. Например, упоминавшийся Федеральный закон о зерне, применяющий понятие сертификата качества, определяет его как документ, подтверждающий соответствие качества зерна и продуктов его переработки требованиям нормативных документов, в число которых включает и технические условия. Поэтому установление в Законе наименования документа изготовителя о качестве продукции – удостоверения качества и безопасности – должно быть оценено неоднозначно. С одной стороны, замена “сертификата” на “удостоверение” должна оцениваться положительно. С другой стороны, употребление в названии документа слова “безопасность” является нежелательным, так как безопасность продукта может быть подтверждена изготовителем только другим документом – декларацией о соответствии. Поэтому документ должен называться “удостоверение качества (о качестве)”.
5. Особый интерес вызывает включение в перечень оснований признания некачественными и опасными тех продуктов, которые не соответствуют представленной информации о них. Дело в том, что при пересмотре в 1996 году Закона РФ “О защите прав потребителей” из него был исключен один из критериев качества товара, передаваемого потребителю, – информация о товаре. В результате этого несоответствие товара информации о нем, в которой могли содержаться показатели качества, не влекло юридической ответственности изготовителя или продавца.
Правда, Закон связывает применение признака несоответствия товара информации о нем с дополнительным условием – наличием обоснованных подозрений о его фальсификации. Под фальсифицированными Закон понимает продукты, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной. Здесь важно указать на вновь упомянутую связь информации с качеством продукта. Таким образом, если не будет обоснованных подозрений в фальсификации продукта, т.е. умышленных действиях, то несоответствие продукта информации не может само по себе служить основанием для признания его некачественным и опасным. Следует отметить также, что принятие столь серьезных решений, способных причинить владельцу продукции значительный материальный ущерб, вообще не может быть основано на субъективных подозрениях. Нужны объективные и бесспорные доказательства вины в форме прямого умысла. При этом необходимо учитывать, что Уголовным кодексом РФ установлена ответственность за введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (ст. 200). Представляется, что в имеющейся редакции рассматриваемая норма должна применяться очень осторожно, при установлении злоупотреблений.
6. Перечень товаров, на которые изготовителем обязательно должен быть установлен срок годности и которые по истечении этого срока считаются непригодными для использования по назначению, установлен Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года N 720.
7. Последним основанием для признания продуктов некачественными и опасными, не подлежащими реализации является отсутствие обязательной маркировки или информации, предусмотренных законом или государственным стандартом. Содержание указанной информации определено ст. 8 – 10 Закона РФ “О защите прав потребителей” (с изменениями, внесенными Федеральным законом РФ от 17 декабря 1999 года N 212-ФЗ), Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-97 “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования” и Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51121-97 “Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования”.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:
– обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать товары;
– сведения об основных потребительских свойствах товаров, а в отношении продуктов питания – сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;
– цену и условия приобретения товаров;
– гарантийный срок, если он установлен;
– правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
– срок службы или срок годности товаров, установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
– место нахождения (юридический адрес), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца) и место нахождения организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от потребителей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара;
– информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в пункте 4 ст. 7 настоящего Закона;
– информацию о правилах продажи товаров;
– если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть представлена информация об этом.
Информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров установленным требованиям представляется в виде маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и (или) иным способом, установленным законами, иными правовыми актами или обычно предъявляемыми требованиями, и включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей.
Постановлением Госстандарта России от 17 июля 1997 года N 255 принят и введен в действие с 1 января 1998 года ГОСТ Р 51074-97 “Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования”. Стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и импортного производства, реализуемые в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей.
В стандарте указано, что в соответствии с Законами РФ “О защите прав потребителей” и “О стандартизации” его требования являются обязательными, а требования межгосударственных и российских стандартов на маркировку конкретных видов продуктов применяются в части, не противоречащей требованиям данного стандарта. В стандарте даны определения применяемых понятий и наименований продуктов. Стандарт содержит состав информации с разъяснениями конкретного содержания и порядка изложения каждой составляющей информации. В состав информации входят: наименование продукта; наименование, местонахождение изготовителя, упаковщика, экспортера и импортера; наименование страны и места происхождения; товарный знак изготовителя (при наличии); масса нетто, объем или количество продукции; состав продукта, его пищевая ценность, условия хранения; срок годности, срок хранения, срок реализации; обозначение нормативного или технического документа; информация о сертификации продукта.
Кроме указанных общих сведений, стандарт содержит требования к информации по группам продуктов: для детского питания; мясной промышленности; птицеперерабатывающей промышленности; молоко и молочные продукты; нерыбные продукты промысла и вырабатываемые из них; консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов; продукты переработки зерна; мука, крупа, хлопья, толокно, пищевые отруби; хлебобулочные изделия; макаронные изделия; кондитерские изделия; плодоовощные продукты; пищевые концентраты; чай, кофе и напитки из них, пряности и приправы, ароматизаторы, вкусовые вещества; масложировые продукты; продукты пивобезалкогольной промышленности; водка, ликеро – водочные изделия и питьевой спирт; мед; крахмал и крахмалопродукты.
Аналогичный стандарт для непродовольственных товаров ГОСТ Р 51121-97 принят и введен в действие с 1 июля 1998 года Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1997 года N 439. Стандарт не распространяется на информацию о продукции многих отраслей: авиационная техника, судостроение, ракетно – космическая техника; строительная индустрия, вооружение и военная техника; изделия и материалы атомной промышленности, а также на отдельные виды продукции (полиграфическая, парфюмерно – косметические изделия, лекарства и лекарственные препараты; отечественные товары, изготавливаемые по конструкторской документации). Таким образом, область применения стандарта – это в основном продукция химической, легкой и некоторых других отраслей. Под потребителем в стандарте понимаются как граждане, так и юридические лица. Стандарт не содержит указания об обязательности его требований, очевидно, в связи с тем, что в отличие от ГОСТ Р 51074-97 данный стандарт содержит как обязательные (в основном совпадающие), так и необязательные данные. В число последних входят, в частности, срок годности или службы, обозначение нормативного или технического документа, хотя они являются обязательными.
К стандарту приложен обширный перечень ГОСТов, регламентирующих требования к маркировке непродовольственных товаров (по состоянию на 1 января 1998 года). Этот перечень может служить определенным ориентиром для определения области распространения стандарта.

Источник

КонсультантПлюс: примечание.

Положения ст. 3 распространяются также на парфюмерную и косметическую продукцию, средства и изделия для гигиены полости рта, табачные изделия.

(в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 47-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 3

– Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 10.8 КоАП РФ за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства

– Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 10.6 КоАП РФ за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных

– Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности по ст. 6.33 КоАП РФ за обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок

– Уполномоченный орган хочет привлечь организацию (ИП) к ответственности за нарушение технических регламентов

– Налоговый орган исключил из расходов затраты по списанию просроченной, испорченной или бракованной продукции

1. В обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.

2. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий:

которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям;

которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации;

в отношении которых установлен факт фальсификации;

в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость;

которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений;

которые не имеют товаросопроводительных документов.

3. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах втором и третьем пункта 2 настоящей статьи, признаются опасными и утилизируются или уничтожаются без проведения экспертизы в случаях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

4. Пищевые продукты, материалы и изделия, указанные в абзацах четвертом – седьмом пункта 2 настоящей статьи, признаются некачественными и подлежат экспертизе, утилизации или уничтожению в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Открыть полный текст документа

Источник