Какой опыт доказывает свойство воздуха

Какой опыт доказывает свойство воздуха thumbnail

Светлана Чебышева
Опыты с воздухом

Опыт №1. «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый).

Давайте поймаем воздух.

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).

Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение).

Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

Опыты с воздухомКакой опыт доказывает свойство воздуха

Опыт №2. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

Подуйте через трубочку на свою ладошку.

Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.

Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.

На воде появились пузырьки.

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).

Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

Какой опыт доказывает свойство воздухаКакой опыт доказывает свойство воздуха

Опыт №3. «Воздух – невидимка»

Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.

На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.

Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.

Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.

Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).

Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Какой опыт доказывает свойство воздухаКакой опыт доказывает свойство воздуха

Опыт №4. «Движение воздуха»

Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.

Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Какой опыт доказывает свойство воздуха

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»

Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).

Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.

Проткните зубочисткой один из надутых шаров.

Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).

Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?

Проткните зубочисткой второй шарик.

У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

Вывод: Воздух имеет вес.

Какой опыт доказывает свойство воздухаКакой опыт доказывает свойство воздуха

Источник

hello_html_m31e030dc.png

Опыты и эксперименты

Свойства воздуха

для детей 5-7 летhello_html_327332.jpg

Свойства воздуха

Мы дышим воздухом

hello_html_m31e030dc.png

1. Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?

Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте. Что появилось в стакане? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из трубочки.

Вывод:

Мы дышим воздухом, но он невидимый.

Свойства воздуха

Воздух есть везде

Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?

1. Опустите в емкость с водой кусочки хлеба, кусок сахара, яйцо. Что появилось на поверхности воды? Нарисуйте пузырьки воздуха.

hello_html_m4f8e6c4f.jpg

2. Опустите в емкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку. Нарисуйте, что произошло с этими предметами. Почему предметы всплыли на поверхность?

hello_html_f65f1bb.jpg

3. Опустите в емкость с водой апельсин в кожуре и апельсин очищенный. Нарисуйте, что с ними произошло. Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности?

hello_html_f2957f7.jpg

Вывод:

Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.

Свойства воздуха

Воздух легче воды

Как вы думаете, что легче — воздух или вода?

1. Опустите пластиковую бутылку в емкость с водой. Что произошло с бутылкой? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из бутылки.

hello_html_327332.jpg

2. Возьмите пластиковый стакан и медленно опустите его в воду. Наклонять стакан нельзя. Почему вода не попала в стакан? Наклоните стакан и опустите его в воду. Что произошло? Нарисуйте стакан, наполненный водой, и пузырьки воздуха, выходящие из него.

hello_html_m2be8375b.jpg

Вывод:

Вода вытесняет воздух из бутылки и стакана, потому что воздух легче воды.

Свойства воздуха

Есть ли запах у воздуха?

Как вы думаете, есть ли запах у воздуха?

1. Понюхайте окружающий вас воздух. Убедитесь, что он не пахнет.

2. Обрызгайте комнату освежителем воздуха с ароматом сирени или ландыша.

Какой запах вы почувствовали?

3. Внесите блюдо с разрезанными овощами и фруктами. (Блюдо должно быть на¬

крыто салфеткой.) Какой запах вы почувствовали?

hello_html_4b020e13.jpg

Нарисуйте растения, которым принадлежат эти запахи.

Вывод:

Воздух не имеет запаха, но насыщается запахами разных пахучих предметов.

Свойства воздуха

Где воздух чище?

Как вы думаете, где воздух чище?

Возьмите два листа картона. На каждом листе с помощью веревки сделайте петельку. Намажьте листы слоем вазелина. Один лист повесьте на дерево на участке детского сада, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит транспорт. Через сутки снимите листы и рассмотрите их через лупу. Какой лист картона оказался более грязным? Почему? Закрасьте этот лист черным карандашом.

hello_html_m44cd85d2.jpghello_html_6ff1ed14.jpg

Вывод:

Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев, а выхлопные газы машин загрязняют воздух.

Свойства воздуха

Что растает первым?

Как вы думаете, что быстрее тает — снег или лед?

Принесите с прогулки снеговой шарик (снежок), крупную и мелкую сосульки. Каждый предмет поместите в отдельную емкость. Понаблюдайте, как они будут таять. Обведите красным кружком то, что растает первым, а желтым кружком — то, что растает после него, зеленым кружком — то, что растает последним.

hello_html_7f8aa63e.jpg

Вывод:

В теплом помещении первым тает снег, а затем лед. Чем толще лед, тем дольше он тает. Вот почему весной водоемы освобождаются ото льда после того, как полностью сойдет снег.

Читайте также:  Каким свойством обладает время

Свойства воздуха

Свеча в банке

Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Зажгите свечу и накройте ее банкой. Наблюдайте, что произойдет со свечой. Почему свеча погасла? Отметьте на рисунке, что пламя свечи погасло. Например, зачеркните пламя.

hello_html_m73a22209.jpghello_html_m7e5dafe0.jpghello_html_m4806ef2e.jpg

Вывод:

Для горения необходим кислород, который содержится в воздухе.

Свойства воздуха

Имеет ли воздух вес?

Как вы думаете, весит ли воздух?

Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар? Обозначьте стрелкой, как изменилось положение вешалки.

hello_html_m310759f1.jpghello_html_m4644bf04.jpg

Вывод:

Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.

Свойства воздуха

Может ли воздух двигаться?

Как вы думаете, может ли воздух двигаться?

Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Пока обогреватель холодный, ленточка висит неподвижно. Включите обогреватель. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?

Покажите на рисунке, как ленточка двигается от потока воздуха. Нарисуйте стрелочки с правой и левой сторон от ленточки.

hello_html_m54ff370c.jpg

hello_html_7b7f22ce.jpg

Вывод:

Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, он становится легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.

Свойства воздуха

Может ли воздух сжиматься?

Как вы думаете, может ли воздух сжиматься?

Надуйте два воздушных шара так, чтобы они были одинакового размера. Первый шар повесьте в групповой комнате, а второй шар за окном. (Эксперимент проводится в холодное время года.) Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Нарисуйте шары.

(Условные обозначения: Т — тепло, X — холодно.)

hello_html_m64c25db.jpg

Вывод:

Воздух на холоде сжимается, поэтому шарик стал меньше.

Свойства воздуха

Как воздух помогает плавать

1. Как вы думаете, может ли воздух помогать предметам плавать?

Возьмите две одинаковые пластмассовые бутылочки. Одну бутылочку плотно закройте крышкой, а вторую оставьте открытой. Какая из бутылочек будет плавать? Опустите бутылочки в воду. Что произошло? Открытая бутылка наполнится водой и тут же пойдет на дно, бутылка с плотно закрытой крышкой будет плавать.

hello_html_m5a9c3c70.jpghello_html_m2283542c.jpghello_html_7f6f24f4.jpg

2. Опустите в воду резиновый мяч, воздушный шар. Убедитесь, что они плавают. Почему?

Нарисуйте, что произошло с предметами после того, как их опустили в воду. hello_html_m2278612c.jpg

Вывод:

Воздух легче воды, он заполнил бутылку и не дал ей утонуть. Предметы, заполненные воздухом, называются полыми. Они всегда плавают.

Свойства воздуха

Что такое конденсация

Как вы думаете, можно ли сделать воду из воздуха?

В морозильной камере заранее заморозьте кубики льда. Стеклянную банку наполните кубиками льда. Потрогайте банку и убедитесь в том, что она стала холодной. Через некоторое время наружная поверхность банки покроется мелкими капельками воды. Чтобы в этом убедиться, протрите банку сухой салфеткой. Салфетка намокнет. Откуда на поверхности банки появилась вода?

Нарисуйте, что произойдет с банкой после того, как ее наполнили кубиками льда. Объясните, почему банка покрылась капельками воды.

hello_html_1a5b400f.png

Вывод:

В воздухе есть водяной пар, он охладился и превратился в капли воды, которые можно увидеть глазом. Это явление называется конденсацией.

Свойства воздуха

Воздух легче воды

Как вы думаете, что легче — воздух или вода?

В емкость с водой погрузите пустую алюминиевую банку так, чтобы она наполнилась водой и утонула. В банку вставьте конец пластмассовой трубочки. Подуйте в трубку. Наблюдайте, как банка поднимется на поверхность. Почему это происходит?

Нарисуйте банку, которая всплыла на поверхность.

hello_html_m6735f3b0.jpghello_html_288ad83a.jpg

Вывод:

Воздух, которым наполнили банку, вытеснил воду. А поскольку воздух легче воды, то и банка стала легче и поднялась на поверхность.

Свойства воздуха

Упругий ли воздух?

Как вы думаете, воздух упругий или нет?

1. Возьмите одноразовый шприц с отрезанным верхом и вставьте в него второй поршень так, чтобы поршни оказались один напротив другого. Между поршнями оставьте промежуток из воздуха 2-3 см. Надавите на поршень и наблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. Почему так произошло? Нарисуйте, что произошло с верхним поршнем.

hello_html_10eecee8.jpg

2. С усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется и не даст поршням встретиться. Зарисуйте синим карандашом воздух внутри поршня.

hello_html_289dbf11.jpg

Вывод:

Если воздух сжать, он становится упругим.

Источник

Экспериментальная деятельность старших дошкольников, является одним из
методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на
выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и
обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов),
способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет
знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к
конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как
самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных
ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится
определяющим для построения обучения.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому
старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех
усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная
деятельность.

Цель экспериментального обучения состоит в том, чтобы создать условия,
при которых дети:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных
    источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и
    практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем,
    сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения
    гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Задачи:

  • закрепить знания детей о свойствах воздуха:
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными,
    прилагательными и глаголами по теме;
  • развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;
    воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в
    окружающем мире;
  • воспитывать экологическую культуру;
  • воспитывать аккуратность при работе.

Ход экспериментальной деятельности

То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!

На первом этапе работы приготовили карточки с различными изображениями –
темами будущих исследований. Детей посадили кружком, в центре поставили
небольшой столик так, чтобы каждому было видно всё происходящее. Как только все
удобно устроились, карточки с темами будущих исследований выложили на столе, и
объявили: «Сегодня мы будем учиться проводить самостоятельные исследования – так
же, как это делают взрослые учёные.

Темы постарались подобрать так, чтобы они давали возможность использовать не
только метод наблюдения, но и провести собственные эксперименты: вода, воздух,
земля, огонь, магнит, бумага, камень, мыло, хлеб. Сначала рассмотрели все
представленные карточки и выяснили: «Что же обозначает то, или иное
изображение?». После короткого обсуждения, направляемого педагогом, дети
остановили свой выбор на теме «Воздух». Карточку с изображением, обозначающим
выбранную тему, закрепили на магнитной доске. Остальные аналогичные карточки (с
«темами исследования») пока убрали. Объяснили исследователям: «Их задача –
получит как можно больше новых сведений о том, что является предметом их
исследования и подготовить о нём сообщение – небольшой доклад».

Читайте также:  Какими свойствами обладает показательная функция

Начали с обычных проблемных вопросов: «Как вы думаете, с чего начинает
исследование учёный?», «Что мы должны сделать в начале?». Как мы и предполагали
дети назвали основные методы проведения исследования, но о том, что в первую
очередь «необходимо подумать самому» не высказал предположения никто. Пришлось
подводить детей к нужной идее. Рассказали ребятам о том, что человек без пищи
может прожить две недели, без воды – три дня. А вот без чего человеку будет
очень сложно прожить больше трёх минут? Спросили сначала у детей, что такое
воздух и как можно его увидеть и почувствовать. Ребята не смогли ответить на
поставленные вопросы, что нас нисколько не удивило. Затем составили план
исследования, используя готовые карточки из книги А.И.Савенкова «Методика
исследовательского обучения дошкольников», в соответствии с которым проводилась
вся дальнейшая работа.

Все мы слышали, что нас постоянно со всех сторон окружает воздух. Но его
нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха, а все
разговоры, лишь домыслы перемудривших ученых? Не будем доверять слухам, а
проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими
свойствами он обладает. Условились с ребятами, что будем обозначать воздух
следующим символом-круг в центре, которого стоит точка.

1. «Воздух существует!»

Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при
переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз
отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в
стакане остается сухой.

Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен
воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – газ. Он не имеет размера и
формы, но может заполнить любое пространство

Вывод: Воздух существует!

2. «Воздух – невидимка»

Пусть ребята положат ладошку на грудь и почувствуют, как грудная клетка
поднимается при вдохе и опускается при выдохе. Это входит и выходит воздух,
которым мы дышим.

Предложите детям ладошками зажать рот и нос, а сами посчитайте вслух, сколько
времени (в условных единицах) они могут не дышать. Воздух есть везде: и в
группе, и у нас дома, и на улице, просто мы его не видим, но знаем, что он
всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его и называют «невидимка».

Вывод: Человеку необходим воздух, что бы жить. Воздух бесцветный,
прозрачный (через него всё видно).

3. «Воздух не имеет вкуса»

Предложите детям вдохнуть ртом воздух.

Вывод: Воздух – безвкусный.

4. «Воздух не имеет запаха»

Предложите детям вдохнуть носом воздух. Затем возьмите лимон, чеснок,
одеколон и предложите ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи,

которые распространяются по помещению.

Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи
передавать.

5. «Мы дышим воздухом»


Возьмите стаканы с водой и соломинки для коктейля, и пусть дети выдыхают
воздух через соломинку в воду. В стакане появятся пузырьки воздуха. Это выходит
воздух из наших лёгких. Чем больше воздуха, тем больше пузырей.

Вывод: Мы дышим воздухом.

6. «Сколько воздуха в лёгких»

Наполните доверху пластиковую бутылку водой, закройте крышкой. Затем опустите
бутылку горлышком в ёмкость с водой, снимите крышку (бутылку необходимо держать
под водой), вставьте в горлышко под водой трубку от медицинской капельницы.
Устройство готово. Попросите ребёнка набрать в лёгкие как можно больше воздуха и
дуть изо всех сил в шланг. Воздух будет из лёгких поступать в бутылку и
вытеснять воду, то есть в верхней части бутылки будет образовываться пустота.
Чем больше воздуха ребёнок сумел набрать в свои лёгкие за один вдох, тем больше
воды он сумеет вытеснить из бутылки.

Вывод: Воздух вытесняет воду.

7. «Весёлые пузырьки»

Дайте, детям пустую пластиковую бутылку, и попросите опустить её в таз с
водой. Из горлышка бутылки начинают выходить и подниматься вверх воздушные
пузырьки.

Вывод: Бутылка не пустая – в ней воздух. Воздушные пузырьки
поднимаются к поверхности, потому что воздух легче воды.

8. «Дрессированные изюминки»

Налейте в стакан газированной воды или лимонада и положите в него несколько
изюминок – пусть это будут рыбки. Рыбки упадут на дно. Теперь сделайте пассы
руками: «Крибле, крабле, бумс! Изюминки, – вы рыбки плывите!».

И на глазах изумлённых детей изюминки начнут всплывать. Что, неужели и
правда, изюминки стали рыбками? Да, конечно же нет.

Вначале изюминки тонут, т.к. он тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из
лимонада (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они
всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают
изюминки на поверхность.

9. «Поймаем воздух»

Дайте детям полиэтиленовые пакеты и помогите им захватывающим движением
поймать воздух и закрыть пакет. Пакеты становятся похожи на подушечки.

Вывод: Воздух не «невидимка». Его можно увидеть, заключив в оболочку.

10. «Весёлые игры»

Предложите детям поиграть с мыльными пузырями и воздушными шарами (этим вы
докажите, что воздух легкий). Шарики легко подпрыгивают вверх, а мыльные пузыри
можно перемещать даже дыханием.

Вывод: Воздух очень лёгкий.

11. «Есть ли вес у воздуха?»

Проделаете три отверстия в линейке (длинной не менее 30 см) два по краям и
одно точно в центре. Привяжите один конец шнура к центральному отверстию, а
другой, например, к спинке стула.

Надуйте большой воздушный шар и привяжите его к одному из отверстий на конце
линейки. Ко второму отверстию привяжите баночку или коробочку. Поместите в
баночку немножко песка или риса, чтобы уравновесить воздушный шар. Позвольте
воздуху понемногу выходить из шарика (приклейте к шарику кусочек скотча и
проткните его иголкой). Равновесие нарушается, баночка с грузом опускается вниз.

Вывод: Когда воздух выходит из шарика, шарик становится легче.
Следовательно – воздух имеет вес.

12. «Какой воздух легче?»

Для этого эксперимента понадобятся наши самодельные весы из предыдущего
опыта. Привяжите к одному концу весов легкую пластиковую бутылку или банку вниз
отверстием. Уравновесьте весы с помощью песка или любой крупы.

Зажгите свечу и держите её так, чтобы пламя находилось под отверстием банки.
Равновесие нарушилось. Банка с нагретым воздухом поднимается вверх.

Вывод: Горячий воздух легче холодного занимающего тот же объем.

13. «Живая змейка»

Предложите рассмотреть змейку (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на
нить). Продемонстрируйте ребёнку вращение змейки над горящей свечой. Змейка
вращается, но не опускается вниз. Проведите рукой ребёнка над пламенем, чтобы
определить, что воздух над свечой теплее.

Вывод: Тёплый воздух, поднимаясь вверх, не даёт змейке опускаться.
Воздух движется и заставляет вращаться бумажную спиральку.

14. «Воздух движется»

Предложите ребятишкам помахать веером около лица. Веер движется и как бы
подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, и дети ощущают лёгкий ветерок.

Читайте также:  Какие полезные свойства у ягоды ирга

Вывод: Ветер – это движение воздуха.

15. «Выпуклый и “впуклый” шарик»

Налейте в стеклянную бутылку тёплой воды и дайте ей прогреться несколько
минут. Затем воду вылейте. Срежьте колечко на горловине шарика и натяните шарик
на горлышко бутылки. Он надуется и будет похож на гриб.

Теперь поставьте бутылку в миску с холодной водой и посмотрите, как шарик
втянется в её горлышко.

Вывод: Охлаждаясь, воздух в бутылке сжимается, съёживается и занимает
всё меньше места. На освободившееся место устремляется более тёплый воздух
снаружи. И шарик, который закрывает ему доступ в бутылку, втягивается внутрь.

16. «Сопротивление воздуха»

Возьмите два одинаковых куска обычной газетной бумаги. Скомкайте один из
листов. Поднимите руки высоко вверх и отпустите бумагу падать в свободном
падении. Вы увидите, что лист смятой бумаги сразу падает на землю. Плоский лист
медленно плывет вниз.

Вывод: Воздух сопротивляется движению объектов. Чем больше
поверхность объекта, тем труднее для объекта перемещаться по воздуху. Плоский
лист бумаги имеет большую поверхность, чем смятый комок. Легковые автомобили,
поезда и самолеты имеют обтекаемую форму, чтобы уменьшить площадь поверхности
сопротивления воздуху.

17. «Воздух держит воду»

Положите кусок картона с глянцевой поверхностью (слегка смочить гладкую
поверхность водой) на стакан с водой. Придерживая картон рукой, быстро
переверните стакан и уберите руку (лучше это делать над тазом или раковиной).
Картон будто приклеился к стакану. Вода остаётся в стакане.


Если эксперимент не получился в первый раз, попробуйте еще раз, на этот раз
заполните стакан до самых краев и убедитесь в отсутствии пузыря воздуха между
картоном и стеклом.

Вывод: Вода удерживается в емкости из-за давления воздуха снаружи.
Это давление воздуха больше, чем давление воды на картон.

18. «Можно ли сжать воздух»

Возьмите шприц без иглы и наберите в него воздух. Закройте пальцем отверстие
и сильно надавите на поршень. Сначала поршню будет трудно двигаться, а потом он
и вовсе остановится. А палец, закрывающий отверстие, будет испытывать на себе
сильное давление.

Теперь, продолжая закрывать отверстие, отпустите поршень, он вернётся в
первоначальное положение.

Вывод: Воздух можно сжимать,– поршень это и делает. При сжатии
усиливается давление воздуха и на палец, и на поршень. Но сжатый воздух
стремиться расшириться, то есть вернуться в первоначальное положение.

19. «Воздух давит на воду»

Возьмите шприц без иглы наберите в него немного воздуха, а затем сделайте
забор воды.

Надавите на поршень (не забудьте подставить ёмкость). Поршень начинает давить
на воздух, который в свою очередь оказывает давление на воду в шприце и вода
вытекает из шприца.

Вывод: Воздух стремиться сохранить своё первоначальное положение,
поэтому вытесняет воду из шприца.

20. «Реактивный шарик»

Предложите детям надуть воздушные шары и отпустить их. Обратите внимание на
траекторию и длительность его полета шариков. Помогите детям сделать вывод, что
для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть.

Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную
сторону. Расскажите, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в
противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

21. «Свеча в стакане»

Предложите ребятам выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь
ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделайте следующее:
зажгите свечу, накройте ее банкой и понаблюдайте до тех пор, пока она не
погаснет.

Подведите детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при
этом превращается в газ.

Вывод: Когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди
используют это для тушения огня при пожарах.

22. «Можно ли лежать на воздушных шариках?»

Предложите ребёнку встать на воздушный шарик. Ну, конечно же, у него ничего
не получится. А теперь пусть он попробует сесть на него. Ну что? Опять ничего не
получилось? А теперь спросите у детей: «Раз на нём нельзя ни стоять, ни сидеть,
может быть, на нём можно лежать?» Лежать тоже невозможно?

А теперь сделаем так, чтобы на воздушных шариках можно было, и стоять, и
сидеть. И лежать. Как? Очень просто!

Возьмите большой полиэтиленовый пакет. Лучше, чтобы он был плотным, а не
тонким и, кроме того, не имел ни одной дырочки.

Надуйте столько воздушных шариков, чтобы их можно было уложить в этот большой
мешок, и завяжите узел. Теперь на этот импровизированный матрац положите
перевёрнутый вверх ножками детский столик, чтобы его тяжесть распределилась
равномерно на все шарики.

И вот, вуаля! Теперь можно и стоять, и сидеть, и лежать на воздушных шариках.

Вывод: Воздух упругий. Помещенный в определённую оболочку, воздух
может быть очень полезен в повседневной жизни.

Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
В трубочки подули разом.
Потом на радость детворы
Надували мы шары.
Всю эту так сказать работу
Назвали умным словом «опыт».

Все сведения мы с ребятами проанализировали и обобщили. Естественно, пришлось
активно помогать, юным исследователям, обобщать полученные данные. Для детей это
было очень сложной задачей. Но вместе с тем мы понимали, что на данном
материале, как ни на каком другом, можно развивать мышление, творческие
способности, речь ребёнка.

После обобщения информации два добровольца-исследователя по очереди дополняя
друг друга, поглядывая на опорные схемы (Приложение 1),
сделали доклад.

По итогам защиты мы поощрили не только докладчиков, но и тех, кто задавал
«умные», интересные вопросы.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с
миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования
дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность,
почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Совместное
экспериментирование поможет ребёнку узнать ответы на интересующие его вопросы,
сделать правильные выводы, а так же услышать доказательства более доступным
языком. Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на
эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление
здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.

Список литературы:

  1. Данюкова А.

Вы любите проекты? //Обруч. -2001.-№4.-с. 11-13.

  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В.
  • Неизведанное рядом:
    Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ «Сфера»,
    2001.-192с.

  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для
    руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост. : Л. С. Киселева и
    др. – М. : АРКТИ, 2003.– 96 с.

  • Рагулина Л., Крюкова Н., Каргопольцева Л
  • . Бизнес проект в ДОУ.
    //Обруч. – 2002.– № 6.– С. 7-9.

  • Савенков А.И.
  • Методика исследовательского обучения дошкольников. –
    Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом
    «Фёдоров»,2010.-128с.

    Источник