Какой новый продукт появился в европе

Революцию в расширении ассортимента продовольствия произвело открытие Америки в 1492 г. Из-за океана хлынул поток овощей и фруктов, растений и животных, которых прежде в Европе никогда не было. Картофель, помидор, тыква, кабачок, болгарский перец, сладкий и горький перец, кукуруза, фасоль, бобы, ваниль, табак, какао, диковинные фрукты и ещё десятки позиций.

Знаем ли мы, откуда взялась еда? Ведь у пищевых продуктов, как и у стран и народов есть своя история. И сегодняшнее разнообразие пищи, которой может лакомиться человек, было таким не всегда.

Флора настолько обогатилась, что в наши дни вызывает недоумение та скудность традиционного набора продуктов, которыми питались наши далёкие предки. Как говорится, щи да каша — пища наша.

Из-за того, что не было нормального севооборота, европейские злаки давали скудные всходы, а неурожайный год грозил голодом и вспышками эпидемий.

Обратный поток продуктов принёс на оба американских материка разные сорта пшеницы и культурное разнообразие злаков, капусту, свеклу, лук, морковь, огурцы, баклажан, редис, лимоны, арбуз, грушу, апельсин, яблоко, банан, кофе, цветы, сорняки и домашних животных. Лошади, коровы, свиньи, козы, овцы, даже собаки — всё из Европы.

Колумбов обмен — перемещение большого количества растений и животных, технологий и культурных достижений, а также групп населения (в том числе принудительное переселение рабов) из Старого Света в Новый и наоборот в результате открытия Америки Христофором Колумбом в 1492 году.

Я пересматривала этот документальный фильм неоднократно, всякий раз удивляясь столкновению двух миров, многообразию обмена. И не только позитивом — культурами, традициями, знаниями, технологиями, предметами и изделиями, флорой и фауной, но и негативом — болезнями, пагубными страстями и прочими прелестями.

National Geographic: Мир до и после Колумба / America Before Columbus (2009):

Режиссёр: Кристина Треби, произведено: Gruppe 5 Filmproduktion, National Geographic Channel, Zweites Deutsches Fernsehen (ZDF) (США, Германия)

Это две серии по 50 минут, очень рекомендую.

Испанцы привезли в Новый Свет много болезней, против которых у индейцев не было иммунитета: корь, туберкулез, золотуху, чуму, тиф, инфлюэнцу, грипп, малярию, дифтерию, скарлатину, коклюш и оспу. До завоевания испанцами империя ацтеков насчитывала около 20 млн человек. От эпидемии оспы в 1521 г., после падения Теночтитлана, погибло примерно 10% ацтеков, а после по центральной Америке прокатились эпидемии оспы (1545-1548) и тифа (1576-1581), унеся жизни ещё 40% индейцев. И это было только начало…

Первые конкистадоры продвигались по американскому континенту с боями, а их последыватели уже практически не встречали сопротивления — привезённые болезни шли в авангарде, выкашивая коренное население, и удивлённым европейцам встречались покинутые селения и брошенные пастбища.

Американские индейцы отомстили захватчикам единственным смертельно опасным биологическим агентом, зато каким. По-научному — это микроб спирохета (Treponema pallidum), возбудитель сифилиса, который по непонятным причинам, достигнув Европы оказался настолько вирулентным, что на протяжении 60-70 лет почти все заболевшие умирали через несколько месяцев в ужасных страданиях.

Если вам понравилась публикация – не забудьте:

– нажать “палец вверх”;

– подписаться на канал;

– оставить комментарий.

Источник

Ìàññèìî Ìîíòàíàðè. “Ãîëîä è èçîáèëèå.
Èñòîðèÿ ïèòàíèÿ â Åâðîïå”

Êíèãà èòàëüÿíñêîãî èñòîðèêà âûøëà â Èòàëèè â 1993 ãîäó (ó íàñ åå íàïå÷àòàëè â 2009-ì). Íåñìîòðÿ íà ìàëûé îáúåì (âñåãî 210 ñòðàíèö), ðàáîòà ïîëó÷èëàñü âåñüìà çàíèìàòåëüíàÿ è èíôîðìàòèâíàÿ. Î÷åíü ìíîãèå èñòîðè÷åñêèå ñî÷èíåíèÿ, ïîñâÿùåííûå áèîãðàôèè Åâðîïû, ãðåøàò îäíîñòîðîííîñòüþ: ãëàâíîå âíèìàíèå àâòîðû óäåëÿþò âîéíàì, ðåëèãèîçíûì âîïðîñàì è äèíàñòè÷åñêèì ðàñïðÿì, çàáûâàÿ ïðî îñòàëüíûå àñïåêòû æèçíè ÷åëîâå÷åñêèõ ïîïóëÿöèé. Ìîíòàíàðè â ñâîåé êíèãå çàïîëíÿåò îäèí èç òàêèõ ïðîáåëîâ â èñòîðèè Åâðîïû, ñâÿçàííûé ñ ïèòàíèåì.
 
Ñêàæè ìíå, ÷òî òû åøü, è ÿ ñêàæó, êòî òû – èìåííî òàê íà÷èíàåò ñâîé êóëèíàðíî-èñòîðè÷åñêèé îáçîð Ìîíòàíàðè. ×åì îòëè÷àëàñü ðèìñêàÿ öèâèëèçàöèÿ îò âàðâàðîâ? Î÷åíü ìíîãèì, âêëþ÷àÿ è ïèòàíèå. Ðèì – âåãåòàðèàíñêàÿ êóëüòóðà. Îñíîâíûå ïðîäóêòû, ïîòðåáëÿåìûå ðèìñêèì ãðàæäàíèíîì: ïøåíè÷íûé õëåá, îëèâêîâîå ìàñëî è âèíî. Åëè ðèìëÿíå è ìÿñî, è îâîùè, è ðûáó, íî âñå ýòî áûëè âòîðîñòåïåííûå ïðîäóêòû. À âîò áåç òðåõ ïåðâûõ ïðåäñòàâèòü ðèìñêóþ öèâèëèçàöèþ ïðîñòî íåâîçìîæíî. À êàêîé îñíîâíîé ïðîäóêò áûë ó ãåðìàíñêèõ âàðâàðîâ? – Ñâèíèíà! À ïèëè ãåðìàíöû êîáûëüå ìîëîêî è ïèâî (áåç õìåëÿ).

 Ðèìå öåíèëàñü óìåðåííîñòü â åäå, ó ãåðìàíöå⠖ ñïîñîáíîñòü ñúåñòü êàê ìîæíî áîëüøå ìÿñà. È ÷òî ëþáîïûòíî, æèëè ñûòíî íå òîëüêî ñàìè ãåðìàíöû, íî è èõ ñâèíüè. Íàáèðàþùèå âåñ õðþøêè ó äðåâíèõ ãåðìàíöåâ ïîäðàñòàëè â ãîðàçäî áîëåå êîìôîðòíûõ óñëîâèÿõ, ÷åì ñîâðåìåííûå ñâèíüè: îíè ïàñëèñü â ëåñàõ. È ðå÷ü èäåò íå î äèêèõ êàáàíàõ, à èìåííî î äîìàøíèõ ñâèíüÿõ!  ðàííåì Ñðåäíåâåêîâüå íà îïðåäåëåííîì ýòàïå äàæå ëåñ èçìåðÿëñÿ â ñâèíüÿõ! Ðàçìåð ëåñíûõ óãîäèé çàâèñåë îò òîãî, ñêîëüêî õðþøåê ìîãëè òàì ïðîêîðìèòñÿ.

Íåêîòîðûå ëþäè, æðóùèå âñå ïîäðÿä, î÷åíü ëþáÿò ññûëàòüñÿ íà ïðåäêîâ è òðàäèöèè: ìîë, ìîé äåä æðàë âñå, îòåö æðàë, è ÿ áóäó æðàòü! È èäèòå âû â îäíî ìåñòî ñî ñâîèìè äèåòàìè! Íî íà ñàìîì äåëå íàøè ïðåäêè íå áûëè âñåÿäíûìè, è èõ ðàöèîí áûë âåñüìà îãðàíè÷åííûì. È ïðåäêè ïðèäåðæèâàëèñü ðàçäåëüíîãî ïèòàíèÿ: ìÿñî è õëåá (â ðàçëè÷íûõ âèäàõ) íå ñìåøèâàëè. Ñîâðåìåííàÿ åâðîïåéñêàÿ òðàäèöèÿ ñîâìåùåíèÿ ìÿñà è õëåáà êàê îñíîâíûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ îñíîâàíà íà ñèìáèîçå ðèìñêîé è âàðâàðñêîé ñèñòåì ïèòàíèÿ, êîòîðûé âîçíèê ëèøü ïîñëå êðóøåíèÿ Çàïàäíîé Ðèìñêîé èìïåðèè. Äà è òî íå ñðàçó, è íå âî âñåõ ìåñòíîñòÿõ Åâðîïû.

Âåñüìà ëþáîïûòíî áûëî óçíàòü èç êíèãè, ÷òî â Äðåâíåì Ðèìå õëåá äîëæåí áûë áûòü îáÿçàòåëüíî ïøåíè÷íûì, à ðîæü ñ÷èòàëàñü ñîðíÿêîì. Ïîìíèòå îá ýòîì, êîãäà ïðèõîäèòå â ìàãàçèí çà ïðîäóêòàìè! Ëèøü êîãäà Ðèìñêàÿ èìïåðèÿ ñòàëà ðàçðóøàòüñÿ, ðîæü â Åâðîïå ïðåâðàòèëàñü â îñíîâíîé çëàê, ïîñêîëüêó åå âûðàùèâàòü áûëî íàìíîãî ëåã÷å. Èìåííî ïîýòîìó ó íàñ òàê ïîïóëÿðåí ðæàíîé õëåá.

Ðåøàþùåå ñîáûòèå â èñòîðèè åâðîïåéñêîãî ïèòàíèÿ ïî Ìîíòàíàðè áûëî ñâÿçàíî ñ îòìåíîé ïðàâ ñâîáîäíîãî äîñòóïà â ëåñ äëÿ áîëüøèíñòâà íàñåëåíèÿ. Ýòè ïðàâà áûëè óçóðïèðîâàíû ôåîäàëàìè. Äàííîå îáñòîÿòåëüñòâî ïðèâåëî ê êà÷åñòâåííîìó èçìåíåíèþ ïèòàíèÿ íèçøèõ ñëîåâ, ëèøåííûõ âîçìîæíîñòè äîáûâàòü ëåñíóþ äè÷ü è âûðàùèâàòü ñâèíåé íà ëåñíîé ïèùå.

Äëÿ áîëüøèíñòâà êðåñòüÿí îñíîâíîé åäîé ñ 11 ñòîëåòèÿ ñòàíîâèòñÿ ðæàíîé õëåá è ëèøü íà ñðåäèçåìíîìîðñêîì ïîáåðåæüå ãëàâíîé çëàêîâîé êóëüòóðîé îñòàåòñÿ ïøåíèöà.

Читайте также:  Сочетание каких продуктов вызывает диарею

Íà ïðîòÿæåíèè ïîñëåäíèõ äâóõ òûñÿ÷åëåòèé Åâðîïà ïðîõîäèëà ÷åðåç ðàçëè÷íûå ïåðèîäû â ïëàíå îáåñïå÷åíèÿ íàñåëåíèÿ ïðîäóêòàìè ïèòàíèÿ. Íåïðàâèëüíî ãîâîðèòü î òîì, ÷òî â Ñðåäíåâåêîâüå íàñåëåíèå ãîëîäàëî, à â ýïîõó Âîçðîæäåíèÿ è Íîâîå âðåìÿ ñèòóàöèÿ ñòàíîâèòñÿ ëó÷øå. Òàêîé çàâèñèìîñòè íåò. Ê ïðèìåðó, 12-13 âåêà â Çàïàäíîé Åâðîïå (ïîçäíåå Ñðåäíåâåêîâüå) – äîñòàòî÷íî áëàãîïðèÿòíîå âðåìÿ. Ýêîíîìèêà ðàñòåò, ãîëîäîâêè íàñåëåíèÿ âåñüìà ðåäêè. Íî â 70-å ãîäû 13 ñòîëåòèÿ íà÷èíàåòñÿ ýêîíîìè÷åñêèé êðèçèñ, è óæå â íà÷àëå ñëåäóþùåãî âåêà â Åâðîïó ïðèõîäèò ãîëîä. Íà Ïèðåíåÿõ â 1302 ãîäó âûìèðàåò äî ÷åòâåðòè íàñåëåíèÿ. À â 1347 ãîäó â Åâðîïó çàÿâèëàñü ÷åðíàÿ êðûñà è ïðèíåñëà ÷óìó. Åñòü ìíåíèå, ÷òî èìåííî äëèòåëüíîå ãîëîäàíèå ñïîñîáñòâîâàëî ñîêðóøàþùåìó óäàðó ÷óìû ïî îñëàáëåííîìó íàñåëåíèþ.

Íî æèçíü êàê çåáðà. Ïîñëå ýïèäåìèè ÷óìû æèòü â Åâðîïå ñòàíîâèòñÿ ëó÷øå, âåñåëåé è ñûòíåé. Åäîêîâ ñòàíîâèòñÿ ãîðàçäî ìåíüøå, è ìÿñî âíîâü ñòàíîâèòñÿ äîñòóïíî øèðîêèì ñëîÿì íàñåëåíèÿ. Îñîáåííî ìíîãî ìÿñíûõ ïðîäóêòîâ â òî âðåìÿ óïîòðåáëÿëè â Ãåðìàíèè, Ïîëüøå, Øâåöèè, Àíãëèè è Íèäåðëàíäàõ. Äàæå íà êðåñòüÿíñêîì ñòîëå ýòîò ïðîäóêò ñòàë âñòðå÷àòüñÿ âåñüìà ÷àñòî. Íî åñëè êðåñòüÿíå äîâîëüñòâîâàëèñü â îñíîâíîì ìÿñîì îò ñâèíåé, êîòîðûå ñîäåðæàëèñü â ñòîéëå (äîñòóï ê ëåñó áûë äëÿ êðåñòüÿí çàêðûò), òî ãîðîä ïåðåøåë íà ãîâÿäèíó è áàðàíèíó. Íî íå âåçäå â Åâðîïå îáúåäàëèñü ìÿñîì – íà ïîáåðåæüå Ñðåäèçåìíîãî ìîðÿ ïî-ïðåæíåìó ïðèäåðæèâàëèñü âåãåòàðèàíñêèõ òðàäèöèé â ïèòàíèè – êàê è â ðèìñêèå âðåìåíà. Ñûòíûå åâðîïåéñêèå âðåìåíà ïðîäîëæàëèñü äî 16 âåêà.

Ïîñëå ïðî÷òåíèÿ êíèãè Ìîíòàíàðè ñòàíîâèòñÿ ïîíÿòíî, ïî êàêîé ïðè÷èíå íåêîòîðûå ïðèâû÷íûå ñåé÷àñ ïðîäóêòû ïèòàíèÿ ïîïàëè â  åâðîïåéñêîå ìåíþ.

Ñèëüíîå âëèÿíèå íà äèåòó ÷åëîâåêà òåõ âðåìåí îêàçûâàëà êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü, êîòîðàÿ ñî ñâîèìè ïîñòíûìè äíÿìè ïîðòèëà íàñòðîåíèå òîãäàøíèì ìÿñîåäàì: èì çàïðåùàëîñü óïîòðåáëÿòü ìÿñî â ïèùó îò 140 äî 160 äíåé â ãîäó! È òîãäàøíèå ïîïû äîáèâàëèñü ñâîåãî îòíþäü íå óãîâîðàìè. Ïðè Êàðëå Âåëèêîì íàðóøèòåëÿì ïîñòà ãðîçèëà ñìåðòíàÿ êàçíü! Íî ðûáó åñòü ðàçðåøàëîñü. È ðûáà â òàêèõ “ïîñòíûõ” óñëîâèÿõ ñòàëà ïðîäóêòîì, êîòîðûé çàìåíÿåò ìÿñî, è òåì ñàìûì åå ðîëü â ðàöèîíå ðåçêî âîçðîñëà ïî ñðàâíåíèþ ñ àíòè÷íûìè âðåìåíàìè. Áåäà áûëà â òîì, ÷òî ýòî ïðîäóêò ñêîðîïîðòÿùèéñÿ, íî è çäåñü áûë íàéäåí âûõîä: ðûáó ñòàëè ñîëèòü è âÿëèòü. Ýêîíîìèêà öåëûõ åâðîïåéñêèõ ðåãèîíîâ áûëà îñíîâàíà íà çàãîòîâêå ðûáû. À âñå èç-çà òîãî, ÷òî ïîïû ïåðåãíóëè ïàëêó ïî ïîâîäó ïîñòíûõ äíåé.

×òî èíòåðåñíî, íî ïðîòåñòàíòû ðàçîøëèñü ñ êàòîëèêàìè è íà ïî÷âå îòíîøåíèÿ ê åäå. Ëþòåð îòâåðã ïîñòû, êîòîðûìè êàòîëè÷åñêàÿ öåðêîâü ìó÷èëà íàðîä.  îòëè÷èå îò èòàëüÿíöåâ è äðóãèõ þæàí, ìÿñîåäàì-ãåðìàíöàì áûëî òðóäíî áåç ìÿñà âî âðåìÿ ïîñòîâ. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî áóíò ïðîòèâ âëàñòè ïàïû íàøåë ñâîþ ïîääåðæêó èìåííî â Ãåðìàíèè è â òåõ ìåñòíîñòÿõ Åâðîïû, ãäå ìÿñî èñòîðè÷åñêè áûëî åäîé ¹ 1.
 
 ýïîõó Âîçðîæäåíèÿ â Åâðîïå ïîÿâëÿþòñÿ è äðóãèå çíàêîìûå íàì ñåé÷àñ ïðîäóêòû, êîòîðûå åâðîïåéöû ðàíåå íå óïîòðåáëÿëè.  Èñïàíèè øèðîêîå ðàñïðîñòðàíåíèå ïîëó÷èë ðèñ.  Çàïàäíîé Åâðîïå â 17 âåêå ñòàëà ïîïóëÿðíà ãðå÷èõà. Îòêðûòèå Àìåðèêè ïðèâåëî ê øèðîêîìó êóëüòèâèðîâàíèþ ìàèñà, êîòîðûé, âïðî÷åì, áîëüøå ñ÷èòàëñÿ êîðìîâîé êóëüòóðîé, ÷åì ïèùåâîé.  18 âåêå Åâðîïó çàâîåâàë êàðòîôåëü. 

Êàçàëîñü áû, ðàçíîîáðàçèå ñòîëà äîëæíî óëó÷øàòü ïèòàíèå íàñåëåíèÿ, íî âñå áûëî íàîáîðîò. Áîëüøàÿ ÷àñòü íîâûõ ïðîäóêòîâ ïîÿâèëàñü êàê çàìåíà òðàäèöèîííûì ìÿñó è õëåáó, ïîýòîìó ðàñïðîñòðàíåíèå íîâûõ ïðîäóêòîâ ñîïðîâîæäàëîñü óõóäøåíèåì ïèòàíèÿ ïðîñòîãî íàðîäà. Ñ ñåðåäèíû 16 ñòîëåòèÿ åâðîïåéöû åëè âñå ìåíüøå è ìåíüøå ìÿñà, êðîìå ãîðíûõ ïàñòóøåñêèõ ðàéîíîâ. Ýòîìó ñïîñîáñòâîâàë ðîñò íàñåëåíèÿ, çàïðåò äåðæàòü ñêîòèíó â ãîðîäå èç-çà óâåëè÷åíèÿ ïëîòíîñòè ãîðîäñêîé çàñòðîéêè, ñîêðàùåíèå òîðãîâëè ñ Âîñòîêîì èç-çà òóðêîâ. Ñíà÷àëà íà çàìåíó ìÿñó ïðèõîäèò õëåá, íî íå ïøåíè÷íûé, à èç ñìåñè çëàêîâ. Ïîçæå è õëåá áóäåò âûòåñíåí êàðòîôåëåì è êóêóðóçîé. ×åì áîëüøå õëåáà â ðàöèîíå – òåì ñèëüíåå âîçäåéñòâóþò íà íàñåëåíèå íåóðîæàéíûå ãîäû. À íåóðîæàè â òî âðåìÿ ñòàíîâÿòñÿ ñëèøêîì ÷àñòûìè.  17 âåêå åâðîïåéñêîå íàñåëåíèå ïðîõîäèò ÷åðåç íåñêîëüêî òÿæåëûõ ãîëîäîâîê.

Ñàõàð â Åâðîïó ïîïàäàåò äîñòàòî÷íî ïîçäíî: â 14-15 âåêàõ. Óïîòðåáëåíèå ñàõàðà áûëî áîëüøå õàðàêòåðíî äëÿ ñðåäèçåìíîìîðñêèõ ñòðàí.  16 ñòîëåòèè ñàõàð – îäèí èç îñíîâíûõ ïðîäóêòîâ ïèòàíèÿ, êîòîðûé èñïîëüçóåòñÿ äëÿ ïðèãîòîâëåíèÿ áëþä, íî íå äëÿ ïîäñëàùèâàíèÿ íàïèòêîâ. Ïüþò åâðîïåéöû â ýòî âðåìÿ íå ÷àé è êîôå, à “ñòàðîå äîáðîå” âèíî è ïèâî. È ïüþò ìíîãî.

Îäèí-äâà ëèòðà âèíà èëè íåñêîëüêî ëèòðîâ ïèâà íà ÷åëîâåêà â äåíü – ýòî áûëà íîðìà äëÿ òîãäàøíåé Åâðîïû. Ïèëè òàê ìíîãî ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî õîòåëè ïèòü. Íóæíî ó÷èòûâàòü, ÷òî ëþäè â òî âðåìÿ åëè ìíîãî çàñîëåííûõ ïðîäóêòîâ, à çàïèâàòü èõ ïðîñòîé âîäîé áûëî íåëüçÿ – â ëó÷øåì ñëó÷àå åå ðàçáàâëÿëè âèíîì êàê àíòèñåïòèêîì. Âèíó ïðèïèñûâàëèñü è ëå÷åáíûå ñâîéñòâà. Êàê ñâèäåòåëüñòâóþò äîêóìåíòû, áîëüíûå ïèëè åãî äàæå â áîëüíèöàõ! Âñå-òàêè ëþäè èç äàëåêîãî ïðîøëîãî â ðÿäå àñïåêòîâ áûëè ãîðàçäî ðàçóìíåå íûíåøíåãî ïîêîëåíèÿ. Íàøè ñîâðåìåííûå ðîññèéñêèå  “èíòåëëåêòóàëû” äîøëè äî òîãî, ÷òî ïèâî è âèíî ïðèðàâíÿëè ê âîäêå! À èñòîðèÿ ñâèäåòåëüñòâóåò, ÷òî âðåäà îò ïèâà è âèíà, êðîìå ïîëüçû, íåò. Ïèëè âèíî è ïèâî, “íå ïðîñûõàÿ”, â Åâðîïå, à ñïèëàñü ïî÷åìó-òî Ðîññèÿ… Ñ ýòèìè ñàìèìè “èíòåëëåêòóàëàìè” âî âëàñòè.

Êîôå è ÷àé íà÷èíàþò âõîäèòü â ìîäó òîëüêî â íà÷àëå 17 ñòîëåòèÿ, êàê è êðåïêèå ñïèðòíûå íàïèòêè (âîäêà, ðîì, âèñêè, äæèí). Ñíà÷àëà â Åâðîïó ïðèøëî êîôå, ïîçàèìñòâîâàííîå ó òóðîê, ïèòü ÷àé ñòàëè ÷óòü ïîçæå. È êîôå, è ÷àé áûëè äîëãîå âðåìÿ ýëèòàðíûìè íàïèòêàìè, íî ê êîíöó 18 âåêà â íåêîòîðûõ ñòðàíàõ îíè óæå óïîòðåáëÿëèñü ñàìûìè øèðîêèìè íàðîäíûìè ìàññàìè. È ÷àé, è êîôå óñïåøíî âûòåñíÿëè â Åâðîïå âèíî è ïèâî. Íàøè äåïóòàòû ïîëàãàþò, ÷òî âñå ìîæíî ðåøèòü çàïðåòàìè, à èñòîðèÿ íàì ïîêàçûâàåò, ÷òî îäíà ìîäà (â òîì ÷èñëå è â ïèòàíèè) óñïåøíî âûòåñíÿåòñÿ íå çàïðåòàìè, à äðóãîé ìîäîé.

18 ñòîëåòèå â Åâðîïå õàðàêòåðèçóåòñÿ ðåçêèì ðîñòîì íàñåëåíèÿ, ÷òî ïîâëåêëî çà ñîáîé àãðîòåõíè÷åñêóþ ðåâîëþöèþ â ñåëüñêîì õîçÿéñòâå: ïîñåâíûå ïëîùàäè íå ïðîñòî ðàñøèðÿþòñÿ – ìåíÿåòñÿ ñàì ñïîñîá èõ èñïîëüçîâàíèÿ. Ðàñòåò ðîëü êàðòîôåëÿ, êîòîðûé â îòëè÷èå îò çåðíîâûõ ìåíåå çàâèñèì îò êëèìàòè÷åñêèõ èçìåíåíèé (äà è âîåííûõ äåéñòâèé), à òàêæå ïîçâîëÿåò ïðîêîðìèòü áîëüøåå êîëè÷åñòâî ëþäåé íà ðàâíûõ ïîñåâíûõ ïëîùàäÿõ. Ïî òîé æå ïðè÷èíå íàáëþäàåòñÿ ðîñò ïðîèçâîäñòâà êóêóðóçû. Ãîëîäîâîê íàñåëåíèÿ ýòî íå îñòàíîâèëî, íî ìàññîâîãî âûìèðàíèÿ åâðîïåéöåâ â 18 âåêå óæå íå íàáëþäàëîñü.

Читайте также:  Витамин е какой продукт употреблять

Ê ñîæàëåíèþ, íà îäíîé êóêóðóçå íå ïðîæèâåøü. Ïåðåõîä ïðîñòîãî íàðîäà íà ýòîò ïðîäóêò ïðèâåë ê ðàñïðîñòðàíåíèþ íà êîíòèíåíòå ñòðàøíîãî çàáîëåâàíèÿ ïåëëàãðû, âûçâàííîé íåäîñòàòêîì íèêîòèíîâîé êèñëîòû. Êîãäà íàñåëåíèå íå èìåëî âîçìîæíîñòè ðàçíîîáðàçèòü ñâîé ðàöèîí è âûæèâàëî òîëüêî çà ñ÷åò êóêóðóçû – åãî ïîðàæàëà ïåëëàãðà. Ìîíòàíàðè: “ïåëëàãðà äâèãàëàñü ñëåäîì çà êóêóðóçîé”.

Íî êàðòîôåëü èëè êóêóðóçà íå âåçäå ñòàëè ãëàâíîé ïèùåé ïðîñòîãî íàñåëåíèÿ.  Öåíòðàëüíîé è Þæíîé Èòàëèè èõ ìåñòî çàíÿëà ïàñòà (“ìàêàðîíû”). Ýòî áûë õëåá, êîòîðûé ìîã õðàíèòñÿ î÷åíü äîëãî, ÷òî áûëî íåçàìåíèìî ïðè íåóðîæàÿõ. Íàñåëåíèå þæíîé Èòàëèè íå ãîëîäàëî, â îòëè÷èå îò òåõ ðàéîíîâ Åâðîïû, êîòîðûå çàâèñåëè îò êàðòîôåëÿ èëè êóêóðóçû.   Åâðîïå ïàñòà ñòàëà èçâåñòíà â 12 âåêå – íà Ñèöèëèè. È èìåííî ñèöèëèéöåâ ïåðâûìè ïðîçâàëè “ìàêàðîííèêàìè”. À ñ 18 ñòîëåòèÿ ýòî “ïî÷åòíîå” ïðîçâèùå ïåðåøëî ê íåàïîëèòàíöàì.

Ðåøàþùèé ïåðåëîì â ïèòàíèè ïðîñòûõ åâðîïåéöåâ ïðîèçîøåë â êîíöå 19-ãî ñòîëåòèÿ. Ïðîìûøëåííàÿ ðåâîëþöèÿ ïîçâîëèëà ëþäÿì îïÿòü âñïîìíèòü î ìÿñå. Ê êîíöó âåêà ê òðàäèöèîííîìó äëÿ ãåðìàíñêîé Åâðîïû ìÿñíîìó ñòîëó âåðíóëèñü àíãëè÷àíå, à âñå îñòàëüíûå åâðîïåéöû (íå ïîïàâøèå â ñîâåòñêóþ çîíó îêêóïàöèè) â 50-å ãîäû 20 âåêà. Íî òàêîé âîçâðàò ê ñûòíîìó ïðîøëîìó êàñàåòñÿ ëèøü Åâðîïû, à íå Ðîññèè. Ïðî íàøó ñòðàíó Ìîíòàíàðè â ïðèíöèïå óïîìèíàåò î÷åíü ðåäêî – è ýòî ïîíÿòíî. Îíà êàê îïóõîëü: íå òî, ÷òîáû ñóùåñòâóåò ñîâñåì îòäåëüíî îò Åâðîïû, íî è ÷àñòüþ çäîðîâîãî åâðîïåéñêîãî îðãàíèçìà åå íå íàçîâåøü.

 Ðîññèè êîðìèòü íàñåëåíèå ìÿñîì ñòàëè óæå ïîñëå íàïèñàíèÿ Ìîíòàíàðè ñâîåé êíèãè – â íà÷àëå 21 âåêà, êîãäà íà ïîëíóþ ìîùü çàðàáîòàëà ïðîãðàììà “íåôòü â îáìåí íà ïðîäîâîëüñòâèå”. Íî ðàäîñòü äëèëàñü íåäîëãî. Êîãäà Ðîññèÿ ñòàëà “âñòàâàòü ñ êîëåí”, îò ìÿñà áûëî ðåøåíî îòêàçàòüñÿ. À çàîäíî îò ñûðîâ, ïîìèäîð è ÿáëîê. Íàøèì ïîâîäûðÿì è õðàíèòåëÿì ñêðåï – âñå, à íàì – âå÷íûé ïîñò. Òàêîâû òðàäèöèîííûå ðîññèéñêèå öåííîñòè. 

Источник

Изменение в рационе 
питания европейцев после великих географических
открытий.                            

До великих 
географических открытий еда была довольно
однообразной. Около 60% рациона занимали
углеводы: хлеб, лепешки, разные каши, супы.
Главными злаками являлись пшеница 
и рожь, просо и овес, ячмень.  
Хлеб бедняков отличался от хлеба богачей.
На столе последних обычным был пшеничный
хлеб из просеянной муки. Крестьяне, даже
если и выращивали пшеницу, почти не знали
вкуса пшеничного хлеба. Их уделом были
ржаной хлеб из муки плохого помола. Хлеб
заменяли лепешками из муки различных
злаков, а то и из каштанов, игравших в
Южной Европе до появления картофеля роль
очень важного пищевого ресурса. В голодные
годы бедняки добавляли в хлеб желуди
и коренья.  
Важное дополнение к зерну составляли
бобовые: бобы, горох, чечевица. Из гороха
даже выпекали хлеб.  
До XVI в. ассортимент овощей и фруктов,
выращивавшихся в огородах и садах европейцев,
по сравнению с римской эпохой существенно
не изменился. Благодаря арабам европейцы
познакомились с цитрусовыми: апельсинами,
лимонами. Из Египта пришел миндаль, с
Востока — абрикосы.  
Пресную пищу в большом количестве приправляли
чесноком и луком. В качестве приправы
широко использовались сельдерей, укроп,
порей, кориандр.  
 
Из жиров на юге Европы были больше распространены
растительные, на севере — животного происхождения.
Растительное масло выделывалось из оливок,
фисташек, миндаля, грецкого и кедрового
ореха, каштанов, льна, горчицы.  
Мясной рацион пополнялся за счет дичи,
домашней птицы.  
Трудно переоценить значение рыбы в питании
того времени. Свежая, но особенно соленая,
копченая, сушеная рыба заметно дополняла
и разнообразила стол.  
Долгое время Европа была ограничена в
сладком, так как сахар появился здесь
лишь с арабами и вплоть до XVI в. считался
роскошью. Из напитков первое место традиционно
занимало виноградное вино. К потреблению
вина вынуждало плохое качество воды.
Так что вино давали даже детям.

         
Последствия Великих географических открытий.

Европейская заокеанская экспансия 
привела к встрече ранее изолированных 
друг от друга цивилизаций, результатом 
чего стал Колумбов обмен. Он привёл к 
перемещению товаров, характерных 
для одного полушария, в другое. Европейцы 
привезли в Новый Свет коров, лошадей 
и овец, а также такие культуры
как кофе, пшеница, сахарный тростник
и хлопок. С другой стороны «продовольственная
революция» в Европе связана с 
внедрением множества новых культур:
картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника,
фасоли, ананасов, квиноа, коки, широким 
импортом различных пряностей, какао,
чая. Американское золото и серебро 
распространилось не только в Европе,
но и в конечном счёте по всему Старому
Свету.

           
Правила этикета в театре.

                 
Если появилась возможность посетить 
театр, необходимо вспомнить о правилах
поведения в театре.

                  
Как известно, театр начинается 
с вешалки, вернее с гардероба. 
Правила здесь не отличаются 
от общепринятых: мужчина сначала 
помогает снять верхнюю одежду 
даме, и только потом раздевается 
сам. Номерки кавалер оставляет 
у себя. Хранить их нужно в 
кармане, а ни в коем случае 
не вертеть на пальце.  
 
Театр – особое место, сюда не принято
приходить в джинсах и кроссовках, а уж
тем более в спортивном костюме. Для мужчин
обязателен темный костюм, светлая рубашка
и галстук. Женщины же обычно посещают
театр в вечерних платьях. В зрительный
зал кавалер входит первым, показывая
билетёру билеты, к местам первым проходит
кавалер, показывая дорогу и освобождая
проход.  
 
В театре важно занять своё место вовремя.
В ложу можно войти, когда уже гаснет свет,
а вот место в партере, амфитеатре и бельэтаже
нужно занимать не позже третьего звонка.
Если ваши места в середине зала, лучше
занять их немного раньше, чтобы не беспокоить  
сидящих по краям, в обратном случае, напротив,
можно немного задержаться. Если всё же
кто-то проходит в середину, после того,
как Вы уже заняли своё место, нужно встать,
чтобы дать им возможность пройти. Мужчина
помогает сесть даме, опуская сиденье
кресла, затем садится сам.  
 
Сидеть принято прямо, спокойно, по возможности
как можно реже меняя позу, чтобы сидящему
за Вами не приходилось также менять положение.
Разваливаться в кресле или присаживаться
лишь на край не следует. Не стоит сидеть,
закинув ногу на ногу или широко расставив
ноги. Разглядывать зрителей в зале в бинокль
в театре считается верхом неприличия
– он используется исключительно для
просмотра спектакля. В антракте можно
покинуть своё место, чтобы посетить туалетную
комнату, буфет или просто пройтись по
фойе. Можно также остаться на своём месте.  
 
Если Вы всё же опоздали на спектакль,
пробираться к своим местам в середине
действия не следует. Можно занять любой
свободное место с краю или на балконе.
После спектакля кавалер обязан проводить
даму домой. Можно предложить продолжить
вечер обсуждением спектакля в каком-нибудь
кафе или ресторане.  
 
                  
Но если идти в театр ради своего удовольствия,
все эти правила этикета будут соблюдены
само собой. Что может быть проще вежливой
улыбки и нарядной одежды. Нет ничего проще,
чем просто смотреть на сцену и наблюдать
за игрой актеров. А в конце спектакля
подарить понравившемуся актеру цветы
и свою улыбку.

Читайте также:  Какие продукты нужно есть для лактации молока

       Правила
этикета в кинотеатре.

                           
Правила этикета при посещении кинотеатра
менее строги, чем при посещении обычного
театра, но они всё же существуют.

 Отличие состоит, например, в 
более свободном стиле одежды:
здесь вполне уместны джинсы 
и свитер. Однако посещать кинотеатр, 
как и любое другое общественное 
место, в спортивном костюме 
всё же не следует.  
 
Следует обратить внимание, что не во всех
кинотеатрах есть гардероб, поэтому вполне
прилично сидеть в зрительном зале в одежде.
Её можно снять, но расположить таким образом,
чтобы она не мешала соседям.  
 
Занимать свои места следует после приглашения
в зрительный зал. При проходе к местам
действует тот же принцип, что и в театре:
мужчина проходит к ним первым, помогая
сесть даме. В отличие от театра, занять
своё место обычно можно, даже опоздав
на несколько минут. Специально для таких
случаев перед показом фильма обычно показывают
краткий рекламный блок или анонс предстоящих
премьер, раньше его называли «журналом».
После его окончания в зале на несколько
секунд зажигают свет. Если вы прибыли
уже после того, как закончился рекламный
блок, то следует занимать свободные места
с краю.  
 
Также как и в театре в кинотеатре во время
киносеанса не следует громко разговаривать,
долго и громко смеяться или мешать просмотру
фильма другим образом. Мобильный телефон
перед началом киносеанса следует отключить
или поставить в бесшумный режим.

                   
Таковы основные правила. И тогда тебя
будут часто приглашать в кино или театр,
ведь в любое место лучше идти в приятной
компании.

Ссылки: https://ped-kopilka.ru/vs-ob-yetikete/pravila-povedenija-v-kinoteatre.html;

https://etiquetterules.ru/etiket-povedeniya/162-pravila-etiketa-pri-poseschenii-teatra.html;

https://jetiket.ru/pravila-povedeniya-v-teatre.html;

 Культурные деятели
эпохи Возрождения.

               
Среди представителей культуры 
Возрождения есть личности, наиболее
полно выразившие черты того или иного
ее периода.

   Крупнейший 
представитель периода Проторенессанса 
Данте Алигьери — легендарная фигура,
человек, в творчестве которого проявились
тенденции развития итальянской литературы
и культуры в целом на века вперед. Перу
Данте принадлежат оригинальная лирическая
автобиография «Новая жизнь», философский
трактат «Пир », трактат «О народном языке»,
сонеты, канцоны и другие произведения.

Первое, что характеризует 
Данте как человека новой культуры,
это его обращение в самом начале творческой
жизни к так называемому «новому сладостному
стилю» — направлению, полному искренности
эмоций, но в то же время углубленного
философского содержания. Этот стиль отличается
разрешением центральной проблемы средневековой
лирики — взаимоотношений «земной» и
«небесной» любви. Если религиозная поэзия
всегда призывала отказаться от земной
любви, а куртуазная, напротив, воспевала
земную страсть, то новый сладостный стиль,
сохраняя образ земной любви, максимально
его одухотворяет; он предстает как доступное
чувственному восприятию воплощение Бога.
У Данте в «Божественной комедии» личностное
отношение к грешникам расходится с принятыми
нормами божественного правосудия. Великий
поэт практически переосмысливает средневековую
систему грехов и наказания за них. Данте
обращается к аристотелевской классификации
пороков и преступлений, согласно которой
поступок объявляется греховным не по
смыслу, а по действию. Данте удалось показать,
что наказание таится, по сути, в самом
преступлении, в общественном его осуждении.
Практически эта мысль наводит мост к
теории нравственности, не нуждающейся
в загробном воздаянии.

Такое внимание и 
сочувствие гордости знаменует новый 
подход к личности, раскрепощение ее от
духовной тирании церкви. Гордый дух был
присущ всем великим художникам Возрождения
и самому Данте в первую очередь. Изменение
отношения к гордости влечет за собой
его изменение к земной славе. Данте неоднократно
подчеркивает, что души умерших не равнодушны
к памяти о себе на земле.

Сандро Боттичелли
— художник другого периода эпохи 
Возрождения, он острее других выразил 
духовное содержание позднего кватроченто.
Ранний Ренессанс «поражает щедростью,
преизбыточностыо художественного 
творчества, хлынувшего как из рога
изобилия».

Творчество Боттичелли
отвечает всем характерным чертам раннего 
Возрождения. Этот период более, чем какой-нибудь
другой, ориентирован на поиск наилучших
возможностей в передаче окружающего
мира. Именно в это время в большей мере
идут разработки в области линейной и
воздушной перспективы, светотени, пропорциональности,
симметрии, общей композиции, колорита,
рельефности изображения. Это было связано
с перестройкой всей системы художественного
видения. По-новому ощущать мир значило
по-новому его видеть. И Боттичелли видел
его в русле нового времени, однако образы,
созданные им, поражают необычайной интимностью
внутренних переживаний. В творчестве
Боттичелли пленяют нервность линий, порывистость
движений, изящество и хрупкость образов,
характерное изменение пропорций, выраженное
в чрезмерной худощавости и вытянутости
фигур, особым образом падающие волосы,
характерные движения краев одежды.

На судьбу и 
творчество С. Боттичелли, равно как 
и на судьбы многих возрожденцев, повлияла
личность Джироламо Савонаролы (1452—1498).
С одной, достаточно традиционной точки
зрения, Савонаролу трудно причислить
к деятелям культуры Возрождения. Слишком
разнятся его мысли и убеждения с общим
стилем ренессансного мировоззрения.
С другой, он является истинным представителем
этой культуры. Постепенно он приобретал
многих почитателей и последователей.
Его сочинения имели немалый успех. Он
постоянно изобличал пороки аристократии
и духовенства, особенно папства, достигшие
ко времени деятельности Савонаролы предела
возможного. Объектами критики известного
монаха были папы Сикст VI, Иннокентий VIII,
Александр ГУ Борджиа, Авторитет Савонаролы
так вырос, что в 90-х годах он, став, по сути,
правителем Флоренции, властителем ее
дум, установил там достаточно жесткий
монастырский режим.

В миропонимании 
Возрождения важным рубежом является
творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая
антропоцентрическая концепция 
мира у него сохранилась, но она претерпела
серьезные уточнения. Рядом с 
проблемой личности в произведениях 
Макиавелли встали проблемы народа, класса,
нации. Как почти все великие 
мыслители эпохи Возрождения, Макиавелли
был подлинным художником. Но самым 
значительным произведением Макиавелли
стал преисполненный трагических противоречий
«Государь». Музой Макиавелли была
политика, причем реализм политических
концепций органически у него
сочетался с реализмом художественного 
метода. В его «Государе» политическая
идеология и политическая наука 
сплетаются в драматической форме 
«мифа», своеобразной антиутопии.

                         
Названные произведения великих писателей
эпохи Возрождения разные по жанрам, но
все они пронизаны идеалами гуманизма.
Их жизненная правда свидетельствовала
о том, что уже есть люди, способные перестроить
окружающий мир на основе принципов ума.

 Проторенессанс Данте
Алигьери

 Сандро Боттичелли

 Джироламо Савонарола

 
Николло Макиавелли

Ссылки:  https://any-book.org/download/34141.html
(Яндекс);

https://soshinenie.ru/deyateli-epoxi-vozrozhdeniya-moreplavateli-uchenye-pisateli-xudozhniki-universalnye-tvorcy/
(Яндекс).

Источник