Какой намек содержится в сказках
* ложью наши предки называли то, что лежит на поверхности, на ложе
«Сказка ложь, да в ней намёк….», слышим мы с детства, и пусть первая часть присказки не всегда понятна, но мы интуитивно любим сказки за то, что они открывают двери в сказочный мир, в котором можно найти героев, похожих на себя, и тех, кто есть в нашем окружении. В сказках мы видим ситуации, которые можно наблюдать в жизни, и наблюдая за тем, как они разворачиваются в сказке, находить для себя ответы.
Сюжетные линии сказок воспроизводят карту путешествий души человека. В сказках описаны все сценарии бессознательного и все психологические проблемы и выборы, с которыми мы встречаемся. При внимательном прочтении сказок, можно найти для себя решение любых жизненных задач и проблем.
Например, в поисках ответа на вопрос: «Кто я?», в сказке, можно найти персонажей, которые своими качествами, характером и поведением похожи на вас в конкретный момент времени, и далее по сюжету сказки, поскольку он описывает сценарии бессознательного, проследить, как можно найти выход, и к чему может привести проживание роли данного персонажа.
Например, есть такой персонаж как Царевна Несмеяна, а есть барышни и мужчины, которые выглядят и живут всю жизнь, как Царевна Несмеяна. Они сидят в высокой башне из собственных ожиданий и очень ждут какого-то дурака или какой-то случай, который вдруг их из этой башни вытащит и заставит рассмеяться.
Бывает, когда в течение одной жизни человек перебирает достаточно большое количество ролей. Можно быть Царевной Несмеяной с глубокой депрессией, а потом стать мощным достигатором Иваном Царевичем, можно поиграть в Василису Премудрую или Василису Прекрасную, можно пожить в роли Емели, который понял смысл жизни и никуда не торопится.
Один из ключей сказок, в том, что чем больше ролей проигрывается в жизни, тем больше понимания, что можно управлять собой и своими сценариями.
Если оставаться заложником одной сказки, одного сценария, одного персонажа, всю жизнь, например, проживая в состоянии тотальной обиды, либо постоянных ожиданий, либо борьбы, невозможно понять «кто я». Происходит слияние с этим персонажем, а ведь это только часть огромного целого. Часть, которой можно управлять, можно включать и выключать в нужные моменты: так-то я Василиса, а внезапно раз и Горыныч может вылезти. И когда это происходит, то получается совершенно другая история. Я могу быть и Василисой, и Горынычем одновременно, или Кощеем Бессмертным и Марьей Моревной.
Каждого героя, как персонажа, можно обнаружить внутри каждого из нас, просто в ком-то он проявлен явно, и его легко узнать, а в ком-то он сейчас вне сцены, отдыхает где-то в дальней гримёрке и потому не очевиден и не заметен. Знакомиться важно со всеми персонажами сказки, потому что все они появляются в своё время, и лучше узнавать их, чтобы строить новые линии своих выборов.
Многим, если не всем, знакома сказка «Аленький цветочек». Если пересказать сценарий этой сказки, то получится довольно неприглядная картина: история девушки, которая рискует жизнью, отправляется к чудовищу и живет с ним, оставив свою семью. Всё это так, но это лишь поверхность сюжета, а если посмотреть на сказку изнутри, то сказка открывается глубже.
Младшая купеческая дочка, не царских кровей, в конце сказки оказывается невестой и даже женой царевича, который долго жил заколдованным на дальнем острове. Жених, вытесненный на далекий остров, в бессознательное, предстает вначале в виде пугающего персонажа и первый раз они встречаются как красавица и чудовище.
Если этот сюжет рассмотреть как сценарий внутреннего мира человека, то становится ещё интереснее. У каждого из нас есть чудовища внутри, это наши внутренние тени, сексуальность, агрессивность, всё то, что мы от себя прячем. Чудовища — это та наша часть, которую мы в себе не принимаем, потому что она кажется нам уродливой и некрасивой. Иногда бывает, что собственную жадность хочется вытеснить куда-то далеко, и не видеть ее больше никогда. Или, например, лень и нежелание вообще куда-то идти и двигаться. И жадность, и лень — те самые чудовища, с которыми нам не хочется встречаться. Чудовище в сказке — это Тень приятной стороны человека, которую не хочется видеть и замечать. Сюжет сказки раскрывает перед нами тот вариант, когда человек принимает свою Тень, какой бы кошмарной она ни была, и начинает относиться к ней с любовью, но люди настолько боятся своих Теней, что вытесняют их за границы сознания, подальше, в область бессознательного.
Для того чтобы произошла трансформация теневых аспектов личности, чтобы они вышли, стали видимыми, и мы смогли их интегрировать в свою жизнь, нужно познакомиться со своим чудищем и понять, что его мотивация по отношению к нам исходит из любви, ведь чудовище любит свою красавицу.
Во многих сказочных сюжетах обычно все заканчивается свадьбой. Свадьба как символ объединения двух противоположных идей: мужского и женского. Архетипа мужской идеи как осознающего, творческого начала, логоса и архетипа женской идеи, эмоционального, чувственного, душевного начала, интуиции.
Когда у человека разум спорит с сердцем, случается то, что в психологии называют внутренним конфликтом. Разумная, сознательная часть говорит: «Мне этого хочется», а эмоциональная часть саботирует и говорит: «Нет, мне лениво, я полежу на печи». Вместо того чтобы признавать оба своих начала, одно из них начинает отвергаться. Это происходит в силу воспитания, родовых программ, отношения к себе как к чему-то несовершенному. Из нелюбви к себе, непринятия себя включается программа на улучшение, изменение той части, которая отвергается.
Сказка помогает нам понять очень важную вещь: свадьба в конце – это не внешние события, которые происходят с героями, это возвращение к целостности в конце истории, когда во внутреннем мире поженились два персонажа: чувства и разум, Свет и Тень.
Есть сказки с разными посланиями. Например, есть сказки про взросление, в них человек научается брать на себя ответственность за собственную жизнь. Яркий пример таких сказок «Пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю, что» про Андрея Охотника, которую очень хорошо перевел на язык современности Леонид Филатов в своем «Сказе про Федота Стрельца».
В этой сказке описаны все этапы взросления личности, взросления духа, обретения целостности, соединения с интуицией, преодолении огненной реки с помощью разумности. Это сказка о мужском росте, о том, как стать царём в своем собственном царстве, доверяя своей женской части, мудрости, интуиции. В начале сказки стрелец, или охотник — подневольный персонаж, который нарушил закон. Двадцать пять лет на царской службе вообще жениться нельзя, но у него появляется жена, горлинка, которая ещё и сама напросилась в жены: «Сумел меня добыть, сумей со мной и жить». Именно благодаря жене стрелец становится царём в конце сказки. Вместе с ней он создаёт волшебный ковёр, на котором вышита карта всего государства. Это значит, что вместе разум и сердце могут соткать полотно реальности. Набросать карту внутреннего мира. Однако царь номинальный, как образ социальной управляющей надстройки во внутреннем мире человека, желает присвоить этот ковер: «Расскажи, что в моем царстве-государстве делается?». Ответ знают Стрелец и Марьюшка и они вдвоём эту реальность показывают царю, и уже это является ключом к тому, что именно стрелец, несмотря на свое подчинённое положение, является управляющим элементом. Дальше, чтобы узаконить право на власть в своем царстве, которое пока в области бессознательного, герою нужно доказать свое право на царство внутри себя, свою власть над своим внутренним пространством, и он идёт «туда, не знаю куда», чтобы принести «то, не знаю что». В итоге он добывает себе невидимого слугу, в одной из версий сказок имя его Шмат-разум. Слуга помогает главному герою в финале из подневольного человека стать царем. Шмат-разум, это ничто иное как «кусок разума», «приобретение разумности, осознанности», «хождение за пределы известного». То есть, в сказке какая-то внутренняя часть добывает себе шмат, кусок разума и может с её помощью управлять своей жизнью. Стрелец возвращается домой и становится царём. Все это происходит благодаря Марьюшке, женской интуитивной части. Эта сказка про то, что когда есть кусок разума, то можно стать царем в своем мире.
Эта сказка ещё и про отношения с родителями, про сепарацию и бунт ребенка, который сначала заводит себе жену, а потом начинает жить своим умом и становится царём в своем царстве. Ведь стрелец служил царю-батюшке верой и правдой, жил по правилам, и тут появляется фактор внезапности — Душа, Марьюшка, которая говорит: «А теперь вот так!». Дальше будет победа над догматическим отцовским началом, и стрелец займёт царское место.
В сказке всегда есть главный герой, и в зависимости от того, кто больше в сказке нравится, можно определить, о чём эта сказка для вас. Ключ для работы со сказкой, это то, с каким героем вы себя ассоциируете. Если со стрельцом, то речь идет о развитии разума. Если с царём то, скорее всего речь идёт о какой-то социальной надстройке, ведущей в настоящий момент. Если ассоциация возникает с Марьюшкой, то скорее всего об интеграции со своей интуитивной, эмоциональной, чувственной сферой.
Есть сказки про соединение двух путей: мужского и женского, в таких сказках заложены сценарии, исцеляющие отношения. Например, это сказки про Марью Моревну и про Царевну-Лягушку.
Есть сказки про целостность и инициацию. Дочь и Падчерица, Морозко, Гуси-Лебеди.
Есть сказки мастеров. Мудрая дева, сказки про солдата.
Есть путевые сказки, которые помогают в самореализации и творчестве. Сивко-Бурка, сказки про жар-птицу, молодильные яблоки.
Есть сказки, которые помогают начать действовать, и выходить из состояния «хочу хотеть». Многие люди в таком состоянии проводят свою жизнь, ничего значимо в ней не меняя, но путь к изменениям, к получению того, чего хочется, в действии. А действие в ответе на вопрос: «Какой будет моя жизнь, если я никогда в жизни не сделаю, то чего я хочу. Устроит ли меня это?». Помогают решиться на действия такие сказки как: «Финист ясный сокол», «Емеля», «Пойди туда – не знаю куда».
Есть сказки, которые помогают мужчинам убирать страх перед женщиной. Например, сказка про Марью Моревну, об отношениях, когда герои дорастают друг до друга. Внешняя статусность женщины, её сила, потом превращается в красоту и нежность, а невысокий статус мужчины превращается в разум и высокий статус и наступает баланс. Есть женщины, которые многого добиваются, но им не хватает душевной чуткости, а там прямая инструкция, что делать в роли «сильной бабы», когда мужчина её боится. Или наоборот, когда парень разумный и смелый, а женщина с ним «не по размеру», то в сказке узнаёшь, что с этим можно сделать.
Есть сказки про инициацию, когда был дурак, потом стал царь. В некоторых сказках неизбежная инициация дана через смерть. В таких сказках убивают главного героя, который является символом сознания и прежней картины мира героя. Например, в сказках про Ивана Царевича, рассказывается, как его сознание в своём развитии проходит путь от молодца до царя.
У мужчин часто инициация происходит через Бабу-Ягу. Попробуйте-ка полюбить это страшное чудовище, у которого одна нога костяная, другая еще хуже? Баба-Яга это существо-состояние, живущее на границе миров, вне времени и пространства. В сказке, она приводит в порядок Ивана-царевича в бане, моет его, очищает, и это один из примеров того, как взаимодействовать с «неидеальной» реальностью. «Неидеальная» реальность — Баба-Яга, рассказывает Ивану-царевичу, где находится меч-кладенец и дарит ему путеводный клубок, а приходящим к ней добрым молодцам и девицам она задает вопрос: «Дело пытаешь, аль от дела лытаешь?».
Баба-Яга — это наша глубинная, интуитивная, древняя часть, которая может проступать в образах как создательница миров. Среди ее инструментов есть ступа и помело, а также пест – жезл, символ пахтания мира. Это образы и женского, и мужского начала. Она летает по границе неба и земли и пахтает, уплотняет реальность, она её создает, створоживает молоко, разлитое в пространстве, создает реальные, зримые, видимые образы. Баба-Яга — метафора силы, которая сделала видимым этот мир. Это подсказка, какими сокровищами можно наполнять свою реальность, когда принимаешь разные части себя.
Из любой сказки, любого мифа можно узнать, какие процессы могут происходить во внутреннем мире, и найти подсказки и выходы для своих ситуаций. Сказка — это внутренний мир, где каждый персонаж, каждый волшебный предмет, составляет часть этого мира, и все они между собой взаимодействуют. Если есть некий конфликт между героями, то можно посмотреть, как он проявляется в жизни человека. В сказке всегда встречается какая-то проблема, условно говоря «зло», с которым герой справляется.
В сказке герой обязательно обращается за помощью к кому-то, взаимодействует со многими персонажами и предметами. Концовка сказки бывает либо «жили они долго и счастливо», либо «поженились они и жили вместе», либо «и стал он царём в своем царстве». В любой сказке мы приходим к состоянию целостности, собираем все ресурсы в целое.
Читайте сказки и используйте их ключи, добавляйте в свою жизнь больше удовольствия и смысла.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.
Нравятся наши тексты? Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен.
Источник: https://organicwoman.ru/skazka-lozh/
Источник
Уженок Дождя
Высший разум
(117378)
8 лет назад
«ЛОЖЬ» читается по – древнерусски так: ложе. Ложе – это ровная поверхность, на которой лежали. Отсюда образ: ложь – поверхностная, неполная, искажённая информация о чём – либо. В ней есть доля (намёк) правды, но не вся правда.
Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Сказки, особенно наши русские народные — это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.
Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка – не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтением!
Рассказывая детям выдуманные истории, где было место для подлости, обмана, эгоизма, жадности и т. п., старались привить неприятие таких качеств к себе. .
И одновременно это было обучением к выросшему “Доброму Молодцу” умению обнаружить эти качества в мире своего общения и противостоять им добром! !
Ко взрослому поколению-это относилось в виде критики-карикатуры. .
Где мог кто-то увидеть своего знакомого, либо себя, как отрицательного или положительного персонажа. .
Таким образом сказки пытались настроить развитие позитива в нашем мире отношений. .
Пытались внедрить Добро, уничтожив Зло. .
Или – не думать, не гадать, только в сказке сказать.. . Получается – не придумать, не угадать, а только пересказать. А пересказать можно только то, что было. Каждая сказка хранит в себе мудрость и знания народа и имеет не один, а несколько глубинных смыслов. В русских сказках заложены сведения космологического характера, отражающие связь земного и неземного (потустороннего) мира.
Сказки-это то место, где человеку образно рассказывается о существовании героев в мире физическом и загробном, только с необычными возможностями.
Сказки -это важная часть воспитания.. . Понимание традиций и опыта наших предков.
Да, мудрые сказки тем и хороши, что получаешь урок.
Но порой так и не удаётся применить его в жизни.
«Всё суета. И вечный поиск денег.
И трата их и написанье книг.
Всё суета, но никуда не денешь своей ТОСКИ
Протяжной словно крик.
Не я один (одна) живу в такой неволе,
Надеясь на какой-нибудь просвет.
Мы рождены, чтоб сказку сделать…… БОЛЬЮ.
Но оказалось, что и СКАЗКИ НЕТ»
Old_Lion
Профи
(909)
8 лет назад
Слишком заумная сказка, поучительная, вот и намек! А молодцам урок потому, что его прекрасной половине красно девице не мудрено по лесам дремучим да полям широким бродить. Вот и ждет, она пождет, молодца пока он глупость всю свою выгуляет да добрым станет и принцессе своей да на белом коне лимузине, да еще и с цветами душистыми … придет к ней челом бить и просить стать его королевишной. От так у нас и водится.
Сергей Кузьмин
Оракул
(51128)
8 лет назад
Например:
Колобок
Начнем с известной каждому народной сказки «колобок» . Шар или блин в традиционной культуре – символ солнца. Масленичные блины символизируют солнце, т. к. масленица вобрала в себя языческий праздник весеннего равноденствия. На древнеславянском «коло» или «хоро» – «круг» , что свидетельствует о сакральном, «солнечном» смысле танца хоровода. На санскрите также «кхала» – солнце, «гхола» – «круг» , «сфера» .
Колобок – символ солнца.
Понять смысл движения колобка и съедания его лисой мы сможем, обратившись к ведическому представлению о солнечном затмении. В особых накшатрах – сочетаниях созвездий, демон Раху, согласно Ведам «заглатывает» солнце, вызывая затмение. Такую же функцию в сказке выполняет лиса.
Что же символизируют встречаемые звери? Это можно понять, если помнить о том, что, до начала использования греческих символов Зодиака, гороскоп славян был зооморфным. Разные звери символизировали различные созвездия. Таким образом, на уровне астрономическом сказка колобок – это изложение мифа о солнечном затмении, о движении солнца по небу. На уровне же нравственном сказка повествует о пагубности тщеславия.
DeX VIR
Ученик
(233)
3 года назад
ЛОЖЬ» читается по – древнерусски так: ложе. Ложе – это ровная поверхность, на которой лежали. Отсюда образ: ложь – поверхностная, неполная, искажённая информация о чём – либо. В ней есть доля (намёк) правды, но не вся правда.
Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Сказки, особенно наши русские народные — это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.
Сказка ложь,
да в ней намек —
добрым молодцам — урок.
Пусть намеков в сказке много,
Не судите ее строго.
Сказка учит всех людей
Быть мудрее и добрей.
Сказка – не обман, а тайна,
Не напутайте случайно.
Сказка – кладезь, ясный свет,
На любой вопрос ответ.
Добрый молодец, давай,
Книгу сказок открывай!
Ты получишь наслажденье
За волшебным этим чтением!
Рассказывая детям выдуманные истории, где было место для подлости, обмана, эгоизма, жадности и т. п., старались привить неприятие таких качеств к себе. .
И одновременно это было обучением к выросшему “Доброму Молодцу” умению обнаружить эти качества в мире своего общения и противостоять им добром! !
Ко взрослому поколению-это относилось в виде критики-карикатуры. .
Где мог кто-то увидеть своего знакомого, либо себя, как отрицательного или положительного персонажа. .
Таким образом сказки пытались настроить развитие позитива в нашем мире отношений. .
Пытались внедрить Добро, уничтожив Зло. .
Или – не думать, не гадать, только в сказке сказать.. .Получается – не придумать, не угадать, а только пересказать. А пересказать можно только то, что было. Каждая сказка хранит в себе мудрость и знания народа и имеет не один, а несколько глубинных смыслов. В русских сказках заложены сведения космологического характера, отражающие связь земного и неземного (потустороннего) мира.
Сказки-это то место, где человеку образно рассказывается о существовании героев в мире физическом и загробном, только с необычными возможностями.
Сказки -это важная часть воспитания.. .Понимание традиций и опыта наших предков.
Да, мудрые сказки тем и хороши, что получаешь урок.
Но порой так и не удаётся применить его в жизни.
«Всё суета. И вечный поиск денег.
И трата их и написанье книг.
Всё суета, но никуда не денешь своей ТОСКИ
Протяжной словно крик.
Не я один (одна) живу в такой неволе,
Надеясь на какой-нибудь просвет.
Мы рождены, чтоб сказку сделать…… БОЛЬЮ.
Но оказалось, что и СКАЗКИ НЕТ»
Мини Пони
Ученик
(186)
3 года назад
Сказка — один из самых ярких фольклорных жанров. В. И. Даль называет ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка — это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Сказки, особенно наши русские народные — это красивые жизненные учебники. Они самым лучшим образом учат нас правде жизни.
Источник