Какой из анионов проявляет свойства и окислителя и восстановителя

группа изучаемые ионы групповой реагент схема взаимодействия аналитический сигнал
анионы-окислители CrO42-(Cr2O72-), NO2-, NO3-, KI+H2SO4 NO2-+2I-→I2+2NO↑+2H2O выделение свободного йода
анионы- восстановители SO32-, S2O32-,C2O42-, Cl-, Br-, I-, SCN-, S2- I2(pH<9)
 
 
KMnO4+H2SO4
2S2O32-+I2→2I-+S4O62-
 
5SO32-+2MnO4-+6H+→5SO4 2-+2Mn2++3H2O
обесцвечивание раствора йода
 
обесцвечивание раствора KMnO4
индифферентные ионы SO4 2-, CO32-,
(HCO3-) PO43-(HPO42-), B4O72-(BO2-,BO33-) -, CH3COO-, C6H5COO-, C6H4(OH)COO-
не имеют группового реактива

Анализ катионов

Лекция № 7

Первая аналитическая группа

Первая аналитическая группа объединяет простые катионы, образованные S-элементами I группы периодической системы Д.И. Менделеева Na+ , K+ и комплексный катион аммония, образованной за счет донорно-акцепторной связи между NH3-донор электронов и протона H+-акцептор электронов:

:NH3 + H+→[NH4]+

Катионы калия и натрия не являются комплексообразователями, обладая постоянной и устойчивой степенью окисления, эти катионы не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях. Для них характерны реакции обмена.

Гидроксиды калия и натрия сильные основания, соли этих катионов и анионов сильных кислот в водных растворах не гидролизованы pH=7, соли слабых кислот гидролизованы по аниону pH>7.

· Катион аммония в силу своего строения обладает рядом отличительных свойств:

Неустойчив в щелочной среде

NH4++OH-→NH3+H2O

Реакция используется для обнаружения катиона аммония.

· Обладает восстановительными свойствами

2NH4++4Cl2→N2↑+8HCl

В качестве окислителя могут быть использованы хлорамин Б, хлорная известь гипохлориты и др.

· Соли аммония термически не устойчивы.

При прокаливании они разлагаются с образованием газообразных продуктов.

NH4Cl→NH3↑+HCl↑

(NH4)2CO3→2NH3↑+CO2↑+H2O

NH4NO3→N2O↑+2H2O

Реакция протекает без изменения степени окисления элементов, если соли образованы кислотой не окислителем, и с изменением степени окисления элементов, если анион является остатком кислоты окислителя. В анализе используется для удаления катиона аммония.

· Водный раствор аммиака является слабым основанием, соли аммония и сильных кислот гидролизованы по катиону pH<7

NH4++HOH→NH4OH+H+

При анализе катионов I аналитической группы используют следующие способы выполнения реакций: пробирочный, микрокристаллоскопический, пирохимический.

Характерные реакции катионов I аналитической группы.

Катион натрия

С диоксиуран(VI)цинкацетатом МКС, ГФ.

NaNO3+Zn(UO2)3(CH3COO)8+CH3COOH+9H2O→NaZn(UO2)3(CH3COO)9∙H2O↓+HNO3

Желтые кристаллы тетра- и октаэдрической формы, нерастворимые в уксусной кислоте.

Мешающие ионы: K+, катионы тяжелых металлов(Hg22+, Hg2+, Bi3+Fe3+ и др.)

Реакция используется как дробная после удаления мешающих ионов.

Окрашивание пламени горелки в интенсивный желтый цвет. ГФ.

С пикриновой кислотой. МКС.

пикрата натрия желтого цвета игольчатой формы, исходящие из одной точки.

Мешающие ионы K+, NH4+, Ag+.

С гексагидроксостибатом(V) калия.

NaNO3+K[Sb(OH)6]→Na[Sb(OH)6]↓+KNO3

В кислой среде образует белый аморфный осадок метасурьмяной кислоты HSBO3.

Условия проведения реакции:

-достаточная концентрация Na+;

-нейтральная реакция среды;

-проведение реакции на холоду.

Мешающие ионы: NH4+, Mg2+.

Катион калия.

С винной кислотой. ГФ.

KNO3+H2C4H4O6→KHC4H4O6↓+HNO3

Образуется белый кристаллический осадок гидротартрата калия, растворимый в сильных кислотах и щелочах и нерастворимый в уксусной кислоте.

Условия проведения реакции:

-достаточно высокая концентрация ионов калия в растворе;

-проведение реакции на холоду;

-слабокислая или нейтральная среда раствора, pH 4÷7.

Для этого реакцию проводят в присутствии ацетата натрия:

H++CH3COONa→ CH3COOH+Na+

-потирание стеклянной палочкой о стенку пробирки.

Мешающие ионы: NH4+ и катионы s2- и d- элементов.

С гексанитрокобальтатом(III) натрия.ГФ.

2KNO3+ Na3[C0(NO3)6]→K2Na[C0(NO3)6] ↓+2NaNO3

Образуется осадок желтого цвета, растворимый в сильных кислотах, нерастворимый в уксусной кислоте, разлагается щелочью.

Условия проведения реакции:

-свежеприготовленный реагент;

-избыток реагента;

-слабокислая среда,pH 4÷6.

Мешающие катионы: NH4+, катионы s- и d-элементов.

Реакция используется как дробная после удаления мешающих ионов действием NaOH или Na2CO3.

Окрашивание бесцветного пламени горелки в фиолетовый цвет. ГФ.

С перхлоратом аммония, МКС

KNO3+NH4ClO4→KClO4↓+NH4NO3

Кристаллы имеют вид многогранников с затемненными гранями.

Реакция дробная, специфическая.

С тройным нитритом (гексанитро меди(II)натрий свинец. МКС.

2KNO3+Na2Pb[Cu(NO2)6]→K2Pb[Cu(NO2)6]+2NaNO3

Черные или коричневые кубические кристаллы.

Реакцию проводят в нейтральной среде. PH=7.

Методика: На предметное стекло нанесите 1каплю соли калия и выпарьте досуха. Поместите рядом каплю реактива и смешайте палочкой с сухим остатком. Рассмотрите форму и цвет кристаллов под микроскопом.

Катион аммония

С гидроксидмом натрия.ГФ

NH4NO3+NaOH→NH3↑+NaNO3+H2O

Пробирку осторожно нагревают, выделяющиеся пары аммиака окрашивают влажную лакмусовую бумагу в синий цвет.

С раствором Несслера

Образуется аморфный осадок белого цвета иодида аминооксодиртути(II),(иодид оксодимеркураммония).

Реакция специфична, высокочувствительна.

Мешающие ионы катионы тяжелых металлов.

Особенности систематического анализа катионов Iаналитической группы в растворе.

Проводят дробное обнаружение катиона аммония в растворе.

Удаляют катион аммония из раствора термическим разложением.

Обнаружение катионов кия и натрия проводят в последнюю очередь, после удаления катионов всех других групп, мешающих их открытию.

Читайте также:  На каком свойстве параллельных прямых основано устройство рейсмуса

Источник

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам

Сегодня – особенный день. “И что же в нем такого необычного?” – спросите вы. Отвечаю. Я, наконец-то, добралась до моего самого любимого царства-королевства, до моих конфет и пирожных, малинок и клубничек! Окислительно-восстановительные реакции! Вы даже не представляете, насколько это интересно!

Мои ученики в процессе подготовки к экзамену по химии, проходят несколько стадий вызревания. Первое серьезное испытание на прочность – газы! Это из серии “гестапо отдыхает”. Решив огромное количество газовых задач, по сравнению с которыми 28-е задачи ЕГЭ – детский лепет, народ полностью структурирует свой мозг и настраивает мышление на профессиональное восприятие химии по-взрослому.

Вторая ступень химической зрелости и мудрости – окислительно-восстановительные реакции. Они приучают к усидчивости и внимательности. Набравшись опыта в написании ОВР, ребята начинают чувствовать себя ломоносовыми, клапейронами и менделеевыми в одном флаконе. За спиной вырастают крылья и… понеслось! Дальнейшее изучение химии проходит на едином дыхании, профессиональный рост – в геометрической прогрессии. На этой стадии мои ученики уже могут заткнуть за пояс каждого второго школьного преподавателя химии!

Понимая всю серьезность материала статьи, я отключила мобильную связь с внешним миром – с Карлсоном, Алисой (которая из страны Чудес), Сири, Фрекен Бок (тем более, что она работает химичкой в школе, где учится Малыш) и всеми остальными озорниками и хулиганами. Оставила только астральную связь для служебного пользования. Возможно, музы на чаек залетят или еще кто-нибудь забредет. А мы с вами займемся самым интересным делом – будем раскладывать по полочкам все накопленные мною знания по теории и практике окислительно-восстановительных реакций. Долго будем этим заниматься. Пока не надоест. Итак, поехали!

Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – химические реакции, в результате которых происходит изменение степеней окисления элементов.

ОВР протекают с участием двух участников – окислителя и восстановителя, и состоят из двух противоположных процессов:

1) Окисление – процесс отдачи электронов (восстановитель отдает электроны окислителю, восстановитель окисляется – окислитель восстанавливается).

2) Восстановление – процесс присоединения электронов (окислитель присоединяет электроны от восстановителя, окислитель восстанавливается – восстановитель окисляется).

Кто же вы, господа окислители и восстановители? Как вас узнать среди огромного количества химических веществ? Сегодня разберем самые общие характеристики участников ОВР (окислителей и восстановителей) на отдельных примерах. После изучения технологии написания ОВР (в следующей статье), поработаем с целыми семействами окислителей и восстановителей, с неорганическими и органическими веществами, проводя реакции в разных средах. А пока – читаем внимательно!

Окислитель – атом в составе молекулы или иона, который присоединяет электроны от восстановителя. Происходит процесс восстановления окислителя (его степень окисления снижается).

Окислительная активность – способность атома отбирать электроны у других атомов.

Окислительно-восстановительный потенциал (редокс-потенциал) – показатель окислительной активности, мера способности атомов химического элемента присоединять электроны (восстанавливаться). Стандартные потенциалы окислительно-восстановительных пар помещены в таблицу.

Чем выше стандартный потенциал окислительно-восстановительной пары, тем выше окислительная активность атомов элемента, тем он – более сильный окислитель

Окислительную активность определяют два фактора:

1) Электроотрицательность. Чем выше электроотрицательность химического элемента, тем выше окислительная активность простого вещества. В Периодической Системе Элементов электроотрицательность растет в сторону правого верхнего угла (слева направо и снизу вверх). Самый сильный окислитель – фтор, на втором месте – кислород.

2) Степень окисления. Чем выше степень окисления атома в составе молекулы или иона, тем ярче проявляется окислительная активность.

Только свойства окислителя проявляют атомы с максимально возможной степенью окисления (она равна номеру группы). Почему? Да, потому что у такого атома на внешнем уровне вообще нет валентных электронов. Ни одного. Все валентные электроны он где-то потерял (отдал кому-то) и остался гол, как сокол (в чем мать родила). Больше отдавать нечего, поэтому можно только присоединять.

У вас часто возникает вопрос – почему при дефиците электронов формируется положительная степень окисления или положительный заряд иона (т.е. почему у окислителя валентные электроны в дефиците или отсутствуют, а его заряд +n)? Да, потому что электроны заряжены отрицательно, а протоны (в ядре) – положительно. В электронейтральном атоме протоны и электроны уравновешены (сколько протонов, столько электронов). Если электроны убрать, то проявятся положительные заряды протонов, которые никуда не деваются в химических реакциях (их можно сдвинуть с насиженного места только ядерными реакциями). Теперь понятно? Если все еще “ежик в тумане”, читайте эту и следующие статьи. Я буду рассматривать все тяжело понимаемые моменты с разных сторон. В конце концов, все станет на свои места и туман рассеется.

Читайте также:  Какие свойства веществ относятся к физическим

Давайте, придумаем образ окислителя. Кто вы, мистер-окислитель? Это – захватчик, завоеватель, грабитель, который скачет на коне и, угрожая, копьем и ружьем, отбирает электроны у восстановителей (часто, отбирает все, что есть). Окислитель не только безжалостный разбойник, но еще и жадина – очень проблематично вернуть назад электроны, которые забрал окислитель. Как только окислитель ограбит восстановителя (заберет у него электроны) он тут же падает вниз по градационной шкале степеней окисления (“падает в глазах окружающих”).

Пример сильного окислителя – перманганат-ион. Его часто используют в различных ОВР. Обратите внимание, в зависимости от среды реакции, перманганат-ион образует различные продукты.

Ребята, не слушайте училок-химичек, которые заставляют запоминать продукты ВСЕХ окислительно-восстановительных реакций. Если вы забыли образующиеся вещества и просите помочь, они орут, обзывая вас неучами и и бездельниками. При этом, сами срочно хватают спасательный учебник по химии и пафосно зачитывают вам и всему классу продукты конкретной реакции. Вы задайте этим глупым училкам вопрос – помнят ли они дни рождения всех своих родственников? Что касается меня, то после 16-ти часов работы (такое тоже бывает), я часто забываю номер своего телефона. Но… ЛЮБУЮ ОВР напишу за пару минут (как говорят, темной ночью под кроватью)! Потому, что знаю особые секреты окислительно-восстановительных реакций, которые, между прочим, собираюсь раскрыть моим ученикам и всем моим читателям.

Постепенно, статья за статьей, мы будем изучать технологию написания окислительно-восстановительных реакций, знакомиться с целыми семействами окислителей и восстановителей, их особенностями, характером поведения в разных средах, предполагаемыми продукты. Лукавить не буду, кое-что нам, все-таки, придется запомнить. Совсем немного. Чуть-чуть. Примерно 15 точек, включающих продукты ОВР и основные рекомендации. И вы напишите ЛЮБУЮ окислительно-восстановительную реакцию! В ЛЮБОЙ среде!

Первое задание: запомните три продукта восстановления перманганат-иона (выделено красным цветом) в зависимости от среды протекания окислительно-восстановительной реакции (кислая, нейтральная или щелочная).

Восстановитель – атом в составе молекулы или иона, который отдает электроны окислителю. Происходит процесс окисления восстановителя (его степень окисления повышается).

Восстановительная активность – способность атома отдавать электроны другим атомам.

Восстановительную активность определяют два фактора:

1) Радиус атома. Чем больше радиус атома химического элемента, тем выше восстановительная активность простого вещества. В Периодической Системе Элементов радиус атома увеличивается в сторону левого нижнего угла (справа налево и сверху вниз).

2) Степень окисления. Чем ниже степень окисления атома в составе молекулы или иона, тем ярче проявляется восстановительная активность.

Только свойства восстановителя проявляют атомы с минимально возможной степенью окисления. Для неметаллов она равна “восемь минус номер группы”. Для металлов – ноль. Как только восстановитель отдаст электроны окислителю, он поднимется вверх по градационной шкале степеней окисления (“растет в глазах окружающих”).

Посмотрите, как ведет себя сера в роли восстановителя в разных веществах (с разными степенями окисления).

Настало время придумать образ восстановителя. Кто вы, мистер-восстановитель? У меня восстановитель ассоциируется с добрым дедушкой-альтруистом, который одаривает электронами каждого желающего окислителя.

Как же вас различить, господа окислители и восстановители в группе веществ, предложенных для реакций?!

Окислитель можно отыскать по высокой (иногда, максимально высокой) степени окисления, кроме того, мы изучим многие семейные портреты окислителей. Продукты окислителей мы ЗАПОМНИМ (их около 10, не более), кроме того, проведем анализ процесса восстановления окислителя по градационной шкале степеней окисления.

Восстановитель отыщем по низкой (иногда, максимально низкой) степени окисления. Продукт восстановителя будем устанавливать путем анализа с использованием градационных шкал степеней окисления. Хотя… сделаю вам подарок. Читайте мнемоническое стихотворение. Пригодится.

Вы готовитесь к ЕГЭ и хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий и теоретического материала, познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно работают врачами. Звоните мне +7 (903) 186-74-55. Приходите ко мне на курс, на Мастер-классы “Решение задач по химии” – и вы сдадите ЕГЭ с высочайшими баллами, и станете студентом престижного ВУЗа!

Читайте также:  Какие свойства человека являются биологическими

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова

Источник

Анионы образуются р-элементами и некоторыми d-элементами. Большенство p- и d- элементов имеют переменные степени окисления и способы образовывать анионы, различающиеся по своим окислительно – восстановительным свойствам. Вследствие этого все анионы можно разделить на анионы-окислители, анионы-восстановители и нейтральные анионы, ни проявляющие ни окислительных ни восстановительных свойств. В анионах окислителях кислотообразующий элемент проявляет высшую степень окисления, в анионах-восстановителях – низшую степень окисления. В концентрированной серной кислоте сульфат-анион имеет свойства только окислителя. Некоторые анионы в зависимости от условий проведения реакции проявляют свойства как окислителя, так и восстановителя. При анализе смесей анионов восстановителей с помощью окислителей и наоборот необходимо принимать во внимание значение стандартных потенциалов (Е0) образующихся окислительно-востановительных систем. Например если в растворе содержится несколько анионов восстановителей (Cl-, Br-, I-, S2-), то добавляемый окислитель –подкисленный раствор перманганата калия KMnO4 – будет реагировать в первую очередь с самым сильным анионом восстановителем S2-, окисляя его до свободной серы.

Классификация ионов основывается в большинстве случаев на различиях в растворимости солей бария и серебра соответствующих кислот. При анализе анионов групповые реагенты применяются для обнаружения групп. Понятно что если установлено отсутствие данной группы то нет смысла проводить реакции на отдельные, входящие анионы.

Кислотно-основное равновесие в водных растворах. Автопротолиз воды. Константа автопротолиза воды.

Кислотно-основное равновесие воды.

Вода – слабый электролит. Уравнение диссоциации воды выглядит следующим образом:

Н2О ↔ Н+ + ОН-

Согласно закону действующих масс, константа диссоциации имеет вид:

К = [H+] [OH-]

[H2O]

или К [H2O] = [H+] [OH-],

где [H+] и [OH-] – концентрация ионов, моль/л; [H2O] – концентрация недиссоциированных молекул, моль/л.

Экспериментально установлено, что в 1 л воды при комнатной температуре (22 оС) диссоциирует 10-7 моль молекул и при этом образуется 10-7 моль/л катионов H+ и 10-7 моль/л анионов OH-.

Концентрацию молекул воды считают практически постоянной, так как вода практически полностью находится в виде недиссоциированных молекул H2O, значит левую часть уравнения будем считать величиной постоянной:

К H2O = [H+] [OH-]

К H2O называют ионным произведением воды. При комнатной температуре К H2O = 10-14, отсюда [H+] [OH-] = 10-14 моль/л.

Процесс диссоциации воды является обратимым:

Н2О ↔ Н+ + ОН-

Если к дистиллированной воде добавить немного кислоты, то концентрация ионов [H+] увеличится во много раз. Равновесие сместится влево, в сторону образования молекул воды:

Н2О ↔ Н+ + ОН-

Через некоторое время в системе установится равновесие, концентрации ионов [H+] и [OH-] изменятся, но их произведение будет по-прежнему равно 10-14 моль/л. При добавлении к дистиллированной воде раствора щелочи, увеличится концентрация ионов [OH-], равновесие сместится влево в сторону образования новых молекул воды. При установлении равновесия концентрации ионов [H+] и [OH-] изменятся, но их произведение останется равным 10-14 моль/л. Следовательно, если увеличить концентрацию ионов H+, то концентрация ионов OH- уменьшится во столько же раз, и наоборот.

Автопротолиз воды.

На самом деле диссоциация воды в результате наличия водородных связей, связывающих ее молекулы, происходит следующим образом:

2Н2О ↔ Н3О+ + ОН-

В результате образуются ионы гидроксония и гидроксид-ионы. Вода является амфотерным растворителем, у которого кислотные и основные свойства выражены приблизительно одинаково. У таких веществ диссоциация протекает по типу автопротолиза.

Автопротолизом называют процесс кислотно-основного взаимодействия между двумя молекулами вещества, при котором одна молекула ведёт себя как кислота, а вторая – как основание.

Тогда, константа диссоциации имеет вид:

К = [Н3О +] [OH-]

[H2O]2

Ионное произведение воды К H2O = [Н3О+] [ОН-] = 10-14 моль/л. Константа называется константой автопротолиза воды (устаревшее название – ионное произведение воды).

Дата добавления: 2016-10-07; просмотров: 2112 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник