Какой иносказательный смысл содержится в сказке три бабочки

Какой иносказательный смысл содержится в сказке три бабочки thumbnail

Читательский дневник по немецкой народной сказке “Три бабочки”

Автор: устное народное творчество.

Название произведения: “Три бабочки”.

Число страниц: 4.

Жанр произведения: немецкая народная сказка.

Главные герои: три бабочки, Лилия, Тюльпан, Роза.

_______

Характеристика главных героев:

Три бабочки — добрые, верные и дружелюбные.

Лилия, Тюльпан и Роза — хитрые, не гостеприимные и жадные.

Хотели пустить только ту бабочку, что на них была похожа

___

Краткое содержание немецкой народной сказки “Три бабочки” для читательского дневника

Любили три бабочки веселиться.

Дни напролет они летали и кружили над цветками, радовались солнцу и играли.

Но однажды начался проливной дождь и трем бабочкам негде было укрыться от него.

Подлетели бабочки к Лилии и стали просится к ней в укрытие.

Но цветок хотел лишь пустить белую бабочку, потому что она была похожа на него.

Бабочка отказалась, и сказала, что готова прятаться от дождя только вместе с другими бабочками.

Тогда полетели бабочки к красному Тюльпану и стали к нему проситься в укрытие.

Тюльпан тоже готов был спрятать от дождя только красную бабочку.

Вновь бабочки отказались и полетели дальше.

То же самое повторилось и с желтой Розой.

В этот момент Солнце услышало, как сильно дружны бабочки и разогнало тучи с дождем.

Три бабочки стали снова кружить по лужайке, но к розе, лилии и тюльпану больше они не подлетали.

Так три цветка и засохли.

А бабочки продолжали кружиться и веселиться на лужайке.

План пересказа произведения “Три бабочки”

1. Три бабочки.

2. Начался проливной дождь.

3. Бабочки ищут укрытие.

4. Белая Лилия хочет пустить только белую бабочку.

5. Красный Тюльпан готов спрятать от дождя только красную бабочку.

6. Желтая Роза предлагает только желтой бабочке переждать дождь.

7. Солнце услышало слова трех бабочек.

8. Дождь закончился.

9. Бабочки снова играют и веселятся.

10. Роза, Лилия и Тюльпан засыхают.

Главная мысль немецкой народной сказки “Три бабочки”

Главная мысль сказки отображена в ее последних строчках: “…дружба – в любой беде опора”.

Главная мысль сказки заключается в том, что верные друзья никогда не бросят друг друга в беде.

_______

Чему учит немецкая сказка “Три бабочки”

Прежде всего, сказка про трех бабочек учит нас ценить дружбу и никогда не бросать своего товарища в беде.

Также сказка учит нас, что нужно быть добрыми и не судить людей по их внешнему виду.

Если бы цветки пустили всех бабочек, то в итоге они бы не засохли.

Также, произведение учит нас тому, что нужно уметь радоваться простым мелочам.

Краткий отзыв о немецкой народной сказке “Три бабочки” для читательского дневника

Сказка “Три бабочки” мне очень понравилась.

Это простое, забавное произведение, но которое учит нас самой важной ценности — дружбы.

Из сказки я понял, что нельзя выделять кого-то одного, а стараться со всеми найти общий язык.

Роза, Тюльпан и Лилия — глупые цветки, по моему мнению.

Ведь они выделяли только одну из всех бабочек, хотя могли спокойно спрятать от дождя всех.

Для себя я понял, что дружба — это самое ценное, что у нас есть.

Три бабочки оказались верными товарищами и не бросили друг друга мокнуть под дождем.

Я желаю, чтоб у каждого из нас были такие товарищи.

Сказка “Три бабочки” – это поучительное произведение, которое покажет вам, что такое дружба и научит быть преданным своим близким.

Какие пословицы подходят к немецкой народной сказке “Три бабочки”

“Не имей сто рублей, а имей сто друзей”.

“Верный друг лучше сотни слуг”.

“Верному другу цены нет”.

“Друг верен, во всем измерен”.

“Верность познается во время больших смут”.

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

Играют, пляшут, с цветка на цветок порхают.

Только к Лилии, к Тюльпану и к Розе больше не подлетали.

Так те и засохли одни-одинешеньки.

Неизвестные слова и их значения:

Пуще — еще больше.

Готовый читательский дневник 4 класс: краткое содержание произведений, рисунок – иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник

1. Ф.И.О. учителя  Гаврилкина Марина Владимировна

2. Класс: 4А        Предмет:  литературное чтение          

3. Тема урока: Три бабочки (немецкая народная сказка)

4. Тип урока: ОНЗ

 5. Цель: формирование читательской компетентности  при ознакомлении учащихся с произведением.

 6. Задачи: познакомить с немецкой народной сказкой «Три бабочки»;

прогнозировать содержание произведения; находить ответы на вопросы, анализировать, делать выводы; оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7. Используемые технологии: технология деятельностного метода

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задание для учащихся, которое приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты (предметные)

УУД

Мотивация к учебной деятельности.

Внимательно слушают учителя, психологически настраиваются на урок, отвечают на вопрос.

Отвечают на вопросы

Читает четверостишие, задаёт вопрос ученикам, настраивает на успешную деятельность.

Задают вопросы.

Добрый день, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

Вы со мной согласны, ребята. Тогда начнем наш урок.

Прием

 «Идеальный опрос»

-Кто сегодня готов получить наивысшую отметку?

-Кто хорошо готов к уроку?

– Кто готов?

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание,

настроиться на успешную деятельность.

Оценивать уровень своей подготовки к уроку.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Отгадывают загадки.

Предлагает  отгадать несколько загадок.

Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар- птица),

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг. (Чиполлино)

Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда (Мальвина)

К какому виду устного народного творчества можно отнести героев этих произведений? (Сказкам)

Формировать умение отгадывать загадки на основе ассоциаций; соотносить произведения к жанрам  по определённым признакам;

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Постановка темы и цели урока.

Слушают вопрос, дает ответ на него.

Отгадывают ребус.

Называют тему урока, цель урока.

Слушают вопросы, дают ответы.

Выдвигают гипотезы

Задает вопрос.

На доске демонстрирует ребус

Выслушивает ответы детей.

Задает вопросы.

Записывает гипотезы на доске

Предположите, с какой целью я предложила вам эти загадки? (Будем изучать новую сказку)

Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам

отгадать ребус.

 

  3  БА

Прием «Дешифратор»                                 

(Три бабочки)

Назовите цель урока?  

Как вы думаете, кто будет главными героями? (бабочки)  Какого цвета они будут? (красного, желтого, белого).

О чем может быть  сказка?  

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку,  жанру и осознавать цель чтения

Планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации, высказывать свои затруднения, формулировать тему и цель урока.

Построение проекта выхода из затруднения и его реализация.

Выдвигают гипотезы

Чтение с комментированием

Выбирают подходящую гипотезу.

Записывает гипотезы на доске

Прием  «Предположение»

Откройте учебники на с. 50.

Прикройте текст руками и предположите по иллюстрации, о чем эта сказка?

Во время чтения.

1 абзац- все ли слова вам понятны? (напролет- каждый день)

2 абзац- назовите синоним слова «позволь» (разреши)

3 абзац- объясните значение выражения «еще пуще льет» ( еще сильнее льет)

как вы понимаете выражение «насквозь промокли» (совсем промокли)

 После чтения.

О чем эта сказка? ( о настоящей дружбе)

Найдите в тексте главную мысль? (Есть же на свете  такая верная дружба). Объясните, какой иносказательный смысл (скрытый) смысл содержится в сказке? (Друзья не должны оставлять друзей в беде).

Что произошло с цветами? (они засохли от одиночества). Что вы можете посоветовать цветам? (найти себе друзей)

Вернемся к гипотезам.

Осознанно воспринимать и оценивать содержание произведения, участвовать в обсуждении, отвечать на вопросы, объяснять значение слов,давать нравственную оценку героям.

 Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Физминутка

Дети выполняют движения

Выполняет вместе с детьми.

Наши бабочки встряхнулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И нектара всласть поели.

Пробное действие.

Выбирают пословицу в качестве главной мысли произведения и объясняют свой ответ.

Выслушивает ответы.

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Дружным людям никто не страшен.

Счастлив тот, кто имеет верных друзей.

А в чем еще счастье человека?

Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  в устной  форме;  слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слушают текст.

Отвечают на вопрос.

Зачитывает текст.

Задает вопрос.

Бог слепил человека из глины, но у него остался неиспользованный кусок.

– Что еще слепить тебе? – спросил Бог.

– Слепи мне счастье,- попросил человек.

Ничего не ответил Бог, а только положил человеку в ладонь оставшийся кусок глины.

Как вы думаете, для чего?

Представьте, что вам достался этот кусочек глины. Чтобы вы из него слепили?

Воспринимать на слух художественное произведение, анализировать художественный текст,строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  в устной  форме;  слушать собеседника и вести диалог;  признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Понимать учебную задачу и стремиться к ее выполнению, планировать свои действия в связи с поставленной целью и условиями ее реализации; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,  адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Включение в систему знаний и повторение.

Работают в группах.

Наблюдает за происходящим.

Работа в группах. Придумать по одному вопросу для теста с тремя вариантами ответов.

 Проверка через документ-камеру.

Уметь работать в группе, формировать умение коллективной деятельности для достижения общей цели.

Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Выполняют тест

Проверяют свой тест.

Зачитывает вопросы с вариантами ответов

Вывешивает шкалу оценивания.

Пользуясь шкалой, поставьте себе отметку.

(нет ошибок- «5»

1-2 ошибки – «4»,

3-4 ошибки – «3»

5 и более – «2»)

Выполнять работу самостоятельно; по шкале оценивания осуществлять самоконтроль,

формулировать и аргументировать свою позицию, обосновывать сделанные выводы, понимать свои ошибки, осознавать шаги на перспективу.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование потребности в систематическом чтении;

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подводят итог урока, делают выводы.

Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке одним из предложений.

  Сегодня я узнал…

 Было интересно…

  Было трудно…

  Я похвалил бы себя за…

  Урок заставил меня задуматься…

Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Оценивать собственную и коллективную деятельность,

выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Домашнее задание.

Записывают в дневник.

Записывает на доске.

с. 50-51. (на выбор)

1. Пересказ сказки.

2. Пересказ от лица одной из бабочек.

3. Придумать другую концовку сказки.

Формировать наличие мотивации к творческой деятельности. 

Источник

Цель: – продолжить знакомство с  народными сказками разных народов;

– раскрытие творческих способностей детей;

– способствовать умению детей работать в группах.

Задачи:
• познакомить с  немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
• развивать внимание, умение  работать с  текстом, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности;
• воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, реквизит для инсценировки.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел звонок  веселый,
Мы начать  урок  готовы.
Будем думать, рассуждать
И друг другу помогать.

2. Создание проблемной ситуации
– Чтобы определить тему урока я вам сейчас загадаю загадки.
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)

Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)

Сидит парень на печи,
Уплетает калачи,
Прокатился по деревне
И женился на царевне.
(По-щучьему велению)

У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
– К какому устному народному творчеству можно отнести все эти произведения? (Сказки).
– Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов.

3. Самоопределение деятельности. Постановка учебной задачи.

– Чтение учителем стихотворения «Бабочка»
Я у желтой бабочки
Тихо-тихо спрашивал:
-Бабочка, скажи мне,
Кто тебя раскрашивал?
Может, это лютик?
Может, одуванчик?
Может, желтой краской
Тот соседский мальчик?
Или это солнышко
После скуки зимней?
Кто тебя раскрашивал?
Бабочка,  скажи мне!
Прошептала  бабочка,
В золото одета:
-Всю меня раскрасило
Лето, лето, лето!
(Алена Павлова)

– Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Какая картина возникла в вашем воображении? Какой цвет на ней преобладает? Что вы знаете о бабочках?

Речевая разминка. (Изображение выведено на экран).
– Прочитайте стихотворение медленно.
– Начните читать стихотворение медленно и постепенно ускоряйте темп.
– Прочитайте стихотворение выразительно.

4. Открытие нового знания.
– Познакомимся с немецкой  сказкой «Три бабочки»
Чтение сказки.

– Какой смысл содержится в этой сказке?

– В словах какого персонажа сказки содержится главная мысль?

– На каких особенностях природы основан диалог бабочек и цветов? Почему лилия выбрала белую бабочку, а тюльпан – красную?
Словарная работа.

– Как понимаете выражения:
Все дни напролет, дождь еще пуще льёт.
Самостоятельное чтение

– Какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?

– Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?

5. Физкультминутка..
6.  Закрепление
Работа над выразительным чтением
Кто является героями сказки?
– Прочитайте слова бабочек. Как они могли говорить, с какой интонцией, мокнув под дождём? В начале дождя, в конце.
– Прочитайте слова лилии, тюльпана, розы.
– Прочитайте, что говорится о действиях солнца. Как передать главную мысль?
Чтение по ролям.

– Сейчас распределитесь по группам по 7 человек. Распределите роли. Разберите реквизит.

Подготовка к инсценированию, работа в группах. Инсценирование  сказки.

7. Рефлексия. 
– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

– Какая сценка, по-вашему мнению, была самой сказочной? Какая самой весёлой, самой грустной, самой интересной?

8. Домашнее задание. 
Стр.50-51, выразительное  чтение, вопрос №4. 

Источник

Конспект урока литературного чтения

“Немецкая народная сказка “Три бабочки”

Учитель: Земцова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

МАОУ НОШ № 53 города Калининграда

Класс: 4 Б

Цель: продолжить знакомство с  народными сказками разных народов

Задачи:
 – познакомить с  немецкой народной сказкой «Три бабочки»;
 – отрабатывать навыки беглого выразительного чтения, умения  работать с  текстом,  учить понимать поступки героев;
– развивать память, речь, мышление, воображение и творческие способности;

– воспитывать дружеские отношения, любовь к природе, интерес к чтению и изучению творчества разных народов.

  Планируемые результаты: предметные: умение прогнозировать содержание сказки, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать вслух художественное произведение;

метапредметные:

 – регулятивные: формулирование учебной задачи урока, оценивание своей работы на уроке;

– познавательные: анализ сказки, выделение в нем главной мысли, поиск необходимой информации в книге;

коммуникативные: ответы на вопросы на основе сказки, умение выслушать сверстников;

личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, красота человеческих отношений), проявление интереса к чтению.

Оборудование: компьютер, проектор,   учебник «Литературное чтение» 4 класс,  раздаточный материал, слайды

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Подготовка к восприятию сказки

Музыкальный отрывок (Приложение 1)

–  О чём вам рассказал этот отрывок?

–  Как слово связано с человеком?

(Словом можно убить и словом можно вылечить)

  1. Актуализация знаний

 Работа в парах (Приложение 2)

– Вспомните и запишите известные вам жанры фольклора

(у доски представляет одна пара, остальные добавляют и на доске появляется схема)

  1. Новый материал

– Сегодня знакомимся с новой сказкой, которая пришла к нам из Германии (слайд карта Европы, приложение 3)

   Самоопределение к деятельности.

– Разгадав  ребус (слайд, приложение 3) вы узнаете название сказки

(Три бабочки)

– Это название нашей сказки

– Рассмотрите иллюстрацию (слайд, приложение 3)  Как вы думаете, о чём эта сказка? (Предположения детей.)

– Определите задачи урока

  1.  Работа по теме урока

(Чтение сказки самостоятельно)

– Какова тема сказки?

– Ребята, какие чувства возникли у вас при чтении этого произведения?

– Что было не понятно?

  1.  Словарная работа

Все дни напролёт (без перерыва, без конца). Дождь ещё пуще  (сильнее) льёт.

  1. Продолжение работы по теме урока

Вопросы по содержанию сказки и выборочное чтение

– Как жили бабочки до дождя?

– Как изменилось настроение бабочек с началом дождя?

– Почему цветы так отвечали?

– На каких реальных явлениях природы построен диалог цветов и бабочек?

– Кто помог бабочкам?

– Почему цветы завяли?

– Как можно изменить конец сказки?

– Какова главная мысль?

Подготовка к чтению по ролям. Чтение по ролям.

– Чему учит эта сказка?

Работа в группах

– Подумайте, какими качествами должны обладать настоящие друзья. Запишите на листках-лепестках будущей ромашки. Каждая группа представляет свой лепесток (в центре слово «дружба»)

Работа в группах

– Данные пословицы распределите в две группы (Приложение 4)

– Назовите пословицы, подходящие к сказке

– Как можно определить тему пословиц другой группы (Дружба дороже денег)

– Объясните почему?

Работа в парах

Раскрасить бабочку, одну на двоих и посадить на ромашку. (Приложение 5)

8. Итог

– Посмотрите, какая красивая получилась ромашка, какие разные получились бабочки, и всем  хватило места. Так и мы с вами, все разные, но очень хорошо, когда мы дружим. Потому что дружба одна из важнейших вещей на Земле, а верная дружба это дар, который нужно беречь.

9. Рефлексия

– Выберите любое начало предложения и продолжите его.

  • Сегодня на уроке мы говорили о …
  •  После урока мне захотелось…
  • Сегодня я сумел…

10.  В завершение урока послушаем и споём песню о друзьях (приложение)

Источник