Какой газ содержится в атмосфере обеспечивает процессы горения на земле

Какой газ содержится в атмосфере обеспечивает процессы горения на земле thumbnail

Тест по географии Атмосфера: состав, значение, изучение для 6 класса с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте 3 части. Часть А — 9 заданий, часть В — 2 задания, часть С — 1 задание.

1 вариант

Часть А

A1. Что является нижней границей атмосферы?

1) земная поверхность
2) уровень Мирового океана
3) верхняя граница мантии
4) верхняя граница тропосферы

А2. Что удерживает атмосферу у Земли?

1) сила притяжения Земли
2) космическое излучение
3) сила притяжения Луны
4) солнечная активность

А3. Какой газ преобладает в атмосфере?

1) кислород
2) водород
3) азот
4) углекислый

А4. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха?

1) в стратосфере
2) в тропосфере
3) в мезосфере
4) в озоновом

А5. В каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветры?

1) в тропосфере
2) в стратосфере
3) в термосфере
4) в мезосфере

А6. В каком слое атмосферы содержится много озона?

1) в тропосфере
2) в стратосфере
3) в экзосфере
4) в мезосфере

А7. Как изменится температура воздуха при подъеме на 1 км?

1) понизится на 6 °С
2) понизится на 1 °С
3) не изменится
4) повысится на 6 °С

А8. Какой слой атмосферы находится ближе всего к Земле?

1) стратосфера
2) тропосфера
3) термосфера
4) мезосфера

А9. Атмосферу Земли ученые изучают с помощью:

1) метеорологических станций
2) метеорологических ракет
3) искусственных спутников Земли
4) все перечисленные ответы верны

Часть В

В1. Установите соответствие.

Прибор

1. Термометр
2. Барометр
3. Термограф

Что измеряет

А. Температуру воздуха
Б. Атмосферное давление
В. Влажность воздуха

В2. Заполните пропуски в предложении.

Атмосфера защищает Землю от падения…, от резких перепадов….

Часть С

C1. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км, а у земной поверхности температура составляет +24 °С?

2 вариант

Часть А

A1. Какой слой атмосферы находится ближе всего к Земле?

1) стратосфера
2) тропосфера
3) мезосфера
4) экзосфера

А2. Толщина атмосферы составляет около:

1) 2 км
2) 20 км
3) 200 км
4) 3000 км

А3. Какой газ, содержащийся в атмосфере, обеспечивает процессы горения на Земле?

1) углекислый
2) азот
3) кислород
4) гелий

А4. В каких широтах толщина тропосферы больше?

1) над экватором
2) в полярных широтах
3) в умеренных широтах
4) везде одинакова

А5. Какой слой атмосферы расположен над тропосферой?

1) стратосфера
2) мезосфера
3) экзосфера
4) термосфера

А6. Какой газ преобладает у верхней границы атмосферы?

1) озон
2) азот
3) водород
4) кислород

А7. В каком слое происходит изменение погоды?

1) в стратосфере
2) в тропосфере
3) в мезосфере
4) в экзосфере

А8. В каком слое атмосферы частицы газов рассеиваются в космическое пространство?

1) в стратосфере
2) в тропосфере
3) в термосфере
4) в экзосфере

А9. Какое утверждение о значение атмосферы Земли верно?

1) Воздух необходим для обеспечения процессов жизнедеятельности
2) В верхних слоях атмосферы сгорают метеоритные тела
3) Атмосфера предохраняет Землю от сильного нагревания и охлаждения
4) все перечисленные ответы верны

Часть В

B1. Установите соответствие.

Слой атмосферы

1. Стратосфера
2. Тропосфера

Функция

А. Формирование погоды
Б. Защита от ультрафиолетовых лучей

В2. Закончите предложение.

Воздух тропосферы нагревается от земной поверхности, поэтому от земной поверхности до верхней границы тропосферы температура….

Часть С

C1. Почему, начиная с высоты 20-30 км, температура воздуха начинает повышаться?

Ответы на тест по географии Атмосфера: состав, значение, изучение для 6 класса
1 вариант
А1-1
А2-1
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-1
А8-2
А9-4
В1. 1А 2Б 3А
В2. Метеоритов, температур
C1. -30 °С
2 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
А5-1
А6-3
А7-2
А8-4
А9-4
В1. 2А 1Б
В2. Будет понижаться (на каждый 1 км высоты примерно на 6 °С)
C1. С высоты 20-30 км заканчивается озоновый слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи. Таким образом, отсутствие озона ведет к повышению температуры.

Источник

ТЕСТ «Атмосфера: состав, значение и  изучение».     6   класс.                                                          1вариант.                                                                                                                           А 1. Что является нижней границей атмосферы?                                                                                                а) земная поверхность               б) уровень Мирового океана                                                                           в) верхняя граница мантии        г) верхняя граница тропосферы.                                                                    А 2.Какой газ преобладает в атмосфере?                                                                                                                 а) кислород        б) водород           в)  азот                г)  углекислый.                                                             А 3. В каком слое атмосферы содержится большая часть воздуха?                                                                         а) в стратосфере        б) в тропосфере         в) в  озоновом  слое.                                                                           А 4. В  каком слое атмосферы образуются облака, идут дожди, дуют ветры?                                               а)  в тропосфере        б)  в стратосфере    в)  в  мезосфере.                                                                           А 5. В  каком  слое  атмосферы содержится много озона?                                                                                 а) в тропосфере    б)  в  стратосфере    в)   в  мезосфере.                                                                                           А 6. Как изменяется  температура воздуха при подъеме на 1 километр?                                                         а)   понижается на 6 градусов                  б)  повышается на 6 градусов                                                                             в)  не  изменяется                                      г)  понижается на 1 градус.                                                               А 7. С помощью чего ученые изучают атмосферу Земли?                                                                          а)  метеорологических станций               б)  метеорологических ракет                                                                                в)  искусственных спутников                    г)  все ответы верны.                                                                        В 1. Установите соответствие:

Прибор

Что измеряет

1.Термометр

А. Температура воздуха

2. Барометр

Б. Атмосферное давление

В. Влажность воздуха.

В 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                   Атмосфера защищает Землю от падения ____________________, от  резких  перепадов _________________.

С 1. Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте 9 км, а у земной поверхности температура составляет +24*С?

ТЕСТ «Атмосфера: состав, значение и  изучение».     6   класс.                                                          2 вариант.                                                                                                                                        А 1.  Какой слой атмосферы находится дальше всего от Земли?                                                                     а) стратосфера                   б)  тропосфера                          в) мезосфера.                                                                                                                    

А 2. Какова толщина атмосферы?                                                                                          а) около 2 км;                    б)  около 200км;                в) около 3000км.                                         А 3.Какой газ, содержащийся в атмосфере, обеспечивает процессы горения на Земле?                                                                                                                                    а) углекислый;            б) азот;                  в) кислород.                                                                  А 4. Какой слой находится  над тропосферой?                                                                         а) стратосфера;           б) мезосфера;        в) экзосфера.                                                                     А 5. Какой газ преобладает у верхней границы атмосферы?                                                                        а) озон;                       б) азот;                    в) водород.                                                                    А 6. В  каком  слое  происходит    изменение    погоды?                                                                  а) в  озоновом;             б) в тропосфере;         в) в мезосфере.                                                              А 7. Каково значение атмосферы Земли?                                                                                а) она  состоит из воздуха, который необходим для дыхания;                                            б) в ней сгорают метеорные тела;                                                                                            в) она предохраняет Землю от сильного нагревания  и охлаждения;                                  г) все ответы верны.

В 1. Установите соответствие:

Слои атмосферы

  Функция

1. Стратосфера.

А.Формирование погоды.

2. Тропосфера.

Б.Защита от  ультрафиолетовых  лучей.

В 2. Вставьте пропущенные слова:                                                                                                  Воздух тропосферы нагревается от земной поверхности, поэтому _________________________.      

С 1.  Какова температура воздуха за бортом самолета, если он летит на высоте  7 км, а у земной поверхности температура составляет  +22*С?

КЛЮЧИ.

№ вопроса

Ответы  1  варианта

Ответы  2  варианта

А 1

а

б

А 2

в

в

А 3

б

в

А 4

а

а

А 5

б

в

А 6

а

б

А 7

г

г

В 1

1 – А,  2 – Б.

1 – Б,  2 – А.

В 2

Метеоритов…, температур

От земной поверхности до верхней границы тропосферы температура воздуха понижается.

С 1.

– 30*С.

 – 20*С.

Источник

Атмосфера (от. др.-греч. «пар» и «сфера») – газовая оболочка, окружающая земной шар. Она не имеет конкретной формы и сложно определить ее объем. Атмосфера притягивается к земле. Смесь газов, находящихся в атмосфере – атмосферный воздух.

Особенностью атмосферы является постоянная изменчивость во времени и пространстве ее физических параметров. Явления и процессы, возникающие в атмосфере, происходят под влиянием солнечного излучения и характера земной поверхности. Они имеют решающее влияние на ландшафтное разнообразие нашей планеты, регулируя интенсивность геоморфологических и гидрологических процессов в отдельных регионах мира.

Атмосфера Земли

Атмосфера, как уже упоминалось, представляет собой смесь газов и аэрозолей. Некоторые из них являются постоянными компонентами атмосферы, так как не меняют своих пропорций в объеме воздуха. К ним относятся: азот, кислород, аргон, неон, гелий, криптон.

В атмосфере присутствуют также непостоянные компоненты, содержание которых варьируется во времени и пространстве. Появление этих компонентов может быть связано, например, с извержением вулкана. К таким компонентам можно отнести: водяной пар, диоксид углерода, озон, сероводород, диоксид серы, аммиак, фреоны.

Таким образом, атмосфера земли состоит из следующих компонентов:

  • Азот (N2)- 78,1%.
  • Кислород (O2)- 20,9%.
  • Аргон (Ar)- 0,93%.

Прочие: углекислый газ, неон, водяной пар, водород, гелий, криптон, озон.

Первые три компонента занимают 99,96% в единице объема воздуха. Содержание углекислого газа составляет в среднем 0,03%. Оставшийся объем, составляющий всего 0,01%, состоит из ряда других газов, присутствующих в следовых количествах.

Содержание водяного пара колеблется от 0% в полярных регионах до 4% в экваториальной зоне. Водяной пар в количестве 86% поступает от испарения океанов и 14% с поверхности земли. Водяной пар в атмосфере встречается в различных количествах в зависимости от преобладающих условий. Он играет очень важную роль в обмене теплом между поверхностью Земли и атмосферой, поскольку для испарения воды необходима тепловая энергия, которая затем возвращается в атмосферу в процессе конденсации.

Строение атмосферы

Это тепло выделяется в атмосферу во время конденсации водяных паров путем возврата так называемого скрытого тепла. Продукты конденсации, такие как облака, рассеивают и отражают солнечную радиацию и длинноволновую радиацию Земли, а атмосферные осадки в некоторой степени очищают атмосферу.

Кислород в атмосфере необходим в процессах дыхания, горения и разложения. Одна из форм кислорода – озон (O3). Озон встречается в незначительных количествах на поверхности Земли. На значительных высотах его концентрация возрастает. Наибольшая его концентрация достигает на высоте 25-30 км. Содержание озона в атмосфере настолько мало, что, если бы можно было сконцентрировать весь атмосферный озон в одном слое на поверхности Земли, он имел бы толщину всего 3 мм при нормальном давлении.

В верхних слоях атмосферы он образуется при превращении кислорода под воздействием ультрафиолетового излучения, а в нижних слоях он создается в результате электрических разрядов. Этот газ в значительной степени поглощает ультрафиолетовое излучение Солнца, которое вредно для биологической жизни.

Азот поддерживает процессы горения и обмена веществ.

Содержание углекислого газа в атмосфере подвержено большим колебаниям. Днем его меньше, чем ночью. Количество углекислого газа выше в больших городах.

К компонентам атмосферы относятся также плавающие в воздухе жидкие и твердые частицы, называемые атмосферные аэрозоли. Это частицы органического происхождения (бактерии, пыльца) и неорганического происхождения (частицы дыма, сажи, золы, частицы соли). Наименьшее количество аэрозольных частиц наблюдается в высокогорных районах, а наибольшее – на побережье и в крупных промышленных центрах.

Состав атмосферы до высоты в несколько десятков километров практически не меняется. Уменьшается только ее плотность. Атмосферу можно разделить на два слоя. Первый из них, простирающийся от поверхности Земли до высоты около 100 км, является гомосферой. Содержащиеся в нем газы имеют постоянный состав.

Второй слой, простирающийся выше 100 км, характеризуется изменяющимся химическим составом на разных высотах, поэтому он называется гетеросфера. Этот слой имеет разнообразный состав, потому что в нем нет механического перемешивания газов. Он содержит ионизированные частицы, которые имеют некоторый электрический заряд. Ионы образуются в результате коротковолновой солнечной радиации на больших высотах.

На высоте до 200 км в составе преобладает азот. Выше 200 км – увеличивается доля кислорода. В высших слоях основными компонентами являются водород и гелий. Верхний предел атмосферы не определен. В настоящее время предполагается, что атмосфера Земли достигает до 2000 км, хотя ее следы были заметны на высоте более 20 000 км. Однако трудно однозначно определить, на каких высотах она переходит в космос.

Уникальность статьи проверена и зафиксирована на text.ru

Подписывайтесь на наш молодой и энергичный канал!

Ставьте пальце вверх если статья Вам понравилась!

Если не понравилась – напишите что именно и мы постараемся ответить на Ваши вопросы !

Вам так же понравятся:

| ЗЕМЛЯ ПОДВЕРГЛАСЬ БОМБАРДИРОВКЕ ИЗ ГЛУБОКОГО КОСМОСА? |

| КАК БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ЗАЩИТА ОТ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ В БУДУЩЕМ? |

| ПОЧЕМУ ОСНОВАТЕЛЬ SPACEX И ОСНОВАТЕЛЬ BLUE ORIGIN ВРАЖДУЮТ ДРУГ С ДРУГОМ? |

СПАСИБО ЧТО ВЫ С НАМИ!

Источник

Ñîñòàâ Çåìëè. Âîçäóõ

Âîçäóõ — ýòî ìåõàíè÷åñêàÿ ñìåñü èç
ðàçëè÷íûõ ãàçîâ, ñîñòàâëÿþùèõ àòìîñôåðó Çåìëè.
Âîçäóõ íåîáõîäèì äëÿ äûõàíèÿ æèâûõ îðãàíèçìîâ,
íàõîäèò øèðîêîå ïðèìåíåíèå â ïðîìûøëåííîñòè.

Òî,
÷òî âîçäóõ ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èìåííî ñìåñü, à íå îäíîðîäíóþ ñóáñòàíöèþ, áûëî
äîêàçàíî â õîäå ýêñïåðèìåíòîâ øîòëàíäñêîãî ó÷¸íîãî Äæîçåôà Áëýêà.  õîäå îäíîãî
èç íèõ ó÷¸íûé îáíàðóæèë, ÷òî ïðè íàãðåâàíèè áåëîé ìàãíåçèè (óãëåêèñëûé
ìàãíèé) âûäåëÿåòñÿ «ñâÿçàííûé âîçäóõ», òî åñòü óãëåêèñëûé ãàç, è îáðàçóåòñÿ
ææ¸íàÿ ìàãíåçèÿ (îêèñü ìàãíèÿ). Ïðè îáæèãå èçâåñòíÿêà, íàïðîòèâ, ïðîèñõîäèò
óäàëåíèå «ñâÿçàííîãî âîçäóõà». Íà îñíîâå ýòèõ ýêñïåðèìåíòîâ ó÷¸íûé ñäåëàë âûâîä,
÷òî ðàçëè÷èå ìåæäó óãëåêèñëûìè è åäêèìè ùåëî÷àìè çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî â ñîñòàâ
ïåðâûõ âõîäèò óãëåêèñëûé ãàç, ÿâëÿþùèéñÿ îäíîé èç ñîñòàâíûõ ÷àñòåé âîçäóõà.
Ñåãîäíÿ æå ìû çíàåì, ÷òî êðîìå óãëåêèñëîãî, â ñîñòàâ çåìíîãî âîçäóõà âõîäÿò:

Ãàçû àòìîñôåðûÑîäåðæàíèå ïî îáú¸ìó (â %)
Àçîò N278,084
Êèñëîðîä O220,946
Àðãîí Ar0,932
Âîäÿíîé ïàð H2O0,5-4
Óãëåêèñëûé ãàç CO20,032
Íåîí Ne1,818×10-3
Ãåëèé He 4,6×10-4
Ìåòàí CH41,7×10-4
Êðèïòîí Kr1,14×10-4
Âîäîðîä H25×10-5
Êñåíîí Xe8,7×10-6
Çàêèñü àçîòà N2O5×10-5

Óêàçàííîå â òàáëèöå ñîîòíîøåíèå ãàçîâ â çåìíîé àòìîñôåðå õàðàêòåðíî äëÿ å¸ íèæíèõ
ñëî¸â, äî âûñîòû 120 êì.  ýòèõ îáëàñòÿõ ëåæèò õîðîøî ïåðåìåøàííàÿ, îäíîðîäíàÿ
ïî ñîñòàâó îáëàñòü, íàçûâàåìàÿ ãîìîñôåðîé. Âûøå ãîìîñôåðû ëåæèò ãåòåðîñôåðà, äëÿ
êîòîðîé õàðàêòåðíî ðàçëîæåíèå ìîëåêóë ãàçîâ íà àòîìû è èîíû. Îáëàñòè îòäåëåíû
äðóã îò äðóãà òóðáîïàóçîé.

Õèìè÷åñêàÿ ðåàêöèÿ, ïðè êîòîðîé ïîä âîçäåéñòâèåì ñîëíå÷íîãî è êîñìè÷åñêîãî
èçëó÷åíèÿ ïðîèñõîäèò ðàçëîæåíèå ìîëåêóë íà àòîìû, íàçûâàåòñÿ ôîòîäèññîöèàöèåé.
Ïðè ðàñïàäå ìîëåêóëÿðíîãî êèñëîðîäà îáðàçóåòñÿ àòîìàðíûé êèñëîðîä, ÿâëÿþùèéñÿ îñíîâíûì ãàçîì àòìîñôåðû
íà âûñîòàõ ñâûøå 200 êì. Íà âûñîòàõ îò
1200 êì íà÷èíàþò ïðåîáëàäàòü âîäîðîä è ãåëèé, ÿâëÿþùèåñÿ íàèáîëåå ë¸ãêèìè èç
ãàçîâ.

Ïîñêîëüêó îñíîâíàÿ ìàññà âîçäóõà ñîñðåäîòî÷åíà â 3 íèæíèõ àòìîñôåðíûõ
ñëîÿõ, èçìåíåíèÿ ñîñòàâà âîçäóõà íà âûñîòàõ áîëåå 100 êì íå îêàçûâàþò çàìåòíîãî
âëèÿíèÿ íà îáùèé ñîñòàâ àòìîñôåðû.

Àçîò — ñàìûé ðàñïðîñòðàíåííûé ãàç, íà äîëþ êîòîðîãî ïðèõîäèòñÿ áîëåå òð¸õ ÷åòâåðòåé
îáú¸ìà çåìíîãî âîçäóõà. Ñîâðåìåííûé àçîò îáðàçîâàëñÿ ïðè îêèñëåíèè ðàííåé
àììèà÷íî-âîäîðîäíîé àòìîñôåðû ìîëåêóëÿðíûì êèñëîðîäîì, êîòîðûé îáðàçóåòñÿ â
ïðîöåññå ôîòîñèíòåçà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî àçîòà â àòìîñôåðó
ïîñòóïàåò â ðåçóëüòàòå äåíèòðèôèêàöèè — ïðîöåññà âîññòàíîâëåíèÿ íèòðàòîâ äî
íèòðèòîâ, ñ ïîñëåäóþùèì îáðàçîâàíèåì ãàçîîáðàçíûõ îêñèäîâ è ìîëåêóëÿðíîãî àçîòà,
êîòîðûé ïðîèçâîäèòñÿ àíàýðîáíûìè ïðîêàðèîòàìè. ×àñòü àçîòà â àòìîñôåðó ïîñòóïàåò
ïðè âóëêàíè÷åñêèõ èçâåðæåíèÿõ.

 âåðõíèõ ñëîÿõ àòìîñôåðû ïðè âîçäåéñòâèè ýëåêòðè÷åñêèõ ðàçðÿäîâ ïðè ó÷àñòèè
îçîíà ìîëåêóëÿðíûé àçîò îêèñëÿåòñÿ äî ìîíîîêñèäà àçîòà:

N2 + O2 → 2NO

 îáû÷íûõ óñëîâèÿõ ìîíîîêñèä òîò÷àñ æå âñòóïàåò â ðåàêöèþ ñ êèñëîðîäîì ñ
îáðàçîâàíèåì çàêèñè àçîòà:

2NO + O2 → 2N2O

Àçîò ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøèì õèìè÷åñêèì ýëåìåíòîì çåìíîé àòìîñôåðû. Àçîò âõîäèò â
ñîñòàâ áåëêîâ, îáåñïå÷èâàåò ìèíåðàëüíîå ïèòàíèå ðàñòåíèé. Îí îïðåäåëÿåò ñêîðîñòü
áèîõèìè÷åñêèõ ðåàêöèé, èãðàåò ðîëü ðàçáàâèòåëÿ êèñëîðîäà.

Âòîðûì ïî ðàñïðîñòðàí¸ííîñòè ãàçîì àòìîñôåðû Çåìëè ÿâëÿåòñÿ êèñëîðîä. Îáðàçîâàíèå
ýòîãî ãàçà ñâÿçûâàþò ñ ôîòîñèíòåçèðóþùåé äåÿòåëüíîñòüþ ðàñòåíèé è áàêòåðèé. È
÷åì áîëåå ðàçíîîáðàçíûìè è ìíîãî÷èñëåííûìè ñòàíîâèëèñü ôîòîñèíòåçèðóþùèå
îðãàíèçìû, òåì áîëåå çíà÷èòåëüíûì ñòàíîâèëñÿ ïðîöåññ ñîäåðæàíèÿ êèñëîðîäà â
àòìîñôåðå. Íåáîëüøîå êîëè÷åñòâî òÿæ¸ëîãî êèñëîðîäà âûäåëÿåòñÿ ïðè äåãàçàöèè
ìàíòèè.

 âåðõíèõ ñëîÿõ òðîïîñôåðû è ñòðàòîñôåðû ïîä
âîçäåéñòâèåì óëüòðàôèîëåòîâîãî ñîëíå÷íîãî èçëó÷åíèÿ
(îáîçíà÷èì åãî êàê hν) îáðàçóåòñÿ îçîí:

O2
+ hν → 2O

2O
+ O → O3

 ðåçóëüòàòå äåéñòâèÿ òîãî æå óëüòðàôèîëåòîâîãî
èçëó÷åíèÿ ïðîèñõîäèò è ðàñïàä îçîíà:

Î3
+ hν → Î2
+ Î

Î3
+ O → 2Î2

 ðåçóëüòàòå ïåðâîé ðåàêöèè îáðàçóåòñÿ
àòîìàðíûé êèñëîðîä, â ðåçóëüòàòå âòîðîé —
ìîëåêóëÿðíûé êèñëîðîä. Âñå 4 ðåàêöèè íîñÿò íàçâàíèå
«ìåõàíèçì ×åïìåíà», ïî èìåíè áðèòàíñêîãî ó÷¸íîãî
Ñèäíè ×åïìåíà
îòêðûâøåãî èõ â 1930 ãîäó.

Êèñëîðîä ñëóæèò äëÿ äûõàíèÿ æèâûõ îðãàíèçìîâ. Ñ åãî
ïîìîùüþ ïðîèñõîäÿò ïðîöåññû îêèñëåíèÿ è ãîðåíèÿ.

Îçîí ñëóæèò äëÿ çàùèòû æèâûõ îðãàíèçìîâ îò
óëüòðàôèîëåòîâîãî èçëó÷åíèÿ, êîòîðîå âûçûâàåò
íåîáðàòèìûå ìóòàöèè. Íàèáîëüøàÿ êîíöåíòðàöèÿ îçîíà
íàáëþäàåòñÿ â íèæíåé ñòðàòîñôåðå â ïðåäåëàõ ò.í.
îçîíîâîãî ñëîÿ èëè îçîíîâîãî ýêðàíà, ëåæàùåãî íà
âûñîòàõ 22-25 êì. Ñîäåðæàíèå îçîíà íåâåëèêî: ïðè
íîðìàëüíîì äàâëåíèè âåñü îçîí çåìíîé àòìîñôåðû
çàíèìàë áû ñëîé òîëùèíîé âñåãî 2,91 ìì.

Îáðàçîâàíèå òðåòüåãî ïî ðàñïðîñòðàíåííîñòè â
àòìîñôåðå ãàçà àðãîíà, à òàêæå íåîíà, ãåëèÿ,
êðèïòîíà è êñåíîíà ñâÿçûâàþò ñ âóëêàíè÷åñêèìè
èçâåðæåíèÿìè è ðàñïàäîì ðàäèîàêòèâíûõ ýëåìåíòîâ.

 ÷àñòíîñòè ãåëèé ÿâëÿåòñÿ ïðîäóêòîì ðàäèîàêòèâíîãî
ðàñïàäà óðàíà, òîðèÿ è ðàäèÿ:
238U → 234Th + α,
230Th → 226Ra + 4He,
226Ra → 222Rn + α (â ýòèõ ðåàêöèÿ α-÷àñòèöà ÿâëÿåòñÿ ÿäðîì ãåëèÿ, êîòîðàÿ â ïðîöåññå ïîòåðè ýíåðãèè çàõâàòûâàåò ýëåêòðîíû è ñòàíîâèòñÿ 4He).

Àðãîí îáðàçóåòñÿ â
ïðîöåññå ðàñïàäà ðàäèîàêòèâíîãî èçîòîïà êàëèÿ:
40K → 40Ar + γ.

Íåîí
óëåòó÷èâàåòñÿ èç èçâåðæåííûõ ïîðîä.

Êðèïòîí
îáðàçóåòñÿ êàê êîíå÷íûé ïðîäóêò ðàñïàäà óðàíà (235U
è 238U) è òîðèÿ Th.

Îñíîâíàÿ ìàññà
àòìîñôåðíîãî êðèïòîíà îáðàçîâàëàñü åù¸ íà ðàííèõ
ñòàäèÿõ ýâîëþöèè Çåìëè êàê ðåçóëüòàò ðàñïàäà
òðàíñóðàíîâûõ ýëåìåíòîâ ñ ôåíîìåíàëüíî ìàëûì
ïåðèîäîì ïîëóðàñïàäà èëè ïîñòóïèëà èç êîñìîñà,
ñîäåðæàíèå êðèïòîíà â êîòîðîì â äåñÿòü ìèëëèîíîâ ðàç
âûøå ÷åì íà Çåìëå.

Êñåíîí ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì
äåëåíèÿ óðàíà, íî îñíîâíàÿ ìàññà ýòîãî ãàçà îñòàëàñü
ñ ðàííèõ ñòàäèé îáðàçîâàíèÿ Çåìëè, îò ïåðâè÷íîé
àòìîñôåðû.

Ñîäåðæàíèå âñåõ èíåðòíûõ ãàçîâ, êðîìå
àðãîíà, â ñîâðåìåííîé àòìîñôåðå Çåìëè â òûñÿ÷è è
ìèëëèîíû ðàç ìåíüøå ÷åì â êîñìè÷åñêîì ïðîñòðàíñòâå,
÷òî óêàçûâàåò íà èõ íåïðåðûâíóþ óòå÷êó â
ìåæïëàíåòíîå ïðîñòðàíñòâî.

Óãëåêèñëûé ãàç ïîñòóïàåò â àòìîñôåðó â ðåçóëüòàòå
âóëêàíè÷åñêèõ èçâåðæåíèé è â ïðîöåññå ðàçëîæåíèÿ
îðãàíè÷åñêîãî âåùåñòâà. Åãî ñîäåðæàíèå â
àòìîñôåðå ñðåäíèõ øèðîò Çåìëè ñèëüíî ðàçëè÷àåòñÿ â
çàâèñèìîñòè îò ñåçîíîâ ãîäà: çèìîé êîëè÷åñòâî CO2
âîçðàñòàåò, à ëåòîì — ñíèæàåòñÿ.
Ñâÿçàíî äàííîå êîëåáàíèå ñ äåÿòåëüíîñòüþ ðàñòåíèé,
êîòîðûå èñïîëüçóþò óãëåêèñëûé ãàç â ïðîöåññå
ôîòîñèíòåçà.

Âîäîðîä îáðàçóåòñÿ â ðåçóëüòàòå ðàçëîæåíèÿ âîäû
ñîëíå÷íûì èçëó÷åíèåì. Íî, áóäó÷è ñàìûì ë¸ãêèì èç
ãàçîâ, âõîäÿùèõ â ñîñòàâ àòìîñôåðû, ïîñòîÿííî óëåòó÷èâàåòñÿ â êîñìè÷åñêîå
ïðîñòðàíñòâî, è ïîòîìó ñîäåðæàíèå åãî â àòìîñôåðå
î÷åíü íåâåëèêî.

Âîäÿíîé ïàð ÿâëÿåòñÿ ðåçóëüòàòîì èñïàðåíèÿ âîäû ñ
ïîâåðõíîñòè îç¸ð, ðåê, ìîðåé è ñóøè.

Êîíöåíòðàöèÿ îñíîâíûõ ãàçîâ â íèæíèõ ñëîÿõ àòìîñôåðû, çà
èñêëþ÷åíèåì âîäÿíûõ ïàðîâ è óãëåêèñëîãî ãàçà,
ïîñòîÿííà.  íåáîëüøèõ êîëè÷åñòâàõ â àòìîñôåðå ñîäåðæàòñÿ îêñèä
ñåðû SO2,
àììèàê NH3,
ìîíîîêñèä óãëåðîäà
ÑÎ, îçîí O3, õëîðîâîäîðîä HCl,
ôòîðîâîäîðîä HF, ìîíîîêñèä àçîòà NO, óãëåâîäîðîäû, ïàðû
ðòóòè Hg, éîäà I2 è ìíîãèå äðóãèå. Â
íèæíåì àòìîñôåðíîì ñëîå òðîïîñôåðå ïîñòîÿííî íàõîäèòñÿ
áîëüøîå êîëè÷åñòâî âçâåøåííûõ òâ¸ðäûõ è æèäêèõ
÷àñòèö.

Èñòî÷íèêàìè òâ¸ðäûõ ÷àñòèö â àòìîñôåðå Çåìëè
ÿâëÿþòñÿ âóëêàíè÷åñêèå èçâåðæåíèÿ, ïûëüöà ðàñòåíèé,
ìèêðîîðãàíèçìû, à â ïîñëåäíåå âðåìÿ è äåÿòåëüíîñòü
÷åëîâåêà, íàïðèìåð, ñæèãàíèå èñêîïàåìîãî òîïëèâà â
ïðîöåññå ïðîèçâîäñòâà. Ìåëü÷àéøèå ÷àñòèöû ïûëè,
êîòîðûå ÿâëÿþùèåñÿ ÿäðàìè êîíäåíñàöèè, ñëóæàò
ïðè÷èíàìè îáðàçîâàíèÿ òóìàíîâ è îáëàêîâ. Áåç òâ¸ðäûõ
÷àñòèö, ïîñòîÿííî ïðèñóòñòâóþùèõ â àòìîñôåðå, íà
Çåìëþ íå âûïàäàëè áû îñàäêè.

Источник