Какой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатся

Какой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатся thumbnail

Обучающая, открытая олимпиада по физике.

Решение олимпиадных задач по физике.

Подготовила учитель

Амвросиевской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней №6

Министерства образования и науки

Донецкой Народной Республики

Ляшко Ольга Григорьевна.

В ноябре – декабре 2014 года состоялся І этап обучающей, открытой олимпиады по физике. Организованный Донецким институтом последипломного образования, отделом физики. Задания были представлены пятью задачами различной, возрастающей сложности. Оценивание производилось по критериям, определённым количеством баллов, которые переводились в пятибалльную систему оценивания. Особенностью данной олимпиады есть, то, что наравне с выявлением ученика с более глубокими знаниями по физике проводилось обучение. Причём оно осуществлялось учителем при непосредственном контакте «Учитель – ученик», что позволяло увидеть направления поиска решения, допущенные ошибки и исправить их. Рассмотрим примеры решения некоторых из них.

Задача 1 (8 класс). Какой длины получилась бы цепочка из молекул, которые содержатся в 1 мг воды, если бы их разместили плотно одна возле одной? Масса молекулы воды равняется 2,7·10–26 кг. Сколько раз можно опоясать земной шар по экватору этой цепочкой? Плотность воды 1 г/см3. Диаметр молекулы воды 2,7·10–10 м, длина экватора 4·107 м.

Решение.

Количество молекул штук,

где m – масса воды, m0 – масса молекулы воды.

Опоясать земной шар по экватору можно:

раз.

Задача 2 (9 класс). В калориметр налили 0,5 л воды при температуре 200С и поместили 1 кг льда при температуре -400С. Сколько льда останется после завершения процесса теплообмена? Плотность воды 1000 кг/м3. Удельные теплоемкости воды 4200 Дж/(кг·0С), льда – 2100 Дж/(кг·0С), удельная теплота плавления льда – 3,3·105 Дж/кг.

Решение.

m=0,5 кг, t=20ºС, tл=-40ºС.

Рассчитаем, какое количество теплоты может отдать вода, остывая до 0ºС:

Qв=cвmΔt=42000 Дж.

Рассчитаем, какое количество теплоты необходимо передать льду для нагревания его до 0ºС:

Qл=cлmΔtл=84000 Дж.

Qл > Qв, поэтому вода остынет до 0ºС и начнет кристаллизироваться. Рассчитаем, какое количество теплоты выделится при кристаллизации воды

Qкр=λm= 165 000 Дж.

Qкр+Qв > Qл, следовательно вода будет кристаллизоваться частично, конечная температура системы 0ºС.

Запишем уравнение теплового баланса:

Qл= Qкр+ Qв, Qл= λm1 + Qв.

Отсюда .

Конечная масса льда .

Задача 3 (9 класс) Шарик массой 0,18 кг падает с установившейся скоростью v в жидкости с плотностью 800 кг/м3. Объем шарика 100 см3. С какой силой надо действовать на шарик, чтобы он поднимался со скоростью 2v? Считайте, что сила сопротивления пропорциональна скорости.

Решение.

Условие падения шарика с постоянной скорость v

mg=FA+kv (1)

Условие, при котором шарик поднимается с постоянной скоростью 2v

F+FА=mg+2kv (2),

k − коэффициент пропорциональности.

Выразив kv из (1) и подставив в (2), получим

F=3g(m-ρжv);

F=3Н.

Задача 4 (10 класс).Два неподвижных заряда q1=4 нКл и q2=9 нКл расположены на расстоянии d=15 см. Куда надо поместить третий заряд, чтобы система находилась в равновесии? Каковы величина и знак этого заряда? Будет ли равновесие устойчивым?

Решение

Пусть – расстояние до первого заряда. Знак третьего заряда должен быть противоположен знаку и . Силы кулоновского взаимодействия, действующие на заряды, должны быть скомпенсированы, что дает два уравнения:

Решая эту систему, находим:

Задача 5 (10 класс). Численные значения , нКл Какой электрический ток пойдет по подводящим проводам цепи, присоединенной к источнику с очень большой выходной мощностью, при коротком замыкании, если на спиралях сопротивлением 400 Ом и 100 Ом при поочередном их подключении в цепь, выделяется одинаковая мощность 400 Вт?

Решение: Значения силы тока при подключении спиралей и коротком замыкании равно:

, , .

Напряжение на спиралях определим по формуле:

, , , , где Ro – сопротивление подводящих проводов. , , .

, .

Разделив, левые и правые части уравнений, находим

.

Задача 6 (11 класс) Шайбе, лежащей на горизонтальной поверхности, сообщают скорость в направлении вертикальной стенки, расположенной на расстоянии L=30 см. Время движения шайбы по направлению к стенке и обратно одинаково. На каком расстоянии остановилась шайба, абсолютно упруго отразившись от стенки?

Решение

Шайба в одну и другую стороны движется с одинаковым ускорением, равным . Время движения влево и вправо выразим из формул для равноускоренного движения:

где – скорость шайбы при ударе о стенку. Так как время движения одинаково, то

Пройденный путь можно выразить через начальную и конечную скорости на каждом отрезке пути:

откуда см.

Источник

  • Главная
  • Вопросы & Ответы
  • Вопрос 420459

Зачетный Опарыш

более месяца назад

Просмотров : 8   
Ответов : 1   

Лучший ответ:

V=5*10^-6 м3     M=18*10^-3 кг/моль    d=0.3*10^-9    po=10^3 кг/м3    L=?
========
m=po*V
N=m*Na/M    (Na=6*10^23 число Авогадро)
L=d*N=d*po*V*Na/M=0.3*10^-9*10^3*5*10^-6*6*10^23/(18*10^-3)=5*10^13 м
L=5*10^10 км
5*10^10/(0.015*10^10)=333.3 раза больше расстояния до Солнца
=========================

более месяца назад

Ваш ответ:

Комментарий должен быть минимум 20 символов

Чтобы получить баллы за ответ войди на сайт

Какой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатся

Лучшее из галереи за : неделю   месяц   все время

Какой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатсяКакой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатся

    Какой длины получилась бы цепочка из молекул которые содержатся

    Другие вопросы:

    Энджелл

    Как вы понимаете выражение ,,семья начинается с детей”?

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 15   
    Ответов : 1   

    Мари Умняшка

    Нет причастий в словосочетании 1) рассеянные ученики 2) построенные дома 3) груженная кирпичом 4) израненный в боях 5) ремонтированные давно

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 6   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    Два пешехода одновременно отправились из пунктов А и Б В одном направлении скорость первого пешехода 4 км Скорость второго 3 км Через сколько часов пешеход 2 если расстояние между пунктами А и Б равно 6 километров

    Читайте также:  Что такое перец какие витамины содержатся в перце

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 13   
    Ответов : 1   

    Суррикат Мими

    Каковы функции спинного мозга

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Главный Попко

    Нужно разложить по сеткам 240 апельсинов, по 30 апельсинов в каждую сетку. На сколько меньше сеток понадобится, если укладывать в каждую сетку по 40 апельсинов? Пожалуйста решите с пояснением!

    более месяца назад

    Смотреть ответ  

    Просмотров : 4   
    Ответов : 1   

    Источник

    Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» – наиболее интересные и сложные темы в курсе «Общая биология». Эти темы изучаются и в 9-х, и в 11­х классах, но времени на отработку умения решать задачи в программе явно недостаточно. Однако умение решать задачи по генетике и молекулярной биологии предусмотрено Стандартом биологического образования, а также  такие задачи входят в состав КИМ ЕГЭ.

    Для  решения задач по молекулярной биологии  необходимо владеть следующими биологическими понятиями: виды нуклеиновых  кислот,строение ДНК,  репликация ДНК , функции ДНК, строение  и функции РНК, генетический код, свойства генетического кода,мутация.

    Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а “сюжетные”– полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной и привлекательной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Решение задач в биологии требует умения анализировать фактический материал, логически думать и рассуждать , а также определенной изобретательности при решении особенно трудных  и запутанных задач.

    Для закрепления теоретического материала по способам и приемам  решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля.

    Примеры решения задач

    Необходимые пояснения:

    • Один шаг это полный виток спирали ДНК–поворот на 360o
    • Один шаг составляют 10 пар нуклеотидов
    • Длина одного шага – 3,4 нм
    • Расстояние между двумя нуклеотидами – 0,34 нм
    • Молекулярная масса одного нуклеотида – 345 г/моль
    • Молекулярная масса одной аминокислоты – 120 г/мол
    • В молекуле ДНК: А+Г=Т+Ц (Правило Чаргаффа: ∑(А) = ∑(Т), ∑(Г) = ∑(Ц), ∑(А+Г) =∑(Т+Ц)
    • Комплементарность нуклеотидов: А=Т; Г=Ц
    • Цепи ДНК удерживаются водородными связями, которые образуются между комплементарными азотистыми основаниями: аденин с тимином соединяются 2 водородными связями, а гуанин с цитозином тремя.
    • В среднем один белок содержит 400 аминокислот;
    • вычисление молекулярной массы белка:

    где Мmin – минимальная молекулярная масса белка,
    а – атомная или молекулярная масса компонента,
    в – процентное содержание компонента.

    Задача № 1.Одна из цепочек  ДНК имеет последовательность нуклеотидов : АГТ  АЦЦ  ГАТ  АЦТ  ЦГА  ТТТ  АЦГ  … Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка ДНК той же молекулы. Для наглядности  можно использовать  магнитную “азбуку” ДНК (прием автора статьи) .
    Решение: по принципу комплементарности достраиваем вторую цепочку (А-Т,Г-Ц) .Она выглядит следующим образом: ТЦА  ТГГ  ЦТА   ТГА  ГЦТ  ААА  ТГЦ.

    Задача № 2. Последовательность нуклеотидов в начале гена, хранящего информацию о белке инсулине, начинается так: ААА  ЦАЦ  ЦТГ  ЦТТ  ГТА  ГАЦ. Напишите последовательности аминокислот, которой начинается цепь инсулина.
    Решение: Задание выполняется с помощью таблицы генетического кода, в которой нуклеотиды в иРНК (в скобках – в исходной ДНК) соответствуют аминокислотным остаткам.

    Задача № 3. Большая из двух цепей белка инсулина имеет (так называемая цепь В) начинается со следующих аминокислот : фенилаланин-валин-аспарагин-глутаминовая кислота-гистидин-лейцин. Напишите последовательность нуклеотидов в начале участка молекулы ДНК,  хранящего информацию об этом белке.

    Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): т.к. одну аминокислоту могут кодировать несколько триплетов, точную структуру и-РНК  и участка  ДНКопределить невозможно, структура может варьировать. Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем один из вариантов:

    Цепь белка

    Фен

    Вал

    Асн

    Глу

    Гис

    Лей

    и-РНК

    УУУ

    ГУУ

    ААУ

    ГАА

    ЦАЦ

    УУА

    ДНК

    1-я цепь

    ААА

    ЦАА

    ТТА

    ЦТТ

    ГТГ

    ААТ

    2-я цепь

    ТТТ

    ГТТ

    ААТ

    ГАА

    ЦАЦ

    ТТА

    Задача № 4. Участок гена имеет следующее строение, состоящее из последовательности нуклеотидов: ЦГГ  ЦГЦ  ТЦА  ААА  ТЦГ  …  Укажите строение соответствующего участка белка, информация о котором содержится в данном гене. Как отразится на строении  белка удаление из гена четвертого нуклеотида?

    Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем:

    Цепь ДНК

    ЦГГ

    ЦГЦ

    ТЦА

    ААА

    ТЦГ

    и -РНК

    ГЦЦ

    ГЦГ

    АГУ

    УУУ

    АГЦ

    Аминокислоты цепи белка

    Ала-Ала-Сер-Фен-Сер

    При удалении из гена четвертого нуклеотида – Ц произойдут заметные изменения – уменьшится количество и состав аминокислот в  белке:

    Цепь ДНК

    ЦГГ

    ГЦТ

    ЦАА

    ААТ

    ЦГ

    и -РНК

    ГЦЦ

    ЦГА

    ГУУ

    УУА

    ГЦ

    Аминокислоты цепи белка

    Ала-Арг-Вал-Лей-

    Задача № 5. Вирусом табачной мозаики (РНК-содержащий вирус) синтезируется участок белка с аминокислотной последовательностью: Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-. Под действием азотистой кислоты (мутагенный фактор) цитозин в результате дезаминирова ния превращается в урацил. Какое строение будет иметь участок белка вируса табачной мозаики,  если все цитидиловые нуклеотиды  подвергнутся указанному химическому превращению?

    Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем  :

    Аминокислоты цепи белка (исходная)

    Ала – Тре – Сер – Глу – Мет-

    и -РНК (исходная)

    ГЦУ

    АЦГ

    АГУ

    ГАГ

    АУГ

    и -РНК (дезаминированная)

    ГУУ

    АУГ

    АГУ

    ГАГ

    АУГ

    Аминокислоты цепи белка (дезаминированная)

    Вал – Мет – Сер – Глу – Мет-

    Читайте также:  Какие витамины содержатся в витаминах и лимонах

    Задача № 6. При  синдроме Фанкоми (нарушение образования костной ткани)  у больного с мочой выделяются аминокислоты , которым соответствуют кодоны в и -РНК : АУА   ГУЦ  АУГ  УЦА  УУГ  ГУУ  АУУ. Определите, выделение каких аминокислот с мочой характерно  для синдрома Фанкоми, если у здорового человека в моче содержатся аминокислоты аланин, серин, глутаминовая кислота, глицин.

    Решение (для удобства используем табличную форму записи решения): Используя принцип комплементарности  и таблицу генетического кода получаем:

    и -РНК

    АУА

    ГУЦ

    АУГ

    УЦА

    УУГ

    ГУУ

    АУУ

    Аминокислоты цепи белка (больного человека)

    Изе-Вал-Мет-Сер-Лей-Вал-Иле

    Аминокислоты цепи белка (здорового человека)

    Ала-Сер-Глу-Гли

    Таким образом, в моче больного человека только одна аминокислота (серин) такая же как, у здорового человека, остальные – новые, а три, характерные для здорового человека, отсутствуют.

    Задача № 7. Цепь А инсулина быка в 8-м звене содержит аланин, а лошади – треонин, в 9-м звене соответственно серин и глицин. Что можно сказать о происхождении инсулинов?

    Решение (для удобства  сравнения используем табличную форму записи решения): Посмотрим, какими триплетами в и-РНК кодируются упомянутые в условии задачи аминокислоты.

    Организм

    Бык

    Лошадь

    8-е звено

    Ала

    Тре

    и- РНК

    ГЦУ

    АЦУ

    9-е звено

    Сер

    Гли

    и- РНК

    АГУ

    ГГУ

    Т.к. аминокислоты кодируются  разными триплетами, взяты триплеты, минимално отличающиеся друг от друга. В данном случае  у лошади и быка в 8-м и 9-м звеньях  изменены аминокислоты в результате замены первых нуклеотидов в триплетах и -РНК : гуанин заменен на аденин ( или наоборот). В двухцепочечной ДНК  это будет равноценно замене пары Ц-Г  на  Т-А (или наоборот).
    Следовательно, отличия цепей А инсулина быка и  лошади обусловлены транзициями в участке молекулы ДНК, кодирующей 8-е и 9-е звенья цепи А инсулинов быка и лошади.

    Задача № 7 . Исследования показали, что в и- РНК содержится 34% гуанина,18% урацила, 28% цитозина и 20% аденина.Определите процентный состав  азотистых оснваний в участке ДНК, являющейся матрицей для данной и-РНК.
    Решение (для удобства   используем табличную форму записи решения): Процентное соотношение азотистых оснований высчитываем исходя из принципа комплементарности:

    и-РНК

    Г

    У

    Ц

    А

    34%

    18%

    28%

    20%

    ДНК (смысловая цепь, считываемая)

    Г

    А

    Ц

    Т

    28%

    18%

    34%

    20%

    ДНК (антисмысловая цепь)

    Г

    А

    Ц

    Т

    34%

    20%

    28%

    18%

    Суммарно  А+Т  и Г+Ц в смысловой цепи будут составлять: А+Т=18%+20%=38%  ; Г+Ц=28%+34%=62%. В антисмысловой (некодируемой) цепи суммарные показатели будут такими же , только процент отдельных оснований будет обратный: А+Т=20%+18%=38%  ; Г+Ц=34%+28%=62%. В обеих же цепях в парах комплиментарных оснований будет поровну, т.е аденина и тимина – по 19%, гуанина и цитозина по 31%.

    Задача № 8.  На фрагменте одной нити ДНК нуклеотиды расположены в последователь ности:  А–А–Г–Т–Ц–Т–А–Ц–Г–Т–А–Т. Определите процентное содержание всех нукле отидов в этом фрагменте ДНК и длину гена.

    Решение:

    1) достраиваем вторую нить (по принципу комплементарности)

    2) ∑(А +Т+Ц+Г) = 24,из них ∑(А) = 8 = ∑(Т)

    24 – 100%

    => х = 33,4%

    8 – х%

    24 – 100%

    =>  х = 16,6%

    4 –  х%

    ∑(Г) = 4 = ∑(Ц) 

      
    3) молекула ДНК двуцепочечная, поэтому длина гена равна длине одной цепи:

    12 × 0,34 = 4,08 нм

    Задача № 9. В молекуле ДНК на долю цитидиловых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов в этой ДНК.

    Решение:

    1) т.к. Ц = 18%, то и Г = 18%;
    2) на долю А+Т приходится 100% – (18% +18%) = 64%, т.е. по 32%

    Задача № 10. В молекуле ДНК обнаружено 880 гуанидиловых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего числа нуклеотидов в этой ДНК. Определите: а) сколько других нуклеотидов в этой ДНК? б) какова длина этого фрагмента?

    Решение:

    1) ∑(Г) = ∑(Ц)= 880 (это 22%); На долю других нуклеотидов приходится 100% – (22%+22%)= 56%, т.е. по 28%; Для вычисления количества этих нуклеотидов составляем пропорцию:

    22% – 880
    28% – х, отсюда х = 1120

    2) для определения длины ДНК нужно узнать, сколько всего нуклеотидов содержится в 1 цепи:

    (880 + 880 + 1120 + 1120) : 2 = 2000
    2000 × 0,34 = 680 (нм)

    Задача № 11. Дана молекула ДНК с относительной  молекулярной массой 69 000, из них 8625 приходится на долю адениловых нуклеотидов. Найдите количество всех нуклеотидов в этой ДНК. Определите длину этого фрагмента.

    Решение:

    1) 69 000 : 345 = 200 (нуклеотидов в ДНК), 8625 : 345 = 25 (адениловых нуклеотидов в этой ДНК),∑(Г+Ц) = 200 – (25+25)= 150, т.е. их по 75;
    2) 200 нуклеотидов в двух цепях, значит в одной – 100. 100 × 0,34 = 34 (нм)

    Задача № 12. Что тяжелее: белок или его ген?

    Решение: Пусть х – количество аминокислот в белке, тогда масса этого белка – 120х, количество нуклеотидов в гене, кодирующем этот белок, – 3х, масса этого гена – 345 × 3х.  120х < 345 × 3х, значит ген тяжелее белка.

    Задача № 13. Гемоглобин крови человека содержит 0, 34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина.

    Решение: Мmin = 56 : 0,34% · 100% = 16471

    Задача №14. Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.

    Решение: 68400 : 120 = 570 (аминокислот в молекуле альбумина)

    Читайте также:  Какие полезные бактерии содержатся в кишечнике

    Задача №15. Белок содержит 0,5% глицина. Чему равна минимальная молекулярная масса этого белка, если М глицина = 75,1? Сколько аминокислотных остатков в этом белке?

    Решение: Мmin = 75,1 : 0,5% · 100% = 15020 ; 15020 : 120 = 125 (аминокислот в этом белке)

    Задачи для самостоятельной работы

    1. Молекула ДНК распалась на две цепочки. одна из них имеет строение : ТАГ  АЦТ  ГГТ  АЦА  ЦГТ  ГГТ  ГАТ  ТЦА … Какое строение будет иметь  вторая молекула ДНК ,когда указанная цепочка достроится до полной двухцепочечной молекулы ?
    2. Полипептидная цепь одного белка животных имеет следующее начало : лизин-глутамин-треонин-аланин-аланин-аланин-лизин-… С какой последовательности нуклеотидов начинается ген, соответствующий этому белку?
    3. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глутамин-фенилаланин-лейцин-тирозин-аргинин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.
    4. Участок молекулы белка имеет следующую последовательность аминокислот: глицин-тирозин-аргинин-аланин-цистеин. Определите одну из возможных последовательностей нуклеотидов в молекуле ДНК.
    5. Одна из цепей рибонуклеазы (фермента поджелудочной железы) состоит из 16 аминокислот: Глу-Гли-асп-Про-Тир-Вал-Про-Вал-Про-Вал-Гис-фен-Фен-Асн-Ала-Сер-Вал. Определите  структуру участка ДНК , кодирующего эту часть рибонуклеазы.
    6. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ГТЦ  ЦТА  АЦЦ  ГГА  ТТТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
    7. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТЦГ  ГТЦ  ААЦ  ТТА  ГЦТ. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
    8. Фрагмент гена ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТГГ  АЦА  ГГТ  ТТЦ  ГТА. Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и аминокислот в полипептидной цепи белка.
    9. Определите порядок следования аминокислот в участке молекулы белка, если известно, что он кодируется такой последовательностью нуклеотидов ДНК: ТГА  ТГЦ   ГТТ  ТАТ  ГЦГ  ЦЦЦ. Как изменится  белок , если химическим путем будут удалены 9-й и 13-й нуклеотиды?
    10. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ  ЦГТ  ТТЦ  ТЦГ  ГТА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение шестого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты.
    11. Кодирующая цепь ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ТАГ  ТТЦ  ТЦГ  АГА. Как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение восьмого нуклеотида в цепи ДНК. Объясните результаты.
    12. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: ЦАТ  ТАГ  ГТА  ЦГТ  ТЦГ произошла замена второго триплета на триплет АТА. Объясните, как изменится структура молекулы белка.
    13. Под воздействием мутагенных факторов во фрагменте гена: АГА  ТАГ  ГТА  ЦГТ  ТЦГ произошла замена четвёртого триплета на триплет АЦЦ. Объясните, как изменится структура молекулы белка.
    14. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГЦА  УГУ  АГЦ  ААГ  ЦГЦ. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу.
    15. Фрагмент молекулы и-РНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГАГ  ЦЦА  ААУ  АЦУ  УУА. Определите последовательность аминокислот в молекуле белка и её молекулярную массу.
    16. Ген ДНК включает 450пар нуклеотидов. Какова длина, молекулярная масса гена и сколько аминокислот закодировано в нём?
    17. Сколько нуклеотидов содержит ген ДНК, если в нем закодировано 135 аминокислот. Какова молекулярная масса данного гена и его длина?
    18. Фрагмент одной цепи ДНК имеет следующую структуру: ГГТ АЦГ АТГ ТЦА АГА. Определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (%) различных видов нуклеотидов в двух цепях фрагмента и его длину.
    19. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 1500 г/моль?
    20. Какова молекулярная масса гена и его длина, если в нем закодирован белок с молекулярной массой 42000 г/моль?
    21. В состав белковой молекулы входит 125 аминокислот. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.
    22. В состав белковой молекулы входит 204 аминокислоты. Определите количество нуклеотидов в и-РНК и гене ДНК, а также количества молекул т-РНК принявших участие в синтезе данного белка.
    23. В синтезе белковой молекулы приняли участие 145 молекул   т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.
    24. В синтезе белковой молекулы приняли участие 128 молекул   т-РНК. Определите число нуклеотидов в и-РНК, гене ДНК и количество аминокислот в синтезированной молекуле белка.
    25. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГГГ  УГГ  УАУ  ЦЦЦ  ААЦ  УГУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК.
    26. Фрагмент цепи и-РНК имеет следующую последовательность: ГУУ  ГАА  ЦЦГ  УАУ  ГЦУ. Определите, последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны т-РНК, и последовательность аминокислот соответствующая фрагменту гена ДНК.
    27. В молекуле и-РНК содержится 13% адениловых, 27% гуаниловых и 39% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов  нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК.
    28. В молекуле и-РНК содержится 21% цитидиловых, 17% гуаниловых и 40% урациловых нуклеотидов. Определите соотношение всех видов  нуклеотидов в ДНК, с которой была транскрибирована данная и-РНК
    29. Молекула и-РНК содержит 21% гуаниловых нуклеотидов, сколько цитидиловых нуклеотидов содержится в кодирующей цепи участка ДНК?
    30. Если в цепи молекулы ДНК, с которой транскрибирована генетическая информация, содержалось 11% адениловых нуклеотидов, сколько урациловых нуклеотидов будет содержаться в соответствующем ему отрезке и-РНК?

    Используемая литература.

    1. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы–М.: ООО “Издательство Оникс”:”Издательство.”Мир и Образование”, 2008г.
    2. Воробьев О.В. Уроки биологии с применением информационных технологий .10 класс. Методическое пособие с электронным приложением–М.:Планета,2012г.
    3. Чередниченко И.П. Биология. Интерактивные дидактические материалы.6-11 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. – М.:Планета,2012г.
    4. Интернет-ссылки:
    5. https://ru.convdocs.org/download/docs-8406/8406.doc
    6. https://bio.1sept.ru/articles/2009/06

    Источник