Какой бывает образовательный продукт

А.В. Хуторской, д.п.н., директор Института образования человека (Москва)

Образовательный продукт – ключевая вещь в уроках с позиций нашей научной школы. Для всех предметов. То, что создают ученики, это и есть главное, зачем они учатся и живут. Даже в религии: Бог творец, а человек создан по его образу и подобию, значит, человек – творец.

Теперь важно понять, какие бывают образовательные продукты. Мы обосновали 2 типа продуктов – результатов учеников: внешние и внутренние. Внешние – те которые создаются и видны всем – сочинение, таблица, образ, модель, конструкция, изделие, действие, решение проблемы и т.п. Внутренние – это личностные качества, которые соответствуют созданным продуктам – умения, знания, компетентности ученика.

Далее, важно отделять форму образовательного результата (продукта) от его содержания. Например, сделанная табуретка – форма продукта, а его предметное содержание: предложенная учеником идея табуретки, способы её воплощения, применяемые инструменты, соответствие изделия чертежу и т.п.

Сейчас идут курсы переподготовки “Теория и методика ДО”. Только что прошло занятие в Зуме, учительница (нач. классы) презентовала разработанный ею урок русского языка 3 класс, на платформе Core по нашей технологии “Образовательная ситуация”. Задача урока для учеников – сочинить сказку про верблюда с его горбами.

Спрашиваю учителя: Какой образовательный продукт учеников предполагает ваш урок? И каковы критерии оценки результатов детей?

Отвечает: Продукт – собственные сказки, а критерии называет типа увлекательность, оригинальность и т.п.

Я: Сказка – это форма продукта, а в чём его предметное содержание по русскому языку? Ведь именно для оценки результатов по русскому языку нужны критерии. Сказка вообще, продукт литературы (звоночек учителям математики, которые любят давать задания по сочинению сказок: вы за обучению какому предмету получаете зарплату?).

Далее выясняем, что для учительницы важна задача конструирования текста путём различных сочетаний предложений, их связанности между собой.

Вот! Это и есть языковое содержание ожидаемого от учеников продукта – сочетаемость предложений в тексте! Сказка в этом случае лишь форма текста, а интересовать нас должен именно тот результат ученика, который соответствует данному содержанию, например: типы сочетаний предложений между собой, способы построения текста с разными сочетаниями предложений, принципы создания абзацев, зависимость смысла сказки от применяемых последовательностей предложений и т.п.

Тогда и критерии для анализа и оценки составленных учениками сказок будут не только “увлекательность и оригинальность”, хотя они нужны для оценки степени творчества, а то, какие типы сочетаний предложений придумал ученик, какие связи-переходы между ними сделал, и т.д.

И только после такой проработки урока учитель подбирает технические формы его реализации на интернет-платформе. Например, даёт детям 5 предложений про двугорбого верблюда и предлагает разместить их в своём порядке так, чтобы получились разные сказки, с разным смыслом или концом. Этот этап назовём интеграцией педагогических и цифровых технологий.

Тему современного урока с данных позиций обсуждаем на веб-семинаре, который начнётся 24 августа.

Следующий набор на курс профессиональной переподготовки “Теория и методика дистанционного обучения” (250 ч. Диплом) начинается с 1 сентября. Не опоздайте с регистрацией.

Образовательный продукт – главное понятие Научной школы А.В.Хуторского

Источник

Лекция 6.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЕКОНОМИЧЕСКИХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ

План лекции

6.1. Образовательный продукт: структура, особенности.

6.2. Образование: общественное или частное благо.

6.3. Анализ экономической среды функционирования образовательного учреждения: спрос и предложение на рынке образовательных услуг.

Образовательный продукт: структура, особенности

В последние годы повышенный интерес вызывает проблема правового регулирования сфер деятельности, объединяющих разнородные по своей природе отношения. К ним, несомненно, относится и сфера образования, в рамках которой возникают разнообразные правоотношения, деятельность субъектов которых их права и обязанности регулируются нормами многих правовых отраслей.

Ключевое место среди указанных отношений занимают образовательные, которые являются формой социального взаимодействия лиц по удовлетворения общественных потребностей в образовании.

В современном мире стратегия правового регулирования образовательных и других смежных с ними отношений должна быть строго выверенной и построенной с учетом роста роли образования как важнейшего фактора формирования человеческого потенциала в условиях постиндустриального этапа развития общества и процессов глобализации в мире. Под влиянием глобализации происходит капитализация знаний и формирование международного рынка высшего образования, где знания рассматриваются как основная экономическая составляющая конкуренции.

Рассматривая процесс предоставления образовательных услуг с экономической и юридической точек зрения, можно заметить различия в содержании и толковании определений (дефиниций) конечного результата обучения.

В преамбуле Закона Украины «Об образовании» закреплено понятие образования как основы интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития личности, общества и государства.

В то же время у экономистов для раскрытия содержания понятия образования существуют другие подходы, определяющие образование как вид хозяйственной деятельности, который предоставляет потребителю определенный результат (продукт): с одной стороны – диплом как товар, с другой – процесс обучения, т.е. образовательную услугу.

Однако с юридической точки зрения данный аспект может быть разный, так как эти процессы могут регулироваться различными нормами права.

Диплом в экономическом смысле является результатом образовательной деятельности и выступает одновременно и материальным благом (товаром) и нематериальным, потому что олицетворяет результат развития человека как личности и профессионального работника.

При этом диплом как товар довольно специфический, поскольку, с одной стороны, практически лишен экономических характеристик товара: веса, размера, цвета, упаковки, способа применения, срока службы или годности, гарантий качества. С другой стороны, имея все экономические признаки товара, диплом способен приобретать потребительскую стоимость, т.е. способность удовлетворять потребности его получателя (приобретателя).

Однако в случае недобросовестного приобретения диплома и определение его в качестве товара, речь может идти о его «покупке». Хотя в этом случае нельзя говорить о соблюдении нормы Закона Украины «Об образовании» (п. 15), что касается качества образования, а также применять к этому процессу, например, нормы гражданского законодательства, регулирующие куплю-продажу. Речь в данном случае, скорее всего, может или должна идти о применении к таким «покупателей» норм-запретов, характерных для административного или уголовного права.

Поэтому очевидно, что образовательная деятельность регулируется нормами комплексной правовой отрасли – образовательного права, применяет к ним, кроме образовательных, гражданско-правовые нормы о договоре по оказанию услуг.

Читайте также:  От каких продуктов встает

Экономисты же выделяют особенности, которые присущи всем продуктам человеческой деятельности, получаемым в результате взаимодействия услугодавателя и услугополучателя.

К ним относятся такие основные характеристики услуг:

– неосязаемость,

– неотчужденность от источника,

– непостоянство качества

– несохранения.

В полной мере их можно отнести и к образовательным услугам.

Процесс предоставления образовательных услуг может быть отнесен к сфере услуг условно за ряд присущих ему принципиальных различий.

Так, от традиционного классического понимания услуг образовательные услуги отличаются:

– сложностью структуры,

– содержанием,

– межсубъектными взаимоотношениями,

– результативностью воздействия на общественные отношения;

– значительным разнесением во времени непосредственной деятельности по предоставлению образовательных услуг;

– результативным эффектом;

– направленностью результата преимущественно на удовлетворения потребностей третьих лиц относительно процесса – работодателей;

– а благодаря этому, косвенно, направленностью на повышение цены труда носителя этого результата.

Качество этих услуг неразрывно связано с развитием общества: чем оно более развито, тем более качественные услуги оно может предоставить с помощью государственных и негосударственных структур.

Образовательные услуги заранее неощутимы, так как в момент начала предоставления их нельзя попробовать, увидеть и приобрести. Результат их приобретения не может быть известным заранее, и поэтому услугодаватель может только ожидать желаемый результат, но он не может быть уверенным в их качестве в дальнейшем.

Качество услуг может широко изменяться в зависимости от содержания деятельности самих субъектов образовательного процесса, от времени и места их оказания, поскольку образовательные услуги неотделимы от услугодавателя.

Услуги вообще, и образовательные в частности, не сохраняются, их невозможно заготовить и сложить, ожидая роста спроса, хотя в определенной степени учебная информация может или должна быть материализована еще до начала учебного процесса в виде учебников, пособий, видеоматериалов и других материальных носителей. Вместе с тем эта особенность образовательных услуг имеет свою специфику, которая связана с природными свойствами человека забывать полученную информацию. Кроме того, знания и информация в значительной степени подлежат старению, чему способствует научно-технический прогресс и другие социально-экономические изменения в обществе.

Результат предоставления образовательных услуг в большинстве случаев проявляется в долгосрочном периоде. Он может проявлять себя не прямо и не всегда ощущаться, и, кроме того, он в значительной степени зависит от условий будущей работы и жизни лица, получает образование.

Для того чтобы наиболее полно охарактеризовать содержание процесса по предоставлению образовательных услуг с экономической точки зрения представляется целесообразным использовать для него определение «образовательный продукт», который можно представить в виде совокупности образовательных товаров – конечных знаний, специальной профессиональной информации, квалификации и т. п. И образовательных услуг – непосредственного процесса передачи знаний, умений, навыков.

Конечные нематериальные результаты функционирования института образовательной деятельности представляют собой систему знаний, информации, навыков, умений, усвоенных людьми в процессе обучения. Они могут быть обнаружены или с окончанием учебного заведения, или в течение всей жизни человека, в долгосрочном периоде.

Результаты усвоения знаний, которые даются образованием, становятся экономической основой для формирования конкурентных преимуществ на рынке труда. Совокупность знаний и умений, полученных субъектом института образования, является определяющим фактором при расширении возможности трудоустройства. В то же время потенциальная заработная плата напрямую зависит от способности субъекта применить и использовать полученные знания и навыки. Экономически они и дальше реализуются в определенных достижениях: повышении производительности труда, росте личного дохода и т. Д. Относительно общества в целом эти достижения могут быть выражены в росте совокупных показателей экономического и социального развития страны.

Меновая стоимость образовательных услуг заключается в способности или свойства образования обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях, чаще средства, которые студент платит за получение знаний или работодатель, оплачивает выполнение ряда функций работника в соответствии с полученными им знаний.

По своему характеру образование скорее относится к нерыночным, неприбыльным сферам деятельности. Вместе с тем механизм функционирования образовательной сферы и ее учреждений включает экономические категории:

– покрытие расходов доходами,

– экономия ресурсов,

– эффективное использование средств.

В политэкономическом аспекте при определении образования следует выделять вещественное содержание категории и общественную форму.

К вещественному содержанию необходимо отнести материальные средства – здания, оборудование для учебных аудиторий, учебно-методический инвентарь, информацию.

В сфере образовательного производства – это продолжительность учебного процесса, условия труда, продолжительность рабочего дня;

в сфере обмена – плата за получение образовательных услуг, заработная плата учителей;

в сфере финансирования и распределения – отношения собственности между государством и образовательными учреждениями по поводу получения бюджетных средств, кредитов распределения финансовых ресурсов на обеспечение функционирования образования;

в сфере потребления – использование приобретенных знаний в процессе проведения.

Текущий продукт образования имеет стоимость, которая складывается на основе абстрактной стороны труда преподавателей, других работников учебных заведений и стоимости, обеспечивающие процесс производства материально-вещественных условий. Он непрерывно вливается в совокупный общественный продукт, является неотъемлемой его частью, создавая первичный и вторичный эффект образования.

Первичный эффект образования выражается в повышении производительной способности рабочей силы, вторичный эффект – влияние на производство национального дохода, происходит, когда полученные знания, навыки и умения применяются в процессе производства, воплощаясь в сложном труде, создает продукт повышенной стоимости.

Дата добавления: 2017-01-28; просмотров: 2192 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Виды методической продукции

  Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая  информация, учебно-методические  комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и  способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной  деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение  – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи  различным  категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

  Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением  педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Читайте также:  Какие продукты повышают иммунитет у взрослого

Виды методической продукции, разрабатываемые педагогическими работниками в системе доп.образования.

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.

Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний. Совокупность методической продукции составляет информационно-методический фонд (методическую копилку).

Информационно – пропагандистская  методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат , буклет. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ  опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует  наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

 Методическое описание содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного  события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение  события, действия.

Аннотация – это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается , кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.

Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями  любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому  размер, оформление плаката  должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы  детских объединений центра и т.д.

Информационно – методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе  из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного  педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

  1. стационарная, работающая в течение долгого времени;
  2. временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;
  3. передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное  учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.

В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.

Информационно-методическая выставка: Тема выставки «Интеграционное пространство отделения дополнительного образования детей»; адресат: педагоги и дети центра; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей

( Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика»  «Управление» и др.).

Реферат – самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных  аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский  характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение  изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

– тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;

– введение  (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;

во введении определяются предмет, цели  и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.). Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

– заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

– библиография;

– приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

Буклет- Издание особой формы, отпечатанное на одном листе, сложенном в тетрадь ширмообразно или иным способом.

Описание передового педагогического опыта включает в себя

– наименование опыта, автор, группа авторов или образовательное учреждение, адрес;

– обоснование актуальности опыта и его значении для повышения уровня образовательного  процесса; вид опыта по уровню новизны (новаторский, рационализаторский и др.);

– теоретическая база опыта (сущность опыта), его технология (система конкретных действий, форм, методов и приемов работы);

– ведущая педагогическая идея, вытекающая из данного опыта;

– результативность;

– возможность применения данного опыта в массовой практике.

Организационно – инструктивная продукция: инструктивно–методическое  письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная  продукция имеет свою специфику:   предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно – методическое письмо  включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций  и деятельности педагога или педагогического коллектива  по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик  и рекомендаций. Как правило, инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих  категорий педагогических работников.

Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато  (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие  вопросы: какие задачи решаются  данной методической работой, кому она адресована,  на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.  

Методическая памятка содержит  краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме  дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения  или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.

Читайте также:  Какие продукты содержат быстрые углеводы таблица

  Методические рекомендации – методическое  издание, содержащее комплекс  кратких и четко сформулированных  предложений и указаний, способствующих  внедрению  в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические  рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта  педагогов ОУ или проведенного исследования.

 Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу  в выработке  решений, основанных на достижении науки и результативного  педагогического опыта . Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий,  применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание  по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику  на практике.  Рекомендации  имеют точный адрес.

Примерная схема написания  рекомендации:

Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения  дел по  данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь  призвана оказывать настоящая работа.

 Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется   сделать по улучшению существующего положения.

Методические указания по решению организационных вопросов.

 Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические  и другие  средства использовать и т.д.

 Описание перспективы результатов  рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие  окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление  других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.

  Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы при подготовке  данной работы, а также Ф.И.О. автора, год  написания, внутреннюю рецензию, выданную  Методическим  советом ОДОД, группой специалистов и т.д.

 Методическая разработка – комплексная форма , включающая в себя  рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности  рекомендованного материала.

Примерная схема методической рекомендации :     

–  название разработки, название и форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи,  предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление  (технические средства,   варианты текстов, плакатов); методические советы  на подготовительный период, сценарный план, ход проведения , сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам  (на какие особо важные моменты  следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться, где лучше проводить  и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия  (как  подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.);  список используемой литературы, Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.

 Методическая папка (  ОМК )  объединяет:

-нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;

– методические рекомендации;

– прикладную методическую продукцию;

– разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;

– материалы из опыта работы;

– библиографию;

– приложения (дидактический материал).

Образовательная программа  – это нормативный документ, отражающий концепцию педагога  в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением,  специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.

Прикладная методическая продукция: сценарий,  тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно  раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции.

 Сценарий – это конспективная подробная  запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.

 Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а  ремарки ближе к левой.

  Тематическая подборка  необходима  при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну  определенную тему. Тематическая подборка  оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты  или в др.

 Картотека – это систематизированное в алфавитном порядке  (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть:  методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может  представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.

 Методическая тема – это конкретное  направление, связанное с изучением и разработкой  методических аспектов определенной  проблемы, предмет  методического  исследования. Выбор методической темы  обусловлен  личным практическим  педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия,  спецификой работы.

  Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана;  отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и  практического материала по теме;  экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного  и сферы его применения.

    Документация учебно–методической  продукции  включает разработку поурочных планов, образовательных программ, учебно–методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

 Поурочный план представляет собой документ, в котором отражается тема, концепция, содержание и результаты конкретного учебного занятия.

При составлении плана-конспекта педагог имеет право выбрать полезную и удобную для себя модель занятия; главное – чтобы занятие отличалось целостностью и единой логикой развертывания деятельности педагога и воспитанников. 

В плане указываются:

  • название объединения, в котором проводится занятие;
  • Ф.И.О. педагога (полностью);
  • дата и время проведения;
  • возраст воспитанников;
  • тема занятия;
  • цель занятия и задачи (обучающие, воспитательные, развивающие);
  • тип занятия;
  • форма проведения занятия;
  • формы организации занятия;
  • методы обучения;
  • средства обучения;
  • оснащение занятия;
  • литература;
  • ход проведения занятия

Очень важно, чтобы занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и воспитанников в душе каждого остался праздник творчества.  

Источник