Какого свойства не хватает баскетбольному мячу чтобы он выполнял роль денег
Тема урока «Мир денег»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Методы обучения:
- Словесно-логические – рассказ, объяснение, беседа;
- Активные – проблемное изложение материала;
- Иллюстративные – демонстрация мультимедийной презентации;
- Практические – решение упражнений, выполнение проблемных заданий, заполнение схем.
Цель урока: Рассмотреть историю появления и эволюцию денег, изучить функции денег и их свойства.
Задачи:
- обратить внимание на причины возникновения денег, ученики должны усвоить и различать виды денег, знать функции денег;
- научить учащихся вырабатывать свое мнение, аргументировано его выражать и уважать мнение товарищей;
- развивать навыки самостоятельной работы и умения применять полученные знания на примере конкретных жизненных ситуациях;
- активизировать познавательный интерес обучающихся к дальнейшему изучению экономики.
Оборудование:
- Распечатанный для каждого ученика лист индивидуальной работы учащегося. ;
- Таблица «Функции денег»;
- Кроссворд «Мир денег и торговля».
Необходимое аппаратное и программное обеспечение:
- мультимедийный компьютер с пакетом средств Microsoft Office + экран (для демонстрации информационных материалов, сопровождающих рассказ учителя, организации занятия – наглядности, пояснения, проверки заданий).
Ход урока
1. Организационный момент.
– Приветствие обучающихся.
2. Определение темы урока.
Поделитесь на группы по 5- 6 человек. Каждая группа получает карточки для обмена. Нужно за 1 минуту найти того, кто захочет с тобой поменяться. На карточке указано, что на что нужно менять. Например: “Поменяй линейку на карандаш”. (по условию игры не на всех карточках есть необходимые вещи для обмена).
– Время обмена окончено, все ли смогли обменяться? Легко ли было найти нужный товар для обмена?
– Почему не у всех совершились сделки?
(не всегда были вещи для обмена + не все желали меняться)
3. Изучение нового материала (15 минут): рассказ учителя + фронтальная беседа + работа учащихся по схеме, таблице, учебнику
Учитель:
Подобного рода обмен существовал с момента появления человеческого общества.
Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.
– Как называется такой вид обмена? (бартер)
– Каковы трудности бартерного обмена? (бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага, продавца и время покупки, требуя множество промежуточных торговых сделок)
Поэтому в дальнейшем возник товарно-денежный обмен, состоящий из двух несинхронных актов продажи и купли Т1 – Д – Т2. Ограниченные возможности бартера преодолеваются благодаря использованию денег.
Долгое время роль денежных товаров (денег), которые беспрепятственно обменивались на любой другой товар (то есть были всеобщим эквивалентом), играли скот, шкуры животных, соль, чай. К примеру, в древней Руси определённое количество шкурок белки или куницы можно обменять на коня или дом.
Дополните список видов денег, используя собственные знания и опыт.
Деньги:
- Товарные
- Металлические (монеты)
- Бумажные (купюры)
- Электронные (безналичные)
Когда люди научились обрабатывать металл, то появились и металлические денежные товары в форме кусков, слитков, пластин. Это продолжалось многие сотни лет.
Потом роль денег закрепилась за благородными метами – золотом, серебром. Произошло это в силу природных свойств данных металлов.
– Какие это свойства? (Золото и серебро удобно в хранении – оно не портится в отличие от, например, шкур животных. Золото и серебро удобно перевозить, это однородные металлы, легко делятся на части, не теряя своей ценности, к тому же они редки в природе).
Сначала золото и серебро обращались в слитках, потом, чтобы каждый раз не взвешивать, стали выпускать монеты – куски серебра или золота определённого веса и формы, на которых ставили штамп.
Появление первых металлических денег относят к 7 веку до нашей эры.
– Как называлось государство, в котором впервые стали чеканить монеты? (Лидия).
Монеты различных эпох и стран мира были порой настоящим произведением искусства.
Монеты часто переходили из рук в руки и постепенно стирались. Получалось, что монета принималась в уплату по номиналу, а весила меньше. Это не мешало ей обращаться на рынке. В конечном итоге, возникла возможность заменить полноценные деньги бумажными (банковские билеты, казначейские билеты). Вот так, например, выглядели первые российские бумажные деньги, которые назывались ассигнации.
– В какой стране появились первые бумажные деньги? (В Китае в 812 г н.э.)
Наряду с наличными денежными средствами сегодня широко распространены безналичные (чеки, векселя), когда при платежах и расчётах не происходит физическая передача денежных знаков, а просто вносятся соответствующие записи в специальные книги, счета.
В последние десятилетия широкое распространение получили «электронные деньги» (кредитные и дебетовые карточки). Имеют хождение VISA, AMERICAN EXPRESS, MASTERCARD и другие.
Деньги в современном мире присутствуют везде, где имеют место экономические отношения между разными экономическими агентами – людьми, фирмами, государствами.
– Какова роль денег в кругообороте доходов и расходов? (универсальное средство обмена и расчетов, плата за выполненную работу, оплата услуг и налогов)
По сути дела, в современном мире в денежной форме выражается любое экономическое явление, так что можно с полным основанием утверждать, что вся экономика является денежной.
В современной экономике деньги выполняют сразу несколько важных функций.
Перед вами кластер, дополните его, поработав с текстом учебника стр. 97-98.
– Какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая? (функция обмена).
4. Закрепление изученного материала (5 минут):
– Какими качествами должны обладать деньги?
У денег должны быть такие качества, как:
- стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
- портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
- долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
- однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
- делимость (деньги можно было разделить на части);
- отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми;
- ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).
Ликвидностью обладают не только деньги, ими обладают и любые другие активы принадлежащие человеку на праве частной собственности.
– Что обладает большей ликвидностью: автомобиль или стодолларовая купюра?
5. Рефлексия.
Решение проблемных вопросов, работа в группах с обсуждением ответов на вопросы (10 минут).
1. Почему национальная денежная единица Великобритании называется фунтом стерлингов, ведь фунт – это мера веса, а не стоимости?
Ответ учащихся: это название уходит корнями в те времена, когда ещё использовались золотые деньги. Стоимость золота определялась весом: чем тяжелее была золотая монета, тем большей стоимостью она обладала. Потому, что золото – это товар и как таковой обладает собственной стоимостью. От использования золотых денег англичане отказались, а название «фунт стерлингов» осталось.
2. Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?
Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.
3. У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?
Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.
4. Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?
Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.
Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.
Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.
6. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).
Стр. 97-98, выучить определения «деньги», «активы», «ликвидность». Ответить на вопрос: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?
7. Подведение итогов урока.
8. Выставление отметок.
Источник
1. Узнаваемости
2. Долговечности
3. Портативности
4. Однородности
20.Пожалуй, ни об одной функции денег не написано так много, как о функции средства сбережения или накопления сокровищ. Об этом задумывались многие великие люди. Кто из великих русских поэтов написал следующие строки в одном из своих произведений:
«Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлет туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надежных
И бережет их как зеницу ока.»
1. М.Ю.Лермонтов
2. А.С.Пушкин
3. Е.А. Баратынский
4. А.А,Дельвиг
Деньги в современной экономике выполняют ряд основных функций. Что в представленном перечнеНЕявляется функцией денег?
1. Средство измерения
2. Средство производства
3. Средство платежа
4. Средство сбережения
В ситуации, когда срочно требуются деньги, самый быстрый и простой способ их получить – отдать под залог ценное имущество. Залог – это инструмент финансовых отношений, гарантирующий исполнение обязательств между заемщиком и кредитором. В его качестве выступают материальные средства, ценные бумаги и другие объекты, которые имеют материальную ценность. Что оставляли в залог индейцы племени квакиутль, беря деньги в долг
1. Семейную реликвию
2. Расписку написанную кровью
3. Свое имя
4. Свою жену
Со временем в денежном обращении появились бумажные деньги – это деньги, которые объявлены правительством как обязательное к приему средство обращения и законное средство платежей за долги. Бумажные деньги, не являясь товаром, не имеют внутренней стоимости. Однако, являясь деньгами, они получают стоимость денег. Какова же реальная стоимость купюры в 5000 рублей?
1. Стоимость бумаги, на которой она напечатана
2. Стоимость труда, материалов и оборудования, затраченных на ее производство
3. Стоимость золота, которое обеспечивает купюру
4. Стоимость товаров и услуг, которые можно купить на 5000 рублей
В период Первой мировой войны из обращения исчезли золотые и серебряные монеты, ими правительство рассчитывалось за поставки оружия из других стран. Исчезли и медные деньги, медь шла на изготовление гильз для патронов и снарядов. Что в это время выполняло роль денег?
1. Ценные бумаги
2. Почтовые марки
3. Открытки
4. Гильзы патрон
Одним из проявлений макроэкономической нестабильности является инфляция. Инфляция – процесс двусторонний: рост цен, с одной стороны, вызывает обесценивание денег – с другой. Кто из нижеперечисленных лиц выиграет в условиях внезапной инфляции?
1. Пенсионер получающий 10 тыс.рублей в месяц
2. Студент имеющий 30 тыс рублей на расчетном счете
3. Владелец страхового полиса, застаховавший свою жизнь на 100 тыс.руб.
Деньги здесь растут на деревьях», – писали испанские хронисты, прибывшие вместе с конкистадорами в Мексику. Какие денежные знаки их так поразили?
1. Кокао бобы
2. Оливки
Деньги в современной экономике выполняют четыре основные функции. Как вы думаете, какая из четырех функций денег является основной?
1. Средство измерения
2. Средство обмена
3. Средство платежа
4. Средство сбережения
В начале XIX века российско-американская компания на Аляске выпустила необычные деньги. Выпуск таких денег в количестве 10 тысяч единиц на сумму 42 тысячи рублей находился в обращении до 1826 года. Из чего были сделаны эти необычные деньги
1. Из рыбьей чешуи
2. Из кожи тюленя
3. Из китовых плавников
4. Из копыт диких животных
30. Какие проблемы могут быть решены с использованием налогов:
1. только экономические;
2. только социальные;
3. экономические, социальные, экологические и др.?
31. Реализация стимулирующей функции налогов достигается за счет:
1. снижения налогов;
2. повышения налогов;
3. отмены налоговых льгот.
32. Какие из представленных функций налога являются основополагающими:
1. дисциплинарная и стимулирующая;
2. фискальная и стимулирующая;
3. регулирующая и контрольная?
33. При реализации фискальной функции государство:
1. стимулирует предпринимательскую активность;
2. обеспечивает наполняемость бюджета;
3. регулирует экономические процессы внутри страны.
34. Появление у налога дисциплинарной функции связано:
1. с необходимостью дисциплинирования налогоплательщиков;
2. с необходимостью дисциплинирования работников таможенных органов;
3. с необходимостью дисциплинирования работников налоговых органов.
35.Субъектом налоговой политики выступают:
1. государство;
2. налогоплательщики;
3. налоговые агенты.
36. Рынок, на котором в результате взаимного спроса на рабочую силу и предложение услуг работниками формируется цена на рабочую силу – это:
1. Рынок труда
2. Рынок капитала
3. Рынок земли
4. Рынок финансовых ресурсов
37. Виды безработицы:
1. Структурная
2. Фрикционная
3. Циклическая
4. Явная
5. Скрытая
6. Динамическая
7. Абсолютная
38. Виды налогов:
1. Федеральные
2. Региональные
3. Местные
4. Разовые
5. Множественные
6. Основные
7. Дополнительные
39.Определите равновесную цену на предлагаемый товар:
40.Определите равновесный объем:
41. Определите, на какой части графика будет наблюдаться дефицит товаров:
42.Определите, на какой части графика будет наблюдаться профицит товаров:
43.Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:
1 микроэкономический
2 макроэкономический
3 позитивный
4 нормативный
44. Фундаментальный вопрос экономики – это:
1 дать возможность каждому иметь дачу, яхту и автомобиль
2 перераспределить доходы и устранить нищету
3 понизить безработицу
4 научиться справляться с дефицитом всех ресурсов
45. Если цена товара ниже точки равновесия, то возникает:
1 избыток
2 дефицит
3 рост безработицы
4 все варианты не верны
46.По своей натуральной форме ВВП – это:
1 сумма всех реализованных товаров и услуг
2 сумма всех конечных товаров и услуг
3 сумма всех произведенных товаров и услуг
4 сумма всех готовых товаров и услуг
47.Различие между ВНП и ВВП заключается в том, что:
1 в ВНП включается стоимость товаров и услуг, произведенных резидентами на своей национальной территории;
2 ВНП больше (меньше), чем ВВП на величину сальдо между прибылями и доходами, полученными предприятиями и физическими лицами данной страны за рубежом;
3 ВВП отличается от ВНП на величину сальдо между прибылями и доходами, потребляемыми резидентами данной страны за рубежом, и прибылями и доходами, получаемыми иностранными резидентами на территории данной страны
4 никакой разницы нет
48. Номинальный ВНП измеряется:
1 в экспортных ценах
2 в базовых (неизменных) ценах
3 в ценах предшествующего периода
4 в рыночных текущих ценах
49. Дефлятор ВНП равен отношению:
1 реального ВНП к номинальному ВНП
2 номинального ВНП к реальному ВВП
3 реального ВВП к номинальному ВНП
4 номинального ВНП к реальному ВНП
Рекомендуемые страницы:
Источник
Тема урока: Деньги: знакомые незнакомцы.
Цели и задачи урока:
– Создать условия для усвоения каждым учеником понятий “деньги”, “денежное обращение”, а также функций денег.
– Развивать экономическую речь, логику рассуждений при применении знаний, развивать умение анализировать, память, речь, внимание.
– Формировать экономическое мышление учащихся.
– Повышать уровень финансовой грамотности обучающихся.
– Воспитывать понимание того, что деньги всего лишь средство, а не цель жизни, а также умение корректно поддерживать дискуссию, адекватно оценивать свою деятельность.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Мотивация.
Звучит песня из к/ф “Сватовство гусара”, на столе: мед, ракушки, соль, меха, деньги разной номинации.
3.Сообщение темы и цели урока.
Учитель: Король Уганды велел засеять ими поле. На островах Санта-Крус они постепенно изнашиваются. В Средневековом Китае сулили смертную казнь тем, кто отказывался их принимать. У мусульман данный предмет с изображением Христа сделался амулетом. Некоторые подделки ценятся
дороже самого предмета. Аукцион этих предметов проводится ежедневно в Москве. То, о чем мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам: к вам, вашим родителям, ко мне, к нашим гостям. О чем идет речь? (Деньги)
4. Актуализация знаний.
– Один мудрец сказал, что деньги-это дорога, по которой катится колесо торговли, другой сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире экономики. А как бы вы оценили роль денег в жизни людей?
(Ответы детей)А бывают и такие ситуации (Ролик из фильма “Кухня”)
Вывод: как бы мы не оценивали деньги- мы будем правы, потому что их роль в обществе противоречива. Но одно можно сказать твердо, деньги имеют большое значение для людей. Разберемся в их сущности и функциях, чтобы ответить на вопрос: почему?
5. Изучение нового материала.
– Составим определение слова “деньги”. (Составление кластера к слову “деньги”). Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги.
– Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. (Демонстрация предметов на столе). Как вы думаете, что объединяет все предметы на столе? (Это деньги в разные исторические эпохи)
– Многовековая история развития денег, насыщенная множеством драматических и даже трагических сюжетов, свидетельствует о развитии формы, которую они принимали, – от шкур животных, ракушек, жемчуга через господство благородных металлов к современным бумажным и электронным деньгам.
– О том, какую большую роль деньги играли в жизни людей, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку – самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.
– Деньги возникли не как продукт соглашения между людьми, а как результат их хозяйственной деятельности, поэтому у денег разнообразная родословная.
Первоначально обмен носил случайный характер и имел вид прямого товарообмена Т-Т.
Вопрос учителя: как называется такой вид обмена?
Ответ учащихся: бартер.
Вопрос учителя: каковы трудности бартерного обмена?
Ответ учащихся: бартер не даёт возможности владельцу товара выбирать необходимые ему блага.
Учитель: Бартер обладал недостатками. Не всегда участники сделки были заинтересованы в товарах друг друга. И решение было найдено. Можно было сначала обменять на товар – посредник, а потом уже этот товар – на нужную вещь. Этот товар – посредник выступал в роли эквивалента.
Эквивалент – нечто равноценное, равнозначащее, равновесное, равносильное другому, полностью заменяющее его.
Учитель: В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Предметы, выступающие в роли денег | Компактность | Делимость | Долговечность | Однородность | Приемлемость |
Соль | – | – | + | + | – |
Каменные колеса | – | + | + | + | – |
Рыба | – | – | – | – | – |
Золото | – | + | + | + | + |
Медные монеты | + | + | + | + | + |
В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что люди стали использовать металлы в качестве товара-посредника благодаря их долговечности и возможности делить слитки металла на равные части.
Учитель: Кажется, что в наше время от денег зависит очень много. Но каковы же на самом деле функции денег?
Давайте совместными усилиями разберёмся, что означают данные функции.
Функции денег
1.Средство измерения (мера стоимости) – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2.Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3.Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
Именно о таких сокровищах и накоплениях имея в виду барон – Скупой рыцарь (в поэме А.С.Пушкина), когда разглядывал свои сундуки с сокровищами, говорил:
Лишь захочу – воздвигнутся чертоги;
В великолепные мои сады
Сбегутся Нимфы резвою толпою;
И Музы дань свою мне принесут…
4.Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5. Средство обмена (единственный всеобщий эквивалент – золото)
6 Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Вопрос учителя: какая из перечисленных функций наиболее важная, значимая?
Ответ учащихся: функция обмена.
(Работа с таблицей «Функции денег», упражнение 1 – ученики читают табличные пояснения, учитель дополняет и разъясняет непонятные места, одновременно учитель выступает в роли диспетчера – управляет схемой).
Свойства денег.
– Функции денег мы узнали, но, чтобы быть деньгами, к товарам предъявляются определенные требования. Обратите внимание на слайд.
Вопрос учителя: Какими качествами должны обладать деньги?
Ответ учащихся:У денег должны быть такие качества, как:
- стабильность (стоимость денег должна быть более или менее одинакова и сегодня и завтра);
- портативность (деньги д.б. удобны в обращении, малы, легки для транспортировки);
- долговечность (материал для денег должен иметь значительный срок прочности);
- однородность (деньги одного и того же достоинства должны иметь равную стоимость);
- делимость (деньги можно было разделить на части);
- отличимость (деньги должно быть трудно подделать, и они д.б. легко узнаваемыми);
- ликвидность (легко реализуемые, легко обмениваемые).
Практическая работа по свойствам денег.
Задание 1 группе: Определите о каких свойствах денег рассказывается:
1. …рассказывают, что в момент гибели «Титаника» один из миллионеров предлагал тысячи долларов за место в лодке, но офицры, спасавшие детей и женщин, оказали ему в получении блага (ликвидность)
2 … рассказывают, что в 50 – х годах в московских трамваях по утрам ездил «честный заяц». Каждый раз он протягивал кондуктору тысячерублёвую купюру, и никто не мог дать ему сдачи. Таким образом, он ездил, пока однажды сговорившиеся кондукторы не собрались со средтвами и не разменяли ему банкноту (делимость)
3 – Деньги имеют форму, вес, размеры, удобны для использования (портативность)
4 – рассказывают о «добросовестном» банковском кассире, который работал с золотыми монетами не на полированном столе, а на суконной скатерти. И за 10 лет получил для себя 3 кг золота, сжигая скатерти (прочность)
Задание 2 группе: Определите какая купюра поддельная. Назовите защитные элементы и признаки подлинности. Работая с текстом объясните какую купюру поменяют в банке, а какую нет.
Задание 3 группе: Упражнение 2 про ликвидность денег.
Задание 4 группе: Используя данные https://numizmat.ru/russianhistory/ подготовьте мини – сообщение: « Выгодно ли капиталовложение в монеты?»
Учитель: Нет слова более популярного в обычной человеческой речи. Кто-то их боготворит, а кто-то напротив проклинает, их трудно зарабатывают, а потом легко тратят, годами накапливают, завещают, дарят, раздают, крадут, дают в долг, возвращают, и все это великое множество действий подчеркивает важность и даже необходимость денег. Каждый день мы берем в руки деньги – монеты и купюры различного достоинства. А может ли кто-нибудь из вас вспомнить, кто или что изображено на купюрах России и почему именно эти изображения, а не какие-либо другие? По какому принципу все же были выбраны города на купюрах.
– По принципу наиболее удачного и читаемого изображения. Разработчики хотели максимально широко представить географию России, но невозможно было эстетично отразить виды городов и памятных мест на купюрах. Так, например изумительные виды Байкала и Иркутска на купюрах не смотрелись. Авторами изображений городов стали художники Гознака Игорь Крылков и Алексей Тимофеев.
Практическая работа
Перед вами купюры и задания к ним. (Взаимный обмен листами и проверка). В ходе практической работы учащиеся понимают, что деньги могут нести важную для исследователя информацию.
6. Рефлексия. Решение проблемных вопросов.
Учитель: Какого свойства не хватает баскетбольному мячу, чтобы он мог выполнять роль денег?
Ответ учащихся: баскетбольному мячу для выполнения функции денег не хватает таких свойств денег как свойства делимости и портативности. Поделенный мяч – это совсем не то, что целый мяч, к тому же баскетбольный мяч не удобен в переноске – он достаточно громоздкий: неудобной шарообразной формы.
Учитель: У бриллиантов есть все свойства, необходимые товару, чтобы выполнять роль денег. Действительно, они в достаточной степени однородны, обладают высокой стоимостью, прочностью, портативностью, делимостью и к тому же они являются редкостью. Почему же они не стали деньгами?
Ответ учащихся: бриллианты обладают слишком высокой стоимостью, слишком редки и слишком прочны. Ценность бриллиантов зависит от их размеров, поэтому 10 мелких бриллиантов, равных по весу одному, не равны по его цене. Один крупный бриллиант стоит гораздо дороже, чем 10 мелких вместе взятых. Это главная причина, по которой бриллианты не могли выполнять функцию денег.
Учитель: Что лучше выполняет функцию сбережения деньги или картина Рубенса?
Ответы учащихся: деньги в любой момент можно поменять на любой товар.
Картину обменять на любой товар сложно – на поиски покупателя надо затратить время, сделать дорогостоящую экспертизу о подлинности картины. Но деньги очень несовершенное средство сбережения, т.к. во время инфляции они теряют свою покупательную способность. В условиях инфляции картина Рубенса будет лучшим средством сбережения, чем деньги.
Последний вопрос интересен тем, что поможет завязать дискуссию в классе. Обязательно кто-то из учеников приведёт аргументы в защиту денег как средство накопления, а кто-то будет против. Позвольте им высказать свою точку зрения на этот счёт. Данная дискуссия поможет ученикам обнаружить довольно важные экономические явления, будет способствовать развитию экономического мышления. После того как они выскажутся, подведите итог дискуссии, указав на неоднозначность ответа на данный вопрос.
7. Домашнее задание (Комментарии – 1минута).
Данное домашнее задание является своеобразным мостиком к следующей теме урока: «Инфляция». Поразмыслив над вторым, и особенно третьим вопросом учащиеся лучше смогут понять новую тему.
Выучить: определения «деньги», «активы», «ликвидность» (стр.340-342; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл,1 часть)
Ответить на вопрос: виноват ли Колумб в «революции цен?» (стр.114; И.В.Липсиц, учебник «Экономика», 10-11 кл, 1 часть)
Объяснить: каким образом сильная инфляция может подорвать способность денег выполнять их основные функции? [3]
8. Подведение итогов урока.
– Мир денег – удивительный и необычный мир, и за внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более
30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме деньги большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, Не надо превращать их в единственную цель в жизни. Всем нам хочется “легких” денег. Люди во все времена верят в чудеса, в магию, вдруг подойдет волшебник и достанет счастливую монетку (фокус). Я бы хотела закончить наш урок веселой песенкой про деньги и подарить вам на память о нашей встрече “Денежный магнит”. (ролик)
– Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: «Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
9. Выставление отметок.
Источник