Какого юридического свойства нет у конституции рф

Какого юридического свойства нет у конституции рф thumbnail

Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции– это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер.легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, – учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

3. ВерховенствоКонституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

4. Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность. Проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1.

10. Порядок пересмотра Конституции РФ и принятия конституционных поправок. Федеральный закон « О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

1. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации вносится в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) субъектом права инициативы такого предложения, установленным статьей 134 Конституции Российской Федерации, в виде проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, предполагающего исключение, дополнение, новую редакцию какого-либо из положений глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации.

2. Предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать либо текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо текст новой редакции статьи (части или пункта статьи) Конституции Российской Федерации, либо положение об исключении статьи (части или пункта статьи) из Конституции Российской Федерации.

3. Если поправка к Конституции Российской Федерации требует внесения изменений в другие статьи глав 3 – 8 Конституции Российской Федерации, то предложение о поправке к Конституции Российской Федерации должно содержать также текст новой редакции или предложение об изменении текста статей (частей, пунктов статей) Конституции Российской Федерации, необходимость изменения либо дополнения которых вытекает из их внутренней взаимосвязи.

4. Если поправкой к Конституции Российской Федерации из текста Конституции Российской Федерации исключаются глава, статья, часть или пункт статьи, исключаемый текст заменяется словами “Исключен (исключена) поправкой к Конституции Российской Федерации” с указанием наименования закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При этом номера и наименования исключаемых глав, номера исключаемых статей или их частей или буквы, обозначающие исключаемые пункты, сохраняются.

5. Вместе с проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации представляются обоснование необходимости принятия данной поправки, а также перечень законов Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие данной поправки.

Читайте также:  Цветки какие полезные свойства

Статья 4. Принятие предложения о поправке к Конституции Российской Федерации к рассмотрению Государственной Думой

1. Поступившее в Государственную Думу предложение о поправке к Конституции Российской Федерации направляется в комитет Государственной Думы, к ведению которого отнесены вопросы конституционного законодательства, для проверки соблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

2. По результатам проверки указанный комитет Государственной Думы вносит предложение о принятии к рассмотрению Государственной Думой проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации либо предложение о возвращении его инициатору в случае несоблюдения требований Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального закона об условиях и о порядке внесения предложения о поправке к Конституции Российской Федерации.

Дата добавления: 2016-03-26; просмотров: 2267 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Юридические свойства Конституции

Юридическая природа Конституции просматривается в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания.

Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания, являющегося сложным многоплановым правовым феноменом. И только все вместе взятые эти черты и свойства дают полное всеобъемлющее представление о Конституции.

Определение 1

Итак, юридические свойства Конституции – это качественные характеристики, отличающие ее от других законодательных актов (рис. 1). Эти характеристики следующие:

  • Конституция является основным законом государства;

  • она имеет юридическое верховенство;

  • является базой текущего законодательства;

  • имеет прямое действие;

  • охраняется правом;

  • имеет особый порядок изменения.

Юридические свойства Конституции

Рисунок 1. Юридические свойства Конституции

Все основные черты Конституции и ее юридические свойства являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, они не существуют изолированно друг от друга, а оказывают влияние друг на друга и проявляются в системе. Они являются органическим единством, целостной системой, выражающей содержание Конституции.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. принята на референдуме, является писаной и изменяется в жестком порядке.

Конституция РФ имеет прямое действие. Она действует прямо и тогда, когда имеющиеся правовые нормы перестают ей соответствовать. Благодаря прямому непосредственному действию конституционных норм граждане имеют возможность опираться на них в процессе осуществления своих прав.

Конституция РФ обладает верховенством. Все акты, от кого бы они ни исходили, не могут быть приняты, если они противоречат Конституции. Если же акт противоречит Конституции, но он был принят до ее вступления в действие, то его необходимо привести в соответствие с Конституцией.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу. Из этого следует, что при столкновении конституционной нормы с другими правовыми нормами всегда должна быть применена конституционная норма.

Еще одной особенностью Конституции является особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Но в нашей стране учрежден специальный орган для осуществления конституционного контроля – Конституционный суд РФ. Его исключительной компетенцией является толкование Конституции, а также соответствие конституционности действующего законодательства и не вступивших в законную силу международных договоров.

Содержательными особенностями Конституции являются:

  • комплексное, но в то же время сжатое закрепление основ устройства государства и негосударственных институтов;

  • приоритет в регулировании прав и свобод граждан по сравнению с их обязанностями;

  • учрежденные федерализм, республиканская форма правления и демократический правовой режим.

Замечание 1

Структура Конституции состоит из преамбулы и двух разделов, В первый раздел включено девять глав и 137 статей. Во второй раздел входит 9 пунктов и он называется «Заключительные и переходные положения».

Юридическая сущность Конституции

Каждой Конституции помимо социально-политической присуща еще и юридическая сущность. Юридическая сущность Конституции – это:

  • ее особое содержание;

  • обладание высшей юридической силой;

  • роль ее в качестве основы текущего законодательства;

  • принципы действия;

  • повышенная стабильность.

Замечание 2

Помимо юридической и социально-политической сущности, Конституция характеризуется наличием своей конкретной цели, которая заключается в защите и укреплении существующего общественного и государственного строя.

Из всего сказанного вытекают три основные функции Конституции:

  • юридическая;

  • политическая;

  • идеологическая.

Конституция РФ является основой правопорядка в стране.

Источник

Общая характеристика конституции РФ

Понятие, сущность, общая характеристика Конституции РФ.
Понятие, сущность, общая характеристика Конституции РФ

Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу на его территории, закрепляющий основные принципы государственного устройства, структуру и порядок взаимодействия государственных органов, гарантии прав и свобод личности.

Конституция:
1) основной закон, обладающий особыми гарантиями стабильности. Он может быть пересмотрен в особом порядке;
2) закон, учреждающий государство, систему его органов и порядок их формирования, их компетенцию, определяющий характер взаимоотношений органов государственной власти с местным самоуправлением;
3) закон, формирующий и обеспечивающий политическое единство народа. Народ является единой в политическом отношении государственно-правовой и международно-правовой личностью;
4) способ формализации государственного строя России путем закрепления его фундаментальных основ. Она определяет основные ценности государства и общества и порядок их государственной защиты;
5) закон, устанавливающий пределы государственной власти посредством закрепления прав человека и гражданина и возложения обязанностей на государство, а также пределы индивидуальной автономии личности, характер взаимоотношений личности и государства и меру их взаимной лояльности и ответственности;
6) способ закрепления и выражения высших правовых норм.

Читайте также:  Какие свойства живого характерны для всех живых организмов обмен веществ

Специфические черты Конституции: особый субъект – на род РФ; первичный характер конституционных норм ; всеобъемлющий характер ; особые юридические свойства

Юридические свойства Конституции: верховенство на всей территории РФ; высшая юридическая сила; это основа правовой системы РФ; особая охрана Конституции; особый порядок принятия и пересмотра, внесения поправок.

Конституция РФ 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. В первом разделе 9 глав. Всего в Конституции 137 статей.

Сущность Конституции РФ заключается в установлении демократического правового государства, на основании признания высшей ценностью человека, его прав и свобод, путем прямого волеизъявления всего многонационального народа Российской Федерации.

Юридические свойства Конституции Российской Федерации

.

Прежде чем приступить к анализу юридических свойств Конституции РФ, необходимо на основе рассмотренных выше теоретических положений характеризующих конституции различных государства в целом, сформулировать понятие Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации – это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя; основы правового статуса человека и гражданина; федеративное устройство; систему органов государственной власти; принципы организации местного самоуправления.

Юридические свойства Конституции – это признаки, позволяющие отличить ее от актов текущего законодательства.

К юридическим свойствам Конституции относятся: учредительный характер. легитимность, верховенство, стабильность, прямое действие, база текущего законодательства, реальность, программность.

1. Учредительный характер Конституции проявляется в том, что ее нормы закрепляют основы государственного и общественного устройства, учреждают важнейшие государственные институты, через которые реализуется государственная власть, принципы их создания и деятельности. Кроме того, конституционные нормы устанавливают порядок создания всех действующих в государстве правовых норм их иерархию в правовой системе.

2. Легитимность Конституции состоит в том, что она принимается народом (путем референдума) или от имени народа (представительным органом государства – парламентом или же органом, специально созданным для принятия конституции, – учредительным собранием), которому принадлежит вся полнота государственной власти.

Конституцию РФ, принятую всенародным голосование 12 декабря 1993 г. можно назвать легитимной «с определенной долей условности». Ее одобрили 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании, что составляет 31% всех зарегистрированных избирателей.

3. Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» – закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.

4. Стабильность Конституции – важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, определенности отношений между личностью и государством. * Стабильность Конституции зависит от многих факторов (например, от расклада социально-политических сил, действующих на политической арене страны, от уровня политической и правовой культуры граждан, от совершенства положений самой Конституции и др.). Гарантией стабильности Конституции РФ служит жесткий порядок ее пересмотра и внесения конституционных поправок.

* Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 112.

5. Конституция РФ имеет прямое действие (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Это означает, что нормы Конституции РФ являются непосредственно действующими, то есть для их осуществления не требуется в качестве обязательного условия принятия дополнительных, конкретизирующих отраслевых правовых норм. Вместе с тем многие нормы Конституции РФ, в силу высокого уровня обобщенности правового регулирования, нуждаются в дополнительной регламентации путем принятия актов текущего законодательства.

Проблема обеспечения прямого действия Конституции РФ при осуществлении правосудия получила разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», * где говорится о том, что суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию РФ, в частности:

Читайте также:  Какие есть коммуникативные свойства языка

а) когда закрепленные нормой Конституции РФ положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) когда суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции РФ;

г) когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

* Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.

6. Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

О реальности конституции свидетельствует исполнимость и гарантированность ее предписаний. Например, возможность граждан, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее, обращаться за судебной защитой своих прав и свобод является показателем реальности конституционных норм, посвященных правовому статусу личности.

7. Конституция является юридической базой текущего законодательства. Данное свойство Конституции проявляется в том, что конституционные нормы служат отправной точкой для всех отраслей российского права. Так, на базе конституционных положений, закрепляющих свободу экономической деятельности, равенство всех форм собственности развивается гражданское право России.

8. Программность Конституции проявляется в том, что сформулированные в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют основные направления, цели и задачи дальнейшего развития общества и государства. Так, характеристика Российского государства в качестве правового, содержащаяся в ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить основанием для признания его таковым, но это идеал, к которому Российская Федерация должна стремиться.

Структура конституции

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Первый раздел содержит собственно Конституцию и состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеральное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство Российской Федерации.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения».

Указанная структура Конституции России существенно отличается от имеющейся в предшествующей. В последней редакции выделялись преамбула, одиннадцать разделов и в качестве приложения включался Федеративный договор.

В структуре новой Конституции России четко прослеживаются те концептуальные идеи, на которых она основана. Это проявляется в следующем:

1. В изменении названия первого раздела. Введение нового понятия «Основы конституционного строя» — отражение качественного изменения характеристики строя.

2. В связи с отказом от формы правления в виде советской республики, переходом на парламентскую систему снят раздел четвертый «Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания».

3. Глава о Президенте открывает перечень глав об органах государственной власти. В этом отражается новый статус Президента, присущий ему как главе государства.

’49

4. Последовательное и четкое отражение в структуре Конституции принципа разделения властей.

5. Концепция обновления федеративного устройства, новый статус субъектов Российской Федерации, иные принципы разграничения полномочий получили отражение в структуре Конституции путем устранения таких разделов, которые выделялись в прежней Конституции и были посвящены высшим органам государственной власти и управления республики в составе России, органам государственной власти и управления края, области, автономного округа и города.

6. Снят раздел о государственном плане экономического и социального развития России, который и в прежней Конституции уже являлся неоправданным.

7. В прежней Конституции права и свободы человека и гражданина были включены в раздел «Государство и личность». В новой Конституции глава называется «Права и свободы человека и гражданина», что показывает самоценность личности без увязки ее статуса с государством.

Конституция Российской Федерации 1993 г. не включила текст Федеративного договора, поскольку его положения нашли отражение в Конституции.

Раздел второй Конституции «Заключительные переходные положения» в истории российской конституции появился впервые. В конституциях зарубежных стран наличие такого раздела — явление нередкое. В этом разделе в Конституции закрепляются положения по вопросам, связанным с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежней Конституции, соотношение Конституции и Федеративного договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы власти и управления.

Источник