Какое знание содержится в посылках логика

Какое правило ответа нарушено в приведенных примерах

1. Приезжий спрашивает местного жителя:

— Если я пойду по этой улице, там бу­дет железнодорожный вокзал?

— Независимо от того, пойдете вы по ней или не пойдете, он там все равно будет

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределен­ность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

2. У одного из современных отечественных политиков журналисты несколько раз спрашивали: «Будет ли денежная реформа или нет?». И каждый раз он давал такой ответ: «Денежно-товарная масса должна быть адекватна политической корзине»

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

3. Пришел мужчина к адвокату и спрашивает:

— А сколько стоит задать вам два во­проса?

— 30 долларов. Так какой у вас вто­рой вопрос?..

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределен­ность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

4. — Что было раньше — яйцо или курица?

— Раньше все было!

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

5. На званом обеде два недоросля в развязном тоне спросили Вольтера:

— Как правильно сказать – дайте нам пить или принесите нам пить?

— Для вас не годится ни то и ни другое. Вы должны говорить: «Поведите нас на водопой»

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать указание на эту некорректность

Ответ: 2,1,2,3,1

Простой категорический силлогизм

1. Определите виды умозаключения по количеству посылок

1. Дедуктивное, традуктивное и индуктивное умозаключение

2. Простое и сложное умозаключение

3. Непосредственное и опосредованное умозаключение

2. Какое условие получения истинно­сти вывода в умозаключении можно считать необходимым и первоочередным?

1. Необходимо учитывать все результаты предшествующего познания

2. Необходимо в процессе рассуждения соблюдать правила вы­вода

3. Необходимо знать и умело применять логические законы

3. Определите посыл­ки категорического силлогизма

1. Одна посылка — разделительное, а другая — категорическое суждение

2. Одна посылка — условное, а другая — категорическое суждение

3. Обе посылки — категорические суждения

4. Какое из представ­ленных правил явля­ется общим правилом силлогизма?

1. Средний термин должен быть распределен хотя бы одной из посылок

2. Средний термин должен быть распределен во всех посылках

3. Средний термин должен быть распределен в одной из посылок и заключении

5. Укажите правиль­ное определение ак­сиомы категорическо­го силлогизма

1. Все, присущее целому классу предметов, не может быть рас­пространено на любой предмет этого класса

2. Все, присущее целому классу предметов, распространяется на любой предмет этого класса

3. Все, присущее целому классу, частично распространяется на любой предмет этого класса

Ответ: 3,2,3,1,2

Простой категорический силлогизм

1. Выберите правиль­ное определение терми­нов силлогизма

1. Это понятия, входящие в заключение силлогизма

2. Это понятия, входящие в состав силлогизма

3. Это понятия, входящие в посылки и отсутствующие в заключении

2. Какое определение большего, меньшего и среднего терминов явля­ется правильным?

1. Меньший термин — предикат, средний термин — субъект заключения, больший термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

2. Меньший термин — субъект, больший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

3. Больший термин — субъект, меньший термин — предикат заключения, средний термин входит в обе посылки и отсутствует в заключении

3. Укажите верное определение первого правила терминов

1. В силлогизме должно быть только три термина

2. В силлогизме должно быть только два термина

3. В силлогизме должно быть только четыре термина

4. Укажите верное определение второго правила терминов

1. Меньший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

2. Больший термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

3. Средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок

5. Укажите верное определение третьего правила терминов

1. Термин, не распределенный в посылках, может быть рас­пределен в заключении

2. Термин, не распределенный в посылках, не может быть распределен в заключении

3. Термин, не распределенный в посылках, может быть час­тично распределен в заключении

Ответ: 2,2,1,3,2

Простой категорический силлогизм

1. Дайте правиль­ное определение меньшего термина категорического сил­логизма

1. Понятие, которое в заключении является предикатом

2. Понятие, которое в заключении является субъектом

3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в за­ключении

2. Дайте правиль­ное определение большего термина категорического сил­логизма

1. Понятие, которое в заключении является предикатом

2. Понятие, которое в заключении является субъектом

3. Понятие, которое входит в обе посылки и отсутствует в за­ключении

3. Какое логиче­ское правило терми­нов нарушено в данном умозаключении?

Все экономисты приносят пользу государству

Сидоров приносит пользу государству

Сидоров — экономист

1. Первое правило

2. Второе правило

3. Третье правило

4. Какое логическое правило терминов нарушено в данном умозаключении?

Труд – основа жизни

Учеба в университе­те – труд

Учеба в университе­те – основа жизни

1. Первое правило

2. Второе правило

3. Третье правило

5. Какое логиче­ское правило терми­нов нарушено в данном умозаключении?

Все учебники – полезны

Все учебники – книги

Все книги полезны

1. Первое правило

2. Второе правило

3. Третье правило

Ответ: 2,1,2,1,3

Простой категорический силлогизм

1. Укажите верное определение первого правила посылок

1. Хотя бы одна из посылок должна быть общим суждением

2. Хотя бы одна из посылок должна быть отрицательным суж­дением

3. Хотя бы одна из посылок должна быть утвердительным суждением

2. Укажите верное определение второго правила посылок

1. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то за­ключение сделать нельзя

2. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным

3. Если одна из посылок — отрицательное суждение, то за­ключение может быть и положительным

3. Укажите верное определение третьего правила посылок

1. Из двух частных посылок заключение сделать нельзя

2. Из двух частных посылок заключение с необходимостью следует

3. Из двух частных посылок заключение сделать можно

4. Укажите верное определение четвертого правила посылок

1. Если одна из посылок — частное суждение, то и заключе­ние будет частным

2. Если одна из посылок — частное суждение, то заключение будет общим

3. Если одна из посылок — частное суждение, то заключение сделать невозможно

5. Укажите, какое знание содержится в посылках

1. Обосновывающее знание

2. Выводное знание

3. Исходное знание

Читайте также:  В каких фруктах содержаться аминокислоты

Ответ: 3,2,1,1,3

Простой категорический силлогизм

1. Какому из пра­вил посылок подчинено данное умозаключе­ние?

Некоторые действия не являются хорошо

продуманными

Действия экономиста Л. не являются хорошо продуманными

? ? ? (вывода нет)

1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу

2. Какому из пра­вил посылок подчинено данное умозаключе­ние?

Некоторые пенсионеры — работающие Все работающие получают заработную плату

Следовательно, некоторые получающие заработную плату являются пенсионерами

1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу

3. Какому из пра­вил посылок подчинено данное умозаключе­ние?

Ни один студент учебной группы не является отличником

Студент Петров не является отличником

??? (вывода нет)

1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу

4. Какому из пра­вил посылок подчинено данное умозаключе­ние?

Некоторые депутаты Государственной Думы – экономисты

Некоторые экономисты — брокеры

? ? ? (вывода нет)

1-му правилу 2-му правилу 3-му правилу 4-му правилу

5. Какому из пра­вил посылок подчинено данное умозаключе­ние?

Всякое преступление есть правонарушение

Моральный проступок не является правона­рушением

Следовательно, моральный проступок не есть правонарушение

1-му правилу

2-му правилу

3-му правилу

4-му правилу

Ответ: 1,4,1,3,2

Простой категорический силлогизм

1. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

Все экономисты знают логику

Зайцев не знает логику

Зайцев — не экономист

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре

По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

2. По какой фигуре силлогизма построено дан­ное умозаключение?

Осмотр места происшествия имеет одной из задач обнаружение следов преступление

Осмотр места происшествия — следственное действие

Некоторые следственные действия — обнаружение следов преступления

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

3. По какой фигуре силлогизма построено дан­ное умозаключение

Мышление — психический процесс

Психические процессы имеются у животных

Следовательно, мышление имеется и у животных

По 1-й фигуре По 2-й фигуре

По 3-й фигуре По 4-й фигуре

4. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

Растрата — хозяйственное преступление

Хозяйственное преступление — опасное деяние, предусмотренное УК

Некоторые опасные деяния, предусмотренные УК, являются растратой

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре

По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

Ответ: 2,3,4,4

Простой категорический силлогизм

1. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

Ни один человек, не изучавший логику, не знает ее

Студент Петров изучал логику

Следовательно, студент Петров знает логику

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре

По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

2. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

Николаев торгует на вещевом рынке, а все торгующие на вещевом рынке платят налог за торго­вое место

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре

По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

3. По какой фигуре силлогизма построено данное умозаключение?

Всякое преступление наказуемо в соответствии с действующим законодательством, следовательно,

умышленное уклонение от уплаты налогов наказуемо в соответствии с действующим законодательством

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре

По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

4. По какой фигуре силло­гизма построено данное умозаключение?

Павлов оштрафован, следовательно, он нарушил правила уличной торговли

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

5. По какой фигуре силло­гизма построено данное умозаключение?

Петров обязан носить форму, потому что он работ­ник таможенной службы

По 1-й фигуре

По 2-й фигуре По 3-й фигуре

По 4-й фигуре

Ответ: 1,2,1,2,1

Простой категорический силлогизм

1. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассу­ждение?

Я могу пойти на военную службу или заняться ком­мерческой деятельностью Я решил пойти на военную

Следовательно, я не могу заняться коммерческой деятельностью

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно-категорическое

2. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассу­ждение?

Если Ершов купил телеви­зор, то он был в магазине

Ершов не был в магазине

Ершов не купил телевизор

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно-
категорическое

3. К какому виду сложных умозаключений относится данное рассу­ждение?

Если у Петрова есть эконо­мическое образование, то он займется коммерческой деятельностью

У Петрова нет экономического образования

Петров не будет заниматься экономической деятельно­стью

1. Условно-разделительное

2. Условно-категорическое

3. Разделительно-
категорическое

4. К какому виду энтимемы относится следующее рассуждение?

«Оригинален, ибо мыслит» ( о ­тынском)

1. С пропущенной большей посылкой

2. С пропущенной меньшей
посылкой

3. С пропущенным заключением

Ответ: 3,2,3,2

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8

Источник

Óìîçàêëþ÷åíèå – ýòî ôîðìà ìûøëåíèÿ, â êîòîðîé èç äâóõ ñóæäåíèé, íàçûâàåìûõ ïîñûëêàìè, âûòåêàåò òðåòüå – âûâîä.
1. Ïîñûëêà: «Âñå ëþäè – ñìåðòíû».
2. Ïîñûëêà: «Ñîêðàò – ÷åëîâåê»
Ââîä: «Ñîêðàò – ñìåðòíûé».

Óìîçàêëþ÷åíèÿ áûâàþò íåïîñðåäñòâåííûå è îïîñðåäîâàííûå. Íåïîñðåäñòâåííûå óìîçàêëþ÷åíèÿ äåëàþòñÿ èç îäíîé ïîñûëêè, è ÿâëÿþò ñîáîé óæå èçâåñòíûå íàì äåéñòâèÿ íàä ñóæäåíèÿìè (îáðàùåíèÿ, ïðåâðàùåíèÿ, ïðîòèâîñòàâëåíèÿ ïðåäèêàòó), à òàê æå ïðåîáðàçîâàíèå ñóæäåíèé ïî ëîãè÷åñêîìó êâàäðàòó. Îïîñðåäîâàííûå óìîçàêëþ÷åíèÿ äåëàþòñÿ èç íåñêîëüêèõ ïîñûëîê, î íèõ ìû è áóäåì ãîâîðèòü â äàííîé ãëàâå.

Читайте также:  Каких продуктах содержаться белки

Ñóùåñòâóþò òàêèå âèäû îïîñðåäîâàííûõ óìîçàêëþ÷åíèé, èõ åùå íàçûâàþò ìåòîäàìè ìûøëåíèÿ:

Äåäóêòèâíûé ìåòîä (Ñèëëîãèçì) – ìåòîä ïðè êîòîðîì âûâîä î ÷àñòíîì äåëàåòñÿ èç îáùåé ñîâîêóïíîñòè âåùåé, î êîòîðûõ ãîâîðèòüñÿ â ïîñûëêàõ. Ïðîùå ãîâîðÿ – âûâîä îò îáùåãî ê ÷àñòíîìó. Ê ïðèìåðó:
1 ïîñûëêà: «Â ãðóïïå 311 âñå ñòóäåíòû îòëè÷íèêè».
2 ïîñûëêà: «Ýòîò ó÷åíèê èç 311 ãðóïïû»
Âûâîä: «Ýòîò ó÷åíèê – îòëè÷íèê».
Åùå ïðèìåð:
1 ïîñûëêà: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»
2 ïîñûëêà: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà»
Âûâîä: «Ýòîò øàðèê êðàñíûé».

Ïðåèìóùåñòâî äåäóêòèâíîãî ìåòîäà çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òî ïðè ïðàâèëüíîì èñïîëüçîâàíèè âñåãäà äàåò òî÷íûå âûâîäû. Âàæíî ïîíèìàòü, ÷òî âñå ïîñûëêè âõîäÿùèå â ñèëëîãèçì äîëæíû áûòü èñòèííûìè, ëîæíîñòü õîòÿ áû îäíîé èç íèõ, âåäåò ê ëîæíîñòè âûâîäà.  ïðèíöèïå êòî çíàêîì ñ ïðîèçâåäåíèÿìè Àðòóðà Êîíàíà Äîéëÿ, äîëæåí áûë ñëûøàòü î äåäóêòèâíîì ñïîñîáå ìûøëåíèÿ. Åãî èñïîëüçîâàë Øåðëîê Õîëìñ, â îäíîì èç ïðîèçâåäåíèé îí ïðèâîäèò ïðèìåð ñâîåãî äåäóêòèâíîãî óìîçàêëþ÷åíèÿ Âàòñîíó. Îêîëî æåðòâû ïðåñòóïëåíèÿ áûëî íàéäåíà âûêóðåííàÿ ñèãàðåòà, âñå ðåøèëè, ÷òî ñèãàðåòó âûêóðèë ïîëêîâíèê ïåðåä ñìåðòüþ. Îäíàêî ó ïîêîéíîãî áûëè áîëüøèå ïûøíûå óñû, à ñèãàðåòà áûëà äîêóðåííàÿ ïîëíîñòüþ. Øåðëîê Õîëì áåðåòñÿ äîêàçûâàòü, ÷òî ïîëêîâíèê íå ìîã êóðèòü ýòó ñèãàðåòó, òàê êàê îí íåïðåìåííî áû ïîäïàëèë áû ñåáå óñû. Âûâîä äåäóêòèâíûé è âåðíûé, òàê êàê èç îáùåãî ïðàâèëà âûòåêàåò ÷àñòíîå.
Îáùåå ïðàâèëî è ïåðâàÿ ïîñûëêà, âûãëÿäèò òàê: «Âñå ëþäè, êîòîðûå íîñÿò áîëüøèå, ïûøíûå óñû íå ìîãóò âûêóðèòü ñèãàðåòó äî êîíöà»
Ñîáûòèå èëè âòîðàÿ ïîñûëêà âûãëÿäèò òàê: «Ïîëêîâíèê íîñèë áîëüøèå, ïûøíûå óñû».
Âûâîä: «Ïîëêîâíèê íå ìîã âûêóðèòü ñèãàðåòó äî êîíöà»

Èíäóêöèÿ – ìåòîä, ïðè êîòîðîì âûâîä îá îáùåì äåëàåòñÿ èç ñîâîêóïíîñòè ÷àñòíûõ ñëó÷àåâ. Ïðîùå ãîâîðÿ – ýòî âûâîä îò ÷àñòíîãî ê îáùåìó. È ïðèìåð òîìó:
1 ïîñûëêà: «Ïåðâûé, âòîðîé è òðåòèé ñòóäåíò – îòëè÷íèêè».
2 ïîñûëêà: «Ýòè ñòóäåíòû èç 311 ãðóïïû».
Âûâîä: «Âñå ñòóäåíòû â 311 ãðóïïå – îòëè÷íèêè».

1 ïîñûëêà: ««Ýòîò øàðèê êðàñíûé».
2 ïîñûëêà: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà».
Âûâîä: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»

Íåêîòîðûå ó÷åáíèêè ðàçëè÷àþò ïîëíóþ è íå ïîëíóþ èíäóêöèþ, ïîëíàÿ èíäóêöèÿ ýòî êîãäà ïåðå÷èñëÿþòñÿ âñå ýëåìåíòû êîíå÷íîãî ìíîæåñòâà âåùåé, î êîòîðîì ðàññóæäàþò.  íàøåì ïðèìåðå áåðóòñÿ âñå ó÷åíèêè è ïðîâåðÿþò îòëè÷íèêè îíè âñå èëè íåò, à óæå ïîòîì çàêëþ÷àþò îáî âñåé ãðóïïå. Íå ïîëíàÿ èëè ÷àñòè÷íàÿ èíäóêöèÿ – ýòî íàøè ïðèìåðû, â êîòîðûõ áåðóòñÿ òîëüêî íåêîòîðûå ýëåìåíòû êîíå÷íîãî ìíîæåñòâà âåùåé. Ñàìî ñîáîé ðàçóìååòñÿ, íå ïîëíîå èíäóêòèâíîå çàêëþ÷åíèÿ, íà îòìåíó îò äåäóêòèâíîãî íîñèò âåðîÿòíîñòíûé, à íå äîñòîâåðíûé õàðàêòåð. Òåì íå ìåíåå, ýòî íå ìåøàåò ïîëüçîâàòüñÿ ýòèì ìåòîäîì óìîçàêëþ÷åíèÿ â ïîâñåäíåâíîé æèçíè. Ê ïðèìåðó, ìû, ÿ óâåðåí, ñëûøàëè òàêîå âûñêàçûâàíèå èç óñò æåíùèíû «Âñå ìóæ÷èíû – êîçëû», à âåäü âûâîä îá îáùåì ñäåëàí èç ÷àñòíîãî, ïî âñåì ïðàâèëàì èíäóêòèâíîãî ìûøëåíèÿ.
1 ïîñûëêà: «Ïåðâûé ÷åëîâåê – êîçåë»
2 ïîñûëêà: «Âòîðîé ÷åëîâåê – êîçåë».
3 ïîñûëêà: «Ýòè ëþäè – ìóæ÷èíû»
Âûâîä: «Âñå ìóæ÷èíû – êîçëû».

×àùå âñåãî íå ïîëíûå èíäóêòèâíûå âûâîäû – íåâåðíûå. Èõ ïðåèìóùåñòâî ñîñòîèò â òîì, ÷òî îíè íàïðàâëåííû íà ðàñøèðåíèÿ çíàíèé î ïðåäìåòå, ìîãóò óêàçàòü íà íîâûå èõ ñâîéñòâà, â òî âðåìÿ êàê èíäóêòèâíûé ìåòîä ÷àùå âñåãî íàïðàâëåí íà âûÿñíåíèÿ óæå èçâåñòíûõ ôàêòîâ.

ß ñ íåêîòîðûìè äðóãèìè ëîãèêàìè âûäåëÿþ åùå òàêîé âèä óìîçàêëþ÷åíèÿ êàê Àáäóêöèÿ. Àáäóêöèÿ – ýòî âèä óìîçàêëþ÷åíèÿ, ïðè êîòîðîì íà îñíîâå îáùåãî, äåëàåòñÿ âûâîä î ïðè÷èíå ÷àñòíîãî, ïðîùå ãîâîðÿ – ýòî âûâîä îò îáùåãî ê ïðè÷èíå ÷àñòíîãî.
ß ñ÷èòàþ, íà îòìåíó îò îáùåïðèíÿòîãî ìíåíèÿ, ÷òî èìåííî ýòîò âèä óìîçàêëþ÷åíèé èñïîëüçîâàë íà ñàìîì äåëå Øåðëîê Õîëìñ, à òàê æå äðóãèå ðåàëüíûå è íå ðåàëüíûå äåòåêòèâû.
×òîáû ïîíÿòü, â ÷åì çàêëþ÷àåòñÿ ñóòü Àáäóêöèè, åå ëó÷øå ðàññìàòðèâàòü â ñðàâíåíèè ñ äðóãèìè âèäàìè óìîçàêëþ÷åíèÿ.

Èòàê, âñïîìíèì íàø ïðèìåð Äåäóêöèè:
1 ïîñûëêà: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»
2 ïîñûëêà: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà»
Âûâîä: «Ýòîò øàðèê êðàñíûé».
Íàçîâåì ïåðâîå ñóæäåíèå ïðàâèëîì (À), âòîðîå – ñëó÷àåì èëè ïðè÷èíîé (Á), à òðåòüå, êîòîðîå â äàííîì ñëó÷àå ÿâëÿåòñÿ âûâîäîì – ðåçóëüòàòîì (Â). Òàê èõ è îáîçíà÷èì:

À: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»
Á: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà»
Â: «Ýòîò øàðèê êðàñíûé».
Êàê âèäèì ñ ïîìîùüþ äåäóêöèè – ìû óçíàëè ðåçóëüòàò, òåïåðü ïåðåäåëàåì ðàññóæäåíèÿ ïîä èíäóêöèþ:

Á: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà»
Â: «Ýòîò øàðèê êðàñíûé».
À: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»
Èíäóêöèÿ, âûâîä îò ÷àñòíîãî ê îáùåìó îòêðûë íàì ïðàâèëî. Íå òðóäíî äîãàäàòüñÿ, ÷òî äîëæåí áûòü åùå îäèí âèä óìîçàêëþ÷åíèé, êîòîðûé îòêðûâàë áû íàì ñëó÷àé, ïðè÷èíó, íèì è ÿâëÿåòñÿ Àáäóêöèÿ. Òàêîé âèä óìîçàêëþ÷åíèé áóäåò âûãëÿäèò òàê:

À: «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå»
Â: «Ýòîò øàðèê êðàñíûé».
Á: «Ýòîò øàðèê èõ ýòîãî ÿùèêà»
Îñîáåííîñòü àáäóêöèè çàêëþ÷àåòñÿ åùå â òîì, ÷òî ìû âñåãäà ìîæåì ìûñëåííî ïîñòàâèòü âîïðîñ: «Ïî êàêîé ïðè÷èíå?», èëè «Ïî÷åìó?» ïåðåä âûâîäîì â äàííîì ìåòîäå óìîçàêëþ÷åíèÿ. «Â ýòîì ÿùèêå âñå øàðèêè êðàñíûå. Ýòîò øàðèê êðàñíûé. Ïî÷åìó, ïî êàêîé ïðè÷èíå ýòîò øàðèê êðàñíûé? Ïîòîìó, ÷òî ýòîò øàðèê èç ýòîãî ÿùèêà». Åùå ïðèìåð:
À: «Âñå ëþäè – ñìåðòíûå».
Â: «Ñîêðàò – ñìåðòíûé».
Á: «Ñîêðàò – ÷åëîâåê».
«Ïî÷åìó, ïî êàêîé ïðè÷èíå Ñîêðàò ñìåðòíûé? Ïîòîìó, ÷òî Ñîêðàò – ÷åëîâåê».

Ñóùåñòâóåò, åùå òàêîé âèä óìîçàêëþ÷åíèé êàê «âûâîä ïî àíàëîãèè». Ýòî êîãäà íà îñíîâå ñâîéñòâ, ïðèçíàêîâ îäíîãî ïðåäìåòà äåëàåòñÿ âûâîä î ñâîéñòâàõ äðóãîãî. Ôîðìàëüíî ýòî âûãëÿäèò òàê:
Ïðåäìåò À èìååò ñâîéñòâî à, á, ñ, ä.
Ïðåäìåò Â èìååò ñâîéñâî à, á, ñ.
Âåðîÿòíî Â èìååò è ñâîéñòâî ä.
Òàê æå êàê è íåïîëíàÿ èíäóêöèÿ óìîçàêëþ÷åíèÿ ïî àíàëîãèè íîñèò âåðîÿòíîñòíûé õàðàêòåð, íî, íå ñìîòðÿ íà ýòî, îí øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ, êàê â ïîâñåäíåâíîé æèçíè, òàê è â íàóêå.

Читайте также:  В каких маслах содержится омега 3 и омега 6 и омега 9

Âåðíåìñÿ ê äåäóêöèè. Ìû ïðåäïîëîæèëè, ÷òî äåäóêòèâíûé âèä óìîçàêëþ÷åíèÿ èìååò äîñòîâåðíûé õàðàêòåð. Íî, òåì íå ìåíåå, íàäî âûäåëèòü íåêîòîðûå ïðàâèëà ïðîñòîãî ñèëëîãèçì, ÷òîáû ýòî áûëî äåéñòâèòåëüíî òàê. Èòàê, ðàññìîòðèì îáùèå ïðàâèëà ñèëëîãèçìà.
1.  ñèëëîãèçìå äîëæíî áûòü òîëüêî òðè òåðìèíà èëè íå äîëæíî áûòü òåðìèíà, êîòîðûé óïîòðåáëÿåòñÿ â äâóõ çíà÷åíèÿõ. Åñëè òàêîé åñòü ñ÷èòàåòñÿ, ÷òî â ñèëëîãèçìå áîëüøå òðåõ òåðìèíîâ, òàê êàê ÷åòâåðòûé ïîäðàçóìåâàåòñÿ. Ê ïðèìåðó:
Äâèæåíèå – âå÷íî.
Õîæäåíèå â óíèâåðñèòåò – ýòî äâèæåíèå.
Õîæäåíèå â óíèâåðñèòåò – âå÷íî.

Òåðìèí «Äâèæåíèå» óïîòðåáëåíî â äâóõ ñìûñëàõ, â ïåðâîì ñóæäåíèè, ïåðâîé ïîñûëêå îíî îáîçíà÷àåò âñåîáùåå ìèðîâîå èçìåíåíèÿ. À âî âòîðîé ìåõàíè÷åñêîå ïåðåäâèæåíèå èç îäíîé òî÷êè â äðóãóþ.

2. Ñðåäíèé òåðìèí äîëæåí áûòü ðàñïðåäåë¸í õîòÿ áû â îäíîé èç ïîñûëîê. Ñðåäíèé òåðìèí – ýòî òåðìèí, êîòîðûé ÿâëÿåòñÿ áàçèñîì ðàññóæäåíèÿ è íàõîäèòüñÿ â êàæäîé èç ïîñûëîê.
Âñå õèùíûå æèâîòíûå (+) – æèâûå ñóùåñòâà (-)
Âñå õîìÿêè (+) – æèâûå ñóùåñòâà (-).
Âñå õîìÿêè – õèùíûå æèâîòíûå.
Ñðåäíèì òåðìèíîì ÿâëÿåòñÿ «æèâûå ñóùåñòâà».  îáîèõ ïîñûëêàõ åãî îáúåì íå ðàñïðåäåë¸í.  ïåðâîé ïîñûëêå îíî íå ðàñïðåäåëåíî, ïîòîìó, ÷òî æèâûå ñóùåñòâà – ýòî íå òîëüêî õèùíûå æèâîòíûå. À âî âòîðîì, ïîòîìó, ÷òî æèâûå ñóùåñòâà – ýòî íå òîëüêî âñå õîìÿêè. Ñîîòâåòñòâåííî âûâîä â äàííîì ñóæäåíèè íå âåðíûé.
Åùå îäèí ïðèìåð, êîòîðûé íåäàâíî ïðî÷åë â îäíîì æóðíàëå:
Âñå ñòàðûå ôèëüìû (+) – ÷åðíî áåëûå (-)
Âñå ïèíãâèíû (+) – ÷åðíî áåëûå (-).
Ïèíãâèíû – ýòî ñòàðûå ôèëüìû.
Ñðåäíèé òåðìèí, òî åñòü òåðìèí, êîòîðûé âñòðå÷àåòñÿ â äâóõ ïîñûëêàõ – «÷åðíî áåëûé». Êàê â ïåðâîì, òàê è âî âòîðîì ñóæäåíèè îí íå ðàñïðåäåë¸í, âåäü ÷åðíî áåëûìè ìîãóò áûòü íå òîëüêî âñå ñòàðûå ôèëüìû èëè âñå ïèíãâèíû.

3. Òåðìèí, êîòîðûé íå ðàñïðåäåë¸í â îäíîé èç ïîñûëêè, íå ìîæåò áûòü ðàñïðåäåë¸í â âûâîäå. Íàïðèìåð:
Âñå êîøêè (+) – æèâûå ñóùåñòâà (-).
Âñå ñîáàêè (+) – ýòî íå êîøêè (+).
Âñå ñîáàêè (+) – ýòî íå æèâûå ñóùåñòâà (+).
Êàê âèäèì ñëåäñòâèå òàêîãî óìîçàêëþ÷åíèÿ – ëîæíî.

4. Ïîñûëêè ñèëëîãèçìà íå ìîãóò áûòü òîëüêî îòðèöàòåëüíûìè. Âûâîä â òàêîì ñèëëîãèçìå â ëó÷øåì ñëó÷àå áóäåò âåðîÿòíîñòíûì, íî ÷àùå âñåãî åãî ëèáî âîîáùå íåâîçìîæíî ñäåëàòü, ëèáî îí ëîæåí.

5.Ïîñûëêè ñèëëîãèçìà íå ìîãóò áûòü òîëüêî ÷àñòíûìè. Õîòÿ áû îäíà ïîñûëêà èç ñèëëîãèçìà äîëæíà áûòü îáùàÿ.  ñèëëîãèçìå, â êîòîðîì äâå ïîñûëêè ÷àñòíûå ñäåëàòü âûâîä íå âîçìîæíî.

6.Åñëè â ñèëëîãèçìå îäíà ïîñûëêà îòðèöàòåëüíàÿ, òî è âûâîä áóäåò îòðèöàòåëüíûì.

7.Åñëè â ñèëëîãèçìå îäíà ïîñûëêà ÷àñòíàÿ, âûâîä èç íåãî ñëåäóåò òàê æå òîëüêî ÷àñòíûé.

Ñèëëîãèçì – ñàìûé ðàñïðîñòðàí¸ííûé âèä óìîçàêëþ÷åíèé, ïîòîìó, ìû ÷àñòî èñïîëüçóåì åãî â ïîâñåäíåâíîé æèçíè è íàóêå. Îäíàêî ìû ðåäêî ñîáëþäàåì åãî ëîãè÷åñêóþ ôîðìó, è ïîëüçóåìñÿ ñîêðàùåííûìè ñèëëîãèçìàìè. Ê ïðèìåðó: «Ñîêðàò ñìåðòíûé, ïîòîìó, ÷òî âñå ëþäè ñìåðòíûå». «Ýòîò øàðèê êðàñíûé, ïîòîìó, ÷òî åãî âçÿëè èç ÿùèêà, â êîòîðîì âñå øàðèêè êðàñíûå». «Æåëåçî – ýëåêòðîïðîâîäíî, òàê êàê âñå ìåòàëëû ýëåêòðîïðîâîäíû» è ò.ä.

Ðàçëè÷àþò òàêèå âèäû ñîêðàùåííîãî ñèëëîãèçìà:
Ýíòèìåìà – ýòî ñîêðàùåííûé ñèëëîãèçì, â êîòîðîì ïðîïóùåíà îäíà èç ïîñûëîê èëè âûâîä. Ïîíÿòíî, ÷òî èç ïðîñòîãî ñèëëîãèçìà ìîæíî âûâåñòè òðè ýíòèìåìû. Ê ïðèìåðó, èç ïðîñòîãî ñèëëîãèçìà:
Âñå ìåòàëëû – ýëåêòðîïðîâîäíûå.
Æåëåçî – ýòî ìåòàë.
Æåëåçî – ýëåêòðîïðîâîäíî.
Ìîæíî âûâåñòè òðè ýíòèìåìû:
1. «Æåëåçî – ýëåêòðîïðîâîäíî òàê êàê îíî ÿâëÿåòñÿ ìåòàëëîì». (ïðîïóùåíà ïåðâàÿ ïîñûëêà)
2. «Æåëåçî – ýëåêòðîïðîâîäíî ïîòîìó, ÷òî âñå ìåòàëëû ýëåêòðîïðîâîäíû». (ïðîïóùåíà âòîðàÿ ïîñûëêà)
3. «Âñå ìåòàëëû ýëåêòðîïðîâîäíû, à æåëåçî òîæå ìåòàë». (ïðîïóùåí âûâîä)

Ñëåäóþùèé âèä ñîêðàùåííîãî óìîçàêëþ÷åíèÿ – Ýïèõåéðåìà. Îíî ÿâëÿåò ñîáîé ïðîñòîé ñèëëîãèçì, â êîòîðîé äâå ïîñûëêè – ýíòèìåìû.
Ñíà÷àëà ñäåëàåì èç äâóõ ñèëëîãèçìîâ ýíòèìåìû:

Ñèëëîãèçì ¹1.
Âñå òî, ÷òî îãðàíè÷èâàåò ÷åëîâå÷åñêóþ ñâîáîäó, äåëàåò åãî ðàáîì.
Ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü îãðàíè÷èâàåò ÷åëîâå÷åñêóþ ñâîáîäó
Ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü äåëàåò ÷åëîâåêà ðàáîì.

Ïåðâàÿ ýíòèìåìà, åñëè ïðîïóñòèòü ïåðâóþ ïîñûëêó áóäåò âûãëàäèòü òàê:
«Ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü äåëàåò ÷åëîâåêà ðàáîì, ïîòîìó, ÷òî îãðàíè÷èâàåò ÷åëîâå÷åñêóþ ñâîáîäó.
Ñèëëîãèçì ¹2.
Âñå äåéñòâèÿ, êîòîðûå äàþò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàòü â ñîöèóìå – ÿâëÿþòñÿ ñîöèàëüíîé íåîáõîäèìîñòüþ.
Ðàáîòà – ýòî äåéñòâèå, êîòîðîå äàåò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàòü â ñîöèóìå.
Ðàáîòà – ýòî ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü.
Âòîðàÿ ýíòèìåìà, åñëè ïðîïóñòèòü ïåðâóþ ïîñûëêó: «Ðàáîòà – ýòî ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü, òàê êàê ÿâëÿåòñÿ äåéñòâèåì, êîòîðîå äàåò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàòü â ñîöèóìå».

Òåïåðü ñäåëàåì ñèëëîãèçì èç äâóõ ýíòèìåì, êîòîðûé è áóäåò íàøåé ýïèõåéðåìîé:
Ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü äåëàåò ÷åëîâåêà ðàáîì, ïîòîìó, ÷òî îãðàíè÷èâàåò ÷åëîâå÷åñêóþ ñâîáîäó.
Ðàáîòà – ýòî ñîöèàëüíàÿ íåîáõîäèìîñòü, òàê êàê ÿâëÿåòñÿ äåéñòâèåì, êîòîðîå äàåò âîçìîæíîñòü ñóùåñòâîâàòü â ñîöèóìå.
Ðàáîòà – äåëàåò ÷åëîâåêà ðàáîì.

Íå èñêëþ÷åíî, ÷òî èìåííî â òàêîì ïîðÿäêå ðàññóæäàë Íèöøå ãîâîðÿ: «Ìû âèäèì, ê ÷åìó ñâîäèòñÿ æèçíü â îáùåñòâå — êàæäûé îòäåëüíûé èíäèâèä ïðèíîñèòñÿ â æåðòâó è ñëóæèò îðóäèåì. Ïðîéäèòå ïî óëèöå, è âû óâèäèòå òîëüêî «ðàáîâ». Êóäà? Çà÷åì?»

Åùå îäèí âèä ñèëëîãèçìà, ïîëèñèëëîãèçì – ýòî äâà èëè áîëåå ïðîñòûõ ñèëëîãèçìîâ, êîòîðûå ñâÿçàíû òàêèì îáðàçîì, ÷òî âûâîä îäíîãî ñèëëîãèçìà ñòàíîâèòüñÿ ïîñûëêîé äðóãîãî. Ê ïðèìåðó:
Âñå ÷òî ðàçâèâàåò ïàìÿòü è ìûøëåíèÿ – ïîëåçíî.
Èçó÷åíèÿ íàóê – ðàçâèâàåò ïàìÿòü è ìûøëåíèÿ.
Èçó÷åíèÿ íàóê – ïîëåçíî.
Ëîãèêà – ýòî íàóêà.
Èçó÷åíèÿ ëîãèêè – ïîëåçíî.
Êàê âèäèì âûâîä ïåðâîãî ñèëëîãèçìà – «Èçó÷åíèÿ íàóê – ïîëåçíî», ñòàë ïåðâîé ïîñûëêîé âòîðîãî ïðîñòîãî ñèëëîãèçìà.

Ñîðèò – ïîëèñèëëîãèçì, â êîòîðîì ïðîïóùåíî ñóæäåíèå, ñâÿçûâàþùåå  äâà ïðîñòûõ ñèëëîãèçìà, òî åñòü âûâîä ïåðâîãî ñèëëîãèçìà, êîòîðûé ñòàë ïåðâîé ïîñûëêîé âòîðîãî, ïîïðîñòó óïóñêàåòñÿ.
Âñå ÷òî ðàçâèâàåò ïàìÿòü è ìûøëåíèÿ – ïîëåçíî.
Èçó÷åíèÿ íàóê – ðàçâèâàåò ïàìÿòü è ìûøëåíèÿ.
Ëîãèêà – ýòî íàóêà.
Èçó÷åíèÿ ëîãèêè – ïîëåçíî.
Êàê âèäèì ñóòü ñèëëîãèçìà îò òîãî, ÷òî îíî èç ïîëèñèëëîãèçìà ïðåâðàòèëîñü â ñîðèò, íå ïîìåíÿëàñü.

Источник