Какое значение имеет темперамент в структуре индивидуальных свойств личности

Структура личности – система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и х-ра. Темперамент – хар-ка индивида со стороны динамических особенностей его психической д-ти, т.е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности, составляющих эту д-ть психических процессов и состояний. Темперамент – качество личности, сформировавшееся в личном опыте ч-ка на основе генетической обусловленности его типа нервной системы и в значительной мере определяющее стиль его д-ти. Темперамент относится к биологически обусловленным подструктурам личности. Различают 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного х-ра, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическим особенностями ч-ка. Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные св-ва темперамента данного ч-ка не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, к-ые регулируют динамику психической д-ти в целом; характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов; имеют устойчивый и постоянный х-р и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени; находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента; однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Основные компоненты темперамента

Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности, обусловленные отсутствием у темперамента (в его обычных психологических характеристиках) единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению 3 главных, ведущих, компонентов темперамента, относящихся к сферам общей активности индивида, его моторики и его эмоциональности. Особое значение в структуре темперамента имеет тот его компонент, к-ый обозначается как общая психическая активность индивида. Сущность психической активности заключается в стремление личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию внешней действительности. Степень активности распространяется от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высшей степени энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема – на другом. К группе качеств, составляющих первый компонент темперамента, вплотную примыкает группа качеств, составляющих второй- двигательный, или моторный компонент, ведущую роль в к-ом играют качества, связанные с функцией двигательного (и специального речедвигательного аппарата). Среди динамических качеств двигательного компонента следует выделить такие, как быстрота, сила, резкость, ритм, амплитуда и ряд др. признаков мышечного движения. Совокупность особенностей мышечной и речевой моторики составляет ту грань темперамента, к-ая легче других поддается наблюдению и оценке и поэтому часто служит основой для суждения о темпераменте их носителя. Третьим компонентом темперамента яв-ся “эмоциональность“, представляющая собой обширный комплекс свойств и качеств, характеризующих особенности возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов и настроений. По сравнению с другими составными частями темперамента этот компонент наиболее сложен и обладает разветвленной собственной структурой. В качестве основных характеристик “эмоциональности” выделяют впечатлительность. Импульсивность и эмоциональную лабильность. Впечатлительность выражает аффективную восприимчивость субъекта, чуткость его к эмоциональным воздействиям, способность его найти почву для эмоциональной реакции там, где для других такой почвы не существует. Термином “импульсивность” обозначается быстрота, с к-ой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без их предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Под эмоциональной лабильностью обычно принимается скорость, с к-ой прекращается данное эмоциональное состояние или происходит смена одного переживания другим. Основные компоненты темперамента образуют в актах человеческого поведения то своеобразное единство побуждения, действия и переживания, к-ое позволяет говорить о целостности проявлений темперамента и дает возможность относительно четко ограничить темперамент от др.психических образований личности – ее направленности, х-ра, способностей и др.

Источник

РЕФЕРАТ

ПЛАН-СОДЕРЖАНИЕ

      1. ВВЕДЕНИЕ

2. ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1 Общее понятие о темпераменте.

2.2 Физиологическая основа темперамента.

2.3 Психологическая характеристика 
темпераментов.

2.4 Темперамент и личность.

3. ХАРАКТЕР

3.1 Общее понятие о характере.

3.2 Физиологические основы характера.

3.3 Типическое и индивидуальное 
в характере

3.4Черты характера

3.5 Формирование характера у 
детей и пути его воспитания

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 ВВЕДЕНИЕ

      ” Темперамент “,
” характер “, ” личность ” -в 
этих понятиях исходно содержится 
сложная внутренняя диалектика.
Мы используем их для определения 
человеческой индивидуальности – того,
что отличает данного человека 
от всех остальных, что делает 
его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем
в этой уникальности черты, общие с другими
людьми, иначе всякая классификация, да
и само употребление перечисленных понятий,
потеряла бы смысл. Какие же именно черты,
стороны, качества, особенности человека
отражает каждое из этих понятий? Слова
“темперамент”, “характер”, “личность”
употребляются нами постоянно и повсеместно,
они нужны и свою роль выполняют. В повседневном
общении в каждое из них вкладывается
достаточно определенный смысл и с их
помощью достигается взаимопонимание.

2 ТЕМПЕРАМЕНТ

2.1. Общее понятие о темпераменте

Темперамент – это индивидуальные особенности
человека, определяющие динамику протекания
его психических процессов и поведения.
Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических
процессов, в частности эмоциональных
процессов, а также некоторые внешние
особенности поведения человека – подвижность,
активность, быстроту или замедленность
реакций и т. д. Темперамент характеризует
динамичность личности, но не характеризует
ее убеждений, взглядов, интересов, не
является показателем ценности или малоценности
личности, не определяет ее возможности
(не следует смешивать свойства темперамента
со свойствами характера или способностями).
Можно выделить следующие основные компоненты,
определяющие темперамент.

1.Общая активность психической 
деятельности и поведения человека 
выражается в различной степени 
стремления активно действовать,
осваивать и преобразовывать 
окружающую действительность, проявлять 
себя в разнообразной деятельности. Выражение
общей активности у различных людей различно.

Можно отметить две крайности: с одной
стороны, вялость, инертность, пассивность,
а с другой – большая энергия, активность,
страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются  
представители различных темпераментов.

2. Двигательная, или моторная, активность 
показывает состояние активности 
двигательного и речедвигательного 
аппарата. Выражается в быстроте,
силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его
внешней подвижности ( или, наоборот, сдержанности
), говорливости ( или молчаливости ).

3. Эмоциональная активность выражается 
в эмоциональной впечатлительности
( восприимчивость и чуткость 
к эмоциональным воздействиям ), импульсивности, эмоциональной подвижности
(быстрота смены эмоциональных состояний,
начала и прекращение их). Темперамент
проявляется в деятельности, поведении
и поступках человека и имеет внешнее
выражение. По внешним устойчивым признакам
можно до известной степени судить о некоторых
свойствах темперамента.

      Древнегреческий 
врач Гиппократ, живший в 5 веке 
до н.э., описал четыре темперамента,
которые получили следующие названия:
сангвинический темперамент, флегматический 
темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент.
Отсутствие необходимых знаний не позволяло
дать в то время подлинно научную основу
учению о темпераментах, и только исследования
высшей нервной деятельности животных
и человека, проведенные И. П. Павловым,
установили, что физиологической основой
темперамента являются сочетания основных
свойств нервных процессов.

2.2. Физиологическая основа темперамента

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные
особенности поведения, динамика протекания
психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности
нервной системы. Основой же индивидуальных
различий в нервной деятельности является
проявление и соотношение свойств двух
основных нервных процессов – возбуждения
и торможения

      Были установлены 
три свойства процессов возбуждения и торможения:

   1) сила процессов возбуждения 
и торможения,

   2) уравновешенность процессов 
возбуждения и торможения,

   3) подвижность (сменяемость) процессов 
возбуждения и торможения.

     Сила нервных процессов 
выражается в способности нервных клеток переносить
продолжительное либо кратковременное,
но очень концентрированное возбуждение
и торможение. Это определяет работоспособность
(выносливость) нервной  клетки.

     Слабость нервных 
процессов характеризуется неспособностью нервных клеток выдерживать длительное
и концентрированное возбуждение и торможение.
При действии весьма сильных раздражителей
нервные клетки быстро переходят в состояние
охранительного торможения. Таким образом,
в слабой нервной системе нервные клетки
отличаются низкой работоспособностью,
их энергия быстро истощается. Но зато
слабая нервная система обладает большой
чувствительностью: даже на слабые раздражители
она дает соответствующую реакцию.

 Важным свойством высшей 
нервной деятельности является 
уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное
соотношение возбуждения и торможения.
У некоторых людей эти два процесса взаимно
уравновешиваются, а у других этого равновесия
не наблюдается: преобладает или процесс
торможения или возбуждения.

     Одно из основных свойств высшей нервной деятельности
– подвижность нервных процессов. Подвижность
нервной системы характеризуется быстротой
сменяемости процессов возбуждения и
торможения, быстротой возникновения
и прекращения их (когда этого требуют
условия жизни), скоростью движения нервных
процессов (иррадиации и концентрации),
быстротой появления нервного процесса
в ответ на раздражение, быстротой образования
новых условных связей,   выработки
и изменения динамического стереотипа.

     Комбинации указанных 
свойств нервных процессов возбуждения
и торможения были положены в основу определения
типа высшей нервной деятельности. В зависимости
от сочетания силы, подвижности и уравновешенности
процессов возбуждения и торможения различают
четыре основных типа высшей нервной деятельности.

     Слабый тип. Представители 
слабого типа нервной системы 
не могут выдерживать сильные,
длительные и концентрированные 
раздражители. Слабыми являются 
процессы торможения и возбуждения.
При действии сильных раздражителей 
задерживается выработка условных рефлексов. Наряду
с этим отмечается высокая чувствительность
(т.е. низкий порог) на действия раздражителей.

     Сильный уравновешенный 
тип. Отличаясь сильной нервной 
системой, он характеризуется неуравновешенностью 
основных нервных процессов – преобладанием процессов возбуждения
над процессами торможения.

     Сильный уравновешенный 
подвижный тип. Процессы торможения 
и возбуждения сильны и уравновешенны,
но быстрота, подвижность их, быстрая 
сменяемость нервных процессов 
ведут к относительной неустойчивости нервных связей.

     Сильный уравновешенный 
инертный тип. Сильные и уравновешенные 
нервные процессы отличаются 
малой подвижностью. Представители 
этого типа внешне всегда спокойны,
ровны, трудно возбудимы.

     Тип высшей нервной 
деятельности относится к природным высшим
данным, это врожденное свойство нервной
системы. На данной физиологической основе
могут образоваться различные системы
условных связей, т. е. в процессе жизни
эти условные связи будут различно формироваться
у разных людей: в этом и будет проявляться
тип высшей нервной деятельности. Темперамент
и есть проявление типа высшей нервной
деятельности в деятельности, поведении
человека.

     Особенности психической 
деятельности человека, определяющие 
его поступки, поведение, привычки, интересы, знания, формируются в
процессе индивидуальной жизни человека,
в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению
человека, накладывает характерный отпечаток
на весь облик человека – определяет подвижность
его психических процессов, их устойчивость,
но не определяет ни поведения, ни поступков
человека, ни его убеждений, ни моральных
устоев.

    2.3. Психологическая характеристика 
темпераментов

По мнению И.П. Павлова, темпераменты
являются “основными чертами” индивидуальных особенностей человека.
Их принято различать следующим образом:

сангвинический, флегматичный, холерический
и меланхолический.

     Установлена зависимость 
между типом высшей нервной 
деятельности и темпераментом.

Типы высшей нервной деятельности и их соотношение с темпераментом

сила нервн. процессов

уравновешенность нерв. процессов

подвижность нерв. процессов

темперамент

сильный

уравновешенный

подвижный

сангвиник

сильный

 

инертный

флегматик

сильный

неуравновешенный

 

холерик

слабый

  

меланхолик

Сангвинический темперамент.

   Сангвиник быстро сходится 
с людьми, жизнерадостен, легко переключается 
с одного вида деятельности 
на другой, но не любит однообразной 
работы. Он легко контролирует 
свои эмоции, быстро осваивается 
в новой обстановке, активно вступает в контакты с людьми. Его
речь громкая, быстрая, отчетливая и сопровождается
выразительными мимикой и жестами. Но
этот темперамент   характеризуется
некоторой двойственностью. Если раздражители
быстро меняются, все время поддерживается
новизна и интерес впечатлений, у сангвиника
создается состояние активного возбуждения
и он проявляет себя как человек деятельный,
активный, энергичный. Если же воздействия
длительны и однообразны, то они не поддерживают
состояния активности, возбуждения и сангвиник
теряет интерес к делу, у него появляется
безразличие, скука, вялость.

   У сангвиника быстро возникают 
чувства радости, горя, привязанности 
и недоброжелательности, но все 
эти проявления его чувств 
неустойчивы, не отличаются длительностью 
и глубиной. Они быстро возникают и могут так же быстро
исчезнуть или даже замениться противоположными.
Настроение сангвиника быстро меняется,
но, как правило, преобладает хорошее настроение.

        Флегматический 
темперамент.

Человек этого темперамента медлителен,
спокоен, нетороплив, уравновешен. В деятельности
проявляет основательность, продуманность,
упорство. Он, как правило, доводит начатое
до конца. Все психические процессы у флегматика
протекают как бы замедленно. Чувства
флегматика внешне выражаются слабо, они
обычно невыразительны. Причина этого
– уравновешенность и слабая подвижность
нервных процессов. В отношениях с людьми
флегматик всегда ровен, спокоен, в меру
общителен, настроение у него устойчивое.
Спокойствие человека флегматического
темперамента проявляется и в отношении
его к событиям и явлениям жизни флегматика
нелегко вывести из себя и задеть эмоционально.
У человека флегматического темперамента
легко выработать выдержку, хладнокровие,
спокойствие. Но у флегматика следует
развивать недостающие ему качества –
большую подвижность, активность, не допускать,
чтобы он   проявлял безразличие
к деятельности, вялость, инертность, которые
очень легко могут сформироваться в определенных
условиях. Иногда у человека этого темперамента
может развиться безразличное отношение
к труду, к окружающей жизни, к людям и
даже к самому себе.

       Холерический 
темперамент.

Люди этого темперамента быстры, чрезмерно
подвижны, неуравновешенны, возбудимы,
все психические процессы протекают у
них быстро, интенсивно. Преобладание
возбуждения над торможением, свойственное
этому типу нервной деятельности, ярко
проявляется в несдержанности, порывистости,
вспыльчивости, раздражительности холерика.
Отсюда и выразительная мимика, торопливая
речь, резкие жесты, несдержанные движения.
Чувства человека холерического темперамента
сильные, обычно ярко проявляются, быстро
возникают; настроение иногда резко меняется.
Неуравновешенность, свойственная холерику,
ярко связывается и в его деятельности:
он с увеличением и даже страстью берется
за дело, показывая при этом порывистость
и быстроту движений, работает с подъемом,
преодолевая трудности. Но у человека
с холерическим темпераментом запас нервной
энергии может быстро истощиться в процессе
работы и тогда может наступить резкий
спад деятельности: подъем и воодушевление
исчезают, настроение резко падает. В общении
с людьми холерик допускает резкость,
раздражительность, эмоциональную несдержанность,
что часто не дает ему возможности объективно
оценивать поступки людей, и на этой почве
он создает конфликтные ситуации в коллективе.
Излишняя прямолинейность, вспыльчивость,
резкость, нетерпимость порой делают тяжелым
и неприятным пребывание в коллективе
таких людей.

Источник

В психологии, когда говорят об индивидуально-типологических характеристиках личности, обычно подразумевают такие явления как темперамент, характер и способности.

Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.

В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые:

1. Регулируют динамику психической деятельности в целом;

2. Характеризуют особенности динамики отдельных психических процессов;

3. Имеют устойчивый и постоянный характер;

4. Находятся в строго закономерных соотношениях, характеризующих тип темперамента;

5. Обусловлены общим типом нервной системы.

Следует иметь в виду, что индивидуальные динамические особенности, если они представляют собой особенности темперамента, не обусловлены никаким объективным содержанием деятельности.

Темперамент – это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Слово темперамент ввел в оборот древнегреческий врач Гиппократ (У – IУ вв. до н.э.). Он понимал под ним свойство, определяющее индивидуальные различия людей и зависящее от пропорций 4-х жидкостей в теле: крови (по лат “сангве”), лимфы (по гречески “флегма”), желчи (по гречески “холе”) и черной желчи (по гречески “мелана холе”).

Преобладание одной из жидкостей соответствовало определенному темпераменту. Название типов темперамента сохранились до наших дней (сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик). В то же время следует учитывать, что образование темпераментов в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы.

Экспериментально были выделены следующие свойства нервной системы человека:

– сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и определенным образом характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы);

– уравновешенность, характеризующая оптимальное соотношение процессов возбуждения и торможения;

– подвижность, заключающаяся в характеристике скорости движения нервных процессов по коре головного мозга.

Психофизиолог И.П. Павлов показал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы:

– флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы;

– сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы;

– меланхолик – слабый тип нервной системы.

К основным психологическим характеристикам темперамента относятся:

– сензитивность (чувствительность), раскрывающая картину того, какая наименьшая сила внешних воздействий вызывает психические реакции личности и какова скорость этого реагирования;

– реактивность, показывающая степень и интенсивность непроизвольных реакций индивида на внутренние и внешние раздражители (критику, угрозу и т.д.);

– активность, характеризующая степень энергичности, работоспособности человека в деятельности, его умения преодолевать препятствия, целенаправленность, настойчивость, сосредоточенность на деятельности и т.д.;

– соотношение реактивности и активности, раскрывающее картину того, от чего зависит деятельность личности – от случайных внешних и внутренних обстоятельств, настроений, случайных событий или от сознательно поставленных целей, жизненных стремлений, планов и т.д.;

– темп реакций, характеризующий скорость действий, движений, быстроту речи, ума, находчивость и т.д.;

– экстравертированность;

– интровертированность;

– пластичность, характеризующая легкость адаптации человека к новым и неожиданным ситуациям, гибкость поведения;

– ригидность, показывающая склонность индивида к косному поведению, устоявшимся привычкам и стереотипам жизни, инертность.

Холерик – человек быстрый, иногда даже порывистый, с сильными быстро загорающимися чувствами, ярко отражающимися в речи, мимике, жестах; нередко – вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам;

Сангвиник – человек быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; чувства его непосредственно отражаются во внешнем поведении, но они не сильны и легко сменяют одно другое.

Меланхолик – человек, отличающийся сравнительно малым разнообразием эмоциональных переживаний, но большой силой и длительностью их; он откликается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает во вне свои чувства;

Флегматик – человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его никак не проявляются во вне.

В заключение следует отметить, что темперамент относится к так называемым генотипическим свойствам личности, полностью зависит от наследственности и в течение жизни не изменяется.

Характер – это свойство личности, выражающееся в ее отношениях к окружающему миру, к обществу, к деятельности, к самому себе, к другим людям, к вещам и предметам. Характер включает в себя устойчивые черты личности, которые с содержательной стороны описывают ее поведение и деятельность. Поэтому в психологии часто под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных черт, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в этих типичных обстоятельствах и выражают отношения личности к этим обстоятельствам.

Отношения человека и характерологические черты формируются в течение жизни и поэтому характер, является приобретенным личностным образованием. Характер – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения. Понятие характера весьма различается в различных теоретических построениях.

В зарубежной характерологии можно выделить три направления:

– конституционно-биологическое (Э. Кречмер – характер, по существу сводится к сумме конституции и темперамента);

– психоаналитическое (З. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер и т.д). Характер объясняется, исходя из бессознательных влечений человека;

– идеологическое (психоэтическая теория Робека): Характер заключается в торможении инстинктов, которое определяет этико-логическими санкциями. То, какие инстинкты и какими санкциями тормозятся, зависит от внутренних имманентных свойств личности. Бауд характер определяет социальным положением человека и т.д..

В отечественной психологии исследование характера связано с именами Н. О. Лосского, П. Ф. Лесгафта, А. Ф. Лазурского, А. П. Нечаева, В. И. Страхова, Б. Г. Ананьева, Н. Д. Левитова и т.д.. Здесь также можно выделить различные направления: идеалистические, биологизаторские, материалистические. Опираясь на различные подходы к этой теме, можно отметить социально-оценочный оттенок при определении характера; значительную устойчивость психологических характеристик. Характер формируется на основе темперамента под влиянием условий жизни. В характере черты темперамента содержатся в преобразованном виде. Они поняты и приняты либо не приняты человеком.

Структура характера. В структуре характера разные авторы выделяют различные свойства. Так, Б. Г. Ананьев считает характер выражением и условием цельности личности и к основным его свойствам относит направленность, привычки, коммуникативные свойства, эмоционально-динамические проявления, сформированные на основе темперамента:

– уравновешенность – неуравновешенность;

– сензитивность – агрессивность;

– широту – узость;

– глубину – поверхностность;

– богатство, содержательность – бедность;

– силу – слабость.

Н. Д. Левитов выделяет определенность характера, его цельность, сложность, динамичность, оригинальность, силу, твердость. Эти и множество других попыток выделения структурных свойств характера требуют анализа и обобщения. Важное значение имеют характерологические качества (черты, свойства), обнаруживаемые человеком в различных видах отношений к окружающему миру:

– в отношении к обществу (идейный или безидейный, активно участвующий в политике или аполитичный и т.п.);

– в отношении к деятельности (деятельный или бездеятельный, трудолюбивый или ленивый и т.д.);

– в отношении к другим людям (альтруист или эгоист, общительный или замкнутый и т.д.);

– в отношении к себе (имеющий адекватную или неадекватную самооценку, уверенный или самонадеянный и т.д.);

– в отношении к вещам (добрый, жадный и т.д.).

Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к успешности выполнения деятельности.

Говоря о способностях, необходимо иметь в виду следующее:

1. Это особенности, отличающие одного человека от другого. Важнейшим признаком способностей Б. М. Теплов считает индивидуальное своеобразие продуктивной деятельности, оригинальность и самобытность приемов, используемых в деятельности.

2. Способности служат успешному выполнению деятельности. Некоторые исследователи, например Н. А. Менчинская, полагают, что в данном случае логичнее говорить об обучаемости как успешности в приобретении умений, знаний, навыков.

3. Для способностей характерна возможность переноса выработанных умений и навыков в новую ситуацию. При этом новая задача должна быть сходна с разрешавшимися ранее задачами не последовательностью способов действия, а требованиями к тем же психическим свойствам человека.

Основу способностей составляют задатки. Задатки – это природные предпосылки, которые являются условием развития способностей не только в смысле того, что они придают своеобразие процессу их развития, но и в смысле того, что они в известных пределах могут определять содержательную сторону и влиять на уровень достижений. К задаткам относятся не только анатомо-морфологические и физиологические свойства мозга, но и психические свойства в той степени, в которой они прямо и непосредственно обусловлены наследственностью. Способности – понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности.

Общие и специальные способности. Специальные способности – способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.).Общие способности – это способность к развитию специальных способностей.

Одаренность – это качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.Понятие способностей обычно ассоциируется с умственной деятельностью. Но оснований для такого узкого толкования способностей нет, хотя традиционно именно сфера умственной деятельности исследовалась и продолжает исследоваться в связи со способностями. Высокое общее умственное развитие может не сопровождаться проявлением в какой-нибудь специальной области способностей или каким-либо видом специальной одаренности.

Однако проявление и достижение высоких специальных способностей, специальной одаренности немыслимо без наличия общих способностей, общей одаренности. К задаткам относят морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств, движения, выступающие в качестве предпосылки развития способностей.

Источник