Какое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами
Âñå ïðîñòûå âåùåñòâà ïåðèîäè÷åñêîé ñèñòåìû Ä.È. Ìåíäåëååâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà òðè êëàññà: ýëåìåíòû ñ ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (ìåòàëëû), ýëåìåíòû ñ íåìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (íåìåòàëëû) è ïîëóìåòàëëû.
Ôèçè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ïðîñòûõ âåùåñòâ, ïðèíàäëåæàùèõ ê ðàçëè÷íûì êëàññàì, ñèëüíî ðàçëè÷àþòñÿ ìåæäó ñîáîé, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ðàçëè÷íûå îáëàñòè èõ ïðèìåíåíèÿ â ïðîìûøëåííîñòè è ñïîñîáû äîáû÷è.
Êîðîòêî îñòàíîâèìñÿ íà ìåòàëëàõ: èõ ìåòàëëè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ, îñíîâíûõ ñïîñîáàõ äîáû÷è è îáðàáîòêè.
Ñâîéñòâà ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ
Ñ ôèçèêî-õèìè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, îñíîâíîå ñâîéñòâî ìåòàëëîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ëåãêîñòè îòðûâà èõ âíåøíåãî ýëåêòðîíà îò àòîìà, äðóãèìè ñëîâàìè ëåãêîñòü èîíèçàöèè àòîìà ìåòàëëà ïî óðàâíåíèþ:
Me=Me++ e-
Îáëàäàÿ äàííûì ñâîéñòâîì, ìåòàëëû â òâåðäîì ñîñòîÿíèè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êðèñòàëëè÷åñêóþ ðåøåòêó, â óçëàõ êîòîðîé íàõîäÿòñÿ èîíû ìåòàëëîâ, à ìåæäó íèìè ñâîáîäíî äâèãàþòñÿ äåëîêàëèçîâàííûå ýëåêòðîíû, îáðàçóþùèå òàê íàçûâàåìûé ýëåêòðîííûé ãàç. Òàêîé òèï õèìè÷åñêîé ñâÿçè íàçûâàåòñÿ ìåòàëëè÷åñêîé ñâÿçüþ.
Èìåííî ìåòàëëè÷åñêàÿ ñâÿçü ïðèäàåò ýëåìåíòàì îñíîâíûå ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà: âûñîêóþ ýëåêòðè÷åñêóþ ïðîâîäèìîñòü, òåïëîïðîâîäíîñòü, ïëàñòè÷íîñòü, êîâêîñòü, ìåòàëëè÷åñêèé áëåñê.
Ýëåìåíòû ñ íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè
Íàèáîëåå ÿðêî ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà âûðàæåíû ó ùåëî÷íûõ ìåòàëëîâ (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr), ÷òî îáóñëîâëåíî íèçêèì çíà÷åíèåì ýíåðãèé èîíèçàöèè èõ àòîìîâ. Ýòî î÷åíü ìÿãêèå ìåòàëëû (ìîæíî ðåçàòü íîæîì), îáëàäàþùèå ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêîé õèìè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ.
Óæå ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå ìÿãêèå ìåòàëëû áûñòðî îêèñëÿþòñÿ êèñëîðîäîì âîçäóõà, ïîýòîìó èõ õðàíÿò ïîä ñëîåì êåðîñèíà. Ïîä âîäîé ùåëî÷íûå ìåòàëëû õðàíèòü íåëüçÿ.
Ñîåäèíåíèå ýëåìåíòîâ ñ âîäîé ïðèâîäèò ê âçðûâó. Ðåàêöèÿ ïðîòåêàåò ñ âûäåëåíèåì âîäîðîäà ïî óðàâíåíèþ:
2Na+2H2O=2NaOH+H2
Ïîñêîëüêó âîäîðîä îáðàçóåò ñ âîçäóõîì âçðûâîîïàñíûå ñìåñè, à ðåàêöèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ âûäåëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëà, êàê ïðàâèëî, ïðîèñõîäèò âçðûâ.
Äîáû÷à ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ
Ìíîãèå ìåòàëëû ñóùåñòâóþò â ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ â âèäå ñîåäèíåíèÿ ñ äðóãèìè õèìè÷åñêèìè ýëåìåíòàìè.  ñàìîðîäíîì âèäå, òî åñòü, êàê ïðîñòîå âåùåñòâî, â ïðèðîäå â îñíîâíîì âñòðå÷àþòñÿ òîëüêî çîëîòî (Au) è ïëàòèíà (Pt). Èíîãäà, íî ðåäêî è òîëüêî ÷àñòè÷íî, âñòðå÷àþòñÿ ñàìîðîäíîå ñåðåáðî (Ag), ìåäü (Cu), ðòóòü (Hg), îëîâî (Sn) è íåñêîëüêî äðóãèõ ìåòàëëîâ.
Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ìåòàëëîâ äîáûâàþò èç ðóäû. Ñïîñîá äîáû÷è çàâèñèò îò õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ ìåòàëëà.
Îñíîâíûìè ìåòîäàìè ïðîìûøëåííîãî ïîëó÷åíèÿ ìåòàëëîâ èç ðóäû ÿâëÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèå èõ ñîåäèíåíèé (íàïðèìåð, óãëåì, ìîíîîêñèäîì óãëåðîäà èëè àëþìèíèåì) è ýëåêòðîëèç.
Òàê, æåëåçî ìîæåò áûòü ïîëó÷åíî ïóòåì âîññòàíîâëåíèÿ ðóäû ïî îäíîìó èç äâóõ óðàâíåíèé:
Fe2O3+3CO=2Fe+3CO2
Fe2O3+2Al=2Fe+Al2O3
Ìåòàëëè÷åñêàÿ ìåäü ìîæåò áûòü ïîëó÷åíà ïðè ýëåêòðîëèçå âîäíîãî ðàñòâîðà äèõëîðèäà (CuCl2) ïî óðàâíåíèþ:
Cu2++2e-=Cu
Ðàçðóøåíèå ìåòàëëè÷åñêèõ è æåëåçîáåòîííûõ ýëåìåíòîâ è êîíñòðóêöèé
Ìåòàëëû è ñïëàâû, èñïîëüçóåìûå â ñòðîèòåëüñòâå, ðàçðóøàþòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ðàçëè÷íûõ ïðîöåññîâ êîððîçèè:
- àòìîñôåðíîé;
- ýëåêòðîõèìè÷åñêîé;
- ãàçîâîé;
- êîððîçèÿ â äðóãèõ àãðåññèâíûõ ñðåäàõ.
Íàëè÷èå çàùèòíîãî ñëîÿ óâåëè÷èâàåò ñðîê ñëóæáû ìåòàëëîêîíñòðóêöèé, íî ïðîöåññ êîððîçèè ïîëíîñòüþ íå îñòàíàâëèâàåòñÿ.
Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçðóøåíèÿ æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé ÿâëÿåòñÿ êîððîçèÿ àðìàòóðû.
Ðàçðóøåíèå ñòàëüíûõ è æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé óñêîðÿåòñÿ ïîä íàãðóçêîé, ïðè ðåçêèõ êîëåáàíèÿõ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, è îñîáåííî ïðè ñîâìåñòíîì äåéñòâèè ýòèõ ôàêòîðîâ. Óâåëè÷åíèå óñòîé÷èâîñòè ìåòàëëîêîíñòðóêöèé ê ïðîöåññàì êîððîçèè ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé çàäà÷åé ñîâðåìåííîãî ìàòåðèàëîâåäåíèÿ.
Áîëüøå îá îáðàáîòêå ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ íà âûñòàâêå
Ìåòàëëû è ñïëàâû ïîäâåðãàþòñÿ ðàçíûì âèäàì îáðàáîòêè òàêèõ, êàê:
- äàâëåíèå (êîâêà);
- ðåçàíèå;
- ëèòüå;
- òåðìè÷åñêîå âîçäåéñòâèå;
- ñâàðêà;
- ýëåêòðîèñêðîâûå è ýëåêòðîõèìè÷åñêèå ìåòîäû;
- âîçäåéñòâèå óëüòðàçâóêà.
Òåõíîëîãèÿ îáðàáîòêè ìåòàëëîâ è ñïëàâîâ ïîñòîÿííî ðàçâèâàåòñÿ. Ýòà îòðàñëü ïðîìûøëåííîñòè îòíîñèòñÿ ê íàóêîåìêîé ñôåðå, ãäå ïîñòîÿííî ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ.
Ïîñåùåíèå ñïåöèàëèçèðîâàííîé âûñòàâêè «Ìåòàëëîîáðàáîòêà»
îäèí èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ íàõîäèòüñÿ â êóðñå ïîñëåäíèõ äîñòèæåíèé. Ýêñïîçèöèè ïðåäïðèÿòèé ñî âñåãî ìèðà äàþò âîçìîæíîñòü îçíàêîìèòüñÿ ñ ãëàâíûìè òåíäåíöèÿìè ðàçâèòèÿ îòðàñëè è óâèäåòü òåõíîëîãèè ñîâðåìåííîé îáðàáîòêè ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé.
Äîðîæíîå ìåòàëëè÷åñêîå îãðàæäåíèå
Îêðàñêà è ïîêðàñêà ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé
Êîìïëåêòóþùèå äëÿ ìåòàëëè÷åñêèõ ëåñòíèö
Источник
Вариант 1.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния:
Г. 2е, 8е, 2е.
2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
А.1.
3. Тип химической связи в простом веществе литии:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Стронций.
5. Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.
6. Атом алюминия отличается от иона алюминия:
Б. Радиусом частицы.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Калий.
8 . С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
В. Платина.
9. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого:
А. КОН (р-р).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком:
А. НСl, NaOH, H2SО4.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11.Предложите три способа получения гидроксида калия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2К + 2Н2О = 2КОН + Н2
К2О + Н2О = 2КОН
К2СО3 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + 2КОН
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
Х CuO
Y CuSO4
Z Cu(OH)2
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
13. 2Ba + O2 = 2BaO
Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2↑
Ba + Cl2 = BaCl2
14. Расположите металлы: железо, олово, вольфрам, свинец в порядке увеличения относительной твердости (рис. 1).
свинец – олово – железо – вольфрам
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 144 г оксида железа (II).
n (FeO)= 144г/ 72г/моль = 2 моль
n (Fe) = 2 моль
m (Fe) = 2моль*56г/моль = 112г
Вариант 2.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
Б. 2e, 1е.
2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
А. 1.
3. Вид химической связи в простом веществе натрии:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Индий.
5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
В. Увеличивается.
6. Атом кальция отличается от иона кальция:
Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Барий.
8. С соляной кислотой не взаимодействует:
В. Серебро.
9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaOH(p-p).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
Б. Cl2, CuC12, НС1.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2↑
СаО + Н2О = Са(ОН)2
СаCl2 + 2KOH = Ca(OH)2 + 2KCl
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X ZnO
Y ZnCl2
Z Zn(OH)2
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Li + O2 = 2Li2O
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2↑
2Li + Cl2 = 2LiCl
14. Расположите металлы: алюминий, свинец, золото, медь в порядке увеличения относительной электропроводности (рис. 2).
Свинец, алюминий, золото, медь.
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 80 г оксида железа (III).
n(Fe2O3) = 80г/160г/моль = 0.5моль
n (Fe) = 2n (Fe2O3) = 1моль
m (Fe) = 1моль*56г/моль = 56г
Вариант 3.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме натрия:
В. 2е, 8е, 1е.
2. Номер периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, в котором нет химических элементов-металлов:
А. 1.
3. Вид химической связи в простом веществе кальции:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г.Натрий.
5. Радиус атомов элементов 2-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.
6. Атом магния отличается от иона магния:
Б. Зарядом частицы.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Г. Рубидий.
8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
Г. Ртуть.
9. Гидроксид бериллия не взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaCl (р-р)
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием:
Б. С12, Н2О, H2SО4.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения сульфата железа (III). Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑
FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X Fe2O3
Y FeCl3
Z Fe(OH)3
13. Как, используя любые реактивы (вещества) и алюминий, получить оксид, амфотерный гидроксид? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2
14. Расположите металлы: медь, золото, алюминий, свинец в порядке увеличения плотности (рис. 3).
алюминий, медь, свинец, золото
15. Рассчитайте массу металла, полученного из 160 г оксида меди (II).
n(CuO) = 160г/80г/моль = 2моль
n (Cu) = n (CuO) = 2моль
m (Cu) = 2моль*64г/моль = 128г
Вариант 4.
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме алюминия:
Б. 2е, 8е, 3е.
2. Номер группы в Периодической системе Д. И. Менделеева, состоящей только из химических элементов-металлов:
Б. II.
3. Вид химической связи в простом веществе магнии:
Г. Металлическая.
4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Рубидий.
5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
В. Увеличивается.
6. Атом и ион натрия отличаются:
Б. Радиусом частицы.
7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Б. Калий.
8. С соляной кислотой не взаимодействует:
В. Медь.
9. Гидроксид алюминия не взаимодействует с веществом, формула которого:
В. KNО3(p-p).
10. Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием:
Б. С12, О2, НС1.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
11. Предложите три способа получения оксида алюминия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + Cr2О3 = Al2О3 + 2Cr
12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X CaO
Y Ca(OH)2
Z CaCO3
13. Как, используя любые реактивы (вещества), получить из цинка оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
2Zn + O2 = 2ZnO
Zn + 2H2O = Zn(OH)2 + H2
Zn + Cl2 = ZnCl2
14. Расположите металлы: алюминий, вольфрам, олово, ртуть в порядке уменьшения температуры плавления (рис. 4).
вольфрам, алюминий, олово, ртуть
15. Рассчитайте массу металла, который можно получить алюминотермией из 34 г оксида хрома (II).
n(CrO) = 34г/68г/моль = 0,5моль
n (Cr) = n (CrO) = 0,5моль
m (Cr) = 0,5моль*52г/моль = 26г
Источник
Задания для входного контроля по химии.
1. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:
1.аргона 2. никеля 3.кислорода 4. хлора
2. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1.алюминий 2. кремний 3.магний 4. натрий
3. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:
1. амфотерный 2. кислотный 3. основной
4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:
1. азота 2. бора 3.бериллия 4. углерода
5. Схема превращения N-3→ N+2 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl 2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
6.Сокращенное ионное уравнение реакции Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3 ↓ соответствует взаимодействию:
1.оксида железа (III) и воды; 2.соляной кислоты и гидроксида железа (III);
3.фосфата железа (III) и раствора гидроксида натрия;
4. хлорида железа (III) и раствора гидроксида калия.
7. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:
1. О2 2. CaO 3. Cu 4. CO2
8. Элементом Э в схеме превращений Э → Э2О → ЭОН является:
1. барий 2. серебро 3. литий 4. углерод
9. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Напишите определение понятия. Химия это наука………..
Задания для входного контроля по химии.
1. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:
1.аргона 2. никеля 3.кислорода 4. хлора
2. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
1.алюминий 2. кремний 3.магний 4. натрий
3. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:
1. амфотерный 2. кислотный 3. основной
4. Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего гидроксида:
1. зота 2. бора 3.бериллия 4. углерода
5. Схема превращения N-3→ N+2 соответствует химическому уравнению:
1. NH3 + HCl = NH4Cl 2. N2 + 3H2 = 2NH3
3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O
6.Сокращенное ионное уравнение реакции Fe3+ + 3OH– = Fe(OH)3 ↓ соответствует взаимодействию:
1.оксида железа (III) и воды; 2.соляной кислоты и гидроксида железа (III);
3.фосфата железа (III) и раствора гидроксида натрия;
4. хлорида железа (III) и раствора гидроксида калия.
7. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:
1. О2 2. CaO 3. Cu 4. CO2
8. Элементом Э в схеме превращений Э → Э2О → ЭОН является:
1. барий 2. серебро 3. литий 4. углерод
9. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?
А. Твердую щелочь нельзя брать руками.
Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.
1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
10. Напишите определение понятия. Химия это наука………..
Источник
Контрольно-измерительные материалы
по химии
для текущего контроля
в 11 классе
Паспорт
фонда оценочных средств
по химии
среднего общего образования
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины* | Наименование оценочного средства |
Строение вещества. | Контрольная работа №1 | |
Металлы. Неметаллы. | Контрольная работа №2 |
Контрольная работа №1
Строение вещества.
Вариант №1
Часть I
1. В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только неметаллы? a) V1IA; б) VIA; в) VA; г) IVА.
2. Среди неметаллов преобладают:
а) s-элементы; б) р-элементы; в) d-элементы; г) f -элементы.
3. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:
а) водород; б) бор; в) астат; г) неон.
4. Из перечисленных элементов наибольший атомный радиус имеет атом:
а) бром б) хлор в) йод г) фтор
5. Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
а) бром б) йод в) фтор г) хлор
6. Вещества, которые хорошо растворяются, легкоплавкие, летучие, с небольшой прочностью имеют кристаллическую решетку:
а) атомную б) металлическую в) молекулярную г) ионную
7. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
а) алюминий б) магний в) литий г) калий
8. В молекуле Br2 химическая связь:
а) ионная б) ковалентная полярная в) ковалентная неполярная г) металлическая
9. Аллотропные модификации неметаллов могут различаться:
а) числом атомов в молекуле;
б) типом кристаллической решетки;
в) зарядом ядра атомов;
г) всё верно.
9. Какой неметалл не обладает молекулярной кристаллической решеткой?
а) бром; б) кислород; в) кремний; г) хлор.
10. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: P→S→C1, увеличивается
а) радиус; б) окислительная способность; в) восстановительная способность;
г) число неспаренных электронов.
Часть II. Найти соотношение между названим элемента и электронной формулой:
1. Литий А 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;
2. Медь Б 1s 2 2s 1 ;
3 Кальций В 1s 2 2s 2 2p 2 ;
4 Фтор Г 1s 2 2s 2 2p 5;
Д 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;
Часть III. Открытый вопрос.
Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения полиморфизма и изомерии
IV. Решить задачу
Задача №1. Оксид магния, взятый в избытке, поместили в колбу с 200 г 9,8%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата магния, получившегося в результате реакции.
Вариант №2
I. Тест
1. Как правило, неметаллами являются:
а) s – элементы; б) p – элементы; в) d -элементы; г) f-элементы.
2. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:
а) гелий; б) водород; в) бор; г) фтор.
3. Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
а) кислород б) азот в) фтор г) хлор
4. Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им
аллотропных модификаций: а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера.
5. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
а) натрий б) магний в) алюминий г) кремний
6. Укажите неметалл с молекулярным типом кристаллической решетки:
а) кремний; б) кислород; в) бор; г) теллур.
7. Какие виды химической связи могут возникать между атомами неметаллов?
а) ковалентная; б) ионная; в) металлическая; г) водородная.
8. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: N→O→F, увеличивается
а) радиус; б) окислительная способность; в) восстановительная способность;
г) число неспаренных электронов.
9. В молекуле NaCI химическая связь:
а) ионная б) ковалентная полярная в) ковалентная неполярная г) металлическая
10. В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только металлы? a) 1IA; б) VIA; в) VA; г) IVА.
II. Найти соотношение между названим элемента и электронной формулой:
1. Натрий А 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 ;
2. Медь Б 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1;
3. Алюминийй В 1s 2 2s 2 2p 5 ;
4 Фтор Г 1s 2 2s 2 2p 6;
Д 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;
III. Открытый вопрос.
Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения аллотропии и гомологии.
IV. Решить задачи
Задача №1. Оксид меди (II), взятый в избытке, поместили в колбу с 140 г 14%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата меди (II), получившегося в результате реакции.
Правильные ответы.
Вариант 1
Часть I
Часть II.
1 – Б 2 – Д 3 – А 4 – В
Часть IV.
– оформить данные задачи и записать уравнение реакции;
– найти массу растворенного вещества 200 Х 0,098 = 19,6 г;
– рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества, образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;
– найти массу, образовавшегося осадка 0,2 х 120 = 24 г;
Вариант №2
Часть I
Часть II.
1 – Б 2 – Д 3 – А 4 – Г
Часть IV. Решить задачу
– оформить данные задачи и записать уравнение реакции;
– найти массу растворенного вещества 140 г Х 0,14 = 19,6 г;
– рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества, образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;
– найти массу, образовавшегося осадка 0,2 моль х 160 г/моль = 32 г;
3. Критерии оценивания.
Максимальное количество баллов – 22 балла
Часть I оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);
Часть II оценивается в 3 балла (3 балла за все правильные соответствия, 2- балл за три правильных соответствия, 1 балл за два правильных соответствия )
Часть III оценивается в 5 балла (2 балла за определение, два балла за примеры, соответствующие каждому определению, 1 балл за дополнительную информацию)
Часть IV оценивается в 4 баллов
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 4 |
В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов | 3 |
В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов | 1 |
Все элементы задачи записаны неверно |
– отметка «5» выставляется обучающемуся, если 20 – 22 баллов;
– отметка «4» выставляется обучающемуся, если 16 – 19 баллов;
– отметка «3» выставляется обучающемуся, если 11 – 15 баллов;
– отметка «2» выставляется обучающемуся, если меньше 11 баллов
Контрольная работа №2
Металлы. Неметаллы.
Вариант №1
Часть А
А1. Вещество, в котором валентность хрома является наивысшей:
А) CrO3; Б) Cr2O3 ; В) CrO ; Г) CrCl3.
А2. Соединением с ковалентной полярной связью является:
А) N2 ; Б) CCl4; В) CuO; Г) NaCl.
А3. При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок?
А) CuO и NaOH; Б) BaCl2 и H2SO4; В) NaCl и К2S; Г) Ва3(PO4)2 и KOH.
А4. Общим свойством металлов является
А) атомная кристаллическая решетка;
Б) наличие на наружном энергетическом уровне 4 – 8 электронов;
В) пластичность;
Г) небольшой радиус атома
А5. Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение: А) 2,3; Б) 2,8,3 В) 2,8,18,1; Г) 2,8,18,2
А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:
А) окислительные; Б) восстановительные; В) и окислительные, и восстановительные; Г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.
А7. Определить наличие карбонат-иона в растворе можно с помощью раствора
А) нитрата калия; Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия; Г) хлорида натрия
А8. В уравнении Fe3O4 + … = Fe + H2O вместо многоточия следует поставить формулу: а) углерода; б) воды; в) водорода; г) оксида углерода (II)
А9. Укажите верное утверждение.
А) чугун и сталь не различаются по составу; Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.
В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав; Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.
А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH4, является
А) 1S22S22P2; Б) 1S22S22P3; в) 1S22S22P4; Г) 1S22S22P5.
Часть В. Установите соответствие:
В1 Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.
А. +4 1. MnCl2
Б. +6 2. KMnO4
В. +2 3. MnO2
Г. +7 4. K2MnO4
В2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ в результате электролиза водного раствора этой соли.
ФОРМУЛА СОЛИ | ПРОДУКТ НА АНОДЕ |
А) NiSO4 | 1. Cl2 |
Б) NiCl2 | 2. O2 |
В) CuSO4 | 3. H2 |
Г) K2S | 4. S |
5. SO2 |
Часть С. Открытые вопросы.
С1. Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:
1 2 3
Cl2 → HCl → FeCl2 → AgCl
Для схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.
2. Решить задачу.
Смесь магния и оксида магния массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 8,96 л (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.
Вариант №2
Часть А
А1. Вещество, в котором валентность азота является наименьшая:
А) NH3; Б) N2O3 ; В) NO ; Г) Mg3N2.
А2. Соединением с ионной связью является:
А) N2; Б) CCl4; В) CO; Г) КCl.
А3. При взаимодействии растворов каких веществ выделяется газ
А) K2CO3 и H2SiO3; Б) KCl и H2CO3; В) Na2CO3 и HCl;
Г) CaCO3 и KOH.
А4. Общим свойством неметаллов является
А) способность только отдавать электроны;
Б) увеличение электроотрицательности слева направо в ряду активности;
В) пластичность;
Г) только жидкое агрегатное состояние.
А5. Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение: А) 2,4; Б) 2,8,2 В) 2,8,18,1; Г) 2,8,18,2
А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:
а) окислительные; б) восстановительные; в) и окислительные, и восстановительные; г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.
А7. Определить наличие хлорид-ион в растворе можно с помощью раствора
А) нитрата серебра; Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия; Г) хлорида бария
А8. В уравнении Fe3O4 + … = Fe + СO2 вместо многоточия следует поставить формулу: а) углерода; б) воды; в) водорода; г) оксида углерода (II)
А9. Укажите верное утверждение.
А) чугун и сталь не различаются по составу; Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.
В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав; Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.
А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH3, является
А) 1S22S22P2; Б) 1S22S22P5; в) 1S22S22P4; Г) 1S22S22P3.
Часть В. Установите соответствие:
В1 Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.
А. 0 1. K2Cr2O7
Б. +2 2. Cr
В. +3 3. CrCl2
Г. +6 4. Cr2(SO4)3
В2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ в результате электролиза водного раствора этой соли.
ФОРМУЛА СОЛИ | ПРОДУКТ НА АНОДЕ |
А) K2SO4 | 1. N2 |
Б) KNO3 | 2. O2 |
В) CuS | 3. H2 |
Г) CuBr2 | 4. S |
5. Br2 |
Часть С. Открытые вопросы.
С1. Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:
1 2 3
CO → CO2 → Na2CO3 → CO2
Для схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.
С2. Решить задачу.
Смесь оксида и карбоната кальция массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 896 мл (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.
Правильные ответы.
Вариант 1
Часть А
Часть В
В1. В2
А – 3 А – 2
Б – 4 Б – 1
В – 1 В – 2
Г – 2 Г – 4
Часть С. Открытые вопросы.
С2. Решить задачу.
– оформить данные задачи и записать уравнение реакции магния с соляной кислотой;
– найти количество вещества выделившегося водорода 8,96 л / 22,4 л/моль =о,4 моль;
– рассчитать массу магния 0,4 моль х 24г/моль = 9,6 г;
– найти массовую долю магния в смеси: 9,6/10 = о,96 или 96%
– рассчитать массовую долю оксида магния в смеси 100% – 96% = 4%
Ответ: Магния – 96%, оксида магния 4%
Вариант 2
Часть А
Часть В
В1. В2
А – 2 А – 2
Б – 3 Б – 2
В – 4 В – 4
Г – 1 Г – 5
Часть С. Открытые вопросы.
С2. Решить задачу.
– оформить данные задачи и записать уравнение реакции карбоната кальция с соляной кислотой;
– найти количество вещества выделившегося углекислого газа 0,896 л / 22,4 л/моль =0,04 моль;
– рассчитать массу карбоната кальция 0,04 моль х 100 г/моль = 4 г;
– найти массовую долю карбоната кальция в смеси: 4/10 = 0,4 или 40%
– рассчитать массовую долю оксида кальция в смеси 100% – 40% = 60%
Ответ: карбоната кальция – 40%, оксида кальция 60%
Критерии оценивания.
Максимальное количество баллов – 25 баллов
Часть А оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);
Часть В оценивается в 6 баллов (каждое задание по 3 балла. За все правильные соответствия 3- балл, за три правильных соответствия 2 балла, за два правильных соответствия – 1 балл)
Часть III оценивается в 4 балла (каждое правильно написанное уравнение – 1 балл, за ионное уравнение 1 балл)
Часть IV оценивается в 5 баллов
III. Решить задачу.
Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы | 5 |
В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов | 4 |
В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов | 3 |
В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов | 2 |
В ответе допущена ошибка в четырех из названных элементов | 1 |
Все элементы задачи записаны неверно |
– отметка «5» выставляется обучающемуся, если 23-25 баллов;
– отметка «4» выставляется обучающемуся, если 18-22 баллов;
– отметка «3» выставляется обучающемуся, если 13-17 баллов;
– отметка «2» выставляется обучающемуся, если менее 13 баллов.
Виды работ | Отметка «2» | Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» |
Контрольные работы | От 0% до 50% | От 51% до 70% | От 71% до 90% | От 91% до 100% |
Источник