Какое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами

Какое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами thumbnail

Âñå ïðîñòûå âåùåñòâà ïåðèîäè÷åñêîé ñèñòåìû Ä.È. Ìåíäåëååâà ïîäðàçäåëÿþòñÿ íà òðè êëàññà: ýëåìåíòû ñ ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (ìåòàëëû), ýëåìåíòû ñ íåìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè (íåìåòàëëû) è ïîëóìåòàëëû.

Ôèçè÷åñêèå è õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ïðîñòûõ âåùåñòâ, ïðèíàäëåæàùèõ ê ðàçëè÷íûì êëàññàì, ñèëüíî ðàçëè÷àþòñÿ ìåæäó ñîáîé, ÷òî îáóñëàâëèâàåò ðàçëè÷íûå îáëàñòè èõ ïðèìåíåíèÿ â ïðîìûøëåííîñòè è ñïîñîáû äîáû÷è.

Êîðîòêî îñòàíîâèìñÿ íà ìåòàëëàõ: èõ ìåòàëëè÷åñêèõ ñâîéñòâàõ, îñíîâíûõ ñïîñîáàõ äîáû÷è è îáðàáîòêè.

Ñâîéñòâà ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ

Ñ ôèçèêî-õèìè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, îñíîâíîå ñâîéñòâî ìåòàëëîâ çàêëþ÷àåòñÿ â ëåãêîñòè îòðûâà èõ âíåøíåãî ýëåêòðîíà îò àòîìà, äðóãèìè ñëîâàìè – ëåãêîñòü èîíèçàöèè àòîìà ìåòàëëà ïî óðàâíåíèþ:

Me=Me++ e-

Îáëàäàÿ äàííûì ñâîéñòâîì, ìåòàëëû â òâåðäîì ñîñòîÿíèè ïðåäñòàâëÿþò ñîáîé êðèñòàëëè÷åñêóþ ðåøåòêó, â óçëàõ êîòîðîé íàõîäÿòñÿ èîíû ìåòàëëîâ, à ìåæäó íèìè ñâîáîäíî äâèãàþòñÿ äåëîêàëèçîâàííûå ýëåêòðîíû, îáðàçóþùèå òàê íàçûâàåìûé ýëåêòðîííûé ãàç. Òàêîé òèï õèìè÷åñêîé ñâÿçè íàçûâàåòñÿ ìåòàëëè÷åñêîé ñâÿçüþ.

Èìåííî ìåòàëëè÷åñêàÿ ñâÿçü ïðèäàåò ýëåìåíòàì îñíîâíûå ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà: âûñîêóþ ýëåêòðè÷åñêóþ ïðîâîäèìîñòü, òåïëîïðîâîäíîñòü, ïëàñòè÷íîñòü, êîâêîñòü, ìåòàëëè÷åñêèé áëåñê.

Ýëåìåíòû ñ íàèáîëåå ÿðêî âûðàæåííûìè ìåòàëëè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè

Íàèáîëåå ÿðêî ìåòàëëè÷åñêèå ñâîéñòâà âûðàæåíû ó ùåëî÷íûõ ìåòàëëîâ (Li, Na, K, Rb, Cs, Fr), ÷òî îáóñëîâëåíî íèçêèì çíà÷åíèåì ýíåðãèé èîíèçàöèè èõ àòîìîâ. Ýòî î÷åíü ìÿãêèå ìåòàëëû (ìîæíî ðåçàòü íîæîì), îáëàäàþùèå ÷ðåçâû÷àéíî âûñîêîé õèìè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ.

Óæå ïðè êîìíàòíîé òåìïåðàòóðå ìÿãêèå ìåòàëëû áûñòðî îêèñëÿþòñÿ êèñëîðîäîì âîçäóõà, ïîýòîìó èõ õðàíÿò ïîä ñëîåì êåðîñèíà. Ïîä âîäîé ùåëî÷íûå ìåòàëëû õðàíèòü íåëüçÿ.

Ñîåäèíåíèå ýëåìåíòîâ ñ âîäîé ïðèâîäèò ê âçðûâó. Ðåàêöèÿ ïðîòåêàåò ñ âûäåëåíèåì âîäîðîäà ïî óðàâíåíèþ:

2Na+2H2O=2NaOH+H2

Ïîñêîëüêó âîäîðîä îáðàçóåò ñ âîçäóõîì âçðûâîîïàñíûå ñìåñè, à ðåàêöèÿ ñîïðîâîæäàåòñÿ âûäåëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëà, êàê ïðàâèëî, ïðîèñõîäèò âçðûâ.

Äîáû÷à ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ

Ìíîãèå ìåòàëëû ñóùåñòâóþò â ïðèðîäíûõ óñëîâèÿõ â âèäå ñîåäèíåíèÿ ñ äðóãèìè õèìè÷åñêèìè ýëåìåíòàìè.  ñàìîðîäíîì âèäå, òî åñòü, êàê ïðîñòîå âåùåñòâî, â ïðèðîäå â îñíîâíîì âñòðå÷àþòñÿ òîëüêî çîëîòî (Au) è ïëàòèíà (Pt). Èíîãäà, íî ðåäêî è òîëüêî ÷àñòè÷íî, âñòðå÷àþòñÿ ñàìîðîäíîå ñåðåáðî (Ag), ìåäü (Cu), ðòóòü (Hg), îëîâî (Sn) è íåñêîëüêî äðóãèõ ìåòàëëîâ.

Ïîäàâëÿþùåå áîëüøèíñòâî ìåòàëëîâ äîáûâàþò èç ðóäû. Ñïîñîá äîáû÷è çàâèñèò îò õèìè÷åñêèõ ñâîéñòâ ìåòàëëà.

Îñíîâíûìè ìåòîäàìè ïðîìûøëåííîãî ïîëó÷åíèÿ ìåòàëëîâ èç ðóäû ÿâëÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèå èõ ñîåäèíåíèé (íàïðèìåð, óãëåì, ìîíîîêñèäîì óãëåðîäà èëè àëþìèíèåì) è ýëåêòðîëèç.

Òàê, æåëåçî ìîæåò áûòü ïîëó÷åíî ïóòåì âîññòàíîâëåíèÿ ðóäû ïî îäíîìó èç äâóõ óðàâíåíèé:

Fe2O3+3CO=2Fe+3CO2

Fe2O3+2Al=2Fe+Al2O3

Ìåòàëëè÷åñêàÿ ìåäü ìîæåò áûòü ïîëó÷åíà ïðè ýëåêòðîëèçå âîäíîãî ðàñòâîðà äèõëîðèäà (CuCl2) ïî óðàâíåíèþ:

Cu2++2e-=Cu

Ðàçðóøåíèå ìåòàëëè÷åñêèõ è æåëåçîáåòîííûõ ýëåìåíòîâ è êîíñòðóêöèé

Ìåòàëëû è ñïëàâû, èñïîëüçóåìûå â ñòðîèòåëüñòâå, ðàçðóøàþòñÿ ïîä âîçäåéñòâèåì ðàçëè÷íûõ ïðîöåññîâ êîððîçèè:

  • àòìîñôåðíîé;
  • ýëåêòðîõèìè÷åñêîé;
  • ãàçîâîé;
  • êîððîçèÿ â äðóãèõ àãðåññèâíûõ ñðåäàõ.

Íàëè÷èå çàùèòíîãî ñëîÿ óâåëè÷èâàåò ñðîê ñëóæáû ìåòàëëîêîíñòðóêöèé, íî ïðîöåññ êîððîçèè ïîëíîñòüþ íå îñòàíàâëèâàåòñÿ.

Îäíîé èç ïðè÷èí ðàçðóøåíèÿ æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé ÿâëÿåòñÿ êîððîçèÿ àðìàòóðû.

Ðàçðóøåíèå ñòàëüíûõ è æåëåçîáåòîííûõ êîíñòðóêöèé óñêîðÿåòñÿ ïîä íàãðóçêîé, ïðè ðåçêèõ êîëåáàíèÿõ òåìïåðàòóðû îêðóæàþùåé ñðåäû, è îñîáåííî ïðè ñîâìåñòíîì äåéñòâèè ýòèõ ôàêòîðîâ. Óâåëè÷åíèå óñòîé÷èâîñòè ìåòàëëîêîíñòðóêöèé ê ïðîöåññàì êîððîçèè ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé çàäà÷åé ñîâðåìåííîãî ìàòåðèàëîâåäåíèÿ.

Áîëüøå îá îáðàáîòêå ìåòàëëè÷åñêèõ ýëåìåíòîâ íà âûñòàâêå

Ìåòàëëû è ñïëàâû ïîäâåðãàþòñÿ ðàçíûì âèäàì îáðàáîòêè òàêèõ, êàê:

  • äàâëåíèå (êîâêà);
  • ðåçàíèå;
  • ëèòüå;
  • òåðìè÷åñêîå âîçäåéñòâèå;
  • ñâàðêà;
  • ýëåêòðîèñêðîâûå è ýëåêòðîõèìè÷åñêèå ìåòîäû;
  • âîçäåéñòâèå óëüòðàçâóêà.

Òåõíîëîãèÿ îáðàáîòêè ìåòàëëîâ è ñïëàâîâ ïîñòîÿííî ðàçâèâàåòñÿ. Ýòà îòðàñëü ïðîìûøëåííîñòè îòíîñèòñÿ ê íàóêîåìêîé ñôåðå, ãäå ïîñòîÿííî ïðîèñõîäÿò èçìåíåíèÿ.

Ïîñåùåíèå ñïåöèàëèçèðîâàííîé âûñòàâêè «Ìåòàëëîîáðàáîòêà»
– îäèí èç ëó÷øèõ ñïîñîáîâ íàõîäèòüñÿ â êóðñå ïîñëåäíèõ äîñòèæåíèé. Ýêñïîçèöèè ïðåäïðèÿòèé ñî âñåãî ìèðà äàþò âîçìîæíîñòü îçíàêîìèòüñÿ ñ ãëàâíûìè òåíäåíöèÿìè ðàçâèòèÿ îòðàñëè è óâèäåòü òåõíîëîãèè ñîâðåìåííîé îáðàáîòêè ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé.

Äîðîæíîå ìåòàëëè÷åñêîå îãðàæäåíèå
Îêðàñêà è ïîêðàñêà ìåòàëëè÷åñêèõ èçäåëèé
Êîìïëåêòóþùèå äëÿ ìåòàëëè÷åñêèõ ëåñòíèö

Источник

Вариант 1.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме магния:
Г. 2е, 8е, 2е.

2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
А.1.

3. Тип химической связи в простом веществе литии:
Г. Металлическая.

4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Стронций.

5. Радиус атомов элементов 3-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.

6. Атом алюминия отличается от иона алюминия:
Б. Радиусом частицы.

7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Калий.

8 . С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
В. Платина.

9. Гидроксид бериллия взаимодействует с веществом, формула которого:
А. КОН (р-р).

10. Ряд, в котором все вещества реагируют с цинком:
А. НСl, NaOH, H2SО4.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

11.Предложите три способа получения гидроксида калия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2К + 2Н2О = 2КОН + Н2
К2О + Н2О = 2КОН
К2СО3 + Са(ОН)2 = СаСО3↓ + 2КОН

12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
Х CuO
Y CuSO4
Z Cu(OH)2

13. Как, используя любые реактивы (вещества) и барий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
13. 2Ba + O2 = 2BaO
Ba + 2H2O = Ba(OH)2 + H2↑
Ba + Cl2 = BaCl2

14. Расположите металлы: железо, олово, вольфрам, свинец в порядке увеличения относительной твердости (рис. 1).
свинец – олово – железо – вольфрам

15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 144 г оксида железа (II).
n (FeO)= 144г/ 72г/моль = 2 моль
n (Fe) = 2 моль
m (Fe) = 2моль*56г/моль = 112г

Вариант 2.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме лития:
Б. 2e, 1е.

2. Число электронов на внешнем электронном слое у атомов щелочных металлов:
А. 1.

3. Вид химической связи в простом веществе натрии:
Г. Металлическая.

4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Индий.

5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
В. Увеличивается.

6. Атом кальция отличается от иона кальция:
Б. Числом электронов на внешнем энергетическом уровне.

7. Наиболее энергично реагирует с водой:
А. Барий.

8. С соляной кислотой не взаимодействует:
В. Серебро.

9. Гидроксид алюминия взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaOH(p-p).

10. Ряд, в котором все вещества реагируют с железом:
Б. Cl2, CuC12, НС1.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

11. Предложите три способа получения гидроксида кальция. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Са + 2Н2О = Са(ОН)2 + Н2↑
СаО + Н2О = Са(ОН)2
СаCl2 + 2KOH = Ca(OH)2 + 2KCl

12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X ZnO
Y ZnCl2
Z Zn(OH)2

13. Как, используя любые реактивы (вещества) и литий, получить оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Li + O2 = 2Li2O
2Li + 2H2O = 2LiOH + H2↑
2Li + Cl2 = 2LiCl

14. Расположите металлы: алюминий, свинец, золото, медь в порядке увеличения относительной электропроводности (рис. 2).
Свинец, алюминий, золото, медь.

15. Рассчитайте массу металла, который можно получить из 80 г оксида железа (III).
n(Fe2O3) = 80г/160г/моль = 0.5моль
n (Fe) = 2n (Fe2O3) = 1моль
m (Fe) = 1моль*56г/моль = 56г

Вариант 3.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме натрия:
В. 2е, 8е, 1е.

2. Номер периода в Периодической системе Д. И. Менделеева, в котором нет химических элементов-металлов:
А. 1.

3. Вид химической связи в простом веществе кальции:
Г. Металлическая.

4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г.Натрий.

5. Радиус атомов элементов 2-го периода с увеличением заряда ядра от щелочного металла к галогену:
Г. Уменьшается.

6. Атом магния отличается от иона магния:
Б. Зарядом частицы.

7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Г. Рубидий.

8. С разбавленной серной кислотой не взаимодействует:
Г. Ртуть.

9. Гидроксид бериллия не взаимодействует с веществом, формула которого:
Б. NaCl (р-р)

10. Ряд, в котором все вещества реагируют с кальцием:
Б. С12, Н2О, H2SО4.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

11. Предложите три способа получения сульфата железа (III). Ответ подтвердите уравнениями реакций.
Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2↑
FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu

12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X Fe2O3
Y FeCl3
Z Fe(OH)3

13. Как, используя любые реактивы (вещества) и алюминий, получить оксид, амфотерный гидроксид? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + 6H2O = 2Al(OH)3 + 3H2

14. Расположите металлы: медь, золото, алюминий, свинец в порядке увеличения плотности (рис. 3).
алюминий, медь, свинец, золото

15. Рассчитайте массу металла, полученного из 160 г оксида меди (II).
n(CuO) = 160г/80г/моль = 2моль
n (Cu) = n (CuO) = 2моль
m (Cu) = 2моль*64г/моль = 128г

Вариант 4.

ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа

1. Распределение электронов по энергетическим уровням в атоме алюминия:
Б. 2е, 8е, 3е.

2. Номер группы в Периодической системе Д. И. Менделеева, состоящей только из химических элементов-металлов:
Б. II.

3. Вид химической связи в простом веществе магнии:
Г. Металлическая.

4. Простое вещество с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
Г. Рубидий.

5. Радиус атомов элементов главной подгруппы с увеличением заряда ядра:
В. Увеличивается.

6. Атом и ион натрия отличаются:
Б. Радиусом частицы.

7. Наиболее энергично реагирует с водой:
Б. Калий.

8. С соляной кислотой не взаимодействует:
В. Медь.

9. Гидроксид алюминия не взаимодействует с веществом, формула которого:
В. KNО3(p-p).

10. Ряд, в котором все вещества реагируют с магнием:
Б. С12, О2, НС1.

ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом

11. Предложите три способа получения оксида алюминия. Ответ подтвердите уравнениями реакций.
2Al(OH)3 = Al2O3 + 3H2O
4Al + 3O2 = 2Al2O3
2Al + Cr2О3 = Al2О3 + 2Cr

12. Определите вещества X, Y, Z, запишите их химические формулы.
X CaO
Y Ca(OH)2
Z CaCO3

13. Как, используя любые реактивы (вещества), получить из цинка оксид, основание, соль? Составьте уравнения реакций в молекулярном виде.
2Zn + O2 = 2ZnO
Zn + 2H2O = Zn(OH)2 + H2
Zn + Cl2 = ZnCl2

14. Расположите металлы: алюминий, вольфрам, олово, ртуть в порядке уменьшения температуры плавления (рис. 4).
вольфрам, алюминий, олово, ртуть

15. Рассчитайте массу металла, который можно получить алюминотермией из 34 г оксида хрома (II).
n(CrO) = 34г/68г/моль = 0,5моль
n (Cr) = n (CrO) = 0,5моль
m (Cr) = 0,5моль*52г/моль = 26г

Источник

   Задания для входного контроля по химии.

 1. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:

1.аргона                        2. никеля              3.кислорода              4. хлора

2. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

1.алюминий                 2. кремний             3.магний                     4. натрий

3. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:

1. амфотерный                              2. кислотный                         3. основной

4.  Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего  гидроксида:

1. азота                            2. бора                 3.бериллия                4. углерода

5. Схема превращения N-3→ N+2  соответствует химическому уравнению:

1. NH3 + HCl = NH4Cl 2. N2 + 3H2 = 2NH3

3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

6.Сокращенное ионное уравнение реакции Fe3+ + 3OH = Fe(OH)3 ↓ соответствует взаимодействию:

1.оксида железа (III) и воды;                      2.соляной кислоты  и гидроксида железа (III);

 3.фосфата железа (III) и раствора гидроксида натрия;

 4. хлорида железа (III) и раствора гидроксида калия.

7. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:

1. О2                             2. CaO                     3. Cu                        4. CO2

8. Элементом Э  в схеме превращений  Э → Э2О → ЭОН является:

1. барий                     2.  серебро                    3.  литий                    4. углерод

9. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Твердую щелочь нельзя брать руками.

Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Напишите определение понятия. Химия это наука………..

   Задания для входного контроля по химии.

 1. Строение внешнего энергетического уровня 3s23p6 соответствует атому элемента:

1.аргона                        2. никеля              3.кислорода              4. хлора

2. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:

1.алюминий                 2. кремний             3.магний                     4. натрий

3. Характер свойств высшего оксида химического элемента с порядковым номером 13 в Периодической системе:

1. амфотерный                              2. кислотный                         3. основной

4.  Кислотные свойства наиболее ярко выражены у высшего  гидроксида:

1. зота                            2. бора                 3.бериллия                4. углерода

5. Схема превращения N-3→ N+2  соответствует химическому уравнению:

1. NH3 + HCl = NH4Cl 2. N2 + 3H2 = 2NH3

3. 4NH3 + 3O2 = 2N2 + 6H2O 4. 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

6.Сокращенное ионное уравнение реакции Fe3+ + 3OH = Fe(OH)3 ↓ соответствует взаимодействию:

1.оксида железа (III) и воды;                      2.соляной кислоты  и гидроксида железа (III);

 3.фосфата железа (III) и раствора гидроксида натрия;

 4. хлорида железа (III) и раствора гидроксида калия.

7. Формула вещества, реагирующего с разбавленной серной кислотой:

1. О2                             2. CaO                     3. Cu                        4. CO2

8. Элементом Э  в схеме превращений  Э → Э2О → ЭОН является:

1. барий                     2.  серебро                    3.  литий                    4. углерод

9. Верны ли следующие суждения о правилах безопасной работы в химической лаборатории?

А. Твердую щелочь нельзя брать руками.

Б. Чтобы определить газ по запаху, необходимо наклониться над сосудом и глубоко вдохнуть.

1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

10. Напишите определение понятия. Химия это наука………..

Источник

Контрольно-измерительные материалы

по химии

для текущего контроля

в 11 классе

Паспорт

фонда оценочных средств

 по химии

среднего общего образования

№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Наименование

оценочного средства

    Строение вещества.

    Контрольная работа №1

      Металлы. Неметаллы.

      Контрольная работа №2

      Контрольная работа №1

      Строение вещества.

      Вариант №1

      Часть I

      1. В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только неметаллы?    a) V1IA;             б) VIA;          в) VA;               г) IVА.

      2. Среди неметаллов преобладают:        

      а) s-элементы;  б) р-элементы;  в) d-элементы;  г) f -элементы.

      3. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:

      а) водород;        б) бор;           в) астат;            г) неон.

      4. Из перечисленных элементов наибольший атомный радиус имеет атом:
      а) бром          б) хлор             в) йод               г) фтор

      5.  Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
      а) бром             б) йод                 в) фтор           г) хлор 

      6. Вещества, которые хорошо растворяются, легкоплавкие, летучие, с небольшой прочностью имеют кристаллическую решетку:

      а) атомную     б) металлическую      в) молекулярную        г) ионную
      7. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
      а) алюминий                      б) магний                   в) литий                        г) калий

      8. В молекуле Br2 химическая связь:

      а)  ионная   б) ковалентная полярная   в) ковалентная неполярная   г) металлическая

      9. Аллотропные модификации неметаллов могут различаться:

      а) числом атомов в молекуле;

      б) типом кристаллической решетки;

      в) зарядом ядра атомов;

      г) всё верно.

      9. Какой неметалл не обладает молекулярной кристаллической решеткой?

      а) бром;         б) кислород;                 в) кремний;                               г) хлор.

      10. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: P→S→C1, увеличивается

      а) радиус;  б) окислительная способность;  в) восстановительная способность;

      г) число неспаренных электронов.

      Часть II.  Найти соотношение  между названим элемента и электронной формулой:

      1. Литий                         А     1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2 ;          

      2. Медь                           Б      1s 2 2s 1  ;          

      3 Кальций                      В     1s 2 2s 2 2p 2  ;          

      4 Фтор                            Г      1s 2 2s 2 2p 5;  

                                              Д      1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;  

       Часть III. Открытый вопрос.

       Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения полиморфизма и изомерии

      IV. Решить задачу

      Задача №1. Оксид магния, взятый в избытке, поместили в колбу с 200 г 9,8%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата магния, получившегося в результате реакции.

      Вариант №2

      I. Тест

      1. Как правило, неметаллами являются:

      а) s – элементы; б) p – элементы; в) d -элементы; г) f-элементы.

      2. Полностью завершенный внешний энергетический уровень имеет элемент:

      а) гелий;  б) водород;   в) бор;     г) фтор.

      3. Наибольшей электроотрицательностью в соединениях обладает атом:
      а) кислород             б) азот                 в) фтор           г) хлор 

      4. Исключите лишний элемент с точки зрения возможности образования им

      аллотропных модификаций: а) кислород; б) азот; в) фосфор; г) сера.

      5. Элемент с наиболее ярко выраженными металлическими свойствами:
      а) натрий                      б) магний                   в) алюминий                        г) кремний

      6. Укажите неметалл с молекулярным типом кристаллической решетки:

      а) кремний;    б) кислород;         в) бор;             г) теллур.

      7. Какие виды химической связи могут возникать между атомами неметаллов?

      а) ковалентная; б) ионная; в) металлическая; г) водородная.

      8. У атомов химических элементов, расположенных в ряду: N→O→F, увеличивается

      а) радиус; б) окислительная способность; в) восстановительная способность;

      г) число неспаренных электронов.

      9. В молекуле NaCI химическая связь:

      а) ионная   б) ковалентная полярная   в) ковалентная неполярная   г) металлическая

      10.  В какой группе периодической системы Д. И. Менделеева содержатся только металлы?    a)  1IA;       б) VIA;           в) VA;                г) IVА.

      II.  Найти соотношение  между названим элемента и электронной формулой:

      1. Натрий                         А     1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 ;          

      2. Медь                             Б      1s 2 2s 2 2p 6 3s 1;          

      3. Алюминийй                 В     1s 2 2s 2 2p 5  ;          

      4 Фтор                               Г      1s 2 2s 2 2p 6;  

                                                Д      1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 ;  

       III. Открытый вопрос.

       Объяснить многообразие веществ в природе с точки зрения аллотропии и гомологии.

      IV. Решить задачи

      Задача №1. Оксид меди (II), взятый в избытке, поместили в колбу с 140 г 14%-ой серной кислоты и смесь нагрели. Вычислите массу сульфата меди (II), получившегося в результате реакции.

      Правильные ответы.

      Вариант 1

      Часть I

      Часть II.

      1 – Б                2 – Д                3 – А            4  – В

      Часть IV.

      – оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции;

      – найти массу растворенного вещества  200 Х 0,098 =  19,6 г;

      – рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества,  образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;

      – найти массу, образовавшегося осадка 0,2 х 120 = 24 г;

      Вариант №2

      Часть I

      Часть II.

      1 – Б                2 – Д                3 – А                4  – Г

      Часть IV. Решить задачу

      – оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции;

      – найти массу растворенного вещества  140 г  Х 0,14 =  19,6  г;

      – рассчитать количество вещества данного по условию задачи и вычислить количество вещества,  образовавшегося в ходе реакции 0,2 моль;

      – найти массу, образовавшегося осадка 0,2 моль  х 160 г/моль  = 32 г;

      3. Критерии оценивания.

      Максимальное количество баллов – 22 балла

       Часть I оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);

      Часть II оценивается в 3 балла (3 балла за все правильные соответствия, 2- балл за три  правильных соответствия, 1 балл за два правильных соответствия )

      Часть III оценивается в 5 балла (2 балла за определение, два балла за примеры, соответствующие каждому определению, 1 балл за дополнительную информацию)

      Часть IV оценивается в 4 баллов

      Ответ правильный и полный,  включает все названные выше элементы

      4

      В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов

      3

      В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов

      2

      В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов

      1

      Все элементы задачи записаны неверно

      – отметка «5» выставляется обучающемуся, если                   20 – 22 баллов;

      – отметка «4» выставляется обучающемуся, если                   16 – 19 баллов;

      – отметка «3» выставляется обучающемуся, если                    11 – 15 баллов;

      – отметка «2» выставляется обучающемуся, если                    меньше 11 баллов

      Контрольная работа №2

      Металлы. Неметаллы.

      Вариант №1

      Часть А

      А1. Вещество, в котором валентность хрома является наивысшей:

      А) CrO3;        Б) Cr2O3 ;      В) CrO ;              Г) CrCl3.

      А2. Соединением с ковалентной полярной связью является:

      А) N2 ;  Б) CCl4;            В) CuO;      Г) NaCl.

      А3. При взаимодействии растворов каких веществ образуется осадок?

         А) CuO и NaOH;         Б) BaCl2 и H2SO4;           В) NaCl и К2S;        Г) Ва3(PO4)2 и KOH.

      А4. Общим свойством металлов является

      А) атомная кристаллическая решетка;

      Б) наличие на наружном энергетическом уровне 4 – 8 электронов;

      В) пластичность;

      Г) небольшой радиус атома

      А5.  Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение:  А) 2,3;                 Б) 2,8,3                   В) 2,8,18,1;           Г) 2,8,18,2

      А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:

      А) окислительные;   Б) восстановительные;  В) и окислительные, и восстановительные;       Г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.

      А7. Определить наличие карбонат-иона в растворе можно с помощью раствора

      А) нитрата калия;   Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия;  Г) хлорида натрия

      А8. В уравнении Fe3O4 + …  =  Fe + H2O вместо многоточия следует поставить формулу:    а) углерода;        б) воды;          в) водорода;            г) оксида углерода (II)

      А9. Укажите верное утверждение.

      А) чугун и сталь не различаются по составу;    Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.

      В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав;     Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.

      А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH4, является   

         А) 1S22S22P2;         Б) 1S22S22P3;      в) 1S22S22P4;   Г) 1S22S22P5.

      Часть В. Установите соответствие:

      В1  Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.

      А. +4                 1. MnCl2

      Б. +6                  2. KMnO4

      В. +2                  3. MnO2

      Г. +7                  4. K2MnO4   

      В2.  Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ  в результате электролиза водного раствора этой соли.

      ФОРМУЛА СОЛИ                                          

      ПРОДУКТ НА АНОДЕ

      А) NiSO4

      1. Cl2 

      Б) NiCl2

      2. O2

      В) CuSO4

      3. H2

      Г) K2S

      4. S

      5. SO2

      Часть С. Открытые вопросы.

      С1.  Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:

              1                    2                  3

      Cl2   →      HCl    →   FeCl2      →     AgCl 

      Для  схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.

      2.  Решить задачу.

      Смесь магния и оксида магния массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 8,96 л (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.

      Вариант №2

      Часть А

      А1. Вещество, в котором валентность азота является наименьшая:

      А) NH3;        Б) N2O3 ;      В) NO ;              Г) Mg3N2.

      А2. Соединением с ионной связью является:

      А) N2;  Б) CCl4;            В) CO;      Г) КCl.

      А3. При взаимодействии растворов каких веществ выделяется газ

      А) K2CO3 и H2SiO3;          Б) KCl и H2CO3;         В) Na2CO3 и HCl;  

      Г) CaCO3 и KOH.

      А4. Общим свойством неметаллов является

      А) способность только отдавать электроны;

      Б) увеличение электроотрицательности слева направо в ряду активности;

      В) пластичность;

      Г) только жидкое агрегатное состояние.

      А5.  Большими металлическими свойствами обладает элемент, атом которого имеет следующее строение:  А) 2,4;                 Б) 2,8,2                   В) 2,8,18,1;           Г) 2,8,18,2

      А6. Металлы при взаимодействий с неметаллами проявляют свойства:

      а) окислительные;   б) восстановительные;  в) и окислительные, и восстановительные;       г) не участвуют в окислительно-восстановительных реакциях.

      А7. Определить наличие хлорид-ион в растворе можно с помощью раствора

      А) нитрата серебра;   Б) соляной кислоты; В) гидроксида натрия;  Г) хлорида бария

      А8. В уравнении Fe3O4 + …  =  Fe + СO2 вместо многоточия следует поставить формулу:    а) углерода;        б) воды;          в) водорода;            г) оксида углерода (II)

      А9. Укажите верное утверждение.

      А) чугун и сталь не различаются по составу;    Б) Чугун и сталь – сплавы железа и углерода, различающиеся по свойствам и содержанию в них углерода.

      В) Чугун – это смесь, а сталь – это сплав;     Г) чугун и сталь не различаются по свойствам.

      А10. Электронной формулой неметалла, который образует летучее водородное соединение RH3, является    

       А) 1S22S22P2;         Б) 1S22S22P5;      в) 1S22S22P4;   Г) 1S22S22P3.

      Часть В. Установите соответствие:

      В1  Между химической формулой соединения и степенью окисления марганца в этом соединении.

      А. 0                   1. K2Cr2O7

      Б. +2                  2. Cr

      В. +3                  3. CrCl2

      Г. +6                  4. Cr2(SO4)3

      В2.  Установите соответствие между формулой соли и продуктом, который образуется на АНОДЕ  в результате электролиза водного раствора этой соли.

      ФОРМУЛА СОЛИ                                          

      ПРОДУКТ НА АНОДЕ

      А) K2SO4

      1. N2 

      Б) KNO3

      2. O2

      В) CuS

      3. H2

      Г) CuBr2

      4. S

      5. Br2

      Часть С. Открытые вопросы.

      С1.  Написать уравнения химических реакций, соответствующих схемам:

              1                    2                       3

      CO   →      CO2    →   Na2CO3      →     CO2

      Для  схемы 3 составьте реакции ионного обмена. Запишите полное и сокращенное ионное уравнение.

      С2.  Решить задачу.

      Смесь оксида и карбоната кальция массой 10 г обработали избытком соляной кислоты. Выделился газ объемом 896 мл (н.у.). Определите массовые доли (%) компонентов смеси.

      Правильные ответы.

      Вариант 1

      Часть А

      Часть В

      В1.                  В2

      А – 3               А – 2

      Б – 4                Б – 1

      В – 1                В – 2

      Г – 2                Г – 4

      Часть С. Открытые вопросы.

      С2.  Решить задачу.

      – оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции магния с соляной кислотой;

      – найти количество вещества выделившегося водорода 8,96 л  / 22,4 л/моль =о,4 моль;

      – рассчитать массу магния  0,4 моль х 24г/моль = 9,6 г;

      – найти массовую долю магния в смеси: 9,6/10 = о,96 или 96%

      – рассчитать массовую долю оксида магния в смеси 100% – 96% = 4%

      Ответ: Магния – 96%, оксида магния 4%

      Вариант 2

      Часть А

      Часть В

      В1.                  В2

      А – 2               А – 2

      Б – 3                Б – 2

      В – 4                В – 4

      Г – 1                Г – 5

      Часть С. Открытые вопросы.

      С2.  Решить задачу.

      – оформить данные  задачи и записать  уравнение реакции карбоната кальция  с соляной кислотой;

      – найти количество вещества выделившегося углекислого газа 0,896  л / 22,4 л/моль =0,04 моль;

      – рассчитать массу карбоната кальция  0,04 моль х 100 г/моль = 4 г;

      – найти массовую долю карбоната кальция в смеси: 4/10 = 0,4  или 40%

      – рассчитать массовую долю оксида кальция в смеси 100% – 40% = 60%

      Ответ: карбоната кальция – 40%, оксида кальция 60%

       Критерии оценивания.

      Максимальное количество баллов – 25 баллов

       Часть А оценивается в 10 баллов (1 балл за каждое правильно выполненное задание);

      Часть В оценивается в 6 баллов (каждое задание по 3 балла. За все правильные соответствия  3- балл, за три  правильных соответствия 2 балла, за два правильных соответствия – 1 балл)

      Часть III оценивается в 4 балла (каждое правильно написанное уравнение – 1 балл, за ионное уравнение 1 балл)

      Часть IV оценивается в 5 баллов

      III. Решить задачу.

      Ответ правильный и полный,  включает все названные выше элементы

      5

      В ответе допущена ошибка в одном из названных выше элементов

      4

      В ответе допущена ошибка в двух из названных элементов

      3

      В ответе допущена ошибка в трех из названных элементов

      2

      В ответе допущена ошибка в четырех из названных элементов

      1

      Все элементы задачи записаны неверно

      – отметка «5» выставляется обучающемуся, если           23-25 баллов;

      – отметка «4» выставляется обучающемуся, если           18-22 баллов;

      – отметка «3» выставляется обучающемуся, если           13-17 баллов;

      – отметка «2» выставляется обучающемуся, если менее 13 баллов.

      Виды работ

      Отметка «2»

      Отметка «3»

      Отметка «4»

      Отметка «5»

      Контрольные работы

      От 0% до 50%

      От 51% до 70%

      От 71% до 90%

      От 91% до 100%

      Источник