Какое у музыки свойство
Блог
Музыкальный звук и его свойства
Дата добавления: 2011-01-24
Автор: Татьяна Мирная
Музыкальный звук и его свойства
Человек воспринимает большое количество разных звуков, но не все эти звуки используются в музыке одинаково. В музыкальной теории определяют музыкальные и шумовые звуки.
В природе существует три группы звуков:
1. Музыкальные звуки – это звуки с определённой точной высотой.
2. Звуки с не определённой высотой звучание – это пение птиц, сигналы, гудки.
3. Шумовые звуки – это звуки, которые не имеют высотного звучания. Например, шорох, скрип, треск, гром, стук. Поэтому шумовые инструменты используют для украшения и придания музыке эмоциональной насыщенности. Почти все ударные инструменты являются шумовыми (треугольник, малый и большой барабан, разные виды тарелок и др.) А отличать шумовые инструменты от не шумовых лучше по тому критерию, возможно ли на данном инструменте сыграть мелодию или нет.
Музыкальный звук имеет четыре свойства:
1. Высота
2. Длительность
3. Громкость
4. Тембр.
Теперь рассмотрим каждое свойство музыкального звука в отдельности.
Высота звука зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.
Длительность – это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота.
Числовое измерение длительности:
Целая нота – ; Четвертная нота – ; Шестнадцатая нота – ;
Половинная нота – ; Восьмая нота – ; Тридцать вторая – .
Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Тембр – это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.
Музыкальный звукоряд.
Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях.
Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте. А каждый звук – его ступенью.
Полный звукоряд музыкальной системы включает в себя почти сотню звуков. Частоты этих звуков от самых низких до самых высоких, заключены в пределы от 20 до 20000 колебаний в секунду. Это те звуки, высоту которых способно различить человеческое ухо. Границы эти достаточно условны и сильно зависят от индивидуальных свойств слушающего и от тембра.
Звукоряд имеет две группы ступеней:
1. Основные
2. Произвольные
Основным ступеням звукоряда музыкальной системы присвоено семь самостоятельных названий:
до, ре, ми, фа, соль, ля, си
do, re, mi, fa, sol, la, si
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах:
Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук “до”.
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные.
Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.
Когда Вы садитесь за клавиатуру фортепиано точно посередине ее длины, то прямо перед Вами окажутся клавиши ПЕРВОЙ ОКТАВЫ, звучание которых наиболее близко к высоте спокойно говорящего женского голоса.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
спасибо большое, очень доступно
Спасибо – очень полезно:)
Спасибо, завтра экзамен по ЭТМ,помогло:)
прикольно только бы фон убрать ато не четко
хорошо,спасибо, только фон уберите плиз
Все четко и понятно!Класс!
спасибо!!!!!!!!!!!!!!!!!!
СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО
СПАСИБО ОЧЕНЬ ДОСТУПНО И ПОЛЕЗНО
А как же сигнал авто не музыкальный? Я на слух угадываю нотку)))
а как называются эти свойства?
Очень полезная информация.Спасибо вам.Очень помогло.
Содержание хорошее, но когда я на сайт заходил, я хотел найти другое. Не полностью раскрыта тема
отличный материал) спасибо)
Забыли написать о том, как звуки различной высоты действуют на человеческий организм. Ведь, есть музыкальные звуки, (они очень низкие), которые могут разрушать строения. Есть звуки, (и низкие и высокие,)которые человеческое ухо не слышит вообще – их слышат животные. Человеческое ухо воспринимает звуки лишь до 20 кГц.
В 1964г. учитель физики в Одесской сш №36 Зенкевич Григорий Александрович рассказал нам что такое обертоны, – это звуки с частотами кратными частоте основного тона, т.е. в 2, 3, 4 и т.д. раза больше и каждый со своей интенсивностью (громкостью). Они и создают тембральную окраску каждому звуку каждого конкретного инструмента.
Спасибо но это не то что нужно
Здравствуйте . Вы пишите что звуки делятся на три группы. Вот например звуки с неопределённой высотой такие как сигналы и гудки имеют определённую высоту. Тогда что кроме пения птиц можно ещё отнести к категории звуков с не определённой высотой ?
Наши контакты
Закажите услугу прямо сейчас!
Контакты
Украина
г. Одесса
Телефоны: +38(063)-283-74-76
+38(096)-834-51-32
Email:
arrange@1gb.ua
arrangestudio@gmail.comViber: +38(063)-283-74-76
WhatsApp: +38(096)-834-51-32
Skype: romanmirniy77
Источник
Как утверждают ученые, музыка воздействует на наш мозг гораздо глубже, чем любой другой человеческий опыт. Эта подборка посвящена удивительным свойствам, которыми обладает музыка.
1. Помогает недоношенным детям
Детям, рожденным слишком рано, требуется длительное пребывание в больнице для того, чтобы они набрали нужный вес и окрепли. Чтобы ускорить этот процесс, во многих больницах прибегли в воздействию музыки. Команда канадских ученых обнаружила, что проигрывая музыку недоношенным детям, можно понизить их болевую чувствительность и улучшить навыки питания, что в свою очередь помогает новорожденным набрать вес. В больницах используют музыку, которая имитирует звуки материнского сердцебиения и движений матки, чтобы убаюкать малышей, родившихся раньше срока.
2. Оживляет поникшие растения
Если музыка помогает детям расти, может ли она то же самое сделать и с растениями? В 1973 году исследователи провели исследования, чтобы выяснить, как музыка влияет на растения.
Они проигрывали одной группе растений рок музыку, а другим — легкие спокойные мелодии. К концу исследования, растения, на которые воздействовали легкой музыкой, были однородного размера, зелеными и цветущими, и даже склонялись к источнику музыки. Растения, которые подпитывались рок музыкой, вырастали высокими, но были поникшими, их листья выцветшими, а сами они как будто отвернулись от радио.
3. Восстанавливает после травм мозга
Многие люди, пережившие травмы мозга, могут столкнуться с долговременными затруднениями, связанными с речью и передвижением. В качестве лечения, некоторые специалисты используют музыку, чтобы стимулировать те области мозга, которые ответственны за две эти функции.
Когда люди с неврологическими нарушениями, вызванными инсультом или болезнью Паркинсона, слышат музыкальный ритм, это помогает им восстановить симметричный шаг и чувство равновесия. Удары ритма в музыке служат подсказкой для мозга.
4. Предотвращает потерю слуха
Конечно, музыка не сможет вылечить вас, если вы уже потеряли слух, но она может предотвратить ее потерю. Во время одного из исследований, в котором приняло участие 163 взрослых, 74 из которых были музыкантами, участников попросили пройти ряд тестов на прослушивание.
Музыканты воспринимали звуки лучше, чем не музыканты, причем эта разница увеличивалась с возрастом. То есть 70-летний музыкант лучше слышал речь в шумной обстановке, чем 50-летний не музыкант.
5. Исцелит разбитое сердце
На самом деле тут речь идет не об отвергнутых чувствах, а о сердечном приступе. Дело в том, что музыка помогает пациентам, которые восстанавливаются после сердечного приступа или операции на сердце, снижая кровяное давление, замедляя частоту сердечных сокращений и уменьшая тревожность.
В качестве профилактического средства рекомендуется слушать радостную музыку или песни, которые заставляют вас лучше себя чувствовать.
Прослушивание мелодий, которые вызывают положительные эмоции, улучшает циркуляцию крови, расширяет кровеносные сосуды и в целом способствует оздоровлению сосудистой системы.
6. Повысит спортивные достижения
В 2005 году, британские ученые выяснили, что прослушивание музыки во время спортивных тренировок может повысить результативность на 20 процентов. Этот эффект можно сравнить с применением допинга, к которому прибегают некоторые спортсмены, за исключением того факта, что музыка никак не проявится в тестах на запрещенные вещества.
Для лучших результатов, слушайте музыку с быстрым темпом во время интенсивных тренировок и медленную музыку во время передышек.
7. Сделает отзывчивее
Гера Моралес
В 2008 году, британские исследователи решили изучить, как слова музыки влияют на отношение и поведение подростков. Чтобы это проверить, одной группе подростков проигрывали социальные песни с положительным содержанием, а другой группе песни с нейтральной идеей.
Затем исследователи решили проверить, как прореагируют подростки на ситуацию, когда исследователь «случайно» роняет карандаш. Участники из группы, прослушавшей положительно настроенную песню, не только быстрее предлагали свою помощь, но и в пять раз чаще поднимали карандаш, чем в другой группе.
8. Улучшает память
У детей, которые занимаются музыкой, улучшаются умственные способности. Ученые из Гонконга выяснили, что уроки музыки улучшают результаты детей по тестам, где нужно вспомнить слова из списка.
Чем больше человек занимался музыкой в детстве, тем лучше была его вербальная память. Дети, занимавшиеся музыкой, изучали, вспоминали и удерживали в памяти слова лучше, чем другие дети. Причем навыки запоминания улучшались пропорционально тому, как долго ребенок занимался музыкой.
9. Уменьшает боль
Американские ученые из Университета Юта продемонстрировали, что музыка также эффективна, как и отвлекающая тактика, для людей, склонных к тревожности из-за боли. В результате прослушивания музыки люди чувствуют меньше боли.
В исследовании, в котором приняли участие 143 человека, музыка помогала участникам снизить тревогу, когда на их пальцы воздействовали электродами, которые вызывали небольшую боль.
Музыка активизирует сенсорные пути, которые приглушают болевые ощущения, и способствуют умственному и эмоциональному вовлечению.
10. Улучшает вкусовые качества
Возможно, скоро производители вина будут писать на этикетке, какую мелодию лучше всего слушать к их продукту. В одном из недавних исследований ученые выяснили, что определенный тип музыки может улучшить вкусовые качества вина на 60 процентов.
В исследовании, участники, которые пробовали вино, заявляли, что белое вино было более освежающим, если за столом звучала задорная бодрящая музыка.
Вкус красного вина менялся примерно на 60 процентов, когда посетители слушали «мощную и тяжелую музыку».
Источник
Свойства музыкального звука.
Что входит в понятие нотной грамоты? Это все то, что относится, так или иначе, к записи и чтению нот; это такой своеобразный язык, который понятен всем музыкантам. Как известно, каждый музыкальный звук определяется 4-мя физическими свойствами: высотой, продолжительностью, громкостью и тембром (окраской). И с помощью нотной записи музыкант получает информацию обо всех этих четырех свойствах того звука, который он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте. Давайте вместе разбираться с тем, как отображается в нотной записи каждое из свойств музыкального звука.
Звуковысотность
Весь ряд музыкальных звуков выстроен в единую систему – звукоряд, то есть такой ряд, в котором все звуки следуют друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков, или наоборот. Звукоряд разделяется на октавы – отрезки музыкального звукоряда, каждый из которых содержит набор одинаковых по названию нот – до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Основные ступени соответствуют звукам, извлекаемым на фортепиано на белых клавишах. Часть звукоряда, которая повторяется на разной высоте, называется октавой. Таким образом, весь звукоряд можно разделить на октавные участки. Началом октавы принято считать звук “до”.
Звукоряд имеет 8 октав – 7 полных и 2 неполные. Названия октав (от низких звуков к высоким) следующие: СУБКОНТРОКТАВА, КОНТРОКТАВА, БОЛЬШАЯ ОКТАВА, МАЛАЯ ОКТАВА, ПЕРВАЯ ОКТАВА, ВТОРАЯ ОКТАВА, ТРЕТЬЯ ОКТАВА, ЧЕТВЕРТАЯ ОКТАВА.
Регистр – это часть звукоряда, которая обладает своеобразной тембровой окраской звучания:
1. Низкий регистр – субконтроктава, контроктава, большая октава.
2. Средний (певческий) регистр – малая октава, первая октава, вторая октава.
3. Высокий регистр – третья и четвертая октавы.
Для записи и чтения нот используют нотный стан – это строка для записи нот в виде пяти параллельных линий (правильнее сказать – линеек). Любые ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над ними (ну и, естественно, между линейками с равным успехом).
Линейки принято нумеровать снизу вверх:
Сами ноты обозначаются головками овальной формы. Если для записи ноты не хватает основных пяти линеек, то для них вводятся специальные дополнительные линейки. Чем выше нота звучит, тем выше она располагается и на линейках:
Представление о точной высоте звука дают музыкальные ключи, из которых наиболее всем известны два – скрипичный и басовый. Нотная грамота для начинающих базируется на изучении скрипичного ключа в первой октаве. Они записываются так:
Длительности нот
Продолжительность каждой ноты относится к области музыкального времени, которое представляет собой непрерывное движение с одной и той же скоростью равных долей, сравнимых с мерным биением пульса. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. Единицей измерения длительности является целая нота.
Рассмотрим основные длительности:
Каждая новая, более мелкая длительность, получается в ходе деления целой ноты на число 2 в n-ой степени: 2, 4, 8, 16, 32 и т.д. Так, целую ноту мы можем разделить не только на 4 четвертных, но с равным успехом и на 8 восьмых или 16 шестнадцатых нот.
Музыкальное время очень хорошо организовано, и в его организации помимо долей участвуют более крупные единицы – такты, то есть отрезки, которые содержат точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путём разделения одного от другого вертикальной тактовой чертой. Количество долей в тактах, и длительность каждой из них отражается в нотах с помощью числового размера.
И размеры, и длительности, и доли тесно связаны с такой областью в музыке, как ритм. Нотная грамота для начинающих обычно оперирует наиболее простыми размерами, например, 2/4, 3/4 и т.п. Посмотрите, как в них может быть организован музыкальный ритм.
Громкость
Громкость – это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.
Колебания бывают двух видов: затухающие (у струнных инструментов — рояля, арфы, балалайки, домры и др.) и незатухающие (у органа или скрипки при игре смычком). При затухающих колебаниях громкость звука постепенно уменьшается и естественным путем угасает вовсе. При незатухающих колебаниях громкость звука на ряде инструментов и при пении можно варьировать: уменьшать, оставлять неизменной и увеличивать — в зависимости от художественных целей и задач.
Громкость звука обозначается:
forte (f) [фортэ] – громко, повторениями (ff, fff, ffff) обозначаются еще большие громкости
fortissimo (ff) [фортиссимо] – очень громко
piano (p) [пьяно] – тихо, повторениями (pp, ppp, pppp) обозначаются еще меньшие громкости
pianissimo (pp) [пьяниссимо] – очень тихо
mezzo forte (mf) [мэддзо фортэ] – не очень громко
mezzo piano (mp) [мэддзо пьяно] – не очень тихо
subito forte (sf) [субито фортэ] – внезапно громко
subito piano (sp) [субито пьяно] – внезапно тихо
crescendo (cresc.) [крэщендо] – постепенно увеличивая громкость
diminuendo (dim.) [диминуэндо] – постепенно уменьшая громкость
Тембр
Тембр – это качественная сторона звука, его окраска.
Тембр зависит от многих причин, как объективного, так и субъективного свойства: конструкции инструмента, материала, из которого он сделан, и его качества (например, сорта дерева, состава металлического сплава и т. п.), способа звукоизвлечения и мастерства исполнителя, среды, в которой распространяется звук. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.
Обертон (нем. Oberton — «верхний тон») — призвуки, входящие в спектр музыкального звука; высота обертонов выше основного тона (отсюда название). Наличие обертонов обусловлено сложной картиной колебаний звучащего тела (струны, столба воздуха, мембраны, голосовых связок и т. д.) Пример строения обертонового звукоряда (основного тона и его первых 15-ти обертонов):
Источник
Регистр, ритм и мелодия
Регистр является частью диапазона. Также этим термином называют высоту музыкального инструмента или голоса.
Бывают такие виды регистра:
- Низкий. Это мрачное или серьёзное звучание.
- Высокий. Лёгкое и тонкое звучание.
- Средний. Обычно такой звук ассоциируется с голосом человека.
Ритм – это первое, чему учат ребёнка на уроке в музыкальной школе. Там рассказывают, какие средства музыкальной выразительности играют первостепенную роль. Ритм относится именно к таким. Этот элемент присутствует в каждом произведении и в каждом исполнении песни. Может происходить чередование отрывистых звуков с плавными, то есть повторение коротких и долгих.
Это средство становится понятным, если наблюдать за каким-либо танцем. Все происходит в такт, благодаря чему движения приобретают эмоциональных окрас.
Музыка без ритма не может восприниматься полноценной мелодией. Она похожа на простой набор звуков. Этот приём придаёт музыкальной композиции изобразительность и лиричность или же тревогу и взволнованность.
Развитие цифровой музыки основано на хорошо подобранном ритме. Чтобы был качественный звук у таких композиций, нужно использовать хорошие динамики. Также существуют и другие важные элементы.
Таблица: средства музыкальной выразительности и их определение.
Средства выразительности | Содержание | Свойства и разновидности |
Мелодия | Одноголосно выраженная мысль | |
Лад | Взаимосвязь звуков между собой | Мажор, минор |
Регистр | Чередование и соотношение различных музыкальных длительностей | Ровный, пунктирный |
Звуковедение | Штрих | Отрывисто, связно, отчётливо, закономерно |
Тембр | Окраска звука | Звонкий, глухой, мягкий, резкий |
Темп | Скорость музыки | Медленный, умеренный, быстрый, динамический |
Динамика | Изменение громкости | |
Форма | Построение музыкального произведения | Рондо, вариации, сонатная форма |
Аккомпанемент | Сопровождение | Оркестровый, инструментальный, вокальный или речь |
Мелодия – это одно из 12 основных выразительных средств музыки. Она является душой любой композиции, так как показывает тему, оттенок и характер. Поэтому без неё произведение не состоится.
Размер, темп и лад
Для записи ритма на листе применяется музыкальный размер. Благодаря этому музыкант может понять, какой темп и ритм необходимо соблюдать. Существуют разные музыкальные размеры, например, две четверти, одна восьмая и т. д. Для правильного соблюдения ритма во время изучения нового материала нужно использовать метроном или самостоятельно считать.
Темп – это скорость исполнения, которая полностью зависит от конкретного музыкального произведения. Например, колыбельная исполняется очень медленно и спокойно, а марш звучит ритмично. Такая функция важна для выражения характера композиции.
Для обозначения используется итальянский язык. В самом начале композитор указывает, в каком темпе нужно исполнять мелодию. Может быть написано воодушевлённо, мечтательно, в темпе марша, в темпе вальса.
Помимо равномерного звучания музыки могут быть отклонения. Это позволяет сделать композицию более живой и эмоциональной. Темп произведения и его изменения является очень важным способом музыкальной выразительности.
Лад – это отношение устойчивых и неустойчивых звуковых рядов. Он систематизирует и определяет порядок звуков, благодаря чему создаётся осмысленная мелодия.
Существуют неустойчивые и устойчивые звуки. У вторых звучание ясное, поэтому они являются основой. Если музыка остановилась на неустойчивом звуке, то необходимо перейти на устойчивый. Такая взаимосвязь является основой музыкальной речи. Зачастую в композиции присутствует многократные переходы.
Наиболее распространёнными считаются минорные и мажорные лады. Они определяют образное содержание мелодии и её характер. Мажорная композиция всегда весёлая и бодрая, а минорная – печальная и грустная.
Тембр и динамика
Тембром называется звуковой окрас. У разных людей и музыкальных инструментов свой тембр. С помощью этого выразительного средства человек может различать голоса и различные инструменты, не глядя на них.
Женские и мужские голоса бывают:
- Высокими.
- Средними.
- Низкими.
Хор – это большое количество певцов (не меньше 12). Это подобие оркестра в музыке. Хор может быть мужским, женским, смешанным или детским.
В оркестре музыкальные инструменты распределяются по типам. Всего их существует четыре:
- Ударные.
- Медные духовые.
- Струнные.
- Деревянные духовые.
Динамикой называется громкость музыки. Тихое музыкальное произведение ассоциируется со спокойствием или лёгкой грустью, а громкое выражает напряжённые или энергичные образы.
Динамика нарастает, когда нужно усилить напряжение или подготовить слушателя к кульминации. Динамическая кульминация является высшей точкой напряжения. Когда она ослабевает, создаётся ощущение успокоения.
Метр и гармония
Метром называется пульсация, то есть равномерная смена слабых и сильных долей. Если записывать это в нотном выражении, то указывается размер, такт и отдельные тактовые черты.
Гармония – последовательность звучания объединённых звуков в аккорды или же созвучия. Основным элементом является аккорд. Это сочетание трёх и более звуков.
По интервальному строению аккорды подразделяются на такие:
- Секундовый.
- Терцовой.
- Квартовой.
- Квинтовой.
Современная музыка часто предполагает резкое звучание гармонии. Это называется диссонансом. В классической в основном используются трезвучия.
Диссонанс может быть довольно сложным, так как очень часто применяются нестандартные созвучия, например, одновременное сочетание разных размеров.
Происхождение этого средства выразительности в музыке связывают с многоголосым пением. Есть свидетельства, что оно существовало уже в Средние века.
Фактура в музыке
Фактура с латинского означает обработку. Это вид изложения музыки. Основными элементами, входящими в определения, являются средние голоса, аккомпанемент, бас и мелодия.
Фактуру подразделяют на прозрачную и плотную. Первая вызывает ощущение лёгкости, а от второй создаётся впечатление мощи и силы.
Также данное средство выразительности подразделяется на одноголосную и многоголосную. Одноголосная музыка – это любая мелодия, состоящая из вокала одного человека или из инструментальной игры. Второй вид подразумевает гомофонию и полифонию.
В многоголосной музыке один из голосов является основным, а все остальные выступают в роли аккомпанемента, то есть сопровождающими. Ритмические аккорды, объединённые с сопровождающими, являются разновидностью гомофонной фактуры.
Полифония – это сочетание нескольких голосов. Она подразделяется на имитационную и контрастную. Имитационная повторяет в другом тоне прозвучавшую мелодию. Контрастной полифонию можно назвать, когда одновременно звучат мелодии нескольких типов.
Имитационная также подразделяется на несколько типов:
- Канон. Включает в себя несколько голосов, которые играют одну мелодию, но вступают на первый план по очереди.
- Инвенция. Инструментальное произведение, состоящее из двух или трёх голосов. Обычно оно имеет небольшой объём и написано по технике имитации.
- Фуга. Это многоголосная полифония. Вся мелодия повторяется одновременно во всех голосах. Считается наиболее сложным типом имитационной полифонии.
Также существует ещё разновидность, которая называется фугетта. Это упрощённая фуга, предназначенная для фортепиано или органа.
Штрихи и форма
Одним из важнейших инструментов выразительности в музыке являются штрихи. Это средство, с помощью которого музыкант может понять манеру исполнения. Это определяет характер произведения. Музыкальные штрихи подразделяются на такие виды:
- Legato. Инструмент должен издавать мягкие и плавные звуки. То есть человеку нужно играть мягко.
- Staccato. Звуки следует извлекать резко. Данный штрих в записи обозначается точкой, расположенной сверху или снизу ноты. Каждое извлечение должно быть коротким, похожим на маленькие толчки. При этом ставиться акцент на промежуток между звуками.
- Non legato. Каждое извлечение должно немного акцентироваться. Это что-то среднее между Legato и Staccato. Нужно стараться сделать так, чтобы звуки подчёркивались и слышались отчётливо, но были мягкими.
Последовательность отдельных частей, из которых состоит мелодия, называется формой музыкального произведения. Она подразделяется на сюиту, рондо, сонатное аллегро, сонатно-симфонический цикл, куплетную, трёхчастную или двухчастную форму.
Наиболее простой формой является период. В нём слушатель отчётливо понимает, что мысль завершена. Период разделяется на предложения, а они – на фразы.
Также существует мотив. В музыкальной речи это самый маленький элемент.
При исполнении произведения музыкант выделяет отдельные мысли, фразы и предложения. Это уже называется фразировкой. Данное средство является частью формы. Оно предполагает, что во фразах есть кульминации.
Источник