Какое толкование названия русь содержится в летописи
Н.К.Рерих. «ДРЕВНЯЯ РУСЬ»
Одной из значимых проблем в истории Древней Руси является вопрос о происхождении слова «Русь». Выдвигались самые разные гипотезы, но до сих пор конкретного ответа найти не удалось. Посмотрим на наиболее популярные теории.
Литература:
1. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.
2. Ковалев Г. Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982.
3. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995.
4. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-XIII вв. Изд. 2-е, доп. М., 1993
5. Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982.
6. Талис Д.Л. Топонимы Крыма с Корнем рос // Античная древность и Средние века. Вып.10. 1973. С. 229-234
7. Тихомиров М .Н. Происхождение названия «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 12-22
8. Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2. М., 2005.
9. Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979.
10. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904.
Восточно-славянские племена в 8-9 веках
1. Среднеднепровская теория. Слово «Русь» выводят из гидронима Рось (Ръсь) — названия правого притока Днепра, впадающего в него южнее Киева. Известными её апологетами были М.Н. Тихомиров и Б.А. Рыбаков. Так, первый пишет, что в VIII-IX вв. выделяется племя полян, жившее по среднему течению Днепра. Первоначально их поселения находились «к югу от Киева до реки Роси и по течению этой реки и ее притока Россавы». Весь бассейн этой реки обильно усеян городищами. «Быть может, первоначальное название Роси распространялось на все среднее течение Днепра, а корень Рось, возможно, уже заключен в геродотовском названии Днепра — Борисфен. В области полян, по которой протекала река Рось, находим в IX—XIII вв. Русь, как об этом согласно свидетельствуют летописи»[1]. Рыбаков обращается к археологии, трактуя найденные древности V-VII вв. по р. Роси связанными со славянским племенем русов (росов). «Распространение имени росов-русов на соседнее антское племя северян произошло, очевидно, в VI в. в связи с совместной борьбой против авар и Византии». Их древнейшей формой самоназвания было «рос», а смена «о» на «у» произошла в VIII-IX вв., когда в Приднепровье появилось много выходцев из северных славянских племен, для которых более характерно «у»[2]. Несмотря на кажущуюся складность, эта гипотеза не выдерживает никакой критики. Бассейн р. Роси вошёл в состав Русской земли лишь при Ярославе Мудром (XI в.) [3]. В.В. Седов отмечает, что южной границей летописных племён полян служил водораздел между правыми притоками Днепра — Ирпенью и Росью[4]. Кроме того, как замечают лингвисты: «известные попытки связать Русь с названием реки Рось (или Ръсь?) лингвистически несостоятельны — для славянских диалектов рассматриваемого времени чередования о / у и даже ъ / у невероятны (учитывая, что термин русь появляется около IX столетия!); а сам этноним в славянской среде известен только с у в корне» [5].
2. Возведение этнонима Русь к топониму Руса. Данные лингвистики не подтверждают возможности использовать данную гипотезу: производной от Русы могла быть только форма рушане[6].
3. Крымская теория. Часть исследователей (например, Д.Л. Талис и О.Н. Трубачёв) пытается связать имя Русь с крымскими топонимами, имеющими готское происхождение (Rossofar в южной части Тарханкутского полуострова, местность южнее – Rossoca, Rossa, сейчас Тендровская коса, остров вблизи юго-западного побережья Черного моря, в пределах Херсонской области; Россотар; Рукуста и т.д.). Топонимы с корнем «рос» обнаруживаются на территории, где со второй половины первого тысячелетия н. э. археология удостоверяет существование населения, близкого населению Подонья и Приазовья. Тем не менее, как отмечает Н.И. Данилевский: «Здесь мы имеем просто омонимичные, совпадающие в произношении и написании имена разного происхождения, так же, как, скажем, в именах роксаланов, росомонов и многих других» [7].
Поход Святослава на хазар. Миниатюра из Радзивиловской летописи
4. Финноугорская теория. Словообразовательная структура этнонима «Русь» тождественна структуре собирательных этнонимов, заканчивающихся на смягченный конечный согласный: корсь, либь, чудь, весь и др. Однако все эти названия связаны с неславянскими (балтскими и финно-угорскими) народами. Шахматов писал, что Русь так относится к Ruotsi, как древнерусское Сумь к финскому Suomi[8]. На этом основании делается вывод о финно-угорском корне слова. Однако в собственно финно-угорской языковой среде этот термин использовался для наименования представителей различных этносов: шведов, норвежцев, русских и самих финнов, да и сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии слова ruotsi лингвисты предложить так и не смогли[9].
5. «Данническая» теория. Интересные теории выходят, если отказаться от мысли, что под «русью» скрывался термин этнический. Так, Г.Ф. Ковалёв пишет: «Если вспомнить термин «полюдье» — сбор дани, то можно предположить, что люди — те, кто вынужден был платить дань, а русь — те, кто эту дань собирал. Среди сборщиков дани было много варягов-дружинников, поэтому социальный термин, видимо, был перенесен и на этническое название скандинавов-германцев» [10].
А.М. Васнецов. Вече
6. Скандинавская теория. На данный момент является наиболее популярной. По мнению В.Я. Петрухина, народа «русь» не существовало, но были скандинавские дружины «гребцов» ( *roþs-), участников походов на гребных судах, проникавших в Восточную Европу, получившие в славянской среде название «русь» [11]. Правда, и здесь возникают определённые вопросы – если под термином «русь» не скрывался этнос, почему же в летописях он часто помещается под этносами? Ковалевский, правда, утверждает: «Первоначальное значение слова варяг — “наемник, принесший клятву верности”: это название отличало наемников от руси — княжеской дружины — и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов» [12]. Снимает ли, правда, это объяснение все проблемы – вопрос другой. В занимательной коллективной работе 1982 г. историков и археологов из разных стран был подведён определённый итог. Так, по их мнению: «Первичное значение термина, по-видимому, «войско, дружина», возможна детализация — «команда боевого корабля, гребцы» или «пешее войско, ополчение». В этом спектре значений летописному «русь» ближе всего финское ruotsi и древнеисландское roρs, руническое ruþ… Позднее, когда к началу XII в. название «русь» утратило первоначальное значение социального термина, замененного развитой и дифференцированной социальной терминологией для обозначения феодального господствующего слоя, и когда дальнейшее развитие получило государственно-территориальное понятие «Русь», «Русская земля», обозначавшее государство, возглавленное этим феодальным слоем, объединявшим «великих князей», «светлых князей» и «всякое княжье», «великих бояр», «бояр» и «мужей», от которых уже отделились купцы-гости (эта развитая феодальная иерархия отчетливо выступает уже в составе социального слоя «руси» по источникам, характеризующим ее еще в начале IX в.), при изложении «Сказания о призвании варягов» упоминание в новгородских летописях о «руси» Рюрика потребовало пояснений, что и вызвало ошибочную, этническую, интерпретацию» [13].
[1] Тихомиров М .Н. Происхождение названия «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 44-45
[2] Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХП-XIII вв. Изд. 2-е, доп. М., 1993, С. 83
[3] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 56
[4] Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 108
[5] Хабургаев Г. А. Этнонимия «Повести временных лет». М., 1979. С. 218.
[6] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 56
[7] Там же. С. 56; Талис Д.Л. Топонимы Крыма с Корнем рос // Античная древность и Средние века. Вып.10. 1973. С. 229-232; Трубачев О.Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 2. М., 2005. С. 479
[8] Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов. СПб., 1904. С. 56-57
[9] Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998. С. 53
[10] Ковалев Г. Ф. История русских этнических названий. Воронеж, 1982. С. 57
[11] Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. М., 1995. С. 28
[12] Там же. С. 78
[13] Кирпичников А. Н., Дубов И. В., Лебедев Г. С. Русь и варяги: Русскоскандинавские отношения домонгольского времени // Славяне и скандинавы. М., 1986. С. 203-204
(с) Zeist
Спасибо за ознакомление! Подписывайтесь на наш Дзен и Telegram канал!
Источник
Нескончаемые споры идут вокруг толкования происхождения этнонима Русь : «До сих пор не объяснено удовлетворительно ни историческое происхождение, ни этимологическое значение этого загадочного слова» [Ключевский В.О. Курс русской истории. – Пг. , 1918, с. 200-201]. Х. Ловмяньский, ссылаясь на Брюкнера, отмечает: «Кто верно объяснит название Руси, найдет ключ к выяснению ее первоначальной истории» [Ловмяньский Х. Русь и норманны. – М., 1985, с. 163].
«Начальным фактом русской истории следует считать водворение на русской равнине славянской колонизации. Когда и как совершилось это водворение, в точности неизвестно». [1] По мнению В. Н. Татищева: «Некоторые же народы, переходя, для мест сами себе названия придумывали и тем в историю путаницу внесли. Об этом самый хороший пример, что мы, славяне, или венеды, имя руссов приняли» [Исторiя Россiйская. – М., 1768, книга I, с. 75-76]. «Происхождение этнонима рось-русь остается невыясненным, однако несомненно, что он не славянский» [Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. – М.,1982, c. 111].
По арабо-мусульманским источникам, созданным до до 860 года, речь идет только о Славянах и не пишется о Русах.
«У греков имя русь, или рось, задолго до Рюрика знаемо было… по летописи Иоаким от начала пришествия славян область Новгородскую Русь именует». [ В. Н. Татищев. Исторiя Россiйская. – М., 1769, с. 380]. «Круг выводит имя Руси от греческого, соответствующего по смыслу формы, которою Греки обозначали народности германского происхо-ждения. Имя ‛Ρώς означает – красные. «Лиутпранд счел нужным украсить… словопроизводством русского имени от прилагательного русский и красный» [Гедеоновъ С.А. Варяги и Русь. – СПБ, 1876, с. 397-398, с. 526]. [2]
Если византийские источники знают, в сущности, только один вариант основы ‛Ρώς, то западноевропейские отличаются большой пестротой: Rhos, Ruzara, Ruzzi Rugi, Ru(s)ci, Ru(s)zi, Ruteni. Лингвистические наблюдения и хронология первых упоминаний о Руси в немецких источниках независимо друг от друга приводят нас к важному заключению: начало достаточно интенсивных контактов носителей имени Русь с представителями южнонемецких диалектов приходится на IX век. [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой – М., 1999, с. 297, 298].
Летописец рассказывая о разделении земли тремя сыновьями библейского Ноя, упоминает народ Руси среди других народов севера Европы: «Варязи, Свеи (шведы), Урмане (норвежцы), Готе (готландцы), Русь, Агняне (англичане)» [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. – СПБ, 1872, с. 4]. По мнению А.Л. Шлёцера: «первое названiе Руси не должно входить здъесь въ изчисленiе, а вставлено сюда переписчикомъ» [Шлёцер А.Л. НЕСТОРЪ. РУСКIЯ ЛЪТОПИСИ на Древле –Славенскомъ языкъ. – СПБ, 1809, с. 62].
Действительно, как следует из дальнейшего несторовского летописания, Рюрик явился на земли словен «с родом своим именем Русь», т. е. этноним Русь является обозначением рода варягов, но не народа, как коренной этнической общности высшего уровня организации в сравнении с родом и племенем.
В VI веке сирийские и византийские источники упоминают названия «рус» и «рос». Византийское эсхатологическое миро понимание начиная с V века, по отношению к варварским народам угрожавшим ромеям, восходило к библейскому пророчеству Иезекииля: «Вот Я – на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала!» (Иез. XXXIX). Текст Иезекииля применен в первый раз в житии Василия Нового: «Варварский народ придет сюда на нас свирепо, называемый Рос и Ог и Мог» [Веселовский А. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г. //Журнал Мин. нар. Просвещения – 1889, № 26, с. 89].
Когда в IX веке на исторической арене появились росы, эсхатологическое сознание византийцев связало их с библейским «Рош». Первым такое сближение произвел патриарх Фотий. В X веке, рассуждая о походе Святослава, Лев Диакон ссылается на божественного Иезикиля, сказавшего: «Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос» [ Лев Диакон. История. – М., 1988, с. 79]. Это схоластическое отождествление и побудило византийцев называть варягов росами, а Русь словом `Pώζ (Рос).
Обсуждение происхождения этнонима «Русь» идет главным образом в русле этноплеменных и географических теорий.
Этноплеменные теории основываются на ссылках на названия древних племен и народов, извлеченных в основном из античных и арабских источников разной степени достоверности и фантазий их авторов. Главное – это уловить близкое созвучие букв или просто буквы «р». Таким образом выводят понятие «Русь» от росомонов, роксоланов, борусков, пруссов, ругов, рутенов, руянов, рустров и т.д. и т.п.
Так, А. Г. Кузьмин привел доводы об этнической общности народностей ругов, русинов и росов на территории Европы VI-XII веков [Несторовскiй П.А. Бессарабскiе русины. – Варшава: 1905, c. 7].
В Австрии, в г. Зальцбурге в катакомбах при церкви св. Петра находятся останки св. Максима и его учеников, которые были убиты вождем русинов Одоакром в 477 году. Это засвидетельствовано плитой, на которой написано по-латыни: «Лета господня 477. Одоакр вождь русинов (рутенов), геппиды, готы, унгары и герулы, свирепствуя против Церкви Божией, блаженного Максима с его 50 товарищами» [Лесной С. Откуда ты, Русь? Крах норманнской теории. – М., 2005, с. 100].
Что касается ругов, то по мнению Э. Цёлльнера (E.Zollner) на Среднем Дунае, в середине V в. н.э. недолгое время существовало государственное образование германского племени ругов, разгромленное в 488 г. римским полководцем Одоакром. Несмотря на исчезновение самих ругов, название некогда населявшейся ими территории как «страны ругов» (Rugiland) продолжало жить в языке окружающих народов; поэтому-то они и назвали «ругами» славян, когда эти последние примерно в VI в. осели в стране ругов» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). – М., 1999, c. 265].
Первое надежное упоминания «Русь» как этнонима, за 500 лет до призвания Рюрика, относится еще к событиям IV века (Иордан. «О происхождении гетов») в форме «росомоны» – народ Рос или «люди с реки Рось». В древности предпочитали форму: «Правда росская, росские письмена, Рось». Собственно, видимо, отсюда и проистекает название «Россия».
Византийский историк Никифор Григор упоминает о знакомстве Греков с Руссами, уже в начале IV века. Он пишет, что Константин Великий пожаловал некоего Русса (ό Ρωσιχός) саном Стольника.
В источниках IX века самое раннее зафиксированное в греческом памятнике сообщение о нашествии на византийский город в Малой Азии Амастриду содержится в «Житии Георгия Амастридского»: «Было нашествие варваров, росов – народа, как все знают, в высшей степени дикого и грубого, не носящего в себе никаких следов человеколюбия. Зверские нравами, бесчеловечные делами, обнаруживая свою кровожадность уже одним своим видом, ни в чем другом, что свойственно людям, не находя такого удовольствия, как в смертоубийстве» [Древняя Русь в свете зарубежных источников (под ред. Е.А. Мельниковой и др.). – М., 1999, c. 90].
Там же говорится, что этот народ «двинулся от озера Пропонтиды», под которым в данном случае нередко понимают Азовское море, хотя Пропонтида – обычное название Мраморного моря.
Вопрос об авторе и датировке «Жития Георгия Амастридского» дискуссионен. Кроме «Жития Георгия Амастридского», упоминаний народа рос в грекоязычной литературе до середины IX века не существует.
[1] Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. «Энциклопедический словарь: Россия», С.Петербург, 1898, с. 446.
[2] Летопись Радзивиловская. – М., 1994, с. 96.
Источник
На свете есть много теорий, описывающих происхождение названия Руси и русских, как отдельного народа.
«Повесть временных лет» старейшего извода была переписана в XIII веке, и для ее авторов русский народ – это уже объективное и устоявшееся понятие. Русские, как пишет автор летописи, живут в той части света, в которой обитают все потомки Иафета, сына Ноя, к которым относят не только русь, но и «весь, и чудь, и ям, и мурома…», а народ, именующийся «русью», входит в общую семью европейских народов, включающих в себя и венецианцев, и немцев, и англов, и шведов, и норманнов.
При этом автор «Повести» называет балтийское море Варяжским, а Черное – Русским и уточняет, что в него впадает Днепр (то есть ошибиться невозможно).
Русью были русины?
«Повесть временных лет» описывает, как один славянский народ расселился по всей местности – полоняне пришли и «сели» по Днепру, другие назвались древлянами, в междуречье Двины и Припяти появились дреговичи, на Полоте встали полочане, племя на озере Ильмень «назвались своим именем» – словене, а те племена, которые стали жить в долинах рек Десна, Сейм и Сула – стали называться северянами. При этом автор летописи не раз упоминает, что все славянские племена – это одни и те же ранее единые славяне.
Тогда откуда появилась русь?
Если верить летописи, в первый раз земля, которую заняли славяне, стала называться «Русскою» в 852 году, «в царствование» императора Византии Михаила. Однако название появилось раньше – еще до 842 года на Крымское побережье обрушилась новгородская рать под руководством князя Бравлина, и её в византийских источниках тоже назвали русью. Согласно летописи, именно русь при Михаиле ходила в поход на болгар.
Итак, мы видим на территории Древней Руси два центра – Киевскую Русь и новгородских словен. Причем, русские – «русь» не просто «сидят» в Киеве – в их честь названо Русское море, а сами они ходят в походы то на Царьград (Константинополь), то на болгар, то на Крым, а мимо них «проходят «черные угры».
Большинство историков склоняются к тому, что изначально русью стали именовать себя русины – славянское племя, которое ранее занимало большую часть территорий западнее Киева. Они до сих пор живут в Закарпатье, на территория таких стран, как Польша, Чехия, Венгрия, Сербия и Словаки. Задолго до Киевской Руси это племя объединялось то в королевство Русь, то в Карпатскую Руссию. Оно назвало себя то «руснаки», то «руски», то «карпатороссы», а также «рутены» и «русские». Именно это племя дало название Киевской Руси, а затем и всему нарождающемуся русскому государству.
А как же тогда варяги-русь?
Однако последующие события летописей ставят под сомнение такое происхождение названия «русь». Согласно им, в 862 году на новгородской земле пошли настроения, после которых племена весь, чудь, словене и кривичи пошли «за море» к варягам. Но не просто к варягам, а к племени русь и пригласили их князей княжить.
Лаврентьевская летопись уточняет, что новгородские племена выбирали между князьями из Киева, с Дуная, «от хазар» и от варягов. Канадский автор Сергей Парамонов указывает, что им нужен был человек, знающий обычаи и веру предков, не притеснитель и не угнетатель, а справедливый судья и управляющий.
Очевидно, что живущая за морем «русь» была тоже славянским племенем – чужака бы не пригласили. Об этом же косвенно говорят и западные хроники, которые не знают ни германцев, ни норманнов с таким названием. Зато известно, что на берегах Балтики жило славянское племя русь, о котором упоминается в житии епископа Отгона Бамбергского. Креститель ходил по балтийскому побережью с проповедью и указывал, что крестил славянское племя рутенов, они же – русины.
Действительно, немецкий остров Рюген ранее назывался Рутин и был населен ругами (рутами). Славянство ругов сомнению не подлежит, так как о нем пишут такие авторы как Адам Бременский, Гельмольд, Саксон Грамматик и Титмар. Это славянское племя встречается в хрониках и документах в разных вариациях – руззи, руции или рустици.
Даже княгиня Ольга упоминается в хрониках Европы не как «регина руссорум», а как «регина ругорум» – королева славян.
Родственники? Или нет?
Но были ли руги – руты родственны русинам? Было ли это одно племя, когда-то разделившееся? Скорее всего, да.
Живших в Закарпатье русов в наших летописях называли «русинами», а землю их называли «Русська»; западные же источники на латинский лад этот же народ называли «рутенами», а язык – «рутениш».
Скорее, новгородские племена послали «за море» гонцов к славянскому князю ругов (рутов), чтобы сыновья дочери новгородского князя Гостомысла Умилы, которая была замужем за князем ругов, вернулись на свою историческую родину и помогли народу своей матери преодолеть трудные времена.
Само же племя ругов исчезло с лица земли в XII веке, когда руги-руты были покорены германскими племенами и словно нарочно забыты европейскими историками. Есть версии, что все, чтобы связано со славянскими народами, было намеренно вымарано из истории Европы папистами, а позже — нацистами.
Что же касается названия «варяги», ведь послы поехали за море к варягам – к руси, то современные авторы считают, что в летописях слово варяг имеет совершенно другое значение – это не название народа, а название рода занятий.
И все же русины?
То есть получается, что славянское племя русинов стало первым назвать себя русью, русией. Это племя дало название Киевской Руси, а другая его часть, которая по каким то причинам стала жить на южном побережье Балтики, и которую на германский манер стали называть рутенами, рутам или ругами, дало то же самое название Русь новгородцам, когда те попросили их на княжение.
Вопрос, как русы-русины попали в Европу, пока остается открытым. Скорее всего, они были автохтонным населением Европы, которое многие тысячелетия жило на просторах от устья Эльбы от устья Дуная и об истории которого современные европейцы стараются забыть.
Источник