Какое свойство живых систем иллюстрирует рисунок
1. На фотографии представлен гепард. Какое свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?
Ответ: Движение
2. Митохондрии отсутствуют в клетках организмов
1) белой планарии
2) туберкулёзной палочки
3) эвглены зелёной
4) дизентерийной амёбы
Ответ: 2
3. Растения выделяют кислород в атмосферу в процессе
1) минерального питания
2) испарения
3) фотосинтеза
4) дыхания
Ответ: 3
4. На каком рисунке изображён признак, характерный для класса Двудольные растения?
Ответ: 1
5. К колониальным организмам учёные относят
1) вольвокс
2) инфузорию туфельку
3) белую планарию
4) пресноводную гидру
Ответ: 1
6. К какой системе органов относят печень?
1) эндокринной
2) кровеносной
3) пищеварительной
4) выделительной
Ответ: 3
7. Нервная регуляция у человека осуществляется
1) гормонами
2) ферментами
3) нуклеиновыми кислотами
4) электрическими импульсами
Ответ: 4
8. Как называется кость нижней конечности, обозначенная на рисунке буквой А?
1) бедренная
2) лучевая
3) большая берцовая
4) малая берцовая
Ответ: 4
9. Артериальная кровь, это −
1) кровь, текущая по артериям
2) кровь, содержащая много кислорода
3) кровь, текущая по венам
4) кровь, содержащая мало кислорода
Ответ: 2
10. Какой кровеносный сосуд имеет стенку, состоящую из одного слоя клеток?
1) артерия кишечника
2) верхняя полая вена
3) воротная вена печени
4) капилляр клубочка нефрона
Ответ: 4
11. Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в
1) пищевод
2) желудок
3) тонкую кишку
4) поджелудочную железу
Ответ: 3
12. В одном эксперименте на чашу весов помещают мышь под металлическую сетку и уравновешивают весы, оставляя животное на некоторое время. Мышь активно перемещается по чаше весов. Опыт продолжается около 40 минут. Что в конце эксперимента могли наблюдать учёные?
1) В момент, когда мышь замирала, чаша поднималась.
2) Чаша с мышью стала тяжелее.
3) Чаша с мышью стала легче.
4) В момент, когда мышь двигалась, чаша опускалась.
Ответ: 3
13. Усиливает(-ют) звуковые колебания
1) ушная раковина
2) жидкость улитки
3) слуховой нерв
4) слуховые косточки
Ответ: 4
14. Как называют потребности человека, направленные на удовлетворение чувства голода и жажды?
1) в самореализации
2) родительские
3) физиологические
4) в безопасности
Ответ: 3
15. Заболевание желудка, вызванное нерегулярным питанием или питанием сухой или острой пищей, – это
1) пульпит
2) цирроз
3) гастрит
4) плеврит
Ответ: 3
16. Какой характер носят взаимоотношения гидр и дафний, живущих в водоёме?
1) хищник – жертва
2) паразит – хозяин
3) симбиоз
4) конкуренция
Ответ: 1
17. Парниковый эффект, вызванный увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, приводит к
1) понижению температуры нижних слоёв атмосферы
2) отравлению организмов
3) таянию вечных снегов и затоплению низменных участков суши
4) увеличению ультрафиолетового излучения
Ответ: 3
18. В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь. Ткань Функция … проведение продуктов фотосинтеза механические обеспечивают прочность Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) ситовидные трубки
2) камбий
3) сосуды
4) основная
Ответ: 1
19. Верны ли следующие суждения о птицах?
А. Кожа птиц тонкая и сухая (имеется лишь копчиковая железа).
Б. У птиц плохо развиты органы чувств.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1
20. Изучите график зависимости массы головного мозга у людей от возраста (по оси х отложен возраст (годы), а по оси у – масса головного мозга (в г)).
Какие два из приведённых ниже описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость в указанном диапазоне возрастов?
1) Масса мозга человека достигает определённых размеров и больше не изменяется.
2) До 20 лет мозг растёт равномерно, затем скорость роста снижается.
3) После 60 лет масса мозга снижается из-за гибели клеток мозга.
4) От 20 до 60 лет масса мозга у человека не меняется.
5) Наиболее интенсивный рост массы мозга наблюдается в раннем детстве.
Ответ: 3, 4
21. Какие растения имеют яркие одиночные цветки? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) мак полевой
2) клевер красный
3) ландыш майский
4) нарцисс обыкновенный
5) одуванчик обыкновенный
6) тюльпан жёлтый
Ответ: 1, 4, 6
22. Известно, что Клюква болотная – вечнозелёный стелющийся кустарничек, широко применяющийся в народной медицине. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Растение имеет гибкие нитевидные укореняющиеся стебли длиной от 15 до 30 см.
2) Листья зимующие, мелкие и кожистые, нижняя часть покрыта восковым налётом.
3) Растёт на торфяных и моховых болотах на равнинах и в горах.
4) Растение обладает витаминным, жаропонижающим, жаждоутоляющим, бактерицидным действием.
5) Цветёт в мае-июне, продолжительность цветения составляет 18–20 дней.
6) Клюкву собирают руками, совками гребешкового типа или скребками.
Ответ: 1, 2, 4
23. Установите соответствие между действием гормона на организм человека и видом гормона: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. ДЕЙСТВИЕ ГОРМОНА ВИД ГОРМОНА
А) превращает избыток глюкозы в гликоген
Б) усиливает и учащает сокращение сердца
В) сужает кровеносные сосуды
Г) повышает кровяное давление
Д) превращает гликоген в глюкозу
1) адреналин
2) инсулин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: а-2, б-1, в-1, г-1, д-2
24. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба.
2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.
3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.
4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.
5) Зажмите препарат лапками-держателями.
6) Максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте.
Ответ: 6, 2, 3, 5, 1, 4
25. Вставьте в текст «Митохондрия» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Митохондрия
Обязательными органоидами большинства эукариотических клеток являются митохондрии. Их часто называют __________(А) станциями. Они имеют двойную мембрану: наружную гладкую и внутреннюю, образующую выросты __________(Б), на которых расположены __________(В), осуществляющие синтез молекул __________(Г).
Перечень слов
1) фермент
2) АТФ
3) полисахарид
4) энергетический
5) цистерна
6) ДНК
7) пластический
8) криста
Ответ: 4, 8, 1, 2
26. Рассмотрите фотографию собаки породы немецкий пинчер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку.
А. Окрас
1) однотонный
2) пятнистый (два и более пятен)
3) чепрачный (одно пятно)
4) подпалый
Б. Форма головы
1) клинообразная
2) скуластая
3) грубая с выпуклым лбом, резким переходом ото лба к морде, вздёрнутой и короткой мордой
4) легкая, сухая с плоским лбом, слабо выраженным переходом ото лба к морде
В. Форма ушей
1) стоячие
2) полустоячие
3) развешенные
4) висящие
5) сближенные
6) сильно укороченные
Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)
1) низкое
2) среднее
3) высокое
Д. Форма хвоста
1) саблевидная
2) кольцом
3) поленом
4) прутом
5) крючком
6) серпом
7) купированный
Впишите в таблицу цифры выбранных ответов под соответствующими буквами.
Ответ: 4, 1, 2, 3, 4
27. Рассмотрите изображение, на котором приведена схема одного из классических экспериментов биологии. Какую гипотезу проверял исследователь? Что он доказал своим экспериментом?
Прочитайте текст и выполните задание 28.
Паразитические черви Плоские черви – древняя группа животных. Среди них встречаются как свободноживущие, так и паразитические формы. К свободноживущим относится планария, а к паразитическим – сосальщики и цепни. У свободноживущих червей есть органы чувств – светочувствительные глазки, органы равновесия и осязания. У паразитических специализированные органы чувств отсутствуют. Однако они имеют характерные приспособления для своего образа жизни: крючки, присоски, развитие со сменой хозяев.
Среди паразитических червей наиболее распространены печёночный сосальщик и бычий цепень. Печёночный сосальщик относится к классу Сосальщики. В своём развитии он проходит несколько стадий. Из яиц, попавших в воду, развиваются личинки с ресничками. Они попадают в организм улитки – малого прудовика, которая является промежуточным хозяином червя. Там происходит их превращение в хвостатых личинок. Хвостатые личинки прикрепляются к растениям и превращаются в цисты. Овцы, козы, коровы проглатывают цисты сосальщика и становятся окончательными хозяевами паразита, в организме которых развиваются и размножаются взрослые черви.
Бычий цепень относится к классу Ленточные черви. Паразитирует цепень в кишечнике человека, который является его окончательным хозяином. Червь состоит из множества члеников, заполненных яйцами с развивающимися зародышами. Яйца попадают во внешнюю среду, а оттуда в организмы коров, пасущихся на лугах. Корова – промежуточный хозяин бычьего цепня. В её организме из яиц развиваются шестикрючные личинки, которые с током крови проникают в мышцы, где превращаются в финны. Употребляя в пищу плохо прожаренное мясо, человек заражается бычьим цепнем. В его кишечнике из финны развивается червь, через некоторое время вырастающий в длину до нескольких метров и способный к размножению
28. Используя содержание текста «Паразитические черви», ответьте на следующие вопросы.
1) К какому классу животных относится бычий цепень?
2) Кто является промежуточным хозяином печёночного сосальщика?
3) Какие правила нужно соблюдать для профилактики заражения паразитическими плоскими червями? Приведите не менее двух правил.
29. Пользуясь таблицей «Особенности состава крови млекопитающих», а также используя знания из курса биологии, ответьте на следующие вопросы.
1) Для каких из перечисленных млекопитающих ареалы обитания распространяются до высоты 3,6 км?
2) Какая зависимость существует между высотой, на которой обитает животное, и содержанием гемоглобина (в %)?
3) Какую функцию выполняют эритроциты в организме млекопитающих?
30. В понедельник шестиклассник Иван посетил школьную столовую, где ему предложили на обед следующее меню: борщ из свежей капусты с картофелем; мясной биточек с гарниром из отварных макарон, кисель и кусочек пшеничного хлеба. Используя данные таблиц 2 и 3, ответьте на следующие вопросы. 1) Какова энергетическая ценность школьного обеда? 2) Какое ещё количество углеводов должно быть в пищевом рационе Ивана в этот день, чтобы восполнить суточную потребность, если возраст подростка составляет 11 лет? 3) Каковы функции углеводов в организме человека? Назовите одну из таких функций.
Источник