Какое свойство живой природы было отмечено в названии организм

Гераклит о природных процессах

Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?

Греческий мыслитель Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) считал, что первоначалом всего сущего является огонь, стихия, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. Путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причем мир, по мнению Гераклита, не создан никем из богов или людей. Гераклит считал едиными жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности, по его мнению, пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего», в то же время в космосе существует «скрытая гармония». Гераклит считал мир непрерывно меняющимся. И этот факт подтверждает его крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Термин «организм»

Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

Термин «организм», происходящий от слова «организация», ввел великий греческий мыслитель Аристотель (384–322 до н. э.). Он выявил, что любое живое существо характеризуется четкой и строгой организацией, в отличие от неживого.

Аристотель о душе и теле

Как решал Аристотель проблему души и тела?

Аристотель считал, что душевная деятельность человека — это свойство его тела, существующая, пока оно живет.

Гигиена и охрана здоровья

Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

Впервые проблемами гигиены и охраны здоровья начал заниматься древнегреческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). В трудах Гиппократа, ставших основой развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие о прогнозе развития заболевания, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей воды, пищи, почвы, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Он нашел такие причины болезней, в которых виноват сам человек.

Везалий и Гарвей

Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

Огромный вклад в медицину был сделан бельгийским ученым Андреасом Везалием (1514–1564). Он одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. В своем основном труде «О строении человеческого тела» (1543) дал научное описание строения всех органов и систем, указал на многие ошибки своих предшественников, в том числе Галена. Им было установлено, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587–1657), английский врач, основатель современных физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

Развитие анатомии, физиологии и медицины

Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Развитие анатомии, физиологии и медицины тесно связано с успехами в области техники. После изобретения оптического и электронного микроскопов стало возможным изучение организма человека на клеточном, а затем — на субмолекулярном уровне. Создание электронных приборов позволило установить природу нервного импульса — электрохимического сигнала, передающего информацию в нервной системе, а также изучать работу мозга, фиксируя изменения его электрической активности и анализируя записи электромагнитных излучений.

Рудимент

Что такое рудимент? Приведите примеры.

Рудимент — это особый орган, который утратил свое значение в процессе эволюции.

Примеры: отросток слепой кишки — аппендикс, копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста); ушные мышцы, позволяющие некоторым людям шевелить ушами; остатки волосяного покрова по всему телу; третье веко.

Атавизмы

Что такое атавизм? Приведите примеры.

Атавизм — это появление у отдельных людей признаков, которые были свойственны нашим далеким предкам (случаи «возврата к предкам»), но затем утрачены в ходе эволюции.

Примеры: сильное оволосение тела, многососковость и другие.

Характеристики древнейшего, древнего и современного человека

Перечислите характерные особенности древнейшего, древнего и современного человека.

Известно, что первые древнейшие люди появились порядка 1–1,5 млн лет назад. Рост их достигал 160 см, объем головного мозга — 1100 см3. У них сохранялись многие примитивные черты, такие как мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ практически отсутствовал. Они вели активный образ жизни, охотились на крупных животных. К древнейшим людям относятся: питекантропы и синантропы.

Древние люди (неандертальцы) имели уже более приближенный к параметрам современного человека объем головного мозга (до 1700 см3). Левая часть мозга древних людей больше правой, т. е. мозг у них уже обладал асимметрией. Это свидетельствует о том, что неандертальцы были праворукими. Кроме этого, развитие получает и подбородочный выступ. Считается, что неандертальцы уже обладали зачатками членораздельной речи. Жили они в условиях ледникового периода. Носили одежду, сшитую из шкур зверей, были искусными каменотесами, умело использовали огонь, укрывались в пещерах, промышляли охотой и собирательством.

Современные люди (кроманьонцы) появились около 50–60 тыс. лет назад и были достаточно рослыми (до 180 см). Имели высокий лоб, у них отсутствовали надбровные валики и был хорошо развит подбородочный выступ, что свидетельствует о развитии речи. Объем головного мозга у них был максимально приближенным к объему головного мозга ныне живущих людей (1800 см3). По строению тела кроманьонцы не отличались от современных людей. Они изготавливали разнообразные орудия труда из костей, камней, рогов. Были умелыми охотниками, хорошо использовали дротики и стрелы. Рядом с их останками были найдены разнообразные произведения их искусства (скульптура, живопись).

Развитие речи и мозг

Почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?

Хорошо выраженный подбородочный выступ свидетельствует о развитии нижней челюсти и определенном расположении зубов, которые играют большую роль в членораздельной речи. В лобных и височных долях головного мозга находятся речевые центры.

Источник

“Биология. Человек. 8 класс”. Д.В. Колесова и др.

Вопрос 1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?
Греческий мыслитель Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) считал, что первоначалом всего сущего является огонь, стихия, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. Путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причем мир, по мнению Гераклита, не создан никем из богов или людей. Гераклит считал едиными жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности, по его мнению, пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего», в то же время в космосе существует «скрытая гармония». Гераклит считал мир непрерывно меняющимся в пространстве и во времени. Этот факт подтверждает его крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

Вопрос 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?
Термин «организм», происходящий от слова «организация», ввел великий греческий мыслитель Аристотель (384— 322 до н. э.). Он выявил, что любое живое существо характеризуется четкой и строгой организацией, в отличие от неживого

Вопрос 3. Как решал Аристотель проблему души и тела?
Аристотель считал, что душевная деятельность человека — это свойство его тела, сущесвующая, пока оно живет

Вопрос 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?
Впервые проблемами гигиены и охраны здоровья начал заниматься древнегреческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.). В трудах Гиппократа, ставших основой развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие о прогнозе развития заболевания, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей воды, пищи, почвы, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Он выявил многие причины болезней, в которых виноват сам человек

Вопрос 5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?
Бельгийский учёный Андреасом Везалий (1514—1564) одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. В своем основном труде «О строении человеческого тела» (кн. 1-7, 1543) дал научное описание строения всех органов и систем человеческого организма, указал на многие ошибки своих предшественников, в том числе Галена. Им было установлено, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей (1587—1657), английский врач, основатель современной физиологии и эмбриологии, описал большой и малый круги кровообращения. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца»

Вопрос 6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?
Греческий мыслитель Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) считал, что первоначалом всего сущего является огонь, стихия, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной. Путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причем мир, по мнению Гераклита, не создан никем из богов или людей. Гераклит считал едиными жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности, по его мнению, пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего», в то же время в космосе существует «скрытая гармония». Гераклит считал мир непрерывно меняющимся в пространстве и во времени. Этот факт подтверждает его крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!».

Источник

Глава 1. Науки, изучающие организм человека

    Вопрос 1. Как представлял Гераклит происходящие в природе процессы?

Греческий мыслитель Гераклит (конец VI — начало V в. до н. э.) считал, что первоначалом всего сущего является огонь, стихия, которая представлялась древним грекам наиболее тонкой, легкой и подвижной, Путем сгущения из огня появляются все вещи и путем разрежения в него возвращаются. Этот мировой огонь «мерами вспыхивает и потухает», причем мир, по мнению Гераклита, не создан никем из богов или людей. Гераклит считал едиными жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности, по его мнению, пребывают в вечной борьбе, так что «раздор есть отец всего, царь всего», в то же время в космосе существует «скрытая гармония». Гераклит считал мир непрерывно меняющимся. И этот факт подтверждает его крылатая фраза: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды!»

    Вопрос 2. Кому из ученых принадлежит термин «организм»? Какое свойство живой природы было отмечено в этом названии?

Термин «организм», происходящий от слова «организация», ввел великий греческий мыслитель Аристотель (384— 322 до н. э.). Он выявил, что любое живое существо характеризуется четкой и строгой организацией, в отличие от неживого.

    Вопрос 3. Как решал Аристотель проблему души и тела?

Аристотель считал, что душевная деятельность человека — это свойство его тела, существующая, пока оно живет.

    Вопрос 4. Кто из античных философов впервые заинтересовался проблемами гигиены и охраны здоровья?

Впервые проблемами гигиены и охраны здоровья начал заниматься древнегреческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.). В трудах Гиппократа, ставших основой развития клинической медицины, отражены представление о целостности организма; индивидуальный подход к больному и его лечению; понятие о прогнозе развития заболевания, темпераментах и др. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и образце этического поведения врача. Гиппократу приписывается текст этического кодекса древнегреческих врачей («Клятва Гиппократа»), который стал основой обязательств, принимавшихся впоследствии врачами во многих странах. Он одним из первых стал изучать влияние на здоровье людей воды, пищи, почвы, на которой выращивают продукты, температуры и влажности воздуха. Он нашел такие причины болезней, в которых виноват сам человек.

    Вопрос 5. Какой вклад в науку о кровообращении внесли Везалий и Гарвей?

Огромный вклад в медицину был сделан бельгийским ученым Андреасом Веза- лием (1514—1564). Он одним из первых стал изучать человеческий организм путем вскрытий. В своем основном труде «О строении человеческого тела» (кн. 1—7, 1543) дал научное описание строения всех органов и систем, указал на многие ошибки своих предшественников, в том числе Галена. Им было установлено, что левый и правый желудочки человеческого сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587—1657), английский врач, основатель современных физиологии и эмбриологии. Описал большой и малый круги кровообращения. Впервые высказал мысль, что «все живое происходит из яйца».

    Вопрос 6. Как отразились успехи техники на развитии анатомии, физиологии и медицины?

Развитие анатомии, физиологии и медицины тесно связано с успехами в области техники. После изобретения оптического и электронного микроскопов стало возможным изучение организма человека на клеточном, а затем — на субмолекулярном уровне. Создание электронных приборов позволило установить природу нервного импульса — электрохимического сигнала, передающего информацию в нервной системе, а также изучать работу мозга, фиксируя изменения его электрической активности и анализируя записи электромагнитных излучений.

Источник

Аттестационные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе

Тест

1 вариант

ЧАСТЬ А. Задания с выбором одного верного ответа.

А1. Какая наука изучает ископаемые остатки вымерших организмов?

А) систематика                                                       В) эмбриология

Б) генетика                                                              Г) палеонтология

А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой природы?

А) ритмичность                                                      В) движение

Б) раздражимость                                                   Г) рост

А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации живой природы?

А) Организменный – клеточный – молекулярный – популяционно-видовой –  экосистемный

Б) Молекулярный  – клеточный– организменный –  популяционно-видовой – экосистемный

В) Популяционно-видовой  – клеточный – организменный – экосистемный – молекулярный

Г) Молекулярный – клеточный– организменный – экосистемный – популяционно-видовой

А4. Мономерами нуклеиновых кислот являются

А) аминокислоты                                                   В) нуклеотиды

Б) глюкоза                                                               Г) жирные кислоты

А5. Транспортной системой клетки является

А) лизосомы                                                           В) хлоропласты

Б) митохондрии                                                      Г) эндоплазматическая сеть

А6. Митохондрии отсутствуют в клетках

А) рыбы-попугая                                                    В) городской ласточки

Б) мха кукушкина льна                                          Г) бактерии стафилококка

А7. В ядре клетки листа томата 24 хромосомы. Сколько хромосом будет в ядре клетки корня томата после ее деления?

А) 12          Б) 24          В) 36          Г) 48

А8. Молекулы АТФ выполняют в клетке функцию

А) защиты от антител                                            В) катализатор реакции

Б) транспорта веществ                                           Г) аккумулятора энергии

А9. К эукариотам относится

А) кишечная палочка                                             В) амеба

Б) холерный вибрион                                             Г) стрептококк

А10. Какие гены проявляют свое действие в первом гибридном поколении?

А) аллельные                                                          В) доминантные

Б) рецессивные                                                       Г) сцепленные

А11. Регулярные занятия физической культурой способствовали увеличению икроножной мышцы школьников. Это изменчивость

А) мутационная                                                     В) генотипическая

Б) модификационная                                             Г) комбинативная

А12. Наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор – это

А) свойства живой природы                                 В) результаты эволюции

Б) движущие силы эволюции                               Г) основные направления эволюции

А13. Что из перечисленного является примером природного сообщества?

А) березовая роща                                                 В) крона берез

Б) отдельная береза в лесу                                    Г) пашня

А14. Какую роль в экосистеме играют организмы – разрушители органических веществ?

А) паразитируют на корнях растений  

Б) устанавливают симбиотические связи с растениями

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) превращают органические вещества в минеральные

А15. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?

А) пеночка-трещотка→ жук-листоед→ растение→ ястреб

Б) жук-листоед→ растение→ пеночка-трещотка→ ястреб

В) пеночка-трещотка→ ястреб→ растение→ жук-листоед

Г) растение→ жук-листоед→ пеночка трещотка→ ястреб

ЧАСТЬ B.  

В1. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот

А) многоклеточность

Б) диплоидность набора хромосом

В) клеточная стенка

Г) способность к обмену веществ

Д) деление мейозом

Е) способность к питанию.

В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками

Вещества

Признаки

А. Углеводы

Б. Белки

1. Являются регулярными полимерами

2. Основная функция – энергетическая

3. Синтезируются на рибосомах

4. Мономерами являются аминокислоты

5. Выполняют каталитическую функцию

6. Мономерами являются моносахариды

В3.  Установите  последовательность биологических структур , начиная с самой маленькой.

В ответе запишите соответствующую  последовательность букв. 

А) ядро

Б) кодон

В) ген

Г) хромосома

Д) нуклеотид

ЧАСТЬ С.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Почему пищевые цепи не могут быть очень длинными?

Аттестационные материалы

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе

Тест

2 вариант

ЧАСТЬ А. . Задания с выбором одного верного ответа

А1. Какая наука изучает химический состав, строение и процессы жизнедеятельности клетки?

А) экология                                                                          В) цитология

Б) физиология                                                                      Г) анатомия

А2. Какое свойство характерно для живых тел природы – организмов, в отличие от объектов неживой  природы?

А) ритмичность                                                                    В) движение

Б) рост                                                                                   Г) обмен веществ и энергии

А3. Какая из последовательностей понятий отражает основные уровни организации организма, как единой системы?

А) Система органов – органы – ткани – клетка – молекулы – организм – клетки

Б) Орган – ткани – организм – клетки – молекулы – системы органов

В) Молекулы – ткани – клетки – органы – системы органов – организм

Г) Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм

А4. Мономерами белков являются

А) глюкоза и фруктоза                                                       В) жирные кислоты

Б) нуклеотиды                                                                     Г) аминокислоты

А5. Переваривание пищевых частиц и удаление непереваренных остатков происходит в клетке с помощью

А) аппарата Гольджи                                                          В) лизосом

Б) эндоплазматической сети                                              Г) рибосом

А6. Одну кольцевую хромосому, расположенную в цитоплазме, имеют

А) одноклеточные водоросли                                            В) вирусы

Б) одноклеточные животные                                             Г) бактерии

А7. Сохранение наследственной информации материнской клетки у дочерних клеток происходит в результате

А) митоза                                                                             В) мейоза

Б) оплодотворения                                                              Г) деления цитоплазмы

А8. Биохимические реакции, протекающие в организме, ускоряются

А) пигментами                                                                     В) тормозами

Б) ферментами                                                                     Г) витаминами

А9. К организмам, в клетках которых имеется оформленное ядро, относят

А) сыроежку                                                                         В) вирус кори

Б) сенную палочку                                                               Г) возбудителя туберкулеза

А10. Как назвал Г. Мендель признаки, не проявляющиеся у гибридов первого поколения?

А) гетерозиготными                                                            В) гомозиготными

Б) рецессивными                                                                 Г) доминантными

А11. Под действием ультрафиолетовых лучей у человека появляется загар. Это изменчивость

А) мутационная                                                                   В) модификационная

Б) генотипическая                                                               Г) комбинативная

А12. Выберете утверждение, правильно отражающее взгляды Ч. Дарвина на причины эволюции: в основе разнообразия видов лежит

А) приспособленность организмов к условиям среды    В) единовременный акт творения

Б) способность к неограниченному размножению          Г) наследственная изменчивость и  

                                                                                                  естественный отбор      

А13. Биогеоцеоз –это совокупность взаимосвязанных

А) организмов одного вида                                                В) животных одной популяции

Б) компонентов живой и неживой природы                     Г) совместно обитающих организмов

                                                                                                  разных видов      

А14. К редуцентам, как правило, относятся

А) низшие растения                                                             В) беспозвоночные животные

Б) грибы и бактерии                                                            Г) вирусы

А15. Какая цепь питания правильно отражает передачу в ней энергии?

А) лисица→ дождевой червь→ землеройка→ листовой опад

Б) листовой опад→ дождевой червь→ землеройка→ лисица

В) землеройка→ дождевой червь→ листовой опад→ лисица

Г) землеройка→ лисица→ дождевой червь→ листовой опад

ЧАСТЬ B. 

В1.Укажите признаки, характерные для процесса фотосинтеза

А) Протекает в хлоропластах

Б) Характерен для всех живых организмов

В) Синтезируются органические вещества

Г) Необходим газ кислород

Д) Протекает только на свету

Е) Высвобождается энергия

В2. Установите соответствие между химическими веществами и их признаками

Вещества

Признаки

А. Нуклеиновые кислоты

Б. Липиды

1. Несут генетическую информацию

2. Выполняют теплоизоляционную функцию

3. Находятся в ядре клетки

4. Мономерами являются нуклеотиды

5. В состав входит глицерин

6. Входят в состав многих гормонов

В3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность букв

А) биоценоз

Б) популяция

В) клетка

Г) многоклеточный организм

Д) биосфера

ЧАСТЬ С.

Дайте развернутый ответ на вопрос:

Чем искусственный  биоценоз отличается от естественного? ( назовите не менее 3 отличий)

Тест

для проведения промежуточной аттестации

по биологии в  9  классе 

Ответы

1 вариант

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Г

Б

Б

В

Г

Г

Б

Г

В

В

Б

Б

А

Г

Г

Часть В

В1-  А,Б,Д

В2 – А-1,2,6

         Б-3,4,5

В3 – Д,Б,В,Г,А

ЧастьС

В цепях питания с переходом с одного трофического уровня на другой идет потеря вещества и энергии, на каждый последующий уровень переходит лишь 10% от предыдущего ( Правило экологической пирамиды), т.о., к 4-уровню веществ почти не остается, и цепочка прерывается.

 2 вариант

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

В

Г

Г

Г

В

Г

А

Б

А

Б

В

Г

Б

Б

Б

Часть В

В1-   А,В,Д

В2 –А-1,3,4

        Б-2,5,6

В3 – В,Г,Б,А,Д

Часть С

1. Неполный круговорот веществ,

2. Видовой состав, определяемый человеком в агроценозе

3.Дополнительные к Солнцу источник и энергии ( удобрения, механизма)

4. Короткие пищевые цепи

5. Обязательное участие человека и т.д

Оценка

Часть А – 1 балл за каждый ответ – макс. 15 б.

Часть В – 2 б за правильный ответ, 1 б – если есть одна ошибка, 0 б- две и более ошибки- макс 6 б

Часть С – 3 б

Макс балл за всю работу – 24

«5» -19 -24 б

«4» -15-18 б

«3» – 10-14б

«2» – 9 и менее

Источник

Читайте также:  Какие есть свойство у дуба