Какое свойство воздуха позволяет нам видеть
Анонимный вопрос
6 сентября 2018 · 505
Воздух прозрачен, благодаря этому мы видим отраженные лучи света от предметов, которые беспрепятственно проходят через воздух. Однако, если в воздухе содержится много пыли или воды (туман, например), то прозрачность воздуха снижается и видимость становится гораздо хуже. Чем чище воздух, тем более дальние предметы можно разглядеть.
Если свет от звёзд идёт очень долго, то можно предположить, что космоса уже нет?
Разбираюсь в вопросах связанных с техникой, авиацией, космической техникой…
Любые предположения должны на что то опираться – иначе это ничем не оправданные фантазии. На что в данном случае опираетесь вы? Ответьте для начала на этот вопрос.
Наша солнечная система существует? Вне всяких сомнений. Мы малая частичка Вселенной среди триллионов других галактик. Логичной ли будет ситуация, что космоса уже нет, Вселенная куда то пропала, а мы, по совершенно непонятной причине, всё ещё существуем? Кроме того, у нас есть такая вещь, как наука, которая в том числе, занимается изучением Вселенной, его эволюцией, строит точные работающие модели происходящего в ней строго по известным нам физическим законам опираясь на принцип непротиворечивости событий. И пока нет ни каких оснований предполагать наличие каких то скоротечных процессов не основанных на том огромном багаже знаний, которые накопила наша цивилизация в данной предметной области.
Прочитать ещё 2 ответа
В каком пункте земного шара не видно ни одной звезды?
Увлеченный своей работой переводчик, ролевик и биолог. Люблю путешествовать…
Чтобы совсем ни одной видно не было – это разве что там, откуда вообще неба не видно: под землей или в помещении без окон.
Но есть 2 особенных точки. На Северном полюсе не будет видно ни одной звезды южного полушария, а на Южном полюсе, соответственно, ни одной звезды северного полушария.
Прочитать ещё 1 ответ
Скажите какие наблюдения доказывают что на луне происходит смена дня и ночи?
Журналист, пиарщик, декоратор, ювелир.
Просто обычные наблюдения за фазами луны. Середина лунной фазы является как раз сменой дня на ночь и обратно. Фаза длится примерно 29.5 суток (земных суток). Ночь на луне продолжается примерно 2 недели (земные недели). День – столько же. Поскольку на Луне нет атмосферы, здесь нет ни облаков, ни радуги, ни туманов, ни рассветов с закатами. День или ночь наступают мгновенно, как будто включили лампу, ну, или выключили.
Прочитать ещё 1 ответ
Если смотрю на сильный источник света, перед глазами появляются радужные кольца (ночью и днём), которые быстро пропадают. Что это?
Сфера деятельности – офтальмология, микрохирургия глаза, лазерная хирургия…
Очень похоже на начальные приступы закрытоугольной глаукомы. И сли это она, то риск мощного приступа, способного закончиться в считанные часы полной слепотой без срочной и правильной помощи очень высок. Но окончательно верный ответ заочно абсолютно невозможен. Начните с конультации офтальмолога. В любом случае пока не показались врачу, исключите физические нагрузки, особенно внаклон и тем более в темное время суток. И ни в коем случае пока не пользуйтесь глазными каплями, расширяющими зрачок и спреями от насморка вызывающими сосудосуживающий эффект. Закрытоугольная глаукома вслелствие анатомических особенностей переднего отрезка газ, это первое, что необходимо подтвердить или исключить при таких ощущениях, и только потом рассматривать другие возможные причины.
Прочитать ещё 1 ответ
Источник
Воздушная прослойка между нашей планетой и космическим пространством называется атмосферой. Это невидимое глазу, прозрачное покрывало толщиной 300 км., благодаря которому на Земле зародилась жизнь. Чтобы понять его ценность, рассмотрим самые главные свойства воздуха.
Для чего нам нужен воздух?
Воздух – абсолютно невидимый, но это не значит, что его нет. Он заполняет собой все пространство, все самые крохотные уголки.
Если посмотреть на прозрачный стакан, то на первый взгляд может показаться, что он абсолютно пустой, но это не так – он наполнен воздухом. Чтобы это проверить, достаточно погрузить его в воду – по мере погружения из него будет выходить воздух в виде больших и маленьких пузырьков.
Рис. 1. Пузырьки в воде – это воздух
Воздух имеет огромное значение, и на земном шаре он выполняет следующие функции:
- Обеспечивает жизнь. К примеру, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – не больше нескольких дней, а без воздуха может продержаться всего лишь несколько минут. Задержав дыхание, уже через пару секунд хочется сделать вдох поглубже – без воздуха человеческий организм не способен функционировать.
- Помогает общаться.
Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны проникают в барабанную перепонку и таким образом передают сигнал в головной мозг. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
- Защищает от негативного космического влияния. Атмосфера, словно упругая подушка, защищает Землю от теплового и ультрафиолетового излучения, метеоритов, радиации, космического холода.
Рис. 2. Вид Земли из космоса
Воздушный океан нашей планеты удерживается за счет сил земного притяжения. Если бы на земном шаре не было бы атмосферы, то он выглядел совсем иначе – уныло и пустынно, без какой-либо растительности или живности.
Из чего состоит воздух?
Два столетия назад ученые пришли к выводу, что воздух – это смесь нескольких газов. В состав воздуха входят:
- кислород;
- азот;
- углекислый газ.
Самым важным для дыхания является кислород. Без него живые существа не могли бы получать энергию. Например, при занятиях спортом или физической нагрузке люди начинают часто и глубоко дышать – это необходимо, чтобы организм восполнил затраченную энергию.
Атмосфера есть не только на Земле, но и на других планетах, например, на Венере, Марсе. Вот только на их поверхности не были обнаружены признаки жизни, потому что атмосфера состоит из других газов.
Теплофизические свойства воздуха
Узнаем, какими свойствами обладает воздух.
- Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Однако таким свойством обладает только чистый воздух. Например, дым от костра, машин или заводских труб загрязняет и одновременно окрашивает его.
Рис. 3. Загрязненный воздух
- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Это можно проверить на простом опыте: надуть два шарика, и один из них поместить в морозильную камеру, а другой – в теплую воду. Спустя время шарик в морозилке сморщится, а погруженный в теплую воду, напротив, увеличится.
- Воздух – плохой проводник тепла. Именно поэтому зимой животные стараются распушить свою шерсть, а птицы – перья, чтобы хоть ненадолго задержать воздух и таким образом согреться. Люди для этих целей надевают теплую многослойную одежду.
- Воздух обладает упругостью, и это его свойство активно используется в самых разных отраслях, достаточно вспомнить накаченные шины автомобилей или велосипедов.
Что мы узнали?
Рассматривая тему по программе 2 класса Окружающего мира, мы выяснили, какова роль воздуха на нашей планете. Также мы узнали, какое свойство воздуха позволяет нам видеть, слышать, поддерживать жизнедеятельность. Все свойства воздуха успешно используются в самых различных отраслях.
Предыдущая
Окружающий мирРастения и их группы в таблице (2 класс, окружающий мир)
Следующая
Окружающий мирСвязь между живой и неживой природой – способы, почва во взаимосвязи объектов
Источник
Итоговая контрольная работа
за курс начальной школы по окружающему миру
ученика(цы) 4 класса _________________________
Вариант 1
Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву
а) история
б) география
в) экология
г) астрономия
Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас все окружающее?
а) отсутствие запаха
б) прозрачность
в) упругость
г) бесцветность
Что должны делать люди для охраны водоемов?
а) не купаться в реках и озерах
б) уничтожать обитателей водоемов
в) поливать огороды водой из рек и озер
г) расчищать берега водоемов от мусора
Какое растение не является луговым?
а) тысячелистник
б) мятлик
в) тимофеевка
г) тростник
Подчеркни лишнее слово в каждой строке:
а) овес, просо, лук, пшеница
б) огурец, кабачок, чеснок, вишня
в) груша, абрикос, гречиха, смородина
г) капуста, лилия, ирис, флоксы
Как ты поступишь, если увидишь в лесу незнакомое растение с красивыми ягодами?
а) попробую на вкус, чтобы решить, можно их есть или нельзя;
б) соберу ягоды, чтобы угостить знакомых и друзей:
в) сорву ягоды вместе с ветками и выброшу;
г) пройду мимо, так как незнакомое растение, даже его часть, есть опасно.
Мой край расположен на материке:
а) Африка;
б) Австралия;
в) Евразия;
г) Северная Америка.
Место, где река берет свое начало, называют:
а) левым притоком;
б) истоком;
в) правым притоком;
г) устьем.
Из какого полезного ископаемого получают металлы?
а) из гранита;
б) из руды;
в) из угля;
г) из нефти.
Плодородие почвы зависит от количества в ней:
а) песка;
б) глины;
в) перегноя;
г) солей.
О какой природной зоне идет речь в строчке стихотворения?
«Южнее полосы лесов лежит ковер из трав, цветов»
а) зона тундры;
б) зона лесов;
в) зона степей;
г) зона арктических пустынь.
Мышцы при выполнении физических нагрузок утомляются. Определите, что надо делать, чтобы не допустить утомления.
а) отказаться от любого физического труда;
б) чередовать труд и отдых или разные виды труда;
в) не ходить на уроки физкультуры, не заниматься спортом;
г) принимать специальные лекарства.
Что служит органом обоняния?
а) язык
б) кожа
в) глаза
г) нос
Укажи порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации (снизу вверх):
а) красная, синяя, белая; в) белая, синяя, красная;
б) синяя, красная, белая; г) белая, красная, синяя
Когда французская армия во главе с Наполеоном вторглась на территорию России?
а) в 1821 году
б) в 1818 году
в) в 1812 году
г) в 1815 году
Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?
а) Дмитрий Донской
б) Александр Невский
в) Иван Калита
г) Юрий Долгорукий
Христофор Колумб открыл:
а) Антарктиду в) Африку
б) Америку г) Австралию
День Победы мы отмечаем:
а) 23 февраля
б) 12 июня
в) 9 мая
г) 1 сентября
Итоговая контрольная работа
за курс начальной школы по окружающему миру
ученика (цы) 4 класса _________________________
Вариант 2
Как называется наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения? Обведи нужную букву
а) астрономия
б) археология
в) история
г) география
Какой газ поглощают все живые существа при дыхании?
а) углекислый газ в) природный газ
б) кислород г) азот
Какое утверждение неверно?
а) лес – защитник почвы
б) лесов так много, что вырубить их невозможно
в) лес очищает воздух
г) лес защищает почву от разрушения
К растениям пресного водоема не относятся?
а) кубышка в) тимофеевка
б) кувшинка г) стрелолист
Подчеркни лишнее слово в каждой строке:
а) земляника, слива, просо, яблоко;
б) рожь, морковь, тыква, томаты;
в) ячмень, укроп, овес, гречиха;
г) гладиолус, пион, смородина, астра.
Во дворе появилась незнакомая собака и маленькие дети стали с ней играть. Какой совет ты им дашь?
а) Собака – друг человека, поэтому с ней можно играть;
б) надо взять палку и прогнать собаку со двора:
в) с такой собакой играть нельзя, потому что она может быть больной и агрессивной;
г) нужно громко закричать, чтобы собака испугалась и убежала.
Мой край находится в природной зоне:
а) тундры; в) лесов;
б) степи; г) пустынь.
Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной?
а) созревание плодов и семян;
б) простановка роста и развития;
в) распускание почек, цветение;
г)отмирание надземной части у травянистых растений .
Какое полезное ископаемое используется в строительстве?
а) гранит;
б) каменный уголь;
в) торф;
г) природный газ.
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется:
а) песок; в) ил;
б) глина; г) перегной.
Какая природная зона описана в тексте?
Лето теплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, т. к. они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.
а) тундра; в) пустыня;
б) тайга; г) арктическая пустыня
К органам дыхания не относятся:
а) легкие;
б) сердце;
в) трахея;
г) бронхи.
Защита внутренних частей тела человека от повреждений, от холода и жары, болезнетворных бактерий – это работа:
а) скелета;
б) мышц;
в) кожи;
г) сердца
Как называется наша Родина, наша страна?
а) Русь;
б) Белоруссия;
в) Российская империя;
г) Россия, Российская Федерация
Когда началась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1941 г.
б) 9 мая 1945 г.
в) 1 сентября 1939 г.
г) 7 ноября 1941 г.
В каком городе был открыт первый музей России – Кунсткамера?
а) в Москве
б) в Санкт-Петербурге
в) во Владимире
г) в Ярославле
Кто был русским первопечатником:
а) Дмитрий Донской
б) Иван Федоров
в) Иван Грозный
г) Христофор Колумб
Впервые человек побывал в космосе:
а) 11 апреля 1962 г.
б) 12 апреля 1951 г.
в) 12 апреля 1961 г.
г) 11 апреля 1957 г.
Ответы:
2 вариант
1 – Г
1 – Б
2 – Б
2 – Б
3 – Г
3 – Б
4 – Г
4 – В
5 – а) лук, б) вишня, в) гречиха, г) капуста
5 – а) просо, б) рожь, в) укроп,
г) смородина
6 – Г
6 – В
7 – В
7 – В
8 – Б
8 – В
9 – Б
9 – А
10 – В
10 – Г
11 – В
11 – Б
12 – Б
12 – Б
13 – Г
13 – В
14 – А
14 – Г
15 – В
15 – А
16 -Б
16 – Б
17 – Б
17 – Б
18 – В
18 – В
Оценивание тестов
За правильно выполненное задание ставится 1 балл
В задании 5 максимальное количество баллов – 4 (по одному баллу за каждый правильно выбранный вариант ответа)
Максимальное количество баллов за работу – 21
Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки
21-20 баллов – «5»
15-19 баллов – «4»
11-14 баллов – «3»
Ниже 10 – «2»
Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого-либо задания, нужно только предложить ему перейти к следующему заданию.
Источник
Воздушная прослойка между нашей планетой и космическим пространством называется атмосферой. Это невидимое глазу, прозрачное покрывало толщиной 300 км., благодаря которому на Земле зародилась жизнь. Чтобы понять его ценность, рассмотрим самые главные свойства воздуха.
Для чего нам нужен воздух?
Воздух – абсолютно невидимый, но это не значит, что его нет. Он заполняет собой все пространство, все самые крохотные уголки.
Если посмотреть на прозрачный стакан, то на первый взгляд может показаться, что он абсолютно пустой, но это не так – он наполнен воздухом. Чтобы это проверить, достаточно погрузить его в воду – по мере погружения из него будет выходить воздух в виде больших и маленьких пузырьков.
Рис. 1. Пузырьки в воде – это воздух
Воздух имеет огромное значение, и на земном шаре он выполняет следующие функции:
- Обеспечивает жизнь. К примеру, без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – не больше нескольких дней, а без воздуха может продержаться всего лишь несколько минут. Задержав дыхание, уже через пару секунд хочется сделать вдох поглубже – без воздуха человеческий организм не способен функционировать.
- Помогает общаться. Все звуки, которые мы слышим, приводят в колебание окружающий воздух. Звуковые волны проникают в барабанную перепонку и таким образом передают сигнал в головной мозг. Именно так мы воспринимаем все звуки – за счет колебательных движений воздуха. Например, на Луне нет атмосферы, и общаться там можно только при помощи жестов.
- Защищает от негативного космического влияния. Атмосфера, словно упругая подушка, защищает Землю от теплового и ультрафиолетового излучения, метеоритов, радиации, космического холода.
Рис. 2. Вид Земли из космоса
Воздушный океан нашей планеты удерживается за счет сил земного притяжения. Если бы на земном шаре не было бы атмосферы, то он выглядел совсем иначе – уныло и пустынно, без какой-либо растительности или живности.
Из чего состоит воздух?
Два столетия назад ученые пришли к выводу, что воздух – это смесь нескольких газов. В состав воздуха входят:
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
- кислород;
- азот;
- углекислый газ.
Самым важным для дыхания является кислород. Без него живые существа не могли бы получать энергию. Например, при занятиях спортом или физической нагрузке люди начинают часто и глубоко дышать – это необходимо, чтобы организм восполнил затраченную энергию.
Атмосфера есть не только на Земле, но и на других планетах, например, на Венере, Марсе. Вот только на их поверхности не были обнаружены признаки жизни, потому что атмосфера состоит из других газов.
Теплофизические свойства воздуха
Узнаем, какими свойствами обладает воздух.
- Воздух не имеет цвета, он прозрачный. Однако таким свойством обладает только чистый воздух. Например, дым от костра, машин или заводских труб загрязняет и одновременно окрашивает его.
Рис. 3. Загрязненный воздух
- При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается. Это можно проверить на простом опыте: надуть два шарика, и один из них поместить в морозильную камеру, а другой – в теплую воду. Спустя время шарик в морозилке сморщится, а погруженный в теплую воду, напротив, увеличится.
- Воздух – плохой проводник тепла. Именно поэтому зимой животные стараются распушить свою шерсть, а птицы – перья, чтобы хоть ненадолго задержать воздух и таким образом согреться. Люди для этих целей надевают теплую многослойную одежду.
- Воздух обладает упругостью, и это его свойство активно используется в самых разных отраслях, достаточно вспомнить накаченные шины автомобилей или велосипедов.
Что мы узнали?
Рассматривая тему по программе 2 класса Окружающего мира, мы выяснили, какова роль воздуха на нашей планете. Также мы узнали, какое свойство воздуха позволяет нам видеть, слышать, поддерживать жизнедеятельность. Все свойства воздуха успешно используются в самых различных отраслях.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда – пройдите тест.
-
Мария Филатова
9/10
Августина Петрова
10/10
Елена Микешина
10/10
Юлия Бабурина
9/10
Настя Анчербак
10/10
Влад Самсонов
8/10
Алёна Вишнякова
10/10
Алексей Палтусов
9/10
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 272.
Источник
Тема: «Свойства воздуха».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: создать условия для:
– формирования представления о свойствах воздуха;
– развития познавательного интереса, речи, наблюдательности, любознательности, эмоционального восприятия мира, общеучебных и коммуникативных умений, экологического мышления;
– развития умения исследовать свойства вещества экспериментальным способом;
– воспитания бережного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты:
Личностные:
– осознание ответственного отношения к природе;
– умение собраться и настроиться на работу;
– устанавливать связь между целью и ее результатом;
– понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить;
– умение оценивать свою работу.
Предметные:
– формирование представления о свойствах воздуха.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
Познавательные УУД:
– учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.
Коммуникативные УУД:
– учится задавать вопросы, формулировать собственного мнения;
– уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
Средства и оборудование: презентация, учебник и рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 класс, часть 2 (Дмитриева Н. Я.), воздушный шар, мяч, духи, разноцветные карточки, листочки с заданиями.
Ход урока:
1.Организационный момент
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!
Настраиваются на работу.
Л:
– умение собраться и настроиться на работу
2. Подведение итогов наблюдения
Цель: развитие наблюдательности, навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире
Ребята, а кто мне скажет какое сегодня число? День недели? Месяц? А что это за месяц такой?
В феврале, в феврале
Вьюга мчится на метле,
Заметает все пути,
Чтобы марту не пройти,
Не пройти – не придти
И весну не привести!..
Посмотрите видео. Скажите, о чем это видео? Какой месяц февраль?
В народе говорят: «Февраль – бокогрей». Как вы думаете, почему? Верно, это месяц не только снегопадов, злых вьюг, но и первого тёплого солнца.
Скажите, какая сегодня погода? (Температура воздуха, состояние неба, ветер) Молодцы, вы настоящие наблюдатели!
Что мы узнали о погоде февраля?
Отвечают на вопросы:
Двадцатое, пятница, февраль, последний месяц зимы.
Сегодня ….
Мы узнали, что в феврале переменчивая погода: может мести вьюга, а может таять снег
Л:
– понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
К:
– уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
3.Актуализация знаний
Цель: повторение опорных понятий и раннее усвоенных учебных действий
А сейчас, мы посмотрим, какие вы старательные, и как вы подготовили домашнее задание. Для этого вам нужно разгадать загадки:
1) Есть ли, дети, одеяло,
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет?
2) Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем.
3) Из чего состоит воздух?
Почему необходим кислород?
4) Рассмотрите картинку и скажите, каким цветом обозначен кислород, азот, углекислый газ, прочие газы?
5) Кто может пересказать информацию со страницы 24 «Зачем люди изучают атмосферу»?
6) Отличается ли воздух в городе и в лесу? Почему?
Молодцы, ребята. Видно, что вы дома готовились! Скажите, что мы повторяли?
Атмосфера
Воздух
Азот, кислород, углекислый газ и прочие газы.
Он участвует в процессе дыхания всех обитателей Земли – растений, животных, человека.
В городе воздух загрязнен, в лесу свежий воздух.
Изученный материал.
Л:– умение оценивать свою работу.
К:
– уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников.
3.Целеполагание
Цель: выявление затруднений и постановка цели
Как вы думаете, все ли вы знаете о воздухе? Что вам неизвестно? Что можно еще узнать о воздухе?
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о свойствах воздуха. Как вы понимаете слово «свойство»?
Какова цель нашего урока? Что нам нужно сделать, чтобы выполнить цель урока?
Ставят цель урока.
Узнать свойства воздуха. Доказать. Провести опыты.
Л:
– устанавливать связь между целью и ее результатом.
Л:
– уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать.
4.Планирование предстоящей деятельности
Цель: составление плана действий
Давайте спланируем нашу деятельность.
Я предлагаю лесенку успеха:
1 ступень – Узнаю
2 ступень – Применю
3ступень – Оценю
Что нам поможет в достижении нашей цели?
Планируют деятельность на уроке.
Р: – планировать свои действия, правильно их оценивать, высказывать свои мысли;
К:
– уметь слушать и воспринимать речь учителя и ответы сверстников, умение сотрудничать
5.Реализация плана
Цель: построение нового знания
-На какой ступени мы будем находиться?
Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду? Есть ли он вообще? Может, его придумали? Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос! А кто уже догадался, где мы найдём информацию, о том, что нам необходимо сделать?
– Откройте учебник на стр. 26. И прочитайте задание, что же мы будем делать?
– Полную таблицу найдем в рабочей тетради на станице 28, упражнение 71. Изучите таблицу..
– Что расположено в первой столбике? Прочитайте свойства.
– Что расположено во втором столбике? Какие органы чувств вы знаете? Напомните мне их. Что будем писать во второй столбик?
– Что будем записывать в третий столбик?
Какова цель работы? Запишите
Опыт №1. Цвет.
Открываем первое свойство воздуха.
– В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух ? Проведем опыт, у меня в руке предмет (накрыт тканью). Вы не видите его из-за ткани, а если я ее уберу, сможете ли вы увидеть его через воздух.
Какой вывод можно сделать?
Заполним таблицу вместе. Далее проведем еще три опыта, и вы самостоятельно будите заполнять таблицу.
Опыт №2. Запах.
– А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали? Пахнет чем-нибудь воздух? Закройте глаза. (Разбрызгивает духи или лимон.) А сейчас? А какой орган чувств помог нам определить запах?
Где вы чувствуете сильные запахи? Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.
– Значит, какой вывод мы можем сделать?
Опыт № 3. Вкус.
Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его. Какое свойства воздуха мы откроем?
Опыт № 4. Форма.
Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму?
Какое свойство узнали?
– А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Первые 4 опыта. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?
Заполните таблицу. Проверьте.
Опыт № 5
Посмотрите на эти два шарика. Какой из них более упругий? Почему?
Могу ли я сделать второй шарик таким же упругим, как и первый? Что для этого нужно сделать?
Что происходит с шариком, когда мы добавляем воздух? Как называется это свойство?
Опыт № 6
У кого из вас есть велосипед? Какое свойство воздуха используется при накачивании насосом камеры колеса велосипеда? Мяч наполнен сжатым воздухом , сжатый воздух заставляет мяч подпрыгивать . Это свойство воздуха называется упругостью. Камеры колёс автомобилей также наполнены сжатым воздухом . Это позволяет автомобилю мчаться с большой скоростью и смягчает толчки при езде.
– О каких новых свойствах воздуха вы узнали? Дополните таблицу «Свойства воздуха». Где в современной технике человек используется свойства воздуха упругость и сжимаемость?
Мы присядем десять раз. Мышцы не болят у нас. (Приседания.)
Десять раз подпрыгнуть нужно, скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко, поднимаемся легко. (Приседания.)
Раз, два, три! Чеканим шаг. (Ходьба на месте.)
Подаёт учитель знак. Это значит, что пора
Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты.)
Сколько свойств воздуха мы открыли? Эта далеко не все свойства. Мы можем выяснить и еще, но доказать это опытом у нас нет возможности. Но мы можем их определить.
– Как вы думаете, почему космонавты в открытом космосе переговариваются по радио?
В безвоздушном пространстве царит абсолютная тишина. Ученые доказали, что звук распространяется в воздухе, поэтому мы слышим друг друга. Какое свойство это воздуха? Верно, еще одно свойство воздуха – он проводит звук.
-Посмотрите на 28 странице учебника картинку. Как вы думаете, тяжело ли девочке? Почему?
Имеет ли воздух массу?
Воздух, как и всякое вещество, имеет массу. Она давит на нашу голову. Мы же это не замечаем, потому что наш организм приспособился к этому. Но иногда давление атмосферы становится больше или меньше, пожилые и больные люди это чувствуют.
– Ребята, скажите, когда теплее – когда солнечные лучи беспрепятственно попадают на Землю или когда солнце закрыто облаками, тучами? Почему?
Какое еще свойство мы можем можно назвать?
Верно, воздух хорошо пропускает солнечные лучи.
– Откройте учебник на странице 28, прочитаем по цепочке.
О чем говорится в тексте учебника?
Какой вывод можно сделать? Что нового узнали?
Какие свойства можно выделить из прочитанного текста?
– Какие свойства воздуха вы узнали, а какие определили самостоятельно?
Узнаю
Учебник.
Определять свойства воздуха с помощью органов чувств, заполнять таблицу.
Зрение – глаза, слух-ухо, вкус-, обоняние-нос и осязание- кожа.
Определить свойства воздуха с помощью органов чувств.
Воздух невидимый и бесцветный.
Заполняют таблицу вместе с учителем.
Ничего.
Запах духов.
Обоняние.
В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.
Чистый воздух запаха не имеет.
Воздух не имеет вкуса.
Нет.
Воздух не имеет формы.
Заполняют таблицу
Сверяют со слайда.
В нём мало воздуха.
Добавить воздуха.
Воздух сжимается.
Сжимаемость.
Упругость.
Упругость и сжимаемость
Отдыхают.
6
…
Воздух проводит звук.
Нет.
Воздух имеет массу.
Воздух пропускает солнечные лучи.
Читают текст по цепочке.
Пересказывают, выделяют главное.
Воздух помогает удерживать тепло.
Л:
– понимать поставленные цели и задачи на занятии и стремиться их выполнить.
Р:
– понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.
П:
– учатся строить сообщения в устной форме, устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять поиск и классификацию необходимой информации, находить ее в учебнике.
6. Самостоятельная работа:
Цель: организация самостоятельной работы по выполнению заданий
– На какую ступень перейдем?
– На странице 29 учебника посмотрите на иллюстрацию. Кто изображен? Скажите, холодно ли снегирю?
Объясните соседу по парте, в полголоса: Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? Почему люди зимой ходят в шубах, теплых пальто, надевают шерстяные свитеры?
Кто хочет поделиться своими выводами?
Посмотрите, ребята, на странице 29 в разделе «Веселая переменка» верно ли утверждение?
(-От чего зависит температура воздуха?
– От термометра!)
Применяю
4
Совещаются.
Делятся своими мыслями.
Нет.
Л:
– умение оценивать свою работу.
К:
– умение формулировать собственное мнение.
7. Контроль и оценивание
Цель: обучение способам контроля и самооценки деятельности
И, на какой ступени вы сейчас окажетесь?
А теперь проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
У вас на столах лежат листочки, лежат карточки с пронумерованными пустыми клеточками. Я буду читать утверждения, а вы ставить «+» или «-».
1. Воздух не проводит звук.
2. Чистый воздух запаха не имеет.
3. Воздух сжимаемый.
4. Воздух не упругий.
5. Воздух не имеет вкуса.
6. Воздух имеет форму.
7. Воздух видимый.
Поменяйтесь с товарищем по парте, карточками и проверьте правильность. Есть ли у кого ошибки?
Посмотрите, какие ошибки совершили.
Ребятам, у которых есть ошибки, советую быть внимательнее.
Оценю
Самостоятельная работа.
–
+
+
–
+
–
–
Самопроверка.
Л:
– умение оценивать свою работу.
8. Рефлексия
деятельности
Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников