Какое свойство воздуха помогает в холодных странах
Воздух – это смесь газов. Окружает планету, образует атмосферу и содержится во всём, что существует. Он есть в воде, земле, растениях, животных, горах, камнях и необходим для жизни живых организмов. Физические, химические и гигиенические свойства формируют климат в регионах частей Земли, влияют на жизнедеятельность растений и животных.
Основные свойства воздуха
- Прозрачен.
- Не имеет цвета и запаха.
- Не имеет формы, занимает всё пространство.
- Упругость.
- Проводит звук и солнечные лучи.
- Сохраняет тепло.
- При нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
- Подвижен.
Физические свойства
- Температурные. Регулирует теплообмен.
- Влажность. Определяет насыщение газов кислородом, содержание водяного пара.
- Атмосферное давление. Масса атмосферного столба, который давит на поверхность планеты и на всё, что расположено внутри воздушного океана.
- Подвижность. Формирует ветра и обновление газового состава.
- Солнечная радиация. Определяет процент радиоактивных веществ и газов, содержащихся в атмосфере. Основной показатель формирования климата планеты.
- Электрическая активность. Количество электрических зарядов, содержащихся в воздушном пространстве.
Химический состав воздуха
Воздушная оболочка Земли формируется из смеси газов:
- Азот. Основной компонент атмосферы. Не участвует в дыхании, не поддерживает горение. Обеспечивает жизнедеятельность водорослей и некоторых растений.
- Кислород. Жизненно необходимый элемент. Является необходимым в формировании биологических процессов организмов животных, растений. Служит окислителем и основным компонентом горения веществ.
- Углекислый газ. Поглощается деревьями и преобразуется в кислород.
В небольших количествах атмосфера содержит озон, водород, неон, другие газы. По количеству содержания вредных примесей определяют чистоту воздуха. Подробнее – в статье о составе воздуха.
Теплопроводность воздуха
Окружающий воздух практически не проводит тепло. Особенность задерживать тепловой заряд широко используется человеком и животными. Ограничивая подвижность потока, воздушная прослойка задерживает теплообмен организмов, создаёт комфортный микроклимат.
При нагревании с воздухом происходит расширение и он поднимается, становится разреженным. Изменяется его химический состав и влажность. Водяной пар распадается на отдельные газы, становится более летучим.
При охлаждении воздух сжимается и он опускается. Незначительное содержание твёрдых частиц в газах окисляется и насыщается водяными парами. Воздух становится тяжелее и плотнее.
Применение и использование свойств воздуха
Воздушную оболочку планеты активно используют животные и птицы. Способность задерживать тепло помогает животным выживать и регулировать тепловые процессы организма. Шерсть, обитателей северных широт, имеет полую структуру.
Особое строение пера и движение воздушных масс птицы используют для полётов и планирования над землёй.
Наполненный атмосферой пузырь, удерживает рыб в толще воды и способствует перемещению из глубин водоёмов к поверхности.
Подвижность используется растениями для опыления и распространения семян на большие площади.
Человек использует свойства атмосферы в широких спектрах своей жизнедеятельности:
- Теплопроводность обеспечивает обогрев и терморегуляцию организма.
- Способность тёплых воздушных потоков подниматься используют в полётах.
- Упругость и сжатие применяют во всех промышленных системах. Его закачивают в автомобильные шины. Нагнетая воздушное давление, работают пневматические инструменты, оружие.
- Кислород участвует в процессах горения. Все двигатели внутреннего сгорания потребляют большие объёмы кислорода и его соединений.
Более подробная информация об использовании и значении воздуха живыми организмами здесь.
Сравнение свойств воды и воздуха
Основную роль воздушный океан играет в дыхании всех живых существ Земли. Содержание его в воде используется всеми подводными животными и растениями.
Вода и воздух имеют похожие параметры. Она так же прозрачна и безвкусна, так же реагирует на нагрев и охлаждение. Основным отличием воды является способность растворять вещества и её большая плотность. Вода имеет большую массу и теплопроводность, проводит заряды электричества. Способность извлекать необходимые компоненты из воды, без применения специального оборудования, человеку и млекопитающим не под силу.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса «Школа 2100»
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Учитель: Фролова Марина Александровна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели деятельности учителя: сформировать понятие о воздухе, его свойствах и способах применения свойств воздуха человеком.
Планируемые результаты:
Личностные: учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Регулятивные: проявляют познавательную инициативу, занимаются целеполаганием, ставят учебную задачу, проводят коррекцию, контроль полученных знаний, анализировать результаты своей деятельности.
Познавательные: расширят, уточнят и пополнят знания о воздухе и его свойствах. Проводят анализ, синтез, сравнение, извлекают необходимую информацию, самостоятельно создают способы решения проблемы путем творческого и поискового характера, осознанно строят речевые высказывания, строят логические цепи рассуждений и доказательств.
Личностные: учатся осознавать свои возможности в учении; адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием; научатся самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: учатся выражать свои мысли, чувства, учитывать разные мнения, формулировать свое мнение.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов 4 класс, часть 1; учебная презентация; раздаточный материал; оборудование для опытов; видео проведенного опыта; карточки на доску.
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Посмотрите, какой сегодня замечательный день. Давайте же и мы сейчас улыбнемся друг другу, чтобы на нашем уроке царили только доброта и хорошее настроение. И тогда у нас все получится.
-Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, дневник, рабочая тетрадь, пенал.
2. Постанова проблемы и актуализация знаний.
Сценка. Двое учащихся ставят кораблик в емкость с водой, один из них дует на кораблик. Диалог между ними:
– Не пойму, почему кораблик плывет? Между нами ничего нет, а я до него не дотрагиваюсь.
– Между вами воздух. Ты дуешь воздух на кораблик, а он двигается.
-Какие вопросы у вас ребята возникли после просмотра сценки?
(Что такое воздух? Какими свойствами он обладает и как люди научились использовать свойства воздуха.)
– Назовите тему нашего урока. (Слайд 1)
– Какие цели мы поставим перед собой на уроке?
(Узнать, что такое воздух. Выяснить какими свойствами обладает воздух, как человек использует эти свойства).
– Предлагаю составить план урока.
1. Вспомним, что мы уже знаем о воздухе.
2. Узнаем свойства воздуха.
3. Узнаем, как человек использует свойства воздуха.
4. Научимся применять полученные знания.
– А сейчас я предлагаю вспомнить все, что мы уже знаем о воздухе, прослушав сообщения.
1 сообщение «Атмосфера – «земное одеяло».
В космосе царит пустота. Там намного холоднее, чем в морозилке. Зато предметы, освещенные солнцем, нагреваются, как сковородка.
Наша земля окутана воздушной оболочкой – атмосферой. Атмосфера, как одеяло, защищает Землю от космического охлаждения и перегрева.
В атмосфере происходят явления, которые определяют погоду. Облака, ветер, мороз, жара, дождь и снег, гроза и туман – это все атмосферные явления.
Все живые организмы дышат атмосферным воздухом.
– А сейчас нам Даша расскажет как используют воздух животные и растения.
2 сообщение « Как используют воздух животные и растения».
Растениям, как и всем живым организмам, надо дышать. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород. С помощью углекислого газа воды и питательных веществ на свету у растений происходит фотосинтез, в процессе, которого выделяется кислород.
Животные, в том числе и человек, поглощают кислород, а выдыхают углекислый газ, необходимый растениям. Благодаря живым организмам превращение веществ бесконечно идет по замкнутому кругу. Так поддерживается жизнь на Земле.
3.Совместное открытие знаний
3.0. Сообщение учителя. (Слайд 2)
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа и других. Газы не имеют формы и заполняют весь доступный им объем. (Слайд 3)
3.1. Работа по учебнику.
-Откройте учебник на стр.89 и прочитайте текст и подготовьтесь ответить на вопрос: Что произойдет с планетой Земля, если исчезнет атмосфера?
Какую роль играет атмосфера?
3.2. Свойство – движение воздуха. (Слайд 4)
Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает.
Слышишь его,
Да не видишь его. (Ветер)
Ветер – это перемещение воздуха. Благодаря ветру тепло и влага переносятся по всей поверхности земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню. (Слайд 5)
Люди еще в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству Ветряное колесо не потеряло работу и в наше время.
В настоящее время строят ветряные мельницы, ветряные электростанции. В Туймазинском районе есть ветряные электростанции(если ехать в направлении г.Уфа справой стороны после с.Кандры). (Слайд 6)
Оказалось, что ветряные электростанции – это самый чистый способ получения электричества: окружающая природа при этом не загрязняется.
-Назовите минус ветряной электростанции, ветряной мельницы. ( Если нет ветра – они не работают).
3.3 Свойство – воздух при нагревании расширяется(Слайд 7)
– Воздух состоит из частиц. Они постоянно сталкиваются между собой. Когда воздух нагревается, частицы двигаются быстрее и сильнее сталкиваются. Из-за этого частицы отскакивают на большие расстояния. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется. А теплый воздух поднимается вверх. Это свойство воздуха можно увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх. Люди заметили это свойство воздуха и решили его использовать для подъема различных предметов. Так придумали воздушный шар.
Первые воздухоплаватели летали на воздушных шарах, заполненных горячим воздухом. Во время полета его приходилось постоянно подогревать газовой горелкой).
3.4. Свойство – выталкивающая сила.
Комната заполнена воздухом. Теплый воздух – он более легкий и находится на верху комнаты, а внизу – холодный воздух. Если открыть окно, то можно увидеть, как в комнату заходит холодный воздух и выталкивает теплый воздух на улицу. Это свойство воздуха – выталкивающая сила.
Просмотр видеоролика с записью опыта со свечкой, который доказывает, что холодный воздух выталкивает из помещения теплый воздух.
– Откройте рабочую тетрадь с.34 №1. Выполняют. Проверяем – зачитывают ответы.
3.5. Низкая плотность воздуха. (Слайд 8)
Плотность воды 1000 кг/м3.
Плотность воздуха 1,29 кг/м3.
– Что плотнее – воздух или вода? (Воздух менее плотный, чем вода.)
– Можно ли опереться на воду? (Да.)
– При каких условиях? (Если развить большую скорость.)
– А на воздух опереться можно? (да)
– При каких условиях? (если развить большую скорость)
Люди применили это свойство воздуха при создании летательных аппаратов. (Слайд 9)
– Как называются эти летательные аппараты? (Слайд 10)
-Первый самолет в 1903 году создан братьями Райт. Используя низкую плотность, человек понял, что можно быстрее передвигаться по воздуху, чем по суше или воде. (Слайд 11,12)
3.6. Воздух плохо проводит тепло. (Слайд 12)
Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы- перья, а человек надевает теплый свитер. Все это делается только для того, чтобы окружить себя воздушной оболочкой, которая плохо проводит тепло. Посмотрите на окна и ответьте на вопрос:
-Почему в окна вставляют вторые рамы? (стекла сами по себе не защищают от холода, они лишь удерживают прослойку воздуха.)
-Зачем снегом укутывают кусты, грядки? (между снежинками есть воздух и он предохраняет от холода растения)
-Для чего звери одеваются в теплые шубки? (между шерстинками находится воздух и он становится преградой между теплом и холодом)
Очень трудно выживать животным и птицам зимой. Холодно, голодно. Но мы с вами можем помочь птицам преодолеть трудности. Что мы можем сделать для них? (Кормушки)
-Почему люди надевают варежки? (Шерстяные варежки удерживают много воздуха и он сохраняет тепло.
3.7. Упругость и сжимаемость воздуха. (Слайд 13, 14, 15)
Опыт со шприцом. С.91 учебника.
Воздух – упруг и сжимаем.
-Где человек использует это качество воздуха? (мячи, шины автомобильные, баллоны для купания).
4. Обзор книжной выставки.
Ели вы хотите больше узнать об использовании свойств воздуха людьми, об изобретениях, связанных со свойствами воздуха, обратите внимание на следующие энциклопедии и книги из школьной библиотеки….
Физминутка.
Человеку воздух необходим для дыхания.
Сделайте глубокий вдох и выдох( повторяют 2 раза).
Человек изобрел мельницу. Сделайте круговые движения правой рукой, левой рукой, плечами. А теперь сядем в корзину воздушного шара и начнем медленно подниматься. Теперь опускаемся вниз( повторяют 2 раза). Тяжело вам было приседать? А где легче приседать в воде или здесь?.Это потому ,что воздух имеет низкую плотность.
5. Применяем новые знания.
Работа парами.
В рабочей тетради в №3 предлагается сделать модели ветряного колеса, парашюта и планера. И сказать какое свойство воздуха использует модель.
Работа в группах.
Задание для 1, 3 группы:
Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
Птица при полете Сила ветра
В футбольном мяче Плотность
Парусом Упругость
Всеми живыми существами Расширение при нагревании
Растениями Плохо проводит тепло
В двойных рамах Содержание кислорода
В воздушном шаре Содержание углекислого газа
Задание для 2 группы:
Соедини названия наиболее важных свойств воздуха с их использованием.
Для полета самолетов Сила ветра
В шинах автомобиля Плотность
При сжигании Упругость
В газированной воде Расширение при нагревании
В одеяле Плохо проводит тепло
Для получения электричества Содержание кислорода
В воздушном шаре Содержание углекислого газа
5. Итог урока.
Сегодня на уроке мы сделали много открытий о том, сколько удалось изобретений сделать человеку, благодаря свойствам воздуха.
– Из каких газов состоит воздух?
-Какие свойства воздуха вы узнали?
-Как человек применяет эти свойства воздуха?
6. Домашнее задание.
Рабочая тетрадь с.35 задания № 4,5,6,7.
7. Рефлексия.
Оцените свою деятельность на уроке.
У вас на столе лежат пакеты с кружочками разного цвета .Если урок был полезен и понятен ,выберите красный круг, если кое-что чуть-чуть не ясно- жёлтый, если ещё надо потрудиться- синий. Прикрепите их к доске.
8. Оценивание.
За работу на уроке ставлю…
«Спасибо за работу на уроке, за активность. Желаю вам удачи.»
Источник
Урок окружающего мира. 4 класс. 26.11.2014
Учитель: Макарова Е.В. МОАУ СОШ №16.
Тема: Как человек использует свойства воздуха.
Тип урока: Открытие нового знания.
Цели и задачи:
Образовательные:
– сформировать понятие о воздухе: его составе и свойствах;
– рассмотреть примеры использования человеко воздуха.
.Метапредметные:
– развивать умение наблюдать, проводить опыты, наблюдать за ходом и результатами опыта; выводы и умозаключения;
– развивать интерес к предмету;
– создавать условия для высказывания аргументированного мнения;
– развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;
обобщать полученную информацию в виде кластера;
– воспитывать коммуникативные умения, культуру повеления.
Личностные:
– формировать навыки сотрудничества через организацию работы в парах, в группах;
– воспитывать положительное отношение к учебной деятельности, веру в свои силы.
– воспитывать потребность совершенствовать свою устную и письменную речь
Ведущий вид деятельности: продуктивный
Методы работы: деятельностный метод, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические (опыты)
Формы работы: фронтальная, групповая (дети рассажены по группам), самостоятельная.
Функция учителя: организатор сотрудничества, консультант управляющий опытно-поисковой работой.
Педагогические технологии:
– деятельностный метд обучения;
– объяснительно – иллюстративного обучения;
– педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ – технология (презентация).
Материал к занятию: Учебник «Окружающий мир. Человек и природа. 4 класс.» А.А.Вахрушев
Оьорудование:
1. Презентация к уроку
2. Веер, банка и стакан с водой, шприц, пустой пакет, шарики.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (5 минуты)
Проверка домашнего задания.
Мы рады всем гостям. Вы сможете посмотреть урок окружающего мира.
Чем активнее и организованнее мы будем работать, тем больше интересных вещей я вам смогу показать и рассказать. Хотите узнать больше? Тогда работаем!
– Что существует миллионы лет, является основой жизни на земле, используется человеком и до сих пор не закончилось? (вода)
-Вспомним свойства воды и как человек их использует. (Фронтально):
– Как называется водная оболочка земли?
– Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
– Назовите основные свойства воды.
– Сформулируйте закон сообщающихся сосудов. Где его научился использовать человек?
– Почему гайка , опущенная в воду, меньше растягивает резинку, чем гайка подвешенная в воздухе?
– Где человек использует выталкивающее свойство воды?
– Какое свойство воды используется при стирке ?
– Что произойдет с консервной банкой, если ее разогревать, не раскрыв?
– Какое свойство воды используется в паровом двигателе?
– Назовите три состояния воды. Приведите примеры их в природе.
Индивидуально на карточках:
Соедините с помощью стрелок свойства воды и способы их использования.
Текучесть Паровой двигатель
Обладает выталкивающей силой Подслащивание пищи
Свойство сообщающихся сосудов Водяное колесо, турбина электростанции
Расширяется при нагревании Изобретение кораблей
Растворитель Водопровод
2. Актуализация знаний , фиксация затруднения, постановка целей урока.
Построение проекта выхода из затруднения (3 минуты)
– Что еще существует миллионы лет, используется человеком и до сих пор не закончилось? (воздух)
– Попробуйте из моего вопроса и предыдущей темы сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема: Как человек использует воздух и свойства воздуха.
– Собственно сегодняшняя тема – основной вопрос, на который нам предстоит ответить. Можете ли сразу дать полный развернутый ответ?
– Каковы будут цели урока?
Цели урока: 1) Узнать (повторить), что такое воздух, его использование.
2) Узнать (повторить) свойства воздуха и их применение человеком.
– Какой предложите план работы над темой?
1) Вспоминаем то, что знаем
2) Опыты, наблюдения – сводная таблица
3) Выводы
3. Реализация проекта выхода из затруднения (7 минут)
– Вспоминаем то, что знаем:
– Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)
– Что такое воздух? (смесь газов)
– Была бы возможна жизнь на Земле без этой воздушной оболочки? Почему?
– Как используют воздух животные и растения? (все живые организмы дышат, используя кислород воздуха)
– Как питаются растения? (растения используют углекислый газ, находящийся в воздухе в процессе фотосинтеза для создания органических веществ и выделяют кислород)
– Почему без воздуха организмы не проживут и 5 минут? (воздух нельзя запасти впрок)
– Какую еще роль выполняет атмосфера земли? (атмосфера защищает поверхность Земли от перегрева и переохлаждения; благодаря озоновому слою, защищает от губительных ультрафиолетовых лучей).
– Какие свойства воздуха вы уже знаете? ( без вкуса, без цвета, без запаха)
– Предложите, как можно проверить, что воздух – существует, это не пустое место? Возможно, ли его все же почувствовать, потрогать, увидеть? Рассмотрите предметы, представленные у меня на столе (веер, ёмкость с водой и пустой стакан, пустой пакет). Предположите, как их можно использовать при доказательстве.
Опыт 1.
Помахать перед лицом веером (тетрадью). Что почувствовали? (прикосновение)
– Проверьте прикосновение, движение воздуха с помощью подручных средств, которые есть на парте у каждого? (помахать тетрадью) – почувствовали
– При движении, воздух – осязаем.
Опыт 2.
Перевернутый вверх дном стакан опустить в ёмкость с водой.
– Почему вода не попадает в стакан? (там находится воздух – воздушный колокол)
– Немного наклоню стакан. Что произошло? (воздух в виде пузырей вышел из стакана, поднялся над поверхностью воды)
Опыт 3.
Поймать в пустой полиэтиленовый пакет воздух.
– Итак, вывод: воздух – это газ, он окружает нас…повсюду. Воздух не имеет постоянной формы и стремиться заполнить весь доступный ему объем.
– Вспомните первый опыт с веером. Что такое ветер? (ветер – это перемещение воздуха)
– Подумайте, как человек может заставить ветер помогать себе?
(ветер надувает паруса – уже 2-3 тысячи лет назад египтяне плавали по Средиземному морю на вполне совершенных парусных судах, ветряные мельницы, ветряные двигатели электростанций – самый чистый способ получения электроэнергии)
– таблица
Откройте учебник на стр. 89. Иллюстрации показывают использование силы ветра человеком.
-Кто помнит: как возникает ветер? (ветер перемещается из менее теплых областей в более теплые.
– Вспомните свои наблюдения как вы когда-нибудь сидели у костра. Что делает теплый воздух от костра с легкими частицами пепла? (поднимает их вверх)
– Следовательно, теплый воздух поднимается, перемещается из менее нагретого участка к более нагретому.
– Вспомните, где у нас в помещениях устанавливают батареи и форточки, почему? (внизу, чтобы теплый воздух равномерно распределялся по всему объему помещения)
– Мы поговорили о поведении теплого и холодного воздуха. А с каким свойством воздуха это связано, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
( при нагревании – расширяется, при охлаждении – сжимается)
Опыт 2.
Пронаблюдайте еще один опыт, подтверждающий это свойство. Вика провела и зафиксировала его дома по причине ограниченности времени на уроке.
На пластиковую бутылку, внутри которой находится воздух, одеваем шарик. Сначала мы погружали конструкцию в таз с горячей водой. Через некоторое время, причем достаточно продолжительное, шарик начал надуваться. Это значит, что воздух не стал помещаться в бутылке, он расширился при нагревании и начал надувать шарик. Затем мы опустили нашу конструкцию в таз с холодной водой. Постепенно шарик начал сдуваться – ему стало хватать места в бутылке. Значит при охлаждении воздух сжимается.
Вывод: При нагревании воздух расширяется и становится легче, поднимается вверх. При охлаждении – сжимается, становится тяжелее и опускается вниз. – таблица
– Кто догадается, как еще люди научились использовать свойство теплого воздуха подниматься вверх? (воздушные шары) – таблица
– Вспомните, какая сила выталкивает бревно из воды? Подумайте, почему воздушные шарики, наполненные водородом улетают в небо. какая сила заставляет более легкие, чем воздух предметы, подниматься вверх?
(выталкивающая сила ) – таблица
– Началом эры воздухоплавания можно считать 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток воздушного шара – его слабая управляемость. В конце ХIX века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта, приводимого в действие двигателем. Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем фон Цеппелином имел в длину 128 м, а в ширину – почти 12 м. Но будущее было за другим видом летательных аппаратов
Опыт 3.
Бросить листик бумаги в воду.
– Почему лист не остался висеть в воздухе, но лежит на поверхности воды?
(воздух – менее плотное вещество, малая плотность) – таблица
– Можно ли опереться на воду? При каких условиях? Предположите, можно ли опереться на воздух, при каких условиях?
(увеличить площадь опоры, уменьшить вес, развить большую скорость)
– Зато и сопротивление движению в воздухе оказывается минимальным, так что скорость передвижения в воздухе становится менее ограничена.
– Как, по-вашему, человек научился использовать низкую плотность воздуха ? (самолеты, вертолеты, ракеты – перемещение на значительные расстояния с большой скоростью)
– Появление авиации стало возможным тогда, когда мощность двигателей и в то же время легкость материалов для конструирования достигли определенного уровня. Первый самолет с двигателем братьев Райт взлетел в небо в 1903 году. Люди научились использовать само воздушное пространство.
– Рассмотрите иллюстрации на стр. 90: Как называются эти летательные аппараты?
– Используйте свой жизненный опыт, предположите. Как моя кофточка может быть связана с темой урока?
(воздух плохо проводит тепло- низкая теплопроводность) – таблица
– Какое утверждение, по-вашему, правильное: одежда греет тело, или одежда нагревается от тела?
– Благодаря низкой плотности воздух плохо проводит тепло. Когда холодно, звери поднимают шерсть, птицы – перья, а человек надевает вязаную кофточку. Шерстяные вещи, пуховики, шубы создают между телом и внешней средой толстую воздушную прослойку. которая не дает телу терять тепло. Таблица – шерстяные вещи.
– Где еще человек использует низкую теплопроводность воздуха? (встать у окна)
(двойные оконные рамы в домах, находящийся между ними воздух позволяет сохранить тепло в домах) – таблица
– Учебник предлагает нам познакомиться с еще одним свойством воздуха и
провести для этого такой опыт:
Опыт 4. (проводит ребенок у доски)
Возьмем пластиковый шприц без иглы, поставим поршень в среднее положение. Зажав пальцем отверстие для иглы, попробуем сжать и растянуть воздух. Сделайте вывод.
(Вывод: Приложив усилие, воздух можно сжать и растянуть, но он стремится сохранить первоначальный объем.)
– Такое свойство называется – упругость – таблица.
– Где можно использовать упругость накачанного воздуха?
( надувные матрацы, автомобильные шины, мячи) – таблица
– Итак, посмотрите какая сводная таблица использования свойств воздуха у нас получилась.
К этой таблице я хочу добавить, что люди научились использовать не только свойства воздуха, но и газы, входящие в его состав.
– Посмотрите на диаграмме какие еще газы, кроме названных сегодня кислорода и углекислого газа входят в состав воздуха.
Работа в группах.
Учебник нам не предлагает способов использования газов, входящих в состав воздуха. Попробуйте это сделать самостоятельно. Откройте тетради на стр. 35. Развернитесь, объединитесь в группы по четверкам. Обсудите ваши предположения. Просигнальте о готовности.
– Дополним таблицу. Как человек использует газы, входящие в состав воздуха?
Азот – азотные удобрения
Кислород – используют для сварки
Углекислый газ добавляют в воду и получают газировку
Водородом наполняют воздушные шарики
Сделаем выводы: что изучил и использует человек касательно воздуха?
(силу ветра, свойства и состав воздуха)
5. Первичное закрепление во внешней речи. Включение в систему знаний.
(2 минуты)
– Чтобы проверить как вы усвоили материал, предлагаю ответить на мои вопросы, сыграв в игру «Что бы было на Земле, если бы воздух … не был упругим?
– если бы воздух не перемещался, не было бы ветра?
– если бы воздухе не было углекислого газа?
– если бы воздух был более плотным, чем есть?
– если бы в воздухе не было кислород?
– Какое свойство воздуха важнее всего для мяча? Одеяла? Воздушного шара? Самолета? Парашюта?
– Какой газ, входящий в состав воздуха, поддерживает горение в печи и температуру нашего тела? (кислород, при сжигании образуется энергия и тепло, поддерживающие температуру тела и печи)
Работа в тетради (при наличии времени)
– Предлагаю поразмышлять, высказать свою точку зрения:
– Назовите предметы, которым плотность воздуха помогает (чем больше, тем лучше) –
парашют, самолет, надувной матрац, мяч, воздушные шары
– Назовите предметы, которым плотность воздуха мешает (чем она меньше, тем лучше) – парусник, свитер, самолет, ракета
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (3 минуты)
Работа в тетради. Стр. 34. № 2
– Напишите какие свойства воздуха используют
Вертолет
плотность
Двойное остекление
низкая теплопроводность
Растение
наличие в воздухе углекислого газа
Ракета
плотность
Надувной матрац
упругость
Костёр
наличие в воздухе кислорода
Проверьте свою работу по эталону.
У кого получилось без ошибок?
У кого были затруднения, каковы ваши дальнейшие действия? (внимательно прочитать, разобраться с материалом учебника дома)
7. Рефлексия учебной деятельности. (3 минуты)
Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Какова была цель сегодняшнего урока? (Узнать, как человек использует воздух)
Достигли ли цели? Докажите:
– Что кроме свойств воздуха научились использовать люди? (воздушное пространство, силу ветра, составные части воздуха)
– Какие свойства воздуха запомнили?
– Кто доволен уроком и собой на уроке?
– У кого мои вопросы еще вызывали затруднения? – внимательно поработать дома
– Кто очень доволен и уроком и собой?
Спасибо за урок. Спасибо за внимание.
Или блиц-опрос:
– Что такое воздух?
– Какие газы входят в состав воздуха
– Имеет ли воздух определенную форму и объем
– Как называется воздушная оболочка земли
– Что использовали люди в древности для путешествий на парусниках по морям
– Что делает воздух при нагревании
– Почему не падают самолеты. Вертолеты
– Какое свойство воздуха используется в надувных матрацах, мячах
– Какой газ используют при производстве газировки
– Сколько человек может прожить без воздуха
– Воздуха на земле много, всем хватит, о нем не стоит заботиться
Опыт 6. Воздух имеет вес, массу.
Возьму 2 одинаковых шарика. Один из шариков – надут воздухом, другой – нет. Оба шарика привязаны к концам палочек. Положу палочку с не надутым шариком на край стола так, чтобы он находился в равновесии. Помечу место пересечения со столом. Точно так же положу палочку с надутым шариком. Что произошло? (надутый шарик с воздухом перевесил)
– Следовательно?…(воздух имеет вес, массу)
– Если воздух имеет вес, значит он давит на Землю.
– Ветер дует из области высокого давления в область низкого давления (если на тебя давят, хочется убежать, уйти в область менее сильного давления). Область высокого давления обычно наблюдается в области с холодными воздушными массами, а низкое – с теплыми.
Личностные:
осознанное
отношение
к учению
Познавательные:
– сравнение
– синтез
– структуриро
-вание знаний
– выдвижение
гипотез
Познават-е:
– постановка
проблемы
– выдвижение
гипотез
Регулятивные:
-целеполагание
– планирование
– знаково-
символическое
моделирование
Познавательные:
– структуриро-
вание знаний
– выдвижение
гипотез
Познавательные:
– структуриро-
вание знаний
Регулятивные:
– контроль
– оценка
– коррекция
– волевая
саморегуляция
Коммуника-
тивные:
– выражать
свои мысли
в партнерстве
Регулятивные:
– волевая
саморегуляция
– самооценка
Познавательные:
– рефлексия
познавательного
процесса
Регулятивные:
– волевая
Саморегуляция
– контроль,
– самооценка
Познавательные:
– рефлексия
познавательного
процесса
Источник