Какое свойство воздуха подтверждает этот опыт окружающий мир
Опыты и эксперименты
Свойства воздуха
для детей 5-7 лет
Свойства воздуха
Мы дышим воздухом
1. Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?
Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте. Что появилось в стакане? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из трубочки.
Вывод:
Мы дышим воздухом, но он невидимый.
Свойства воздуха
Воздух есть везде
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?
1. Опустите в емкость с водой кусочки хлеба, кусок сахара, яйцо. Что появилось на поверхности воды? Нарисуйте пузырьки воздуха.
2. Опустите в емкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку. Нарисуйте, что произошло с этими предметами. Почему предметы всплыли на поверхность?
3. Опустите в емкость с водой апельсин в кожуре и апельсин очищенный. Нарисуйте, что с ними произошло. Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности?
Вывод:
Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
1. Опустите пластиковую бутылку в емкость с водой. Что произошло с бутылкой? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из бутылки.
2. Возьмите пластиковый стакан и медленно опустите его в воду. Наклонять стакан нельзя. Почему вода не попала в стакан? Наклоните стакан и опустите его в воду. Что произошло? Нарисуйте стакан, наполненный водой, и пузырьки воздуха, выходящие из него.
Вывод:
Вода вытесняет воздух из бутылки и стакана, потому что воздух легче воды.
Свойства воздуха
Есть ли запах у воздуха?
Как вы думаете, есть ли запах у воздуха?
1. Понюхайте окружающий вас воздух. Убедитесь, что он не пахнет.
2. Обрызгайте комнату освежителем воздуха с ароматом сирени или ландыша.
Какой запах вы почувствовали?
3. Внесите блюдо с разрезанными овощами и фруктами. (Блюдо должно быть на¬
крыто салфеткой.) Какой запах вы почувствовали?
Нарисуйте растения, которым принадлежат эти запахи.
Вывод:
Воздух не имеет запаха, но насыщается запахами разных пахучих предметов.
Свойства воздуха
Где воздух чище?
Как вы думаете, где воздух чище?
Возьмите два листа картона. На каждом листе с помощью веревки сделайте петельку. Намажьте листы слоем вазелина. Один лист повесьте на дерево на участке детского сада, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит транспорт. Через сутки снимите листы и рассмотрите их через лупу. Какой лист картона оказался более грязным? Почему? Закрасьте этот лист черным карандашом.
Вывод:
Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев, а выхлопные газы машин загрязняют воздух.
Свойства воздуха
Что растает первым?
Как вы думаете, что быстрее тает — снег или лед?
Принесите с прогулки снеговой шарик (снежок), крупную и мелкую сосульки. Каждый предмет поместите в отдельную емкость. Понаблюдайте, как они будут таять. Обведите красным кружком то, что растает первым, а желтым кружком — то, что растает после него, зеленым кружком — то, что растает последним.
Вывод:
В теплом помещении первым тает снег, а затем лед. Чем толще лед, тем дольше он тает. Вот почему весной водоемы освобождаются ото льда после того, как полностью сойдет снег.
Свойства воздуха
Свеча в банке
Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Зажгите свечу и накройте ее банкой. Наблюдайте, что произойдет со свечой. Почему свеча погасла? Отметьте на рисунке, что пламя свечи погасло. Например, зачеркните пламя.
Вывод:
Для горения необходим кислород, который содержится в воздухе.
Свойства воздуха
Имеет ли воздух вес?
Как вы думаете, весит ли воздух?
Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар? Обозначьте стрелкой, как изменилось положение вешалки.
Вывод:
Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
Свойства воздуха
Может ли воздух двигаться?
Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Пока обогреватель холодный, ленточка висит неподвижно. Включите обогреватель. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?
Покажите на рисунке, как ленточка двигается от потока воздуха. Нарисуйте стрелочки с правой и левой сторон от ленточки.
Вывод:
Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, он становится легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.
Свойства воздуха
Может ли воздух сжиматься?
Как вы думаете, может ли воздух сжиматься?
Надуйте два воздушных шара так, чтобы они были одинакового размера. Первый шар повесьте в групповой комнате, а второй шар за окном. (Эксперимент проводится в холодное время года.) Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Нарисуйте шары.
(Условные обозначения: Т — тепло, X — холодно.)
Вывод:
Воздух на холоде сжимается, поэтому шарик стал меньше.
Свойства воздуха
Как воздух помогает плавать
1. Как вы думаете, может ли воздух помогать предметам плавать?
Возьмите две одинаковые пластмассовые бутылочки. Одну бутылочку плотно закройте крышкой, а вторую оставьте открытой. Какая из бутылочек будет плавать? Опустите бутылочки в воду. Что произошло? Открытая бутылка наполнится водой и тут же пойдет на дно, бутылка с плотно закрытой крышкой будет плавать.
2. Опустите в воду резиновый мяч, воздушный шар. Убедитесь, что они плавают. Почему?
Нарисуйте, что произошло с предметами после того, как их опустили в воду.
Вывод:
Воздух легче воды, он заполнил бутылку и не дал ей утонуть. Предметы, заполненные воздухом, называются полыми. Они всегда плавают.
Свойства воздуха
Что такое конденсация
Как вы думаете, можно ли сделать воду из воздуха?
В морозильной камере заранее заморозьте кубики льда. Стеклянную банку наполните кубиками льда. Потрогайте банку и убедитесь в том, что она стала холодной. Через некоторое время наружная поверхность банки покроется мелкими капельками воды. Чтобы в этом убедиться, протрите банку сухой салфеткой. Салфетка намокнет. Откуда на поверхности банки появилась вода?
Нарисуйте, что произойдет с банкой после того, как ее наполнили кубиками льда. Объясните, почему банка покрылась капельками воды.
Вывод:
В воздухе есть водяной пар, он охладился и превратился в капли воды, которые можно увидеть глазом. Это явление называется конденсацией.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
В емкость с водой погрузите пустую алюминиевую банку так, чтобы она наполнилась водой и утонула. В банку вставьте конец пластмассовой трубочки. Подуйте в трубку. Наблюдайте, как банка поднимется на поверхность. Почему это происходит?
Нарисуйте банку, которая всплыла на поверхность.
Вывод:
Воздух, которым наполнили банку, вытеснил воду. А поскольку воздух легче воды, то и банка стала легче и поднялась на поверхность.
Свойства воздуха
Упругий ли воздух?
Как вы думаете, воздух упругий или нет?
1. Возьмите одноразовый шприц с отрезанным верхом и вставьте в него второй поршень так, чтобы поршни оказались один напротив другого. Между поршнями оставьте промежуток из воздуха 2-3 см. Надавите на поршень и наблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. Почему так произошло? Нарисуйте, что произошло с верхним поршнем.
2. С усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется и не даст поршням встретиться. Зарисуйте синим карандашом воздух внутри поршня.
Вывод:
Если воздух сжать, он становится упругим.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников
«Свойства воздуха»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Материалы и оборудование:
– Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей
Символы, обозначающие:
- температуру (градусник)
- не имеет запаха;
- воздух легче воды;
- теплый воздух поднимается вверх
- Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,
- по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
- по кусочку апельсиновой корки;
- чеснок и чеснокодавилка;
- влажные салфетки на каждого ребенка;
- одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
- плакат «Органы дыхания»
- весы, воздушные шары
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа:
Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз:
(Дети произносят)
«Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать.
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!»
В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.
В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох)
-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)
- А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
- А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).
В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.
ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)
Песня «Воздушный шар»
Воспитатель:
Мы отправились в полет на воздушном шаре,
И про воздух – невидимку все сейчас узнаем
В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)
Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.
Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).
- Что вы видите? (Шарик надувается)
Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.
- А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
- – Что происходит? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)
При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).
- Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)
А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.
- Что вы чувствуете? (Ветер)
- Как он возник? (Это движется воздух)
- Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?
Ребенок читает ст-е:
Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,
А бывает грозовой и снежный.
И такой, что резво с травами играет,
И такой, что с силой волны поднимает.
Шумный и холодный,
Теплый и ласковый,
Ветер – ветерочек,
Разный – разный…
Физ.минутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
В зал под музыку влетает Карлсон.
В-ль: Кого же к нам ветром занесло?
К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!
В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!
К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!
В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах?
К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!
В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим.
Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)
Воспитатель давит дольку чеснока.
- Вы чувствуете запах?
- Чем пахнет? (Чесноком) Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем). Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?
В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)
В-ль: давайте проверим !
. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?
К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да)
В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»
- Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
- Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)
Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.
В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес).
В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!
В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:
Мы любопытные ребята,
Желаем много в жизни знать.
Давайте изучать природу,
Беречь ее и уважать.
До свидания! (Дети уходят.)
Источник
Булгакова И.А.
Конспект образовательной деятельности с детьми
с элементами экспериментирования
«Экспериментирование как эффективный способ
обучения дошкольников. Воздух и его свойства»
(подготовительная группа)
Цель: с помощью совместной экспериментальной деятельности с детьми закрепить, обобщить и систематизировать знания детей о воздухе и его свойствах. Вызвать у детей интерес к экспериментированию.
Задачи:
- Закрепить знания детей о понятии «воздух», уточнить его свойства («Познание»).
- Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. На опытах показать, что воздух – вокруг нас («Познание»).
- Закрепить у детей знания о таком природном явлении как ветер ( «Познание»).
- Воспитывать у дошкольников интерес к окружающему миру («Социализация»).
- Развивать интерес к познавательной деятельности, высказывая предположения и обосновывая их («Познание»).
- Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой («Социализация»).
- Воспитывать дружеское отношение, желание помогать друг другу в игровых ситуациях («Социализация»).
- Развивать умение поддерживать беседу, совершенствуя диалогическую речь. Обогащать речь дошкольника прилагательными, характеризующими свойства: прозрачный, легкий, подвижный, невидимый («Коммуникация»).
Методы и приёмы:
- Практические: опыты с расчёской, ленточкой, целлофановым пакетом, стаканом, коктейльными трубочками;
- Наглядные: иллюстрации по теме «Воздух», картинки с изображением ветреной и безветренной погоды, карточки с изображением живой и неживой природы.
- Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, загадки, чтение стихотворений.
Интеграция образовательных областей:
- «Познание» (Формирование целостной картины мира. Продуктивная и конструктивная деятельность)
- «Коммуникация»
- «Социализация»
- «Труд»
- «Физическая культура»
- «Художественное творчество»
- «Музыка»
Предварительная работа:
- Проведение бесед на темы: «Живая и неживая природа», «Воздух», «Ветер».
- Наблюдения за живой и неживой природой.
- Проведение элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха.
- Наблюдение за ветреной и безветренной погодой на прогулке.
- Загадывание загадок о воздухе и природных явлениях (ветер, ураган).
- Разучивание стихотворений о воздухе.
- Изготовление бумажных корабликов (способом оригами).
- Рассматривание тематического альбома «Природные и погодные явления».
Оборудование и материалы:
- музыкальная композиция (появление Феи);
- воздушный шарик с письмом;
- карточки с изображением предметов живой и неживой природы;
- тазик с водой, стеклянный стакан;
- бумажные кораблики (по количеству детей);
- тазы с водой для пускания корабликов;
- целлофановые пакеты (по количеству детей);
- духи, апельсин, хлеб, мыло.
Ход мероприятия
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
Воспитатель: – Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Сели). А теперь не будем отвлекаться, и покажем нашим гостям, что мы знаем и умеем.
– Сегодня к нам залетел воздушный шарик, который принёс какую-то записку. На шарике написано: «От Феи». От какой такой Феи? Может, здесь подсказка? (открывает записку). Это загадка. Послушайте:
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это? (Воздух)
Под музыкальное сопровождение заходит Фея.
Фея: – Здравствуйте, ребята. Я – Фея Воздуха. Хочу пригласить вас в своё королевство воздуха.
– Закройте глазки. И вы перенесётесь в мой мир – мир необычного и таинственного. (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой).
– Что вы знаете о воздухе? (ответы детей — воздух невидим, он прозрачный, бесцветный).
– Зачем нам нужен воздух? (ответы детей). А вы знаете, что человек, как и все живое, не может жить без воздуха? Как это проверить?
Воспитатель: – А мы знаем как.
Воспитатель предлагает детям плотно закрыть рот, а нос зажать пальцами.
– Ну вот, никто из вас не смог прожить без воздуха и ни минуты! А кому еще воздух необходим? (детям, животным, растениям).
– А кому (чему) воздух не нужен? (ответы детей).
– А теперь давайте подойдем к доске (на столе возле доски лежат карточки с изображением предметов живой и неживой природы). Вам надо эти карточки разделить на две группы — кому воздух необходим, а кому нет (дети по очереди выполняют задание). Правильно, молодцы, вы все справились с заданием.
Фея: – А как вы думаете, где живет воздух? (Он повсюду, он вокруг людей и внутри нас).
– Подумайте, как еще вы можете доказать, что воздух есть везде (вокруг нас) (ответы детей).
- Опыт 1
Воспитатель:- А мы с ребятами проведём сейчас опыт. Давайте попробуем поймать воздух. Посмотрите, у нас есть предметы, которыми мы будем его ловить (расческа, ленточка).
– Кто сумеет доказать, что поймал воздух? (Дети ловят расческой, ленточкой.)
– Поймали?
– Не получается. А давайте попробуем целлофановым пакетом. (Дети подходят к столу, берут пакеты и ловят ими воздух. У одного ребенка пакет с дыркой — у него воздух не ловится).
Фея: – А почему воздух не ловится этим пакетом? (ответы детей — в пакете дырка, воздух выходит из пакета.) Правильно, воздух можно поймать только в плотно закрытый пакет.
– А почему пакет надулся? (Потому что там воздух).
– Молодцы, ребята. Какой же вывод вы можете сделать из этого опыта?
Вывод: воздух есть вокруг нас, он невидимый, прозрачный, бесцветный, упругий; воздух принимает форму предмета, в котором он находится.
Дети садятся на стулья.
- Опыт 2
Фея: – Возьмем стакан. Как вы думаете, в нем есть воздух? Давайте проверим.
– Поместим на дно стакана кусочек пластилина, прикрепим к нему салфетку и прижмем ее ко дну стакана. А теперь я переверну стакан и погружу его полностью в воду.
Как вы думаете, вода намочит салфетку?
– Проверим. Вынимаем стакан из воды и трогаем салфетку руками. Салфетка сухая. Почему? (Воздух не дал воде войти в стакан)
– Мы видим воздух в стакане? (Нет) Значит, он невидимка. А почему мы можем назвать его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно)
– А что еще прозрачным может быть? (стекло, вода)
Вывод: Воздух есть везде, он невидимый.
- Опыт 3 «Буря в стакане воды».
Воспитатель раздает каждому ребенку стаканчик с водой и трубочку, дети дуют в трубочку, получается «буря».
Воспитатель: – Почему получились пузыри? Откуда в трубочках взялся воздух?
Вывод: воздух есть внутри нас.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а теперь я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка «Если весело живётся, делай так…» (показывает воспитатель)
- Опыт 4
Фея: – А как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей). И это можно проверить. Закройте глаза, а когда я вам скажу, вы медленно будете вдыхать и говорить, чем пахнет.
(Фея подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин, хлеб, мыло). Один ребенок вдыхает просто воздух)
– Кто что почувствовал? (ответы детей). А ты, Саша? (ребенок отвечает, что ничем не пахло). А почему? (ответы детей) Правильно, Саша ничего не почувствовал, потому что я ему ничего не давала понюхать. Он вдыхал просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
- Опыт 5:
Воспитатель: – Давайте представим, что таз — это море. Давайте пустим кораблики, которые вы сделали вчера, плавать по морю (дети опускают кораблики на воду). Вот плывут наши кораблики, плывут, и вдруг начинается шторм — поднялся сильный ветер. Как мы с вами будем делать ветер? (ответы детей — помахать руками, подуть).
-А кто знает, что такое ветер? (ответы детей — движение воздуха). Правильно.
Вывод: воздух способен двигать предметы.
Воспитатель: Фея, наши ребята также знают стихотворения о воздухе.
1 ребенок: Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
2 ребенок: Он в лесу, густой, душистый
Как целительный настой
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
3 ребенок: Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой
Когда иней лег на стекла
Пышной белой бахромой.
4 ребенок: Мы его не замечаем
Мы о нем не говорим
Просто мы его вдыхаем
Ведь он нам необходим.
Фея: Молодцы, ребята. Вы сегодня хорошо потрудились. За это я вас хочу наградить медалями.
Фея: А теперь закройте глаза, и вы снова окажетесь в своей группе. А я с вами прощаюсь. До скорых встреч! (Фея проходит около детей, касаясь всех волшебной палочкой. Выходит из группы)
Воспитатель:
-Дети. О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
Верно. Мы убедились, проделав опыты, что воздух: невидимый, прозрачный, без вкуса и запаха. Воздух есть везде. Без воздуха не было бы жизни на нашей Земле.
Источник