Какое свойство воздуха подтверждает этот опыт
Опыты и эксперименты
Свойства воздуха
для детей 5-7 лет
Свойства воздуха
Мы дышим воздухом
1. Как вы думаете, как можно увидеть воздух, которым мы дышим?
Опустите трубочку для коктейля в стакан с водой и подуйте. Что появилось в стакане? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из трубочки.
Вывод:
Мы дышим воздухом, но он невидимый.
Свойства воздуха
Воздух есть везде
Как вы думаете, воздух есть во всех предметах?
1. Опустите в емкость с водой кусочки хлеба, кусок сахара, яйцо. Что появилось на поверхности воды? Нарисуйте пузырьки воздуха.
2. Опустите в емкость с водой кусочек пемзы, поролоновую губку. Нарисуйте, что произошло с этими предметами. Почему предметы всплыли на поверхность?
3. Опустите в емкость с водой апельсин в кожуре и апельсин очищенный. Нарисуйте, что с ними произошло. Почему очищенный апельсин утонул, а апельсин в кожуре плавает на поверхности?
Вывод:
Воздух есть во всех предметах. Если в предметах много пустот, которые заполнены легким воздухом, то они всплывают на поверхность.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
1. Опустите пластиковую бутылку в емкость с водой. Что произошло с бутылкой? Почему? Нарисуйте пузырьки воздуха, выходящие из бутылки.
2. Возьмите пластиковый стакан и медленно опустите его в воду. Наклонять стакан нельзя. Почему вода не попала в стакан? Наклоните стакан и опустите его в воду. Что произошло? Нарисуйте стакан, наполненный водой, и пузырьки воздуха, выходящие из него.
Вывод:
Вода вытесняет воздух из бутылки и стакана, потому что воздух легче воды.
Свойства воздуха
Есть ли запах у воздуха?
Как вы думаете, есть ли запах у воздуха?
1. Понюхайте окружающий вас воздух. Убедитесь, что он не пахнет.
2. Обрызгайте комнату освежителем воздуха с ароматом сирени или ландыша.
Какой запах вы почувствовали?
3. Внесите блюдо с разрезанными овощами и фруктами. (Блюдо должно быть на¬
крыто салфеткой.) Какой запах вы почувствовали?
Нарисуйте растения, которым принадлежат эти запахи.
Вывод:
Воздух не имеет запаха, но насыщается запахами разных пахучих предметов.
Свойства воздуха
Где воздух чище?
Как вы думаете, где воздух чище?
Возьмите два листа картона. На каждом листе с помощью веревки сделайте петельку. Намажьте листы слоем вазелина. Один лист повесьте на дерево на участке детского сада, а другой — возле автомобильной дороги, где проходит транспорт. Через сутки снимите листы и рассмотрите их через лупу. Какой лист картона оказался более грязным? Почему? Закрасьте этот лист черным карандашом.
Вывод:
Воздух, попадающий к нам в легкие, гораздо чище там, где много деревьев, а выхлопные газы машин загрязняют воздух.
Свойства воздуха
Что растает первым?
Как вы думаете, что быстрее тает — снег или лед?
Принесите с прогулки снеговой шарик (снежок), крупную и мелкую сосульки. Каждый предмет поместите в отдельную емкость. Понаблюдайте, как они будут таять. Обведите красным кружком то, что растает первым, а желтым кружком — то, что растает после него, зеленым кружком — то, что растает последним.
Вывод:
В теплом помещении первым тает снег, а затем лед. Чем толще лед, тем дольше он тает. Вот почему весной водоемы освобождаются ото льда после того, как полностью сойдет снег.
Свойства воздуха
Свеча в банке
Как вы думаете, можно ли погасить горящую свечу, не прикасаясь и не задувая ее? Зажгите свечу и накройте ее банкой. Наблюдайте, что произойдет со свечой. Почему свеча погасла? Отметьте на рисунке, что пламя свечи погасло. Например, зачеркните пламя.
Вывод:
Для горения необходим кислород, который содержится в воздухе.
Свойства воздуха
Имеет ли воздух вес?
Как вы думаете, весит ли воздух?
Надуйте два воздушных шара одинакового размера и завяжите нитками. Два стула установите спинками друг к другу и на них положите палку с вешалкой. К каждому концу вешалки прищепкой прикрепите по одному воздушному шару, установите равновесие. Один из шаров проткните булавкой. Что произошло? Почему, после того как вышел воздух, вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар? Обозначьте стрелкой, как изменилось положение вешалки.
Вывод:
Воздух имеет вес, поэтому вешалка наклонилась в ту сторону, где остался надутый шар.
Свойства воздуха
Может ли воздух двигаться?
Как вы думаете, может ли воздух двигаться?
Два стула установите спинками друг к другу и на них уложите гимнастическую палку. Между стульями установите электрический обогреватель. На середину палки положите ленточку. Пока обогреватель холодный, ленточка висит неподвижно. Включите обогреватель. Когда он нагреется, ленточка постепенно придет в движение. Почему так происходит?
Покажите на рисунке, как ленточка двигается от потока воздуха. Нарисуйте стрелочки с правой и левой сторон от ленточки.
Вывод:
Воздух может двигаться. Холодный воздух нагревается, он становится легким и поднимается вверх. Так в природе образуется ветер.
Свойства воздуха
Может ли воздух сжиматься?
Как вы думаете, может ли воздух сжиматься?
Надуйте два воздушных шара так, чтобы они были одинакового размера. Первый шар повесьте в групповой комнате, а второй шар за окном. (Эксперимент проводится в холодное время года.) Через несколько часов сравните размеры шаров. Какой шарик изменился и почему? Нарисуйте шары.
(Условные обозначения: Т — тепло, X — холодно.)
Вывод:
Воздух на холоде сжимается, поэтому шарик стал меньше.
Свойства воздуха
Как воздух помогает плавать
1. Как вы думаете, может ли воздух помогать предметам плавать?
Возьмите две одинаковые пластмассовые бутылочки. Одну бутылочку плотно закройте крышкой, а вторую оставьте открытой. Какая из бутылочек будет плавать? Опустите бутылочки в воду. Что произошло? Открытая бутылка наполнится водой и тут же пойдет на дно, бутылка с плотно закрытой крышкой будет плавать.
2. Опустите в воду резиновый мяч, воздушный шар. Убедитесь, что они плавают. Почему?
Нарисуйте, что произошло с предметами после того, как их опустили в воду.
Вывод:
Воздух легче воды, он заполнил бутылку и не дал ей утонуть. Предметы, заполненные воздухом, называются полыми. Они всегда плавают.
Свойства воздуха
Что такое конденсация
Как вы думаете, можно ли сделать воду из воздуха?
В морозильной камере заранее заморозьте кубики льда. Стеклянную банку наполните кубиками льда. Потрогайте банку и убедитесь в том, что она стала холодной. Через некоторое время наружная поверхность банки покроется мелкими капельками воды. Чтобы в этом убедиться, протрите банку сухой салфеткой. Салфетка намокнет. Откуда на поверхности банки появилась вода?
Нарисуйте, что произойдет с банкой после того, как ее наполнили кубиками льда. Объясните, почему банка покрылась капельками воды.
Вывод:
В воздухе есть водяной пар, он охладился и превратился в капли воды, которые можно увидеть глазом. Это явление называется конденсацией.
Свойства воздуха
Воздух легче воды
Как вы думаете, что легче — воздух или вода?
В емкость с водой погрузите пустую алюминиевую банку так, чтобы она наполнилась водой и утонула. В банку вставьте конец пластмассовой трубочки. Подуйте в трубку. Наблюдайте, как банка поднимется на поверхность. Почему это происходит?
Нарисуйте банку, которая всплыла на поверхность.
Вывод:
Воздух, которым наполнили банку, вытеснил воду. А поскольку воздух легче воды, то и банка стала легче и поднялась на поверхность.
Свойства воздуха
Упругий ли воздух?
Как вы думаете, воздух упругий или нет?
1. Возьмите одноразовый шприц с отрезанным верхом и вставьте в него второй поршень так, чтобы поршни оказались один напротив другого. Между поршнями оставьте промежуток из воздуха 2-3 см. Надавите на поршень и наблюдайте, как воздух выдавил верхний поршень из шприца. Почему так произошло? Нарисуйте, что произошло с верхним поршнем.
2. С усилием надавите на оба поршня. Воздух сожмется и не даст поршням встретиться. Зарисуйте синим карандашом воздух внутри поршня.
Вывод:
Если воздух сжать, он становится упругим.
Источник
Светлана Чебышева
Опыты с воздухом
Опыт №1. «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
Какой сейчас можно сделать вывод? Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
Опыт №2. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
Подуйте через трубочку на свою ладошку.
Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем.
Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте.
На воде появились пузырьки.
Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали).
Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт №3. «Воздух – невидимка»
Оборудование: большая прозрачная ёмкость с водой, стакан, салфетка.
На дно стакана необходимо закрепить бумажную салфетку. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в ёмкость с водой.
Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Вынули стакан из воды и потрогали салфетку, она оказалась сухой.
Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?
Это доказывает, что в стакане находился воздух, который не пустил воду в стакан. А раз воды нет, значит, она намочить салфетку не может.
Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его.
Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха).
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.
Опыт №4. «Движение воздуха»
Оборудование: Заранее сделанные из цветной бумаги веера.
Ребята, а мы можем почувствовать движение воздуха? А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).
Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Возьмите веера и помашите им в лицо.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес?»
Оборудование: два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (можно заменить палкой длинной около 60-ти см. На её середине закрепите верёвочку, а на концах воздушные шары).
Предложите детям подумать, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом.
Проткните зубочисткой один из надутых шаров.
Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).
Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
Проткните зубочисткой второй шарик.
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: Воздух имеет вес.
Источник
Конспект НОД в подготовительной группе
«Свойства воздуха»
Цель и задачи педагогической деятельности: Формировать систему знаний о свойствах воздуха и его роли в жизни человека, а так же формировать основы знаний английского языка.
Задачи воспитателя:
Образовательные: уточнить и расширить представление детей о воздухе средствами исследовательской деятельности; формировать у детей представление о некоторых свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается, имеет вес, легче воды).
Развивающие: развивать способность делать выводы, умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать, запоминать и правильно произносить английские слова.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, интерес и желание расширять свой кругозор, воспитывать желание сохранить чистоту воздуха.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, исследование.
Оборудование для педагога: стакан, бумага, воздушный шар, миска, трубочка.
Оборудование для детей: стаканы, бумаги, воздушные шары, кусочки апельсина, чеснока, яблоки, миски, трубочки, мыльные пузыри.
Образовательная деятельность.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, Подходите ко мне и становитесь в круг (дети вместе с воспитателем поют песню
Загадка:
Гостьи к нам пришли: седая, А за нею – молодая, Третья ярко расцветает, А четвертая рыдает.
Дети: Времена года: лето, осень, зима и весна.
Воспитатель: Да, правильно ребята,
Молодцы ребята. А скажите, какое время года вы больше любите зиму или лето? А чем отличаются зима от лета? Лето – какое?
Дети: Яркое, теплое, солнечное, жаркое. Повсюду зеленая трава, цветы, бабочки летают, можно купаться и т.д.
Воспитатель: Да верно, а какой воздух летом?
Дети: Летом воздух теплый, бывает иногда душно, трудно дышать. Летом дует теплый ветерок.
Воспитатель: Да, правильно. А зима, какая ребята?
Дети: Холодная, везде снег, можно кататься на санках, лыжах и.т.д.
Воспитатель: Да, молодцы. Ребята, а каким воздух бывает зимой?
Дети: Зимой воздух свежий, холодный, морозный. Зимой – дует холодный, ледяной ветер.
Воспитатель: Ребята, вы сказали, что воздух бывает теплым и холодным. А что такое воздух?
Холодный ледяной ветер, животные.
Воспитатель: Правильно, а вы хотите узнать, что такое воздух, и какие у него свойства?
Дети: Да.
Воспитатель: Почему мы не видим воздух? Почему его называют воздух-невидимка? Как это доказать? Ребята, хотите узнать ответы на эти вопросы?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы отправимся в нашу лабораторию и проведём несколько исследований.
Опытно-исследовательская деятельность
Опыт №1
Воспитатель: (берет в руки стакан) Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан по очереди всем детям, выслушивает ответы, но не оценивает их.)
Дети: Нет, ничего в нем нет.
Воспитатель: А вот мы сейчас проверим.
На столе у каждого ребенка миска с водой и стаканчик. Воспитатель предлагает повторить его действия. Он переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает с ребятами эти вопросы, выслушивает их гипотезы. Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель: Давайте посмотрим внимательно вокруг – направо, налево, вверх, вниз, по сторонам. А вы видите воздух? Я воздуха не вижу.
Дети: Нет, не видим, он невидимый.
Воспитатель: Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим.
Опыт №2
Воспитатель: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой. Что вы почувствовали?
Дети: Подул ветерок.
Воспитатель: Да, это и есть воздух.
Воспитатель: А как получается ветерок?
Дети: Это двигается воздух.
Воспитатель: Ребята, что находится вокруг нас?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить, а еще почувствовать и ощутить. Вывод: Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха: он невидимый..
Опыт №3. Воспитатель: Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз). А теперь сделайте еще раз глубокий вдох и не дышите. Как долго вы можете задержать дыхание? Делаем вывод: не долго, воздух необходим для дыхания. Воздух это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Кому еще нужен воздух?
Дети называют объекты живой природы.
Воспитатель: А как вы думаете машинам, столам, книгам, камням нужен
воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Потому что они не живые. А давайте откроем еще один секрет воздуха. Мы с вами докажем что воздух легче воды.
Опыт №4. Наблюдение
Воспитатель: А сейчас бросьте камешек в воду. Что произошло?
Дети: Камушек утонул.
Воспитатель: Почему камушек утонул?
Дети: Потому что он тяжелый.
Воспитатель: А что тяжелее – вода или камень?
Дети: Камень.
Воспитатель: Когда камень тонет, маленькие пузыри поднимаются на поверхности воды? Пузыри это что?
Дети: Пузыри – это тоже воздух.
Воспитатель: Куда двигался камень? Куда двигались пузырьки воздуха?
Дети: Камень падал вниз, потому- что камень тяжелый, он тяжелее воды – он тонет, падает на дно. Пузырьки поднимались вверх, потому- что воздух легкий, легче воды – он поднимается вверх и выходит из нее. Вывод: воздух легче воды.
Опыт №4
Воспитатель: Мы теперь знаем, что воздух везде.
Ребята, как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик с водой. Что же происходит?
Дети: В стакане сильная буря, пузырьки выходят.
Воспитатель: А откуда берутся эти пузырьки?
Дети: Мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками.
Воспитатель: Значит, внутри нас тоже есть воздух?
Дети: Да.
Опыт №5 Наблюдение «Чем пахнет воздух».
Воспитатель: Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Скажите, а воздух имеет запах?
Дети: Нет. (Воздух не имеет запаха).
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет запаха. (Воспитатель подготавливает пахнущие вещества). Ребята, возьмите кожуру апельсина, помните ее. Что вы чувствуете?
Дети: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как вы думаете, это воздух так пахнет, или кожура апельсина дает такой аромат?
Дети: Этот запах идет от кожуры.
Игра «Узнай по запаху» (с закрытыми глазами).
Воспитатель подготавливает яблоко, апельсин, чеснок, лимон и раскладывает их в разные тарелки.
Воспитатель: А сейчас закройте глаза, скажите, вы чувствуете запах? Чем пахнет?
Дети: чеснок, апельсин, яблоко… Воспитатель: А как вы поняли, что пахнет чесноком, апельсином, яблоками? Дети: Чувствовали запах.
Воспитатель: Запах передается по воздуху. Опыт №6
Воспитатель: А давайте подумаем, имеет ли воздух форму?
Дети: Нет.
Воспитатель раздает детям воздушные шарики.
Воспитатель: Что находится внутри шарика?
Дети: (воздух).
Воспитатель: Какую форму имеет шарик?
Дети: Круглую.
Воспитатель: А если шарик чуть сдавим. Какую он форму приобрёл?
Дети: Овальную.
Воспитатель: Воздух не имеет формы. Он приобретает лишь форму предмета.
Опыт №7
Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух услышать?
Дети: Да (нет).
Воспитатель: Когда его можно услышать?
Дети: Когда дует ветер.
Воспитатель: Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Воздух способен двигать предметы. Давайте возьмем пальцами салфетку и подуем на него. Что происходит с ним? Почему салфетка движется, наклоняется?
Дети: Салфетка изгибается под струей воздуха.
Воспитатель: Ветер – это и есть движение воздуха. Оказывается, невидимый воздух настолько ощутим, что может двигать по морю большие корабли, надувая паруса.
Физкультминутка Подвижная игра: «Воздушный шар»
Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу педагога
С мамой в магазин ходили, (Идут по кругу)
Шар воздушный там купили.
Будем шар там надувать,
Будем с шариком играть. (Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, держатся за руки, выполняют «пружинку»)
Шар воздушный надувайся,
Шар воздушный, раздувайся. (Идут назад мелкими шагами, надувая шар) Надувайся большой
Да не лопайся!
Шар летел, летел, летел,
Да за веточку задел,
И лопнул! (Хлопают в ладоши)
Поднимают руки вверх, покачивают ими из стороны в сторону. Руки ставят на пояс, медленно приседают, произносят (ш-ш-ш)
Воспитатель: Ребята вы любите рисовать. Чем вы обычно рисуете? (Ответы детей).
Вы знаете, что используя пену тоже можно рисовать. Вы хотите попробовать рисовать с помощью пены?
Пена – это тоже мыльные пузыри.
(Воспитатель объясняет и показывает способы и приёмы рисования пеной).
Воспитатель: Ребята, кто из вас пускал мыльные пузыри
Дети: Я Воспитатель: А что находиться внутри мыльных пузырей? Дети: воздух, мыло и.т.д.
Опыт №8.
Воспитатель: А вот сейчас мы это и проверим (воспитатель раздает всем детям мыльные пузыри).
Дети: Внутри мыльных пузырей тоже воздух.
Воспитатель: Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь, не в коем случаи нельзя его загрязнять.
Всем спасибо, молодцы ребята!!!
Источник