Какое свойство воздуха используется когда прыгает резиновый мяч
МИР НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Урок 23
Тема. Вопрос к природе. Почему подпрыгивает мяч?
Цель: рассказать детям, как люди используют свойства воздуха; исследовать, почему подпрыгивает мяч; вызвать интерес к познанию природы, исследовательской деятельности, желание понять сущность явлений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
– Какая сейчас пора года?
– Какой месяц?
– Какое число?
– Тепло или холодно на улице?
– Какое состояние неба?
– Какая температура воздуха?
– Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
Без ног бежит,
Без крыльев летит. (Ветер)
– Сегодня на уроке вы узнаете, как люди используют свойства воздуха.
III. Изучение нового материала
1. Рассказ учителя
– Очень давно люди заметили, что ветер способен двигать предметы, а легкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние. «А можно ли приручить ветер?» – думали они. Но прошло еще много веков, прежде чем люди научились использовать силу ветра.
– Чтобы вам было понятнее и интереснее, я буду показывать опыты, а вы объясните, какое свойство воздуха здесь использована, и как люди используют это свойство воздуха.
2. Проведение опытов
1) Отгадайте, что у меня в руках. (Апельсин, разрезанный и спрятан от глаз)
– Почему вы почувствовали запах апельсина? Свойство воздуха помогла вам это сделать? (Воздух находится в постоянном движении)
– Где используют это свойство? (Приборы для отпугивания комаров, освежители воздуха)
2) Посмотрите, как прыгает мяч.
– Нажмите на стол, что вы чувствуете? (Твердый стол) Попробуем почувствовать воздух. Возьмите резиновый мяч и нажмите на него. Что вы чувствуете? (Мяч не пустой, в нем что-то есть.)
– Значит, воздух можно почувствовать благодаря напряжению мышц руки.
– Что произойдет, если мяч ударится об пол? (Воздух в нем сожмется.)
– Почему мяч подпрыгивает? (Упругость воздуха. Сжатый воздух упругое, оно расширяется, и мяч с силой отскакивает от пола.)
– Где еще содержится сжатый воздух? Где еще люди стали применять это свойство? (В шинах велосипеда и автомобиля.)
– Почему нельзя ехать на велосипеде, когда в нем пробитое колесо?
3) Надуємо две разные по форме шара.
– Почему они увеличились? Почему имеют разные формы? (Воздух занимает место и приобретает форму того предмета, в котором оно содержится.)
– Почему водолаз определенное время может находиться на морском дне? Люди придумали закачивать воздух в баллоны, что используют аквалангисты под водой и пожарные во время пожара.
4) Положим шарик на воду.
– Почему она не тонет? (Воздух легче воды, поэтому всплывает.)
– Где используют это свойство? (Надувной матрас, понтонный мост)
5) На ладони лежат мелкие бумажки. Я погнала на них. Что случилось?
Свойство воздуха использована? (Движение и сила воздуха)
– Где еще люди применили это свойство? (Паруса, ветряные мельницы)
– Когда вы чувствуете силу ветра? (Буран)
6) Я держу руку высоко над свечой.
– Почему мне жарко? (Воздух при нагревании поднимается вверх.)
– Это свойство воздуха значительно изменила жизнь людей.
Когда люди заметили, что горячий воздух из трубы поднимается вверх, они решили использовать это свойство. В российском городе Рязань жил человек по фамилии Крякутний. Он взял мешок для хранения одежды, наполнил его горячим воздухом из печной трубы, а к нему приделал сиденье на веревках.
– Что изобрел Крякутний? (Воздушный шар)
– Неизвестно, чем завершились эти попытки. Но значительно позже во Франции братья Жозеф и Этьен Монгольфье соорудили воздушный шар из плотной ткани с отверстием внизу.
Через это отверстие наполнили шар горячим воздухом. К шару они привязали корзину, в который посадили утку, петуха и барана. Пуля поднялась в воздух и благополучно приземлилась. После этого уже через 5 месяцев на воздушных шарах стали летать и люди. Так началась эра воздухоплавания.
– Как вы считаете, для чего можно использовать воздушный шар? (Для путешествий, для составления плана местности, для наблюдений за военными действиями и др.)
– Можно ли управлять воздушным шаром? Почему нельзя?
– Ученые мечтали создать летательный аппарат, которым можно управлять. Вскоре изобрели дирижабль. Он оснащен гребным рулем, что позволяет изменять направление полета. Но дирижабли были огромными, неуклюжими и тихоходными. Поэтому позже их заменили самолеты и вертолеты.
Свойство воздуха использована для создания воздушного шара?
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
– Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись? (Они делают так, чтобы между перьями содержалось как можно больше воздуха, чтобы оно удерживало тепло тела.)
– Почему форточку делают в верхней части окна, а батареи устанавливают под окном, внизу? (Теплый воздух легче чем холодный и поднимается вверх, для этого открывают форточки, чтобы его охладить. Батареи нагревают холодный воздух, который находится внизу помещения.)
V. Итог урока
– Что новое вы узнали сегодня на уроке?
– Что вам понравилось больше всего?
Источник
2 класс
Валуева В. З.
Тема : Воздух. Свойства воздуха.
Цель : 1) в процессе опытов и практических работ установить основные свойства воздуха , показать значение воздуха;
2) развивать наблюдательность и любознательность , учить делать выводы из опытов и практических работ ;
3) воспитывать интерес к предмету , бережное отношение к окружающей природе .
Оборудование: вырезанные из цветной бумаги воздушные шарики (по 2 шарика у каждого ученика), воздушные шарики, веера, энциклопедия «Про всё на свете», мяч, предметные картинки, свечки, стеклянные банки, ватман.
Ход урока:
Орг. момент.
Громко прозвенел звонок ,
Начинается урок.
В класс пришёл – не хмурь лица,
Будь весёлым до конца!
Сообщение темы урока.
Сегодня урок начнём с погружения в воду. По моей команде зажмём нос, и опустимся на морское дно. А наши гости будут вести отсчёт времени. Приготовились 3,2,1 – погружение.
— Сравнение времени.
Учитель. Организм человека какое-то время может обходиться без пищи и воды. Но без воздуха жизнь человека невозможна.
Тема нашего урока « Воздух ».
В течение урока , нам нужно создать проект , который называется «Воздух» . Всё , что узнаем на уроке., поместим на плакат.
Символом нашего урока будет воздушный шарик. Возьмите один из шариков на столе, и нарисуйте своё настроение.
Весь урок нужно работать дружно, слаженно, ответы давать полные, чёткие и содержательные.
Чтобы всё получилось давайте настроимся на работу.Тренинг «Волка»- Когда всё делаешь вместе работать интнресно.
Новая тема.
Возьмите шарики и надуйте их.
– Как изменилась его форма ?
– Что находится внутри ?
Вывод
Надувая шарик , мы направляем воздух внутрь шара.
У воздуха нет формы. Он расширяется во всех направлениях и заполняет собой любое пространство. Сейчас воздух принял форму шара.
– Что произойдёт, если шарик надувать слишком сильно ?
– Правильно он лопнет . –А почему ?
Воздух , давя изнутри , разорвёт его .
– Отпустите шарик.
– Шары опять стали плоскими.
– Почему ? ( потому что в них больше нет воздуха )
– Воздух имеет запах ? цвет ?
Дети делают вывод ( воздух совершенно прозрачен , его нельзя увидеть , невозможно почувствовать его запах или попробовать на вкус. И тем не менее , он всегда окружает нас).
Физ. минутка
Солнце светит очень ярко ,
И ребятам стало жарко.
Достаём красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
– Что вы чувствовали когда обмахивались веерами ?
– Ветер это движующийся воздух. ( помещаем веер на проект ).
Работа в группах
1 группа – найти в энциклопедиях материал о воздухе.
2 группа – опыт стр 30
3 группа – опыт стр 31
4 группа – подобрать предметные картинки , которые относятся к уроку .
Отчёт второй и третьей групп .
Вывод : воздух растворён в воде ( проект )
Физ. минутка
Мой весёлый звонкий мяч
Ты куда помчался вскач
Синий , красный , голубой
Не угнаться за тобой
– Почему мяч отскакивает от пола ? ( он упругий )
Учитель . Мяч наполнен сжатым воздухом , сжатый воздух заставляет мяч подпрыгивать . Это свойство воздуха называется упругостью. Камеры колёс автомобилей также наполнены сжатым воздухом . Это позволяет автомобилю мчаться с большой скоростью и смягчает толчки при езде .
Вывод :воздух упругий ( проект ).
Сегодня к нам на урок пришли гости из сказки . Вини Пух , Пятачок и Сова. На дне рождения Ослика каждый из них получил по кусочку торта со свечкой. Друзья поспорили чья свечка будет гореть дольше. Вини Пух накрыл свою свечку большой банкой , Пятачок банкой поменьше , мудрая сова оставила свечку открытой. ( опыт )
– Кто победил ?
– Какая свеча потухла быстрее ?
Из этого следует , что под стаканом воздуха было мало , и поэтому свеча погасла быстро . Под банкой воздуха было больше , и свеча горела дольше , но и она вскоре погасла. А открытая свеча горит до сих пор.
Таким образом воздух поддерживает горение или тушит огонь ?
– Правильно воздух поддерживает горение. При пожаре , чтобы огонь быстрее погас нужно прекратить доступ воздуха , и огонь сразу погаснет.
Вывод : воздух поддерживает горение ( проект ).
Отчёт 1и 4 групп. ( проект ).
Итог урока . Воздух – источник жизни . В нашей стране принят закон « О защите окружающей среды ». Чтобы защитить воздух от загрязнения , на трубах заводов и фабрик устанавливают фильтры , задерживающие вредные примеси. Подобные фильтры имеются на каждой автомашине. Они очищают выхлопные газы до их выброса в атмосферу. Вы ребята тоже должны заботиться о чистоте воздуха. Не поджигайте сухую траву , тополиный пух , это приводит к пожарам и загрезнению воздуха . Берегите окружающий мир.
Рефлексия «Метод пяти пальцев»
М – мизинец.
– Какие знания вы сегодня получили ?
Б – безымянный
– Что я сегодня делал и чего достиг ?
С – средний
– Чем я сегодня помог однокласснику ?
У – указательный
– Что я сегодня сделал для своего здоровья ?
Б – большой
– Какое у вас настроение ?
Выставление оценок.
Домашнее задание – стр. 30-31 , пересказ.
Источник