Какое свойство воздуха использует птица в полете
«Собрались как-то орнитолог, физик, фотограф, голубь и человек в баре…»
Начнём со строения птицы. По ходу эволюции птицы научились максимально сохранять энергию. Полёт — хоть и крутая вещь, но требует много сил. Мы проведём краткий обзор фишек, которые позволили птахам взмыть в небо.
Это Китоглав. Самый странный аист. Напишите “хотим китоглава” в комменты, если хотите обзор на него 😀
- Полые кости и клюв вместо зубастых челюстей. Лёгкие кости добавляют +100500 к подъёмности.
- Двойное дыхание. А тебе слабо вдыхать, когда выдыхаешь?
- Самые прокачанные грудные мышцы. 10-25% от массы тела! Качки тихо курят в сторонке и завистливо поглядывают на голубя.
- Четырёхкамерное сердце, или мощнейший мотор. Такое в комплектации только у нас и у птиц.
- Самый развитый мозжечок позвоночного мира.
- Киль, или крепеж летательных мышц
- Перья, или «модно, тепло и уменьшает сопротивление».
Возникли непонятки с терминами? Не волнуйся, ты умный, сейчас всё поймешь.
ДВОЙНОЕ ДЫХАНИЕ: представь себя дыхательной системой птицы. Птаха вкачала в тебя кучу воздуха. Куда это всё девать? В лёгкие? Ан нет, ты — совершенная система, ты перекачаешь часть воздуха из лёгких в воздушные мешки, где он сохранится. Лёгкие сделали своё дело, птаха выдыхает. ОПА! Часть воздуха, которую умный ты оставил на потом в воздушных мешках, вновь перемещается в лёгкие. Так почему бы его не переработать? Красава! Благодаря тебе и при вдохе, и при выдохе птица получает кислород! Кроме того, ты переработал 88% поступившего тебе О2, обогнав млекопитающих на 84%, и охладил мышцы.
Идеальная дыхательная система.
МОЗЖЕЧОК: это автопилот нашего организма. Он координирует и ориентирует позвоночное. Человеку он помогает шагать, бегать и делать всякие вещи, о которых ты даже не задумываешься.
Как видите, мозжечок птицы (розовое) практически равен её большому полушарию (голубое).
КИЛЬ: знаешь человеческий скелет? Там к ребрам крепится какая-то вертикальная кость, прямо посередине. Это — грудина. У летающих животин она супер развита, чтобы помимо рёбер к ней крепились летательные мышцы. Это и называют килем.
Да-да, вот такая огромная кость скрывается под перьями.
Это, конечно, очень круто, но всё же, как существо способно передвигаться по воздуху? Во-первых, дело в крыле. Его разрез по форме напоминает вареник. Чтобы увеличить сходство, нежно шлёпнем вареником о стол и чуть продавим его плоский бок. Сторона с картошечкой будет передом крыла, сторона со швом из теста — его концом с маховыми перьями.
Эта аэродинамическая схема напоминает вареник?
Подуем на сторону с картошечкой. Воздух разделится на два потока: тот, что идёт по верху вареника, назовём сметанкой, по низу — маслом. За счёт формы вареника скорость сметанки будет выше, чем скорость масла. Физика говорит: если скорость воздуха повышается, то его давление уменьшается. Это офигенно, ведь получается, что условная сметанка давит на вареник не так сильно, как масло. А это значит, что вареник поднимается верх!
Чтобы взмыть в небо, люди своровали механизм полёта у птиц.
Стало понятно, как удержаться на высоте. Но погодите-ка… А откуда, собстна, взять поток воздуха? А тут все зависит от массы птичьей филейной части. Можно сигануть с ветки, разбежаться и прыгнуть со скалы, и, наконец, поймать невидимые воздушные потоки, как волну.
Чем больше вес птицы, тем труднее ей взлететь. Поэтому многие пернатые берут разбег, чтобы оторваться от земли.
Это, разумеется, ещё не всё. Ещё есть всевозможные хвосты, которые помогают рулить и стабилизировать полёт, и всевозможные формы крыльев, приспособленных к конкретному образу жизни.
Крылья пикирующего сапсана мало походят на гигантские культяпки грифа.
Грифу огромные крылья необходимы для того, чтобы долго парить в небе. Птица может часами зависать в воздухе, лишь изредка взмахивая крыльями.
Но я помню, как болели мои мозги, когда я искала информацию, надо позаботиться и о ваших — хватит на сегодня физики.
С вами была Книга животных.
Чтобы сделать авторов текста счастливыми, достаточно поставить палец вверх и подписаться на канал.
В комментариях можно вести оживленную дискуссию по теме.
А в нашей Группе во Вконтакте особенно весело.
Источник
Всем привет! Как летают птицы, виды полета птиц в нашем материале. Планирование птиц, парящий полет или машущий полет, что может быть прекрасней полета птицы? С первого взгляда может показаться, что полет у всех птиц одинаков – они машут крыльями, а высоко в небе парят или планируют. Но если начать наблюдать внимательно, то можно заметить, что полет всех птиц различается.
Некоторые из птиц могут летать присущим только им способом, а другие используют разные виды полета.
Так как голубь является «универсалом» в полетах, т. е. использует все виды полетов, то будем рассматривать полеты на его примере.
Одним из самых простых типов полета является планирование птиц в небе. Это когда у голубя крылья в полете неподвижно распростерты, а он скользит на них в небе.
Какая же сила удерживает птиц в воздухе?
Как летают птицы?
Если вы присмотритесь к строению крыла птицы, то увидите, что оно имеет форму выпуклую вверх. Так же как крыло самолета. Во время полета птицы, воздух снизу обтекает крыло по прямой линии. А сверху путь более длинный, т. к. он проходит по всей выпуклой поверхности – сперва вверх, а потом «стекает» вниз.
Получается, что под крылом большая скорость потока воздуха, а под ним происходит разряжение воздуха. Подъемная сила, за счет которой птица держится в воздухе, создается разностью возникших давлений.
Чаще всего голуби используют машущий полет. Если во время планирования поток воздуха набегает только спереди крыла, то при опускании крыла вниз, вершина его приобретает еще и вертикальную скорость. Поэтому под углом спереди и снизу крыла поступает наклонный поток воздуха.
Причем «кисть» крыла под напором воздуха, при опускании вниз, немного перекручивается. Вот так и возникает сила тяги, которая обеспечивает поступательное движение птицы. При взмахе крыла вверх птица не затрачивает усилий, он происходит пассивно, благодаря подъемной силе.
Есть еще один вид машущего полета – трепещущий полет. Он используется птицами при зависании в воздухе, при посадке и при взлете.
В этот момент тело птицы наклонено под большим углом к земле, а крылья совершают взмахи почти в горизонтальной плоскости, и образуемая ими подъемная сила противодействует силе тяжести. Это и позволяет птице «парить» на месте.
Более всего к такому полету приспособлены колибри. Так же воробьиные, при сборе корма, часто зависают в воздухе.
Такие виды полета, как машущий, а в особенности трепещущий, требуют максимальных затрат энергии. Но существует способ называемый парением (не путать с планированием). То есть парящий полет, при котором используется движение самого воздуха. Некоторые птицы могут часами летать, используя парящий полет.
Виды полета птиц
Часто, в солнечный день, можно увидеть голубей, которые кружат высоко в небе, делая плавные круги и лишь иногда делая взмахи крыльями. Это голубь только делает попытки парить, а в действительности парашютирует, теряя высоту. Что бы совершать парение, его крылья слишком малы.
Зато над полем или лесом, в средней полосе нашей страны, вы можете наблюдать крупную хищную птицу – канюка, который медленно парит, широко расправив свои крылья. Это демонстрация канюком статического способа парения. Поток воздуха идет от наиболее прогретых участков земли и оставаясь внутри этого восходящего потока воздуха – птица кружит.
Многие хищные птицы, особенно крупные: грифы, орланы, беркуты – имеют длинные и широкие крылья, поэтому они наиболее приспособлены к статическому парению. Именно их крылья позволяют им медленно скользить, расходуя на виражах меньше энергии.
Есть еще динамический способ парения, при котором птицей используется сила встречного ветра. Лучшими в этом мастерстве являются альбатросы. Часто альбатросу необходимо взлететь с воды, вот тогда он разворачивается навстречу ветру и расправляет свои крылья. Возникшая подъемная сила немного поднимает птицу, отрывая ее от воды.
И альбатрос начинает подниматься все выше и выше, за счет того, что скорость ветра и подъемная сила увеличиваются по мере его удаления от воды. На высоте, где скорость ветра перестает меняться, альбатрос начинает планировать. Теряя высоту и скользить в любом направлении, которое выберет. Опустившись вниз, он снова начинает подниматься вверх. При этом использует вертикальное изменение скорости ветра, возникающее над поверхностью океана.
Все морские птицы, которые приспособлены к динамическому полету – являются скоростными планерами, т. к. имеют узкие крылья, небольшие по площади.
Альбатросы в совершенстве используют парящий полет и могут летать часами, не делая взмахов крыльями. Лишь для изменения направления, совершают рулевыми перьями движения, незаметные глазу.
Смотрим видео, как летают птицы.
Удачи!
Подписывайтесь на канал «Моя скотинка», впереди много интересной информации о животных.
© Сайт природа 2019. Все права защищены.
Ставьте лайк, оцените полет птиц!
Источник
Основной способ передвижения для птиц это полет. Находясь в полете, птицы способны преодолевать большие расстояния. Благодаря своим крыльям и общему строению тела, полностью адаптированному для полетов, птицы способны не просто летать, но и красиво парить и выделывать в воздухе различные траектории движения.
Однако не все птицы способны летать, многие виды утратили эту замечательную способность и довольствуются лишь передвижением по земле на задних лапах.
В ветвях, по земле и воде птицы передвигаются с помощью задних конечностей.
До сих пор аэродинамика полета птиц выяснена лишь в общих чертах.
Как летают птицы
Полет птиц можно разделить на два вида:
- Активный полет, или машущий полет, при котором аэродинамические силы возникают при взмахах крыла,
- Пассивный полет, или планирующий полет, когда раскрытые крылья практически неподвижны и используется энергия воздушных потоков и (или) потенциальная энергия собственного веса.
Птицы могут увеличивать или уменьшать подъемную силу и силу тяги, изменяя угол наклона крыла и площадь крыла, раскрывая или складывая его.
- Чем больше масса тела, тем большую подъемную силу нужно развивать в полете.
- Мелкие птицы могут развивать большую скорость, чем крупные, а также диапазон изменения скоростей у них больше.
- Птицы с массой более 20—25 кг полностью утрачивают способность к полету.
- Мелкие воробьиные птицы в полете совершают до 12—14 взмахов в секунду, ворона — 2 — 5, голубь — 3 — 8, чайки — 2 — 4, аисты — 2 взмаха в секунду и т. п.
- Птица, взлетающая с дерева или скалы, обычно бросается вниз с раскрытыми крыльями.
- При взлете с земли мелким птицам достаточно сделать прыжок в воздух. Более крупные наземные и водные птицы, перед тем как взлететь некоторое время бегут по земле или воде.
- Для самых мелких ныне живущих птиц — колибри — характерен так называемый вибрационный полет: птичка зависает в воздухе перед цветком, высасывая нектар или выклевывая насекомых, ее тело принимает почти вертикальное положение, а крылья совершают очень быстрые взмахи почти в горизонтальности плоскости (от 30 до 50 и даже до 70 в секунду).
- Птицы массой около 20 г расходуют на 100 км полета 20—29 кДж.
- Затраты энергии в полете лишь в 1,5—2 раза выше энергии существования. А полеты при суровых метеорологических условиях и у тяжело летающих птиц затраты энергии в полете выше — они превышают энергию существования в 6—8 и более раз.
- В полете многие птицы заметно превышают скорости, которые могут развивать самые быстрые бегуны, из млекопитающих.
- Мелкие воробьиные птицы летают со скоростью 30—60 км/ч, аисты, цапли — 30—40, кулики, голуби, утки, гуси, многие соколы — 65—95, стрижи — около 120 км/ч. Самый быстрый летун нашей фауны — живущий в восточных районах колючехвостый стриж — летает со скоростью 150—170 км/ч.
- Многие птицы поднимаются во время миграций на высоту 1,5—3 км, на такой высоте парят некоторые крупные хищники (орлы, грифы).
- Все птицы обычно чередуют полет и отдых. Многие виды способны лететь без отдыха и остановок 10—14 ч. Некоторые птицы способны непрерывно преодолевать до 3800 км.
Каждый вид в процессе своего становления вырабатывал такие способы передвижения, в том числе и тип полета, которые в наибольшей степени соответствуют его морфологическим особенностям и занимаемой экологической нише, всему его образу жизни
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Источник
Анонимный вопрос
1 ноября 2018 · 3,4 K
Совокупность особенностей птицы. Перья, мышцы, скелет, обтекаемая форма. Аеродинамика (некоторые птицы способны не махать крыльями несколько часов в полете) Что бы лучше понять принципы полета, лучше почитать подробную статью в вики: https://ru.wikipedia.org/wiki/Полёт_птиц
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история…
Обтекаемая аэродинамическая форма тела, перья, способствующие полету (рулевые перя в хвосте), хорошо развитые мышцы, приводящие крылья в движение, облегченный скелет, у скелета птиц есть важная особенность – на поверхности грудины имеется киль (небольшой нарост), он служит местом крепления грудных мышц, которые двигают крылья.
Пишу, фотографирую, рисую
Крыло птицы – это сложный механизм. В крыле насчитывается 7 видов крыльев (маховые 1-го и 2-го порядка, кроющие, крылышко, оперение плеча и т.д.)
Основной помощник птицы в полете – крылья.
Например, на внешней стороне крыла есть между перьями небольшая щель – она отвечает за приземление и взлет.
Часть крыльев в момент взлета работают как пропеллеры… Читать далее
Что такое птицы?
Птицы – это такие животные, которые отличаются от других наличием клюва и перьев. Многие из них способны летать. В мире известно 10 738 видов птиц, а также 158 уже вымерших видов. Самым первым представителем птиц был археоптерикс – летающий вид динозавра. От него произошли все остальные виды и подвиды птиц.
Самой крупной птицей на земле на сегодняшний день является страус. Его рост может составлять до 2.5 метров, а вес до 250 кг. При этом страус имеет поразительно маленький мозг — он весит всего 10 грамм. А вот яйцо страуса может достигать веса в два килограмма. Для того, чтобы сварить его в крутую, потребовалось бы почти 2 часа. Самой маленькой птичкой на земле является колибри. Ее длина 5 см, а вес около 2 грамм, она меньше стрекозы. Яйца колибри размером с драже Тик-Так, а всё гнездо этой птички можно уместить в скорлупу грецкого ореха. Определенные виды птиц вообще не умеют летать, например, пингвины и страусы, а некоторые демонстрируют чудеса высшего пилотажа. Орланы, к примеру, могут летать вверх ногами, а колибри – назад. Но самым удивительным умением обладают аисты. Ученые орнитологи выяснили, что эти птицы спят во время полета! Трем аистам закрепили на груди приборы, записывающие работу их сердца, крыльев и кровеносной системы. Результаты записи передавались на бесшумно летевший неподалеку от птиц планер. Обнаружилось, что аисты в полете спят. Уставший аист перелетает в центр стаи и закрывает глаза. Слух у него при этом обостряется, спереди и сзади он слышит шум крыльев и не теряет направление и высоту. За 10-15 минут аист набирается сил и перелетает в голову или в хвост косяка, уступая место другому. Благодаря этому аисты способны пролетать до 200 км за сутки.
Прочитать ещё 2 ответа
Каким образом летали птерозавры и сможет ли подобным образом летать человек?
С увеличением размеров тела, его масса возрастает пропорционально кубу, а сила мышц только в квадрате. Это общая ситуация в мире животных. Наконец, достигается предел, когда приводящие крылья мышцы не могут поднять слишком массивное тело. Поэтому крупные животные летать не могут, те же птицы: страус, казуар, эму имеют слишком большие размеры и, следовательно, массу чтобы летать.
Птерозавры, в частности, довольно крупный птеранодон, чтобы летать, в процессе эволюции всячески облегчали своё тело, сохранив размеры и большой размах крыльев. Их кости стали тонкими как бумага, скелет ажурным. Прочность принесена в жертву аэродинамике. Они могли часами парить в восходящих потоках воздуха, высматривая добычу.
Человек, какие бы приспособления не применял, не сумеет с помощью силы только своих рук летать. Используя параплан, он конечно может совершать полёты, но выполнять функции живого существа полноценно не получится.
Зачем птицы летают стаями? Или у них только один знает дорогу?
Привет!
Я КИБИКА – сайт обо всём самом-самом на планете Земля. Например самая маленькая… · kibika.com
Дорогу никто из птиц не знает. Но все вместе знают. У многих животных есть такая вещь, как коллективный разум. У птиц он начинает работать когда они собираются в стаю. Перелёт ведь не такая уж простая вещь. Навигация, места отдыха, рассчитать запас энергии, чтобы все благополучно долетели и т.д. Во всех вопросах перелёта рулит коллективный разум, причем под его влиянием может даже измениться физиология. Так например перелёт для колибри был бы совершенно не возможен, ведь они должны много раз в день питаться нектаром, если нет нектара птичка засыпает (подробности на KIBIKA.COM) но есть разновидности которые делают успешные перелёты.
Прочитать ещё 3 ответа
Может ли человек физиологически иметь крылья? И как вообще должна изменится его анатомия чтобы он смог летать?
Во первых скелет человека претерпит изменения. А конкретно полностью исчезнет прямая спина. И в обычном положении, стоя на земле он будет казаться сгорбленным. Также немного вперед выйдет грудная клетка для ровного полета. Также нужно нечто для маневрирования , поэтому нужно нечто вроде хвоста или замена его. Крылья должны тоже быть достаточно большие и сильные для поднятия веса человека, если конечно он не будет только парить. Тогда человек и вправду становиться похож на огромную птицу. Можно рассмотреть и с другой стороны: к примеру насекомых. Стрекозиные крылья должны суметь поднять человека, правда и по размеру и структуре должны немного отличаться.
Прочитать ещё 2 ответа
Почему птицы летают и не падают?
На сайте https://tvoiklas.ru/ представлены уроки географии, биологии и истории на… · tvoiklas.ru
Потому что у птиц тело приспособлено к полёту. Приспособлений очень много, назову только несколько:
Тело птиц очень лёгкое. У них пустые внутри кости, нет мочевого пузыря, перья тоже пустые и т. д.;
Перья устроены так, что при их помощи птицы могут как бы отталкиваться от воздуха, парить на воздушных потоках. Бороздки перьев скреплены крючочками и плотно прилегают друг к другу, поэтому сквозь них воздух почти не проходит;
У них обтекаемая форма тела, она помогает рассекать воздух, преодолевая его сопротивление при продвижении вперёд.
Источник
Почему и как летают птицы? Почему одни могут парить, а другие нет? Почему стая птиц может мгновенно и одновременно изменить направление полета? Человечество издавна задумывается над вопросами, касающимися полетов птиц, летучих мышей, насекомых. На многие из них биологи могли бы дать ответ уже сегодня, если бы не одно обстоятельство — если бы воздух не был прозрачным. До сих пор при съемке полета птиц даже высокоскоростной камерой чрезвычайно трудно проследить совершенство полета с точки зрения законов аэродинамики.
Что только не придумывали для облегчения поисков ответа на возникающие вопросы! Так, американский исследователь из Южнокалифорнийского университета Джефф Спеддинг стал использовать при съемках полетов птиц мыльные пузыри, заполненные гелием. Если такой пузырь достаточно мал, например, с булавочную головку, находящийся внутри газ заставляет его стремиться вверх. Этими пузырьками можно заполнить относительно большие емкости. В начале восьмидесятых годов Спеддинг изучал полет голубей. Он заставлял их пролетать сквозь облако таких пузырьков, созданное в большом просторном помещении, а затем высокоскоростной камерой фотографировал оставленный ими в этом облаке след полета.
Съемка показала, что при пролете голубей воздух закручивается совсем не так, как это должно быть согласно теории аэродинамики. При съемке можно было бы использовать и дым, но пузырьки с гелием оказались лучше; за ними было легче следить. Благодаря этому Джефф Спеддинг сумел довольно точно описать, как движется крыло голубя.
Чтобы проанализировать полет птиц, исследователи по традиции полагаются на теоретические законы аэродинамики, выведенные для летательных аппаратов с неподвижным крылом. Но оказалось, что при перенесении их на действия живых существ они уже не верны. Птицы и более сложны, и более совершенны, чем любые из современных летательных аппаратов. Рассматривая птицу как модель самолета, ученые исследуют ее в аэродинамической трубе. Создают они и особые роботы-крылья. И все это делается с целью определить, что же делает птица, когда летит, и произвести соответствующие измерения. Зачем это нужно? Чтобы помочь человеку улучшить конструкции проектируемых им летательных аппаратов и в первую очередь военных самолетов с высокой маневренностью.
Полет птиц за счет мускульной энергии — это чудо, которому люди не перестают удивляться и сегодня. Ведь чтобы поднять в воздух человека с помощью мускулов, нужны крылья размером 42,7 метра. А его грудная клетка должна иметь толщину 1,8 метра, чтобы вместить мускулы, достаточно мощные для производства взмахов.
Птицы, как, впрочем, и летательные аппараты, должны быть легкими, но мощными. Сегодня птицы могут летать, поскольку в процессе эволюции их внутренние органы и кости стали намного легче, чем у их предков рептилий. Пример ультралегкой конструкции являет собой океаническая птица фрегат: при размахе крыльев более двух метров его скелет весит менее ста двадцати граммов — вдвое меньше общего веса перьев.
Кстати, летучие мыши — превосходные летуны — также получили в результате эволюции суперлегкие кости. Потому они и висят, отдыхая, вниз головой, просто не могут встать на ноги. Их кости слишком тонки, чтобы выдержать нагрузку тела в стоячем положении. А черепа птиц вообще напоминают скорее яичную скорлупу, чем бронезащиту. Крылья же птиц, состоящие в основном из перьев, являют собой прямо-таки шедевр инженерного искусства природы: легкие и гибкие, но почти не поддающиеся разрушению.
Подъемная сила птицы создается за счет того, что воздух равномерно обтекает изогнутую поверхность крыла. А поступательное движение — за счет взмахов. Они-то и ставят в тупик многочисленных исследователей полета. Крыло — это не просто весло, которым птица «гребет» в воздухе, как полагал Леонардо да Винчи. Некоторые исследователи считают, что птица осуществляет повороты, вывернув внутреннюю часть крыла так, чтобы создать сопротивление на той стороне, куда она поворачивает, подобно действиям с портом сна на каноэ.
Сопротивление воздуха замедляет полет, а ведь от его скорости зависит иногда жизнь или смерть птицы. Американский биолог и летчик Кен Дайал обнаружил, что птицы часто осуществляют поворот за счет наклона крыла вниз, наподобие того, как отклоняются элероны у самолета. Используя рентгеновский аппарат, Дайал провел наблюдения за полетами птиц в аэродинамической трубе, благодаря чему увидел движение скелета во время полета, а также во время вдохов и выдохов птицы.
Совершая различные маневры, птицы должны координировать множество точных движений, начиная от изгибов и полного поворота крыла до изменения амплитуды взмахов. В полете им помогает центральная нервная система, управляющая мускулами. Но во многом птицы все же похожи на самый современный реактивный истребитель, обладающий высокой маневренностью и управляющийся компьютерной системой, позволяющей производить корректировку на большой высоте за доли секунд. Конечно, у птиц нет компьютера, зато есть крупный мозжечок, а, как известно, именно он участвует в координации движений животных.
Немало известно о полетах птиц и шведскому зоологу и ветеринару Ричарду Брауну. Если к крыше кабины планера прикрепить короткие нити, то при нормальном планировании они спокойно «летят» назад, но как только планер станет терять скорость, воздушные вихри поднимут нити вверх и даже могут направить их вперед — своего рода предупреждение об опасности. Точно так же, считает Браун, тысячи перьев, покрывающих крылья и тело птицы, могут работать как датчики воздушных потоков. Благодаря нервным окончаниям, птица сразу же чувствует движение перьев. Мускулы, на которых расположены перья, в основном действуют как пассивные датчики информации для нервной системы и в меньшей степени как движители. Чувствительные элементы на крыльях и определяют начало турбулентности (вихревого движения при активном перемешивании слоев воздуха) в обтекающем потоке, заставляя птицу изменить темп движения крыльев или несколько опустить их вниз.
Очень важны для птиц и акробатические способности. Ласточки, например, проводящие в воздухе до восьми часов в день, то и дело взмывают высоко в небо и бросаются вниз в погоне за насекомыми. А вот малиновки находятся днем в воздухе всего лишь несколько минут, совершая короткие перелеты, длящиеся обычно несколько секунд. Большая часть их полетов приходится на взлеты и посадки — самые утомительные моменты любого полета. Поэтому многие крупные птицы стараются делать их как можно реже. Грифы, соколы, альбатросы и другие крупные птицы почти все время проводят в парящем полете на воздушных течениях с распростертыми и почти неподвижными крыльями.
Для большей эффективности полета птицы искусно используют характерные особенности своих перьев. Например, грифы, совершая медленный полет по кругу, чтобы не потерять высоту, выпрямляют длинные, жесткие перья на концах крыльев и разворачивают их веером так, чтобы между ними образовались щели, препятствующие перемешиванию воздуха в потоке за птицей. В результате сопротивление снижается, а подъемная сила возрастает.
Сокол же, наоборот, пикируя на добычу, укладывает свои перья так, чтобы сократить площадь их поверхности. Ему нужна скорость, а не подъемная сила. Построить диаграмму полета птицы, пикирующей со скоростью 320 километров в час, непросто, и обычно скорость пикирования определяется приблизительно. Но специалисты надеются, что однажды им удастся вывести формулу построения диаграммы полета, применяемую к птицам любых размеров и форм.
А как летают насекомые? Мелкие осы и жуки, например, как бы гребут крыльями по воздуху, сопротивление которого им только помогает. Они ощущают воздух как что-то вязкое, наподобие сиропа. Им не нужна большая подъемная сила, и если они вдруг прекратили бы свое движение, то стали падать на землю не быстрее, чем комок пыли. Они «плывут» по воздуху, используя свои крылья, покрытые ворсинками, для создания большего сопротивления. При обратном движении крыла ворсинки моментально складываются. Происходит нечто подобное тому, как снижается сопротивление у весла, вынимаемого из воды. Кстати, крупным насекомым летать труднее.
Английский зоолог Чарлз Эллингтон из Кембриджского университета, интересующийся шмелями, в одной из своих работ писал, что по законам аэродинамики шмели летать не должны. Но они летают! Крылья шмелей и других крупных насекомых создают подъемную силу гораздо большую, чем определяет теория аэродинамики. Как это им удается? Теперь, кажется, ответ на этот вопрос получен. Это произошло при изучении полета крупных флоридских бражников (ночных бабочек), имеющих размах крыльев более десяти сантиметров. Когда такой бражник пролетает сквозь дым, который, кстати сказать, его совсем не беспокоит, можно видеть, как воздух вихрями закручивается от его тела к концам крыльев вместо того, чтобы согласно теории аэродинамики плавно обтекать крылья по направлению от их передней кромки к задней. Была построена большая механическая модель бражника (из ткани и меди) с двигающимися крыльями. И робот-бражник тоже создавал вихри, направленные в разные стороны.
Сегодня биологи уже вплотную приблизились к решению загадок: как насекомые и мелкие птицы создают такую большую подъемную силу при малом запасе энергии, как и почему они летают.
Человек всегда завидовал птицам. Как же, ведь они летают, а он не может! Двигатель развития летательного аппарата птиц — добывание пищи. Ну, а как же нелетающие птицы, например, страусы? Эти — исключение из правил. У людей вопрос с питанием решен давно, и теперь, приблизившись к разгадке полета, узнав, насколько нелегко он дается птицам, может быть, не стоит им завидовать?
Автор: Е. Солдаткин.
P. S. О чем еще думают британские ученные: о том, что исследования механики полета птиц могут быть очень перспективными в том числе и с коммерческой точки зрения. Ведь если какому-нибудь ученому вдруг удастся разгадать тайну птичьего полета и чего доброго смастерить настоящие крылья, как мифический Дедал смастерил их для себя и своего сына Икара, думаю, такой ученый вмиг стал бы миллионером. Позже появились бы книги об истории его успеха, а еще позже книги по бизнесу (как на сайте /biznes_literatura/buhgalterija__nalogi__audit/) о роли инноваций в бизнес планировании и крылья из средства безграничного полета превратились бы в бухгалтерскую категорию.
Источник