Какое свойство воздуха доказывает этот опыт запиши
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
Воздух и его охрана
Ответы к стр. 27 – 29
1. Самостоятельно или с помощью учебника подпиши на схеме, какие газообразные вещества входят в состав воздуха.
По горизонтали: 1. Вода. 2. Сахар. 3. Кислоты. 4. Глюкоза.
По вертикали: 1. Сода. 2. Алюминий. 3. Железо. 4. Крахмал. 5. Соль.
2. Практическая работа “Исследуем продукты на содержание крахмала”.
Отметь карандашами разного цвета (по своему выбору), какой газ живые существа при дыхании поглощают, а какой выделяют.
2. По результатам исследований заполни таблицу.
Свойства воздуха
Что изучаем? | Вывод |
1) Воздух прозрачен или непрозрачен? | Воздух прозрачен. |
2) Имеет ли воздух цвет? | Воздух бесцветен. |
3) Имеет ли воздух запах? | Воздух не имеет запаха. |
4) Что происходит с воздухом при нагревании? | Воздух расширяется. |
5) Что происходит с воздухом при охлаждении? | Воздух сжимается. |
3. Изобразите с помощью схематического рисунка, как располагаются частицы воздуха при нагревании и охлаждении. (Частицы воздуха обозначайте кружочками.)
4. Прочитай рассказ Мудрой Черепахи и выполни её задания.
Воздух – защитник живого
Травянистые растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что в нём много воздуха. Благодаря воздуху холодный снег служит для растений тёплым “одеялом”.
К зиме у зверей становится гуще шерсть, а у птиц — перья. Между густыми волосками, перьями задерживается больше воздуха, и животным зимой теплее.
1) Эти факты объясняются ещё одним свойством воздуха, о котором мы пока не говорили. Подумай, какое это свойство.
2) Приведи пример, доказывающий, что это свойство воздуха важно не только для растений и животных, но и для человека.
У воздуха есть ещё одно интересное свойство – он плохо проводит тепло. Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, и снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.
Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу не страшен мороз.
У серого волка хвост большой, пушистый. Когда зверь укладывается спать прямо на снегу, он укрывает свой нос и лапы своим пышным хвостом.
И лисе в самые сильные морозы не холодно в снежной постели, ведь она укрывается, как тёплым пледом, своим хвостом, между длинными волосками которого много воздуха, не пропускающего холод. А ещё зимой на лапках у рыжей красавицы вырастает густая-прегустая шерсть, кажется, будто лиса надела тёплые варежки. Ходить по снегу и льду ей не страшно.
Мыши-полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там тепло и уютно.
А некоторые птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее. Об этом есть даже стихотворение:
Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.
5. Придумай и нарисуй на отдельном листе плакат “Берегите воздух!”
6. По заданию учебника узнай и запиши, что делается в вашем городе для охраны воздуха.
Чтобы очистить воздух, сажают в городе деревья, кустарники; устанавливают очистные сооружения.
Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс
Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 27 – 29
4.4 (87.05%) от 88 голосующих
Источник
Комментарии преподавателя
1. Свойства воздуха
Повторим те свойства воздуха, о которых мы узнали на предыдущих уроках: воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух проводит солнечные лучи
В жаркий день оконное стекло прохладное наощупь, а подоконник и предметы стоящие на нем – теплые. Так происходит потому, что стекло – прозрачное тело, которое пропускает тепло, но само не нагревается. Воздух тоже прозрачен, поэтому хорошо пропускает солнечные лучи.
Рис. 1. Оконное стекло проводит солнечные лучи (Источник)
3. Воздух занимает пространство
Проведем несложный опыт: перевернутый вверх дном стакан опустим в широкий сосуд, наполненный водой. Мы почувствуем легкое сопротивление и увидим, что вода не может заполнить стакан, потому что воздух, находящийся в стакане, не “уступает” своего места воде. Если слегка наклонить стакан, не вынимая его из воды, из стакана выйдет воздушный пузырь, и часть воды войдет в стакан, но даже в таком положении стакана вода не сможет заполнить его полностью.
Рис. 2. Пузырьки воздуха выходят из наклоненного стакана, уступая место воде (Источник)
Так происходит потому, что воздух, как и любое другое тело, занимает пространство в окружающем мире.
Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду.
Рис. 3. Водолазный колокол (Источник)
Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
4. Сжимаемость и упругость воздуха
Для доказательства следующего свойства воздуха, необходимо плотно прикрыть пальцем левой руки отверстие велосипедного насоса, а правой рукой нажать на поршень.
Рис. 4. Велосипедный насос (Источник)
Потом, не убирая пальца от отверстия, отпустить поршень. Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Это означает, что воздух можно сжать. Воздух обладает упругостью, потому что когда мы отпускаем поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.
Упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Например, если сжать пружину, а потом отпустить, она примет свою первоначальную форму.
Рис. 5. Пружина (Источник)
Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место.
5. Вес воздуха
Для того, чтобы доказать, что воздух имеет массу, нужно сделать самодельные весы. Прикрепим сдутые воздушные шарики к концам палочки с помощью скотча. Положим длинную палочку на середину короткой, так чтобы концы уравновешивали друг друга. Соединим их ниткой. Прикрепим скотчем короткую палочку к двум банкам. Надуем один шарик и снова прикрепим его к палочке тем же кусочком скотча. Установим на прежнее место.
Рис. 6. Воздух имеет вес (Источник)
Мы увидим, как палочка наклоняется в сторону надутого шарика, потому что воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Из этого опыта можно сделать вывод, что воздух имеет массу и его можно взвесить.
Если воздух имеет массу, значит, он должен оказывать давление на Землю и все, что на ней находится. Так и есть, ученые подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает на человека давление в 15 тонн (как три грузовика), но человек не чувствует этого, потому что в человеческом организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой же силы. Давление внутри и снаружи уравновешивается, поэтому человек ничего не ощущает.
6. Нагревание и охлаждение воздуха
Выясним, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении. Для этого проведем опыт: нагреем колбу со вставленной в нее стеклянной трубкой теплом своих рук и увидим, что из трубки в воду выходят пузырьки воздуха. Это происходит потому, что воздух в колбе при нагревании расширяется. Если накрыть колбу смоченной в холодной воде салфеткой, мы увидим, что вода из стакана по трубке поднимается вверх, потому что при охлаждении воздух сжимается.
Рис. 7. Свойства воздуха при нагревании и охлаждении (Источник)
7. Движение теплого воздуха
Чтобы узнать больше о свойствах воздуха, проведем еще один опыт: две колбы закрепим на трубке штатива. Они уравновешены.
Рис. 8. Опыт по определению движения воздуха
Но, если одну колбу нагреть, она поднимется выше другой, потому что горячий воздух легче холодного и поднимается вверх. Если над колбой с горячим воздухом закрепить полоски тонкой легкой бумаги, будет видно, как они трепещут и поднимаются вверх, показывая движение нагретого воздуха.
Рис. 9. Теплый воздух поднимается вверх
8. Применение свойств воздуха
Знания этого свойства воздуха человек использовал при создании летательного аппарата – воздушного шара. Большая сфера, наполненная подогретым воздухом, поднимается высоко в небо и способна выдерживать вес нескольких человек.
Рис. 10. Воздушный шар (Источник)
Мы редко над этим задумываемся, но используем свойства воздуха каждый день: пальто, шапка или варежки не греют сами по себе – воздух в волокнах ткани плохо проводит тепло, поэтому, чем пушистее волокна, тем больше в них воздуха, а значит и теплее вещь, изготовленная из такой ткани.
Рис. 11. Варежки (Источник)
Сжимаемость и упругость воздуха используют в надувных изделиях (надувные матрацы, мячи) и шинах различных механизмов (автомобили, велосипеды).
Рис. 12. Мяч (Источник)
Рис. 13. Колесо автомобиля (Источник)
Рис. 14. Велосипедное колесо (Источник)
Сжатый воздух может остановить на полном ходу даже железнодорожный состав. Воздушные тормоза установлены в автобусах, троллейбусах, составах метро. Воздух обеспечивает звучание духовых, ударных, клавишно-духовых инструментов. Когда барабанщик ударяет палочками по туго натянутой коже барабана, она колеблется, а воздух внутри барабана производит звук. В больницах установлены аппараты вентиляции легких: если человек не может самостоятельно дышать, его подключают к такому аппарату, который через специальную трубку подает в легкие обогащенный кислородом сжатый воздух. Сжатый воздух используют везде: в книгопечатании, строительстве, ремонте и др.
Рис. 15. Троллейбус (Источник)
Рис. 16. Состав метро (Источник)
Рис. 17. Труба (Источник)
Рис. 18. Гармонь (Источник)
Рис. 19. Барабан (Источник)
Рис. 20. Аппарат искусственной вентиляции легких (Источник)
Рис. 21. Книгопечатание (Источник)
Рис. 22. Покрывание стен цементным раствором при помощи сжатого воздуха (Источник)
Рис. 23. Пневматический строительный молоток (Источник)
9. Повторение
Повторим свойства воздуха:
1. Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.
2. Воздух хорошо проводит солнечные лучи.
3. Воздух занимает пространство в окружающем мире.
4. Воздух можно сжать.
5. Воздух обладает упругостью.
6. Воздух при нагревании расширяется, при охлаждении воздух сжимается.
7. Теплый воздух легче холодного и стремится вверх.
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=P7-9aOe08Rk
https://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir/3-klass/undefined/svoystva-vozduha?seconds=0&chapter_id=826
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/09/30/vozdukh-prezentatsiya
https://www.myshared.ru/slide/111864
https://www.myshared.ru/slide/111864
Источник
Тема урока: «Свойства воздуха. Давление и движение воздуха»,
5 класс
Дата «….»……….20….г.
Цель: Формирование понятия о воздухе.
Задачи:
1.Познакомить учащихся со свойствами воздуха.
2.Развивать умение исследовать свойства вещества экспериментальным способом, понимать поставленную учебную задачу, сравнивать, обобщать, делать выводы и аргументировать свою точку зрения.
3.Корректировать устную речи через введение в активную лексику новых слов.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1.
Организацион-ный этап.
(Приветствие учащихся, проверка первичной готовности к уроку, отметка отсутствующих.)
-А теперь тихо сели, соблюдая правильную осанку.
(Психологический настрой.)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
–Соберитесь, улыбнитесь, будьте уверенны в себе и все у всех получится!
2.
Повторение пройденного материала.
-Что человеку нужно для жизни? (Вода, воздух, пища, свет, тепло.)
-Что такое воздух? (Смесь газов: азота, кислорода, углекислого газа.)
-Расскажите о каждом газе.
-Сколько времени человек может обходиться без воздуха? (До 5 минут.)
-Назовите свойства воздуха. (Прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.)
3.
Актуализация знаний.
Постановка те-мы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Слайд 1.
–Чтобы узнать тему нашего урока, вы должны разгадать кроссворд.
Кроссворд:
1. Что на глобусе и карте обозначено голубым цветом? (Вода.)
2. Как назвать одним словом снег, дождь? (Осадки.)
3. Время года после осени? (Зима.)
4. Что летом бывает грибным? (Дождь.)
5. Время суток подходящее для завтрака? (Утро.)
6. Деревья бывают лиственные и…? (Хвойные.)
А теперь используя только первые буквы каждой отгадки, образуйте новое слово.
-Какое слово у вас получилось? (Воздух.)
-Какова тема нашего урока? (Ответы учащихся.)
Тема нашего урока «Свойства воздуха». Слайд 2. (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока.)
-Какова цель нашего урока? (Познакомиться со свойствами воздуха.)
Заполняется календарь природы.
4.
Первичное усвоение новых знаний.
Лабораторная работа (Работа с заготовкой «Свойства воздуха»)
Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» и одновременно провести лабораторную работу. Во время лабораторной работы вы внимательно слушаете учителя и делаете то, что он вам говорит. (Ознакомление с правилами работы через просмотр презентации «Правила лабораторной работы.)
Слайд 10. Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы в своих группах обсудите и приготовьтесь ответить.
Вопрос 1: Верите ли вы, что воздух есть везде? (Да, нет.)
Опыт 1. «Где ты?» Слайд 3.
Материал: 2 чистые баночки, комок земли, поролон.
Проведем опыт №1. Для опыта мы с вами возьмем 2 чистый баночки, комок земли, поролон.
Воздух окружает нас везде.
-А как вы думаете, в земле, в поролоне есть воздух? (Ответы уч-ся).
Сейчас мы бросим в разные баночки эти предметы.
-Наблюдаем, что изменилось? (Появились пузырьки).
-Какой вывод можно сделать? (Воздух есть везде и в земле, и в поролоне).
Определение свойства воздуха – воздух есть везде. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Да, верим. +)
Именно поэтому так нужно рыхлить землю комнатным растениям и растениям в огороде. Потому что корням растения нужен воздух для хорошего роста.
Вопрос 2: Верите ли вы, что воздух прозрачен, бесцветен? (Да, нет.)
Опыт 2. «Найди меня!» Слайд 4.
Материал: целлофановый мешочек.
Проведем опыт №2. Для опыта мы с вами возьмем целлофановый мешочек. Мешочек прозрачный. Кажется, он пустой. Подуйте в него и закрутите край пакета так, чтобы воздух не вышел. Что стало с пакетом? (Он раздулся). Если сжать пакет, то он станет упругим. В нем что-то есть.
-Что было в пакете? (Воздух).
Вывод: Воздух занимает место.
А теперь откройте пакет. Воздух выйдет.
-Почему мы воздух не видели? (Воздух прозрачный и бесцветный).
Определение свойства воздуха – воздух прозрачный и бесцветный. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Да, верим. +)
Вопрос 3: Верите ли вы, что воздух плохо сохраняет тепло?
Опыт 3. «Тепло – холодно» Слайд 5.
Материал: 2 стакана с горячей водой, крышка, стеклянная банка.
-Ребята, почему в домах делают двойные рамы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы проведем опыт. Возьмем два стакана с горячей водой. В один стакан накроем крышкой, а др. стеклянной банкой.
-Что произойдет? Как вы думаете? Через некоторое время мы вернемся к этому опыту.
Вода в стакане с накрытой крышкой остыла, а вода, накрытая банкой, нет. Это произошло в результате того, что между стенками банок был воздух.
-Значит, какой вывод можно сделать? (Воздух сохраняет тепло.)
Определение свойства воздуха – воздух сохраняет тепло. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Нет, неверим. -)
Давайте вернемся к проблемной ситуация: Почему в домах делают двойные рамы? (Воздух сохраняет тепло).
Вариант 2. Просмотр видео-опыта «Опыт 3. Свойство – Воздух сохраняет тепло». 54 сек
Вопрос 4: Верите ли вы, что воздух тяжелее воды?
Опыт 4. «Подуй в трубочку!» Слайд 6.
Материал: стакан с водой, трубочка для сока.
Мы вдыхаем воздух через нос или рот, а потом выдыхаем. Возьмите трубочку и подуйте в нее.
-Что почувствовали? (Движение воздуха – ветерок.)
-А как вы думаете, можно увидеть воздух? (Ответы учащихся.)
Можно! Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте.
-Что появилось? (Пузырьки).
Это воздух, который мы выдыхаем.
-Какой вывод можно сделать? (Воздух легче воды, поэтому пузырьки поднимаются вверх).
Определение свойства воздуха – воздух легче воды. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Нет, неверим. -)
Вопрос 5: Верите ли вы, что воздух нельзя сжать?
Опыт 5. «Надуй меня!» Слайд 7.
Материалы: Воздушный шарик.
Надуйте шарик. Закрутите. Итак, внутри шарика теперь находится воздух, который заполнил его объем. Чем больше раздувается шарик, тем больше в нём воздуха. Попробуйте его сжать.
-Легко ли сжимается шарик? Какой вывод можно сделать? (Воздух можно сжимать и он упруг.)
Определение свойства воздуха – воздух можно сжимать и он упруг. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Нет, неверим. -)
Работа с учебником
Где и как используют свойства сжимаемости и упругости воздуха вы можете узнать из текста учебника стр.29, абзац «Сжимаемость и упругость …»
Вопрос 6: Верите ли вы, что воздух движется?
Опыт 6. «Вверх – вниз» Слайд 8.
Материалы: Свеча, спички, полоска с бумагой.
Просмотр видео-опыт «Движение теплого воздуха вверх, а холодного вниз» 2 мин 20 сек
Возьмем свечу. Над ней закрепим полоски тонкой легкой бумаги.
-Что вы замечаете? (Движение).
-Какой вывод можно сделать? (Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз).
Определение свойства воздуха – теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Да, верим. +)
Работа с учебником
Где и как используют это свойство воздуха из текста учебника стр.29 абзац «Знание свойств воздуха …»
Вопрос 7: Верите ли вы, что воздух может сжиматься и расширяться?
Опыт 7. «Больше – меньше» Слайд 9.
Материалы: Банка, перчатка медицинская, тазик с холодной и горячей водой.
Просмотр видео-опыта «При нагревание воздух расширяется, при охлаждение сжимается» 2 мин 33сек
-Какой вывод можно сделать? (При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается).
Определение свойства воздуха – При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается. Записываем в тетрадь.
-Значит, как мы должны были ответить на вопрос? (Да, верим. +)
Физминутка
Дует ветер с высоты
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше! Веселей! Вот так.
Переходим все на шаг.
5.
Первичная проверка понимания.
Игра «Верю – не верю»
Слайд 10. Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» Я буду читать вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Вы если согласны, то поднимаете руку, если не верите, то сидите ровно, руки на парте.
Вопросы:
1. Верите ли вы, что воздух есть везде? (Да, верим. +)
2. Верите ли вы, что воздух прозрачен и бесцветен? (Да, верим. +)
3. Верите ли вы, что воздух плохо сохраняет тепло? (Нет, неверим. -)
4. Верите ли вы, что воздух тяжелее воды? (Нет, неверим. -)
5. Верите ли вы, что воздух нельзя сжать? (Нет, неверим. -)
6. Верите ли вы, что воздух движется? (Да, верим. +)
7.Верите ли вы, что воздух может сжиматься и расширяться? (Да, верим. +)
6.
Первичное закрепление.
Работа с учебником
Задание: Выпишите свойство и где это свойство можно наблюдать в жизни.
Работа по карточкам (индивидуально)
7.
Информация о домашнем за-дании, инст-руктаж по его выполнению.
1.Д/з стр. 25-31 читать.
2.Карточки
8.
Рефлексия (подведение итогов занятия).
-Как называлась тема урока?
-Какую цель ставили в начале урока?
-Достигли ли намеченной цели урока? Объясните.
-Что нового узнали на уроке?
-Продолжите предложение (карточка на доске):
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
-Как справились со своей задачей урока?
-Молодцы, ребята! Хорошо работали на уроке!
Выставляются отметки за урок с пояснением.
Источник