Какое свойство восприятия проявляется в его способности фиксировать
К основным свойствам восприятия относятся: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
1. Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, развивается начиная с первого года жизни. Возможность предметного восприятия в значительной мере обусловлена присутствием в процессе восприятия моторного компонента.
2. Целостность – в отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
3. Структурность – восприятие доводит до нашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись в реальном мире. Например, если человек слушает какую-нибудь мелодию, то услышанные ранее ноты еще продолжают звучать у него в сознании, когда поступает информация о звучании новой ноты. Обычно слушающий понимает мелодию, т. е. воспринимает ее структуру в целом.
4. Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия. Например, движущийся вдали грузовой автомобиль будет нами по-прежнему восприниматься как большой объект, несмотря на то, что его изображение на сетчатке глаза будет значительно меньше, чем его изображение, когда мы стоим возле него.
Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способности перцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается в относительной неизменности видимого цвета при изменении освещения. Например, кусок угля в летний солнечный полдень будет примерно в восемь-девять раз светлее, чем мел в сумерки. Однако мы воспринимаем его окраску как черную, а не белую. В то же время цвет мела даже в сумерках для нас будет белым.
5. Апперцепция – особенности восприятия определяются всем предшествующим практическим и жизненным опытом человека, поскольку процесс восприятия неотделим от деятельности. Например, если вам предъявить ряд незнакомых фигур, то уже на первых фазах восприятия вы постараетесь найти какие-то эталоны, с помощью которых можно было бы охарактеризовать воспринимаемый объект. В процессе восприятия, для того чтобы классифицировать то, что воспринимаете, вы будете выдвигать и проверять гипотезы о принадлежности объекта к той или иной категории предметов. Таким образом, при восприятии активизируется прошлый опыт. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми.
Знания и опыт оказывают значительное влияние на точность и ясность восприятия. Например, не узнавая при восприятии иностранного языка малознакомые слова, мы тем не менее безошибочно разбираем родную речь даже тогда, когда слова произносятся невнятно.
Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Например, тот, кто мало интересуется техникой, чаще всего видит только грубые различия в автомобилях разных конструкций и не замечает многих других конструктивных особенностей.
Существенное место в апперцепции занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Например, контролер ОТК на производстве легко находит бракованные детали не только потому, что хорошо умеет это делать, а потому что в результате профессиональной деятельности у него выработалась установка на восприятие проверяемых им изделий именно с этой стороны. Аналогичную картину мы наблюдаем и в отношении эмоциональной окраски воспринимаемой информации. Так, мать спящего ребенка может не слышать шума улицы, но мгновенно реагирует на любой звук, доносящийся со стороны ребенка.
6. Иллюзии восприятия – явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией восприятия.
7. Осмысленность – перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой:
– На первом этапе процесса восприятия происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенному объекту.
– На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект.
– На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения.
– На четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что это за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса.
8. Активность (или избирательность) – в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании. Это явление получило название закона фигуры и фона. Например, вы слушаете лекцию или читаете книгу (фигура) и совсем не обращаете внимания на то, что происходит у вас за спиной (фон). Фигура и фон могут меняться местами.
Выделение предмета из фона связано с особенностями нашего восприятия, а именно с предметностью восприятия. Мы выделяем предмет из фона для того, чтобы лучше с ним ознакомиться, но это выделение происходит не всегда. Легче выделяется то, что в действительности является отдельным предметом и хорошо знакомо из прошлого опыта. Мы без труда выделяем вещи, которые нас окружают, людей, животных и др. гораздо хуже выделяются отдельные части предмета. В этом случае часто требуется усилие для того, чтобы воспринять часть как особый объект. Например, мы не сразу выделяем часть слова, которое читаем, или часть какого-либо рисунка, который рассматриваем.
Выделение предмета из фона прежде всего зависит от степени различия между ними. Чем больше предмет и фон отличаются друг от друга, тем легче предмет выделяется из фона. Например, существенную роль играет различие по цвету между фоном и предметом. Контрастные цвета особо благоприятны для выделения предмета из фона. Так, слово, написанное мелом на классной доске, хорошо заметно и совсем незамеченным может быть исправление в тетради ученика, сделанное учителем теми же чернилами, которыми пишет ученик.
Выделение предмета затруднено также в том случае, если предмет находится в окружении схожих предметов. Например, достаточно трудно проследить по карте течение реки, если она окружена другими реками. Следовательно, для того чтобы облегчить выделение объекта из фона, необходимо усилить его отличие.
Каждый предмет является сложным целым и обладает многими свойствами. Воспринимая его как целое, мы вместе с тем воспринимаем и отдельные его части. Обе эти стороны восприятия теснейшим образом связаны между собой: восприятие целого обусловлено восприятием его частей и свойств, в то же время оно само влияет на их восприятие.
Хорошо известно, как сильно меняется иногда восприятие предмета, если мы пропустим только одну его часть, или подметим ее неправильно, или воспримем как его часть то, что в действительности к нему не имеет никакого отношения. Во всех этих случаях мы легко можем принять предмет за то, чем он фактически не является. Важность роли восприятия части в восприятии целого не означает, что для узнавания предмета необходимо воспринимать все его части.
Многое из того, что имеется в объекте, совсем не воспринимается, или воспринимается неясно, или не может быть воспринято в данный момент, но тем не менее мы узнаем предмет. Например, когда мы рассматриваем рисунок, схематически изображающий предмет, мы узнаем этот предмет. Это происходит потому, что каждый предмет имеет характерные, только ему присущие опознавательные признаки. Отсутствие именно этих признаков в восприятии мешает нам опознать предмет, в то же время отсутствие других, менее существенных признаков при наличии в восприятии существенных не мешает узнать то, что мы воспринимаем.
Начальный период восприятия у большинства людей характеризуется тем, что на первый план выступает восприятие целого, без выделения отдельных частей. У некоторых людей наблюдается обратное явление: в первую очередь различаются отдельные части предмета.
В соответствии с индивидуальными различиями по-разному протекает и второй этап восприятия. Если сначала воспринимается общая форма предмета без ясного различения его отдельных частей, то в дальнейшем части объекта воспринимаются все более отчетливо. И наоборот, если первоначально выделялись только части предмета, то совершается его переход к целому. В конечном итоге, как в том, так и в другом случае, достигается восприятие в целом при достаточно ясном различении его отдельных частей.
Однако необходимо отметить, что восприятие целого и его частей зависит не только от индивидуальных особенностей, но и от целого ряда других факторов. К их числу в первую очередь необходимо отнести предшествующий опыт и установку. Например, мы бегло читаем текст, часто пропуская ошибки и опечатки, потому что имеем достаточный опыт чтения, т. е. знаем смысл воспринимаемых слов и выделяем из целого слова буквы, выполняющие роль опознавательных признаков. Но если предложить вам найти в тексте ошибки, то вы будете внимательно всматриваться в написание слов, при этом в определенных случаях даже не будете вникать в смысл написанного. Следовательно, установка играет весьма важную роль в организации вашего восприятия.
Источник
Восприятием называется отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие, в отличие от ощущения, отражает предмет в целом, в совокупности его свойств, а не отдельные свойства. Восприятие качественно новая ступень чувственного познания с присущими ей особенностями.
Восприятие, как и любой другой психический феномен, можно рассматривать как процесс и как результат. В основе восприятия лежат межполушарные связи, связи между различными анализаторами. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которое дает ощущение, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмыслении его.
Свойства:
- Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
- Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
- объединение разных элементов в целом;
- независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
- Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
- Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
- Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
- Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.
Принципы организации восприятия (свойства предметности и целостности) наиболее глубоко и ярко описаны и проанализированы представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, Ч. Осгуд и др.).
Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенности самих отражаемых субъектов, с одной стороны, и в предметной Деятелности человека, с другой.
Итог восприятия – интегральный, целостный образ окружающего мира, возникающий при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств субъекта.
Виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное и т.п.
Особенности восприятия: возникновение апперцепции (свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта данного человека). Апперцепция обуславливает различия при восприятии одних и тех же предметов различными людьми или одним и тем же человеком в разное время.
Важнейшим феноменом восприятия является отнесенность предметного образа к реальному миру – феномен проекции (к примеру, человек видит не изображение предмета на сетчатке глаза, а реальный предмет в реальном мире). Этот феномен можно проследить на всех уровнях организации Личности.
Итог:
Восприятие – активный процесс, состоящий из участия двигательных компонентов анализаторов (движение руки, глаза и т.п.), возможности в процессе восприятия, активно перемещать свое тело. При восприятии формируется адекватный образ предмета.
Источник
1. Минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения, называется …
абсолютным нижним порогом
порогом различения
временным порогом ощущений
диапазоном чувствительности к интенсивности
2. К экстерорецептивным относятся … ощущения
зрительные
органические
вибрационные
температурные
3. Восприятие часто принято называть …
осязанием
апперцепцией
перцепцией
наблюдательностью
4. Пространственно-временные характеристики объективного мира отражают … процессы
познавательные
мотивационные
эмоциональные
волевые
5. Основной психофизический закон принято называть законом …
Вебера-Фехнера
Бунзена-Роско
Стивенса
Гельмгольца
6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как …
синестезия
сенсибилизация
адаптация
аккомодация
7. Способность к восприятию изменений раздражителя или к различению близких раздражителей называется…
абсолютной чувствительностью
дифференциальной чувствительностью
сенсибилизацией
адаптацией
8. Основанием разделения восприятия на произвольное и непроизвольное служит…
ведущий анализатор
предмет восприятия
форма существования материи
целенаправленность характера деятельности субъекта
9. Восприятие есть процесс (результат) построения образа объекта в перцептивном пространстве субъекта при …
его непосредственном взаимодействии с этим объектом
его опосредованном взаимодействии с этим объектом
отсутствии воспринимаемого предмета
отсутствие взаимодействия
10. Понимание другого человека путем отождествления себя с ним называется….
эмпатией
идентификацией
социально-психологической рефлексией
стереотипизацией
11. Пример рисунка, который воспринимается то как ваза, то как два человеческих профиля, иллюстрирует закон …
транспозиции
фигуры и фона
симметрии
константности
12. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение — это …порог ощущений.
нижний абсолютный
дифференциальный
временный
верхний абсолютный
13. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности называется …
инсайтом
перцепцией
апперцепцией
сенсибельностью
14. Основанием выделения зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых и других разновидностей ощущений является …
время возникновения в ходе эволюции
модальность раздражителя
место расположения рецепторов
наличие или отсутствие непосредственных контактов с раздражителем
15. Получение первичных образов обеспечивают…
сенсорно-перцептивные процессы
процесс мышления
процесс представления
процесс воображения
16. Максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор, называется … порогом ощущений.
нижним абсолютным
дифференциальным
временным
верхним абсолютным
17. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как …
целостность
предметность
константность
структурность
18. Основным критерием разделения видов восприятия на восприятие пространства, времени, движения выступает …
ведущий анализатор
предмет отражения
форма существования материи
активность субъекта
19. Такие качественные характеристики ощущений, как цвет в зрении, тон и тембр в слухе и т. п., относятся к … характеристикам.
модальностным
пространственным
временным
интенсивностным
20. Определенный участок коры и подкорки, куда адресуются восходящие сенсорные импульсы – это …
центральный отдел анализатора
рецептор
проводниковый отдел
периферический отдел
21. Силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора определяется…
качество ощущений
интенсивность ощущений
пространственная локализация раздражителей
длительность ощущений
22. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, представлен…
проводниковым отделом
рецептором
анализатором
рефлексом
23. Новый вид чувствительности, обусловленный переносом качеств одной модальности на другую — это …
синестезия
аккомодация
конвергенция
сенсибилизация
24. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются …
экстерорецептивными
интерорецептивными
проприорецептивными
интерактивными
25. Рецепторы, специализирующиеся на приеме и обработке воздействий из внутренней среды организма, называются…
экстерорецепторами
интерорецепторами
проприорецепторами
внешними
26. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются…
афферентными
эфферентными
эффективными
аффективными
27. К основным свойствам ощущений не относится…
качество
интенсивность
длительность
объем
28. Свойство человека, проявляющееся как способность замечать в воспринимаемом малоизвестные, но существенные детали, характеризует …
иллюзии
перцептивные действия
наблюдательность
осязание
29. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как …
адаптация
сенсибилизация
синестезия
модальность
30. Свойство восприятия тесно связанное с мышлением и пониманием сущности предметов называется …
константностью
осмысленностью
избирательностью
целостностью
31. Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются…
агнозией
галлюцинацией
иллюзией
бредом
32. Качественная характеристика ощущений, указывающая на их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым, тактильным и др.), известна как…
адаптация
сенсибилизация
синестезия
модальность
Источник