Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах
Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать неотразимый комплимент
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
1. Какие свойства внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле сознания двух и более процессов?
А) Изумительная трудоспособность Н.Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера (Ф. Я. Гоноболин).
Б) Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках (М. Горький).
В) Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
2. Объясните механизмы влияния названных ниже факторов на процессы внимания[26]. Какие рекомендации вытекают из этого?
А) Внимание зависит от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем. Установлено, что в ночную смену люди работают менее эффективно, даже если они спят положенное число часов днем. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У человека, которого оперируют ночью, меньше шансов выжить. Исследования, проводимые на авиалиниях, показали: в ночное время пилоты действуют менее точно в связи с замедлением реакции, которое появляется в результате нарушения циркадных ритмов.
Б) Стресс, усталость, алкоголь, кофеин, табак, снотворное и лекарства, вызывающие сонливость, притупляют внимание, снижают память, замедляют реакцию, уменьшают способность к суждению. Люди, утверждающие, что они не могут сосредоточиться без кофе или сигареты, являются жертвами стереотипа, которого долго придерживались.
В) Эмоции могут поддерживать внимание, но могут и мешать его концентрации. Известен случай, когда человек, узнавший об огромном выигрыше в лотерею, в крайне радостном возбуждении выехал на красный свет и погиб в результате аварии.
Г) Пожилым людям трудно делать несколько дел одновременно с прежней эффективностью. Монтень в старости любил говорить: «Когда я танцую, я танцую; когда я сплю, я сплю».
3. Психолог Г. Эббингауз провел эксперимент по запоминанию бессмысленных слогов. Оказалось, что скорость забывания максимальна в первые 6 часов после заучивания, затем сохранение материала становится более стабильным, но его объем близок к нулю.
Однако если ту же самую информацию повторить еще раз, то недавно запомненный материал становится знакомым и воспроизводится легче, а упущенные данные “встраиваются” в новую систему знаний и дополняют представления человека об изучаемом предмете или явлении. Кроме того, при повторном заучивании для полного воспроизведения материала требуется в 2 раза меньше повторений.
Как вы считаете, насколько эффективным бывает заучивание учебного материала в ночь накануне экзамена? Почему? Какую роль в сохранении учебного материала играет его повторение? Права ли народная мудрость: «Повторенье – мать ученья»? Материал для запоминания заучивайте частями, а не весь сразу.
4. Мы умеем запоминать материал, ноне знаем, как мы это умеем. Ученые утверждают, что есть люди с феноменальной памятью. Существуют целые легенды об уникальных возможностях памяти Юлия Цезаря и Наполеона, композитора Моцарта и математика Гаусса, шахматиста Алехина и музыковеда Соллертинского. Один из таких феноменальных мнемонистов с первого взгляда запомнил длинный отрывок из “Божественной комедии” Данте на незнакомом ему итальянском языке и легко повторил ее при неожиданной проверке… через 15 лет[27]! Психологи заметили: люди с феноменальной памятью отличаются от других тем, что, как дети, не боятся забыть и не ставят процесс сохранения и извлечения информации под сомнение и контроль сознания.
Бывали у вас случаи, когда, выходя из экзаменационной аудитории, вы вдруг вспоминали то, что никак не могли вспомнить на экзамене? Как вы думаете, почему панический страх мешает нам вспомнить хорошо известную информацию? Не бойтесь, только верьте!
5. Сознание активней работает над той информацией, которая для вас личностно значима, наиболее важна, в которой проявляется ваша заинтересованность или имеющийся жизненный опыт.
Вы не замечали, что мамина просьба купить хлеб по дороге из университета вспоминается гораздо тяжелей, чем договоренность о месте и времени свидания с любимым человеком?
Как вы думаете, почему студенты заочной формы обучения тяжело усваивают абстрактную теоретически значимую информацию и легко справляются с материалом, имеющим практическую значимость?
Найдите в учебном материале то, что сделает его важным, значимым для вас и «простройте мостики» от учебного материала к своему жизненному опыту.
6. В ходе исследования студентам было предложено заучить один за другим (через несколько недель) два одинаковых по трудности текста. Первый давался с предупреждением, что опрос будет производиться на следующий день, про второй было сказано, что его надо запомнить «навсегда». Фактически в обоих случаях проверку провели через четыре недели после заучивания
Как вы думаете, какой текст учащиеся запомнили и воспроизвели лучше? Аргументируйте свой ответ.
“Настройте” свою память на длительное хранение заучиваемого материала.
7. Состояние готовности к определенной целенаправленной деятельности в психологии называется установкой. Вы видели фильм “Семнадцать мгновений весны”? В конце одной из серий Штирлиц глубоко и спокойно спит в своей машине. Голос диктора за кадром утверждает, что ровно через 10 минут он проснется и продолжит свой путь. Как вы считаете, способен ли человек настроить свое сознание на определенный режим?
Если есть внутренняя установка (как решимость и готовность выучить материал прочно и надолго), то информация запоминается лучше. А если ничего не хочется делать, то мучиться придется дольше, а результата можно так и не достичь.
8. В работе П.И. Зинченко участникам исследования (школьникам и взрослым) давалось задание в первой серии экспериментов решить математические задачи и затем (неожиданно для них) предлагалось воспроизвести числа, которые были в условии задачи. Во второй серии надо было придумать задачи, которые включали в себя числа, названные экспериментатором. В третьей серии требовалось придумать задачи с числами, выбранными по собственному усмотрению.
Как вы думаете, в какой серии эффект запоминания был в 2 раза выше, чем в двух других? Чем это можно объяснить?
Человек лучше запоминает то, что сам создает. Собственные идеи активно переживаются, осмысливаются, и поэтому запоминаются легко, без усилий. Кстати говоря, попытка пересказать материал “своими словами” – это тоже творческий процесс.
9. Исследования показывают, что при запоминании материала с составлением плана заучиваемого через 9 дней забывается 24,8%, без плана – 43,2%, т.е. прочность запоминания в первом случае почти вдвое больше, чем во втором[28].
Объясните, какую роль играет составление плана при заучивании материала?
Изучайте новый материал в строгой последовательности, обращая внимание на его логическую структуру. Попробуйте самостоятельно составить план изложения материала.
Используйте схемы, диаграммы, таблицы, в сжатом виде отражающие логическую структуру материала. Если они не даны в учебном материале, создайте сами.
Учитесь при работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать отношения между элементами смысловой группы и связи между различными группами.
10. Давно известна истина о том, что длительная умственная работа приводит к утомлению и снижению работоспособности человека. В конце рабочего дня внимание становится менее концентрированным, неустойчивым, медленней происходит переключение с одного объекта на другой, человек с трудом ориентируется даже в знакомом материале. Новую информацию он запоминает еще хуже. Не мешает периодически делать отдых. И.П. Павлов писал, что лучший отдых – это смена видов деятельности. Сам он любил отдыхать от научных исследований, выполняя садовые работы. Знаменитый врач-окулист С. Федоров любил ухаживать за лошадьми. Можно еще, например, помыть полы.
Чередуйте заучивание информации с физическим трудом.
11. Вспомните, когда происходит перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную? Правильно, во сне. Поэтому, если вы будете учить материал в ночь перед экзаменом, а утром, не выспавшись, пойдете отвечать, вряд ли у вас получится что-нибудь приличное.
Здоровый крепкий сон после честно выполненного домашнего задания – это прекрасно!
Много неприятных минут доставляло нам забывание нужной информации, особенно на семинаре или, что еще хуже, – на экзамене. А между тем сохранение “отработанной” информации ухудшает усвоение нового материала. Знаменитый американский писатель Марк Твен (автор книг о Томе Сойере) сравнивал такую память с чердаком, на котором навалено столько хлама, что совершенно невозможно там разыскать нужную вещь. И все-таки, как уменьшить нежелательные проявления забывания?
12. Перенесите в тетрадь для практических работ приведенную ниже схему. Проанализируйте данные из упражнений 3-11, заполните таблицу, вписывая факторы, которые оказывают влияние на эффективность запоминания информации.
2. Прочитайте фрагмент из книги В.А. Солоухина «Черные доски». О каких характеристиках мышления можно говорить, анализируя этот фрагмент?
«- По доске-то и узнавать. По живописи разве узнаешь? Бывает, написаны такие голубенькие херувимы, такие умилительные ангелочки, хоть сейчас на открытку. Девятнадцатый век — никаких сомнений. А посмотришь на обратную сторону доски, на ее бока, на ее торцы, и видишь, что доска гораздо старее живописи. Значит, под открыточными ангелочками скрывается старина.
– Да почему видно, что доска старее, чем живопись? Должны же быть какие-нибудь определенные признаки?
– Это, знаете ли, целая наука. Действительно, признаки существуют. Допустим, на фотографии изображен человек и нужно определить, какого он времени. Смотрим — широкие штаны. Конечно, и теперь, в шестидесятых годах, можно встретить мужчину в широченных брюках. Но все же широченные брюки свойственны предвоенному десятилетию. Единственного признака мало, можно ошибиться. Ищем другие признаки. До войны мужчины ходили с бритыми шеями. До войны галстуки завязывали огромными аляповатыми узлами. До войны в воротничок около галстука вставляли запонки на цепочке… В шестидесятых годах, например, было время, когда на пиджаке делали сзади один разрез, а потом стали делать два. Так, по целому ряду совпадающих признаков можно точно определить, какого времени мужчина перед вами. Так же определяется век иконной доски. Обработка задней стороны, метод соединения нескольких досок в одну, характер шпонок, их отдаленность от торцов доски, толщина доски, пропорция ее, да мало ли. Вот, например, ковчег. Вы видите, что на иконе сделано, почти во всю ее площадь, небольшое, на несколько миллиметров, углубление. По краям оставлены выпуклые поля. Углубление называется ковчежек. Один из первых и характерных признаков древности. Правда, в девятнадцатом веке мастер, подражая старине, мог сделать икону с ковчежком. Но в шестнадцатом веке без ковчежка — не мог».
Какие мыслительные операции использует персонаж В.А. Солоухина в своей работе (см. информационный материал в п.3 «Мышление как познавательный процесс»)? Какие задания можно давать человеку для развития мыслительных операций, составляющих основу аналитического мышления?
Date: 2016-05-23; view: 1864; Нарушение авторских прав
Источник
Послепроизвольное
внимание занимает промежуточный характер –
сначала оно требует волевых усилий, а
затем, по мере того, как человек начинает
интересоваться процессом, за которым
наблюдает, переходит в непроизвольное.
- Выберите
правильный ответ
из предложенных вариантов. - Ощущение
как психофизиологический
процесс начинается
с а) физического процесса; б) физиологического
процесса; в) психологического процесса;
г) все ответы верны; д) все ответы неверны. - Основные
свойства ощущений –
это… а) константность; б) интенсивность;
в) предметность; г) обобщенность; д) все
ответы верны; е) все ответы неверны. - Самой
древней формой восприятия
является… а) зрительное; б) осязательное;
в) слуховое; г) обонятельное; д) все ответы
верны; е) все ответы неверны. - При
поражении височной
коры нарушается ….
а) восприятие цвета; б)
слуховое восприятие; в) восприятие
времени; г) обонятельное восприятие; д)
все ответы верны; е) все ответы неверны. - Условием
возникновения непроизвольного
внимания является…
а) неожиданность раздражителя; б)
новизна раздражителя; в) интересы (влечения)
человека; г) необычность
раздражителя; д) все ответы верны; е)
все ответы неверны. - Ориентировочный
рефлекс рассматривается
как объективный, врожденный
признак … а) непроизвольного
внимания; б) произвольного внимания;
в) послепроизвольного внимания; г) все
ответы верны; д) все ответы неверны.
- Проблема
измерения ощущений.
Психофизика.
Психофизика
– психологическая дисциплина, изучающая
количественные отношения между
физическими характеристиками Стимула
и интенсивностью ощущения, возникающего
как ответ на этот стимул. Психофизика
охватывает две основные группы проблем:
измерение порога ощущений, т. е. предела
чувствительности сенсорной системы человека,
и построение психофизических шкал. Первая
группа проблем возникла в связи с измерениями
интенсивности ощущения, проведёнными
в 19 в. нем. учёными В. Э. Вебером и Г. Фехнером
(так называемое косвенное шкалирование,
где величина ощущения — математическая
функция величины стимула). Порог рассматривался
как точка в последовательности стимулов
возрастающей интенсивности, делящая
эту последовательность на две части:
вызывающую ощущение и не вызывающую его.
В
современной психофизике (точнее, её
прикладной ветви — теории обнаружения
сигнала на фоне шума) порог рассматривается
как «пороговая зона», в пределах
которой вероятность ответной реакции
изменяется от 0 до 1. Существуют теории,
отрицающие существование сенсорного
порога как самостоятельной реальности
(теории так называемой динамической чувствительности).
Другая группа проблем возникла в связи
с использованием С. Стивенсом (США) непосредственного
шкалирования, когда величина ощущения
— точка на сенсорной шкале — определяется
самим испытуемым путём указания на расстояние
или отношение между интенсивностями
стимулов в условных единицах. Обе группы
исследований объединяются вокруг основной
теоретической проблемы психофизики —
изучения структуры и метрики психофизического
стимульного пространства ощущений, понимаемого
как многовекторное, неэвклидово пространство.
- Ответьте
на «шуточные» вопросы
психологии восприятия.
Аргументируйте свои
ответы. - Что
лучше для восприятия
– кататься на саночках
или саночки возить?
Для
восприятия лучше кататься на саночках,
так как создан приятный, легкий
образ катания на санках (весело
и быстро летишь с горки), в отличии
от того образа, когда нужно вести
санки (подниматься в горку тяжело).
- Мог
ли Тарзан научиться
читать, рассматривая
книги в хижине родителей?
Научиться
читать, рассматривая книги нельзя,
потому что чтение — один из важнейших
видов речевой деятельности, тесно
связанный как с произношением, так и с
пониманием речи, «чтение» — это способность
воспринимать, понимать информацию, записанную (передаваемую) тем
или иным способом
- Почему
русские петухи кричат
«кукареку», а английские
“kok’э”дудл”ду”?
Русские
и английские петухи кричат по разному,
потому что у разных народов разное
восприятие звуков, которые издают
животные, а также звуков природы.
Отсюда-разные звукоподражательные глаголы.
- Почему
в детстве время
субъективно течет
медленнее, чем в
зрелом возрасте и
старости?
Это
субъективное чувство времени, и
оно лишь в целом соответствует
реально-физическому времени. Как
отмечают специалисты, психологическое
время включает: оценки одновременности,
последовательности, длительности, скорости
протекания различных событий жизни, их
принадлежности к настоящему, удаленности
в прошлое и будущее, переживания сжатости
и растянутости, прерывности и непрерывности,
ограниченности и беспредельности времени,
осознание возраста, возрастных этапов,
представления о вероятной продолжительности
жизни, о смерти и бессмертии, об исторической
связи собственной жизни с жизнью предшествующих
и последующих поколений и т.п. Так или
иначе, но психологическое время своеобразно
в сравнении с физическим временем, хотя
по многим направлениям и определяется
им.
- Какое
свойство внимания обнаруживается
в следующем примере?
Каков, по-Вашему, его
механизм? Возможно
ли одновременное
протекание в поле
внимания двух и более
процессов?
Изумительная
трудоспособность Н.Г. Чернышевского
позволяла ему часто
проводить одновременно
две работы: нередко
он писал статью для
«Современника», одновременно
выполняя другое дело,
например, диктуя секретарю
перевод «Всемирной
истории» Шлоссера.
В
приведенном примере обнаруживается
такое свойство внимания как распределение.
Распределение
внимания — это такая организация психической
деятельности, при которой одновременно
выполняются два или более действия, способность
контролировать несколько независимых
процессов, не теряя из поля своего внимания
ни одного из них.
Список
литературы
- Лекции
по общей психологии / А. Р. Лурия. –
СПб.: Питер, 2004. – 320 с: ил. – (Серия «Мастера
психологии»). - Общая психология:
Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера
Е. И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560 с. — (Образовательный
стандарт XXI). - Узнадзе Д.
Н. Общая психология / Пер. с грузинского
Е. Ш. Чомахидзе; Под ред. И. В. Имедадзе.
— М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. — 413 с: ил. —
(Серия «Живая классика»). - Шиффман Х.Р.
Ощущение и восприятие. 5-е изд. – СПб.:
Питер, 2003. – 928с.: ил. - Щербатых
Ю.В. Общая психология. Завтра экзамен.
– СПб.: Питер, 2008. – 272 с. - Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии СПб.:
Питер Ком, 1999.
720с.:
(Серия «Мастера психологии»)
Источник