Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности

Какой стиль интерьера подойдет именно вам?
Все мы знаем, что верно подобранный стиль интерьера отражает личность владельца, а окружающее пространство становится прямым продолжением его хозяина. Зачастую уже с порога можно многое понять о личности человека, который пригласил нас в гости. Тем не менее, от этого знания выбор интерьера не становится проще – досконально разобраться в многочисленных стилях и их ответвлениях под силу только профессионалу, а объективно взглянуть на себя и свой образ жизни со стороны может не каждый. Именно поэтому хороший дизайнер обязан быть еще и психологом – понимать людей, их желания и интересы. Для того, чтобы облегчить выбор стиля, который подходит именно вам, разберем основные особенности различных стилей и подберем психологические портреты людей, которым наиболее подходит тот или иной стиль.

Классический стиль

Классический стиль отличается своей строгостью и элегантностью, свойственной эпохам барокко и ампира. При этом он достаточно функционален и вовсе не является «пережитком прошлого» – жить в таком интерьере будет удобно и современному человеку. Другая сторона вопроса – как в таком стиле ощущают себя разные люди. Дело в том, что классический стиль характеризуется широким применением натуральных материалов в отделке, использованием ценных пород дерева для напольных покрытий, лепнины для оформления потолка, и зачастую тканевых или шелковых обоев для стен. Все эти детали при грамотном дизайне не выглядят вычурно, а способны сосуществовать вполне строго и лаконично, но все-таки требуют определенной статусности владельца. Существует стереотип, что классический стиль является достаточно старомодным, и молодым людям не подойдет, однако его скорее можно назвать стилем, который проверен временем, и из моды уже никогда не выйдет. Тем не менее, для того, чтобы искренне влюбиться в классический стиль, требуется определенная степень внутренней зрелости.

Современный стиль

Под современным стилем в интерьере мы имеем в виду такой стиль, который не вписывается в жесткие рамки хай-тека, минимализма и прочих стилей, которые появились относительно недавно, но берет из них многие свежие идеи и элементы оформления интерьера. Такой стиль отличаются эклектичностью, живостью и высокой степенью практичности. При оформлении помещения используются достаточно доступные материалы, при этом каждый элемент подбирается исходя из соображений надежности, долговечности. В таком интерьере зачастую присутствуют функциональные системы для хранения вещей, вроде стеллажей или полок и акцент уделяется именно практичным вещам, а чисто декоративные элементы отходят на второй план. Такой стиль отлично подойдет людям с сильным рациональным мышлением, которые любят подходить к любой проблеме системно, и выжимать максимум из предоставленных ресурсов.

Стиль «Прованс»

Данный стиль начал формироваться еще в XVII веке на сельском юге Франции, и перенял от него тягу к уюту, ассоциации с морским побережьем, большим количеством солнца и растений. Для стиля характерно оформление в светлых, летних тонах, искусственно состаренная мебель и множество милых, декоративных элементов, вроде панно или плетеных корзинок. Несмотря на свое прохождение, этот стиль обосновался в городских квартирах и загородных домах по всему миру – и причиной этому послужил тот набор ощущений, которые он вызывает у людей. Кроме того, в современных условиях прованский стиль оказывается достаточно функциональным за счет того, что мебель в этом стиле все чаще сочетает изящный вид с продуманным хранением и современными технологиями. Такой стиль в первую очередь подойдет для романтиков – возраст, пол и социальный статус здесь не так важны, как желание окружить себя теплом и любовью. Также он способен всю жизнь радовать тех, для кого дом – это оазис уюта, спасение от городской суеты и напряженных будней. 

Восточный стиль

Этот стиль не направлен на то, чтобы воссоздать быт людей Востока, но старается передать его магию, ощущение сказки и экзотичности. В нем прослеживается философия далеких стран и их  уникальная, теплая  и гостеприимная атмосфера. В таком стиле присутствует множество едва уловимых деталей, подчеркивающих характер и эстетику Востока. Множество сочных цветов, плавные переходы и поверхности, нескучные составляющие декора, дверные порталы, ажурная резьба и разнообразный впечатляющий текстиль, вроде интересных ковров, подушек и штор. В сумме все эти детали работают на расслабленную и приятную обстановку, которая способствует долгим беседам и посиделкам. Такой стиль отлично подойдет смелым людям, предпочитающим нестандартные решения – вечным путешественникам в душе.

Минимализм

Главной задачей минимализма является избавление пространства от нагромождения вычурных вещей и ярких, кричащих цветов с целью освободить сознание его владельца. На первом месте здесь стоит не эстетика, а эргономичность и функциональность. Хотя стоит отметить и тот факт, что данный стиль вышел из авангарда искусства XX века, так что минимализм не лишен и сильных эстетических качеств, и многие люди видят в нем огромную привлекательность. При оформлении в минималистичном стиле все предметы располагаются крайне компактно, из-за чего само пространство помещения визуально увеличивается и раскрывается. Из-за такого практичного подхода стиль стал поистине универсальным – он прижился одновременно и в загородных домах и в офисах городских бизнес-центров. Такой стиль отлично подойдет тем людям, которые во всем ценят прежде всего порядок, простоту и функциональность. 

Лофт

Стилистика лофта сформировалась в середине XX века, когда под жилье начали использовать различные производственные помещения. Соединение различных архитектурных решений породило уникальную эстетику – крайне свободную и в то же время приятную глазу. Несмотря на свое происхождение, лофт является достаточно уютным стилем за счет использования множества деталей и комбинирования различных текстур. Кирпичные стены и открытые системы вентиляции здесь сочетаются с современной функциональной мебелью, бытовыми приборами, и при этом не спорят друг с другом за внимание, образуют органичный вид. Такой стиль подходит людям свободных, творческих профессий, так как в нем крайне удобно организовать мастерскую или выставку. Лофт ценят люди, которые не мыслят шаблонами, и любят найти оригинальный подход к решению проблем. Также за счет того, что лофт зачастую предполагает организацию единого, просторного помещения, этот интерьерный стиль отлично подойдет любителям шумных и веселых тусовок.

Хай-тек

Этот стиль интерьера в каждой детали воспевает современные технологии и достижения науки. Вместо наскучивших картин и лепнины здесь присутствуют экраны, мониторы и сенсоры, которые не только красиво вписаны в пространство, но и выполняют свои прямые функции, ведь, чего скрывать, без них мы уже не представляем своей жизни. Хай-тек отличается буйством строгих, прямых и стремительных линий, обилием стекла и металла, и очень сдержанным, но крайне впечатляющим и функциональным декором. Такой стиль, как и минимализм, крайне экономно относится к пространству, но в данном случае достигается это за счет свежих технологических решений – раздвижных дверей, смещаемых перегородок и т.д. В рамках этого стиля также отлично комбинируются современные и встроенные световые решения, благодаря которым у хозяина появляется возможность выбирать не только степень освещенности, но и доминирующий цвет под каждый конкретный случай. Такой стиль подойдет энергичным и креативным людям, которые следят за всеми технологическими новинками и не расстаются со смартфоном. 

Оригинал статьи размещен здесь

Источник

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К СЕМИНАРСКОМУ ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема № 4: «Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества».

Утверждена на кафедральном заседании (межкафедральной методической конференции)

№ протокола

«___» ___________2007г.

Зав. кафедрой

ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава

д.ф.н., проф. В.И. Кудашов

Составитель:

к.и.н., доцент А.И. Бакшеев

Красноярск

2007
1. Тема: Человек и культура в историческом процессе. Динамика и социальная преемственность в истории человечества

2. Значение темы:тема должна вооружить студентов пониманием в чем культурология сходна с другими гуманитарными предметами, а что их разделяет.

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающийся должен знать:такие понятия как культура и общество, социальная и культурная антропология.

должен уметь:выделять главную функцию культуры, передачу накопленного человечеством опыта из поколения в поколение, понимать, что эта трансляция происходит в определенных условиях, которые связаны с общественным устройством на данной территории и в данный период времени.

должен иметь представления:о множестве подразделений антропологии, которые сформировались в ходе исторического поиска лучших методик и концепций для изучения и объяснения феноменов взаимодействия людей и культур.

должен иметь навыки: отбора соответствующего материала, владеть сравнительным методом и уметь увязывать изучаемый материал с современностью.

4. План изучения темы:

Исходный контроль знаний (тесты)

опрос по основным терминам и понятиям темы– 10 мин.

4.2. Самостоятельная работа по теме:

– заслушивание рефератов – 20 мин.

4.3. Итоговый контроль знаний:

– решение проблемных задач – 20 мин.

– подведение итогов

5. Основные понятия и положения темы:

Культурная динамика как способ адаптации социокультурных систем к новым условиям. Целостность, упорядоченность, направленный характер культурной динамики.

Источники и типы культурных изменений в многомерном пространстве. Прогресс и регресс в культурном развитии. Эволюция и революция как модели социокультурной динамики. Источники и факторы социокультурных изменений. Культурогенез как один из видов культурной динамики. Динамика культурных традиций и инноваций. Проблемы стратегии культурного развития, поддержания стабильности в обществе и управления.

Основные понятия:динамика, реформы, прогресс, регресс, эволюция, революция, преемственность, традиции, обычаи, новации, синкретизм, эклектика, готика, ваганты, куртуазная литература, литургическая драма, смальта, Реформация, инквизиция, папство, университеты, соластика, мистика, феодализм.

Задания для уяснения темы занятия, методики вида деятельности

1. В интеллектуальной жизни Средневековья главенствующее положение принадлежало:

а) теологии

б) атеизму

в) христианству

2. Укажите черты, характерные для культуры западноевропейского средневековья:

а) сохранение языческих праздников

б) зарождение рыцарских романов

в) угасание устной народной культуры

г) появление в литературе светской тематики

д) преобладание церковной литературы

3. Воплощение всего отвратительного в рыцарской литературе:

а) мужик

б) варвар

в) иноземец

4. Укажите значение влияния исламской культуры на европейскую:

а) передача накопленных знаний античности

б) распространение духовной культуры

в) распространение религии

5. Какие процессы лежат в основе социокультурной динамики согласно концепции Ю. Лотмана?

а) постепенные и взрывные процессы

б) процессы распада и структурирования

в) волнообразные процессы

г) циклические процессы

д) все перечисленные

6. П. Сорокин выдвигает теорию “волнообразной динамики культур”. В чем она состоит?

а) согласно этой теории, все изменения, которые имеют место в культуре, происходят не постепенно, а “накатываются”, “как волны”;

б) согласно этой теории, изменения в одном типе культуры, как волны, распространяются на все другие типы культур;

в) согласно этой теории, культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, а иногда смешанному и дальше к чувственному типу. Через некоторое время происходит обратное движение через смешанный к идеациональному типу;

7. Какая из перечисленных моделей социокультурной динамики является исторически первой?

а) эволюционная модель

б) волновая модель

в) циклическая модель

8. Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?

а) прогрессивность

б) регрессивность

в) консервативность

9. Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?

а) замкнутость

б) толерантность

в) элитарность

10. Религиозная система Византии:

а) католическое христианство

б) православное христианство

в) буддизм

г) ислам

д) протестантизм

1. Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность: культура европейского Возрождения, культура декабризма в России нач. XIX в., ваша собственная культура?

2. В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.

Адаптивными мы назовем такие модели культуры, в которых культура представляется ее исследователям как система, позволяющая человеку приспосабливаться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и, в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.

Задание:

Прочитайте предлагаемые определения культуры или суждения о культуре. Выделите ключевые слова, позволяющие отнести модели культуры, представленные в этих высказываниях, к адаптивным, деструктивным или нейтральным.

Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…Эти приспособления обеспечиваются путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству.

Восторгаясь успехами науки и практики, мы – увы! – пришли к ошибочной концепции культуры. Мы переоценили ее материальные достижения не придаем значения духовному началу в той мере, в какой следовало бы. Но вот мы сталкиваемся с фактами, и они все больше заставляют нас задумываться. Беспощадно суровым языком они говорят нам, что культура, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе.

Наши души развратились по мере того, как шли к совершенству наши науки и искусства. И вот теперь…личности не находится места в структуре человеческой самости; человек оказывается вне себя самого. Такая потеря – следствие общественной бездуховности, когда права индивида попраны, растрачены, обесценены.

С зоологической точки зрения культура представляет собой не что иное, как поддержание жизненного процесса определенного вида, Homo sapiens. Она является механизмом для предоставления человеку средств к существованию, защите, космического регулирования и воспроизведения.

Культура – деятельность людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность ее продукты и результаты.

История человечества есть убийство им природы, и чем меньше природы среди людей, тем человек человечнее и имя его осмысленнее.

Мы представляем собой общество заведомо несчастных людей: одиноких, снедаемых тревогой и унынием, способных только к разрушению и постоянно ощущающих свою зависимость, – людей, которые радуются, если им удалось как-то убить время, которое они так усиленно стремятся сэкономить.

Человек превратился в сверхчеловека…Но сверхчеловек, наделенный сверхчеловеческой силой, еще не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума. Чем больше растет его мощь, тем беднее он становится…Наша совесть должна пробудиться от сознания того, что чем больше мы превращаемся в сверхлюдей, тем бесчеловечнее мы становимся.

Во всех этих формулировках культура («свет», «космос», «сознание», «искусство») преображает природу («темноту», «хаос», «стихии»). Интересные результаты дал бы анализ метафорических терминов (типа «покорять», «оформлять», «ограничивать», «управлять»), использовавшихся для описания операции, которую культура призвана совершать над природой.

Дух…борется с темными силами материальной природы и покоряет их себе.

Ключевые слова Адаптивная модель Деструктивная модель Нейтральная модель
    +
   
    +

7. Список тем по УИРС, УИР, предлагаемый кафедрой:

1. Личность и культура

2. Культурная среда и развитие культуры

3. Преемственность: сущность, характер, формы.

4. Тираны и развитие культуры

5. Творцы и развитие культуры

6. Традиции и новаторство в преемственности

7. Культурные реформы. Направленность, формы и значение реформ

8. Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Драч Г.В. Культурология: учебное пособие для студентов вузов Р.-на – Д., 2001.

2. Левяш И.Я. Культурология.– М., 2003.

3. Розин В.М. Культурология. – М. 2001.

.

Дополнительная:

1. Морфология культуры: структура и динамика. М., 2000.

2. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996.

3. Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья. М.. 1999.

4. Хейзинга И. Осень средневековья. М.: Наука, 1998.

Учебно-методическая:

1. Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.

2. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: СПГУВК, 1999.

3. Культурология / Под ред. Радугина А.А. М.: Центр, 2002.

4. Культурология. М.: Знание, 2003.

5. Культурология. ХХ век: антология. М.: Юрист, 1998.

6. Культурология. Уч. пособие. Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.

7. Левяш И.Я. Культурология. Уч. пособие. Минск, 2001

Дата добавления: 2016-09-03; просмотров: 573 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

3)декомпенсация эмоционально-ценностной ориентации

4.Какую роль играет толерантность в развитии культуры?

1)в основном положительную;

2)в основном отрицательную;

3)нельзя ответить однозначно.

5.Культуру СССР 30—50-х гг. можно назвать:

1)открытой;

2)замкнутой;

3)нельзя ответить однозначно.

6.Какая культура лучше?

1)демократическая;

2)элитарная;

3)вопрос поставлен некорректно.

7.Что составляет сущность культурного консерватизма?

1)возврат к исторически отжившим ценностям;

2)стремление сохранить ценности современной культуры;

3)стремление осваивать новые ценности.

8.Какое свойство является фактором стабильности для молодых культур?

1)прогрессивность;

2)регрессивность;

3)консервативность.

9.Какое свойство в наибольшей мере способствует культурной стабильности?

1)замкнутость;

2)толерантность,

3)элитарность

II

Проанализируйте основные свойства перечисленных ниже культур, отметив, какие из них способствуют стабильности, а какие вызывают нестабильность.

1.Культура европейского Возрождения.

2.Культура декабризма в России начала ХТХ века.

3.Культура А.П. Чехова.

4.Культура Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

5.Ваша собственная культура.

I

1.Какая сфера продуцирования культурных ценностей является исторически первичной?

1)быт;

2)идеология;

3)религия.

2.Какая сфера продуцирования и бытования культурных ценностей является самодостаточной?

1)быт;

2)религия;

3)искусство.

3.Что характеризует идеологию?

1)она опирается на религиозные ценности;

2)она вырабатывается сознательно;

139

3)она общедоступна.

4.Что является отличительной чертой религии?

1)вера в Спасителя;

2)вера в жертвоприношения;

3)вера в верховное существо и загробную жизнь.

5.Как можно оценить роль религии в культуре?

1)как однозначно положительную;

2)как однозначно отрицательную;

3)как двойственную.

6.Какой тип религии является наиболее толерантным?

1)монотеизм;

2)политеизм;

3)пантеизм.

7.Чем характеризуется атеизм?

1)воинствующей непримиримостью по отношению к религии;

2)отрицанием бога;

3)равнодушием к религии.

8.Верит ли последовательный агностик в Бога и загробную жизнь?

1)да;

2)нет;

3)ни то, ни другое.

9.Каково влияние агностицизма на культуру?

1)в основном положительное;

2)в основном отрицательное;

3)двоякое.

10.Какая функция является важнейшей для искусства?

1)воспитательная;

2)эстетическая;

3)познавательная.

11.Почему возможны различные истолкования произведений искусства?

1)в силу многозначности его образов;

2)в силу расхождения замысла и воплощения;

3)потому что искусство полифункционально.

II

В перечисленных ниже культурах проанализируйте систему ценностей с точки зрения их происхождения: из быта, идеологии, религии, искусства.

1.Культура европейского и русского романтизма конца XVIII — начала XIX веков.

2.Культура одной из мировых религий (по выбору).

3.Культура двух-трех персонажей романа Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору).

4. Русская или иная национальная культура (по выбору)

на современном

этапе.

5. Ваша собственная культура.

Глава VI

I

1. В чем особенность формирования картины мира в обыденном сознании?

140

1)в том, что она складывается стихийно;

2)в том, что обыденное сознание создает законченные концепции мира и

человека;

3)и в том и в другом.

2.Из чего следует, что создание концепций мира и человека — это культурологическая потребность?

1)из того, что культуре присуще философское мышление;

2)из того, что оппозиция «мир — человек» является собственно культурологической;

3)из того, что эти концепции создают культурологи.

3.Признание объективных законов мира свойственно:

1)только идеологическому сознанию;

2)только обыденному сознанию;

3)и тому и другому.

4.Для концепций разумности мироздания характерна:

1)идея существования Бога;

2)идея случайности как основы бытия;

3)идея целесообразности.

5.Для этических концепций мироздания характерна:

1)идея борьбы добра со злом;

2)идея мистического объяснения бытия;

3)идея рационализма.

6.Возможны ли в культуре концепции бытия как хаоса?

1)да;

2)нет;

3)возможны только в религиозных системах.

7.Какое представление о человеке в системе мира является наиболее распространенным и наиболее практичным?

1)человек не может познать закономерности бытия и поэтому полностью зависим от случая;

2)человек может постичь закономерности бытия и действовать на основании

этого;

3)человек сам предписывает бытию свои законы.

8.Что составляет суть интуитивизма?

1)идея рационального познания мира;

2)идея внелогического, эмоционального познания мира;

3)ни то ни другое.

9.Какое представление о человеке наиболее оправдано с точки зрения культурологии?

1)человек велик;

2)человек ничтожен;

3)человек сочетает в себе и то и другое.

II

Проанализируйте концепции мира и человека, свойственные следующим культурам.

1.Православие.

2.Марксистско-ленинская философия.

3.Культура А. С. Пушкина.

4.Культура Базарова из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

5.Ваша собственная культура.

141

Глава VII

I

1.Существенным для характеристики образа жизни является:

1)соотношение труда и отдыха;

2)темп жизни;

3)и то и другое.

2.В чем состоит сущность феномена опоздания?

1)в том, что при современном темпе жизни человек не может не опаздывать;

2)в том, что возникает страх опоздания и, как следствие, культурный дискомфорт;

3)в том, что опозданию нет нравственных оправданий.

3.Какая тенденция характерна для плотности населения?

1)возрастание;

2)уменьшение;

3)стабильность.

4.Что такое регламентированное поведение?

1)это поведение, обусловленное требованиями обычая и этикета;

2)это свободное поведение человека в любой ситуации;

3)это поведение человека в общественных местах.

5.В чем состоит культурологическое значение еды?

1)в том, что она поддерживает жизнь человека;

2)в том, что потребление продуктов связано с их производством;

3)в приобщении к определенной культурной традиции.

6.Какая форма коммуникации является в культуре первичной?

1)беседа;

2)книга;

3)переписка.

7.С точки зрения культуры компьютер — это явление:

1)в основном положительное;

2)в основном отрицательное;

3)он вообще не имеет отношения к культуре.

II

Опишите образ жизни и его важнейшие параметры, характерные для следующих культур.

1.Культура русской деревни 1960-1980-х гг.

2.Культура города N в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

3.Культура современного «среднего» городского человека.

4.Культура «новых русских».

5.Ваша личная культура.

Глава VIII

I

1.Промискуитет:

1)обеспечивает продолжение рода;

2)создает собственно культурные ценности;

142

Источник