Какое свойство у писателей

Какое свойство у писателей thumbnail

В любой профессии есть своя специфика. Которая, если долго работать по одной специальности, накладывает на человека свой отпечаток. Так, например, всем известны черный и циничный юмор медиков или шаблонные, канцеляристские и неудобочитаемые ответы представителей властей. Это те качества, которые приобретает человек, подстраиваясь под специфику работы – отчасти и мировоззрение, и взгляд на жизнь, и социальные и психологические привычки.

У писательской профессии тоже есть своя специфика, свое мировоззрение и набор необходимых качеств. И о последних знать очень полезно – для понимания, что именно развивать в себе и для чего.

Итак, какие качества необходимы писателю? Давайте разбираться.

Писательский взгляд на мир

Писательский взгляд – умение замечать важные мелочи, детали, из которых складывается ситуация, образ, жизнь. Это умение наблюдать и делать выводы, это умение замечать то, на что другие не обращают внимание. Это бумажный кораблик, плывущий по ручью. Это отражения деревьев в лужах. Это первый робкий цветок мать-и-мачехи, выглядывающий из кучи мусора.

Сначала к умению делить видимое на части приходится себя приучать. Потом оно становится привычкой, и мелочи отмечаются подсознательно, а детали сами бросаются в глаза. И достигается это тренировками. Достаточно научиться наблюдать и смотреть не под ноги, а по сторонам.

Писательский взгляд необходим, чтобы достоверно описывать людей и отношения между ними, элементы окружающего мира, да и сам мир. И именно он служит источником новых интересных идей, именно он становится авторским взглядом, оригинальным и исключительно вашим.

Писательское мышление

Это умение пропустить через себя увиденное, услышанное, прочувствованное, проследить за причинно-следственными связями и сделать выводы. Из всего – из увиденной ситуации, из услышанной интересной фразы. Это умение описать полученный опыт. Найти для него нужные слова.

Писательское мышление – это и умение смотреть на ситуацию, на человека со стороны. Замечать не только черное-отрицательное, но и белое-позитивное, а также зеленое, красное и фиолетовое. И находить этому объяснения. Такое мышление предполагает широту взглядов: когда есть несколько разных (а то и противоположных) мнений по одной проблеме – и все они будут правильными, все будут иметь право на жизнь. Когда есть несколько выходов из одной ситуации – и все по-своему полезны и правильны.

Развивать писательское мышление необходимо. Чтобы герои и персонажи не получались однобокими и одинаковыми. Чтобы сцены-ситуации не выходили однообразными, чтобы мир истории получался глубже и шире. Чтобы достоверно показывать и черное, и белое, и остальные цвета жизни. И, как и в случае с писательским взглядом, мышление развивается тренировками и становится привычкой, качеством.

Умение работать, когда не хочется

Писательство – эта та же работа. И себя нужно к ней приучать. А это сложно, поскольку у большинства есть основная работа, которой отдаются и силы, и время. Но приучать себя работать над историей в свободные часы необходимо. Хотя, конечно, хочется прийти вечером домой и уставиться в телевизор. Или сесть за игру. Или сбежать на выходных на рыбалку. А писать тогда кто будет?

И если вам очень хочется после работы именно сбежать, приучите себя сбегать в вымышленный мир – в мир своих фантазий. В письменный мир. Не просто мечтать о космосе, глядя в ночное небо, а наблюдать за звездами одним глазом, а вторым – смотреть в лист бумаги или на экран монитора. И – да – мечтать, как там космические корабли бороздят просторы Вселенной. И тогда писательство будет отдыхом. Хотя все равно останется работой.

Развивая это качество, сначала нужно тренировать концентрацию. Собраться с мыслями и сесть за дело. Два-три раза в неделю для начала, на пару часов. А потом – развивать усидчивость. Не просто на пару часов, а пока пять листов не напишете. А потом не два раза в неделю, а через день. А потом – и на работе между делом, если дома трудно. А потом – два-три листа в сутки обязательно плюс собираться с мыслями быстро, а не раскладывать по три часа пасьянс, чтобы после написать абзац.

И вот тут необходимо следующее качество:

Умение организовать себя и пожертвовать ненужным

Кто из нас не тратит время в интернете? Когда «вот-вот, десять минут и писать» оборачивается трехчасовой болтовней с друзьями, а после – усталостью и сном? А сколько времени отнимают игры и сериалы? Но больше всего времени уходит на сакраментальное «собраться с мыслями». Или просто на «собраться». Когда позади – рабочий день, два часа за чаем пролетают только так. Хотя эти же два часа можно потратить на писательство.

Нет, конечно, отдых нужен. Но если вы хотите стать писателем, то работать над книгой нужно как можно чаще и выкраивать хотя бы час-два на написание странички-другой. А значит, необходимо: а) организовать свое свободное время; б) научиться собираться с мыслями быстро, хотя бы за полчаса.

Что необходимо? Проследить за собой в течение недели и отметить, сколько у вас есть свободного времени. Понять, на что оно уходит. Подумать, как его организовать и чем пожертвовать. Да, увы, жертвы неизбежны. Очень уж у нас плотное бытовое расписание. Но их можно свести к минимуму. И, например, вместо десяти серий любимого сериала посмотреть одну-две и после того, как будут написаны две страницы. И вместо трех часов «собирания с мыслями» в интернете потратить на него полчаса, отключить от греха подальше – и писать.

Но самое сложное, когда приходится жертвовать сном. Или выходными, когда все на природе, а у тебя – единственный свободный день. Но если собираться с мыслями быстро – например, обдумывать сцену по дороге домой, – то и тут жертвы можно свести к минимуму. И вечером вместо «сборов» записывать придуманное, и спать почти вовремя ложиться.

Научитесь быстро собираться с мыслями, не зацикливайтесь на усталости, откажитесь от пустопорожнего прожигания времени там, где нет никакой пользы, – и у вас всегда найдется полчаса-час на то, чтобы написать хотя бы страничку.

Готовность учиться

Писательство – это не только работа. Прежде всего, это учеба. Постоянная. И не только на литературоведческих материалах и статьях о том, «как написать бестселлер». Учиться нужно в нескольких направлениях сразу:

  • на собственном опыте – перечитывать старые рассказы или романы, искать в них огрехи и думать, как исправить;
  • через чужое мнение: а) критиков – принимать участие в конкурсах и искать указанные огрехи в произведениях; б) рецензентов и бета-тестеров – искать литературных наставников (за деньги, если придется), запрашивать рецензии, задавать вопросы, искать указанные ошибки и учиться исправлять. И не допускать их в дальнейшем;
  • на чужом опыте: участвуя в конкурсах, читайте обзоры и рецензии на другие произведения, ищите в них огрехи, указанные рецензентами. И оглядывайтесь на свои творения – нет ли у вас похожего;
  • через чтение: читать книги в том жанре, в котором вы пишете, – в первую очередь. И учиться прослеживать авторские ходы: как писатель представляет героя, как описывает местность, как строит диалоги, как разворачивает сюжет.
Читайте также:  Какие соединения обладают окислительными свойствами

Да, и учиться придется постоянно. Если, конечно, вы не планируете ограничиваться парой рассказов или книгой-всей-жизни.

Итак, пять первых качеств мы рассмотрели – это писательский взгляд и мышление, умение собраться с мыслями и организовать свое время, умение работать, когда не хочется, и готовность учиться.

А во второй части статьи, речь пойдет о второй «пятерке» качеств.

Источник

Для того чтобы писать романы, повести, рассказы, статьи, не нужно ничего, кроме желания. Но вы же хотите писать интересно, увлекательно, так, чтобы читатели в возбуждении скандировали: «Автор, пиши ещё!» Вот для этого одного желания мало.

Что нужно автору

Свойств и качеств личности, которые помогают создавать если не шедевры, то хотя бы интересные и полезные тексты, много. Я разделила их на три группы.

Когнитивные качества, то есть связанные с познавательными процессами

В первую очередь, творческое мышление: умение видеть необычное в обычном, находить оригинальные решения, яркое воображение.

Кроме этого, стоит иметь хорошую память, чтобы хранить большой объём информации – строительного материала для творчества. Внимательность и наблюдательность тоже пригодятся. Как же без них создать живые, психологически достоверные образы героев, интересный мир и не наделать ошибок и ляпов. А ещё важна хорошо развитая сенсорная сфера – богатство и живость чувств, без которых не создашь качественного текста и не увлечёшь читателя.

То есть пригодится всё, что имеется у нас в познавательной сфере.

Литературные способности

Этот вид способностей не слишком хорошо изучен (в отличие от способностей художника и музыканта), но всё же можно говорить о необходимости чувства стиля и ритма текста, о большом словарном запасе и навыках его использования, чтобы не нужно было подолгу искать синоним для устранения повтора.

И ещё важна способность координировать работу обоих полушарий головного мозга и умение облекать яркие образы и идеи в слова. Об этом я рассказывала в другой статье.

Волевые качества

Без них никуда. Никакие творческие и литературные способности не помогут ленивому человеку написать хорошую книгу. Потому что работа писателя проходит в режиме 7/24. И не только как обдумывание сюжета и образов героев, но и как набор и редактура текста. Напридумывать-то можно много, а вот для воплощения идей в текст требуется колоссальный труд.

Натюрморт с книгами . Художник С. Андрияка

К волевым качествам я бы отнесла также способность противостоять критике и спокойно выслушивать замечания оппонента. Ну, по крайней мере, до тех пор, пока не поймёте, что критик просто настроен продемонстрировать публике себя такого умного, и его аргументы и замечания к тексту отношения не имеют. И такое бывает.

А что же главное?

Вот здесь я выскажу собственное мнение, которое сложилось благодаря многолетнему общению с разными авторами – успешными и не очень, талантливыми и середнячками, ленивыми и трудоголиками. Ну, и знакомство с биографиями известных писателей тоже повлияло.

На мой взгляд, главное качество писателя – это организованность, способность заставить себя работать регулярно, вне зависимости от настроения, загруженности, погоды и т. д. Вдохновение – это очень ненадёжная птица, прилёт её непредсказуем и непродолжителен. Вдохновение приходит и уходит, а писать надо каждый день.

И не только писать – изучать новое, знакомиться с опытом коллег, накапливать разную информацию, которая будет топливом для творчества.

“Антон Чехов”. Кадр из фильма.

Строгая организация труда нужна не только для увеличения объёма написанного. Это совсем неважный параметр. Высокая работоспособность нужна для приобретения навыков писательской деятельности, навыков построения предложений, сюжета, выработки своего стиля. Хорошо, если эта организованность поддерживается извне, например, необходимостью выкладывать продолжение на сайте или литературном портале. Это очень помогает в организации труда.

Вот как-то так. Я, кстати, свою точку зрения никому не навязываю. Я рада буду выслушать вашу позицию, только не надо упрямо кричать, что раз автор не согласен с моей точкой зрения, то он ничего не понимает. Встречаются такие комментаторы. И на «слабо́» брать не стоит – это тоже встречалось. Я из подросткового возраста давно вышла.

И ещё. Я никого и ничему не учу – свой стаж педагогической деятельности я выработала. Я делюсь накопленной информацией и иногда советую.

Не прощаюсь надолго, мои дорогие. Скоро напишу ещё что-нибудь интересное. Не обижайтесь, если в конце была немного резкой. Достали некоторые умники.

Источник

У каждого выдающегося писателя есть лицо. И речь идёт не о лице человека, а лице его текста. Мы различаем тяжеловесного Толстого и краткого, острого Чехова. Мы узнаём стилистику Кинга и понимаем, что Роулинг пишет совершенно иначе. Это всё и есть авторский стиль. Из чего он формируется и как его создать самому себе? Попробуем разобраться

Салют, на связи Юрий Окунев. Сегодня же мы поговорим про авторский стиль. Почему это важно? Потому что позволяет выделиться из толпы писателей, которые пишут одинаковыми фразами, символами и смыслами.

Авторский стиль – это уникальный образ, отпечаток сознания и опыта писателя в тексте. Как я говорил на канале: ни что ни ново под луной, но мы слушаем одни и те же истории тысячелетиями благодаря уникальной призме каждого нового рассказчика, будь то писатель, режиссёр или уличный сказитель.

Из чего формируется авторский стиль? Выделяют несколько технических и субъективных моментов:

· Структура повествования – Какой подход в подаче текста, сколько актов, очередность событий и точка зрения наблюдателя

· Используемые художественные обороты – один автор любит витиеватые, как облака метафоры, а второй чеканит глаголы, подобно пулемётной очереди

· Длина и сложность предложений. Краткость – сестра таланта по Чехову или «попробуй прочитай, что я написал, смерд» по Толстому

· Личный опыт – видел ли то или иное событие лично, проживал ли лишения, занимался ли определённым видом труда и так далее.

Читайте также:  Какие свойства березовой чаги

· Дотошность в деталях – корректно ли указан цвет сюртуков или у нас шпаги стали толщиной с фламберг?

Ко всему прочему авторский стиль почти всегда ложится на техническую подкованность, как в грамматике и стилистике, так и в формировании слов. Не обязательно писатель обязан действовать как граммар-наци, но понимать, почему он пишет так, а не иначе, стоит. Может быть это моё субъективное мнение. Хотя, понимать, в чём отличие между словами жить, нажить и сжить всё-таки полезно…

А вы видите отличие между этими словами? Пишите в комментариях

Как выработать собственный авторский стиль? Если кратко: только со временем. Если практично, то можно выделить три направления.

Первое: много читать. Да, понимаю, что сегодня не все писатели хотят читать. Но это школа, необходимый навык. Посмотрим прагматично: как вы можете оценить собственный текст, если не можете прочитать чужой?

Попалась отличная цитата: Писатель, который не любит читать, похож на цветочника с аллергией на пыльцу.

Так что не отлыниваем и читаем. Об этом я говорил в видео раньше.

Второе: это много писать. Теоретические знания — это полезно, но умение использовать теорию на практике гораздо важнее. Лучше знать три правила и идеально ими жонглировать, чем знать наизусть весь учебник Розенталя и косно следовать правилам, не видя за деревьями леса.

Овладеть письменным текстом – это также, как овладеть музыкальным инструментом или певческим голосов. Сначала получается только резкое дрынь или вопль без ноты и стыда. А потом вдруг наигрываешь марсельезу и напеваешь Призрака Оперы.

Третье: возможно это не канонический совет, но всё-таки мне он кажется полезным. Пишите так, как говорите и думаете сами. Не усложняйте текст и не упрощайте его чрезмерно. Чрезмерно – это важно. Чуток упростить – полезно. Соблюдайте правила языка, но не пытайтесь казаться умнее, мудрее или круче. Это легко считывается даже там, где этого нет, не говоря о тех местах, где эго и гонор запихали в промышленных масштабах.

Ведите живой диалог с читателем, рассказывайте ему историю. Почему всякие Девушки в поезде и 50 оттенков серого смогли пробиться в такие высоты? Одна из причин – простой, даже элементарный язык. Там конечно много факторов, но писалось это достаточно просто.

Не усложняйте, учитесь и авторский стиль начнёт проявляться.

Кстати, чуть не забыл о ещё одной важной составляющей авторского стиля. Техника и опыт – это одно. Немаловажным остаётся и то, о чём пишет автор. И я не имею ввиду жанр или поверхностные образы, а о смысле, который лежит внутри.

Герой, который ищет своё место в мире? Права женщин? Дети на войне? Одиночество уникальности или одиночество посредственности? Жизнь зверей? Религия? Поиск логики в человеческих поступках?

Этот пункт, к сожалению, требует ещё больше времени на осознание писателем. Читатель может даже не понимать этого момента, но будет возвращаться к автору до тех пор, пока тема не перестанет быть ему актуальной.

Мне нравится определение жанра Сергея Лукьяненко: фантастика пути. Он пишет фантастику, но всегда проходит некий путь. И это нравится его читателям, даже тем, кто выдвигает претензии, что последние книги совсем не торт

Со временем, если продолжите писать, учиться и слушать свой голос, то определите свою тему, свой смысл.

Есть такое мнение: писатель пишет всю жизнь одну книгу. Подумайте, о чём вам интересно писать. И напишите те книги, которые эту мысль выразят.

Спасибо за внимание.

Всем бобра!

Источник

        Äàâàéòå ìû íå áóäåì ïîäõîäèòü ê ýòîìó âîïðîñó îäíîáîêî è ðàññìàòðèâàòü òîëüêî ñ îäíîé òî÷êè çðåíèÿ. Äàâàéòå ìû âìåñòå ïðåäñòàâèì ñèòóàöèþ ñ íåñêîëüêèõ ñîâåðøåííî ðàçíûõ ïîçèöèé, êîòîðûå íè÷åì ìåæ ñîáîé íå ñâÿçàíû. À åñëè è ñâÿçàíû, òî, ðàçâå ÷òî, èäåîëîãè÷åñêîé èëè äóõîâíîé ïîäîïëåêîé.

Ïèñàòåëü — ñóùåñòâî òî÷íî òàêîå, êàê è âñå îñòàëüíûå ëþäè, îáëàäàþùèå êàêîé-ëèáî ìàëî-ìàëüñêè ñâÿçàííîé ñ òâîð÷åñòâîì è ñìåêàëêîé ïðîôåññèåé. Áóäü òî ïëîòíèê, àâèàêîíñòðóêòîð, ôîêóñíèê, áàðìåí, îðíèòîëîã èëè ïðîôåññèîíàëüíûé áåçäîìíûé. Îòëè÷èå ÷åëîâåêà ïèøóùåãî ñîñòîèò â òîì, ÷òî îí ìîæåò âëèÿòü íà ÷åëîâå÷åñêîå ñîçíàíèå, èçìåíÿÿ åãî. Àâòîð ñïîñîáåí ñ ïîìîùüþ òåêñòà ïîäàâèòü âíóòðåííèé áàëàíñ ÷åëîâåêà, îêóíóâ ÷èòàòåëÿ â ïó÷èíó òÿæåëûõ ðàçäóìèé, ðåôëåêñèè è áåçâûõîäíûå ëàáèðèíòû â ïîèñêàõ ÷èòàòåëüñêîãî «ÿ». Àâòîð òàêæå ñïîñîáåí âûâåñòè ÷åëîâåêà ïåðåæèâàþùåãî, ÷åëîâåêà ñòðàäàþùåãî, èç ýòèõ òÿæåëûõ ñèòóàöèé ñ ïîìîùüþ ñâîèõ ïîâåñòâîâàíèé è äèàëîãîâ. Çäåñü àâòîð — òîíêèé ïñèõîëîã. À åñëè áûòü òî÷íåå, òî õèðóðã ÷åëîâå÷åñêîé äóøè.

Çàäà÷à õèðóðãà, åñëè åå îïèñûâàòü ïàðîé ñëîâ, äîñòàòî÷íî ïðîñòà: íå äàòü ÷åëîâåêó óìåðåòü. À åñëè «êîïíóòü» äàëüøå, òî íàðóøèòü åñòåñòâåííûé, ïðèðîäíûé ïîðÿäîê. Èëè æå íàðóøèòü âîëþ áîæüþ, êîòîðàÿ ñóëèò êîíêðåòíîìó ÷åëîâåêó ñìåðòü. Çäåñü óæ êòî âî ÷òî ãîðàçä — ñóòü õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà î÷åâèäíà è åå ïîñëåäñòâèÿ è ðåçóëüòàòû â êàêîé-òî ìåðå çàêîíîìåðíû. Åñëè âðà÷ ÿâëÿåòñÿ íàñòîÿùèì ïðîôåññèîíàëîì èëè ñâåòèëîì ìåäèöèíñêîé íàóêè, òî ðåçóëüòàò äîñòàòî÷íî ïðåäñêàçóåì — ïàöèåíò âûæèâåò. Åñëè õèðóðãè÷åñêèå èíñòðóìåíòû íàõîäÿòñÿ â ðóêàõ êîíîâàëà, ñîáèðàþùåãîñÿ ïðîèçâîäèòü òðåïàíàöèþ ÷åëîâå÷åñêîãî ÷åðåïà — ñîîòâåòñòâåííûé è ïîëÿðíûé ðåçóëüòàò. Èç ýòîãî ìîæíî ñäåëàòü ëîãè÷íûé âûâîä: õîðîøèé õèðóðã äàåò ïîëîæèòåëüíûé ðåçóëüòàò, à ïëîõîé õèðóðã íåñåò ñìåðòü è äàåò îòðèöàòåëüíûé ðåçóëüòàò. Õîðîøèé — ïëîõîé.

Ïðîâîäèòü àíàëîãèþ ìåæäó ýòèìè ñîâñåì ðàçíûìè ïðîôåññèÿìè, ïðèçâàíèÿìè, íóæíî î÷åíü àêêóðàòíî è íå çàíèìàòüñÿ ïîäìåíîé ïîíÿòèé. Ïîòîìó ÷òî â ñëó÷àå íåâåðíûõ ëîãè÷åñêèõ óìîçàêëþ÷åíèé ìîæíî ïîêàçàòüñÿ äóðàêîì â ÷óæèõ ãëàçàõ. Íî íà ñàìîì äåëå çäåñü âñå äîñòàòî÷íî ïðîñòî. Ïèñàòåëü íå çàíèìàåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî îïåðàòèâíîé äåÿòåëüíîñòüþ, ñâÿçàííîé ñ îðãàíèçìîì ÷åëîâåêà. Ïèñàòåëü íå èñïîëüçóåò àíàëüãåçèðóþùèå íàðêîòè÷åñêèå ïðåïàðàòû äëÿ òîãî, ÷òîáû åãî ÷èòàòåëü èñïûòûâàë ìåíüøèé æèçíåííûé äèñêîìôîðò. Íå òàê âàæíî â íàøåì ñëó÷àå ÷òî æå âñå-òàêè ïèñàòåëü òâîðèò ñ ÷åëîâå÷åñêîé äóøîé, ñ ÷åëîâå÷åñêèì ðàçóìîì è åãî ñîçíàíèåì. Ïåðâîñòåïåíåí ñàì îòêëèê â àâòîðñêóþ ñòîðîíó. Òå äåéñòâèÿ è òå óìñòâåííûå âûâîäû, êîòîðûå èç ïðî÷èòàííîãî äåëàåò äëÿ ñåáÿ ÷èòàþùèé.

Äà, áåññïîðíî, êàê óïîìÿíóòî âûøå, àâòîð ìîæåò ÷åëîâåêà çàñòàâèòü æèòü, à ìîæåò ïîäòîëêíóòü ê ñåðüåçíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì ïðîáëåìàì. Ïèñàòåëü, â ñâîþ î÷åðåäü, ìîæåò áûòü î÷åíü ïëîõèì ïðîðîêîì, êîòîðûé çàíèìàåòñÿ íðàâîó÷åíèÿìè, ïðîïàãàíäîé è èäåàëèçàöèåé ìîðàëè. Òîëüêî êàêèìè ìîãóò áûòü ïðîðî÷åñòâà, åñëè êàæäûé èç êîëëåã ïèñàòåëÿ, åñëè êàæäûé ÷èòàòåëü è ëèòåðàòóðíûé êðèòèê èçíà÷àëüíî ïîíèìàþò òîò îòâåòíûé ñèãíàë è òå äåéñòâèÿ, ïðîèçâåäåííûå ïîä âïå÷àòëåíèÿìè îò ïðî÷òåííîãî? Ïîäîáíûå «ïðîðî÷åñòâà» èãðàþò íà ñàìûõ ïðîñòûõ ÷åëîâå÷åñêèõ èñòèíàõ è èäåàëàõ: åñëè «ñâåðõó» íå ïîçâîíÿò, òî ïðåäàòü òîâàðèùà — õóäøèé èç ãðàæäàíñêèõ ãðåõîâ. Ýòî ïðî âåðíîñòü è ÷åñòü. À óæå ïîä êàìíåì âåðíîñòè è ÷åñòè ëåæèò äðóæáà, ëþáîâü, ñåìüÿ è âñ¸-âñ¸-âñ¸. Òàêèì îáðàçîì, ïîäîáíûå ïèñàòåëüñêèå «ïðîðî÷åñòâà» äàþò äâà ðåçóëüòàòà: çàêîíîìåðíûé-ïîëîæèòåëüíûé è îòðèöàòåëüíûé-ïðîòèâîïîëîæíûé.

Читайте также:  Какими свойствами обладает сапфир

Ñóùåñòâóþò â êèïÿùåì òâîð÷åñêîì êîòëå è òðèäöàòè òðåõ áóêâåííûå ìàñòåðà, êîòîðûå óìåþò äåéñòâèòåëüíî ðàññêàçûâàòü î òàêèõ ñîáûòèÿõ, ÷òî áóäóò ïðîèñõîäèòü â áóäóùåì îïðåäåëåííîé ñòðàíû, èëè æå âñåîáùåãî ÷åëîâå÷åñêîãî ìèðà. Êîòîðûå, â êîíöå-òî êîíöîâ, áóäóò ïðîèñõîäèòü â ñîçíàíèè ÷åëîâåêà. Ïðîðî÷åñòâà ëè ýòî? ß âñå-òàêè íå ìîãó ýòî îòíåñòè ê ïðåäñêàçàíèÿì. Êàê ïî ìíå, òàê ýòî ìîæíî ñ÷èòàòü ïîòðÿñàþùèì óìåíèåì î÷åíü òîíêî ðàáîòàòü ñ æèçíåííûìè ôàêòàìè, êîòîðûå îêðóæàþò ïèñàòåëÿ è åãî òâîð÷åñêèé ïðîöåññ. ß ãîâîðþ âîò î ÷åì: ñîçäàòåëü õóäîæåñòâåííîãî òåêñòà áåðåò â îáîðîò íûíåøíþþ ïîëèòè÷åñêóþ ñèòóàöèþ, âîïðîñû, ñâÿçàííûå ñ ïðàâàìè è ñâîáîäàìè ÷åëîâåêà, äîáàâëÿåò  èìåþùèåñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î íðàâñòâåííîì ñîñòîÿíèè íûíå æèâóùåãî è çäðàâñòâóþùåãî ÷åëîâåêà (ìàðãèíàëîâ è áåñïàðòèéíûõ îòùåïåíöåâ íå ñòîèò ó÷èòûâàòü â òàêèõ ñëó÷àÿõ èç çäðàâîãî ñìûñëà, òàê êàê ñîçäàííûå èìè ñèñòåìû â ñâîåé ïðèðîäå óòîïè÷íû). Ñîáðàâ âñå íóæíûå ñâåäåíèÿ, àâòîð ìîæåò ïðèñòóïèòü ê çàäà÷êàì ïî ïëàíèðîâàíèþ áóäóùåãî ñîñòîÿíèÿ îáùåñòâà è ðû÷àãîâ âëàñòè, êîòîðûå ýòèì îáùåñòâîì ðóêîâîäÿò. Âîò, êàæåòñÿ, è âåñü ðåöåïò. Âîò è âñå ïðîðî÷åñòâî. Ïðèìåðíî òàê, åñëè íå âåðèòü â ñêàçêè, âñå ýòî äåëî è ïðîèñõîäèò.

Ïèñàòåëü — íå ïðîðîê. Àâòîðñêîå ïåðî ïî âîëøåáíîìó âçìàõó íå ñïîñîáíî âëèÿòü íà áóäóùåå âñåãî ìèðà. Ïèñàòåëü — ýòî î÷åíü óìíûé è òîíêèé àíàëèòèê, äî-êîíñòðóêòîð, óìåþùèé ðàáîòàòü ñ ôàêòàìè, ñ ïðåâîñõîäíûì ÷óâñòâîì æèçíåííûõ ïîðÿäêîâ è óìåíèåì èç ñòàðîãî ìàòåðèàëà âîññîçäàâàòü òîò, êîòîðûé îáùåñòâî åùå íå ñîçäàëî. Êîòîðûé çàñòàâëÿåò ÷åëîâåêà äåéñòâîâàòü òàê, ÷òîáû íå îñòàâàòüñÿ íà ìåñòå áåç äåëà. Àáñîëþòíî âñå èñòîðè÷åñêèå ïðîöåññû èìåþò ìîòèâû è ðåçóëüòàòû, êîòîðûå òîëüêî ëèøü íóæíî îáíàðóæèòü äëÿ ïîäîáíûõ ïðîâåäåí÷åñêèõ èçûñêàíèé. Ïèñàòåëü ïðåäëàãàåò íîâûå èäåè èëè ïîìîãàåò ïåðåîñìûñëèòü ñòàðûå, ÷òîáû âåêòîð ÷åëîâå÷åñêîãî ðàçâèòèÿ èçìåíèë ñâîå íàïðàâëåíèå â öåëÿõ ëè÷íîñòíîãî è îáùå÷åëîâå÷åñêîãî ïðîäâèæåíèÿ.

Òåïåðü ñëåäóåò ó÷èòûâàòü òîò ôàêò, ÷òî íå êàæäûé èç ëþäåé âåðèò â ïðåäîïðåäåëåíèå  è ñóäüáó. Òî åñòü, ïî ñâîåé ñóòè, ïðîðî÷åñòâà íåâîçìîæíû, à çíà÷èò, ÷òî ÷åëîâåê ñàì âëàñòèòåëü è òâîðåö ñóäüáû.  òàêîì ñëó÷àå èñïîëüçóþòñÿ òå æå çàêîíîìåðíîñòè, ÷òî è äëÿ òàê íàçûâàåìûõ «ïðîðî÷åñòâ». Äàâàéòå ïðåäñòàâèì ïèñàòåëÿ òâîðöîì ñóäüáû, èãðîêîì. Ïèñàòåëü, êàê è ëþáîé äðóãîé èãðîê â «æèçíü» ñïîñîáåí ìàíèïóëèðîâàòü ÷åëîâåêîì, íî íå òîëüêî ïîñðåäñòâîì ïðÿìîãî âîçäåéñòâèÿ è âåðáàëüíîãî êîíòàêòà. Ïèñàòåëü, ñâîèìè òåêñòàìè, êîòîðûå, áåçóñëîâíî, ñîäåðæàò òå èëè èíûå èäåè, ñïîñîáñòâóåò â íåêîòîðîì ðîäå ïðåñëîâóòîìó èçìåíåíèþ ñîçíàíèÿ, êîòîðîå íà÷èíàåò äâèãàòüñÿ â íåñêîëüêî äðóãîì íàïðàâëåíèè. ×òî èíòåðåñíî, ýòî ïðîèñõîäèò íå òîëüêî ñ ïîìîùüþ ïðîäâèæåíèÿ êàêèõ-ëèáî èäåé è íîâàòîðñêèõ êîíöåïöèé, à ðîâíî òåì æå ïóòåì, ÷òî áûë îïèñàí â àáçàöàõ, ãäå îáñóæäàåòñÿ ïðîðî÷åñêàÿ ðîëü ïèñàòåëÿ.

Òî åñòü, ÷åëîâåê, ïðèíèìàÿ èíôîðìàöèþ, âñå ðàâíî åå ïðîïóñêàåò èç ñåáÿ, óáèðàÿ, ïî åãî ìíåíèþ, «ëèøíåå, íåíóæíîå è âðåäíîå». Ñîîòâåòñòâåííî, îí ïðèõîäèò ê íåêîòîðûì âûâîäàì, êîòîðûå ïðèõîäèòñÿ îáäóìûâàòü. À ÷åì áîëüøå ÷åëîâåê äóìàåò íà êàêóþ-òî òåìó, êàê èçâåñòíî, òåì ýòè òåîðèè ñòàíîâÿòñÿ åìó áëèçêèìè. Äàæå â òîì ñëó÷àå, åñëè îíè ñîâñåì íåäàâíî áûëè ïðîòèâíû åãî ëè÷íîñòíîìó ñóùåñòâó. Èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà âî âðåìÿ âîéí, ðåâîëþöèé è ïðî÷èõ êðèçèñíûõ ñèòóàöèé, ðàçâîðà÷èâàþùèõ â ãîñóäàðñòâå, ó÷àñòíèê ñîáûòèé ïåðåõîäèò îò ñòîðîíû  X ê ñòîðîíå Y. Íåëüçÿ ñïîðèòü ñ òåì, ÷òî ïðåâàëèðóþò ñëó÷àè  ïîäîáíûõ ïåðåõîäîâ èç êîðûñòíûõ öåëåé. Áóäü òî êàêàÿ-òî æàæäà ïðèáûëè èëè ñîõðàíåíèå æèçíè, êîòîðîå êîðûñòíîé öåëüþ ÿâëÿåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ñòîðîíû, ÷òî ÷åëîâåê ïîêèíóë. Ñ òåì æå, íå ñòîèò çàáûâàòü, ÷òî ÷åëîâåê ïîñòîÿííî äâèãàåòñÿ â ñâîåì ñàìîñîçíàíèè, îí ïîñòîÿííî âîâëå÷åí â ìûñëèòåëüíûé ïðîöåññ òåì èëè èíûì îáðàçîì. Åìó, êàê ñóùåñòâó ðàçóìíîìó, åæåñåêóíäíî  è íåâîëüíî ïðèõîäèòñÿ àíàëèçèðîâàòü îêðóæàþùèå åãî ïðîöåññû.

Òàêèì îáðàçîì, ïèñàòåëü, «èãðàÿ» ÷èòàòåëåì, âûñòóïàåò â ðîëè ïðàêòè÷åñêè Äüÿâîëà èëè Áîãà, êàê áû áåçíðàâñòâåííî ýòî íè çâó÷àëî. ß ïîÿñíþ: åãî âëèÿíèå àáñîëþòíî íå î÷åâèäíî, àâòîð âûñòóïàåò â ðîëè íåêîòîðîãî ïîñòîðîííåãî, áåçó÷àñòíîãî, êàê êàæåòñÿ, ôàêòîðà. ×àñòî åãî íå ïðèíèìàþò âî âíèìàíèå. Íî åãî ðîëü â èçìåíåíèè ëþäåé âåñüìà ñóùåñòâåííà. Ýòà ðîëü «òîãî-ñàìîãî-ñåðîãî-êàðäèíàëà», êîòîðûé ÷óòü ëè íå èñïîäòèøêà, èçäàëåêà «øåï÷åò» ÷åëîâåêó êàêèå-òî îêîëîçàïðåòíûå (íà ñàìîì âåäü äåëå íåèçâåñòíûå) ìûñëè, íî ÷åëîâåêó-÷èòàòåëþ ïðèõîäèòñÿ ñàìîìó ýòî àíàëèçèðîâàòü.

Î ãåðîéñòâå, ñîáñòâåííî ãîâîðÿ, ãîâîðèòü è íå÷åãî. Ðàçâå òîò ÷åëîâåê ãåðîé, ÷òî ñâîèì   ïåðîì ñáèâàåò íàðèñîâàííûå èì æå äèðèæàáëè? Ðàçâå ìîæíî íàçâàòü òî çíàìÿ, êîòîðîå ïèñàíî êàðàíäàøîì, ãåðîéñêèì? Ãåðîé, êàê áûòóåò ìíåíèå, ñïàñàåò ëþäåé è ñîâåðøåííî íåâîîáðàçèìûå èõ êîëè÷åñòâà. Ëåçåò â îãîíü, íà àìáðàçóðó, íûðÿåò â ñòóäåíûå âîäû ðàäè èõ ñïàñåíèÿ. Ïèñàòåëü âñåãî-íàâñåãî ñ ïîìîùüþ ñâîåé ñìûñëîâîé äåÿòåëüíîñòè êîìïåíñèðóåò ÷èòàòåëüñêóþ íåñàìîäîñòàòî÷íîñòü, íåâîçìîæíîñòü ïðåîäîëåíèÿ íåêîòîðûõ æèçíåííûõ ïðåãðàä. Îí ìîæåò ïðèäàòü íåêîòîðûå íîâûå ñìûñëû ÷èòàòåëüñêîé æèçíè, îòêðûâ íîâûå ãîðèçîíòû è â ïóõ è ïðàõ ðàçáèâ ñòàðûå. Ïèñàòåëü ÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðèäóìàííûì ãåðîåì, à åñëè ó÷èòûâàòü íåìàòåðèàëüíîñòü åãî äåÿòåëüíîñòè è ïóñòèòü ÷åðåç ïðèçìó «ïðèäóìàííîñòè», òî ïèñàòåëü — ýòî ñâîåãî ðîäà ñóïåð ãåðîé.

 çàâåðøåíèå, êîãäà óæå ðàñïèñàíî âñå, ÷òî òîëüêî ìîæíî. Êîãäà ïèñàòåëÿ è ðàñõâàëèëè, êàê ãîñóäàðÿ-áàòþøêó, óêðûëè îäåÿëîì èç ëåñòè èëè íàîáîðîò âòîïòàëè â ÷åðíûé îò âèíà ïîë, êàê ãîñóäàðåâà øóòà, ìîæíî îñòàâèòü íåñêîëüêî ñòðîê î æåðòâåííîñòè è ñóòè ïèñàòåëÿ, êàê ñàìîé æåðòâû. Åñëè ó÷èòûâàòü çà÷àñòóþ êðàéíþþ ýìîöèîíàëüíîñòü, îñîáåííîñòü «òîãî-ñàìîãî-äóõîâíîãî-ìèðà», î êîòîðîì âñå ãîâîðÿò, òî åãî ïåðåæèâàíèÿ ñòàíîâÿòñÿ ïåðâîïðè÷èííûìè äëÿ îðãàíèçàöèè òâîð÷åñêîãî ïðîöåññà. ×åëîâåêó òàêîãî ïðèçâàíèÿ âîëåé-íåâîëåé íåîáõîäèìî ãëóáæå, âíèìàòåëüíåå è â ðàçû áîëåå ÷óâñòâåííî ïåðåæèâàòü êàæäûé âðåìåííîé îòðåçîê.

Ëèòåðàòóðà äîëæíà áûòü áîëåå äðàìàòè÷íîé è òðàãè÷íîé, íåæåëè æèçíü. Îñîáåííî, êîãäà îíà ñêó÷íàÿ, ýòà âàøà æèçíü. Ðàçâëåêàÿ îæèäàþùèõ, ïüþùèõ, åäÿùèõ è ñîìíåâàþùèõñÿ â êàæäîì ïèñàòåëüñêîì øàãå, òîìó î÷åíü ÷àñòî ñòàíîâèòñÿ õóäî. À êàêîå ìîðàëüíîå èëè ýòè÷åñêîå, èëè åùå êàêîå-íèáóäü ïðàâî âñå òå èìåþò, ÷òîáû îñóæäàòü è êðèòèêîâàòü? ×àñòî ïðèõîäèòñÿ ïîäàâëÿòü ïðèìåðíûå âîïðîñû. Æåðòâåííîñòü çäåñü è ïðè÷èíà è ñëåäñòâèå. Áûòíîñòü øóòà íèêîìó íå ê ëèöó, íî êòî-òî åå ìîæåò îñèëèòü. Ïîòîìó ÷òî íàäî è äîëæíî. Íåêîòîðàÿ æåðòâåííîñòü ðàäè ïðèìåðà äðóãèì, êîòîðîìó íèêòî, åñòåñòâåííî íå ïîñëåäóåò.

Íå ñòîèò äåëàòü ïîïûòêó ïîñòàâèòü ïèñàòåëÿ â êàêóþ-ëèáî ñèñòåìó. Ïèñàòåëü — ïðåæäå âñåãî õóäîæíèê. À ñîáñòâåííóþ ðîëü îí óæå âûáåðåò ñàì, åñëè åìó ïîçâîëÿþò ìîðàëüíûå óñòàíîâêè èëè èõ îòñóòñòâèå.

Источник