Какое свойство топлива характеризует фракционный состав

Какое свойство топлива характеризует фракционный состав thumbnail

Подобный материал:

  • Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине: «Эксплуатационные материалы», 51.34kb.
  • Лабораторная работа 1 Тема. Определение групп крови системы аво. Определение резус-принадлежности, 58.95kb.
  • Лабораторная работа №3 кпк лабораторная работа №3 Тема: карманный персональный компьютер, 173.34kb.
  • Автомобильные эксплуатационные материалы. Вопросы по устройству автомобиля, 76.02kb.
  • Тема отчётность, 87.45kb.
  • Методические указания к лабораторным работам Лабораторная работа, 357.24kb.
  • 6М071300 Транспорт, транспортная техника и технологии По дисциплине – «Основы технологии, 110.86kb.
  • Автореферат магистерской работы Тема: Определение цели, задач и роли системы качества, 117.95kb.
  • Содержание лабораторная работа №1 Испытание портландцемента, 261.74kb.
  • Методические возможности стенда Особенности работы на стендах уилс-1 Ознакомительное, 1487.3kb.

1   2   3

Экспериментальная часть.

  1. Определение наличия механических примесей и воды (качественно).

Оборудование:

— стеклянный цилиндр диаметром 40—55 мм;

— образец испытуемого бензина.

Порядок выполнения работы

1. Анализируемый бензин налить в стеклянный цилиндр.

2. Определить визуальным осмотром наличие или отсутствие взвешенных или осевших на дно твердых частиц

3. Определить наличие или отсутствие водного слоя на дне цилиндра и характерной мути.

4. Результаты оценки записать в отчет.

  1. Определение содержания водорастворимых кислот и щелочей.

Оборудование:

— воронка делительная;

— пробирки;

— штатив;

— цилиндр мерный на 10 мл;

— дистиллированная вода;

— стакан химический;

— фенолфталеин (1%-ный спиртовой раствор);

— метиловый оранжевый (0,02%-ный водный раствор);

— образец топлива.

Порядок выполнения работы:

1. Пробу топлива, подготовленную для испытания, хорошо перемешать трехминутным встряхиванием в склянке.

2. Из перемешанной пробы отмерить мерным цилиндром 10 мл топлива и слить в делительную воронку.

3. Отмерить 10 мл дистиллированной воды и также слить в воронку.

4. Воронку делительную закрыть пробкой, снять со штатива и содержимое перемешать взбалтыванием (но не слишком энергично) в течение 30—40 с.

5. После взбалтывания воронку опять укрепить на штативе.

6. После отстаивания водную вытяжку слить в стакан.

7. Водную вытяжку из стакана налить в две пробирки.

8. В одну из пробирок с водной вытяжкой испытуемого топлива прибавить две капли раствора метилоранжа, а в другую — три капли спиртового раствора фенолфталеина и содержимое в обеих пробирках хорошо взболтать. Сопоставляя получившиеся цвета индикаторов с данными табл. 1, сделать заключение о наличии или отсутствии в испытуемом образце водорастворимых кислот или щелочей.

9. Топливо считается выдержавшим испытание, если водная выдержка остается нейтральной. В противном случае опыт надо повторить, предварительно тщательно вымыв посуду и ополоснув ее дистиллированной водой. Если в результате второго испытания водная вытяжка получается кислой или щелочной, топливо бракуют.

10. Результат испытания записать в отчет.

Таблица 1.

Окраска индикаторов в различных средах:

СредаМетилоранжФенолфталеин
ЩелочнаяЖелтаяМалиновая
НейтральнаяОранжеваяБесцветная
КислаяКраснаяБесцветная
  1. Измерение плотности бензина.

Оборудование:

— стеклянные мерные цилиндры на 250 мл;

— набор ареометров (нефтеденситометров);

— термометр ртутный стеклянный (в том случае, если ареометр без термометра) до +50 °С с ценой деления в 1 °С.

Порядок выполнения работы

1. Установить цилиндр на ровном месте и осторожно налить в него испытуемый нефтепродукт до уровня, отстоящего от верхнего обреза цилиндра на 5—6 см.

2. Выдержать нефтепродукт 2—3 минуты для того, чтобы он принял окружающую температуру.

3. Чистый и сухой ареометр медленно и осторожно опустить в цилиндр с нефтепродуктом, держа его за верхний конец.

4. После того как ареометр установится и прекратятся его колебания, произвести отсчет по верхнему краю мениска с точностью до третьего знака. При этом глаз должен находиться на уровне, отмеченном на рис. ЛР.1.2 линией 3. Спустя не менее 1 мин после погружения ареометра записать температуру топлива, отсчитывая ее с точностью до градуса по термометру. На этой операции испытание заканчивается.

5. Ареометр вынуть из цилиндра, протереть, вложить в футляр, а нефтепродукт вылить в ту же склянку, из которой наполнялся цилиндр.

6. В стандартах и других документах плотность нефтепродукта указывается при температуре 20 °С (р20). В связи с этим данные измерений р при иной температуре необходимо привести к температуре 20 °С по формуле

(1.1)

где — зависящая от величины плотности температурная поправка, которая берется из табл. 2; t — температура нефтепродукта при отсчете плотности, °С.

Приведенную плотность следует округлить до третьего знака после запятой.

Какое свойство топлива характеризует фракционный состав Рис. 2. Прибор для определения плотности нефтепродуктов: 1 — ареометр; 2 — шкала плотности; 3 — линия отсчета плотности; 4 — шкала термометра; 5 — стеклянный цилиндр

Таблица 2.

Значения температурных поправок для определения плотности нефтепродуктов:

Плотность, р, кг/м3Температурная поправка, у, кг/(м3 – °С)Плотность, р, кг/м3Температурная поправка, •у, кг/(м3 – °С)
690-6990,910850—8590,699
700-7090,897860—8690,686
710—7190,884870—8790,673
720—7290,870880—8890,660
730—7390,857890—8990,647
740—7490,844900—9090,633
750—7590,831910—9190,620
760—7690,818920—9290,607
770—7790,805930—9390,594
780—7890,792940—9490,581
790—7990,778950—9590,567
800—8090,765960—9690,554
810—8190,752970—9790,541
820—8290,738980—9890,528
830—8390,725990—10000,515
840—8490,712
  1. Определение фракционного состава бензина разгонкой.

Оборудование:

— колба на 100 мл;

— холодильник;

— мерный цилиндр на 100 мл;

— мерный цилиндр на 10 мл воронка;

— штатив;

— колбонагреватель;

— термометр;

— образец топлива.

Порядок выполнения работы

1. Чистым сухим цилиндром отметить 100 мл испытуемого топлива и залить его в колбу.

2. Установить в колбу термометр. (Термометр устанавливается при помощи пробки так, чтобы верхний край шарика термометра был на уровне нижнего края отводной трубки.)

3. Установить колбу в колбонагреватель и соединить с холодильником.

4. Установить мерный цилиндр под нижний конец трубки холодильника. Цилиндр устанавливается так, чтобы трубка холодильника входила в него не менее чем на 25 мм, но не ниже отметки 100 мл и не касалась его стенок. Цилиндр на время перегонки закрыть ватой для уменьшения потерь на испарение. При перегонке бензина цилиндр поставить в стеклянный сосуд с водой, температуру которой поддерживать в пределах 20 + 3 °С.

5. Включить колбонагреватель. Нагрев вести так, чтобы первая капля топлива упала с конца трубки холодильника не ранее 5 и не позже 10 минут от начало нагрева. В противном случае вести регулирование высоты пламени горелки.

6. Отметить температуру, при которой упадает первая капля топлива, как температуру начала перегонки.

7. После падения первой капли топлива перегонку вести с равномерной скоростью 4—5 мл в минуту, что соответствует 20—25 каплям за 10 с.

8. Отметить температуру после отгона каждых 10 мл топлива. Для облегчения замеров необходимо, чтобы перегоняемое топливо с нижнего конца трубки холодильника стекало по стенке приемного цилиндра. Для этого после падения первой капли мерный цилиндр сдвинуть так, чтобы конец трубки холодильника коснулся внутренней стенки цилиндра. Для проверки скорости перегонки по отсчету капель цилиндр на короткое время отставляют от конца трубки холодильника, чтобы капли топлива падали по центру цилиндра. По мере повышения температуры усиливать подогрев колбы, чтобы скорость перегонки была постоянной.

9. После отгона 90 мл топлива нагрев колбы усилить до появления синих язычков пламени из окошек нижней части кожуха так, чтобы до конца перегонки прошло от 3 до 5 минут.

10. Не уменьшая размера пламени, следить за термометром и при снижении температуры на 5—10 °С от максимального значения горелку погасить и дать стечь конденсату в течение 5 мин.

11. Максимальную температуру, достигнутую при разгонке, отметить как температуру конца разгонки.

12. После прекращения разгонки верхнюю часть кожуха снять и охладить прибор в течение 5 мин.

13. Горячий остаток из колбы слить в мерный цилиндр емкостью 10 мл, охладить его до комнатной температуры и определить оставшееся количество. Затем вычислить потери, которые составляют разность между 100 % бензина, залитого в колбу, и суммой процентов собранного конденсата и остатка.

14. Результаты разгонки занести в отчет.

15. Построить график фракционного состава топлива. Для этого по горизонтальной оси откладывают значения температур перегонки, а по вертикальной — соответствующие им значения объемов испарившегося топлива. На пересечении перпендикуляров, восстановленных из отложенных на осях значений, получатся точки кривой графика разгонки бензина или графика его фракционного состава.

  1. Составление отчета

По результатам анализов заполнить таблицу по следующей форме.

Отчет о лабораторной работе по оценке качества

(указать наименование и марку продукта)

Цель работы
Задание
Результаты оценкиОсновные показатели качества оцениваемого образца
Наименование показателейПо ГОСТуПолученные на основании проведенных анализов
Цвет
Механические примеси, вода
Водорастворимые кислоты щелочи
Плотность, кг/м3 при 20 °С
Фракционный состав, °С:

tнп

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

t к.п.

Заключение о пригодности образца к применению

Построить график разгонки бензина согласно пункту 15 порядка выполнения работы.

С помощью номограммы (рис. 3) сделать эксплуатационную оценку по фракционному составу бензина.

Какое свойство топлива характеризует фракционный состав

Рис. 3. Номограмма для эксплуатационной оценки бензинов по данным их разгонки.

Области: 1 — возможного образования паровых пробок; 2 — легкого пуска двигателя; 3 — затрудненного пуска двигателя; 4 — практически невозможного пуска холодного двигателя; 5 — быстрого прогрева и хорошей приемистости; 6 — медленного прогрева и плохой приемистости; 7 — незначительного разжижения масла в картере; 8 — заметного разжижения масла в картере; 9 — интенсивного разжижения масла в картере

На горизонтальной оси номограммы отложены температуры характерных точек разгонки бензина, а на вертикальной — температура наружного воздуха.

Для оценки пусковых свойств найти два значения температуры наружного воздуха, являющиеся нижними границами легкого и затрудненного пуска двигателя, для чего на горизонтальной оси отметить точку, соответствующую 1Ш. Из нее восстановить перпендикуляр до пересечения с наклонными сплошными линиями. Из точек пересечения провести горизонтальные линии на вертикальную ось номограммы, где прочитать ответ.

Подобным образом оценить бензин по остальным показателям и сделать заключение по форме:

Эксплуатационная оценка бензина по данным разгонки

Самая низкая температура наружного воздуха, °С, при которой возможно:Температура
Образование паровых пробок
Обеспечение легкого пуска двигателя
Обеспечение затрудненного пуска двигателя
Обеспечение быстрого прогрева и хорошей приемистости
Незначительное разжижение масла в картере
Заметное разжижение масла в картере

Ответы на вопросы.

  1. Что такое плотность вещества и как ее определяют?

Плотность — скалярная физическая величина, определяемая для однородного вещества массой его единичного объёма. Для неоднородного вещества плотность в определённой точке вычисляется как предел отношения массы тела (m) к его объёму (V), когда объём стягивается к этой точке. Средняя плотность неоднородного вещества есть отношение Какое свойство топлива характеризует фракционный состав.

Плотность измеряется в кг/м³ в системе СИ и в г/см³ в системе СГС.

Для сыпучих и пористых тел различают:

  • истинную плотность, определяемую без учёта пустот;
  • кажущуюся плотность, рассчитываемую как отношение массы вещества ко всему занимаемому им объёму.

Истинную плотность из кажущейся получают с помощью величины порозности — доли объёма пустот в занимаемом объёме.

2) Как зависит плотность от температуры?

Как правило, при уменьшении температуры плотность увеличивается, хотя встречаются вещества, чья плотность ведет себя иначе, например, вода, бронза и чугун. Так, плотность воды имеет максимальное значение при 4 °C и уменьшается как с повышением, так и с понижением температуры.

При изменении агрегатного состояния плотность вещества меняется скачкообразно: плотность растёт при переходе из газообразного состояния в жидкое и при затвердевании жидкости. Правда, вода является исключением из этого правила, её плотность при затвердевании уменьшается.

3) В каких пределах находится плотность бензинов?

Плотность автомобильных бензинов находится в пределах 0,730—0,770. Величина плотности бензина имеет значение для ре­гулировки карбюратора. Чем выше плотность бензина, тем большее количество его пройдет через одинаковое сечение (при прочих рав­ных условиях). Кроме того, с изменением плотности бензина меняется уровень топлива в поплавковой камере. Это необходимо учиты­вать при переходе с одного сорта бензина на другой, значительно отличающийся по плотности.

4) Какими показателями оценивается наличие органических кислот в топливе?

Фракционный состав — один из важнейших показателей качества топлив, характеризующих его испаряемость. Фракционный состав топлива должен быть таким, чтобы обеспечить легкость пуска двигателя в любых климатических условиях, быстрый его прогрев, плавный переход с одного режима работы на другой, равномерное распределение топлива по цилиндрам, возможно меньшее разжижение масла в картере двигателя и образование углеродистых отложений, минимальный расход топлива и износ цилиндро- поршневой группы.

Применение в современных автомобилях систем непосредственного впрыска бензина с электронным управлением позволяет достаточно эффективно использовать бензины с повышенной температурой конца кипения. С учетом широкого распространения таких автомобилей ГОСТ Р 51105—97 установлена норма на температуру конца кипения автомобильных бензинов 215 °С.

Температура начала перегонки бензина ограничивает содержание легкокипящих фракций в топливе. По температуре начала перегонки и температуре выкипания первых 10 % топлива судят о пусковых свойствах топлива и его склонности к образованию паровых пробок.

Чем ниже температура выкипания первых 10 % топлива, тем при более низкой температуре можно запустить двигатель. Однако при увеличении содержания легкокипящих фракций возрастает опасность образования паровых пробок в системе питания двигателя.

  1. Что такое фракционный состав топлива, и как он определяется?

Фракционный состав — один из важнейших показателей качества топлив, характеризующих его испаряемость. Фракционный состав топлива должен быть таким, чтобы обеспечить легкость пуска двигателя в любых климатических условиях, быстрый его прогрев, плавный переход с одного режима работы на другой, равномерное распределение топлива по цилиндрам, возможно меньшее разжижение масла в картере двигателя и образование углеродистых отложений, минимальный расход топлива и износ цилиндро- поршневой группы.

С фракционным составом связаны такие характеристики двигателя, как его пуск, образование паровых пробок в системе питания, прогрев и приемистость, экономичность и долговечность работы.

  1. Какое свойство топлива характеризует фракционный состав?

Испаряемость.

7) Какое свойство топлива характеризует температура: 10%, 50%, 90% отгона?

Определяя температуру выкипания отдельных фракций топлива, можно оценить его

испаряемость

и способность обеспечить нормальную работу двигателя на разных режимах. Основные фракции топлива — пусковая, рабочая и концевая. Фракционный состав бензинов определяют перегонкой на специальном приборе, при этом отмечают температуру начала перегонки, температуру выпаривания 10, 50 и 90 % бензина и конца кипения (97,5% для авиабензинов) или объем выпаривания при 70, 80 и 180 °С.

8) Каковы технические требования ГОСТа к фракционному составу бензина?

Фракционный состав определяется стандартным методом по ГОСТ 2177-99: «Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава»;

ГОСТ Р 51105—97: «Температура кипения автомобильных бензинов»

Источник

Бензины – топлива, выкипающие в интервале температур 28-215°С и предназначенные для применения в двигателях внутреннего сгорания с принудительным воспламенением.

В зависимости от назначения бензины разделяются на автомобильные и авиационные.

Основными показателями бензина являются детонационная стойкость, давление насыщенных паров, фракционный состав, химическая стабильность и др. Ужесточение в последние годы экологических требований к
качеству нефтяных топлив ограничило содержание в бензинах ароматических углеводородов и сернистых соединений.

Детонационная стойкость

Детонация возникает в том случае, если скорость распространения пламени в двигателе достигает 1500-2500 м/с, вместо обычных 20- 30 м/с. В результате резкого перепада давления возникает детонационная
волна, которая нарушает режим работы двигателя, что приводит к перерасходу топлива, уменьшению мощности, перегреву двигателя, к прогару поршней и выхлопных клапанов.

Октановое число

Октановое число – условный показатель, характеризующий стойкость бензинов к детонации и численно соответствующий детонационной стойкости модельной смеси изооктана и
н-гептана.

Октановое число изооктана принято за 100 пунктов, а н-гептана – за 0. Для автомобильных бензинов (кроме А-76) октановое число измеряется двумя методами: моторным и исследовательским. Октановое число
определяется на специальных установках путем сравнения характеристик горения испытуемого топлива и эталонных смесей изооктана с н-гептаном. Испытания проводят в двух режимах:

  • жестком (частота вращения коленчатого вала 900 об/мин, температура всасываемой смеси 149°С, переменный угол опережения зажигания);
  • мягком (600 об/мин, температура всасываемого воздуха 52°С, угол опережения зажигания 13 град.).

Получают соответственно моторное (ОЧМ) и исследовательское октановые числа (ОЧИ). Разность между ОЧМ и ОЧИ называется чувствительностью и характеризует степень пригодности бензина к разным условиям
работы двигателя. Считают, что ОЧИ лучше характеризует бензины при движении автомобиля в городских условиях, а
ОЧМ – в условиях высоких нагрузок и скоростей при форсированном режиме работы двигателя. Среднее арифметическое между
ОЧМ и ОЧИ называют октановым индексом и приравнивают к дорожному октановому числу, которое
нормируется стандартами некоторых стран (например, США) и указывается на бензоколонках как характеристика продаваемого топлива.

При производстве бензинов смешением фракций различных процессов важное значение имеют так называемые октановые числа смешения (ОЧС), которые отличаются от расчетных значений. Октановые числа
смешения зависят от природы нефтепродукта, его содержания в смеси и ряда других факторов. У парафиновых углеводородов ОЧС выше действительных на 4 единицы,
у ароматических зависимость более сложная. Различие может быть существенным и превышать 20 пунктов. Октановое число смешения важно также учитывать при добавлении в топливо оксигенатов.

Фракционный состав

Фракционный состав бензинов характеризует испаряемость топлива, от которой зависит запуск двигателя, распределение топлива по цилиндрам двигателя, полнота сгорания, экономичность двигателя.
Испаряемость определяется температурой перегонки 10, 50 и 90% (об.) выкипания фракций бензина.

  • Температура выкипания 10 % (об.) бензина характеризует пусковые свойства. При температуре ниже предельных значений в системе питания двигателя могут образовываться паровые пробки, а при более
    высоких температурах запуск двигателя затруднен. В США пусковые свойства бензина характеризуют количеством топлива, выкипающего до 70 °С.
  • Температура выкипания 50% (об.) бензина характеризует скорость перехода двигателя с одного режима работы на другой и равномерность распределения бензиновых фракций по цилиндрам.
  • Температура выкипания 90% (об.) фракций и конца кипения влияет на полноту сгорания топлива и его расход, а также на нагарообразование в камере сгорания в цилиндре двигателя.

В ГОСТ Р 51105-97, который действует с 01.01.99 г., фракционный состав бензина определяется при температуре выкипания 70, 100 и 180°С (по аналогии с требованиями к бензинам в
США).

Давление насыщенных паров

Давление насыщенных паров дает дополнительное представление об испаряемости бензина, а также о возможности образования газовых пробок в системе питания двигателя. Чем выше давление насыщенных паров
бензина, тем выше его испаряемость.

Бензины, предназначенные для применения в летних условиях, имеют более низкое давление паров. Чтобы обеспечить необходимые пусковые свойства товарного бензина, в его состав включают, как правило,
до 30% (об.) легких компонентов (фракция НК – 62°С, изомеризата, алкилата и др.). Требуемое давление насыщенных паров обеспечивается также добавлением бутана. В летних бензинах обычно содержится 2- 3%
(об.) бутана, в зимних – до 5-8% (об.).

Химическая стабильность

В процессе хранения, транспортирования и применения бензинов возможны изменения в их химическом составе, обусловленные реакциями окисления и полимеризации. Окисление приводит к понижению октанового
числа бензина и повышению его склонности к нагарообразованию. Для оценки химической стабильности бензинов используют показатели содержания фактических смол, индукционного периода окисления. Высокой
химической стабильностью обладают компоненты, не содержащие алкенов, – прямогонные бензины, бензины каталитического риформинга, алкилаты и изомеризаты. В бензинах коксования, термического и
каталитического крекинга, напротив, содержатся в достаточном количестве алкены, которые легко окисляются с образованием смол. Для повышения химической стабильности к топливам, содержащим компоненты
вторичного происхождения, добавляют антиокислительные присадки: n-оксидифениламин, ионол (2,6-ди-трет-бутил-n-крезол), антиокислитель ФЧ-16, древесносмоляной антиокислитель и др.

Содержание сернистых и ароматических соединений

Активные сернистые соединения, содержащиеся в бензинах (сероводород, низшие меркаптаны) вызывают сильную коррозию топливной системы и транспортных емкостей; полнота очистки бензинов от этих веществ
контролируется анализом на медной пластинке. Неактивные сернистые соединения (тиофены, тетрагидротиофены, сульфиды, дисульфиды, высшие меркаптаны) коррозии не вызывают, однако при их сгорании
образуются оксиды серы (SO2, SO3), под действием которых происходит быстрый коррозионный износ деталей двигателя, снижается мощность, ухудшается экологическая обстановка.

Наибольшую опасность для людей представляют ароматические углеводороды, особенно бензол и полициклические ароматические углеводороды. Токсическое действие бензола объясняется возможностью его
окисления в организме. В связи с этим в последних нормативных документах ограничено допустимое содержание серы, бензола и ароматических соединений в бензинах.

Испаряемость

Индекс испаряемости (ИИ) бензина характеризует испаряемость бензина и его склонность к образованию паровых пробок при определенном сочетании давления насыщенных паров и объема испарившегося бензина
при температуре 70°С. Индекс испаряемости рассчитывают по формуле:

F127

В зависимости от климатического района применения автомобильные бензины подразделяют на пять классов. Наряду с определением температуры перегонки при заданном объеме предусмотрено и определение
объема испарившегося бензина при заданной температуре.

ПоказательКласс
12345
Давление насыщенных паров бензина, кПа35-7045-8055-9060-9580-100
Фракционный состав:
    начало кипения, °С, не ниже3535Не нормируется
    10% (об.), °С, не выше7570656055
    50% (об.), °С, не выше120115110105100
    90% (об.), °С, не выше190185180175170
    конец кипения, °С, не выше215215215215215
    остаток в колбе, % (об.)22222
    остаток и потери, % (об.)44444
Количество испарившегося бензина, % (об.), при температуре:
    70°С10-4515-4515-4715-5015-50
    100°С35-6540-7040-7040-7040-70
    180°С, не менее8585858585
Индекс испаряемости, не более9001000110012001300

Источник