Какое свойство теплого воздуха используют в воздушном шаре
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Конспекты занятий по экологическому развитию дошкольников
«Свойства воздуха»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Леонова Елена Александровна, воспитатель высшей категории
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности
«СВОЙСТВА ВОЗДУХА»
Материалы и оборудование:
– Визитка «Младший научный сотрудник» – по числу детей
Символы, обозначающие:
- температуру (градусник)
- не имеет запаха;
- воздух легче воды;
- теплый воздух поднимается вверх
- Воздушный шар, надетый на горлышко пластиковой бутылки; ведро с горячей водой,
- по листу белой бумаги на каждого ребенка;;
- по кусочку апельсиновой корки;
- чеснок и чеснокодавилка;
- влажные салфетки на каждого ребенка;
- одноразовый стаканчик и коктейльная трубочка на каждого ребенка;
- плакат «Органы дыхания»
- весы, воздушные шары
Программное содержание:
Познакомить детей со свойствами воздуха: невидим, не имеет запаха, может двигаться, может нагреваться и охлаждаться, теплый воздух поднимается вверх; закрепить знания детей о значении воздуха для дыхания; стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Предварительная работа:
Работа по ОБЖ по теме «Дыхание»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в зал под музыку, здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в «Научную лабораторию «Знай-ка». Наш девиз:
(Дети произносят)
«Пускай, пока малы мы ростом,
Хотим так много мы узнать.
Быть Знайкой далеко не просто,
Но как приятно познавать!»
В-ль: А для того, чтобы войти в лабораторию, нужно ответить на вопрос: «Как вы думаете, что такое экология? (Ответы детей) (Предполагаемые ответы: чистый воздух; чистая вода; голубая речка; красивый лес; в лесу много ягод, грибов; все животные в лесу здоровые; много красивых бабочек; богатый урожай; цветущий луг; высокое голубое небо; чистый родник и т.д.) Дети проходят в лабораторию.
В-ль. Молодцы, ребята! Вы догадались, что мы будем говорить о природе, а о чем конкретно: Отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
Правильно, ребята, это воздух. (Дети поворачиваются к плакату) Мы знаем, что человек не может жить без воздуха. Вдох – выдох! Вдох – выдох! (Дети делают вдох – выдох)
-Дети, а что же происходит при вдохе? (Ответ детей: воздух попадает в легкие человека)
- А что же происходит в легких? (Воздух отдает человеку полезные вещества, а забирает вредные)
- А что же происходит при выдохе? (При выдохе воздух выталкивает вредные вещества наружу).
В_ль: правильно, ребята. Воздух через дыхательные пути попадает в легкие человека, отдает человеку полезные вещества – кислород, забирает вредные – углекислый газ, и выталкивает углекислый газ наружу.
ИТАК, воздух необходим для дыхания. Ребята, а что же такое «ВОЗДУХ»? Какими свойствами он обладает? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю отправиться в полет на воздушном шаре. (Подходят к воздушному шару)
Песня «Воздушный шар»
Воспитатель:
Мы отправились в полет на воздушном шаре,
И про воздух – невидимку все сейчас узнаем
В-ль: Ребята, я только что произнесли слова и мы сразу же познакомились с одним свойством воздуха. Как вы думаете, с каким? Внимательно послушайте. (Воспитатель произносит слова еще раз, выделяя голосом слово «НЕВИДИМКУ»). Воздух – невидимка; скажите, ребята, а вы видите воздух вокруг нас? (Нет) Значит, он какой? (Бесцветный, прозрачный, невидимый). Правильно. (Закрепление символа, обозначающего бесцветность)
Ребята, а давайте внимательно посмотрим на наш воздушный шар. Под шаром расположена горелка, которая нагревает воздух.
Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Опыт: пустой воздушный шар надеваем на горлышко пластиковой бутылки. Держим ее в течение 1 минуты в горячей воде. (Под музыкальное сопровождение).
- Что вы видите? (Шарик надувается)
Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется, поднимается вверх и заполняет шарик, и шарик надувается.
- А что же будет, если бутылку с шариком опустить в холодную воду? (Ответы детей). Давайте проверим! (Воспитатель опускает бутылку с шаром в ведро с холодной водой).
- – Что происходит? (Ответы детей)
- Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
В-ль: Итак, воздух при охлаждении сжимается, выходит из шарика, поэтому шарик сдувается. Так зачем же нужна горелка воздушному шару? (Чтобы шар полетел)
При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Шар поднимается вверх. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается и опускается на землю. Итак, мы познакомились с еще одним свойством воздуха: он может нагреваться и охлаждаться. (Символ) Ребята, также мы узнали, что теплый воздух поднимается вверх. (Символ) Ребята, подумайте и скажите, а как человек использует это свойство теплого воздуха подниматься вверх? (для отопления помещений: батареи ставятся внизу, около пола, а не на потолке).
- Ребята, а как вы думаете, двигаться воздух может? (Ответ детей)
А мы сейчас проверим. (Воспитатель предлагает детям взять лист белой бумаги и сложить его гармошкой) А теперь помашите сделанным веером.
- Что вы чувствуете? (Ветер)
- Как он возник? (Это движется воздух)
- Значит, воздух вокруг нас, он движется и возникает ветер. А какой бывает ветер?
Ребенок читает ст-е:
Знаем, что бывает ветер тихий, нежный,
А бывает грозовой и снежный.
И такой, что резво с травами играет,
И такой, что с силой волны поднимает.
Шумный и холодный,
Теплый и ласковый,
Ветер – ветерочек,
Разный – разный…
Физ.минутка:
Дует ветер с высоты,
Гнутся травы и цветы.
Вправо – влево, влево – вправо
Клонятся цветы и травы.
В зал под музыку влетает Карлсон.
В-ль: Кого же к нам ветром занесло?
К: Меня! Самого умного, самого красивого, самого доброго Карлсончика! Я к вам в гости прилетел!
В-ль: Дети знакомятся со свойствами воздуха. Присоединяйся к нам, и ты узнаешь много нового и интересного!
К: А я и так все знаю! Я же по воздуху летаю!
В: Тогда ответь на вопрос: А у воздуха есть запах?
К: Конечно есть! Я всегда чувствую, когда пахнет плюшками, вареньем и без труда их нахожу!
В-ль: Ребята, как вы думаете, прав ли Карлсон? (Ответы детей) Сейчас проверим.
Возьмите корку апельсина и помните ее. Что вы чувствуете? (пахнет апельсином)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка издает такой аромат?
(Этот запах идет от корки) (Дети вытирают руки влажной салфеткой)
Воспитатель давит дольку чеснока.
- Вы чувствуете запах?
- Чем пахнет? (Чесноком) Значит, запах передается по воздуху. Сам воздух запаха не имеет, он передает запахи других веществ. И Карлсон был прав, когда говорил, что он всегда чувствует запах варенья и плюшек. Скажите еще раз: воздух имеет запах? (Нет). Как же мы чувствуем запахи? (Они передаются воздухом, и мы их чувствуем). Карлсон, найди, пожалуйста, символ, обозначающий, что воздух не имеет запаха и прикрепи его к воздушному шару. Правильно сделал Карлсон?
В-ль: Ребята, а как вы думаете, есть ли воздух внутри нас? (Ответы детей)
В-ль: давайте проверим !
. Возьмите трубочку и подуйте, опустив ее в стаканчик. Что же происходит?
К: Я знаю! Я знаю! В стакане поднялась сильная буря!
В: В стакане появились пузырьки. Откуда же они взялись? (Мы выдыхаем воздух, и он выходит наружу)
- Значит, внутри нас тоже есть воздух? (Да)
В-ль предлагает детям еще раз подуть в трубочки, чтобы «побежали пузырьки»
- Скажите, ребята, а что тяжелее: вода или воздух? (ответы детей)
- Как это проверить? (Ответы детей) Нужно опустить в воду тяжелый предмет, например, камень. Опускайте. Что с ним случилось? (Опустился на дно, утонул)
Камень тяжелый, и он утонул. Значит, камень тяжелее воды. А как же воздух, который выходит из трубочек? Он утонул? (Нет, он поднялся вверх) Значит, воздух легче воды.(повторяют Карлсон и 2-3 ребенка). – Установить символ, обозначающий что воздух легче воды.
В-ль: Конечно, воздух легче воды. А вообще – то воздух имеет вес, как вы думаете? (Ответы детей) Мы все проверяем, и все узнаем научным путем. Поэтому мы проведем следующий опыт. Для опыта нам понадобятся: шарик надутый воздухом, шарик не надутый и весы. Прикрепляю на весы шарик с воздухом и шарик без воздуха. Посмотрите, что тяжелее: шарик с воздухом или шарик без воздуха? (Ответы детей) Правильно, ребята, шарик с воздухом тяжелее. Значит, воздух имеет вес, только очень – очень маленький. (Прикрепить символ, обозначающий, что воздух имеет вес).
В-ль: Ребята, а теперь давайте вспомним свойства воздуха, о которых мы сегодня говорили. Подойдите сюда и посмотрите внимательно на символы. Итак, мы узнали, что воздух бесцветный и прозрачный. Он не имеет своего запаха, только передает чужие. Воздух легче воды. Воздух может быть теплым и холодным, теплый воздух поднимается вверх. Воздух нужен для жизни людям, животным, растениям.
Карлсон: А мне воздух нужен еще и для того, чтобы летать. Спасибо, ребята, что рассказали мне о воздухе много интересного. Я обо всем расскажу своему другу Малышу. До свидания, ребята!
В-ль: Наша научная лаборатория закрывается, но очень скоро мы придем в нее опять и продолжим изучение воздуха, потому что:
Мы любопытные ребята,
Желаем много в жизни знать.
Давайте изучать природу,
Беречь ее и уважать.
До свидания! (Дети уходят.)
Источник
6 класс
Урок – исследование:
Тема: Почему летает воздушный шар?
Цель: дать представление учащимся о свойствах воздуха при нагревании и охлаждении.
Задачи:
коррекционно – образовательные: повторить изученные свойства воздуха, познакомить учащихся со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении.
коррекционно – развивающие: развитие связной речи, обогащение словаря новыми понятиями, формирование умений делать умозаключения и выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
воспитательные: повышение познавательного интереса к изучению окружающего мира.
Оборудование: лабораторное оборудование: колбы, трубочки, пластиковые бутылки, стаканы, воздушные шары, карточки с заданиями.
Методы: словесные, наглядные, практические
Приемы: рассказ, демонстрация опытов, словарная работа, работа по карточкам, чтение статьи в учебнике, фронтальный опрос.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.
Календарь погоды: отметка температуры воздуха, состояние ветра, наличие осадков и т.д.
Прежде чем перейдём к изучению нового материала, повторим то, что изучали на прошлом уроке.
2. Проверка выполнения домашнего задания.
а). Фронтальный опрос:
– Что такое воздух?
– Какими свойствами обладает воздух?
– Что такое упругость?
– Расскажите, как доказать, что воздух сжимаем и упруг?
– Где человек использует свойство упругости воздуха?
– Что такое теплопроводность?
– Как доказать что воздух плохо проводит тепло?
– Расскажите, как люди используют теплопроводность воздуха для сохранения тепла?
– Почему звери и птицы зимой не замерзают?
– Почему растения, укрытые пушистым снегом не замерзают?
Д.П. б) Карточка
1. Задание
Теплопроводность – это______________________________________________
____________________________________________________________________
2. Какие вещи необходимо одевать для сохранения тепла в холодное время года. Отметь знаком «+».
3. Актуализация знаний учащихся по теме урока?
– Вы знаете, что такое воздушный летательный шар? (ответы детей)
– А как он взлетает и приземляется?
(фрагмент фильма «Полет воздушного летательного шара»)
– Связан ли полет воздушного шара со свойствами воздуха?
– Как вы думаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении?
4. Сообщение темы и целей урока:
– Сегодня на уроке вы узнаете, что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении.
Тема: Свойства воздуха при нагревании и охлаждении.
5. Объяснение нового материала.
Рассказ учителя с демонстрацией опытов.
а) Что происходит с воздухом при нагревании
Учащиеся по ходу демонстрации опытов делают записи.
Словарная работа: (повторение правил правописания)
РАСШИРЕНИЕ
НАГРЕВАНИЕ
Опыт 1 «Нагревание воздуха в колбе»
Конец трубочки опустили в стакан с водой. Нагрели колбу, обхватив её руками.
– Что вы заметили? (из трубочки начали выходить пузырьки воздуха).
– Почему происходит это явление?
Это произошло потому, что воздух при нагревании расширяется и не умещается в колбе.
Вывод: воздух при нагревании расширяется. (запись в тетрадь)
Свойство горячего воздуха расширяться используется людьми довольно часто и одна из сфер применения горячего воздуха – воздушные шары.
Шар воздушный легче ветра
И смелей мечты,
Не теряй, прошу, ни метра
Дерзкой высоты.
Но время стрелки тихо сдвинет —
Вечер вновь повис.
И воздушный шар остынет,
И сорвется вниз.
Он помчит земле навстречу,
Как обычный мяч.
Удержаться в небе нечем —
Воздух не горяч.
ФИЗМИНУТКА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
– А что происходит при охлаждении воздуха. Узнаем из следующего опыта.
Опыт 2. «Охлаждение воздуха в колбе»
Словарная работа:
ОХЛАЖДЕНИЕ
СЖАТИЕ
Положили на колбу, с которой ставили первый опыт, тряпку, смоченную холодной водой.
– Что вы заметили? (Вода из стакана начала входить в трубку и подниматься по ней). Чтобы лучше видеть, как поднимается по трубочке вода, её предварительно подкрасили.
Вывод: воздух при охлаждении сжимается. (запись в тетрадь)
Общий вывод:
Воздух, так же как и жидкие и твёрдые тела, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении.
Провести опыты, которые подтверждают свойства воздуха расширяться и сжиматься вы можете в домашних условиях.
Объяснение проведения опыта (презентация)
Свойства воздуха при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься, легко проверить с помощью обычной бутылки и шарика. Очень наглядный опыт! Шарик – покажет вам, как будет «вести себя воздух».
Самое простое и доступное – погрузить конструкцию в горячую воду. Воздух в бутылке нагревается, расширяется, шарик надувается.
Потом перемещаем бутылку с шариком в холодную воду или оставим остывать на воздухе. Объем воздуха в бутылке уменьшается, шарик сдувается.
Первичное закрепление и коррекция полученных знаний.
Работа с учебником.
Чтение по цепочке стр. 68 – 69.
6. Закрепление изученного материала
1. Фронтальный опрос
Что происходит с воздухом при нагревании?
Что происходит с воздухом при охлаждении?
Расскажите как доказать, что воздух при нагревании расширяется?
Расскажите как доказать, что воздух при охлаждении сжимается?
7. Подведение итогов урока. Оценка.
– Какую тему изучали на уроке?
– Что вам запомнилось?
Оценить работоспособность учащихся и всего класса.
8. Домашнее задание.
1 гр. стр. 68 – 69, читать, пересказывать.
Д/п. стр. 68 – 69, читать, отвечать на вопросы.
Источник
Цели и задачи.
Образовательные
- Сформировать понятие о воздухе и его свойствах.
- Расшиpить представление учащихся об
использовании свойств воздуха человеком. - Познакомить с экологической проблемой воздуха
и мерами ее предотвращения.
Развивающие
- Развить речь и логическое мышление.
- Развить умение анализировать и делать выводы.
- Развивать воображение и творческие
способности.
Воспитательные
- Воспитывать умение слушать друг друга,
сотрудничать друг с другом. - Воспитывать бережное отношение к окружающей
среде.
Оборудование
1. Учебники.
2. Тетради.
3. Доклады и рисунки.
4. Приборы для проведения опытов.
5. Таблицы и схемы.
6. Видеофильм.
7. Выставка книг.
8. Журнал, оформленный детьми.
Постановка учебной задачи урока.
Учитель: Наша планета называется Земля.
Учеными доказано, что только на нашей планете
есть жизнь. Докажите почему?
Дети: 1. Атмосфера – воздушная оболочка
нашей планеты с помощью озонового слоя защищает
поверхность Земли от губительного
ультрафиолетового облучения, от падения
метеоритов, от давления космоса.
2. Атмосфера обеспечивает постоянные условия
для жизни от перегрева и переохлаждения.
3. Благодаря циркуляции ветров формируются
условия жизни на Земле, в которых может
существовать биосфера.
4. Все живые организмы дышат и поглощают в
процессе дыхания кислород из атмосферы.
5. Растения используют углекислый газ воздуха
в процессе фотосинтеза и выделяют кислород.
Учитель: Воздух окружает нас со всех сторон и
занимает все свободное пространство. Воздух есть
в воде, в разных предметах, растениях. Есть он в
теле человека и в теле животных. Однако есть
способы увидеть и почувствовать воздух. Давайте
проверим это вмести с вами. Докажите, что вокруг
нас есть воздух.
Самый простой способ состоит в том, чтобы
продемонстрировать его наличие. Для этого надо
помахать веером перед лицом (наглядно). Мы
почувствуем прикосновение, хотя веер до нас не
прикасался. Значит между веером и лицом есть
какое-то тело. Это воздух.
– Давайте проведем еще один опыт и узнаем, где
находится воздух. Нам понадобится:
• прозрачная банка с водой;
• мячик для пинг-понга;
• стакан.
Ход опыта
1. Положим шарик на поверхность воды.
2. Опрокинем стакан накрыв шарик, и опустим его
на дно емкости.
Результат.
Вода не проникла в банку, и шарик лежит на дне
емкости почти на сухом месте.
– Почему?
Это потому чтовоздух, находившийся в стакане не
позволяет воде проникнуть внутрь. На самом деле
стакан только кажется пустым.
З. Сейчас наклоним стакан, из стакана выходят
пузыри, поднимаются на поверхность и лопаются.
Вода проникает в стакан, шарик поднимается вверх.
– Почему, объясните?
– Это потому что воздух, наполняющий стакан
выходит из него, поднимается вверх, а вода
занимает его место.
Учитель: Благодаря ветру тепло и влага
разносятся по всей поверхности Земли. Больше
того без ветра вся суша превратилась бы в
пустыню. В чем причина образования ветра?
Причина образования ветра – различное давление
воздушного столба над участками Земли. Ветер
дует из области высокого давления в область
низкого давления. Обычно высокое давление
наблюдается в области с холодными воздушными
массами, а более низкое – с теплыми. То есть ветер
дует от менее нагретого, к более нагретому. Ветры
приводит к более равномерному перераспределению
тепла и осадков на поверхности Земли. Если бы на
планете не существовала циркуляция ветров,
климат на различных участках был бы гораздо
контрастнее.
Тема урока: “Свойства воздуха”
I. Сила ветра
II. Расширение при нагревании
III. Плотность воздуха.
IV. Плохая проводимость тепла.
V. Упругость воздуха.
Учитель: 1. Тема нашего урока “Свойства
воздуха и как человек эти свойства использует. На
прошлом уроке вы получили задание (сесть по
группам). Распределиться по группам и по
интересам и подготовиться выступать о том,
какими свойствами обладает воздух и, как человек
использует свойства воздуха. Я жду от вас
интересных выступлений, активности, научных
обоснований, гипотез, сядьте по группам.
2. Актуализация и систематизация знаний
учащихся.
I. Мы подбирали материал о силе ветра (на доске 1
свойство). Человек издавна научился использовать
ветер как источник энергии. Он изобрел парашют,
который позволил ему отправиться
путешествовать. Уже 2-3 тысячи лет назад египтяне
плавали по Средиземному морю на вполне
совершенных парусных судах. В средние века
строились ветряные колеса, которые осуществляли
различные функции в хозяйстве человека (ветряная
мельница), однако в современности ветряной
двигатель начинает играть большую роль. Ветряные
электростанции – самый чистый способ получения
электричества: окружающая природа при этом не
загрязняется.
II. Второе свойство – расширение при нагревании
(на доске название свойства).
– Сейчас мы на опыте узнаем, что происходит с
воздухом, при нагревании. Нам потребуется:
• воздушный шарик.
• пустая бутылка
• тазик и горячая вода.
Ход опыта
1. Пустой воздушный шарик наденем на горлышко
бутылки.
2. Подержим бутылку в тазике с горячей водой.
Результат: шарик надулся
– Почему?
– Это потому что воздух, как и все вещества
состоит из мельчащих движущих частиц – молекул.
Молекулы при нагревании ударяются друг о друга.
Воздух в бутылке расширяется, ему требуется
дополнительное пространство. Поэтому он
приникает в шарик и надувает его.
– Я покажу вам опыт который тоже доказывает это
свойство воздуха и называется “он” волшебный
стакан.
Нам потребуется:
• стакан,
• книга,
• дощечка,
• горячая и холодная вода.
Ход опыта
1. Положим книгу на стол, на нее с небольшим
наклоном положим дощечку, намочим стакан
холодной водой и поставим его. Посмотри, что
происходит (стакан стоит на месте).
2. Тeперь намочим стакан горячей водой и
поставим его так же как в первый раз.
Результат: Когда стакан смочен холодной
водой, он практически стоит на месте. Когда
стакан смочен горячей водой, он быстро скользит.
– Почему?
Это потому ЧТО воздух в горячем стакане
расширяется и чуть – чуть приподнимает стакан.
Когда стакан смочен горячей водой, он быстро
скользит по доске.
Другой способ передвижения по воздуху –
воздушные шары, заполненные более легким, чем
воздух, газом или просто нагретым воздухом.
Началом эры воздухоплавания следует считать 1783
год, когда братья Монгольдье поднялись в воздух
на воздушном шаре, заполненным горячим воздухом.
Возможность передвижения по воздуху летательных
аппаратов связана с тем, что воздух также
обладает выталкивающей силой. Если тело
оказывается легче воздуха, то оно может лететь. А
использование нагретого воздуха для заполнения
воздушного шара связано с таким свойством, как расширение
при нагревании. При нагревании теплый воздух
становиться легче и поднимается вверх.
Однако главный недостаток воздушного шара – его
слабая управляемость. Изобретатели стремились
создать такой летательный аппарат,который мог бы
передвигаться с помощью воздушного винта. В
конце XIX века были построены дирижабли, –
движущиеся с помощью двигатель летательные
аппараты, заполненные водородом.
III. Плотность воздуха. (На доске повесить
табличку с эти свойством) Наводу нельзя надежно
опереться – она жидкая. Однако водному лыжнику
это удается, если развить достаточную скорость.
Воздух еще менее плотный, чем вода. Но если
развить большую скорость, – оказывается, и на него
можно опереться. Это открытие позволило создать
более совершенные летательные аппараты, чем
воздушные шары – самолеты и вертолеты. Именно
благодаря малой плотности воздуха по нему можно
перемещаться во много раз быстрее.
Лишь самолеты обеспечили людям возможность
передвигаться на значительные расстояния с
большой скоростью. Правда произошло это не сразу.
Появление авиации стало возможным тогда, когда
мощность и легкость двигателей и материалов для
конструирования достигла определенного уровня.
Первый самолет с двигателем братьев Райт
поднялся в воздух в 1903 году. Самолет поднимается
также за счет подъемной силы, создаваемой при
движении с большой скоростью на крыле, имеющем
особую форму в профиль.
IV. Благодаря низкой плотность воздух обладает
замечательным свойством: он плохо проводит
тепло (на доске это свойство). Звери поднимают
шерсть, птицы хохлятся, когда им холодно, а
человек надевает теплый свитер все это только
для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. Свитер
не дает телу потерять свое тепло. С той же целью в
окна вставляют вторые рамы. Стекла сами по себе
не защищают от холода, они лишь удерживают
прослойку воздуха, который не пропускает теплый
воздух из квартиры на улицу.
V. Последнее свойство воздуха (на доске это
свойство) – упругость воздуха, то есть
способность воздуха восстанавливать прежний
объем после прекращения давления на него.
Проведем опыт. Возьмем пластмассовый шприц (без
иглы) и поставим его поршень в среднее положение.
Крепко зажать пальцем отверстие для иглы,
попробуем задвинуть, а затем вытянуть поршень.
Что же происходить?
Приложив усилие воздух можно сжать и растянуть,
но он стремиться сохранить первоначальный объем.
Это свойство называется упругостью.
Автомобильные шины, надувной матрац, футбольный
мяч, воздушный шар – сохраняют упругость
накаченного воздуха. (наглядно
продемонстрировать упругость накаченного
воздухом воздушного шара).
VI. Физкультурная пауза.
VII. Нашей редакционной группой был подобран
материал и выпущен журнал о воздухе. Попросим
ребят кратко рассказать о составе воздуха.
Воздух – это смесь газов: азота, кислорода и
углекислого газа. В воздухе содержится около 21 %
кислорода, чуть больше 78 % азота, 0,9 % благородных
газов и 0,03 % углекислого газа, кроме этого в
небольших количествах содержится водород.
Любой газ можно превратить в твердое вещество,
если охладить. Но обычно для этого требуется
очень низкая температура. Углекислый газ,
охлажденный до твердого состояния, используют
для замораживания продуктов и называют
искусственным или сухим льдом: он тает при – 78 С.
Жидкий азот образуется при температуре – 196 С,
его используют, например, в медицине. На
химических заводах из азота воздуха делают
удобрения ДЛЯ растений.
Чистый кислород используют для дыхания
больных. Им же наполняют акваланги – для
подводного дыхания. А жидкий кислород применяют
для окисления топлива космических кораблей. Ведь
без кислорода невозможно не только дыхание, но и
горение.
Проведем опыт “Сжигаем воздух”
Нам потребуется:
• глубокая тарелка,
• свеча,
• стеклянная банка,
• вода,
• марганцовка,
• спички,
• пластилин.
Ход опыта
1. Закрепим свечу на дне тарелки с помощью
пластилина.
2. Налъем в тарелку воды и добавим несколько
гранул марганцовки, чтобы было наглядней.
3. Зажжем свечу и накроем ее банкой.
Результат:
Несколько мгновений спустя пламя свечи
погаснет, а вода из тарелки войдет в банку, заняв
примерно 1/5 часть ее высоты.
– Почему?
Это потому что свеча при горении расходовала
часть воздуха – кислород. Вода под давлением
извне вошла в банку и заняла место сгоревшего
кислорода. Но заполнить всю банку вода не может,
так как оставшаяся часть воздуха состоящая в
основном из азота, по-прежнему занимает свое
место.
3. Обобщение (вопросы на повторение.)
Учитель: Молодцы! Ребята хорошо
подготовились, научно доказали и очень подробно
рассказали нам о свойствах воздуха. Мы с вами
знаем как человек научился передвигаться по
воздуху.
Учитель: 1. Зачем птицам перья, зверям шерсть,
а человеку свитера.
– Птицам перья, зверям шерсть, а человеку свитер
– нужны для того, чтобы окружить себя воздушной
оболочкой, которая плохо проводит тепло. 2. Почему
рамы двойные? Что между стеклами?
– Стекла сами по себе не защищают от холода, они
лишь удерживают прослойку воздуха, которая
находится между стеклами. Так как воздух плохо
проводит тепло, теплый воздух сохраняется в
помещениях и не выходитнаружу.
3. Как человек использует упругость воздуха?
– Человек накачивает дополнительным воздухом
шины, надувной матрац, футбольный мяч и воздушный
шар. Все эти предметы сохраняют упругость
накаченного воздуха.
4. Воздух – это одно вещество или смесь газов?
– Воздух – это смесь газов: азота, кислорода,
углекислого газа и других.
5. Игра “Что было бы на Земле, если бы воздух не
имел:
– свойство упругости?
– свойство расширения при нагревании?
– свойство плохо проводить тепло?
– свойство плотности?
6. Что нового узнали на уроке?
Тест в тетрадях для самостоятельных работ.
4. Итог урока.
Молодцы! Вы очень хорошо поработали на уроке,
научно обосновали свойства воздуха и грамотно
рассказали об использовании этих свойств
человеком.
Наиболее активными были …
Тема “Воздух” – очень обширная. Ее изучение вы
продолжите в старших классах. Я подготовила вам
книги, где вы найдете много дополнительного
материала о воздухе. Кого заинтересовала эта
тема, можете взять и познакомиться. Урок окончен.
Спасибо.
Источник