Какое свойство темперамента проявилось у аиды и люды

Pages:     | 1 |   …   | 3 | 4 |

| 6 | 7 |   …   | 11 |

С. Мерлину.) Г. Ученица 11 класса пишет, что она в 15 лет прочла «Овод». Книга оказала на неё потрясающее воздействие, и девочка три дня ходила под сильным впечатлением. (По А. Г. Ковалёву.)[5] Задание 69. Определите, о воспитании каких высших чувств говорит В. А.

Сухомлинский. Выскажите своё мнение по этому поводу.

«Красота – средство воспитания чуткой совести. Уже в детстве – особенно в отрочестве – человек должен научиться индивидуально осваивать эстетические ценности. Важно, чтобы это освоение продолжалось всю жизнь». (В. А. Сухомлинский.) Тема 1.13. Воля.

Задание 70. Прочитайте ситуацию.

В повести Е. Ильиной «Четвёртая высота» есть эпизод, в котором рассказывается, как во время подготовки к школьным экзаменам Гуля отвезла в зазеленевший лес свою белку, проводила на вокзал маму, уехавшую в Сочи, и вернулась в опустевшую квартиру. С ней осталась Фрося.

– Ну, Фросенька, – сказала Гуля, – не сойду с этого места пока не пройду всю физику.

И Гуля села за свой стол. Подперев голову руками, она углубилась в учебник. Комната была залита июньским солнцем. Под окном распустилась акация.

– Как сейчас хорошо на Днепре! – с тоской думала Гуля. – Взять бы байдарку и поплыть вниз по течению. А потом лечь на белый песок и смотреть в небо! Но это потом, после экзамена. А сейчас надо забыть обо всём на свете, кроме физики.

– «Теплота» …Как назло приходится повторять эту несчастную «Теплоту», когда и так некуда деваться от жары.

Вдруг в дверь постучали. В переднюю вошла Гулина одноклассница Надя, одна из самых нарядных и хорошеньких девочек в классе.

Гулька, – сказала Надя, едва переводя дух, – бросай всё! Лемешев в Киеве! Мировой концерт. Есть два билета! – Ты что, в уме – спросила Гуля. – А физика – Физика подождёт. Неужели ты пожертвуешь Лемешевым ради несчастной физики! – Я не шучу, Надька, – серьёзно сказала Гуля. – Ты же знаешь, мне недолго собраться, особенно если такой концерт. Приходится держаться во как! Думаешь, мне приятно париться Но ведь осталось ещё добрых 50 страниц. Видишь – Я буду ночью учить « Теплоту», – сказала Надя, вертясь перед зеркалом… – Ты, Гулька, вечно чего-то невозможного требуешь от себя, и других. Ну, насильно в рай не тянут. Сиди, зубри! Когда Надя, чмокнув Гулю, убежала, дверь не успела закрыться за ней, как застенчивый мальчишеский голос по телефону позвал Гулю на Днепр кататься на лодке.

– Не могу же! Занята я! Отстаньте от меня все! – крикнула со слезами в голосе Гуля и, положив трубку, накрыла телефон диванной подушкой.

– Не подойду больше, хоть тресни! – сказала она и пошла к своему столу, заваленному книгами. До вечера просидела она над физикой, не вставая. (По Ф. Н. Гоноболину.)[5] С какими трудностями пришлось встретиться девочке (внешними и внутренними) Выделите их и определите их вид. Какие функции воли проявились в данном описании Поясните свой ответ. Укажите, какие этапы волевого действия проявляются в описанных ситуациях.

Задание 71. Укажите, какая функция воли (активизирующая или тормозящая) проявляется в каждой ситуации. Дайте обоснование своего ответа.

А. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоёму, готов зачерпнуть воды и выпить её. Но ему говорят: «В этом водоёме обнаружен холерный вибрион, имейте это в виду». Человек выливает воду и идёт дальше. (По В. С. Мерлину.) Б. Во время воздушного боя лётчик получил смертельную рану. В какое-то время он понял, что если выпустит из рук штурвал самолёта, погибнут все, кто там находится. И вот лётчик продолжает управлять самолётом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолёта его выносят уже мёртвым. (По Ф. Н.

Гоноболину.) В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым и изнурённым, он отказался, объяснив, что решил доводить любое начатое дело до конца. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 72. Прочитайте описание ситуации.

Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов.

Игрокам даётся задание пробежать 1500 метров по стадиону, передавая мяч в парах.

Заканчивая дистанцию, игроки настраиваются на обычный интервал – отдых, но в это время звучит команда тренера: «Ещё один круг!(400метров)» (По Д. Я. Богдановой.)[2] Определите, какой психический процесс совершенствуется в этой ситуации. Какие конкретно качества воспитываются таким способом Задание 73. Прочитайте описание ситуации.

Тренер А. Гомельский рассказывал о следующем приёме тренировки баскетболистов.

Отрабатывается проход под щит и бросок по корзине. Три пары игроков становятся лицом друг к другу на расстоянии метра. В образовавшийся коридор устремляется нападающий с мячом. Ведя мяч, он должен преодолеть сопротивление защитников и забросить мяч в корзину. Защитникам разрешается ударять по рукам и туловищу (но не кулаком). (По Д. Я. Богдановой.)[2] Определите, какой психический процесс совершенствуется в этой ситуации. Какие конкретно качества воспитываются таким способом Задание 74. Наличием или отсутствием, какого качества воли объясняются особенности поведения на контрольном уроке каждого из учеников А. Была контрольная работа по алгебре. Дал себе слово: что будет, то будет, а должен решать сам, ни у кого смотреть не буду. Решение последнего примера долго не удавалось. Вот внутренний голос и говорит: «Слово дал, а двойку получишь». Стали брать сомнения.… А другой голос твердит: «Владеть собой надо и в трудные минуты делать всё самому, а то никогда ничего не выйдет». Против первого голоса доводы привёл… и помогло. Вместе со звонком сдал работу учителю. ( По В. А, Крутецкому, Н. С. Лукину.) Б. Запутался в контрольной по алгебре. Сижу, бумагу порчу, рву на мелкие части, всё из головы вылетело. Вижу: Оля списывает работу начисто, а в черновике весь ход решения виден. Сам не знаю, что меня толкнуло, но посмотрел я, как задача решается, и стал делать свою всё по порядку. ( По В. А, Крутецкому, Н. С. Лукину.)[5] Задание 75. Я. А. Коменский говорил: «Школа без дисциплины, что мельница без воды».

Какое волевое качество учеников так высоко оценивал Коменский Задание 76. Биатлонист вышел на рубеж для стрельбы по мишеням после штрафного круга.

Какое волевое качество будет влиять на успешность стрельбы в большей степени Поясните своё мнение.

Читайте также:  Какого элемента больше выражены металлические свойства

Тема 1.14. Темперамент.

Задание 77. У какого ученика – Вали или Саши – в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента Дайте обоснование своего выбора.

У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий.

(По В. С. Мерлину.)[5] Задание 78. У кого сдержанность в большей степени вызвана свойством темперамента По каким признакам это можно установить Наблюдения за жизнью двух учеников 10 класса показали, что у одного из них сдержанность проявляется лишь в деятельности, связанной с общественной работой в коллективе, у другого ученика сдержанность проявляется и в труде, и в игре, и в спорте, и на разных уроках. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 79. Заполните таблицу, используя условные обозначения. («+»-свойство характерно для данного темперамента, «-»- свойство не выражено у людей с данным темпераментом, «в» – высокий уровень проявления данного свойства, «с» – средний уровень, «н» – низкий уровень проявления данного свойства).

Свойства Типы темперамента темперамента Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик активность реактивность темп реакций пластичность ригидность экстраверсия интроверсия сензитивность тревожность эмоционально сть Задание 80. На основании характеристики определите тип темперамента школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике А. Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив. (По И. М. Палею.) Б. Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит:

«Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца. (По И. М. Палею.) В. Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца.

Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других. (По И. М. Палею.) Г. Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела»- обычно отвечает с улыбкой:

«Очень хорошо!», – хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива. (По И. М. Палею.)[5] Задание 81. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Повышенная активность, длительная работоспособность, энергичность, сдержанность, вспыльчивость, непоседливость, терпеливость, медленность движений и речи, медленная смена чувств и настроений, слабая эмоциональная возбудимость, быстрое усвоение и перестройка навыков, эффективность, вялость, выразительность мимики и пантомимики, молчаливость, гиперсензитивность(высокая чувствительность). (По В.

С. Мерлину.)[5] Задание 82. Укажите те особенности, которые характеризуют сангвиника, флегматика, холерика и меланхолика.

Бодрое, повышенное настроение, быстрая приспособляемость к новой обстановке, медленное усвоение и перестройка навыков, неуверенность в себе, повышенная эмоциональная возбудимость, выдержанность, однообразие мимики, энергичность, подвижность, подавленность и растерянность при неудачах, быстрое возникновение и смена чувств и эмоциональных состояний, малая активность, терпеливость, невыразительность речи, ровное, спокойное настроение, возбуждённое состояние, сосредоточенность внимания. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 83. Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды По каким признакам это можно установить Аида и Люда – ученицы 10 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовольствием заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые её обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она опять будет в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам. (По А. И. Ильиной.)[5] Задание 84. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Поясните свой ответ.

Петя любит оживлённую суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает. (По В. С.

Мерлину.)[5] Задание 85. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере.

Поясните свой ответ.

В изолированной комнате испытуемые А. и В. «ждут» боль. Их предупредили, что как только экспериментатор сосчитает от 20 до 0, они получат сильное болевое раздражение. И действительно, как только экспериментатор произнёс «ноль», испытуемые ощутили удар тока по пальцу.

Читайте также:  Какими свойствами обладает живое вещество ответы

Если сравнить изменение электрокожного сопротивления (кожно-гальваническую реакцию – КГР) в процессе ожидания боли и в момент подачи болевого раздражителя А. и В., то оказывается, что между испытуемыми существует большая разница. У испытуемого А. ожидание боли даёт большую КГР, чем сама боль; у испытуемого В. – меньшую. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 86. Укажите те особенности поведения, которые обусловлены темпераментом, и те, которые обусловлены мотивацией. По каким признакам это можно установить У детей старшего дошкольного возраста холерического темперамента при выполнении различных трудовых заданий могут проявляться следующие особенности поведения:

1.Они невнимательны при объяснении задания, даже тогда, когда интересно.

2.Часто не выслушивают объяснения до конца и приступают к работе.

3.При неудачах бывают срывы: дети рвут тетради, бросают работу, когда что-то не получается.

4.В новых заданиях с красочным материалом при объяснении внимательно следят за каждым движением воспитателя.

5.В работах соревновательного характера проявляют терпение и настойчивость при неудачах.

6.В однообразной работе проявляют торопливость, неряшливость, неаккуратность. (По В. С. Мерлину.)[5] Задание 87. Определите, для каких типов темперамента характерны описанные особенности стиля деятельности. Поясните свой ответ.

Проводилось исследование индивидуального стиля двух групп хорошо успевающих учеников10-11 классов. Для одной группы характерна малая утомляемость, поэтому ученики тратят мало времени на отдых. Готовят уроки сразу. Заниматься предпочитают вместе с товарищами. В работу втягиваются постепенно, долго «раскачиваются» вначале, но зато выполняют задание довольно быстро. Уроки часто готовят в последовательности от лёгких к трудным. Во время письменных работ исправления, добавления делаются по ходу работы, поэтому особого времени на проверку учащимся не требуется. Письменная речь характеризуется некоторой конспективностью (предложения преимущественно простые, с небольшим количеством слов и смысловых единиц в одном предложении немного слов и в одной смысловой единице). Вообще эти ученики предпочитают отвечать устно, а не письменно. Что касается выполнения различных учебных и общественных заданий, то учащиеся, как правило, их не планируют и могут одновременно помнить и выполнять несколько поручений и заданий.

Для другой группы учеников характерна сравнительно большая утомляемость, поэтому им необходим специальный отдых после школьных занятий, а также частые перерывы во время подготовки домашних заданий. Для занятий эти ученики нуждаются в полной тишине и уединении. В работу втягиваются без заметной раскачки, хотя и выполняют её долго. Выполняя домашнее задание, сначала, как правило, делают трудные уроки, затем лёгкие.

Pages:     | 1 |   …   | 3 | 4 |

| 6 | 7 |   …   | 11 |

Источник

Одним из основных понятий, которые рассматривает общая психология, является темперамент. Многие специалисты пытались составить обобщенные психологические портреты, определить типы темперамента, чтобы иметь возможность анализировать и предугадывать поведение людей при различных обстоятельствах.

ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ

Темперамент – это комплекс индивидуальных особенностей личности, определяющих динамику ее поведения и психической деятельности.

Он закладывается при рождении и зависит от нервной структуры организма, типа его высшей нервной деятельности.

Каждый тип является вариантом нормы, имеет свои положительные и отрицательные черты. На его базе формируется характер. Темперамент нельзя изменить. Можно только корректировать его проявления. Характер же изменяется в процессе развития, с помощью образования, под влиянием социума.

СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА

Свойства темперамента определяют психическую деятельность человека в динамике. Выраженность черт зависит от пола. Мужчина чаще проявляет стремление к действию. Его активность, работоспособность, реактивность, пластичность и темп реакций выше, чем у женщины.

Сензитивность

Сензитивность (чувствительность) – характеристика, отражающая порог минимального воздействия, способного вызвать психическую реакцию.

Чем ниже интенсивность воздействия раздражителя, тем выше сензитивность.

Реактивность

Такое свойство, как реактивность, характеризует скорость развития и интенсивность ответной реакции психики на внешний или внутренний раздражитель (критику, крик, боль).

Это непроизвольные защитные реакции. Например, вспыльчивость является результатом высокой реактивности. Так, она наибольшая у холерического типа темперамента.

Активность-пассивность

Активность темперамента определяет энергетический потенциал человека, который он использует для воздействия на окружающий мир и самого себя, например, для преодоления препятствий, достижения поставленной цели и др. Это готовность к самовыражению и самореализации. Для определения степени активности используют такие характеристики, как настойчивость, целеустремленность, сосредоточенность.

Темпераментальная энергичность проявляется во всех жизненных сферах человека: в семье, в профессии, на отдыхе. Наибольшая активность свойственна флегматикам, наименьшая – меланхоликам.

Пассивность – активность, которая имеет отрицательную полярность. В этом случае можно наблюдать вялость поведения, инертность, безынициативность, склонность к созерцанию.

Пластичность-ригидность

Эти свойства характеризуют способность человека приспосабливаться к воздействию внешнего раздражителя или к новым условиям, а также скорость, с которой проходит его адаптация.

Пластичность обуславливает гибкость психики, короткий адаптивный период в случае изменения обстоятельств и быстрая смена модели поведения в соответствии с новыми требованиями.

Если же личности в большей степени свойственна ригидность, она проявит инертность, будет медленно приспосабливаться к изменившимся условиям, опираясь на старую модель поведения.

Пластичность проявляется у сангвиников, ригидность – у холерического, флегматического и меланхолического типа личности.

Экстраверсия-интроверсия

Термины «экстраверсия» и «интроверсия» были введены для определения зависимости человеческих реакций и активности от внешних (людей, обстоятельств, вещей) или внутренних (мыслей, чувств, эмоций) раздражающих факторов.

Интроверсия – это свойство темперамента, для которого характерно фокусирование на внутренней психической активности. Ему присущи замкнутость, стремление к уединенности.

Экстраверсия проявляется как концентрация на внешнем мире. Экстраверту свойственны такие черты, как коммуникабельность, дружелюбие, разговорчивость, энергичность. В одной личности часто проявляется и экстраверсия и интроверсия, но в разном соотношении.

Возбудимость эмоций

Это свойство темперамента, отражающее минимальный пограничный уровень воздействия, который необходим для возникновения эмоциональных реакций и скорости их развития.

Показатель особенно высок у меланхолического и холерического типа личности, низкий – у флегматиков.

Темп реакций

Темп реакций отображает скорость течения психических процессов и состояний. Для этого анализируют различные показатели: сообразительность, скорость речи, динамику жестов.

Заниженный темп приводит к тому, что человек замедленно реагирует на раздражители. Например, он не успевает следить за ходом мысли собеседника. Наиболее высокий темп протекания реакций характерен для холерического типа.

СПОСОБЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПСИХОТИПОВ

Есть несколько концепций классификации психотипов. Некоторые из них уже устарели.

По процессам возбуждения-торможения

Типология личности И.П. Павлова основывается на том, что поведение человека напрямую зависит от основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Основные параметры этих процессов в различных сочетаниях формируют четыре вида высшей нервной деятельности:

  • сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный;
  • единственный слабый тип – меланхолик.
Читайте также:  Какими важнейшими свойствами обладает товар

Сила – способность нервной системы сопротивляться воздействию сильных раздражителей. Для сильной нервной системы свойственна хорошая работоспособность, сдержанность, терпение и настойчивость. Слабая отличается быстрой утомляемостью, небольшой выносливостью, тревожностью.

Уравновешенность зависит от корреляции возбуждения и торможения между собой. Человек с уравновешенной нервной системой обладает дисциплинированностью, отсутствием резких эмоциональных колебаний. Неуравновешенная личность не способна к ожиданию и страдает нарушениями сна.

Подвижность определяет скорость чередования торможения и возбуждения. Для подвижного темперамента характерны быстрая адаптация, мыслительная подвижность, активная моторика и речевая артикуляция.

Типология Галена

Античный врач Галлен предположил, что устойчивые индивидуальные характеристики человека и его поведение находятся в корреляции с химическими процессами в организме и зависят от преобладания в нем одной из жизненно важных жидкостей. Он выделил следующие виды темпераментов:

  • Флегматик – человек, в организме которого преобладает вязкая лимфа (флегма) – спокойный и медлительный.
  • Холерик – человек, у которого вырабатывается много горькой желчи («холе» на др. греческом) – истеричный, вспыльчивый, грубый.
  • Сангвиник – индивид, в теле которого преобладает кровь («сангвис» на латыни) – подвижный, веселый.
  • Меланхолик – тот, у кого в организме больше всего черной желчи («мелэна холе» на др. греческом) – тревожный, грустный, замкнутый.

По соотношению сигнальных систем

Первая сигнальная система – условные рефлексы, которые возникают при определенных условиях окружающей среды. Это впечатления и ощущения от внешних условий – природных и социальных, которые позволяют составить собственное представление о сложившейся ситуации и окружающих предметах.

Вторая сигнальная система – высшее, абстрактное мышление, тесно связанное с речью, которая и позволяет отвлечься от действительности, допускает обобщение

Типология в этом случае основывается на соотношении 1 и 2 сигнальных систем, в результате чего выделяют следующие психотипы:

  • Художественный. Для него характерно преобладание условных рефлексов над абстрактным мышлением. Человек с художественным темпераментом воспринимает окружающую действительность образно, опираясь на чувства.
  • Мыслительный. Для этого психотипа свойственно преобладание абстрактного мышления над рефлексами. Люди с таким темпераментом способны строить логические цепочки, мыслить отвлеченно.
  • Гармоничный. Это промежуточный психотип, для которого характерны уравновешенность, равнозначное соотношение 1 и 2 сигнальных систем. К этому типу относится основная масса людей.

Конституционная теория Кречмера

Конституционная типология темпераментов Э. Кречмера основывается на взаимосвязи строения тела и психических особенностей человека. В зависимости от преобладающих эмоциональных реакций Кречмер выделил 2 группы людей

  • Диадетическая, для которой характерно изменение настроения по шкале «веселый-грустный». У людей из этой группы циклотимический тип темперамента с признаками поведения больных маниакально-депрессивным синдромом: перепады настроения от радости к печали, коммуникабельность, реалистичный взгляд на мир.
  • Психоэстетическая, для которой свойственно изменение восприимчивости по шкале «чувствительный-нечувствительный». Для них характерен шизотимический (близкий к шизофрении) тип темперамента. Это замкнутые, склонные к эмоциональным колебаниям от раздражения к равнодушию, к абстракции, упрямые, плохо адаптирующиеся к новым условиям и окружению люди.

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТИПОВ

Различают 4 вида высшей нервной деятельности, на основе которых формируется темперамент: слабый (меланхолик), безудержный (холерик), живой (сангвиник) и спокойный (флегматик).

Сангвиник

Сангвинику свойственна экстраверсия, оптимальный темп реакции, сниженная сензитивность (не проявляет чувствительности к пустякам, оптимист), хорошая пластичность, высокая активность, уравновешенная реактивностью. При высокой работоспособности у него низкая утомляемость, живая, но не чрезмерная реакция на раздражители, эмоциональная стабильность.

Холерик

Для этого типа темперамента характерны экстраверсия, сильная эмоциональная возбудимость, ригидность, высокий темп реакций, низкая сензитивность, выраженные реактивность и активность. Причем реактивность преобладает,. Поэтому ему свойственны вспыльчивость, отсутствие терпения, неуравновешенность, эмоциональная нестабильность.

Ригидность преобладает над пластичностью. Холерики быстро истощаются.

Флегматик

Флегматикам свойственна интроверсия, низкая сензитивность и эмоциональная возбудимость. Они спокойны, обладают ограниченной мимикой.

У них замедленный темп реакций, высокая активность при низкой реактивности, что позволяет им отлично контролировать свои эмоции, мысли и действия. Для них характерно хорошее самообладание, сдержанность, терпеливость, эмоциональная невозмутимость.

Меланхолик

Меланхоликам свойственны интроверсия, выраженная чувствительность, высокая эмоциональная возбудимость на фоне ригидности, инертности, пассивности и низкой реактивности, депрессивности.

Темперамент с такими свойствами проявляется слезливостью, робостью, обидчивостью, ранимостью, нерешительностью, трусостью, замкнутостью, неуверенностью в себе, заторможенной реакцией на сильные раздражители, низкой работоспособностью и быстрой утомляемостью, неустойчивым вниманием.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА И КРАТКИЕ ИНСТРУКЦИИ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ

Наиболее эффективно работают группы, в состав которых входят люди с различными типами темперамента.

С холериком

Холерическому типу свойственны импульсивность, порывистость и быстрота движений, высокая возбудимость, резкость в общении, раздражительность, склонность к эмоциональным всплескам, перепадам настроения.

Возможна грубость, вспыльчивость, аффектация, неумение держать себя в руках, обидчивость. Высокая работоспособность сочетается с быстрой утратой интереса и неумением доводить дело до конца, если процесс затягивается. Холерик может быть агрессивным и нередко испытывает трудности в общении. При этом холерики – оптимисты, они полны энергии, инициативны, харизматичны, быстро прощают обиды.

Коллегам не стоит реагировать на эмоциональные вспышки холерика, вступать с ним в спор. Доброжелательный уверенный тон, заинтересованность в беседе, легкий необидный юмор помогут ему успокоиться.

С сангвиником

Сангвиники – открытые, живые, дружелюбные, жизнерадостные, любознательные, коммуникабельные люди, которые легко переживают неудачи. У них гибкий ум. Они находчивы, при желании легко усваивают информацию, стремятся к новым впечатлениям и плохо переносят монотонную работу, легко справляются с организационными задачами.

Возможно легкомыслие в работе и учебе, нежелание доводить дело до логического завершения, переоценка собственных возможностей, поверхностность суждений.

Из сангвиников получаются хорошие руководители любого уровня, способные вдохновить и организовать сотрудников. Для налаживания отношений достаточно вежливого интереса, похвалы, признания его заслуг.

С меланхоликом

Меланхолики – мягкие, тактичные, чутки и отзывчивые, творческие люди, склонные к рассуждениям. В привычных условиях они могут быть общительными, отлично работать, быть настойчивыми и целеустремленными.

Это добросовестные и ответственные работники. Они могут быть подавленными, тревожными, мрачными, скрытными, пессимистически настроенными. Плохо переносят стрессы, не любят принимать решения.

Меланхолики редко интересуются окружающими. Они легко подчиняются, не участвуют в соревнованиях, предпочитают оставаться в стороне. С меланхоликом нужно разговаривать спокойно, без резких слов и интонаций, часто хвалить.

С флегматиком

Флегматизм проявляется педантичностью, упорством, уравновешенностью, высокой работоспособностью при низкой утомляемости благодаря продуманности действий и правильному расчету своих сил. Флегматики умеют вести конструктивный аргументированный диалог.

Они доводят дела до конца, не любят перемен, не отличаются находчивостью и быстротой реакций, плохо приспосабливаются. Зато не теряют равновесия из-за неудач, постоянны в чувствах. Могут быть вялыми, пассивными, ленивыми, безразличными. Флегматики способны выполнять однообразную работу, плохо справляются со срочными заданиями.

Чтобы продуктивно работать с флегматиком, достаточно добросовестно выполнять свою работу, не вовлекать его в авантюры или рискованные проекты.

Источник