Какое свойство тел характеризует масса тела

Какое свойство тел характеризует масса тела thumbnail

Отношение величины силы, действующей на тело, к приобретенному телом ускорению постоянно для данного тела. Масса тела и есть это отношение.

1. Масса=Сила/ускорение
m=F/a
 

Масса тела является неизменной характеристикой данного тела, не зависящей от его местоположения. Масса характеризует два свойства тела:

Инерция

Тело изменяет состояние своего движения только под воздействием внешней силы.

Тяготение

Между телами действуют силы гравитационного притяжения.

Эти свойства присущи не только телам, т.е. веществу, но и другим формам существования материи (например излучению, полям). Справедливо следующее утверждение:

Масса тела характеризует свойство любого вида материи быть инертной и тяжелой, т.е. принимать участие в гравитационных взаимодействиях.

Центр масс и система центра масс

В любой системе частиц имеется одна замечательная точка С- центр инерции, или центр масс, – которая обладает рядом интересных и важных свойств. Центр масс является точкой приложения вектора импульса системы , так как вектор любого импульса является полярным вектором. Положение точки С относительно начала О данной системы отсчета характеризуется радиусом-вектором, определяемым следующей формулой:

(4.8)

где – масса и радиус-вектор каждой частицы системы, M – масса всей

системы (рис. 4.3).

Импульс материальной точки, системы материальных точек и твердого тела.

Импульсом материальной точки называют величину равную произведению массы точки на ее скорость.

Обозначим импульс (его также называют иногда количеством движения) буквой . Тогда

. (2)

Из формулы (2) видно, что импульс — векторная величина. Так как m > 0, то импульс имеет то же направление, что и скорость.

Единица импульса не имеет особого названия. Ее наименование получается из определения этой величины:

[p] = [m] · [υ] = 1 кг · 1 м/с = 1 кг·м/с .

Момент импульса материальной точки относительно точки O определяется векторным произведением

, где — радиус-вектор, проведенный из точки O, — импульс материальной точки.

Момент импульса материальной точки относительно неподвижной оси равен проекции на эту ось вектора момента импульса, определенного относительно произвольной точки O данной оси. Значение момента импульса не зависит от положения точки O на оси z.

Момент импульса твердого тела относительно оси есть сумма моментов импульса отдельных частиц, из которых состоит тело относительно оси. Учитывая, что , получим
.

Если сумма моментов сил, действующих на тело, вращающееся вокруг неподвижной оси, равна нулю, то момент импульса сохраняется (закон сохранения момента импульса):

.

Производная момента импульса твердого тела по времени равна сумме моментов всех сил, действующих на тело:

.

Фундаментальные и нефундаментальные взаимодействия. Сила как мера взаимодействия тел. Свойства силы.

Фундамента́льные взаимоде́йствия — качественно различающиеся типы взаимодействия элементарных частиц и составленных из них тел.

На сегодня достоверно известно существование четырех фундаментальных взаимодействий:

– гравитационного

– электромагнитного

– сильного

– слабого

При этом электромагнитное и слабое взаимодействия являются проявлениями единого электрослабого взаимодействия.

Сила как мера взаимодействия тел

Сила – векторная величина, характеризующая механическое действие одного тела на другое, которое проявляется в деформациях рассматриваемого тела и изменении его движения относительно других тел.

Сила характеризуется модулем и направлением. Модуль и направление силы не зависят от выбора системы отсчета.

Понятие силы относится к двум телам. Всегда можно указать тело, на которое действует сила, и тело со стороны которого она действует.

Способы измерения силы:
-определение ускорения эталонного тела под действием данной силы;
– определение деформации эталонного тела.

Первый закон Ньютона

Первый закон Ньютона постулирует наличие такого явления, как инерция тел. Поэтому он также известен как Закон инерции. Инерция — это явление сохранения телом скорости движения (и по величине, и по направлению), когда на тело не действуют никакие силы. Чтобы изменить скорость движения, на тело необходимо подействовать с некоторой силой. Естественно, результат действия одинаковых по величине сил на различные тела будет различным. Таким образом, говорят, что тела обладают инертностью. Инертность — это свойство тел сопротивляться изменению их текущего состояния. Величина инертности характеризуется массой тела.

Существуют такие системы отсчёта, называемые инерциальными, относительно которых материальная точка при отсутствии внешних воздействий сохраняет величину и направление своей скорости неограниченно долго.

Системы отсчета, в которых выполняется первый закон Ньютона, называют инерциальными.

Или

Инерциальные системы отсчета – это системы, относительно которых материальная точка при отсутствии на нее внешних воздействий или их взаимной компенсации покоится или движется равномерно и прямолинейно.

18. Второй закон Ньютона

Второй закон Ньютона — дифференциальный закон движения, описывающий взаимосвязь между приложенной к материальной точке силой и получающимся от этого ускорением этой точки. Фактически, второй закон Ньютона вводит массу как меру проявления инертности материальной точки в выбранной инерциальной системе отсчёта (ИСО).

Современная формулировка

В инерциальной системе отсчёта ускорение, которое получает материальная точка, прямо пропорционально равнодействующей всех приложенных к ней сил и обратно пропорционально её массе.

При подходящем выборе единиц измерения, этот закон можно записать в виде формулы:

где — ускорение материальной точки;
— сила, приложенная к материальной точке;
— масса материальной точки.

Или в более известном виде:

В случае, когда масса материальной точки меняется со временем, второй закон Ньютона формулируется с использованием понятия импульс:

В инерциальной системе отсчета скорость изменения импульса материальной точки равна равнодействующей всех приложенных к ней сил.

где — импульс точки,

где — скорость точки;

— время;

— производная импульса по времени.

Когда на тело действуют несколько сил, с учётом принципа суперпозиции второй закон Ньютона записывается:

или

Второй закон Ньютона действителен только для скоростей, много меньших скорости света и в инерциальных системах отсчёта. Для скоростей, приближенных к скорости света, используются законы теории относительности.

Нельзя рассматривать частный случай (при ) второго закона как эквивалент первого, так как первый закон постулирует существование ИСО, а второй формулируется уже в ИСО.

19. Третий закон Ньютона

Этот закон объясняет, что происходит с двумя взаимодействующими телами. Возьмём для примера замкнутую систему, состоящую из двух тел. Первое тело может действовать на второе с некоторой силой , а второе — на первое с силой . Как соотносятся силы? Третий закон Ньютона утверждает: сила действия равна по модулю и противоположна по направлению силе противодействия. Подчеркнём, что эти силы приложены к разным телам, а потому вовсе не компенсируются.

Читайте также:  Какими свойствами обладает масло черного тмина

Современная формулировка

Материальные точки попарно действуют друг на друга с силами, имеющими одинаковую природу, направленными вдоль прямой, соединяющей эти точки, равными по модулю и противоположными по направлению:

Закон отражает принцип парного взаимодействия. То есть все силы в природе рождаются парами.



Источник

ИЗМЕРЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА

Если угадаешь следующую загадку, ты узнаешь название приспо­собления, которое часто встречается в повседневной жизни: «Две сестры качались, правды добивались, как добились, так остановились». Что это? Рычажные весы.

Использование рычажных весов привело к основной характеристике всех предметов — измерению массы.

Каждое тело — человек, стол, Земля, капля воды и т. д. имеют массу. Это величина, которая характеризует свойства тела. В качестве единицы массы был принят килограмм (кг). Килограмм — это масса эталона (образ­ца), изготовленного очень точно . Эталон состоит из сплава таких двух металлов, карг платина и иридий.

ris-18Международный эталон килограмма хранится в городе Севре (вблизи Парижа) во Франции. Копия высокой точности эталона массы была изготовлена для других стран. Используются и единицы массы больше и меньше, чем килограмм. Этими единицами являются

Примеры масс некоторых тел

Таблица 5

ТелаИх масса
Колибри (очень маленькая птица)1700 мг
Виноградинка3 г
Футбольный мяч400 г
Слон4500 кг
Самый большой кит150 000 кг
Автомобиль «Запорожец»740 кг
Первый искусственный спутник Земли83,6 кг

Массу тела измеряют с помощью рычажных весов и набора гирь (рисунок 18). Для того, чтобы научиться этому изучите заранее правила взве­шивания.

ПРАВИЛА ВЗВЕШИВАНИЯ

  1. Проверить равновесие весов до взвешивания. Если необходимо урегулировать равновесие, в чашу весов, которая легче, положить кусочки бумаги, картона и т. д.
  2. Поместить взвешиваемый предмет в левую чашу, а гири — в правую чашу.
  3. Аккуратно и медленно класть взвешиваемое тело и гири в чаши.
  4. Не взвешивать тела с массой больше указанного предела весов.
  5. Не класть в чашу весов влажные, грязные, горячие тела, не насы­пать порошки, не наливать жидкость, не застелив ее специальной под­кладкой.
  6. Использовать специальные щипчики (пинцет) при работе с мелки­ми гирями. После того, как положили взвешиваемый предмет в левую чашу весов, в правую чашу необходимо положить гирю с массой больше,
    чем взвешиваемый предмет. Из-за несоблюдения этих правил в большин­стве случаев не хватает мелких гир, и приходится начинать взвешивание заново. Если гиря перетянет чашу в свою сторону, нужно вынуть ее из чаши и положить в футляр на свое место, если не перетягивает — оста­вить ее в чаше. Затем положить гири с меньшей массой. При получении равновесия чаш весов, рассчитать общую массу находящихся в них гирь. Затем положить гири на место — в футляр.

Самостоятельно определите массы интересующих вас предметов, соблюдая правила взвешивания, и впишите результаты взвешивания в таблицу 6.

Таблица 6

Сравните:

  1. Масса какого тела самая большая, и масса какого тела самая маленькая?
  2. Есть ли тела с одинаковой массой?

Задание. Определите свою массу с помощью электронных весов, наиболее часто использующихся в настоящее вемя.

Вопросы

  1. Что характеризует масса тела?
  2. С помощью чего измеряется масса предмета?
  3. Что было принято за единицу массы?
  4. Где хранится Международный эталон единицы массы?
  5. Сколько килограммов в 1т, в 1ц?

Комментарии

Источник

Какое свойство тел характеризует масса тела

1. На любое тело действуют другие тела. Важно, что действие тел друг на друга носит взаимный характер. Например, лежащая на столе книга взаимодействует с Землёй и со столом: книга действует на стол, стол действует на книгу; Земля действует на книгу, книга действует на Землю. Таким образом, имеет место взаимное действие, или взаимодействие тел. При взаимодействии тел изменяется их скорость, т.е. тела приобретают ускорение.

Для изменения скорости на некоторую величину телу требуется определённое время. Свойство тела, состоящее в том, что для изменения скорости ему требуется определённое время, называют инертностью.

Понятие «инертность» следует отличать от понятия «инерция». Инертность — это свойство тела; а инерция — явление сохранения телом своей скорости в отсутствие действия на него других тел.

2. Если покоящиеся пустую и нагруженную тележки связать нитью, а затем нить пережечь, то тележки, взаимодействуя друг с другом, разъедутся. Их скорость изменится от нуля до некоторого значения, т.е. тележки приобретут ускорения. При этом ускорение нагруженной тележки будет меньше, чем ненагруженной. Соответственно, ненагруженной тележке для изменения скорости на такую же величину, что и нагруженной, требуется меньшее время, т.е. нагруженная тележка более инертна, чем ненагруженная (рис. 29).

Можно сказать и так: более инертно то тело, которое при взаимодействии приобретает меньшее ускорение.

Величина, характеризующая инертность тела и являющаяся мерой инертности, называется массой. Более инертное тело имеет большую массу, менее инертное тело имеет меньшую массу.

3. Массу обозначают буквой ​( m )​, единица массы в СИ ​( [,m,] )​ = 1 кг. Эта единица является основной в Международной системе единиц (СИ).

За единицу массы в СИ принят 1 килограмм (1 кг) — это масса эталона, специально изготовленного из сплава платины и иридия цилиндра. Массу 1 кг имеет 1 л чистой
воды при 15 °С.

4. Опыты показывают, что ускорения взаимодействующих тел обратно пропорциональны их массам: ​( frac{a_1}{a_2}=frac{m_2}{m_1} )​. Если массы взаимодействующих тел ​( m_1 )​ и ​( m_2 )​, то ​( frac{m_1}{m_2}=frac{a_2}{a_1} )​.

Чтобы измерить массу ​( m )​ некоторого тела нужно привести его во взаимодействие с телом известной массы (с эталоном массы) ​( m_{эт} )​ и измерить ускорения, которые приобретут данное тело и эталон. Тогда ​( frac{m_{эт}}{m}=frac{a}{a_{эт}} )​ или ​( m=m_{эт}frac{a_{эт}}{a} )​. Используя взаимодействие тел, можно измерить массу очень больших и очень маленьких объектов (планет, элементарных частиц и пр.).

5. Масса — величина инвариантная, т.е. её значение не зависит от выбора системы отсчёта.

Масса — аддитивна, т.е. масса тела равна сумме масс составляющих его частей: ​( m=m_1+m_2+…+m_n )​.

6. Масса характеризует не только инертное свойство материи, но и другие свойства, например, гравитационное. Мерой этого свойства тела масса выступает при взаимодействии тела с Землёй. Именно это позволяет измерять массу, взвешивая тела на рычажных весах.

Читайте также:  Мерой каких свойств тела является его масса

7. Плотность вещества ​( rho )​ — величина, равная отношению массы тела к его объёму: ​( rho=frac{m}{V} )​. Единица плотности — ​( [,rho,] )​ = 1кг/м3.

Значения плотности веществ указаны в таблицах, в них часто приводят значения плотности вещества в г/см3. 1 г/см3 = 1000 кг/м3.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть 1

1. Плотность железа 7,8 г/см3. Чему равна плотность железа в кг/м3?

1) 0,078 кг/м3
2) 7,8 кг/м3
3) 7800 кг/м3
4) 7 800 000 кг/м3

2. Две тележки массами 200 г и 400 г соединены сжатой пружиной и скреплены нитью. После того, как нить пережгли, пружина распрямилась, и тележки разъехались. Первая тележка приобрела скорость, равную 0,5 м/с. Какую скорость приобрела вторая тележка?

1) 0,25 м/с
2) 0,5 м/с
3) 1 м/с
4) 2 м/с

3. При взаимодействии двух тел каждое из них приобретает ускорение. Ускорение одного тела массой 200 г равно 1 м/с2. Ускорение другого тела массой 500 г равно

1) 2,5 м/с2
2) 1 м/с2
3) 0,5 м/с2
4) 0,4 м/с2

4. Массу тела измеряют,

А. взвешивая его на рычажных весах
Б. приведя во взаимодействие с телом известной массы

Правильный ответ

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

5. Три тела имеют одинаковый объём. Плотности веществ, из которых изготовлены эти тела, соотносятся как ​( rho_1<rho_2<rho_3 )​. Как соотносятся массы этих тел?

1) ​( m_1=m_2=m_3 )​
2) ​( m_1>m_2>m_3 )
3) ​( m_1<m_2<m_3 )
4) ​( m_1<m_2>m_3 )

6. На рисунке приведена столбчатая диаграмма, на которой представлены значения массы двух тел равного объёма. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?

1) ​( rho_1=2rho_2 )​
2) ( rho_1=1,5rho_2 )​
3) ( rho_1=rho_2 )​
4) ( rho_1=0,5rho_2 )​

7. Три кубика одинакового объёма сделаны из разных материалов. Плотности этих материалов соотносятся как ​( rho_1>rho_2>rho_3 )​. Как соотносятся массы этих тел?

1) ​( m_1<m_2<m_3 )
2) ( m_1=m_2=m_3 )
3) ( m_1>m_2>m_3 )
4) ( m_1>m_2<m_3 )

8. На рисунке приведены графики зависимости массы двух тел от их объёма. Сравните значения плотности этих тел.

1) ​( rho_1<rho_2 )​
2) ( rho_1=rho_2 )
3) ( rho_1>rho_2 )
4) ( rho_1leqrho_2 )

9. Чему равна масса льдины объёмом 0,2 м3, если плотность льда 0,9 г/см3?

1) 0,18 кг
2) 4,5 кг
3) 18 кг
4) 180 кг

10. Отвечая на вопрос учителя о том, какую величину называют плотностью вещества, учащиеся давали разные ответы, среди которых были следующие:

А. Плотность вещества — физическая величина, прямо пропорциональная массе тела и обратно пропорциональная его объёму.
Б. Плотность вещества — физическая величина, рав-
ная отношению массы тела к его объёму.

Правильный ответ:

1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б

11. Ниже приведены таблица плотности веществ и четыре утверждения. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера

1) Масса 6 м3 машинного масла равна массе 2 м3 алюминия
2) Объём стальной детали больше объёма алюминиевой детали при их одинаковой массе
3) Объём 0,5 кг машинного масла примерно в 2 раза меньше объёма 0,8 кг спирта
4) Масса 5 м3 цинка меньше массы 30 м3 воды

12. Установите соответствие между физическими величинами в левом столбце и их зависимостью от выбора системы отсчёта в правом столбце. В таблице под номером
физической величины левого столбца запишите соответствующий номер выбранного вами элемента из правого столбца.

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A) масса
Б) время
B) скорость

ПОНЯТИЕ
1) относительная
2) инвариантная

Часть 2

13. Два мяча: один массой 200 г, другой массой 250 г после столкновения разлетелись в разные стороны. Мяч меньшей массы в результате столкновения приобрёл скорость 5 м/с. Чему равен путь, который пролетит за 2 с мяч большей массы? Считать, что скорость мяча за это время не изменится.

Ответы

Масса. Плотность вещества

3.6 (71.67%) 12 votes

Источник

Цель урока: Обеспечить усвоение
понятий: взаимодействие тел, инертность, масса.

Задачи урока:

  1. Образовательные
  2. Создать условия обеспечивающие усвоение
    понятий взаимодействие, инертность, масса.
  3. Показать, что взаимодействие необходимое
    условие изменения скорости тел.
  4. Выяснить какие свойства тела характеризует
    масса.
  5. Рассмотреть понятие масса тела с позиций
    физической величины.
  6. Систематизировать и расширить знания учащихся
    о массе тела.

  • Воспитательные
  • Содействовать в ходе урока формированию
    мировоззренческих понятий:
    причинно-следственных связей, познаваемости
    природы.
  • Способствовать эстетическому воспитанию
    учащихся.
  • Воспитывать интерес к предмету через показ
    связи изучаемого материала с реальной жизнью.
  • Обеспечивать благоприятную психологическую
    обстановку на уроке, мотивацию учащихся к
    учебной деятельности (через посильность заданий
    и ситуации успеха)
  • Развивающие
  • Продолжить развитие речи, мышления, внимания.
  • Формирование навыков учебной работы.
  • Тип урока: урок изучения новых
    знаний

    Методы: словесные, наглядные,
    проблемно-поисковые, наблюдение,
    экспериментальные

    Технология: ИКТ при изучении нового
    материала и закреплении.

    Оборудование: ПК, мультимедиа
    проектор, электронная презентация “Масса тела”
    (Презентация), легкоподвижные
    тележки (2 шт.), веревка, кегля.

    Ход урока


    Введение в тему

    Сегодня на уроке мы продолжаем
    изучение темы “Движение и взаимодействие тел”
    (слайд 1). Движение и взаимодействие – это
    основные свойства материи, которая окружает нас,
    частью которой мы с вами являемся. В физике, в
    частности в механике, которую мы начали с Вами
    изучать, движение и взаимодействие
    рассматриваются как физические явления. На
    предыдущих уроках (слайд 2) Вы познакомились с
    физическими величинами, которые характеризуют
    движение. Сегодня на уроке мы выясним, что в
    физике понимают под взаимодействием, какая связь
    существует между движением и взаимодействием; а
    также поговорим о массе тел и узнаем какова ее
    роль при взаимодействии.

    Сейчас проведем небольшой
    эксперимент. (переход со слайда 2 на слайд 7 по
    ссылке “Незнайка”)

    Опыт 1. Нужно встать на легкоподвижную
    тележку (приглашается один ученик из класса) и
    попробовать с помощью тележки, не сходя с нее,
    добраться до учительского стола. Удалось?

    Опыт 2. Предложи способ добраться до
    стола, с помощью тележки.

    Вывод: (закончите предложения)

    Слайд 7.

    Согласно явлению инерции тело само не
    может …

    Для изменения скорости тела на него
    нужно подействовать …

    Опыт 3. (приглашаются два ученика
    разной массы)

    На одинаковом расстоянии от кегли
    устанавливаются две тележки, на которые встают
    ученики. В руки им дается веревка, с помощью
    которой ученик с меньшей массой должен дотянуть
    до кегли второго ученика.

    Опыт 4. опыт повторяется, но уже тянет
    веревку ученик с большей массой тела, пытаясь
    добраться до кегли первым. Получилось?

    Вывод:

    В результате взаимодействия оба тела
    изменяют свою скорость. Но изменение скорости
    тел …, оно зависит от ….

    Наша с Вами задача выяснить: от чего?
    (учащиеся высказывают предположения, среди
    которых возможно будет и правильное; т.к. понятие
    массы используется на уроках по другим
    предметам).

    Если ответ прозвучал, то учитель
    сообщает тему урока и план изучения нового
    материала. (слайд 3, возврат со слайда 7 по кнопке )

    Если нет, то переходит к демонстрации
    презентации, а развернутый план учащиеся
    составляют сами в конце урока по своему
    конспекту. (Cлайд 3)

    Тема урока “Взаимодействие тел.
    Масса” (слайд 5)

    Девиз: “Радость видеть и понимать
    – есть самый прекрасный дар природы. А. Эйнштейн

    План

    1) Взаимодействие тел

    2) Инертность

    3) Масса тела

    Согласно плану, который отражает
    основное содержание урока, в конце урока вы
    будете  (переход через слайд 4 по оглавлению
    на слайд 39)

    Знать: понятие взаимодействия, какие
    свойства тела характеризует масса

    Уметь: приводить примеры из своего
    жизненного опыта;решать задачи на
    определение массы тел с помощью взаимодействия и
    взвешивания; переводить единицы измерения массы
    в СИ; описывать понятие массы по ПОХ (с позиций
    физической величины).

    Понимать: что такое инертность и
    какова роль эталона в измерении массы.

    Изучение нового материала

    1. Перейдем к 1 вопросу. Выясним: что же
    такое взаимодействие? Анализ слайда 8.

    Вопросы:

    1) Почему скорость тележки в 1 опыте не
    изменилась? (потому что нет взаимодействия).
    2) Почему во 2 опыте скорости тележек одинаковые?
    (потому что тележки одинаковые).
    3) Почему в 3 опыте скорости после взаимодействия
    разные (тележки разные)

    Вывод: Действие тел друг на друга
    называют взаимодействием.

    При взаимодействии тел изменяется их
    скорость. (Записать в тетрадь).

    Примеры
    взаимодействия:
    (слайд 9)

    Просмотр примеров через гиперссылку в
    виде видеокамеры (Приложение
    1)
    примеры 3,5,6), запись в тетрадь,
    дополнить своими примерами

    2. Слайд 10.
    Грузовой и легковой автомобили двигаются с
    одинаковой скоростью. Однако их тормозной путь
    различен. Почему?

    Работа со слайдами 2-6 Приложения 2, выход через
    гиперссылку в виде видеокамеры.

    Вывод: Масса характеризует инертные
    свойства тел

    3. Установим связь между скоростью тел
    и их массами при взаимодействии.

    Анализ слайда 11 и запись формул в
    тетрадь.

    5. Слайд 12. Конкретизируем смысл
    понятия инерция, обратимся к словарю.

    • Инертность от латинского inertis (лень,
      бездеятельность).
    • Инертность характеризует стремление тела
      сопротивляться изменению скорости.
    • Инертность свойство характерное для всех тел,
      оно состоит в том, что для изменения скорости
      тела необходимо некоторое время: чем больше это
      время, тем более инертно тело.

    Можно воспользоваться определением в
    учебнике:

    Инертностью называют свойство тел
    по-разному менять свою скорость при
    взаимодействии.

    Степень проявления свойств тел
    количественно характеризуется физической
    величиной. Для инертности такой величиной
    является масса.

    Мерой инертности тела является масса.
    Масса характеризует не только инертные свойства
    тела.

    6. Слайд 13 Работа со слайдом.

    Масса характеризует гравитационные
    свойства тел, т.е. способность притягиваться к
    Земле. Гравитация в переводе на русский
    тяготение, притяжение, тяжесть. Иногда о теле с
    большой массой говорят тяжелое, а с маленькой
    массой – легкое.

    7. Рассмотрим массу с позиций
    физической величины по плану обобщенного
    характера (слайд 14).

    8. Составление конспекта в тетради: (слайды
    15 -18)

    1. Масса тела – это физическая величина,
      являющаяся количественной мерой инертности тел.
    2. Масса тела характеризует инертные и
      гравитационные
      свойства тел.
    3. Масса обозначается латинской буквой – т.
    4. В системе СИ масса измеряется в килограммах.
      [m] = кг
    5. Эталоном массы является платиново-иридиевая
      цилиндрическая гиря, ее масса 1 килограмм.
      (сообщение ученика об эталоне массы).
    6. Масса это
      скалярная физическая величина.
    7. Любое реально существующее тело обладает
      массой.

    Самую маленькую массу имеют
    элементарные частицы, которые входят в состав
    атомов. Самую большую массу имеют звезды.

    Примеры масс слайд 9 (шкала масс) Приложения 2,
    выход через гиперссылку в виде видеокамеры на слайде
    18.

    Слайд 19. Задание 1: Установи
    соответствие между живым существом и его массой.
    (выполняется устно или на слайде мышкой с
    указателем в виде “фломастера” рисуются
    стрелки”; щелчком мыши проверяем правильный
    ответ)

    1. Массу тела можно измерить двумя способами:

    – Взаимодействием тел, используя
    формулу: (слайд 20)

    – Взвешиванием – с помощью весов.
    (слайд 21)

    1. Подведем итоги:

    Слайд 22 Озвучить содержание слайда
    (опорный конспект)

    Слайд 23 Вместо многоточия вставьте
    подходящие по смыслу слова. (Работа по цепочке по
    одному предложению, текущее закрепление).

    А сейчас просмотрите свой конспект.
    Выясните, на все ли поставленные в начале урока
    вопросы получены ответы.

    Домашнее задание

    : (слайд 40) 1-3
    обязательное для всех
    , 4 творческое (по желанию,
    возможно создание мини презентации)

    1) § 18, 19

    2) Упражнение 6 № 1-3

    3) Приведите примеры ситуаций, в
    которых мы интересуемся массой тел (письменно в
    тетрадь 3-5 ситуаций).

    4) Подготовьте сообщение по одной из
    тем:

    • Единицы измерения массы
    • Измерение массы на Руси
    • Эталон массы
    • Масса в мире природы и техники.

    Ну а сейчас приступим к закреплению
    изученного материала.

    Закрепление материала

    ,
    изученного на уроке

    Закрепление проводится по выбору
    учителя:

    1 вариант Решение задач № 1-8 (слайды
    24-32 )
    К задаче № 2 Приложение3

    2 вариант Компьютерный тест (Приложение 4, Приложение
    5
    ) слайд 33

    Контроль: выполнение теста с экрана на
    листочках, обмен листочками и взаимопроверка с
    выставлением оценки карандашом. (слайды 34-38 )

    Выполнение тестовых заданий с
    презентации. (часть ребят выполняют тестовое
    задание за компьютером, остальные в тетради с
    экрана).

    Подведение итога урока. Рефлексия

    (слайд
    41 )

    Примечания:

    Слова, выделенные жирным шрифтом составляют
    основу конспекта учащихся (рекомендуются для
    записи в тетрадь)

    P.S.

    Методические рекомендации с подробным
    использованием презентации даны в

    Приложении 7.

    В

    Приложении
    6
    на основе обобщения опыта
    представлена система работы по созданию и
    использованию презентаций в учебном процессе на
    уроках физики.

    Источник

    Читайте также:  Какими свойствами обладает пропан и пропилен