Какое свойство способствует культурной стабильности

Какое свойство способствует культурной стабильности thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение структуры культуры началось с 1949 г., когда американский исследователь Э. Хобель предложил выделить для изучения самую малую единицу культуры, кото­рая получила название культурного элемента. По определению Хобеля, культурным элементом называется “считающаяся более неделимой единица поведенческого образца или материального продукта”. Каждая культура включает в себя тысячи культурных элементов, сливающихся в некое единое целое. Причем некоторые из этих элементов одновременно являются частью многих культур, т.е. культур разных обществ и разных времен.

Каждый вид человеческой деятельности содержит специфические куль­турные комплексы, которые путем анализа можно разложить на ряды отдельных культурных элементов.

В современной социологии выделяют два уровня культуры:

• ее социальную оболочку, составленную из традиций и привычек, вырастающих из быта, из повседневной жизни, систему гласных и негласных, осознанных и неосознанных норм, обрядов, правил, ритуальных процедур, порожденных сложившимися социальными отношениями. Изменения в этой сфере следуют за изменениями в социальной сфере – новый социальный порядок рождает новую социальную оболочку, новые ценностные нормы и правила;

• сферу культурного моделирования – консервативную, обладающую стойкой генетической памятью.

Двухслойная модель культуры повторяет универсальную модель любой развивающейся системы, всегда эволюционирующей под влиянием двух групп факторов – внутренних, генетически обусловленных, и внешних – воздействия среды. Генетические факторы, обеспечивающие самоидентичность и устойчивость системы во времени, – это уровень культурного моделирования. Эти факторы консервативны и слабо связаны со средой, но испытывают с ее стороны давление. Причем диапазон влияния среды на генетические факторы может располагаться между полюсом благоприятствования реализации генетических задатков и возможностей – до их деформации, приводящей к гибели системы. Под средой системы «культура» можно понимать реалии общего уровня. Любая культура есть подсистема культуры более общего характера.

Различают культуры:

По охвату территории:

1. цивилизационные (относящиеся к метаобществам, породив­шим в определенные периоды своего развития своеобразные куль­турные русла, или парадигмы, развития многих этнических и национальных культур);

2. региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обще­ствам, объединенным природной и территориальной близостью условий проживания);

3. национальные (относящиеся к полиэтничным странам на индустриальном и более позднем этапах развития);

4. групповые (относящиеся к определенным социальным стра­там и субстратам, т.е. общностям и подобщностям в структуре общества);

5. семейные (относящиеся к разным типам семьи).

По характеру ценностей:

1. материальная

2. духовная

По способу создания ценностей:

1. массовая

2. элитарная

3. народная

По соотношению с доминирующей культурой:

1. субкультура

2. контркультура

По содержанию:

1. религиозная

2. профессиональная,

3. национальная…

Все эти культуры имеют не только классификационный отте­нок, но и характер реального существования, сложного иерархи­ческого и горизонтального взаимодействия. Они приводят к взаи­мопроникновению, сосуществованию или к разнообразным дра­мам отторжения на всех уровнях: от межсемейного (Монтекки и Капулетти) до межнационального и цивилизационного (американизация).

Субкультуры и контркультуры. Культура современного общества включает в себя множество культурных комплексов, которые могут быть взаимосвязаны (например, культурные комплексы деятельности по управлению людьми и культурные комплексы деятельности по созданию материальных благ) или изолированы (например, выращивание цветов или коллекционирование каких-либо предметов).

Каждое общество имеет совокупность культурных образ­цов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой, или всеобщей культурой. В то же время общество включает группы людей, которые развивают определенные культурные комплек­сы, не разделяемые всеми людьми данного общества. Иммигрантские группы, например, развивают смешанную культуру, состоящую из культурных комплексов страны, где они живут в настоящее время, и культурных комплексов, принятых на их прежнем месте жительства.

Каждая из групп людей, стоящих на разных экономических ступенях в процессе распределения общественного продукта, обычно развивает способы поведения, отличающие данную группу от всего остального общества, а также свою культуру. Каждый социальный институт стремится создать и внедрить поведенческие образцы, которые отличаются от подобных образцов других институтов. Это выражается в существо­вании таких систем комплексов, как “культура предприятия”, “культура школы”, “культура управления”. Каждый из них имеет свою специфику и относится соответственно к институту производства, институту образования, институту управления. Такие термины, как “армейская жизнь”, “богема”, “жизнь в коммуналке”, отражают картину культурных особенностей, разных типов социальных взаимодействий.

Подобного рода культурные образцы, тесно связанные с общей, доминирующей культурой и в то же время отличающиеся от нее, называются субкультурами. Субкультурные различия в современном обществе определя­ются национальностью, родом занятий, регионом, полом, возрастом, социально-классовыми и многими другими различиями между людьми.

Каждое общество имеет не просто общий вид культуры, но пеструю мозаику из по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках определенной субкультуры.

В силу ряда социальных, политических или экономических обстоя­тельств субкультура может культивировать образцы поведения, проти­воположные доминирующей культуре. Тер­мин “контркультура” приложим к субкультуре тех групп, которая не только отличается от доминирующих образцов, но и бросает им вызов.

СВОЙСТВА КУЛЬТУР

У всех культур есть общие свойства, независимо от того, в какое время и в каком регионе возникает культура, независимо от того, является ли она культурой от­дельной личности или культурой общества.

Наиболее важными свойствами культуры являются ее стабиль­ность или нестабильность, потому что именно они показывают, насколько та или иная культурная система выполняет (или не выполняет) свою основную задачу — обеспечивать психологиче­ский комфорт.

Следующей парой свойств является толерантность и интолерантность. Толерантность оз­начает терпимость; она признает право на существование других культур.

Следующие два противоположных свойства культуры — от­крытость и замкнутость. Открытостью называется готовность дан­ной культуры к контакту с другими культурами.

Сложную проблему представляет собой соотношение та­ких свойств культуры, как демократизм и элитарность. Демокра­тическая культура рассчитана на самые широкие слои общества. Она либо является порождением этих кругов (фольклор), либо создается культурными верхами в расчете на восприятие любым, даже специально неподготовленным.

Элитарность представляет собой особое свойство культуры, которое характеризуется тем, что культурные ценности создают­ся, во-первых, вне народной среды и без опоры на народную культуру, и, во-вторых, создаются для «избранных» в расчете на интеллектуальную верхушку общества. На практике это означает, что для адекватного восприятия элитарной культуры необходима специальная подготовка, овладение некоторым запасом культур­ных знаний и навыков, которые не приходят сами собой.

Последние три свойства культуры — прогрессивность, регрессивность и консервативность. Это разные качества культуры, означающие ориентацию на разные системы ценностей. Названные категории харак­теризуют в основном культуру общества, а не отдельной лично­сти, хотя есть и исключения.

Под прогрессивностью будем понимать стремление культуры развиваться, то есть находить или вырабатывать новые культур­ные ценности. Противоположным свойством культуры является регрессив­ность, которая означает стремление перенести в настоящее и бу­дущее культурные ценности прошлого и отказ от всех новых цен­ностей, если они отличаются от традиционных. Регрессивная культура ценна тем, что она бережет и охраняет устоявшиеся, традиционные ценности; ей не грозит ут­рата исторической памяти. Консерватизм как свойство культуры стоит ближе к регрессив­ности, чем к прогрессивности, прежде всего потому, что скепти­чески относится к новым ценностям и склонен скорее идти про­торенными путями, нежели искать новые дороги. Сущность консерватизма состоит в активном стремлении сохранить суще­ствующую культуру в неприкосновенности.

Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1214; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

Й. Хейзинга

2) Х. Ортега-и-Гассет

3) Э. Фромм

4) К. Хорни

Кто считал, что дегуманизирующее искусство не должно быть обесчеловечивающим, но в то же время, оно не должно повторять традиционных, заезженных путей?

Х. Ортега-и-Гассет

2) Ж. Деррида

3) Ф. де Соссюр

4) М. Фуко

30. Печатная техника — создала публи­ку, электронная — массу, считал:

М. Маклюэн

2) П.А. Сорокин

3) Ж. Деррида

4) З. Фрейд

Как называется работа О.Шпенглера, в которой имеет место противопоставление культуры и цивилизации?

Закат Европы»

2) «Мир как Воля и представление»

3) «Человек. Общество. Цивилизация»

4) «Столкновение цивилизаций»

Какой комплекс, по З.Фрейду, демонстрирует проявление скрытой агрессии, чувства неприязни, ненависти со стороны сына по отношению к отцу, а чувства любви, влечение по отношению к матери?

1) Электра комплекс

Эдипов комплекс

3) комплекс Нарцисса

4) верно А и В

33. Какая система культуры, по мнению П.А. Сорокина, базируется на принци­пе сверхчувственности и сверхразумности Бога как единственной реальности и ценности?

Идеациональная

2) идеалистическая

3) чувственная

4) материалистическая

По мнению Л.Н. Гумилева, «пассионарии» – это

1) бесстрастные

Страстные

4) жаждущие

4) гармоничные

35. Представители какого направления считали, что все культурные системы — язык, мифология, религия, искусство, литература, обычаи, тра­диции и т. д. — могут быть рассмотрены как знаковые системы?

1) прагматизм

2) постмодернизм

Структурализм

4) феноменализм

36. Кто является сторонником того, что, будучи творцом культуры, человек способен найти спо­соб диалога между различными культурами?

М.М. Бахтин

2) О. Шпенглер

3) А. Тойнби

4) Г.Гегель

37. О. Шпенглер особо отмечал культурный тип, находящийся в стадии становления и перспективе дальнейшего развития:

Славянский

2) американский

3) австралийский

4) японский

Кто рассматривал период «прометеевская эпоха» в мировой истории культуры?

1) О.Шпенглер

К.Ясперс

3) З.Фрейд

4) К. Леви-Стросс

39. Культура как реализация мирового разума или мирового духа выступает в теории культуры:

Г.Гегеля

2) К.Ясперса

3) Ф.Ницше

4) Н. Данилевского

40. Кто считал, что человек изначально антикультурен, он – природное существо, а культура создана для подавления и порабощения человека:

1) Г.Гегель

2) М. Бахтин

Ф.Ницше

4) К.Ясперс

41. Культура, ориентированная на почитание природы, ее изучение, изображение в искусстве:

1) антропоцентристская

Натурцентристская

3) теоцентристская

4) космоцентристская

В каком смысле употребляется в научной литературе понятие «вторая природа»?

1) общество

Культура

3) техника

4) образование

43. Представление о природе, как мастерской, где человек является полным хозяином и может преобразовывать природный «материал» по своему желанию, характерно для…

1) китайского общества

Западноевропейского общества XVIII – XIX вв.

3) античности

4) японского общества

44. К биологическим аспектам человеческого существования НЕ относится:

1) солнечное излучение

2) вода

Символ

4) атмосфера

45. Укажите понятие, характеризующее особенности производства духовных ценностей в современном индустриальном обществе:

1) традиционная культура

2) либеральная культура

3) элитарная культура

Массовая культура

46. Как называется термин, введенный американским исследователем
С. Хантингтоном, для объяснения построения своей гипотезы о грядущем противоборстве цивилизаций Земли?

Столкновение цивилизаций

2) борьба цивилизаций

3) война цивилизаций

4) противостояние цивилизаций

Какое из нижеперечисленных свойств способствует культурной стабильности?

1) элитарность

2) диффузионизм

3) замкнутость

Толерантность

Укажите имя американского социолога русского происхождения, автора концепции социокультурной динамики и социальной стратификации, который также занимался проблемой типологии культур?

1) Н. Бердяев

2) Н. Данилевский

П. Сорокин

4) А. Лосев

49. Разновидностью культуры, ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного» потребителя», является … культура.

1) потребительская

Массовая

3) коммерческая

4) популярная

50. Материальная культура, включающая в себя физические объекты, созданные человеческими руками – это…

Артефакты

2) кифара

3) галерея

4) бельведер

51. Жизненный цикл существования каждой культуры сходен с идеей жизни живого организма – так считал…

1) Л. Уайт

2) Н.Я. Данилевский

3) К. Юнг

О. Шпенглер

52. В профессиональную культуру личности НЕ входит результат…

Урбанизации общества

2) усилий общества и конкретной личности

3) усилий общества

4) усилий конкретной личности



Источник

I

1. В чем состоит
сущность стабильности личностной
культуры?

1) в постоянном расширении круга ценностей;

2) в культурной замкнутости;

3) в достижении душевного комфорта.

2. Что
обеспечивает стабильность общественной
культуры?

1) стабильность составляющих ее личностей;

2) наличие социально-культурного
прогресса;

3) наличие диссидентского движения.

3. Что является
фактором культурной нестабильности?

1) приобщение к массовой культуре;

2) культурные контакты;

3) декомпенсация эмоционально-ценностной
ориентации

4. Какую роль
играет толерантность в развитии культуры?

1) в основном положительную;

2) в основном отрицательную;

3) нельзя ответить однозначно.

5. Культуру
СССР 30—50-х гг. можно назвать:

1) открытой;

2) замкнутой;

3) нельзя ответить однозначно.

6. Какая
культура лучше?

1) демократическая;

2) элитарная;

3) вопрос поставлен некорректно.

7. Что составляет
сущность культурного консерватизма?

1) возврат к исторически отжившим
ценностям;

2) стремление сохранить ценности
современной культуры;

3) стремление осваивать новые ценности.

8. Какое
свойство является фактором стабильности
для молодых культур?

1)
прогрессивность;

2) регрессивность;

3) консервативность.

9. Какое
свойство в наибольшей мере способствует
культурной стабильности?

1) замкнутость;

2) толерантность,

3) элитарность

II

Проанализируйте основные свойства
перечисленных ниже куль­тур, отметив,
какие из них способствуют стабильности,
а какие вызывают нестабильность.

1. Культура европейского Возрождения.

2. Культура декабризма в России начала
ХТХ века.

3. Культура А.П. Чехова.

4. Культура Печорина в романе М.Ю.
Лермонтова «Герой наше­го времени».

5. Ваша собственная культура.

Глава V

I

1. Какая сфера
продуцирования культурных ценностей
являет­ся исторически первичной?

1) быт;

2) идеология;

3) религия.

2. Какая сфера
продуцирования и бытования культурных
цен­ностей является самодостаточной?

1) быт;

2) религия;

3) искусство.

3. Что
характеризует идеологию?

1) она опирается на религиозные ценности;

2) она вырабатывается сознательно;

3) она общедоступна.

4. Что является
отличительной чертой религии?

1) вера в Спасителя;

2) вера в жертвоприношения;

3) вера в верховное существо и загробную
жизнь.

5. Как можно
оценить роль религии в культуре?

1) как однозначно положительную;

2) как однозначно отрицательную;

3) как двойственную.

6. Какой тип
религии является наиболее толерантным?

1) монотеизм;

2) политеизм;

3) пантеизм.

7. Чем
характеризуется атеизм?

1) воинствующей непримиримостью по
отношению к рели­гии;

2) отрицанием бога;

3) равнодушием к религии.

8. Верит ли
последовательный агностик в Бога и
загробную жизнь?

1) да;

2) нет;

3) ни то, ни другое.

9. Каково
влияние агностицизма на культуру?

1) в основном положительное;

2) в основном отрицательное;

3) двоякое.

10. Какая
функция является важнейшей для искусства?

1) воспитательная;

2) эстетическая;

3) познавательная.

11. Почему
возможны различные истолкования
произведений искусства?

1) в силу многозначности его образов;

2) в силу расхождения замысла и воплощения;

3) потому что искусство полифункционально.

II

В перечисленных ниже культурах
проанализируйте систему цен­ностей
с точки зрения их происхождения: из
быта, идеологии, религии, искусства.

1. Культура европейского и русского
романтизма конца XVIII — начала XIX веков.

2. Культура одной из мировых религий (по
выбору).

3. Культура двух-трех персонажей романа
Ф.М. Достоевского «Бесы» (по выбору).

4. Русская или иная национальная культура
(по выбору) на современном этапе.

5. Ваша собственная культура.

Источник