Какое свойство сознания акцентируется суждение о том что сознание не только
66. Под понятием «категория» в философии понимается:
а) определенные субъективные словесные образования, предназначенные для обозначения результатов человеческого опыта;
б) всеобщие формы, в которых мы мыслим все воспринимаемое;
в) достигнутый уровень человеческого знания о действительности;
г) форма осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру.
68. Основными чертами русской философии XIX – начала XX вв. считаются:
а) ее глубокий интерес к человеку;б) особенно трепетное отношение к проблемам нравственности;
в) гносеологический скептицизм;г) ярко выраженный «Мы»-характер;
д) убежденность в исключительных возможностях соборного поведения;е) приверженность к созданию систематических и рационалистических конст-рукций.ж) религиозность.
69. Каково соотношение между понятиями “движение” и “развитие”?
а) развитие является частью движения;б) движение является частью развития;
в) движение и развитие частично входят друг в друга; г) движение и развитие исключают друг друга
72. Возникновение течений номинализма и реализма связано с решением проблемы…
а) бытия; б) добра и зла; в) познания; г) универсалий.
75. Какое определение истины можно считать классическим?:
а). истина – это соответствие знания действительности;б) истина – это соответствие знания сложившимся представлениям о действительности;
в) истина – это соответствие знания заложенной в явление сущности;г) истина – это то, что человек считает правильным
85. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?а) рациональ-ность;б) всеобщность;в) активность;г) необходимость.
89. Выберите правильное определение практики.
а) основная форма и способ духовной жизни общества; б) материальная деятельность по преобразованию мира;в) производственная деятельность людей, создающая благо;г) любая деятельность людей, в которой достигаются цели.
93. Вопрос о том, способен ли человек познать мир, исследуется в…
а) логике;б) гносеологии;в) онтологии;г) антропологии.
96. Развитие …а) присуще природе, обществу и сознанию;б) характерно только для материальных систем;
в) наблюдается только в живых системах;г) характерно только для социума.
97. «Не хочешь – не верь, но и не богохульствуй» – таков принцип…
а) веротерпимости;б) теизма;в) атеизма;г) бездуховности.
104. В структуру сознания включаются…
а) воля и эмоции; б) темперамент;в) инстинкты; г) рефлексы
106. Принцип фальсификации в критическом рационализме означает…
а) подтасовку, выборочное использование фактов для доказательства какой-либо теории;
б) установка на возможность критического анализа содержания любого имеющегося знания;
в) обязательность опытного подтверждения высказываний, претендующих на научность;
г) сравнение полученных в ходе исследования данных с имеющимися теориями.
111. «Жить, значит наслаждаться» – считают сторонники …а) утилитаризма;б) прагматизма;в) аскетизма;г) гедонизма
113. Метод философского мышления, объясняющий мир в его единстве, противоречивости и динамике называют…а) метафизическим; б) телео-логическим;в) диалектическим;г) аксиоматическим
114. Признание универсального характера обусловленности всякого явления другими явлениями есть выражение принципа…а) индетерминиз-ма; б) развития;в) необходимости; г) детерминизма.
Источник
Задание первое.Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
1) Рациональность.
2) Всеобщность.
3) Необходимость.
4) Активность
Задание второе.К каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания?
1) Духовное, сознание могут существовать до материального и без него.
2) Материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи.
3) Мир есть не Я, сотворенный нашим Я.
4) Сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи.
5) Отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная “живая сила”.
6) Сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит.
Задание третье.Существует притча о том, как мысль и язык говорили: “Я – красивая”. На самом деле мысль и язык сказали: “Я – красивая!”
Мысль сказала: “Я лучше тебя. Ты же не говоришь того, до чего не дошла Я. Поскольку ты переймаешь меня, и слушаешься меня, Я лучше тебя!” Тогда язык сказал: “Я лучше тебя, То, что ты знаешь, делаю Я известным, делаю Я понятным”.
Как бы вы разрешили спор между мыслью и языком? В чём их взаимосвязь и независимость?
Задание четвертое.Согласны ли вы со словами Парменида о том, что “Одно и то же – мысль о предмете и предмет мысли”, что мысль – только тогда мысль, когда она предметная, а предмет только тогда предмет, когда он осмыслен”.
ТЕМА: Научное познание
Задание первое. Существуют пять состояний знания и незнания:
1) Когда мы знаем, что знаем.
2) Когда мы знаем, что не знаем.
3) Когда мы не знаем, что знаем.
4) Когда мы не знаем, что не знаем.
5) Когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).
Приведите примеры каждого из этих состояний.
Задание второе.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
1) Радуга состоит из частиц воды, освещаемых ярким светом.
2) Радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости.
3) Радуга представляет собой результат квантовой гидродинамики.
Задание третье.Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
1) Суждение.
2) Представление.
3) Воображение.
4) Убеждение.
Задание четвертое.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
1) Интуиция.
2) Предвосхищение.
3) Понятие.
4) Озарение.
Задание пятое. Что из перечисленного характеризует логическое познание?
1) Произвольность.
2) Последовательность.
3) Априорность.
4) Метафоричность.
Задание шестое.Каким является содержание истины?
1) Субъективным.
2) Объективным.
3) Трансцендентальным.
4) Конвенциональным .
Задание седьмое. Какой признак присущ истине?
1) Конкретность.
2) Абстрактность.
3) Идеологичность.
4) Практичность.
Задание восьмое.Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
1) Абстрагирование.
2) Обобщение.
3) Индукция.
4) Дедукция.
ТЕМА: КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
Задание первое.В стихотворении М. Богдановича определите все звенья в причинно-следственной цепочке. Попробуйте поразмышлять о том, существует ли причина любви.
Вчера счастье только посмотрело несмело,
И уплыли мрачных мыслей облака,
Сердце чуткое и запело, и заболело,
И щемит мне душу радость, как тоска.
И теперь похожа жизнь моя на вьюгу,
Книгу в руки взял, но не могу читать…
Как случилось, что влюбился я в подругу, –
Разве знаю я? Да и зачем мне знать?
Задание второе.Сделайте сравнительный философский анализ текстов. Выскажите свои взгляды о причинности.
а) “События будущего не могут выводиться из событий настоящего. Вера в причинную связь есть предрассудки”.
б) “Ни один предмет не возникает беспричинно, но все возникает на какой-нибудь основе и в силу необходимости”.
Задание третье.Альтернативой детерминизму является индетерминизм, который отрицает или причинность вообще, или её всеобщий характер. С позиции индетерминизма выступали такие философы, как Д. Юм, И. Кант, Э. Мах, Б. Рассел и др. Так, например, Д. Юм считал, что причинность в объективном мире не существует, что она представляет собой привычку человека связывать свои ощущения определенным образом.
Детерминизм зародился ещё в древней философии и получил своё обоснование в естествознании и философии Нового времени (Бэкон, Декарт, Ньютон, Лаплас, французские материалисты XVIII в.). Но детерминизм, как и материализм этой эпохи, носил ограниченный характер, ему были присущи механистичность и метафизичность. В чём, на ваш взгляд, сущность диалектико-материалистического учения о причинности?
Задание четвертое.Что является более устойчивым в предметах и вещах?
1) Форма.
2) Содержание.
3) Состояние.
4) Событие.
Задание пятое.Каким признаком характеризуется процесс развития?
1) Непротиворечивость.
2) Хаотичность.
3) Аморфность.
4) Необратимость.
Задание шестое.Каково соотношение между понятиями “движение” и “развитие”?
1) Развитие является частью движения.
2) Движение является частью развития.
3) Движение и развитие частично входят друг в друга.
4) Движение и развитие исключают друг друга.
Задание седьмое.В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
1) День, сменяющий ночь.
2) Зерно, прорастающее в дерево.
3) Ураганный ветер, ломающий дерево.
4) Раскаты грома, прозвучавшие после удара молнии.
Задание восьмое.Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
1) Закон тождества.
2) Закон единства и борьбы противоположностей.
3) Закон противоречия.
4) Закон взаимосвязи содержания и формы.
ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Задание первое. Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание второе. Человек по своей природе добр, зол или что-то другое? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание третье. Как Вы понимаете счастье? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание четвертое. Что нужно для того, чтобы быть счастливым? — Дайте развёрнутый ответ.
Задание пятое. Притча А. Шопенгауэра о дикобразах.
«Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод. — Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они, наконец, находят как единственно возможную для совместного пребывания, это — вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят keep your distance (держи дистанцию)! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл…».
Согласны ли вы с этой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ
Задание шестое. Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений — это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.
Кто из них прав? Или возможен другой ответ?
Источник
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2016-03-13
35-56
1. В чем состоит основной социальный смысл философии?в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
2. Выберите суждение, наиболее полно определяющее суть философии. философия – это разумное миропонимание
3.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения? вера
5. В какой картине мира “естественное” и “сверхъестественное” не отличаются друг от друга? в мифологической
6. Как соотносятся между собой философия и наука? философия и наука частично включаются друг в друга
7. Как философия относится к естественным наукам? философия определяет естественно-научные методы
8. Что отражает в себе предмет философии? 2 – всеобщность мира 4 – упорядоченность мира
9. Какие функции присущи философии? (мировоззренческая и познавательна, методологическая и прогностическая, аксиологическая и ориентационная) все эти функции вместе взятые
10. Кто является основателем буддизма? Сиддхартха Гаутама
11. Что означает понятие “карма” в древнеиндийской философии?божественная предопределенность
12. Кто был основателем древнегреческой философии? Фалес
13. Кто из философов утверждал в качестве первоначала огонь?
Гераклит
14. Кто из философов утверждал в качестве первоначала воду?
Фалес
15. Какое философское направление развивалось во взглядах Демокрита?
Атомизм
16. Что является более характерным для скептицизма?
Сомнение
17.Какое философское направление развивалось во взглядах Д.Бруно?
Пантеизм
18.Какое философское направление развивалось во взглядах Декарта?
Рационализм
19. Какое философское направление развивалось во взглядах Локка?
Сенсуализм
20.Какое философское направление развивалось во взглядах Ф.Бэкона?
Эмпиризм
21. Что является более характерным для рационализма?
Разумность
22. Что является более характерным для эмпиризма?
Опыт
23. Как называет Имануил Кант свою философскую систему взглядов?
Трансцендентальной
24. Как называет Имануил Кант свой философский метод?
1 – экспериментальный
2 – критический
3 – догматический
4 эклектичкеский
25. Какой является философская система взглядов Гегеля?
1 – идеалистической
2 – материалистической
3 – дуалистической
4 плюралистической
26. Какой является философская система взглядов Фейербаха?
материалистической
27.Какое философское учение развивалось во взглядах Л.Фейербаха?
Антропологизм
28. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Бергсона?
интуитивизм
29. Какое философское направление развивалось во взглядах А.Шопенгауэра?
Волюнтаризм
30. Что является более характерным для иррационализма?
Бессознательное
31. Что является более характерным для прагматизма?
Полезность
32. Что является более характерным для герменевтики?
2 понимание
33. Какое произведение относится к эпохе средних веков?
“Божественная комедия” Д.Алигьери
34. Кто является основателем феноменологии?
Э.Гуссерль
35. В каком суждении дано более полное определение бытия?
бытие – это все то, что существует
36.Какое суждение выражает материалистическое понимание единства мира?
1 – мир един, поскольку в его основе лежит единая субстанция
2 – единство мира определяется его общей структурностью
3 – единство мира состоит в его общей закономерности
4 – единство мира состоит в его материальности
37. Какое суждение обосновывает идеалистическую философию?
должно быть взаимное соответствие между вещами и идеями
38. Какому философскому направлению принадлежит следующее суждение: “Божий дух оживляет материю и приводит ее в движение”?
1 – материализму
2 – идеализму
3 – дуализму
4 сциентизму
39. Что является более устойчивым в предметах и вещах?
Событие
40. Найдите метафизическое суждение о пространстве и времени?
пространство и время существуют в единстве друг с другом
41. Какой является сущность вещей?
непознаваемой
42. Каким признаком характеризуется процесс развития?
необратимость
43. Каково соотношение между понятиями “движение” и “развитие”?
развитие является частью движения
44. В каком из перечисленных примеров не проявляется причинно-следственное отношение?
ураганный ветер, ломающий дерево
45. Какой из названных законов относится к основным законам диалектики?
2 – закон единства и борьбы противоположностей
46. С какого уровня начинается структурирование живой природы?
клетки
47. Какое свойство сознания акцентируется в суждении о том, что сознание не только отражает объективный мир, но и творит его?
1 – рациональность
2 – всеобщность
3 – необходимость
4 активность
48.Какое суждение в наибольшей мере связано с чувственным познанием?
радуга, своими яркими красками, придает ощущение бодрости
49. Что из перечисленного относится к форме чувственного познания?
представление
50.Что из перечисленного относится к форме рационального познания?
3 – понятие
51. Что из перечисленного относится к форме логического познания?
1 – произвольность
2 – последовательность
3 – априорность
4 метафоричность
52. Каким является содержание истины?
объективным
53. Какой признак присущ истине?
Конкретность
54. Как называется метод выделения одного признака в предмете с отвлечением от других его признаков?
Абстрагирование
55. Какой метод является основным для религиозного мировоззрения?
1 – софистический
2 – догматический
3 – эклектический
4 диалектический
56. Для какого метода характерно “принудительное” соединение несовместимых признаков предмета?
догматический
57. Что в наибольшей мере определяет общественный прогресс?
уровень жизненного благополучия в обществе
58. Какие качества определяют сущность в структуре личности?
социальные
59. Какое учение имеет своим предметом систему ценностей?
аксиология
60. Что представляет по своей сути общественная практика?
1 – рефлексивную деятельность
2 – преобразующую деятельность
3 – адаптационную деятельность
61.Что быстрее изменяется в процессе общественного производства?
производственные отношения
62. Что из перечисленного составляет производственные отношения?
работники и специалисты
63. Что лежит в основе свободы?
уровень жизненного благополучия
64. В чем состоит главная причина разделения общества на классы?
1 – наследие, переходящее людям из поколения в поколение
2 – собственность на средства производства
3 – различие между людьми по способностям
4 – трудолюбие одних людей и ленность других
65. Какое определение социальной группы является более полным?
совокупность индивидов, имеющих общие интересы и дела
66. Выберите правильное определение практики.
любая деятельность людей, в которой достигаются цели
67. К какому понятию относится процесс преобразования различных сфер общественной жизни, не меняющий основы общества?
реформа
68.Какие отношения К.Маркс считал основными в сфере производства?
1 – отношения распределения
2 – отношения собственности
3 – отношения потребления
4 – отношения обмена
69. Что является движущей силой развития цивилизации?
1 – историческое предопределение
2 – деятельность творческой элиты
3 – потребности и интересы людей
4 – классовая борьба
70. Что является определяющим признаком для понятия “ценности”?
то, что значимо в жизни
71. Какова причинная связь между свободой и ответственностью?
ответственность – это следствие человеческой свободы
72. Что считал Арнольд Тойнби основным объектом философского изучения истории?
1 – общественно-экономические формации
2 – национально-исторические системы
3 – духовно-исторические основы общества
4 – культурно-исторические типы общества
1. Назовите основные элементы мироощущения: чувства, ценности
2. Что изучает онтология: проблемы бытия
3. Определите основные черты философского мировоззрения опора на разум (рационализм), сомнение, универсализм
4. Назовите основные черты Древнекитайской философии практичность и консерватизм
5. “Страдание – общий удел мира, конец страданий в нирване, путь отказа от желаний – это путь достижения нирваны.” основу какого религиозно-философского учения составляют эти “четыре благородные истины”? буддизм
6. Мыслитель 17 века, основоположник рационализма и дедукции Р. Декарт
7. Основоположник античной диалектики, автор слов: “в одну реку нельзя войти дважды”? Гераклит
8. В каком веке возникло христианство: 1 век нашей эры
9. Кто разработал учение об “сверхчеловеке”: Ф. Ницше
10. Философское направление в России 19 века, утверждавшее, что Россия имеет самобытный путь развития славянофильство
11. Какой исторический тип мировозрения пытается объяснить мир на основе разума и знаний? онтология
12. Натурфилософия – это: философия природы
13. Назовите основную черту Древнеиндийской философии поиск индивидуального пути спасения и освобождения человека от тягот жизни
14. Основоположником какого философского учения был Платон? “учение об идеях” – объективный идеализм
15. Сопоставить: имя мыслителя и направление философии
Сиддихартха Готама – буддизм
Патанджали – йога
Лао-Цзы – даосизм
16. Назовите направление Древнеиндийской философии, которое в последствии стало мировой религией буддизм
17. Античный мыслитель, основоположник мистический философии цифр Пифагор
18. Основоположник философии “всеединства”: В. Соловьев
19. Сопоставить: Школу и утверждение
эпикуреизм – “Удовольствие – есть начало и конец счастливой жизни”
стоицизм – “Судьбы ведут желающих, не желающих они тащат”
скептицизм – “Ни к кому и ни к чему не испытываю потребности сказать: “да” или “нет”
20. “Идолы сознания” сформулировал Ф. Бэкон
21. Родина Ренессанса (Возрождения) Италия
22. Какое направление Древнекитайской философии следовало принципу “увей”: “Поскольку все сущее изменяется само собой, нам остается, лишь созерцая, ни во что, не вмешиваясь, ожидать его возращения”? конфуцианство
23. Какого утверждения придерживался рационализм: “Я мыслю, следовательно, существую”
24. Основоположником русского космизма, автор труда “Философия общего дела” Н. Федоров
25. К какому понятию можно отнести данное определение: “Эмоциональное восприятие действительности”: мироощущение
26. Сопоставить: Исторический тип мировоззрения и его особености
мифология – эмоциональность, символизм, космизм
религия – вера в Высшее начало бытия
философия – опора на разум, знания, сомнения
27. Что изучает гносеология? вопросы познания
28. Что означает принцип “Дао”? естественный закон природы, общества и людей, который управляет миром
29. Древнеиндийский философский источник веды
29. Сопоставить: Понятия и определения
сансара закон жизни: бесконечная цепь перерождений
карма закон возмездия, воздаяния человеку за его поведение
Брахман высший универсальный принцип бытия
30. Имя мыслителя, основоположника буддизма Сиддхартха Готама
31. Мировоззрение 17-18 вв., объясняющие мир с точки зрения законов механики, как универсальных законов бытия метафизика
32. Какой путь изменения жизни видела русская религиозная философия путь следования авторитетам церкви
33. Автор “Философических писем”, основоположник русской историософии Чаадаев
34. Впервые понятие “бытие” было введено в философию Парменидом
35. В чем состоит особая роль Сократа в античной философии разработка диалектики как умения ставить вопросы и давать ответы
36. “Мир в своей сущности не позноваем” считали : скептики
37. Истина – это правильное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком
38. Сопоставить: Высказывания и автора
“Вещи – тени идей” – Платон
“Все течет, все меняется” – Гераклит
“Я знаю, что ничего не знаю” – Сократ
39. Какое из приведенных ниже определений истины считается “классическим” это – соответствие знаний действительности
Источник