Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности
С самого начала истории человечества рядом с научным знанием шло знание антинаучное. До определенного момента это мало кого смущало, так как не особо понятно было, где истинное знание, а где ложное. Да и адекватных способов проверки, честно говоря, не существовало. Примерно в конце XIX века появляются критерии научности знания, близкие к тем, которые приняты научным сообществом на сегодняшний день. Проблема анти- и псевдонаучных знаний начала проявляться уже тогда, достигнув своего апогея в XXI веке. Всевозможные эзотерики, астрологи, провидцы, гомеопаты, ни разу не смогли доказать истинность своих теорий. Обманывая людей, то ли из корыстных побуждений (не, серьезно, вы видели сколько стоит сеанс приема у мага?), то ли потому, что сами искренне верят в то, чем занимаются, они часто представляют угрозу жизни или психическому состоянию своих клиентов, и приносят гораздо больше вреда, чем пользы.
Сегодня мы разберемся, как отличить научное знание от ненаучного, и истинное знание от ложного.
Критерии научности знания
1. Системность. Любая наука, это система знаний и взаимосвязанных между собой фактов. Из это системы нельзя просто выкинуть факты или проигнорировать данные.
2. Наличие отработанного механизма для получения новых знаний. То есть существуют определенные методы, которые позволяют получать научное знание. Эти методы необходимо использовать точно и без изменений.
3. Теоретичность. Цель науки получения знания ради самого знания, а не ради выгоды.
4. Рациональность.
5. Наличие экспериментального метода исследования.
Это основные и общепризнанные критерии, по которым оценивается научность знания. Существуют и другие интерпретации, но это, пожалуй, самая доходчивая. Пользуясь этими критериями легче отличить научное знание, от лженаучного.
Что-то поинтересней? Критерий Поппера или принцип фальсифицируемости
“Критерий Поппера”- еще один критерий научности введенный ученым и философом Карлом Раймундом По́ппером в 1935 году для определения достоверности выдвигаемой теории. Если кратко, то критерий гласит, что теория научна (при соответствии основным критериям), если существует хотя бы потенциальная возможность ее опровергнуть.
Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой
Примеры работы критерия фальсифицируемости
Если мы возьмем идею, о некотором объекте, например о гигантском синем крокодиле, по размеру больше чем солнце, то мы можем задаться вопросом о существовании такого объекта во вселенной. Тогда у нас получится 2 теории. Первая гласит что гигантского синего крокодила нет во всей вселенной, а вторая гласит, что гигантский синий крокодил где-то во вселенной есть. С точки зрения принципа фальсифицируемости принципиально отличаются.
1) Теория, утверждающая, что такого крокодила нет естественным образом фальсифицируема. Для того, что бы ее опровергнуть просто требуется предоставить синего огромного крокодила. Таким образом, теория о том, что чего-то нет всегда будет научной, ведь ее потенциально возможно опровергнуть.
2) У второй теории с принципов фальсифицируемости все намного хуже. Все эксперименты всегда ограничены как временными, так и материальными ресурсами. А если учитывать, что вселенная расширяется, и для человека является по сути бесконечной, то найти в ней огромного синего крокодила не представляется возможным, следовательно, теории о сущестовании чего-либо является ненаучной, так как не фальсифицируема. Следует уточнить, что теорию можно сфальсифицировать, только если будут указаны точные координаты и время нахождения объекта в пространстве, тогда теория станет научной.
Не стопроцентный результат
При использовании критерия Поппера выявляется некоторая проблема. Дело в том, что если мы говорим, что любую научную теорию можно опровергнуть, то следовательно, ученые не могут сказать со стопроцентной уверенностью, что какой либо факт верен на сто процентов, ведь тогда они потеряет критерий научности. Действительно, такой парадокс существует, любой реальный деятель науки никогда ничего не будет вам гарантировать на сто процентов, ведь это просто невозможно. Всегда есть вероятность ошибки. На сто процентов гарантировать вам будет что-то только шарлатан, чьи доводы и аргументы не выдерживают никакой проверки на научность.
Я могу ошибаться, а вы можете быть правы; сделаем усилие, и мы, возможно, приблизимся к истине
Спасибо, что дочитали до конца, если вам понравилась статья подписывайтесь на канал, что бы не пропустить следующие блоги, ставьте большие пальцы вверх и репостите статью, этим вы помогаете развитию канала.
Источник
Рой О.М., Киселева А.М. Исследование социально-экономических и политических процессов — Спб.: Питер, 2007. — 240 c.
ISBN 5-469-01426-2
Скачать (прямая ссылка): issledovaniesocialnoekonomipoliticheskih2007.djvu
Предыдущая 1 .. 8 9 10 11 12 13 14 > 15 16 17 18 19 20 .. 88 >> Следующая
Вопросы к заданию:
1. Насколько обоснованной представляется данная концепция?
2. Какие реальные тенденции в развитии современного общества эта концепция отображает?
3. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие данную концепцию.
Контрольные вопросы и задания
1. Каковы принципиальные отличия наук о природе от наук об обществе?
Тема 2. Природа научного исследования
35
2. Что объединяет и разъединяет естественные и социально-экономические науки?
3. Какую роль играет язык в научном исследовании?
4. Что такое парадигма? Как соотносятся понятия «парадигма» и «научная картина мира»?
5. Что такое принцип фальсификации?
6. Сформулируйте алгоритм научного познания.
7. Являются ли критерии научности едиными для всех эпох и социокультурных систем?
8. Какие проблемы называются структурированными, а какие — неструктурированными?
9. Чем подтверждается достоверность выводов о сущности и характере социальных процессов?
10. Что такое верификация?
11. Как возможно использование верификации в социальных исследованиях?
12. Можно ли считать принцип верификации главным признаком достоверности результатов, полученных социальными науками?
13. Какие требования следует применять к формулировке научных гипотез?
14. Чем отличаются научный и публицистический стили изложения?
15. В чем различие между прикладными и фундаментальными исследованиями?
16. Перечислите основные методологические подходы в социальных исследованиях и дайте их общую характеристику.
17. Какой критерий научности нарушает известный тезис советских времен «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»?
Тесты к теме
1. Какой из методов не является общенаучным?
Варианты ответа’.
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
2. Для какой науки характерно использование идиографнческого (индивидуализирующего) метода?
36
Исследование социально-экономических и политических процессов
Варианты ответа:
а) математика;
б) биология;
в) история;
г) химия.
3. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности?
Варианты ответа:
а) историзм;
б) типичность социальных фактов;
в) язык;
г) ценностное отношение к действительности.
4. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы?
Варианты ответа:
а) человек эгоистичен;
б) человек альтруистичен;
в) человек верит в авторитеты;
г) человек — иррациональное существо.
5. Отберите пример слабоструктурированной проблемы.
Варианты ответа:
а) оптимизации пассажиропотоков городского общественного транспорта;
б) прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
в) определение оптимального количества поступающей в школы единиц оргтехники;
г) укомплектование городских поликлиник врачами-терапевтами.
6. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе ее подтверждения результатов?
Варианты ответа:
а) релевантность;
б) проверяемость;
в) совместимость с существующим научным знанием;
г) объяснительная или предсказательная сила.
Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
Основные понятия. Индуктивный и дедуктивный способы научных представлений об обществе, социальных процессах. Эволюционный, функциональный и институциональный подходы к исследованию социальных процессов. Позитивизм в социальных науках.
Методологический комментарий к теме. Цель изучения данной темы заключается в осмыслении феномена общества и возможности применения к его изучению научных средств. Для достижения этой цели важно подвергнуть рефлексии возможные способы концентрации научной информации об общественных процессах и пути ее использования в получении достоверных результатов. Рассматривая различия между индуктивным и дедуктивным способами научных представлений об обществе, особое внимание следует обратить на специфику социального закона. А при ознакомлении с основными методологическими подходами — на определение того, что такое методологический подход и какую роль в получении значимых научных результатов играет его выбор.
Ситуации для анализа
Ситуация 1. Постиндустриальное общество
Одной из наиболее популярных и ярких теорий современного общества стала разработанная американским социологом Д. Беллом (1973) концепция постиндустриального общества, в основе которой лежит разделение всего общественного развития натри этапа. Первый этап — доиндустриальный — базируется главным образом на сельскохозяйственном производстве с церковью и армией как главными институтами общества. В индустриальном обществе сельскохозяйственное производство постепенно уступает место промышленному. Главным признаком постиндустриального общества становятся теоретические знания, аккумулируемые университетами н научно-исследовательскими учреждениями. Переход от индустриальной стадии к постиндустриальной сопровождается переходом от товаропроизводящей к обслуживающей экономике. Этот процесс означает: а) приоритет сферы услуг относительно сферы производства; б) изменение социальной
Предыдущая 1 .. 8 9 10 11 12 13 14 > 15 16 17 18 19 20 .. 88 >> Следующая
Источник
Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.
Тест № 1
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса: | Ответ 1 масштаб |
Ответ 2. вектор | |
Ответ 3. состав | |
Ответ 4. управляемость | |
Вопрос 2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса? | Ответ 1. избирательная кампания |
Ответ 2. социальная дифференциация | |
Ответ 3. муниципализация жилищного сектора | |
Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации? | Ответ 1. описание |
Ответ 2. объяснение | |
Ответ 3. понимание | |
Ответ 4. адаптация | |
Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов? | Ответ 1. многомерность |
Ответ 2. динамизм | |
Ответ 3. неравномерность | |
Ответ 4. обратимость | |
Вопрос 5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это… | Ответ 1. социальное управление |
Ответ 2. социальная система | |
Ответ 3. социальная граница | |
Ответ 4. социальный процесс | |
Вопрос 6. Какой из элементов лежит в основе политического процесса? | Ответ 1. эффективность общественного производства |
Ответ 2. власть | |
Ответ 3. деньги | |
Ответ 4. занятость | |
Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:? | Ответ 1. инновации-инвестиции |
Ответ2. цены-товар | |
Ответ 3. спрос-предложение | |
Ответ 4. вызов-реакция | |
Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? | Ответ 1. 2 стадии |
Ответ 2. 1 стадия | |
Ответ 3. 5 стадий | |
Ответ 4. неограниченное количество | |
Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется… | Ответ 1. сложным |
Ответ 2. направленным | |
Ответ 3. простым | |
Ответ 4. обратимым | |
Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют… | Ответ 1. революционные и эволюционные |
Ответ 2. стабильные и нестабильные | |
Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические | |
Ответ 4. естественные и санкционированные |
Тест № 2
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным? | Ответ 1 индукция |
Ответ 2. дедукция | |
Ответ 3. контент-анализ | |
Ответ 4. эксперимент | |
Вопрос 2. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы? | Ответ 1. человек эгоистичен |
Ответ 2. человек альтруистичен | |
Ответ 3. человек верит в авторитеты | |
Ответ 4. человек – иррациональное существо | |
Вопрос 3. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе её подтверждения результатов? | Ответ 1. релевантность |
Ответ 2. проверяемость | |
Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием | |
Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила | |
Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? | Ответ 1. политическая система общества |
Ответ 2. банки | |
Ответ 3. образование | |
Ответ 4. преступность | |
Вопрос 5. Какой принцип системного подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым? | Ответ 1. принцип эквифинальности |
Ответ 2. принцип слабого звена | |
Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности | |
Ответ 4. принцип неопределённости | |
Вопрос 6. Какое из свойств жёсткой системы не является характерным для неё? | Ответ 1. воспроизводимость |
Ответ 2. верифицируемость | |
Ответ 3. детерминированность | |
Ответ 4. вариативность | |
Вопрос 7. Функцией какого уровня социальной системы в теории Т. Парсонса является целедостижение (целеполагание)? | Ответ 1. организма |
Ответ 2. личности | |
Ответ 3. общества | |
Ответ 4. культуры | |
Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? | Ответ 1. эволюционизма |
Ответ 2. функционализма | |
Ответ 3. бихевиоризма | |
Ответ 4. институционализма | |
Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? | Ответ 1. математика |
Ответ 2. биология | |
Ответ 3. история | |
Ответ 4. химия | |
Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? | Ответ 1. историзм |
Ответ 2. типичность социальных фактов | |
Ответ 3. язык | |
Ответ 4. ценностное отношение к действительности | |
Тест № 3
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка научно-исследовательской программы? | Ответ 1 с определения ресурсной базы программы |
Ответ 2. с определения целей программы | |
Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий | |
Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением | |
Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования? | Ответ 1. первичная информация |
Ответ 2. вторичная информация | |
Ответ 3. третичная информация | |
Ответ 4. открытая информация | |
Вопрос 3. Какой разновидности интервью не может быть ? | Ответ 1. глубинное интервью |
Ответ 2. фокусированное интервью | |
Ответ 3. анкетное интервью | |
Ответ 4. свободное интервью | |
Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся: | Ответ 1. достоверность |
Ответ 2. измеримость | |
Ответ 3. стабильность получения | |
Ответ 4. релевантность | |
Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? | Ответ 1. линейно-функциональная |
Ответ 2. линейно-штабная | |
Ответ 3. матричная | |
Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования? | Ответ 1. лонгитюдное |
Ответ 2. перекрёстное | |
Ответ 3. когортное | |
Ответ 4. панельное | |
Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала? | Ответ 1. наблюдение |
Ответ 2. опрос | |
Ответ 3. классификация | |
Ответ 4. имитация | |
Тест № 4
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? | Ответ 1 рекурсивные |
Ответ 2. нерекурсивные | |
Ответ 3. положительные | |
Вопрос 2. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть? | Ответ 1. разработка рабочего плана |
Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий | |
Ответ 3. обоснование выборки | |
Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных | |
Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах? | Ответ 1. квотная выборка |
Ответ 2. гнездовая | |
Ответ 3. сплошная | |
Ответ 4. простая случайная | |
Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента? | Ответ 1. номинальная |
Ответ 2. порядковая | |
Ответ 3. ранговая | |
Ответ 4. интервальная | |
Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: | Ответ 1. достоверностью результатов |
Ответ 2. контролируемостью событий | |
Ответ 3. устойчивостью во времени | |
Ответ 4. соответствием качества объекта | |
Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? | Ответ1. параметрический |
Ответ 2. взвешанный | |
Ответ 3.непараметрический | |
Ответ 4. чувствительности | |
Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? | Ответ1. линейные |
Ответ 2. концентрические | |
Ответ 3. параболические | |
Ответ 4. циклические | |
Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? | Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций |
Ответ 2. метод фокальных объектов | |
Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа | |
Ответ 4. метод Дельфы | |
Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? | Ответ1. динамика ВВП |
Ответ 2. динамика фонда заработной платы | |
Ответ 3. численность населения | |
Ответ 4. электоральные ожидания | |
Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? | Ответ1. математических |
Ответ 2. невербальных | |
Ответ 3. предметных | |
Ответ 4. знаковых |
Источник