Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной на

Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.
Тест № 1
| Контрольные вопросы | Возможные ответы | 
| Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса: | Ответ 1 масштаб | 
| Ответ 2. вектор | |
| Ответ 3. состав | |
| Ответ 4. управляемость | |
| Вопрос 2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса? | Ответ 1. избирательная кампания | 
| Ответ 2. социальная дифференциация | |
| Ответ 3. муниципализация жилищного сектора | |
| Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации? | Ответ 1. описание | 
| Ответ 2. объяснение | |
| Ответ 3. понимание | |
| Ответ 4. адаптация | |
| Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов? | Ответ 1. многомерность | 
| Ответ 2. динамизм | |
| Ответ 3. неравномерность | |
| Ответ 4. обратимость | |
| Вопрос 5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это… | Ответ 1. социальное управление | 
| Ответ 2. социальная система | |
| Ответ 3. социальная граница | |
| Ответ 4. социальный процесс | |
| Вопрос 6. Какой из элементов лежит в основе политического процесса? | Ответ 1. эффективность общественного производства | 
| Ответ 2. власть | |
| Ответ 3. деньги | |
| Ответ 4. занятость | |
| Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:? | Ответ 1. инновации-инвестиции | 
| Ответ2. цены-товар | |
| Ответ 3. спрос-предложение | |
| Ответ 4. вызов-реакция | |
| Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? | Ответ 1. 2 стадии | 
| Ответ 2. 1 стадия | |
| Ответ 3. 5 стадий | |
| Ответ 4. неограниченное количество | |
| Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется… | Ответ 1. сложным | 
| Ответ 2. направленным | |
| Ответ 3. простым | |
| Ответ 4. обратимым | |
| Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют… | Ответ 1. революционные и эволюционные | 
| Ответ 2. стабильные и нестабильные | |
| Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические | |
| Ответ 4. естественные и санкционированные | 
Тест № 2
| Контрольные вопросы | Возможные ответы | 
| Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным? | Ответ 1 индукция | 
| Ответ 2. дедукция | |
| Ответ 3. контент-анализ | |
| Ответ 4. эксперимент | |
| Вопрос 2. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы? | Ответ 1. человек эгоистичен | 
| Ответ 2. человек альтруистичен | |
| Ответ 3. человек верит в авторитеты | |
| Ответ 4. человек – иррациональное существо | |
| Вопрос 3. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе её подтверждения результатов? | Ответ 1. релевантность | 
| Ответ 2. проверяемость | |
| Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием | |
| Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила | |
| Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? | Ответ 1. политическая система общества | 
| Ответ 2. банки | |
| Ответ 3. образование | |
| Ответ 4. преступность | |
| Вопрос 5. Какой принцип системного подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым? | Ответ 1. принцип эквифинальности | 
| Ответ 2. принцип слабого звена | |
| Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности | |
| Ответ 4. принцип неопределённости | |
| Вопрос 6. Какое из свойств жёсткой системы не является характерным для неё? | Ответ 1. воспроизводимость | 
| Ответ 2. верифицируемость | |
| Ответ 3. детерминированность | |
| Ответ 4. вариативность | |
| Вопрос 7. Функцией какого уровня социальной системы в теории Т. Парсонса является целедостижение (целеполагание)? | Ответ 1. организма | 
| Ответ 2. личности | |
| Ответ 3. общества | |
| Ответ 4. культуры | |
| Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? | Ответ 1. эволюционизма | 
| Ответ 2. функционализма | |
| Ответ 3. бихевиоризма | |
| Ответ 4. институционализма | |
| Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? | Ответ 1. математика | 
| Ответ 2. биология | |
| Ответ 3. история | |
| Ответ 4. химия | |
| Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? | Ответ 1. историзм | 
| Ответ 2. типичность социальных фактов | |
| Ответ 3. язык | |
| Ответ 4. ценностное отношение к действительности | |
Тест № 3
| Контрольные вопросы | Возможные ответы | 
| Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка научно-исследовательской программы? | Ответ 1 с определения ресурсной базы программы | 
| Ответ 2. с определения целей программы | |
| Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий | |
| Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением | |
| Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования? | Ответ 1. первичная информация | 
| Ответ 2. вторичная информация | |
| Ответ 3. третичная информация | |
| Ответ 4. открытая информация | |
| Вопрос 3. Какой разновидности интервью не может быть ? | Ответ 1. глубинное интервью | 
| Ответ 2. фокусированное интервью | |
| Ответ 3. анкетное интервью | |
| Ответ 4. свободное интервью | |
| Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся: | Ответ 1. достоверность | 
| Ответ 2. измеримость | |
| Ответ 3. стабильность получения | |
| Ответ 4. релевантность | |
| Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? | Ответ 1. линейно-функциональная | 
| Ответ 2. линейно-штабная | |
| Ответ 3. матричная | |
| Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования? | Ответ 1. лонгитюдное | 
| Ответ 2. перекрёстное | |
| Ответ 3. когортное | |
| Ответ 4. панельное | |
| Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала? | Ответ 1. наблюдение | 
| Ответ 2. опрос | |
| Ответ 3. классификация | |
| Ответ 4. имитация | |
Тест № 4
| Контрольные вопросы | Возможные ответы | 
| Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? | Ответ 1 рекурсивные | 
| Ответ 2. нерекурсивные | |
| Ответ 3. положительные | |
| Вопрос 2. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть? | Ответ 1. разработка рабочего плана | 
| Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий | |
| Ответ 3. обоснование выборки | |
| Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных | |
| Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах? | Ответ 1. квотная выборка | 
| Ответ 2. гнездовая | |
| Ответ 3. сплошная | |
| Ответ 4. простая случайная | |
| Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента? | Ответ 1. номинальная | 
| Ответ 2. порядковая | |
| Ответ 3. ранговая | |
| Ответ 4. интервальная | |
| Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: | Ответ 1. достоверностью результатов | 
| Ответ 2. контролируемостью событий | |
| Ответ 3. устойчивостью во времени | |
| Ответ 4. соответствием качества объекта | |
| Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? | Ответ1. параметрический | 
| Ответ 2. взвешанный | |
| Ответ 3.непараметрический | |
| Ответ 4. чувствительности | |
| Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? | Ответ1. линейные | 
| Ответ 2. концентрические | |
| Ответ 3. параболические | |
| Ответ 4. циклические | |
| Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? | Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций | 
| Ответ 2. метод фокальных объектов | |
| Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа | |
| Ответ 4. метод Дельфы | |
| Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? | Ответ1. динамика ВВП | 
| Ответ 2. динамика фонда заработной платы | |
| Ответ 3. численность населения | |
| Ответ 4. электоральные ожидания | |
| Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? | Ответ1. математических | 
| Ответ 2. невербальных | |
| Ответ 3. предметных | |
| Ответ 4. знаковых | 
Источник
Традиционное аграрное общество – это… 8 класс. Какое общество традиционное? Переход от традиционного общества к обществу индустриальному – промышленная революция. Признаки и черты традиционного общества, характеристика. В какие века оно существовало? Традиционное общество – таблица.
Питер Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1567-1568 гг.
Что такое традиционное общество? Характеристика
В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.
Традиционное общество – это общество, которое регулируется традицией и обычаями, то есть опытом прошлых поколений. Для таких обществ характерны жесткая сословная иерархия и низкая социальная мобильность, религиозная культура, традиционная экономическая система (натуральное хозяйство, ручной труд, общая собственность на землю и капитал).
Традиционное общество стремится сохранить свои устои и меняется постепенно – его эволюция обычно происходит на протяжении нескольких поколений.
Синонимы к термину «традиционное общество» – доиндустриальное общество, аграрное общество. Аграрным обычно называют общество, где более 50% населения заняты в сельском хозяйстве. Не любое традиционное общество является аграрным – бывают, к примеру, традиционные общества охотников-собирателей.
Крестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
Примеры традиционных обществ
Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.
Так, на Руси существовало деление на сословия: крестьян, боярство, дворянство, духовенство, переход из сословия в сословие был затруднен. Крестьянин занимался сельским хозяйством и традиционными промыслами, как и его предки. Продукцию он производил не на продажу – для рынка – а для собственного потребления (натуральное хозяйство). Преобладала религиозная культура. Власть принадлежала монархам – князьям, а в дальнейшем царям.
Владимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.
Какое общество – традиционное? Признаки и черты
Экономика традиционного общества:
- Главный фактор производства – земля. 
- Основная сфера производства – сельское хозяйство. 
- Основной производимый продукт – пища. 
- Производство основано на ручном труде. 
- Господствует натуральное хозяйство. 
Социальная сфера:
- Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность. 
- Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа. 
Политическая сфера:
- Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству. 
- Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна. 
Духовная сфера:
- Господствуют традиционные религиозные ценности. 
- Коллективизм преобладает над индивидуализмом. 
Рисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия
Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция
Переход от традиционного общества к индустриальному происходит в рамках промышленной революции – замене ручного труда машинным.
Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.
Промышленная революция вызвала повышение производительности труда, быстрый прирост населения, урбанизацию – рост городов. Большинство населения теперь было занято в промышленном производстве. Главным средством производства стала не земля, а капитал. На смену традиционным религиозным ценностями пришли ценности индивидуального успеха.
Паровая машина. Гравюра XVIII века
Промышленная революция совершилась не одномоментно и не уничтожила традиционное общество полностью – в некоторых странах и регионах этот переход продолжается до сих пор.
Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.
Традиционное и индустриальное общество – сравнительная таблица различий
Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.
| Критерии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество | 
| Экономика | 
 | 
 | 
| Социальная сфера | Низкая социальная мобильность. Закрытые социальные структуры – сословия | Социальная мобильность повышается. Подвижные социальные структуры – классы | 
| Политика | Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления | Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии | 
| Духовная сфера | Религиозные ценности, коллективизм | Ценности прогресса, индивидуального успеха | 
Владимир Маковский. «На бульваре». 1877 г. На картине изображена жена-крестьянка, приехавшая к мужу-рабочему из деревни
Источник
 1. Каковы принципиальные отличия наук
 о природе от наук об обществе?
 2. Что объединяет и разъединяет
 естественные и социально-экономические
 науки?
 3. Какую роль играет язык в научном
 исследовании?
 4. Что такое парадигма? Как соотносятся
 понятия «парадигма» и «научная картина
 мира»?
5. Что такое принцип фальсификации?
 6. Сформулируйте алгоритм научного
 познания.
 7. Являются ли критерии научности
 едиными для всех эпох и социокультурных
 систем?
 8. Какие проблемы называются
 структурированными, а какие –
 неструктурированными?
 9. Чем подтверждается достоверность
 выводов о сущности и характере социальных
 процессов?
10. Что такое верификация?
 11. Как возможно использование
 верификации в социальных исследованиях?
 12. Можно ли считать принцип верификации
 главным признаком достоверности
 результатов, полученных социальными
 науками?
 13. Какие требования следует применять
 к формулировке научных гипотез?
 14. Чем отличаются научный и
 публицистический стили изложения?
 15. В чем различие между прикладными
 и фундаментальными исследованиями?
 16. Перечислите основные методологические
 подходы в социальных исследованиях и
 дайте их общую характеристику.
 17. Какой критерий научности нарушает
 известный тезис советских времен «Учение
 Маркса всесильно, потому что оно верно»?
Тесты к теме
 1.Какой из методов не является
 общенаучным?
Варианты ответа:
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
 2.Для какой науки характерно
 использование идиографического
 (индивидуализирующего) метода?
Варианты ответа:
а) математика;
б) биология;
в) история;
г) химия.
 3.Какое свойство социальных наук
 роднит их с критериями традиционной
 научности?
Варианты ответа:
а) историзм;
б) типичность социальных фактов;
в) язык;
г) ценностное отношение к действительности.
 4.Какое представление о человеке
 присуще экономическому пониманию его
 природы?
Варианты ответа:
а) человек эгоистичен;
б) человек альтруистичен;
в) человек верит в авторитеты;
г) человек – иррациональное существо.
 5.Отберите пример слабоструктурированной
 проблемы.
Варианты ответа:
 а) оптимизации пассажиропотоков
 городского общественного транспорта;
 б) прогнозирование чрезвычайных
 ситуаций;
 в) определение оптимального количества
 поступающей в школы единиц оргтехники;
 г) укомплектование городских поликлиник
 врачами-терапевтами.
 6.Какое из требований, предъявляемых
 к научной гипотезе, выражает необходимость
 верификации полученных в ходе ее
 подтверждения результатов?
Варианты ответа:
а) релевантность;
б) проверяемость;
 в) совместимость с существующим
 научным знанием;
 г) объяснительная или предсказательная
 сила.
Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
 Основные понятия. Индуктивный и
 дедуктивный способы научных представлений
 об обществе, социальных процессах.
 Эволюционный, функциональный и
 институциональный подходы к исследованию
 социальных процессов. Позитивизм в
 социальных науках.
 Методологический комментарий к теме.
 Цель изучения данной темы заключается
 в осмыслении феномена общества и
 возможности применения к его изучению
 научных средств. Для достижения этой
 цели важно подвергнуть рефлексии
 возможные способы концентрации научной
 информации об общественных процессах
 и пути ее использования в получении
 достоверных результатов. Рассматривая
 различия между индуктивным и дедуктивным
 способами научных представлений об
 обществе, особое внимание следует
 обратить на специфику социального
 закона. А при ознакомлении с основными
 методологическими подходами – на
 определение того, что такое методологический
 подход и какую роль в получении значимых
 научных результатов играет его выбор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
