Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной на
Тестовые задания целесообразно использовать для осуществления текущего и рубежного контроля (в этом случае используется итоговый тест). При разработке тестовых заданий автор придерживалась установки на отработку понятийного аппарата, используемого в практике проведения исследования социально-экономических и политических процессов. Благодаря избранной логике подачи материала (четырёхуровневость проведения практических занятий), усвоение учебного материала осуществляется более последовательно и эффективно.
Тест № 1
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какое из перечисленных ниже свойств не является характерным для социального процесса: | Ответ 1 масштаб |
Ответ 2. вектор | |
Ответ 3. состав | |
Ответ 4. управляемость | |
Вопрос 2. Какое из перечисленных ниже явлений можно отнести к категории социального процесса? | Ответ 1. избирательная кампания |
Ответ 2. социальная дифференциация | |
Ответ 3. муниципализация жилищного сектора | |
Вопрос 3. Какой из способов отображения социальных процессов не является элементом когнитивной актуализации? | Ответ 1. описание |
Ответ 2. объяснение | |
Ответ 3. понимание | |
Ответ 4. адаптация | |
Вопрос 4. Какое свойство не является характерным для социально-экономических и политических процессов? | Ответ 1. многомерность |
Ответ 2. динамизм | |
Ответ 3. неравномерность | |
Ответ 4. обратимость | |
Вопрос 5. Целостность, выступающая в форме взаимосвязанных социальных структур, социальных норм и ценностей, регулирующих связи и отношения между людьми – это… | Ответ 1. социальное управление |
Ответ 2. социальная система | |
Ответ 3. социальная граница | |
Ответ 4. социальный процесс | |
Вопрос 6. Какой из элементов лежит в основе политического процесса? | Ответ 1. эффективность общественного производства |
Ответ 2. власть | |
Ответ 3. деньги | |
Ответ 4. занятость | |
Вопрос 7. Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса:? | Ответ 1. инновации-инвестиции |
Ответ2. цены-товар | |
Ответ 3. спрос-предложение | |
Ответ 4. вызов-реакция | |
Вопрос 8. Сколько стадий у типичного социального процесса? | Ответ 1. 2 стадии |
Ответ 2. 1 стадия | |
Ответ 3. 5 стадий | |
Ответ 4. неограниченное количество | |
Вопрос 9. Процессы, объяснение которых укладывается в известную наблюдателю схему называется… | Ответ 1. сложным |
Ответ 2. направленным | |
Ответ 3. простым | |
Ответ 4. обратимым | |
Вопрос 10. С точки зрения способа стимулирования политических процессов выделяют… | Ответ 1. революционные и эволюционные |
Ответ 2. стабильные и нестабильные | |
Ответ 3. внутриполитические и внешнеполитические | |
Ответ 4. естественные и санкционированные |
Тест № 2
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. Какой из методов не является общенаучным? | Ответ 1 индукция |
Ответ 2. дедукция | |
Ответ 3. контент-анализ | |
Ответ 4. эксперимент | |
Вопрос 2. Какое представление о человеке присуще экономическому пониманию его природы? | Ответ 1. человек эгоистичен |
Ответ 2. человек альтруистичен | |
Ответ 3. человек верит в авторитеты | |
Ответ 4. человек – иррациональное существо | |
Вопрос 3. Какое из требований, предъявляемых к научной гипотезе, выражает необходимость верификации полученных в ходе её подтверждения результатов? | Ответ 1. релевантность |
Ответ 2. проверяемость | |
Ответ 3. совместимость с существующим научным знанием | |
Ответ 4.. объяснительная или предсказательная сила | |
Вопрос 4. Что из нижеперечисленного не является социальным институтом? | Ответ 1. политическая система общества |
Ответ 2. банки | |
Ответ 3. образование | |
Ответ 4. преступность | |
Вопрос 5. Какой принцип системного подхода непосредственно был разработан русским учёным А.А. Богдановым? | Ответ 1. принцип эквифинальности |
Ответ 2. принцип слабого звена | |
Ответ 3. принцип функциональной эквивалентности | |
Ответ 4. принцип неопределённости | |
Вопрос 6. Какое из свойств жёсткой системы не является характерным для неё? | Ответ 1. воспроизводимость |
Ответ 2. верифицируемость | |
Ответ 3. детерминированность | |
Ответ 4. вариативность | |
Вопрос 7. Функцией какого уровня социальной системы в теории Т. Парсонса является целедостижение (целеполагание)? | Ответ 1. организма |
Ответ 2. личности | |
Ответ 3. общества | |
Ответ 4. культуры | |
Вопрос 8. Методологии какого подхода принадлежит процедура измерения трансакционных издержек? | Ответ 1. эволюционизма |
Ответ 2. функционализма | |
Ответ 3. бихевиоризма | |
Ответ 4. институционализма | |
Вопрос 9. Для какой науки характерно использование идиографического метода? | Ответ 1. математика |
Ответ 2. биология | |
Ответ 3. история | |
Ответ 4. химия | |
Вопрос 10. Какое свойство социальных наук роднит их с критериями традиционной научности? | Ответ 1. историзм |
Ответ 2. типичность социальных фактов | |
Ответ 3. язык | |
Ответ 4. ценностное отношение к действительности | |
Тест № 3
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. С чего должна начинаться подготовка научно-исследовательской программы? | Ответ 1 с определения ресурсной базы программы |
Ответ 2. с определения целей программы | |
Ответ 3. с разработки перечня программных мероприятий | |
Ответ 4. с организации системы контроля за её выполнением | |
Вопрос 2. Какой тип информации предполагает использование данных, собранных безотносительно к целям настоящего исследования? | Ответ 1. первичная информация |
Ответ 2. вторичная информация | |
Ответ 3. третичная информация | |
Ответ 4. открытая информация | |
Вопрос 3. Какой разновидности интервью не может быть ? | Ответ 1. глубинное интервью |
Ответ 2. фокусированное интервью | |
Ответ 3. анкетное интервью | |
Ответ 4. свободное интервью | |
Вопрос 4. К требованиям, предъявляемым к качеству фактологической информации, не относятся: | Ответ 1. достоверность |
Ответ 2. измеримость | |
Ответ 3. стабильность получения | |
Ответ 4. релевантность | |
Вопрос 5. Какая организационная структура наиболее адекватна исследовательской деятельности организации по заказам? | Ответ 1. линейно-функциональная |
Ответ 2. линейно-штабная | |
Ответ 3. матричная | |
Вопрос 6. Какая стратегия социального обследования предполагает однократное погружение в объект исследования? | Ответ 1. лонгитюдное |
Ответ 2. перекрёстное | |
Ответ 3. когортное | |
Ответ 4. панельное | |
Вопрос 7. Какой из нижеперечисленных методов не используется при сборе фактологического материала? | Ответ 1. наблюдение |
Ответ 2. опрос | |
Ответ 3. классификация | |
Ответ 4. имитация | |
Тест № 4
Контрольные вопросы | Возможные ответы |
Вопрос 1. В каких моделях причинного воздействия все действия должны осуществляться в одном направлении? | Ответ 1 рекурсивные |
Ответ 2. нерекурсивные | |
Ответ 3. положительные | |
Вопрос 2. Какой элемент социологической программы не входит в её процедурную часть? | Ответ 1. разработка рабочего плана |
Ответ 2. интерпретация и операционализация понятий | |
Ответ 3. обоснование выборки | |
Ответ 4. разработка схемы сбора и анализа исходных данных | |
Вопрос 3. Какой тип выборки лежит в основе отбора групп с последующим сплошным опросом в отобранных группах? | Ответ 1. квотная выборка |
Ответ 2. гнездовая | |
Ответ 3. сплошная | |
Ответ 4. простая случайная | |
Вопрос 4. Какой вид шкалы используется при идентификации возраста респондента? | Ответ 1. номинальная |
Ответ 2. порядковая | |
Ответ 3. ранговая | |
Ответ 4. интервальная | |
Вопрос 5. Надёжность исследования характеризуется: | Ответ 1. достоверностью результатов |
Ответ 2. контролируемостью событий | |
Ответ 3. устойчивостью во времени | |
Ответ 4. соответствием качества объекта | |
Вопрос 6. Какой из критериев не относится к социометрическим? | Ответ1. параметрический |
Ответ 2. взвешанный | |
Ответ 3.непараметрический | |
Ответ 4. чувствительности | |
Вопрос 7. Какие виды социограмм можно выделить? | Ответ1. линейные |
Ответ 2. концентрические | |
Ответ 3. параболические | |
Ответ 4. циклические | |
Вопрос 8. Какой экспертный метод предполагает обязательное коллективное участие в принятии решения? | Ответ1. метод гирлянд и ассоциаций |
Ответ 2. метод фокальных объектов | |
Ответ 3. метод Черчмена-Акоффа | |
Ответ 4. метод Дельфы | |
Вопрос 9. Какой процесс нельзя смоделировать? | Ответ1. динамика ВВП |
Ответ 2. динамика фонда заработной платы | |
Ответ 3. численность населения | |
Ответ 4. электоральные ожидания | |
Вопрос 10. Каких моделей нет вообще? | Ответ1. математических |
Ответ 2. невербальных | |
Ответ 3. предметных | |
Ответ 4. знаковых |
Источник
Традиционное аграрное общество – это… 8 класс. Какое общество традиционное? Переход от традиционного общества к обществу индустриальному – промышленная революция. Признаки и черты традиционного общества, характеристика. В какие века оно существовало? Традиционное общество – таблица.
Питер Брейгель Старший. «Крестьянский танец». 1567-1568 гг.
Что такое традиционное общество? Характеристика
В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.
Традиционное общество – это общество, которое регулируется традицией и обычаями, то есть опытом прошлых поколений. Для таких обществ характерны жесткая сословная иерархия и низкая социальная мобильность, религиозная культура, традиционная экономическая система (натуральное хозяйство, ручной труд, общая собственность на землю и капитал).
Традиционное общество стремится сохранить свои устои и меняется постепенно – его эволюция обычно происходит на протяжении нескольких поколений.
Синонимы к термину «традиционное общество» – доиндустриальное общество, аграрное общество. Аграрным обычно называют общество, где более 50% населения заняты в сельском хозяйстве. Не любое традиционное общество является аграрным – бывают, к примеру, традиционные общества охотников-собирателей.
Крестьянин в поле. Роспись из древнеегипетской гробницы. Источник: Википедия
Примеры традиционных обществ
Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции: Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc.
Так, на Руси существовало деление на сословия: крестьян, боярство, дворянство, духовенство, переход из сословия в сословие был затруднен. Крестьянин занимался сельским хозяйством и традиционными промыслами, как и его предки. Продукцию он производил не на продажу – для рынка – а для собственного потребления (натуральное хозяйство). Преобладала религиозная культура. Власть принадлежала монархам – князьям, а в дальнейшем царям.
Владимир Маковский. «Крестьянские дети». 1890 г.
Какое общество – традиционное? Признаки и черты
Экономика традиционного общества:
Главный фактор производства – земля.
Основная сфера производства – сельское хозяйство.
Основной производимый продукт – пища.
Производство основано на ручном труде.
Господствует натуральное хозяйство.
Социальная сфера:
Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.
Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.
Политическая сфера:
Преобладают монархические формы правления, власть передается по наследству.
Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна.
Духовная сфера:
Господствуют традиционные религиозные ценности.
Коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Рисунок из средневековой французской рукописи изображает три сословия: духовенство, рыцарство и крестьянство. Источник: Википедия
Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция
Переход от традиционного общества к индустриальному происходит в рамках промышленной революции – замене ручного труда машинным.
Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.
Промышленная революция вызвала повышение производительности труда, быстрый прирост населения, урбанизацию – рост городов. Большинство населения теперь было занято в промышленном производстве. Главным средством производства стала не земля, а капитал. На смену традиционным религиозным ценностями пришли ценности индивидуального успеха.
Паровая машина. Гравюра XVIII века
Промышленная революция совершилась не одномоментно и не уничтожила традиционное общество полностью – в некоторых странах и регионах этот переход продолжается до сих пор.
Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.
Традиционное и индустриальное общество – сравнительная таблица различий
Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.
Критерии сравнения | Традиционное общество | Индустриальное общество |
Экономика |
|
|
Социальная сфера | Низкая социальная мобильность. Закрытые социальные структуры – сословия | Социальная мобильность повышается. Подвижные социальные структуры – классы |
Политика | Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления | Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии |
Духовная сфера | Религиозные ценности, коллективизм | Ценности прогресса, индивидуального успеха |
Владимир Маковский. «На бульваре». 1877 г. На картине изображена жена-крестьянка, приехавшая к мужу-рабочему из деревни
Источник
1. Каковы принципиальные отличия наук
о природе от наук об обществе?
2. Что объединяет и разъединяет
естественные и социально-экономические
науки?
3. Какую роль играет язык в научном
исследовании?
4. Что такое парадигма? Как соотносятся
понятия «парадигма» и «научная картина
мира»?
5. Что такое принцип фальсификации?
6. Сформулируйте алгоритм научного
познания.
7. Являются ли критерии научности
едиными для всех эпох и социокультурных
систем?
8. Какие проблемы называются
структурированными, а какие –
неструктурированными?
9. Чем подтверждается достоверность
выводов о сущности и характере социальных
процессов?
10. Что такое верификация?
11. Как возможно использование
верификации в социальных исследованиях?
12. Можно ли считать принцип верификации
главным признаком достоверности
результатов, полученных социальными
науками?
13. Какие требования следует применять
к формулировке научных гипотез?
14. Чем отличаются научный и
публицистический стили изложения?
15. В чем различие между прикладными
и фундаментальными исследованиями?
16. Перечислите основные методологические
подходы в социальных исследованиях и
дайте их общую характеристику.
17. Какой критерий научности нарушает
известный тезис советских времен «Учение
Маркса всесильно, потому что оно верно»?
Тесты к теме
1.Какой из методов не является
общенаучным?
Варианты ответа:
а) индукция;
б) дедукция;
в) контент-анализ;
г) эксперимент.
2.Для какой науки характерно
использование идиографического
(индивидуализирующего) метода?
Варианты ответа:
а) математика;
б) биология;
в) история;
г) химия.
3.Какое свойство социальных наук
роднит их с критериями традиционной
научности?
Варианты ответа:
а) историзм;
б) типичность социальных фактов;
в) язык;
г) ценностное отношение к действительности.
4.Какое представление о человеке
присуще экономическому пониманию его
природы?
Варианты ответа:
а) человек эгоистичен;
б) человек альтруистичен;
в) человек верит в авторитеты;
г) человек – иррациональное существо.
5.Отберите пример слабоструктурированной
проблемы.
Варианты ответа:
а) оптимизации пассажиропотоков
городского общественного транспорта;
б) прогнозирование чрезвычайных
ситуаций;
в) определение оптимального количества
поступающей в школы единиц оргтехники;
г) укомплектование городских поликлиник
врачами-терапевтами.
6.Какое из требований, предъявляемых
к научной гипотезе, выражает необходимость
верификации полученных в ходе ее
подтверждения результатов?
Варианты ответа:
а) релевантность;
б) проверяемость;
в) совместимость с существующим
научным знанием;
г) объяснительная или предсказательная
сила.
Тема 3. Общество как предмет социальных исследований
Основные понятия. Индуктивный и
дедуктивный способы научных представлений
об обществе, социальных процессах.
Эволюционный, функциональный и
институциональный подходы к исследованию
социальных процессов. Позитивизм в
социальных науках.
Методологический комментарий к теме.
Цель изучения данной темы заключается
в осмыслении феномена общества и
возможности применения к его изучению
научных средств. Для достижения этой
цели важно подвергнуть рефлексии
возможные способы концентрации научной
информации об общественных процессах
и пути ее использования в получении
достоверных результатов. Рассматривая
различия между индуктивным и дедуктивным
способами научных представлений об
обществе, особое внимание следует
обратить на специфику социального
закона. А при ознакомлении с основными
методологическими подходами – на
определение того, что такое методологический
подход и какую роль в получении значимых
научных результатов играет его выбор.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник