Какое свойство самодостоверности сознания
Тест 8. Сознание и самосознание
1. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
а) волей;
б) рефлексом;
в) сознанием;
г) эмоциями.
2. Психологической характеристикой сознания не является:
а) активность;
б) мотивированность;
в) интенциональность;
г) реактивность.
3. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:
а) физиологическое;
б) реальное;
в) идеальное;
г) активное.
4. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания является:
а) Дж. Локк;
б) В.М. Бехтерев;
в) У. Джемс;
г) В. Вундт.
5. При исследовании сознания в контексте структуралистского подхода использовался метод:
а) интроспекции;
б) наблюдения;
в) эксперимента;
г) контент-анализа.
6. Порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта в теории:
а) С.Л. Рубинштейна.
б) А.Н. Леонтьева;
в) А.Р. Лурии;
г) В.В. Столина.
7. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать:
а) У. Джемс;
б) В. Вундт;
в) Г.В. Фартинг;
г) Э. Вебер.
8. Для нормального состояния сознания характерно(а):
а) гиперактивность;
б) наличие а-ритмов;
в) сумеречное состояние сознания;
г) легкое переключение внимания.
9. Психическое состояние как характеристика индивидуального акта сознания не детерминировано:
а) предшествующей ситуацией;
б) наличной ситуацией;
в) ожидаемой ситуацией;
г) непланируемой ситуацией.
10. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется уровнем психической активности:
а) низким;
б) средним;
в) высоким;
г) повышенным.
11. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется:
а) конкретностью;
б) предметностью;
в) всегда высокой степенью (уровнем) ясности;
г) объективностью.
12. По отношению к функционированию (состоянию) человека, его психике сознание не является особым(ой):
а) уровнем;
б) формой;
в) способом;
г) автоматизмом.
13. Согласно современным исследованиям объем актуального сознания оценивается величиной:
а) 5 ± 2;
б) 6 ± 2;
в) 7 ± 2;
г) 8 ± 2.
14. В качестве особого рода реальности сознание не обладает свойством:
а) эвидентности;
б) рефлексивности;
в) интенциональности;
г) интернальности.
15. Свойство самодостоверности сознания проявляется как:
а) эвидентность;
б) рефлексивность;
в) интенциональность;
г) субъективность.
16. Свойство самопорожденности сознания, его самообусловленности проявляется как:
а) эвидентность;
б) рефлексивность;
в) интенциональность;
г) субъективность.
17. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее:
а) через 5 стадий;
б) через 6 стадий;
в) через 7 стадий;
г) через 8 стадий.
18. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:
а) Р. Декартом;
б) Г. Лейбницем;
в) З. Фрейдом;
г) Дж. Локком.
19. Понятие бессознательного обрело конкретно-психологический смысл в концепции:
а) З. Фрейда;
б) Г. Лейбница;
в) К. Юнга;
г) А. Адлера.
20. В концепции психоанализа З. Фрейда во взаимоотношениях сознательного и бессознательного на первом плане стоят параметры:
а) операционно-регуляторные;
б) пространственно-временные;
в) энергетические;
г) содержательные.
21. А. Адлером бессознательное трактуется как:
а) мотивационные ожидания;
б) подавленные воспоминания и переживания, организованные в комплексы;
в) скрытые биологически обусловленные мотивы;
г) скрытые социально обусловленные мотивы.
22. Эффективность функционирования психики личности тем выше, чем больше сознательного трансформировано на бессознательном уровне согласно закону:
а) Блонделя;
б) Бунзена – Роско;
в) Дондерса;
г) Клапареда.
23. Признаком, общим для всех видов помрачения сознания, является:
а) соскальзывание;
б) разноплановость;
в) агнозия;
г) бессвязность мышления.
24. Самосознание можно определить как:
а) повышенное внимание к себе;
б) уровень притязаний;
в) направленность личности;
г) образ себя.
25. Первые теоретические разработки в области Я-концепции принадлежат:
а) В. Вундту;
б) К. Роджерсу;
в) Л.С. Выготскому;
г) У. Джемсу.
26. Понятие «Я-концепция» зародилось в русле психологии:
а) гуманистической;
б) когнитивной;
в) гештальтпсихологии;
г) культурно-исторической.
27. Я-концепция сформулирована:
а) в 1940-е гг.;
б) в 1950-е гг.;
в) в 1960-е гг.;
г) в 1970-е гг.
28. Возникновение самосознания не связано:
а) с процессом дифференциации внешних ощущений;
б) с процессом дифференциации внутренних ощущений;
в) с увеличением произвольности движений;
г) с увеличением непроизвольности.
29. Самосознание как этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, исследовал:
а) В.М. Бехтерев;
б) Л.С. Выготский;
в) И.М. Сеченов;
г) П.П. Блонский.
30. Сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно, по мнению:
а) В.В. Столина;
б) В.М. Бехтерева;
в) И.М. Сеченова;
г) В. Вундта.
31. По С.Л. Рубинштейну, самосознание:
а) предшествует развитию сознания;
б) является этапом в развитии сознания;
в) возникает одновременно с сознанием;
г) развивается одновременно с сознанием.
32. Первый уровень развития самосознания характеризуется осознанием:
а) биологических потребностей;
б) уровня притязаний;
в) значимых отношений;
г) социальных потребностей.
33. Психологическим механизмом самосознания выступает:
а) эмпатия;
б) рефлексия;
в) идентификация;
г) атрибуция.
34. Оценка личностью себя, своих возможностей, личностных качеств и места в системе межличностных отношений называется:
а) самооценкой;
б) самопрезентацией;
в) самовосприятием;
г) самоощущением.
35. Образы сознания, не предстающие перед субъектом в его внутреннем плане, выполняют функцию:
а) самопознания;
б) самоотношения;
в) саморегуляции;
г) самообразования.
36. Способность принять позицию исследователя, чтобы понять самого себя, свои поступки, мысли и чувства, составляет сущность рефлексии:
а) интеллектуальной;
б) логической;
в) социальной;
г) перцептивной.
37. Рефлексия в области мышления получила название:
а) интеллектуальной;
б) личностной;
в) социальной;
г) познавательной.
38. Каким образом у человека появляется образ «Я»?
а) Дается от природы.
б) Формируется в младенческом возрасте.
в) Формируется в детстве к 2-3 годам.
г) Формируется постепенно и в основном складывается в юношеском возрасте.
39. Завышенная самооценка …
а) способствует развитию и успеху личности;
б) никак не сказывается на взаимоотношениях с окружающими;
в) может стать причиной конфликтов, утраты межличностных контактов,
замкнутости;
г) только иногда мешает процессу общения.
40. Самооценка …
а) всегда отчетливо осознается;
б) почти никогда не осознается;
в) иногда не осознается, но всегда влияет на поведение;
г) часто не осознается, и поэтому не влияет на поведение.
41. Какие основные компоненты включает в себя образ «Я»?
а) Когнитивный и волевой.
б) Эмоционально-оценочный и когнитивный.
в) Когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.
г) Эмоционально-оценочный, поведенческий и волевой.
42. Самосознание личности включает в себя следующие компоненты: …
а) самопознание;
б) самопознание и самоотношение;
в) самопознание и саморегуляцию;
г) самопознание, самоотношение и саморегуляцию.
43. Элементами самосознания личности являются …
а) уровень притязаний и самооценка;
б) самооценка, ожидаемая оценка и уровень притязаний;
в) уровень притязаний, самооценка и оценка референтной группой;
г) уровень притязаний и ожидаемая оценка.
44. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются …
а) недостаточной критичностью в оценке результатов и уверенностью в себе;
б) уверенностью в себе и настойчивостью;
в) большой продуктивностью и критичностью в оценке результатов;
г) уверенностью в себе, настойчивостью, большой продуктивностью и
критичностью в оценке результатов.
45. Американский психолог У. Джеймс считал, что самоуважение человека…
а) прямо пропорционально его самооценке и обратно пропорционально уровню притязаний;
б) прямо пропорционально его успеху (реальным достижениям) и обратно пропорционально уровню притязаний;
в) прямо пропорционально самооценке, уровню притязаний и реальным достижениям (успеху) человека;
г) прямо пропорционально его самооценке и уровню притязаний;
46. Неосознаваемыми могут быть …
а) потребности, мотивы, цели;
б) потребности и мотивы;
в) цели и мотивы;
г) только потребности;
д) только мотивы;
е) только цели.
Источник
Малахова Н.В., Самодостоверность как динамическая конструкция сознания / Актуальные проблемы современной когнитивной науки. Материалы пятой всероссийской научно-практической конференции с международным участием (18-20 октября 2012 года). Иваново: ОАО «Изд-во «Иваново»», 2012. – 320 с. С. 107-110.
Представители классической метафизики Р. Декарт и И. Кант, впервые обнаруживающие проблему самодостоверности сознания. Р. Декарт определял самодостоверность сознания через внутренний критерий ясности и раздельности представлений, принимая за источник этой самодостоверности когнитивную формулу «Cogito ergo sum». Когнитивная формула открывает внутренний критерий существования человека в абсолютном тождестве бытия и мышления. На фундаменте этого тождества впоследствии вычленяются факты многомерности мышления, осознанности, самосознания в целостности человеческого опыта. Однако этот опыт осваивается на идеях «чистого» разума, который затем был доведен до пределов абсолютной абстрактности.
М. Хайдеггер возвращает философскую мысль от абстрактного постижения бытия к бытию человека. Одновременно с критикой классической метафизики, в творчестве М. Хайдеггера обнаруживается поиск логической достоверности человеческого существования, немыслимого без упорядоченности. Эта упорядоченность может быть различной, выраженной в системах, иерархиях, гетерархиях. Экзистенциальная философия позволяет распространить упорядоченность на различные стороны проявления человека. «Заброшенный» в этот мир человек вынужден рассчитывать на самого себя, что на языке М. Хайдеггера означает вопрошание бытия, поиск смыслов здесь и сейчас. Смыслы могут быть разнообразными, а поиск – вариативным. Появляется иной антропологический контекст, преодолевающий классические представления о субъективности человека. Самодостоверность сознания наполняется глубиной и подлинностью существования.
Представители постмодернистской философии (Ж. Делез, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, С. Кьеркегор, Ж. Лакана, М. Фуко, Ж.-Л. Нанси, Ю. Кристева) уходят от бинарных оппозиций, разрушая классическую структуру субъекта. Провозглашается нарративность сознания. Появляются разомкнутые нестабильные системы, многовариатность прочтения и способность к самоорганизации. Философия становится ближе к практике. Осознающий и удостоверяющий себя субъект сталкивается с неоднозначностью и незавершенностью, многовариантностью существования. Задается вопрос: А может ли себя удостоверять человек, находящийся в глубоком социальном и психическом кризисе, что происходит с его сознанием, на каких точках разрыва теряется связь с реальностью и с собственным сознанием?
В современном мире в науке идет возвращение к теории космизма (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Я. Чижевский, П. А. Флоренскоий, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, Е. Н. Трубецкой, С. Л. Франк), к идеям всеединства (В. С. Соловьев, П. А. Флоренский, А. Ф. Лосев), присущим русской философии. Эти идеи и теории направлены на возвращение к человеческому видению мира. Они содержат в себе основания для решения нравственных и экологических проблем, проблем культуры [2] .
Сейчас в философии много говориться о синергетическом подходе (Г. Хакен, И. Пригожин, А. Д. Урсул, В. И. Аршинов, Я. И Свирский, В. И. Моисеев, Л. П. Киященко и др.), о многомерности (многомерность человека – Лазарев Ф.В., многомерность мышления – Богатая Л.Н., многомерность времени – Левич А.П.). В этих концепциях основное место занимает идея иерархии, которая синтезирует в себе на сегодняшний день различные области философии и научного знания.
Л. Н. Богатая рассматривает многомерное мышление с точки зрения сложной иерархии, говоря о том, что «иерархическое начало имманентно присуще любому мыслящему субъекту» [3, c. 213]. Она вводит понятия: «гиперпространство смыслов» и «локальное пространство смыслов», с которыми связывает многомерное мышление многомерно мыслящего человека [там же]. Гиперпространство и локальное пространство непрерывно взаимодействуют – гиперпространство способствует развитию новых локальных пространств и поиску новых смыслов. Таким образом, это деятельностный процесс осознания направленный на генерирование мыслей и создание смыслов.
Данный деятельностный процесс обуславливает динамику всей работы сознания, на основе которой можно говорить о том, что человек обладает абсолютной временной способностью удостоверять самого себя в деятельности создания и генерирования смыслов. И. А. Бескова раскрывает феномены сознания. Она вводит такое понятие как «самосоотносительность сознания» – способность наблюдать за самим собой, это … сознание того, что ты обладаешь сознанием, осознавание своей осознанности. Это самая высокоуровневая способность, и ею наделен только человек» [4, с.17].
И. А. Бескова выделяет различные акты деятельности сознания в построении отношений самого сознания к своим внутренним конструкциям. В качестве конструкций выделяются направленность на другое, направленность на себя, вовне и вовнутрь. Складывается впечатление о том, что структура сознания диссоциирована, разорвана противоположными состояниями. Но одновременно это целостная структура сознания, выражающая себя в способности удерживать противоположные состояния.
Целостность сознания, выраженная в способности удержания или феноменологического подвешивания состояний сознания в их одновременности – динамическая в самом своем основании. Она придерживает сознание в условиях сосредоточения, концентрации и запускает его работу по мере необходимости или в определенных условиях. Выделяются характеристики самосоотносительности сознания: изначальная, нерасчлененная, базовая для всех когнитивных проявлений функция сознания. Это глубинное сознание как универсальная способность [там же, 29].
Однако И. А. Бескова берет план отношений, самоощущения, мироощущения в самосоотносительности сознания, но не рассматривает символическое начало в его работе. Самодостоверность сознания понимается несколько шире. Она включает в себя символический план сознания. Без него невозможно себя удостоверить. Символическая обусловленность сознания создает онтологическую полноту субъективности. Символ двойственен. С точки зрения глубины и внешнего выражения трансцендентный внутренний мир так же двойственен. Внешняя выраженность и глубина самоосуществления противоположны и взаимонаправлены друг на друга. Они создают нечто третье – наблюдаемый факт. Вся эта конструкция находится в динамике становления, переключения разных позиций наблюдения и создает перспективу самоудостоверения.
Исходя из выше сказанного, самодостоверность является динамической конструкцией сознания. Она раскрывается через непрерывную работу сознания, которую невозможно однозначно зафиксировать и систематизировать. Но возможно исследование различных форм проявления работы сознания.
Литература
1. Хоружий С.С. Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в современном гуманитарном контексте. / отв. Ред. С.С. Хоружий. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – 928 с.
2. Стёпин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
3. Богатая, Л. Н. На пути к многомерному мышлению: Монография – О.: Печатный дом, 2010. – 372 с.
4. Бескова И.А. Феномен самосоотносительности сознания Философский журнал, № 2 (5). М.: ИФ РАН, 2010. С. 17-29.
© Н.В. Малахова, 2012
Источник
1. Состояние психической жизни организма, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и тела организма, а также в отчёте об этих событиях:
а) сознание +
б) знание
в) познание
2. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) психолог
б) интроверт +
в) гилозоист
3. Согласно идеям Юнга, одним из основных психологических типов людей является:
а) гилозоист
б) психолог
в) экстраверт +
4. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относится:
а) сновидения +
б) воспоминания
в) фантазии
5. К проявлению «бессознательного» в человеческой психике относится:
а) воспоминания
б) фантазии
в) автоматизмы +
6. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют:
а) атом
б) волю +
в) врожденные идеи
7. В структуре сознания, наряду с мышлением, выделяют:
а) врожденные идеи
б) атом
в) эмоции +
8. Согласно теории отражения, сознание:
а) форма отражения действительности +
б) субстанция, которая может существовать вне тела человека
в) жидкость, которая образуется при мыслительном процессе
9. Согласно теории отражения, сознание:
а) субстанция, которая может существовать вне тела человека
б) жидкость, которая образуется при мыслительном процессе
в) продукт мозга +
10. Одной из форм общественного сознания является:
а) инстинкты
б) мораль +
в) личностное сознание
11. Одной из форм общественного сознания является:
а) наука +
б) инстинкты
в) личностное сознание
12. Одной из форм общественного сознания является:
а) личностное сознание
б) религия +
в) инстинкты
13. Психологической характеристикой сознания не является:
а) реактивность +
б) мотивированность
в) интенциональность
14. Понятия «мозг» и «материальное» находятся в таком же соотношении, как «сознание» и:
а) реальное
б) физиологическое
в) идеальное +
15. Основателем функционалистского подхода к изучению сознания является:
а) Джемс +
б) Бехтерев
в) Вундт
16. При исследовании сознания в контексте структуралистского подхода использовался метод:
а) наблюдения
б) интроспекции +
в) эксперимента
17. Порождение, функционирование и развитие сознания рассматривались как производные структуры задач и условий чувственно-предметной деятельности субъекта в теории:
а) Рубинштейна
б) Столина
в) Леонтьева +
18. Первичное и рефлексивное сознание предложил различать:
а) Джемс
б) Фартинг +
в) Вундт
19. Для нормального состояния сознания характерно(а):
а) сумеречное состояние сознания
б) гиперактивность
в) легкое переключение внимания +
20. Психическое состояние как характеристика индивидуального акта сознания не детерминировано:
а) предшествующей ситуацией
б) непланируемой ситуацией +
в) ожидаемой ситуацией
21. Нормальное (обычное) состояние сознания характеризуется таким уровнем психической активности:
а) средним +
б) высоким
в) низким
22. Сознание как высшая форма психического отражения характеризуется::
а) конкретностью
б) объективностью +
в) предметностью
23. По отношению к функционированию человека, его психике сознание не является особым:
а) способом
б) уровнем
в) автоматизмом +
24. В качестве особого рода реальности сознание не обладает свойством:
а) интенциональности
б) интернальности +
в) рефлексивности
25. Свойство самодостоверности сознания проявляется как:
а) интенциональность
б) рефлексивность
в) эвидентность +
26. Свойство самопорожденности сознания, его самообусловленности проявляется как:
а) эвидентность
б) субъективность +
в) рефлексивность
27. В настоящее время на основе данных электроэнцефалографии сон рассматривается как циклическое изменение мозговой активности, происходящее через столько стадий:
а) 5 +
б) 6
в) 8
28. Впервые в достаточно развернутом виде концепция бессознательного психического была представлена:
а) Декартом
б) Фрейдом
в) Лейбницем +
29. В концепции психоанализа Фрейда во взаимоотношениях сознательного и бессознательного на первом плане стоят такие параметры:
а) энергетические +
б) содержательные
в) операционно-регуляторные
30. Самосознание можно определить как:
а) уровень притязаний
б) образ себя +
в) повышенное внимание к себе
Источник