Какое свойство русского ударения необходимо знать

Какое свойство русского ударения необходимо знать thumbnail

Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.

В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.

Логическое ударениеСловесное ударение
(или просто ударение)
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе.

Например, в стихотворении А. Ахматовой «Му­жество» (1942 г.) строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне…

произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы.

это выделение слога в слове.

Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо.

Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные.

Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле.

Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.

1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.

  • Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на пред­последний слог, в чешском языке – на первый слог.

  • В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.

    Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.

2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.

Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.

3. Именно ударение может:

  • отличать одно слово от другого;

    Ср.: а́тлас – атла́с.

  • быть показателем грамматической формы слова.

    Ср.: ру́ки – руки́.

4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.

Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.

5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.

Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.

6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.

Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.

Ударение в русском языке

7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.

Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.

Обычно варианты различаются сферой употребления.

  • Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).

  • Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).

    Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.

  • При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.

Упражнения Упражнение к теме «1.7. Ударение»

Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»

  • 1.1. Звуки речи
  • 1.2. Фонетическая транскрипция
  • 1.3. Гласные и согласные звуки
  • 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
  • 1.5. Звуки речи и буквы
  • 1.6. Слог. Правила переноса слов
  • 1.7. Ударение
  • 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
  • 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
  • 1.10. Согласные звуки
  • 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
  • 1.12. Правописание гласных после шипящих
  • 1.13. Правописание гласных после Ц
  • 1.14. Изменения согласных в речи
  • 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
  • 1.16. Полный фонетический разбор слова

Источник

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ

   Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.

   К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться  .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.

Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.

  В русском языке много особенностей постановки ударения.

       Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.

 Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:

-разные слова во всех их грамматических формах: мука и мука , хлопок и хлопок , парить и парить.

-некоторые формы разных слов ,пища .пищи , пищу (сущ.) и пища (деепр.) , пищи (пов.накл) .

-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: потом  и потом(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например уже(сравн. Степень нар.) и уже

-разные форы одного слова : ноги и ноги , волос и волос.

Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение  места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют  различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.

Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.

-в лексическом отношении , острота (остроумное выражение ) и острота (св-во по пилаг. Острый)

– в грамматическом отношении: мало(нар.) и мало (кр. Прил.)

– в стилистическом отношении  различают варианты слов:

А) общеупотребительный и профессиональный : добыча ( общеупотребимо.) и добыча (проф.), искра и искра , компас и компас.

Б) литературный и диалектный: вьюга (лит.) и вьюга (диал.) , крапива и крапива.

В) литературный и просторечный : квартал (лит.) и квартал (прост.) километр и километр , красивее и красивее. , магазин и магазин.

Г) литературный и нар- поэтический: молодец и молодец . девица и девица , серебро и серебро.

Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :

Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :

-неизжитые особенности диалекта;

-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;

-не усвоение норм ударения  в словах иноязычного

-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей  и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.

  Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.

 Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.

 Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.

ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО :

Звонит

Портфель

Положить

Начади и т.д..

Больше внимания уделять устным упражнениям.

Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.

А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.

  1.  Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
  2.  Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.

   3  Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.

 Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает  основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.

Источник

Существует огромное количество колебаний, которые возникают под влиянием местных говоров, просторечия,  под влиянием родного языка, если говорящий нерусский. Область ударения в большей степени, чем другие области речи, привлекает к себе внимание. Выработка навыков правильной постановки словесного ударения обязательна для каждого диктора.

Итак, словесное ударение в русском яз

ыке. Каждое слово состоит из одного или нескольких слогов. Если в слове более двух слогов, они произносятся неодинаково. Один слог будет выделяться. Это выделение и есть  словесное ударение.

В китайском, яп

онском, вьетнамском ударяемый слог выделяется с помощью изменения высоты тона. Это музыкальное, или тоническое ударение. В древних языках – греческом и латинском ударяемый слог выделялся благодаря большей длительности гласного. Это количественное ударение. Также есть динамическое, или силовое, удар., когда ударяемый слог выделяется большей произносительной силой. Этот тип удар. свойствен русскому, английскому, французскому,  и другим языкам. Однако динамическое удар. не выступает в чис-том виде. Словесное ударение обладает несколькими признаками одновременно. Например, удар. в русском языке – в основном динамическое, предполагает также большую длительность гласного в ударяемом слоге.

В русском языке – разноместное ударение, т.е. с

вободное. Оно не закреплено за каким-то определённым слогом или частью слова. Удар. может падать на любой слог слова. Ударными могут быть разные морфологические части слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Разноместность ударения является причиной того, что на практике могут параллельно существовать два и более акцентных варианта. Они различаю

тся между собой в лексическом, либо в грамматическом, или в стилистическом отношении. Когда мы говорим о лексическом различии, то имеется в виду семантика слов, т.е. появление самостоятельных значений с изменением места удар. в слове. Сравнивая такие слова, как харАктерный и характЕрный, безОбразный и безобрАзный, видно, что разница в ударении делает их разными словами. Поэтому диктору необходимо точно знать место ударения.

Но во многих словах этот перенос не наблюдается: вопрОс – вопрОса; оскОлок – оскОлка; перехОд – перехОда; прИгород – прИгорода; прицЕл – прицЕла; пролИв – пролИва; раздЕл – раздЕла. Часто вызывает затруднение постановка удар. в винительном падеже единственного числа имён существительных женского рода.

У некоторых существительных, кото

рые имеют удар. на окончании, ударение сохраняется там и в этой форме: веснА – веснУ; избА – избУ; норА – норУ; овцА – овцУ; полыньЯ – полыньЮ; соснА – соснУ; статьЯ – статьЮ.
У другой группы существительных такого типа в винительном падеже удар. переносится на основу: водА – вОду; головА – гОлову; горА – гОру; зимА – зИму; ногА – нОгу; стенА – стЕну; ценА – цЕну.
Некоторые односложные имена существительные мужского и женского рода, когда они в сочетании с предлогами В и НА приобретают обстоятельственное значение, произносятся с ударением на последнем слоге:

бор – о бОре, но: в

борУ;
печь – о пЕчи, но: в печИ, на печИ;
ряд – о рЯде, но: в рядУ;
снег – о снЕге, но: в снегУ, на снегУ;
степь – о стЕпи, но: в степИ;
тень – о тЕни, но: в тенИ;
цепь – о цЕпи, но: в цепИ, на цепИ.

В родительном падеже множеств

енного числа существительные женского рода произносятся иногда с ударной гласной на основе: гАваней, мЕстностей, Отраслей, пОчестей, прИбылей, прОписей; иногда с ударением на окончании: должностЕй, крепостЕй, новостЕй, повестЕй, скатертЕй, скоростЕй, четвертЕй.

Различаются по знач

ению и произношению формы слова ступЕнь. По нормам орфоэпии, нужно говорить несколько ступЕней лестницы и несколько ступенЕй развития. Многие краткие прилагательные без суффиксов в основе или с суффиксами -Н-, -Л-, -К-, -ОК- обычно имеют ударение на первом слоге основы во всех формах, кроме единственного числа женского рода, где ударение переходит на окончание:

вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
врЕден, вреднА, врЕдно, вр
Едны;
гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
крЕпок, крепкА, крЕпко, крЕпки.

Иногда варианты удар. в кратких формах мн

ожественного числа связаны с различием в значении. Например, велИки – множественное число от прилагательного велИкий в значении “выдающийся, имеющий большую ценность”: они велИки своими делами. Форма великИ употребляется в значении “больше, чем нужно”: ботинки великИ, комнаты великИ.

ВажнЫ имеет значение “суще

ственны”, вАжны – “напыщенны, горды”. Семантическая разница есть и между формами вИдны – виднЫ. ВиднЫ – хорошо различимы, вИдны – статны, рослы, представительны. Возникают трудности при постановке ударения в формах прошедшего времени многих глаголов. Одни из них имеют удар. на основе во всех формах, кроме формы женского рода, в которой оно переносится на окончание:

гнал, гналА, гнАло, гн

Али;
зАдал, задалА, зАдало, зАдали;
нАчал, началА, нАчало, нАчали;
Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
прИдал, придалА, прИдало, прИдали.

В других – ударная гласная последовательно переходит на окончание:

брАлся, бралАсь, бралОсь, бралИсь;
вёл, велА, велО, велИ;
запрЯг, запряглА, запр

яглО, запряглИ;
нёс, неслА, неслО, неслИ;
плёл, плелА, плелО, плелИ.

В третьих – ударение полностью сохраняется на основе:

водИл, водИла, водИло, водИли;
говорИл, говорИла, говорИло, г

оворИли;
носИл, носИла, носИло, носИли;
писАл, писАла, писАло, писАли;
читАл, читАла, читАло, читАли.

Аналогичное явление наблюдается и п

ри образовании кратких форм страдательных причастий прошедшего времени:

взят, взятА, взЯто, взЯты;
нАчат, начатА, нАчато, нАчаты;
прИнят, принятА, прИнято, прИ

няты.

В этих случаях ударение, по нормам орфоэпии, сохраняется на основе во всех формах, кроме формы женского рода. Однако многочисленны примеры перене

сения удар. на окончание во всех кратких формах (кроме формы мужского рода, где окончание – нулевое):

введён, введенА, введенО, введе

нЫ;
обводнён, обводненА, обводненО, обводненЫ;
сооружён, сооруженА, сооруженО, сооруженЫ.

В иных причастиях ударение сохраняется на основе во всех кратких формах:

гарантИрован, гарантИрована, гарант

Ировано, гарантИрованы;
оборУдован, оборУдована, оборУдовано, оборУдованы;
прочИтан, прочИтана, прочИтано, прочИтаны.

В последние годы наблюдается тенденция к сдвигу удар. ближе к началу слова в формах женского рода кратких прилагательных и кратких с

традательных причастий прошедшего времени. Существуют колебания в произношении глаголов на -ировать. Большинство глаголов такого типа имеет удар. на первом гласном суффикса. Таковы:

асфальтИровать дебатИроват
ь инвентаризИровать
баллотИровать дирижИровать информИровать
блокИровать дискутИровать констатИровать
гарантИровать иллюстрИровать планИровать

Некоторые глаголы имеют ударение на -ир

овать в инфинитиве и на -иру- в личных формах настоящего времени. Например:

бомбардировАть – бомба

рдирУю;
гравировАть – гравирУю;
гримировАть – гримирУю.

К этой группе относятся такие глаголы, как: группировАть, лакировАть, маршировАть, маскировАть, нормировАть, пломбировАть, премировАть.

Ударение в страдательных причастиях про

шедшего времени на -ированный обычно подчиняется такому правилу: от глаголов на -Ироватъ образуются причастия на -Ированный; от глаголов на – ировАть – причастия на -ирОванный. Например:

блокИровать – блокИро

ванный;
информИровать – информИрованный;
квалифицИровать – квалифицИрованный;

но: гофрировАть – гофр

ирОванный;
гравировАть -гравирОванный;
нормировАть – нормирОванный.

Исключением являются образования: газИровать – газирОванный, дистиллИровать- дистиллирОванный.

Особенности ударения в русском языке (продолжение)

Отдельного разговора требуют безударные слова. Служебные слова и частицы, как правило,  не имеют на себе ударения в русском языке. Одни из них – односложные предлоги и союзы, бывают предударными словами, так называемыми проклитиками. Они примыкают в произношении к следующим за ними самостоятельным словам, имеющим ударение: на водЕ, при дорОге, от лЕса, по путИ. Другие – односложные частицы, являются энклитиками, то есть послеударными словами. Они примыкают в произношении к предшествующему слову, имеющему на себе удар.: пришел ктО-то, скажИ-ка, Я ведь обещал, тЫ же открыл дверь, придУт ли они. В этих сочетаниях частицы то, ка, ведь, же, ли становятся энклитиками.

Бывает, предлог принимает удар. на се

бя, тогда следующее за ним знаменательное слово оказывается безударным. Чаще всего перетягивают на себя удар. предлоги НА, ЗА, ПОД, ПО, ИЗ, БЕЗ.
НА – нА воду, нА гору, нА руку, нА ухо, нА зиму, нА год, нА дом, нА пол. Но такой перенос ударной гласной не всегда происходит. Мы говорим выйти на мОл (но не нА мол), взобраться на хОлм (но не нА холм), указать на двЕрь (но не нА дверь), сесть на мЕль (но не нА мель).

Перенос ударения на предлог, по нормам орфоэпии, возм

ожен тогда, когда сочетание существительного с предлогом входит в состав устойчивого оборота или когда оно выступает в обстоятельственном значении и имеет наречный характер. В том же случае, когда важно выделить существительное как объект, на который направлено действие, и когда это существительное выступает в роли дополнения, удар. на предлог не переходит. Например:

поверить нА слово, но: обратить вн

имание на слОво “преобразование”;
спустить корабль нА воду, но: из-за солнечных бликов больно смотреть на вОду;
этот человек нечист нА руку, но: на рУку была наложена повязка;
взвалить груз нА плечи, но: он положил ладони ей на плЕчи;
сдвинуть шапку нА нос, но: жонглёр поставил на нОс картонный цилиндр;
старик туг нА ухо, но: мать посмотрела на Ухо мальчика.

Мы скажем взять грех нА душу. Это устой

чивый оборот, и удар. в нем закреплено. Но нельзя говорить: столько-то продукции приходится нА душу населения. Мы говорим свалиться как снег нА голову. Это тоже фразеологизм, в котором ударение традиционно ставится на предлог. Но нельзя говорить: он бросил конфетти нА головы друзей.

Часто ударение в русском языке переносится  на предлог НА при сочетании его с числительными: нА два, нА три, нА пять, нА десять, нА сто, нА двое, нА трое. Но если рядом стоят два числительных со значением приблизительности, такого передвижения удар. не происходит: уехать на двА-трИ дня, на пЯть-шЕсть месяцев, на двОе-трОе суток. Произнесение нА два-три, нА три-пять – неверное. Предлог остается безударным и в том случае, когда два числительных соединены союзом ИЛИ: на двА или трИ дня, на пЯть или шЕсть месяцев, на двОе или трОе суток.

Не переносится ударение в русском языке на предлог и тогда, когда при первом числительном есть уточнение. Сравните: уехать нА два месяца – уехать на двА месяца и десять дней; командировка нА год – командировка на гОд и три месяца; встреча назначена нА три часа – встреча назначена на трИ часа тридцать минут.

Наконец, следует сказать, что иногда содерж

ание текста подсказывает необходимость сохранить удар. на знаменательном слове, а не переносить его на предлог. В беседе о творчестве известного русского композитора речь шла о сюите на двЕ русские темы (а не нА две). Ведущий специально выделил слово две, чтобы обратить на это внимание аудитории.

ЗА – зА ногу, зА руку, зА зиму, зА душу, зА гор

од, зА ночь, зА день, зА два, зА три, зА пять, зА семь, зА сорок.

Но и здесь те же ограничения:

спрятать руки зА спину – спря

таться за спИну матери;
схватить зА руки – схватить за рУки и нОги;
туда можно добраться зА два часа – за двА часа сорок минут.

ПО – пО лесу, пО полю, пО полу, пО н

осу, пО два, пО три, пО сто, пО двое, пО трое.

Не переносится удар. на предлог при сочетании

его с числительными пять, шесть, семь, восемь, девять, десять… сорок и сложными числительными одиннадцать, двенадцать, пятьсот, шестьсот и т.д.: по пЯть часов, по шЕсть дней, по дЕвять рублей, по сОрок копеек.

Ударение не переносится и в описанных выше случаях:

по двЕ-трИ тарелки, по пЯть-шЕс

ть человек;
по двОе-трОе суток, по двА или трИ дня;
по двОе ши трОе суток, по трОе с половиной суток;
пО два центнера, но по двА и три десятых центнера.

ПОД – пОд ноги, пОд руки, пОд гору, п

Од нос, пОд вечер.
ИЗ – Из дому, Из лесу, Из виду, Из носу.
БЕЗ – бЕз вести, бЕз году неделя, бЕз толку.
ОТ- час От часу, год От году, От роду.

Некоторые двусложные предлоги всегд

а бывают безударными. Таковы ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД и предлоги с беглым О: ПОДО, НАДО, ОБО, ОТО, ИЗО – из-за лЕса, из-под столА, подо мнОй, обо мнЕ, ото всЕх, изо всЕх.Слабоударяемые слова – это те слова, которые хотя и имеют во фразе ударение, но более слабое, чем у самостоятельных слов. Такое ударение называют побочным. Слабоударяемыми словами бывают многие наречные предлоги, такие, как ПОСЛЕ, КРУГОМ, МИМО, ВОКРУГ, НАПРОТИВ, ПОПЕРЕК, ОКОЛО и другие. То, что на эти слова падает лишь ослабленное удар., ясно ощущается при сопоставлении с фразами, в которых слова эти, употребленные в качестве наречий, становятся носителями нормального удар.:

мать стояла сзади детЕй – река ост

алась сзАди;
поезд мчался мимо полЕй – машина проехала мИмо;
он помахал вслед автОбусу – люди что-то кричали вслЕд;
мы придём после чАса – мы придём к вам пОсле;
около дОма был родник – довольно ходить вокруг да Около.

Побочное ударение (или второсте

пенное) обозначается знаком “гравис”, в отличие от основного удар., обозначаемого знаком “акут”. Побочное удар. имеет обычно предлог СКВОЗЬ: пробираться сквозь чАщу, сквозь зАросли, сквозь тумАн. Всегда несёт на себе побочное удар. и предлог КРОМЕ: собрались все, кроме негО; ничего не надое собой брать, кроме кнИг; кроме берЁз, здесь были и липы. Слабоударяемыми бывают некоторые глагольные формы и вводные слова БЫЛО, БЫВАЛО, СТАЛО БЫТЬ: я хотЕл было взяться за чтение; сидЕли мы, бывало, вечерами вместе и беседовали; Он, стало быть, собрался уехать?

Однако не следует увлекаться побочн

ыми ударениями. Если речь диктора выдержана в умеренном темпе, произношение безударных слов – с второстепенным удар., а слабоударяемых слов – с нормальным удар. будет создавать избыточную акцентуацию, которая лишь утяжеляет восприятие речи и мешает слушателям.

Слова с побочным ударением привлекают к с

ебе особое внимание. В большинстве своём каждое самостоятельное слово имеет всего одно удар. Но есть слова с большим количеством слогов и сложные по составу, которые имеют еще и побочное удар. Это главным образом:

слова, образованные путем слож

ения двух основ: цельнометаллИческий, черепно- мозговОй, бессрочноотпускнОй;
слова с некоторыми префиксами иноязычного происхождения: антиклерикАльный, ультрареакциОнный, супероблОжка, ремилитаризАция;
сложносокращенные слова: земснарЯд, райсовЕт, обллИт, энергосбЫт, партконферЕнция.

Если в слове два ударения, то основное ударение бу

дет располагаться ближе к концу слова, а ближе к началу находится побочное. Также имеет значение и удалённость основного удар. от начала слова: человеконенавИстник, времяпрепровождЕние, хлопкоочистИтельный.

Широко употребляемые сложные слова, если они не

велики, обычно не имеют побочного ударения: пылесОс, водостОк, садовОд, водопровОд, чернозЁм, благодАрный, дальнозОркий, землемЕр, многовековОй. Без побочного удар. произносятся и такие распространённые слова, как землетрясЕние, сельскохозЯйственный и другие.

Побочные ударения чаще появляются в к

нижных по стилистической окраске словах: (клятвопреступлЕние, книгохранИлище) и в специальных словах: (электронновАкуумный, гальваноакУстика, радиорепортАж, киносценАрий, фотокорреспондЕнт, шахтоподъЁмник).

Бывает, при образовании сложного сл

ова путем словосложения основное удар. перемещается ближе к центру слова и оказывается не на том слоге, на который падает в слове, употребленном самостоятельно. Так, мы говорим:

боЕц – но молотобОец, сва

ебОец;
волновОй – но коротковолнОвый, длинноволнОвый;
заводскОй – но электрозавОдский;
леснОй – но малолЕсный;
привознОй – но дальнепривОзный;
проводнОй – по электропровОдный;
продавЕц – но книгопродАвец;
сплавнОй – но лесосплАвный;
творЕц – но стихотвОрец;
ушнОй – но околоУшный;
цветнОй – но одноцвЕтный.

Сложные прилагательные и сложные пор

ядковые числительные, в первой части которых есть 3, 4, от 11 до 20, а также 30, 40, 50, 60… 100, нередко произносятся с двумя ударениями (побочное – на числительном): одиннадцатиметрОвый, пятнадцатилитрОвый, семидесятикилометрОвый, девяностолЕтний, стотЫсячный.

С двумя побочными удар. на первой части и с основным ударением на второй части произносятся сложные слова четырёхсотрублЁвый, электромашиностроЕние, автомотогОнщик.
Всегда имеют побочное удар. сложные слова, пишущиеся через дефис: контр-адмирАл, кают-компАния, плащ-палАтка, яхт-клУб.Побочное ударение  может падать на некоторые приставки: СВЕРХ-, ПОСЛЕ-, МЕЖ-. Но и здесь играет роль степень употребительности слова. Например, с побочным удар. произносятся слова послеубОрочный, послеоперациОнный, послеродовОй. Но оно отсутствует у слов послезАвтрашний, послеобЕденный, послеслОвие. А в словах с приставками МЕЖ- к СВЕРХ- побочное удар. ставится всегда: межнационАльный, межотраслевОй, межпланЕтный; сверхглубИнный, сверхмобИльный сверхскоростнОй.

Побочное ударение необходимо, чтобы прав

ильно произносить соответствующие гласные в слове. Если произнести слово хозмАг без второстепенного удар., то оно будет звучать так: хазмАк. Слушатель может не догадаться о значении такого слова. Следовательно, побочное удар. выполняет важную смысловую функцию. Кроме того, оно играет и существенную стилистическую роль. Появление второстепенного удар. там, где оно не обязательно, свидетельствует о просторечном стиле, например: общежИтие, восемьсОт, девятьсОт. Кроме недопустимой просторечной окраски, такая избыточная ударность придаёт речи утомительность и трудна для восприятия.

Изобразительно-выразительные возможности ударения широко испо

льзуются в публицистических и художественных произведениях. Автор даёт персонажу яркую характеристику, показав своеобразие его удар. и произношения. Проявляются социальная, национальная, профессиональная принадлежность персонажа и степень его образованности. Но, в стилистически нейтральной речи отступление от литературных норм недопустимо. Нормативное словесное ударение способствует правильному восприятию и действенности звучащего слова.

Источник