Какое свойство русского ударения используется при применении
ОРФОЭПИЯ
Орфоэпией(orthos – «прямой, правильный», epos – «речь») называется совокупность правил литературного произношения. Орфоэпия определяет произношение отдельных звуков в тех или иных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определённых грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.
Нормы русского литературного произношения складывались в 18 веке вместе с грамматической и фонетической системой литературного языка и окончательно установились в пушкинскую эпоху. Но это не значит, что в дальнейшем они оставались неизменными.
На произношение значительное влияние оказывает правописание, которое довольно часто расходится с произношением. Непроизвольно, особенно в начальный период обучения, читающие текст стараются произнести слова так, как они пишутся. Постепенно такое произношение становится привычным. Например, под влиянием письма говорят [что], коне[чн]о, больш[ого] вместо [што], коне[шн]о, боль[шовъ].
Отступления от нормы, получая распространение, закрепляются в речи, в связи с чем возникают новые произносительные варианты, которые затем могут стать нормой.
Соблюдение единообразия в произношении имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается различными неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается. Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно в настоящее время в нашем обществе, где устная речь стала средством самого широкого общения на различных собраниях, конференциях, съездах.
Правила произношения.
В русской речи среди гласных только ударные произносятся чётко. В безударном положении они утрачивают ясность и чёткость звучания, их произносят с ослабленной артикуляцией.
Гласные [а] и [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносятся как [ă]: овраг – [ă]врáг, автономия – [ă]вт[ă]нóмия, молоко – мол[ă]ко.
В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается буквой [ъ]. Например: голова – г[ъ]ловá, сторона – ст[ъ]ронá и т. д.
Отсутствие редукции гласных мешает нормальному восприятию речи, так как отражает не литературную норму, а диалектные особенности. Так, например, побуквенное (не редуцированное) произношение слова [молокó] воспринимается нами как окающий говор, а замена безударных гласных на [а] без редукции – [малакó] – как сильное аканье.
Основные законы произношения согласных – оглушение и уподобление.
В русской речи происходит обязательное оглушение звонких согласных в конце слова. Мы произносим хле[п] – хлеб, са[т] – сад, любо[ф‘] – любовь и т. д. Это оглушение является одним из характерных признаков русской литературной речи. Нужно учесть, что согласный [г] в конце слова всегда переходит в парный ему глухой звук [к]: лё[к] – лёг, поро[к] – порог и т. д.
Живое произношение в его прошлом и современном состоянии находит отражение в поэтической речи, в стихах, где та или другая рифма говорит о произношении соответствующих звуков. Так, например, в стихах А.С. Пушкина об оглушении звонких согласных свидетельствует наличие таких рифм, как клад – брат, раб – арап, раз – час. Оглушение [г] в [к] подтверждается рифмами типа Олег – век, снег – рек, друг – мук.
В положении перед гласными, сонорными согласными и [в] звук [г] произносится как звонкий взрывной согласный.
В сочетаниях звонкого и глухого согласных (так же, как и глухого и звонкого) первый из них уподобляется второму.
Если первый из них звонкий, а второй – глухой, происходит оглушение первого звука: ло[ш]ка – ложка, про[п]ка – пробка. Если первый – глухой, а второй – звонкий, происходит озвончение первого звука: [з]доба – сдоба, [з]губить – сгубить.
Перед согласными [л],[м],[н],[р], не имеющими парных глухих, и перед [в] уподобления не происходит. Слова произносятся так, как пишутся: све[тл]о, [шв]ырять.
Уподобление происходит и при сочетании согласных. Например, в сочетаниях стн, здн, стл согласные звуки [т] и [д] выпадают: преле[сн]ый – прелестный, по[зн]о – поздно, че[сн]ый – честный, уча[сл]ивый – участливый. Также существуют и многие другие сочетания, например: сш и зш, сж и зж, зж и жж, сч, зч, тч и дч, тц и дц.
СВОЙСТВА РУССКОГО УДАРЕНИЯ
Свойства | Примеры |
Разноместностькак отсутствие прикреплённости к какому-либо определённому слогу или морфеме. Место ударения – индивидуальный признак каждого слова. «Разноместность» используется для различения разных словоформ одного и того же слова разных слов, совпадающих по звуковому составу | берег, товарищ, молодец, перевезённый, переквалифицировался руки – руки, нарезать – нарезать; еду – еду, ворона – ворона |
Неподвижностькак способность оставаться на одном слоге при образовании разных словоформ одного и того же слова Присуща – 90 % слов современного русского языка | задеть – задели – заденешь – задень; буква – буквы – буквами; ленивый — ленива — ленивы – ленивее |
Подвижностькак способность перемещаться с одного слога на другой и с одной морфемы на другую Присуща ~ 10 % слов современного русского языка | нести – несете – несут; брал – брала – брали; двадцать – двадцатью |
Вариативностькак возможность различного положения в одном и том же слове и в одной и той же морфеме | творог — творог; налил — налил; даришь , дарить |
Побочное(второстепенное) ударение,расположенное ближе к началу слова, могут иметь некоторые сложные слова и слова с некоторыми приставками | водонепроницаемый, главврач; межобластной, околоземный |
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Источник
Ударением называется выделение группы слов, отдельного слова или слога в слове.
В русском языке ударный элемент произносится с большей силой, более отчётливо и с большей длительностью. В зависимости от того, какой элемент выделяется, различают логическое и словесное ударение.
Логическое ударение | Словесное ударение (или просто ударение) |
---|---|
это выделение слова или группы слов, которые являются важными с точки зрения смысла в данной фразе. Например, в стихотворении А. Ахматовой «Мужество» (1942 г.) строки Мы знаем, что ныне лежит на весах произносятся с логическим ударением на союзных словах – местоимениях что, которые обязательно должны быть выделены силой голоса, так как именно они определяют содержание всей этой фразы. | это выделение слога в слове. Если слово состоит из двух или более слогов, то один из них произносится с большей силой, с большей длительностью и более отчётливо. Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным слогом. Гласный звук ударного слога называется ударным гласным. Остальные слоги (и гласные) в слове – безударные. Знак ударения « ́» ставится над гласным ударного слога: стена́, по́ле. |
Русское словесное ударение (по сравнению с другими языками) имеет ряд особенностей.
1. Во многих языках ударение является фиксированным, постоянным, то есть ударение закреплено за определённым слогом в слове.
Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог.
В русском языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог.
Ср.: ку́хонный, краси́вее, балова́ть.
2. Русское ударение является подвижным: в родственных словах и при изменении одного и того же слова ударение может передвигаться на другой слог.
Ср.: за́говор – догово́р, нача́ть – на́чал, сирота́ – сиро́ты.
3. Именно ударение может:
отличать одно слово от другого;
Ср.: а́тлас – атла́с.
быть показателем грамматической формы слова.
Ср.: ру́ки – руки́.
4. Многие сложные слова кроме основного ударения могут иметь и побочное ударение.
Высо´коодарённый, ве´чнозелёный.
5. В ходе исторического развития место ударения в слове может изменяться.
Например, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы читаем: Музы́ка уж греметь устала; а сейчас мы произносим – му́зыка.
6. Все слова языка, если произносить их отдельно, имеют ударение. Но в речевом потоке некоторые слова, примыкая в произношении к предыдущему или последующему, становятся неударными.
Например, во фразе Со мной пойди по воду предлог со с местоимением мной, а также предлог по с существительным воду произносятся с одним ударением. При этом в первом случае (со мно́й) безударным становится предлог; во втором случае (по́ воду) безударным становится существительное.
7. Большая группа слов в русском языке имеет несколько акцентологических вариантов. Лишь некоторые из таких вариантов в литературном языке являются равноценными.
Творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и ще́поть.
Обычно варианты различаются сферой употребления.
Так, один из вариантов в литературном языке может быть основным (ср.: безу́держный, де́вичий, занялся́), другой – дополнительным, допустимым, но менее желательным. (ср.: безуде́ржный, деви́чий, заня́лся).
Другие варианты могут быть нелитературными (просторечными, диалектными).
Например, в литературном языке недопустимо (!) произношение: за́нялся, доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь. Это просторечные акцентологические варианты. Литературные варианты произношения: занялся́, докуме́нт, магази́н, киломе́тр, кварта́л, алкого́ль, молодёжь.
При затруднении ударение в словах и формах слов можно проверить по толковым, орфографическим и специальным, орфоэпическим словарям.
Упражнение к теме «1.7. Ударение»
►Читайте также другие темы раздела 1 «Фонетика. Графика. Орфография»
- 1.1. Звуки речи
- 1.2. Фонетическая транскрипция
- 1.3. Гласные и согласные звуки
- 1.4. Графика. Буквы. Алфавит
- 1.5. Звуки речи и буквы
- 1.6. Слог. Правила переноса слов
- 1.7. Ударение
- 1.8. Гласные звуки в ударном и безударном положении
- 1.9. Правописание гласных, обусловленное их произношением
- 1.10. Согласные звуки
- 1.11. Употребление букв Ь и Ъ
- 1.12. Правописание гласных после шипящих
- 1.13. Правописание гласных после Ц
- 1.14. Изменения согласных в речи
- 1.15. Правописание звонких/глухих и непроизносимых согласных
- 1.16. Полный фонетический разбор слова
Источник
ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО СЛОВЕСНОГО УДАРЕНИЯ
Очень важно правильно ставить ударение. Пока мы слышим речь , в которой произносятся слова с правильным ударением , мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем ни какого внимания. Стоит нам услышать слово с непривычным для нас ударением и внимание наше задерживается на этом слове.
К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с неправильной постановкой ударения у младших школьников. И с этим очень трудно бороться .Основной их причиной являются просторечие и семейные речевые традиции.
Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурного человека.
В русском языке много особенностей постановки ударения.
Место ударения в словах русского языка не фиксировано.Ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему- приставку, корень, суффикс и окончание :выпустить , домик , дорога , столовая , дела , дорогой .Такое ударение называется свободным.
Ударение может выполнять смысловую функцию. Так по месту ударения различаются:
-разные слова во всех их грамматических формах: мука и мука , хлопок и хлопок , парить и парить.
-некоторые формы разных слов ,пища .пищи , пищу (сущ.) и пища (деепр.) , пищи (пов.накл) .
-неизменяемое слово от одной из форм другого- изменяемого слова , например: потом и потом(ТВ.п. ед.ч.) или различаются неизменяемые слова ,например уже(сравн. Степень нар.) и уже
-разные форы одного слова : ноги и ноги , волос и волос.
Разно местность ударений делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого отдельного слова. В большинстве случаев изменение места ударения дает другое слово или другую форму слова ,но в некоторых случаях наблюдается колебания в месте ударения , которые не имеют различительной функции. Это объясняется сложностью словарного состава русского языка. В ряде случаев отсутствует единая норма.
Литературный язык стремиться избежать колебаний. Один вариант соответствует норме, а другой считается неверным. Бывает и два варианта.
-в лексическом отношении , острота (остроумное выражение ) и острота (св-во по пилаг. Острый)
– в грамматическом отношении: мало(нар.) и мало (кр. Прил.)
– в стилистическом отношении различают варианты слов:
А) общеупотребительный и профессиональный : добыча ( общеупотребимо.) и добыча (проф.), искра и искра , компас и компас.
Б) литературный и диалектный: вьюга (лит.) и вьюга (диал.) , крапива и крапива.
В) литературный и просторечный : квартал (лит.) и квартал (прост.) километр и километр , красивее и красивее. , магазин и магазин.
Г) литературный и нар- поэтический: молодец и молодец . девица и девица , серебро и серебро.
Учащиеся не всегда правильно ставят ударения .Это бывает по ряду причин :
Причинами появления ошибок Р.И.Аванесов считает :
-неизжитые особенности диалекта;
-родной язык говорящего ( в речи нерусских ) ;
-не усвоение норм ударения в словах иноязычного
-происхождения. Так как в Москве проживают люди разных национальностей и дома дети разговаривают на своем языке , это создает трудности в обучении русскому языку. Как правило учащиеся вторых классов в устной речи правильно ставят ударения в словах , а на письме применить его не всегда могут. Такие ошибки могут быть связаны с слабо развитой функцией самоконтроля.
Многие дети допускают ошибки в постановке ударения на письме , хотя произносят их правильно.
Предлагаю несколько упражнений ,направленных на формирование умения правильной постановки ударения.
Вывесить в классе список слов , которые дети будут произносить с правильным ударением.
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО :
Звонит
Портфель
Положить
Начади и т.д..
Больше внимания уделять устным упражнениям.
Например проводить орфоэпический разбор на уроках русского языка в 3 и 4 классах.
А. Бондаренко выделила три направления при работе над ударением.
- Формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке.
- Ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения- разноместностью и подвижностью.
3 Формирование у учащихся умения находить и выделять ударный слог.
Автор говорит , что необходим комплексный подход к изучению ударения в начальной школе , который закладывает основу лдя совершенствования умений школьника в старших звеньях.
Источник
Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный, экспе́ртный, проходно́й) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть, на́чал, начала́, на́чали). Кроме того, ударение может меняться с течением времени.
Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило», – писал А.С. Пушкин).
Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог, на́чал и нача́л, догово́р и до́говор). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.
Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рог, баржа́ и ба́ржа, камфара́ и ка́мфора, комба́йнер и комбайнёр, щепо́ть и щёпоть.
Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).
Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.
Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.
Например, в речи моряков – компа́с, рапо́рт, в речи медиков – флюорографи́я, афази́я, эпилепси́я, тогда как основным нормативным вариантом является произношение – ко́мпас, ра́порт, флюорогра́фия, афа́зия, эпиле́псия.
Обратите внимание
Далеко не все из профессиональных вариантов входят в сферу литературных. Так, в речи горняков распространено произношение до́быча угля, ру́дник, в речи медиков – а́лкоголь, ко́клюш, психопати́я, наркомани́я, однако единственным литературным вариантом является следующее произношение – добы́ча угля, рудни́к, алкого́ль, коклю́ш, психопа́тия, наркома́ния.
Некоторые из вариантов произношения соотносятся как основной и допустимый, но устаревающий, постепенно утрачиваемый.
Например, прилагательное безу́держный может произноситься и с ударением на последующем слоге – безуде́ржный, но этот вариант уже выходит из употребления. Аналогичное соотношение вариантов де́вичий и деви́чий (второй – устаревающий).
Интересное явление наблюдается в отношении произношения слов колледж и коллеж. Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение колле́дж. Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант (ко́лледж) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношения ко́лледж как основной литературной нормы.
Обратите внимание
Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку́мент, мага́зин, кило́метр, ква́ртал, а́лкоголь, мо́лодежь, чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.
Постановка ударения может зависеть от значения слова:
заброни́ровать место в гостинице – забронирова́ть орудие; приво́д в милицию – при́вод в механизме; осенняя мокрота́ – кашель с мокро́той; языково́й барьер – языко́вая колбаса; занято́й человек – за́нятое место; первозданный ха́ос – в доме хао́с/ха́ос; ша́баш ведьм – шаба́ш на работе; работать эле́ктриком – цвет электри́к; вяза́нка дров – кофта-вя́занка.
Существительное уголь в значении «вещество, используемое как топливо» может иметь два равноправных ударения в косвенных падежах: добыча угля́/у́гля, а в значении «кусок перегоревшего дерева» – только одно ударение на основе: кусочек у́гля.
Наибольшие трудности обычно вызывает постановка ударения в иностранных словах, словах книжных, устаревших или только вошедших в язык. Вместе с тем колебания в постановке ударения наблюдаются и в целом ряде широко употребительных слов.
При всей прихотливости и сложности русского ударения в языке можно обнаружить определённые модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны отклонения, колебания внутри одной модели.
Упражнения к теме «1.2.1. Особенности русского ударения»
►Читайте также другие темы раздела 1 «Орфоэпические нормы»:
- 1.1. Общие замечания
- 1.2. Ударение в словах и формах слов
- 1.2.1. Особенности русского ударения
- 1.2.2. Ударение в именах существительных
- 1.2.3. Ударение в именах прилагательных
- 1.2.4. Ударение в глаголах
- 1.2.5. Ударение в причастиях и отглагольных прилагательных
- 1.3. Произношение твёрдых и мягких согласных перед Е в заимствованных словах
- 1.4. Произношение [о] и [э] под ударением после мягких согласных и шипящих
- 1.5. Произношение отдельных сочетаний звуков, слов и форм слов
Источник