Какое свойство присуще пространству в философии это

Какое свойство присуще пространству в философии это thumbnail

Представления о пространстве в философии

Пространство – это одно из базовых понятий человеческого мировоззрения, отражающее неоднородность и множественный характер существования мира.

Пространство является неотъемлемым атрибутом человеческой психической деятельности, так как именно в нем располагаются как сами предметы, так и человек, и процессы манипуляции этими предметами.

Понятие пространства возникло в древние времена и впервые уже осмысливается в мифорелигиозных системах. В них пространство анализируется с точки зрения его возможных направлений, и их соотнесения с организацией мира. Так рассматривая направленность «вверх-вниз» люди традиционно ассоциируют высшие слои пространства с божественными, благостными силами, под которыми находится сама земля, заселенная людьми, а противопоставляются ей подземные пространства, обозначаемые как царство мертвых, либо враждебных божественному сил. Аналогичным образом выстраивается противопоставление направлений восхода и заката солнца.

Позднее в период расцвета античной натурфилософии пространство рассматривается как самостоятельная и независимая субстанция, служащая вместилищем для всех материальных объектов. Данная субстанциональная трактовка доминирует в трудах Демокрита и других представителей материалистического направления. В тоже время Аристотель связывает пространство с самими объектами, указывая на то, что для каждого предмета существует в мире его место, куда он стремится (таким образом Аристотель обуславливал действие закона тяготения), что породило реляционную трактовку пространства, как существующего лишь во взаимоотношении предметов.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

К базовым свойствам пространства можно отнести:

  • протяженность,
  • однородность,
  • изотропность,
  • трехмерность.

Протяженность составляет не только свойство, но и саму суть понятия пространства, так как она выражается в самой возможности тел существовать возле друг друга, т.е. в одном пространстве.

Однородность выражается в том, что всякая точка пространства является эквивалентной любой другой точке и обладает точно такими же свойствами. Изотропность пространства в свою очередь предполагает, что из любой точки пространства можно двигаться в любом направлении.

Наиболее характерным свойством пространства является его трехмерность. Положение любого тела в реальном пространстве можно указать с помощью трех независимых величин. Несмотря на существование многомерных пространств, они остаются уделом математического моделирования, в то время как в реальности трех величин достаточно для надежной локализации объекта. Важным остается тот вопрос, что определение положения объекта возможно лишь относительно других существующих тел, что делает любое измерение относительным.

Представление о времени в философии

Время – это понятие, отражающее изменчивый и процессуальный характер реальности, существование не только тел, размещенных в некотором пространстве, но и событий, происходящих с этими телами в некоторой последовательности.

Также, как и пространство, время является одной из древнейших категорий. Представления человека о времени значительно менялись по мере развития общества. Первоначально время имело циклический характер в рамках мифорелигиозных представлений, так как циклические процессы обладали определяющим значением в жизни человека.

В античной философии складывается линейное понимание времени, как последовательности событий идущей из прошлого в будущее. Данное представление времени остается доминирующим и в настоящее время. Вместе с тем важность циклических процессов во времени невозможно переоценить, так как само измерение и отсчет линейного времени возможно лишь благодаря существованию циклов.

Фундаментальными характеристиками времени являются:

  • длительность,
  • однородность,
  • одномерность,
  • необратимость.

Длительность выступает и свойством, и сущностью времени, так как события, происходящие в пространстве, сопряжены между собой в определенной последовательности, которая и обозначается как время. По аналогии с пространством время однородно, каждая его точка равноправна с любой другой.

Специфическими свойствами выступает одномерность времени, т.е. его локализация всего лишь одной переменной, а также его необратимость. Согласно современных представлением движение по линии времени возможно лишь в одном направлении. Философы по-разному обуславливают данный принцип – через второй закон термодинамики, законы квантовой физики и даже принцип причинности, по которому в случае обратимости времени существование причинно-следственных связей было бы невозможным.

Субстанциональный и реляционный подходы

Замечание 1

На протяжении всей истории философии решение проблемы времени и пространства происходило в рамках двух подходов – субстанционального и реляционного. Данные подходы зародились еще в античный период, однако свой расцвет пережили в Новое время.

Согласно субстанциональному подходу пространство и время являются независимыми величинами, которые существуют сами по себе безотносительно тел и их взаимодействий. Данный подход получил наибольшее обоснование в механике и физике Ньютона, где время используется в качестве одной из базовых и независимых величин.

Реляционный подход напротив предполагает относительность пространства и времени, их связывание с взаимоотношениями между телами и процессами которые происходят. Вне этих отношений пространство и время не существует. Данный подход развивался в философии Лейбница.

Разрешение противостояния данных систем произошло благодаря открытиям А. Эйнштейна и его специальной и общей теории относительности. Эйнштейн показал, что даже в механике протяженность объекта, их взаимное расположение и факт одномоментности событий может различаться в зависимости от положения стороннего наблюдателя относительно самой системы. Таким образом, научно было обусловлено превосходство реляционного подхода к пониманию пространства-времени, что в свою очередь породило множество новых философских проблем.

Источник

*113035*

Философия/4. Философия культуры

Титова М.П.

Забайкальский государственный университет, Россия

Основные и специфические свойства
пространства

В современной научной картине
мира пространство трактуется как всеобщая форма бытия материи и её важнейший
атрибут (нет материи, не обладающей пространственными свойствами, как не
существует и пространства самого по себе, вне материи и независимо от неё).

Учёными обычно выделяются
основные и специфические свойства пространства. К основным относятся такие пространственные  характеристики, которые проявляются на всех
известных структурных уровнях материи и неразрывно связаны с другими ее
атрибутами. Специфические, или локальные, свойства проявляются лишь на
определенных структурных уровнях, присущи только некоторым классам материальных
систем.

С точки зрения современной
философии основными свойствами пространства являются метрические и
топологические свойства, так как реальное пространство, «обладает вполне
определённой метрической и топологической структурой» [9]. Единство
метрических и топологических свойств характерно пространству на всех известных
структурных уровнях материи.

Метрические свойства связаны с
измерениями и проявляются в протяжённости, которая есть «рядоположенность,
существование и связь различных элементов (точек, отрезков, объёмов и др.),
возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего
элемента либо возможность уменьшения числа элементов» [2]. Метрика может быть
различной – евклидовой и неевклидовой, причём возможно много разновидностей
неевклидовых пространств с различными значениями кривизны.

Топологические свойства
включают трёхмерность, непрерывность, протяжённость, структурированность,
бесконечность пространства, его единство со временем и движением и сохраняются
при любых преобразованиях геометрического объекта.

Трёхмерность
обнаруживается на всех известных структурных уровнях и органически связана со
структурностью систем и их движением. В.Н. Топоров считает трёхмерность
фундаментальной основой связи пространства и тела, что выявляется соответствием
между трёхмерностью пространства и тремя основными координатами,
«разыгрываемыми» телом – верх/низ, правая/левая сторона, передняя/задняя часть.
По мнению А. Пуанкаре истоки трёхмерности коренятся в особенностях человеческого
восприятия, так как человек лучше приспособлен к существованию в трёхмерном, а
не с двумя или четырьмя измерениями, пространстве [10].
Три
измерения являются тем необходимым и достаточным минимумом, в рамках которого
могут осуществляться все типы взаимодействий материальных объектов.

Читайте также:  Какое свойство бактерий позволяет

Непрерывность, связность пространства проявляется в
характере перемещения тел от точки к точке и распространении физических
воздействий через различные поля. Непрерывность означает отсутствие в
пространстве каких-либо «разрывов». Вместе с тем пространству
свойственна относительная прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании
материальных объектов и систем, имеющих определенные размеры и границы, в
существовании многообразных структурных уровней материи с различными
пространственными отношениями [1; 3].

Протяжённость –  рядоположенность, существование и связь различных элементов
(точек, отрезков, объёмов и др.), возможность прибавления к каждому данному
элементу некоторого следующего элемента либо возможность уменьшения числа
элементов. Протяжённость тесно связана со структурностью материальных объектов,
обусловлена взаимодействием между составляющими тела элементами материи.
Непротяжённые объекты не обладали бы структурой, внутренними связями и
способностями к изменениям, из них не могли бы образовываться никакие системы.

Структурированность
пространства предполагает координацию между различными пространственными
предметами и конфигурациями, такие топологические понятия как «соседство»,
«разграничение», «окружение» и «последовательность». Последние, по мнению Ж.
Пиаже и Д. Инхелдер являются первой формой абстрагирования от известных
предметов в развитии детского представления о пространстве, а евклидовы формы
(например, круг, квадрат, прямая или угол) распознаются значительно позже [11].

С научных позиций пространство
количественно и качественно бесконечно. Однако бытовое осознание
пространства с необходимостью включает в себя некоторые пределы.
Человек не мыслит себя вне пространства, но одновременно он не может воспринимать
и мысленно представлять себе бесконечную, ничем не ограниченную величину.
Поэтому в своих отношениях с пространством человеку требуются определённые
психологические опоры в виде границы, противостоящей субъекту в центре
идеального пространства, или границ, замыкающих пространство вокруг него [5].

Вопрос о
природе пространства содержит проблему соотношения конечности и бесконечности.
Согласно новейшему энциклопедическому словарю, бесконечное и конечное
определяются как «Философские категории, отображающие противоположные, но
взаимосвязанные стороны существования и развития материального мира в
пространстве и времени. В отличие от конечного, присущего отдельным вещам
состояниям, процессам и формам движения, которые имеют преходящий,
относительный характер, мир в целом, природа существует вечно во времени и
бесконечно в пространстве. Однако эта вечность и бесконечность проявляются
через существование и развитие различных вещей и явлений, в чём и находит своё
выражение взаимосвязь между бесконечностью и конечностью. Многообразие природы
выступает в виде потенциальной бесконечности разнообразных материальных систем
различного уровня структур и организаций» [8].

         Ф.
Энгельс напрямую связал действие реальной бесконечности с законом
диалектического противоречия. «Бесконечность есть противоречие, и она полна
противоречий… Именно потому, что она есть противоречие, она представляет
собой бесконечный, без конца развёртывающийся во времени и пространстве
процесс. Уничтожение этого противоречия было бы концом бесконечности»[6]. В данном
расширенном определении получили свое выражение все наиболее важные черты,
характеризующие категорию пространства. Сама по себе бесконечность
непознаваема. Являясь внутренним противоречивым свойством движущейся материи,
бесконечность выступает своеобразным механизмом смены качества, смены старого
новым.

К специфическим или локальным
свойствам пространства относятся конкретные пространственные формы и размеры
тел, их положение в пространстве по отношению друг к другу, наличие у тел внутренней
симметрии или асимметрии (живому веществу присуще свойство пространственной
асимметрии, которым обладает молекула живого вещества), изотропность
(равноправие всех направлений) и неоднородность (неравноправие всех точек,
наличие выделенных точек) пространства. Изотропность означает отсутствие
выделенных направлений (верха, низа и других), независимость свойств тел,
движущихся по инерции, от направления их движения. Полная изотропность присуща
лишь вакууму, а полная однородность – абстрактному евклидовому пространству и
является идеализацией [7].

Современная наука постоянно
расширяет наши представления о пространстве. И нет сомнения, что последующие
успехи её приведут к раскрытию ещё более удивительных его свойств.

Литература:

1.
Аронов Р.А. Непрерывность и дискретность пространства и времени / Р.А.
Аронов. Пространство, время, движение. – М.: Наука, 1971. – С. 80-106.

2. Грушевицкая Т.Г. Концепции современного
естествознания: учеб. пособие / Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин. – М.: Высш. шк., 1998. – 383 с.

3. Гукина Л.B. Семантическая классификация английских и русских
глаголов со значением «расположение в пространстве»: дис. канд. филол. наук. –
Кемерово, 1997. – 219 с.

4. Евтушенко Е.Н.
Пространственная ориентация как лингвокультурный концепт: дис. …  канд. филол. наук. – Волгоград, 2004.

5. Лебедева Л.Б. Семантика «ограничивающих» слов /
Логический анализ языка. Языки пространств. – М.: Языки русской культуры, 2000.
– С. 93-97.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. – С.51.

7. Музыка О.А. Постнеклассическая наука: концепции
современного естествознания / О.А. Музыка, В.В. Попов. – Таганрог, 2005. – 376 с.

8. Рузавин Г.И. Бесконечное и конечное / Философия.
Энциклопедиче-ский словарь: под ред. А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004. – С.
93.

9. Савчук Г.В. Отражение во фразеологии пространственной
модели мира: дис. … канд. филол. наук. – Орел, 1995. – 169 с.

11. Piaget J., Inhelder B. Imagery in the child: A
study of the development of imaginal representation. – N.Y., 1971.

Источник

    ПРОСТРАНСТВО — 1) форма созерцания, восприятия представления вещей, основной фактор высшего, эмпирического опыта; 2) способ существования объективного мира, неразрывно связанный со временем. Античная философия и наука не знают пространства в том виде, как оно известно современной философии и науке, а именно как то “где”, в котором происходят процессы и движения, познаваемые с неизменной точностью и описываемые математически. Греческое миросозерцание отвергает возможность математического (геометрического) описания физических объектов и явлений, приравнивая физическое либо лишь преходящему, приблизительному и мнимому, как у Платона, либо используя качественное описание его, как у Аристотеля, или же прибегая к языку атомизма, также чуждого математической конструкции.

    Поэтому для античности пространство не является геометрическим протяжением, воплощающим имманентно ему присущие геометрические соотношения, но есть только некое “где” (που, ubi), в котором физические события и вещи имеют место и случаются.

    Описывая в “Тимее” устройство и возникновение космоса, Платон должен признать наличие трех не сводимых друг к другу родов существующего: во-первых, есть мыслимое бытие, форма существующего (είδος), вечно-сущей образец, к которому принадлежат также и числа, во-вторых, текучий образ сущего, стихия физического, возникающее, которое есть только предмет мнения и, в-третьих, то, в чем возникающее происходит (Тимей 52 а—53 b). Это последнее Платон именует χώρα, термином, обыкновенно переводимым как “пространство”. Наделе же “хора” есть скорее прибежище и обитель всего возникающего, его “кормилица и восприемница”, сама однако не возникшая и неразрушимая, стало быть, вечная. “Хора” однако не есть сущее, но и не возникает и потому оказывается близкой материи как не-сущему, μη цv, в неотчетливом понятии которой понятие пространства как трехмерного никоим образом не содержится (ср. Плотин, Энд. VI. 1.26.24—25). Поэтому “хора” сама по себе оказывается неупорядоченной, всегда привносящей инаковость и иррациональность, и потому все, в ней пребывающее, оказывается также неисчислимым: упорядочение и исчисленность присущи лишь образцам (идеям) и числам. Оттого самое понятие т. о. вводимого “пространства” представляет значительную трудность: отличаясь как от бытия, так и от возникающего, оно оказывается не постижимым ни разумом, ни мнением, ни чувственным восприятием. Платон вынужден признать особый способ постижения пространственности, посредством некоего “незаконного умозаключения” (λογκτμφ νόθφ), как бы во сне и грезах, т. е., по сути, при помощи воображения, также способного представлять всегда иное и иное в образах никогда не сущего.

Читайте также:  Какие лечебные свойства у алоэ цветка домашнего

    В качестве такого не-сущего платоновская “хора” оказывается сходной с пустотой атомистов, Демокрита и Левкиппа, понимаемой как небытие. Вопрос о возможности наличия пустоты (το κενόν, vacuum) как совершенно пустого вместилища вызывает, начиная с античности, множество споров: так Хрисипп допускает существование бесконечной пустоты вне мира, тогда как Стратон решительно ее отвергает. Филопон отождествляет пустоту и пространство, полагая лишенную какой-либо качественной определенности пустоту необходимо существующей.

    С точки зрения Аристотеля, физика призвана рассматривать движения и свойства непрерывных величин и тел. Расположение относительно других тел присуще телу как единичной субстанции, первичной по отношению ко всем ее свойствам и отношениям. Поэтому пространственная характеристика тела, его место, определяются исходя из тела как первично данного, а не наоборот, и коль скоро физический космос есть совокупность множества тел, то и понятие единого пространства оказывается излишним в аристотелевской физике и метафизике. Место (τόπος) является одной из важнейших компонент физики Аристотеля (Физика 208 а 26 ел.): место не есть ни материя, ни форма, ни протяжение, но то, в чем помещается тело (но не геометрическая фигура), то, чтоближайшим образом объемлет это тело. При этом место не меньше и не больше находящегося в нем тела, однако самому телу не присуще и потому есть нечто “внешнее”, отличное от тела, определяемое как первая неподвижная граница объемлющего тела”. Место пространственно, т. е. трехмерно, а также имеет верх и низ в конечном замкнутом космосе. Наконец, место обладает некоей силой, обуславливающей движение относительно места. Само же место неподвижно и может быть оставлено телом, так что всякое тело, если ему не препятствовать, движется к своему естественному месту (легкое — вверх, тяжелое — вниз), в котором тело покоится; целый космос поэтому заключает в себе систему естественных мест.

    Платоновская интуиция исходной близости пространства и материи получает дальнейшее развитие в учении Плотина и Прокла об умопостигаемой или геометрической материи (ΰλη νοητή, самый термин появляется впервые у Аристотеля, Мет. VII 10—11; VIII 6; см. Воображение) как особого — мнимого и лишь воображаемого, но тем не менее всегда необходимо наличного протяжения, в котором существуют геометрические объекты.

    Средневековые мыслители склонны понимать пространственное ubi по преимуществу вслед за Аристотелем, беря помещающееся в пространстве тело как первичный феномен (у Эриугены, Фомы Аквинского, хотя последний в комментарии к аристотелевскому “О небе” проводит различие между математическим пространством и конечным реальным, физическим пространством-местом). Схоластика вводит также различение реального, возможного и воображаемого пространства: реальное пространство есть целое протяжение действительно существующих тел; возможное пространство представляет возможность существования тел помимо уже реально существующих; и, наконец, мнимое или воображаемое пространство (во многом оказывающееся близким пустому математическому пространству) есть особого рода неопределенное, несотворенное, неразрушимое и неподвижное протяжение, в котором представляется помещенной вселенная реально существующих тел. Во времена Возрождения понятие пространства как хотя и мнимого, но наглядного, в воображении представляющего геометрические фигуры и их соотношения, выходит на передний план, в частности, в связи с развитием учения о перспективе живописи.

    Наука и философия Нового времени осмысливают себя противостоящими схоластической традиции, заимствовавшей свои понятия и методы у античной философии и науки, гл. о. у Аристотеля, и поэтому отвергают также и прежние представления о пространственности. Декарт приравнивает пространство к протяжению и отождествляет его с материей, которая наряду с мышлением получает статус субстанции, res extensa, независимой существующей сама по себе. Пространство ясно и отчетливо познаваемо через свой главный атрибут, протяжение, которое оказывается при этом двусмысленным, выступая то как существенный атрибут (который Декарт также называет модусом), то как сама субстанция. Пытаясь преодолеть картезианский дуализм, Спиноза понимает протяжение как один из бесконечного числа атрибутов единой божественной субстанции, в которой для человеческого разума познаваемы и определенны лишь два: протяжение и мышление.

    Пространство возводится Декартом в ранг сущего, не нуждающегося для своего существования ни в чем, кроме Бога, который есть единая и единственная субстанция. Бог и человеческий разум представляют для Декарта духовную субстанцию в ее бесконечности и конечности, тогда как вся физическая реальность сводится Декартом к однородному протяжению, дробящемуся на отдельные частички-корпускулы посредством движения. Пространство, как доказывает Декарт, отвергая идею атомизма, бесконечно делимо, хотя и не проницаемо для других частей пространства. Части пространства наделены движением, величиной (протяжением в длину, ширину и глубину), фигурой и положением частей; к ним и их отношению оказываются сводимы все прочие телесные (вторичные) качества, как-то цвет, твердость и т. п. Тела познаются лишь настолько, насколько в них отсутствует всякое “внутреннее”, всякая субъективность и спонтанность. Поскольку пространство приравнивается Декартом к субстанции, оно не может представлять собой ничто и, т. о., существование вакуума оказывается невозможным.

    Поскольку Декарт не признает иного пространства, отличного от пространства физических вещей, то и геометрические объекты должны рассматриваться как помещенные в том же самом пространстве. Собственно, геометрические материя и пространство оказываются излишними, что ведет к утрате специфического различия между физическим и геометрическим. Отождествление геометрического пространства с физическим позволяет Декарту вслед за Галилеем рассматривать физические тела как предмет математики и создавать математическую науку о телесной субстанции, т. е. механику. Научно познаваемым оказывается в мире только то, что берется как “внешнее”, без какого бы то ни было “внутреннего”.

    У Ньютона пространство рассматривается как независимое от тел и существующее прежде них. Пространство непрерывно (в ранних работах Ньютон пытается, впрочем, обосновать структуру непрерывности как атомарную) и, кроме того, обладает следующими свойствами, описанными в ранней работе “О тяготении”: пространство трехмерно, равномерно и бесконечно простирается во всех направлениях, вечно и неизменно по природе. Все части пространства, которые можно указать лишь как возможные и к которым относятся все положения и движения тел, неподвижны и имеют одни и те же свойства. Однако вопрос об онтологическом статусе пространства вызывает затруднения: пространство не является ни телесной субстанцией, ни атрибутом, но некоей присущностью (affectio) всякого сущего, поскольку, согласно Ньютону, конечное сущее не может не находиться в какой-либо части пространства; Бог же пребывает во всем бесконечном пространстве. В “Математических началах натуральной философии” и “Оптике” бесконечное и вечное пространство предстает как необходимое проявление божественной сущности, отличное от нее (поэтому и абсолютное пространство без тел не есть пустота). В этом с Ньютоном согласны многие философы и теологи 17 в., в частности Г. Мор и Дж. Рафсон. Так, Мор насчитывает 20 предикатов, равно относимых лишь к Богу и пространству: единое, простое, неподвижное, вечное, совершенное, бесконечное и др. Пространство у Ньютона — своего рода субстанция сотворенного физического мира, из которой Творец посредством “закрытия” некоторых частей, т. е. превращения их в непроницаемые и придания им подвижности, может произвести тела. Самый акт творения оказывается воспроизводимым в воображении, которое и становится наряду с разумом преимущественной творческой познавательной способностью. Бесконечное пространство сравнивается Ньютоном с божественным чувствилищем, sensorium Dei, в котором Бог непосредственно видит и воспринимает все вещи. Так понятое пространство оказывается близким мировой душе как посреднику между Творцом и миром, за что Ньютон подвергается критике современниками, в частности Лейбницем. Физическим выражением божественной бесконечности и божественного всеприсутствия и является абсолютное пространство, относительно которото, согласно Ньютону, исчисляется истинное (абсолютное) движение. Абсолютное пространство, в отличие от относительного, всегда одинаково и неподвижно, однородно по порядку своих частей и недоступно чувственному восприятию; оно не зависит от находящихся в нем тел, точно и неизменно расчислено и является физическим воплощением геометрического Евклидова пространства (так что физические предметы опять-таки оказываются представленными как геометрические объекты).

Читайте также:  Благодаря каким свойствам злаки оказались одним из наиболее важных

    Полемизируя с С. Кларком, представляющим взгляды Ньютона на пространство, Лейбниц утверждает, что пространство не существует само по себе, отдельно от тел; понятие пространства выражает лишь рядоположность физических объектов, есть только отношение и порядок сосуществования как действительных, так и возможных явлений и вещей.

    Пространство в Новое время рассматривается не только “объективно”, как связанное с физическими телами, но и “субъективно”, как продукт сознания или восприятия. Последней интерпретации придерживаются Гоббс, согласно которому пространство есть лишь воображаемый образ действительной вещи, а также Локк, для которого пространство есть субъективное представление, “простая идея”, приобретаемая посредством чувственного восприятия вещей (осязанием и зрением) и представляющая либо расстояние между вещами, либо объем. Кант в “Критике чистого разума” представляет пространство как трансцендентальную априорную форму чувственности, т. е. доопытную и от опыта не зависящую, однако необходимо во всяком опыте присутствующую. Под подобную форму чувственности наше сознание всегда подводит материал чувственного восприятия, и именно благодаря ей и становятся возможны априорные синтетические суждения математики (геометрии), необходимость и универсальность которых обеспечивается априорностью пространства. Теории пространства после Канта строятся гл. о. как философское объяснение и обоснование свойств математического и физического пространства, причем неявно предполагается, что в физическом пространстве выполняются законы Евклидовой геометрии. Евклидово пространство обладает, по Пуанкаре, следующими свойствами: оно непрерывно, бесконечно, трехмерно, однородно или гомогенно и изотропно (свойства пространства независимы от направления). Теорема Нетер связывает однородность пространства с сохранением импульса, изотропность же пространства — с сохранением момента имульса. В 19 в. Гауссом, Лобачевским и Больяи были открыты неевклидовы геометрии, возникшие при попытке выяснить непротиворечивость пятого постулата Евклида, который предполагает возможность проведения через данную точку, лежащую вне данной прямой, единственной прямой, параллельной данной. Лобачевский строит неевклидову (гиперболическую) геометрию, в которой через данную точку можно провести сколько угодно прямых, параллельных данной; Риман конструирует (эллиптическую) геометрию, в которой нельзя провести ни одной параллельной. Позже, однако, неевклидовы геометрии описываются не зависимым от пятого постулата образом, при помощи задания соответствующей метрики, которая и определяет тип пространства. Метрика задает расстояние между двумя точками пространства, есть локальная характеристика пространства и имеет следующие свойства: l) d (χ, χ) = 0; 2) если χ Фу, το d (χ, у) = = а {у, χ) * 0; 3) d (χ, г) sS d (χ, у) + d (у, z), где х, у, t — произвольно выбранные точки пространства. При Преобразовании координат, что в теории относительности соответствует пе

    реходу от одной (локально инерциальной) системы к другой, метрика, задаваемая метрическим тензором, меняется ковариантным образом и несет в себе информацию о свойствах (в частности о кривизне) пространства в данной точке.

    Понятие пространства играет главенствующую роль в современной физике, а отождествление физического и математического пространства дает возможность описывать первое в терминах второго. В специальной теории относительности Эйнштейна пространство является четырехмерным пространством Минковского и представляет собой псевдоэвклидово многообразие, в котором находятся различные физические поля. Метрика в пространстве Минковского не меняется от точки к точке и задается как As2 = Δχ2 + Ду2 + Лг2 + Δ(ίοί)2, где i2 = —1, так что время может быть принято за мнимую пространственную координату. Однако в общей теории относительности физическое пространство не обязательно бесконечно и является пространством Минковского лишь локально, в целом же метрика (метрический тензор второго ранга) меняется от точки к точке, завися от находящейся в пространстве массы, которая и определяет локальную кривизну пространства. Понятие пространства неразрывно связано с понятием гравитационного поля постольку, поскольку метрический тензор и описывает гравитационное поле. Так понятое пространство оказывается ближе к аристотелевскому месту, нежели ньютоновскому абсолютному пространству, коль скоро локальные свойства пространства зависят от находящихся в нем тел, тогда как абсолютное пространство от помещенных в нем тел не зависит.

    Согласно современным представлениям, физический вакуум не есть пустота как абсолютное ничто или как лишенное материальных частиц протяжение или пространство, но является основным состоянием физической системы, обладающим минимально возможной энергией, которая может быть и не равна нулю. Даже в отсутствие привнесенных частиц в вакууме возможны квантовые спонтанные флуктуации, на очень короткое время порождающие пары частица — античастица. Кроме того, вакуум создает собственное гравитационное поле, коль скоро энергия его отлична от нуля, поскольку, согласно формуле Эйнштейна, энергия Е связана с массой т как: Е = те2, где с — скорость света; масса же порождает гравитацию.

    В современной теории суперструн понятие пространства также играет ключевую роль, поскольку физические объекты (элементарные частицы) рассматриваются как возбужденные состояния одномерного объекта, суперструны, размером порядка 10—32 см. Траектория движения суперструны, описывающая движение такого объекта, является не одномерной линией, как в классической физике, но двумерной мировой поверхностью, вложенной в многомерное неевклидово пространство, характерный размер которой, в силу так называемого принципа дуальности, не может быть меньше некоторой определенной величины.

    Лит.: Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Европейская наука в средние века. М., 1989; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980; Она же. Эволюция понятия науки (XVII—XVIII вв.). М., 1987; Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. Новосибирск, 1993; AlgraK. Concepts of Space in Greek Thought. Leiden—N. Y—Köln, 1995; Jammer M. Concepts of Space: A History of Theories of Space in Physics. Cambr. (Mass.), 1954; KoyreA. From the Closed \brld to the Infinite Universe. Baltimore, 1957; SorabjiR. Matter, Space and Motion. Theories in Antiquity and Their Sequel. Ithaca (N. Y), 1988; Willen E. Reflections n the Fate ofSpacetime.— “Physics Today”, 1996, April, p. 24—30.

    Д. В. Никулин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.

Источник