Какое свойство отражает сущность понятия юмор
Марк Твен писал, что «чувство юмора — это эмоциональная реакция, превращающая потенциально отрицательную эмоцию в её противоположность, в источник положительной эмоции: всё жестокое смягчается, всё наше раздражение и досада улетучиваются, и приходит чувство солнечной радости» [47, с.172].
Юмор считается добродушно-насмешливым отношение к чему-либо или кому-либо, умением подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях. Данное явление присуще и другим отраслям, например, в искусстве (в литературе) – это изображение (описание) чего-либо в смешном виде.
Понятия «юмор», «чувство юмора» и «чувство юмора и дошкольников» хотя и имеют общее в своих определениях, однако явно стоят на разных уровнях в словарях и теоретической литературе. Стоит разобраться, что же понимается под этими терминами, и есть ли различия в толкованиях авторов.
В толковом словаре Д.Н. Ушакова понятие «юмор» определяется в двух ключах, как частное и общее:
1. Незлобивая насмешка, добродушный смех; проникнутое таким настроением отношение к чему-нибудь, к чьим-нибудь недостаткам, слабостям. Чувство юмора.
2. Совокупность литературных (или вообще художественных) произведений, проникнутых таким отношением к действительности. Например: русский юмор, музыкальный юмор. [50]
Писемский определял это понятие как нечто целостное: «Юмор – слово английское… оно означает известное настроение духа, при котором человеку кажется всё в более смешном виде, чем другим.» [36].
В оксфордском словаре английского языка понятие «юмор» определяется как «качество действия, речи или литературного произведения, которое вызывает веселье – причуда, шутка, курьез, комизм, забава. Юмор – это также способность воспринимать смешное или забавное или выражать это в речи, а также в письменной или другой форме – шутливый образ или трактовка объекта [41].
В Кратком психологическом словаре М.Г. Ярошевского и А.В. Петровского чувство юмора определяется «способностью человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора неразрывно связано с умением субъекта обнаруживать противоречия в окружающей действительности. Чувство юмора предполагает наличие у его субъекта положительного идеала, без которого оно превращается в негативные явления, например, цинизм, сарказм, пошлость» [53].
В.И. Даль сформулировал более простое определение понятию «юмор»: «весёлый, острый, шутливый склад ума, умеющий подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов или обычаев» [18].
Определения понятия «чувство юмора у детей старшего дошкольного возраста» как такого нет, потому что в этот период у ребенка только начинает формироваться данная способность. Однако В.А. Сафонова в своей статье «Развитие чувства юмора у детей дошкольного возраста» выделяет возрастные особенности формирования чувства юмора у детей. «Малыши ценят физический юмор, особенно вид с элементом удивления. Поскольку Ваш ребенок развивает языковые навыки, он или она найдет рифмы и слова ерунды забавными, что продолжится и в дошкольные годы. Дошкольник, более вероятно, найдет юмор на неправильной картине (автомобиль с квадратными колесами, свинья, носящая темные очки) чем шутка или игра слов. Несовместимость между картинами и звуками (лошадь, которая говорит мычание) также забавна для этой возрастной группы» [55].
В истории педагогики, психологии и литературы данным вопросом занимались такие выдающиеся ученые, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, Л. С. Выготский, Г. С. Костюк и многие другие. В.А. Сухомлинский в своих работах о педагогической сущности юмора идет дальше своих предшественников. Он считал определение юмора следующим: «Юмор – это мировоззренческое качество личности, которое необходимо формировать у ребенка с малых лет» [45, с. 640]. Также он видел педагогическую значимость в данной способности, если использовать юмор в качестве средства воспитания гуманизма, развития чувства сострадания и совести [45]. По мнению педагога, настоящий юмор не способен порождать обиду, злобу или цинизм. Чувства юмора является первым помощником в анализе своих неудач и ошибок, взгляд с иронией и улыбкой на несерьезные проблемы придаст сил идти дальше. В.А. Сухомлинский также считает важным развивать чувство юмора у детей в нужном и правильном ключе. «Например, дети могут смеяться над несчастьями других, т.к. у ребенка очень мал жизненный опыт, он не всегда правильно понимает смысл происходящего и часто видит во всем только внешнюю сторону» [45].
По мнению В.А. Сухомлинского дошкольный возраст является лучшим временем для развития образного мышления, воображения и психических процессов, которые составляют основу творческой деятельности. Ученый называл юмор «оборотной стороной мышления» [45, с. 657]. Формируя у детей чувства юмора средствами художественных произведений, дошкольник сможет создать свой собственный «эмоциональный фонд», с помощью которого он сможет ориентироваться в собственном чувстве юмора и в чувстве юмора других [45, с.659].
Педагоги и родители должны уметь не только развивать у детей радостные эмоции, но также необходимо воспитывать в ребенке чувства сострадания. Ш.А. Амонашвили, будучи педагогом-новатором, обращает внимание на то, что детям свойственно чувство радости, стремление к познанию, общению, самоутверждению и призывает педагогов применять в разнообразных методах и приемах использовать юмор. Он вводит понятие познавательного юмора, что означает внесение элементов юмора в виде веселых и жизнерадостных рассказов, шуток, юморесок и так далее [4, с. 92].
Л.С. Выготский отмечал положительное действие юмора на детских чувствах и восприятии действительности. «И смех, возникающий в результате подобной деятельности, является лучшим доказательством того разрешающего действия, которое остроумие оказывает на людей и детей любого возраста» [16].
В отечественной литературе также уделялось внимание данной проблеме следующими педагогами и психологами: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Лук, А. Бергсон, В. Прокопенко и др. Наиболее основательные положения содержатся в трудах С. Л. Рубинштейна, который разработал определение юмора на уровне мировоззренческих чувств, а также подчеркнул его гуманистическую направленность.
Отечественный психолог А.Н. Лук в своих работа выделил как самую важную психотерапевтическую функцию юмора, с помощью которой формируется способность оптимистично и жизнерадостно относиться к окружающему миру, вырабатывается уверенность в своих силах и развиваются навыки самокритики. А.Н. Лук указал на связь юмора с чувством сострадания, жалости, человеколюбия, а также одним из первых в отечественной науке высказал мысль о возможности и необходимости воспитания чувства юмора у детей [26].
В. Прокопенко в своих работах пишет, что «в общении с людьми улыбка и смех приобретают особые функции. Они не просто связанны с выражением радости от удовлетворения биологической потребности, а с получением удовольствия от приобщения к смеховой культуре детей и взрослых» [37, с.200]. В этом ключе В. Прокопенко выделяет несколько значимых функций юмора.
Первая функция «информационная» – здесь юмор выступает как средство познания мира. В жизни ребенка происходят небольшое открытие, углубляется представление об окружающем его обществе и окружении, а также заостряется внимание на вещах, не интересующих ранее.
Следующая функция «коммуникативная» – в общении ребенок открыт для окружающих. Посредством юмора формируются такие качества, как доверие, открытость, раскрепощенность.
И последняя функция «развивающая» – юмор также обладает определенной логикой. Данная сторона способствует развитию интеллекта, наблюдательности, мышления [37, с.202].
Процесс формирования юмора у дошкольников интересует и современных педагогов, так как С.Д. Яматова, Н. В. Микляева, А. А. Грибовская, А.И. Становая, и другие. Они рассматривают методы и приемы развития чувства юмора у дошкольников в игровой, изобразительной, непосредственно образовательной деятельности.
С.Д. Яматова в своем проекте «Правда ли, что дружба начинается с улыбки?» говорит о том, что «одним из видов деятельности в детском саду является чтение художественной литературы, поэтому целесообразно формировать чувство юмора детей через указанный вид деятельности» [56]. В образовательной области “Речевое развитие” имеется раздел “Приобщение к художественной литературе”, где содержится такая задача как развитие у детей чувства юмора [56].
Считается, что опыт первых отношений в формировании личности ребенка является ключевым составляющим звеном, которое строит свести к идеалу. Первая встреча или разговор может предопределить отношение ребёнка к миру в целом, повлиять на его поведение в коллективах и его самочувствие в них. К сожалению, тема становления и формирования межличностных отношений является сейчас актуальной, поскольку практика выявляет немало негативных, порой даже агрессивных явлений среди детей, которые проявляются в виде непомерно жестокого отношения, заложенного именно в дошкольном возрасте. Это приводит нас к тому, что возникает необходимость обратиться к рассмотрению процесса формирования отношений детей друг с другом на ранних этапах развития. А.А. Грибовская отмечает, что от характера межличностных отношений зависит то, насколько комфортно будет ощущать себя воспитанник в коллективе и каков будет его дальнейший путь в социуме. В большинстве случаев, преподаватель может сдаться и заявить, что конфликты между детьми в группах практически неизбежны (проявления жадности, грубости, драчливости, упрямости, агрессивности и т.д.). В процессе изучения научной, практической и методической литературы, можно выявить, что одним из реализуемых вариантов устранения конфликтных ситуаций среди старших дошкольников может стать развитие чувства юмора. А.А. Грибовская определяет чувство юмора, как способность выявлять, фиксировать и осмыслять комическое в окружающей действительности. Именно благодаря этой способности, смеху, проявленному в нужный момент, можно предотвратить конфликтные и неприятные ситуации, обратить зло в шутку и смешную игру. Если педагоги в серьез задумаются о подобном способе разрешения проблемных ситуаций, то смех может стать доступным в детском саду, он не только повлияет на работу воспитателей, но и раскрепостит проявление творческих способностей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Закон «Об образовании в Российской Федерации» ориентирует педагогов на создание условий для развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации. Особое внимание уделяется чувству юмора. Юмор рассматривается как средство эмоциональной саморегуляции, а радость жизни – как индикатор гармонии мировосприятия. Описываются особенности детского юмора, показано значение детского фольклора и литературы для развития чувства юмора у детей дошкольного возраста [1].
Изучая педагогическую, философскую и социальную литературу, можно отметить, что в теории накоплено немало ценностных идеи, которые посвящены формированию и воспитанию чувства юмора у детей старшего дошкольного возраста. Основные фундаментальные вопросы интересовали многих психологов, писателей, педагогов и современных исследователей.
Исходя из установленных стандартов, педагогам важно уделять немалое внимание в своих методических разработках развитию юмора у детей старшего дошкольного возраста. Специалистом необходимо научить ребенка оптимистично воспринимать юмор в художественных произведениях и не позволить формироваться данной способности в ситуациях, связанных с насмешкой и иронией, чему в наше время очень быстро учатся дети, обделенные общением с книгой.
Таким образом, проанализировав понятия «чувство юмора» из разных источников и «чувство юмора дошкольников», можно сделать вывод, что данная способность является неотъемлемой частью жизни и воспитания. Каждый автор внес что-то новое в свое определение, что позволяет нам вспомнить об индивидуальности юмора. Также, показателен тот момент, что понятие «юмор» зачастую соседствует с понятием «литературный юмор». Это подтверждает теорию о том, что юмор у детей необходимо развивать средствами художественных произведений, поскольку определение одного вытекает из другого. Художественная литература даст ребенку более правильное представление о чувстве юмора, чем любая другая отрасль или наука. Более того, изучение классических и современных детских текстов может привить у детей любовь к чтению, раскрыть и развить словарный запас ребенка. Также, стоит отметить, что формирование чувства юмора через освоение новых художественных произведений может стать отличным способом решения конфликтов между детьми старшего дошкольного возраста, а также между воспитателем и ребенком.
Источник
Улыбайтесь, господа! Ибо, как сказал один из героев Григория Горина – великий барон Мюнхгаузен: “Серьезное лицо – еще не признак ума, господа. Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением. Улыбайтесь!”
Чувство юмора присуще только человеку, поскольку связано с интеллектом и тонкой организацией психики. Хотя иногда, глядя на некоторых животных, явно подшучивающих над человеком и себе подобными, данное утверждение кажется спорным. А уж столкнувшись с человеком без чувства юмора, начинаешь сомневаться, что данный индивид из породы гомо сапиенс. Персонаж из репризы Михаила Жванецкого «Авас», блестяще исполненной Р. Карцевым и В. Ильченко, кого хочешь, заставит усомниться, что чувство юмора – качество присущее любому человеку.
Действительно, оно врожденное или ему можно научиться?
Тогда надо начать с вопроса – зачем юмор нужен? А посмотрите, как он гендерно функционален. Непонятно? Приведу пример: мужчина шутит в женском обществе, чтобы завоевать симпатию дам. Но вернемся к вопросу, у всех ли чувство юмора есть от рождения.
Раз уж оно у нас связано с интеллектом, разберемся, как образом. Тут главное не путать образованность с интеллектом. Весьма образованные люди могут не уметь шутить. Если сравнить с мышлением при решении математической задачи, звучит примерно так: в любой сложной задаче есть стандартный алгоритм решения, но есть и решение, состоящее из сочетания ходов, а в шутке в виде неожиданной комбинации слов. Получается, люди с развитым творческим мышлением – шутят удачнее.
Теперь о тонкой душевной организации. Зверь, испытывая агрессию, тут же её реализует. А человек? Сами понимаете, он ей старается управлять, иначе станет социально опасен. Так вот, есть версия, что иногда смех – это нереализованная агрессия или страх, а также животное желание доминировать. Вы вспомните сюжеты анекдотов. О застигнутом врасплох любовнике, который летит в шкафу с пятого этажа или упал на ножик, и так восемь раз, о нераскрывшемся парашюте и т.д. Соображаете? Он, нелепый, поскользнулся на банановой кожуре и упал, а я, умница, перешагнул через неё удачно, теперь смеюсь над лежащим. В таком формате вроде и не смешно, но отражает суть.
«Английский лорд собственноручно заводит часы и объясняет изумленному лакею: «Доктор советовал мне физические упражнения».
Юмор интернационален, но имеет национальные, ментальные особенности. Считается, что «английский юмор» построен на тонком сочетании слов, лингвистической игре, а способность реагировать на шутку у прибалтов отсроченная. В силу психологических особенностей некоторым трудно сразу среагировать на игру слов, переход из одного смысла в другой. Например, такую: «Только от сапёра зависит, в каком смысле он пораскинет мозгами».
«Человек без чувства юмора полностью безоружен. Для жизни это кошмарно, а для меня такой человек — практически калека»,- сказал замечательный французский комик Пьер Ришар. Функцию психологической защиты юмора подтверждают не только психологи, но и физиологи. На МРТ хорошо видно, что за чувство юмора у нас отвечают те же, лобные, доли мозга, что и за боль. Шутка – реакция нервной системы на парадокс. Если что-то идет не так, мы спонтанно защищаемся смехом. «Почему ты не сдал ЕГЭ по русскому?»- грозно вопрошает родитель. «Русский не сдается»,- защищается отпрыск». На этой почве бытует мнение, что лучшие юмористы – склонные к депрессиям неврастеники. Видите, сформулировала формально, и получилось смешно. Но есть, к сожалению, и реальные факты. Прячет человек за маской клоуна свои проблемы, а потом, как актёр Робин Уильямс, неожиданно кончает с собой. «- Что, в первую очередь, сделал бы Элвис Пресли, после того, как он внезапно бы ожил в наши дни?
— Скорей всего, как и любой другой человек, попавший в подобную ситуацию, он бы просто начал кричать от страха и царапать крышку своего гроба». После такой шутки, хочется заметить, что человек вполне может прожить и без чувства юмора. Но без замечательного инструмента – юмора – ему сложнее адаптироваться к реальности, перенести стрессовую ситуацию. Одно дело попасть в незнакомую компанию, другое – кризис и пандемия. Но в обоих случаях умение с юмором смотреть на ситуацию, разрядить напряжение, защититься смехом – во благо. «Как-то раз, ко мне подошла сборщица пожертвований и спросила:
– А вы знаете, как часто люди уходят в мир иной от СПИДа?
– Я конечно не специалист, но, думается мне, что всего раз».
Юмор свойство интеллектуально развитых людей считают психологи. Люди не умные шуток не понимают. Чтобы уметь пошутить, нужно, в первую очередь, обладать самоиронией, уметь посмеяться над собой, стать на сторону, противоположную эгоизму. Это трудно, особенно если в семье было не принято. Главное, чтобы желание подшучивать над окружающими не переходило в злорадство.
Раввин: «Евреи, запомните. Есть три самых страшных греха. Первый грех – это злорадство. Если у соседа сдохла корова – не надо радоваться, надо посочувствовать человеку. Второй грех – это уныние. Если у тебя только одна корова, старая и больная, дает мало молока – не унывай, а радуйся, ведь у кого-то нет даже такой коровы. Голос из толпы: «Ребе, но ведь радоваться, что у кого-то нет коровы – это тоже злорадство, о котором вы сказали. Раввин: «А третий грех – это занудство».
Примитивные формы юмора иногда становятся способом подавления: знаменитый торт в лицо, об имени, фамилии, национальных особенностях. Что, опять-таки, говорит об уровне интеллекта и скрытой агрессии.
Перенос в юмор табуированной темы, по мнению Фрейда, является сублимацией, способом перенаправить неприемлемые для субъекта импульсы в шутку, чтобы начать с темой взаимодействовать. Иногда «в приличном обществе» шутка снимает табуированный запрет. «Муж-сексолог рассказал жене о женском оргазме. Рассказать-то рассказал, а вот показывать пришлось соседу».
Остроумие и чувство юмора – вещи разные. Первое – способность проявлять чувство юмора, так сказать, «производить шутки». Второе – способность юмор воспринимать. «- В Америке нужно быть Скоттом, чтобы это сделать. – А при чём тут я?»
Чаще всего даже самые меланхоличные люди прекрасно понимают шутки, просто не привыкли показывать свое чувство юмора. Но лучше улыбайтесь, господа, ибо в нашей ситуации смех – во спасение. «Не будь у меня чувства юмора, я давно бы покончил с собой»,- сказал великий Махатма Ганди.
Источник