Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на земле
Тест по теме «Биология – наука о жизни»
I вариант
1. Классификация организмов на основе их родства – предмет науки:
1) ботаники
2) физиологии
3) систематики
4) генетики
2. Объектом изучения цитологии является уровень жизни:
1) клеточный
2) организменный
3) популяционно-видовой
4) биогеоценотический
3. Главный признак живого:
1) движение
2) обмен веществ
3) использование кислорода при дыхании
4) наличие тканей
4. Какой из перечисленных ниже процессов характерен только для животных?
1) образование органических веществ из неорганических на свету
2) восприятие раздражений из окружающей среды и преобразование их в нервные импульсы
3) поступление веществ в организм, их преобразование и удаление конечных продуктов жизнедеятельности
4) поглощение кислорода и выделение углекислого газа в процессе дыхания
5. Укажите признак, характерный только для царства животных.
1) дышат, питаются, размножаются
2) состоят из разнообразных тканей
3) обладают раздражимостью
4) имеют нервную ткань
6. Увеличение массы и размеров тела в онтогенезе человека –
1) размножение
2) развитие
3) рост
4) эволюция
7. Метод биологической науки, заключающийся в сборе научных фактов и их исследовании, называется:
1) моделирование
2) описательный
3) исторический
4) экспериментальный
8. Основоположником медицины принято считать:
1) Аристотеля
2) Галена
3) Теофраста
4) Гиппократа
9. Идею об эволюции природы впервые сформулировал:
1) М.В. Ломоносов
2) Ж.-Б.Ламарк
3) Ч. Дарвин
4) К. Линней
10. К клеточному уровню жизни относится:
1) туберкулезная палочка
2) рибонуклеиновая кислота
3) полипептид
4) водородная связь
11. Каковы особенности направления физико-химической биологии.
12. Докажите, что организм является открытой системой.
Тест по теме «Биология – наука о живой природе»
II вариант
1. Взаимосвязи организмов с окружающей средой изучает:
1) экология
2) систематика
3) физиология
4) морфология
2. Высшим уровнем организации жизни является:
1) организм
2) популяция
3) экосистема
4) биосфера
3. Обмен веществ характерен для:
1) бактериофага
2) вируса табачной мозаики
3) почвенных бактерий
4) минералов
4. Начальные стадии онтогенеза позвоночных животных изучает наука
1) морфология
2) генетика
3) эмбриология
4) анатомия
5. Какая наука занимается проблемами взаимосвязи организмов между собой и их средой обитания ?
1) палеонтология
2) эмбриология
3) экология
4) селекция
6. Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука
1) физиология растений
2) экология растений
3) палеонтология
4) селекция
7. На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
1) клеточном
2) организменном
3) популяционно-видовом
4) биосферном
8. Эмбриология – наука, которая изучает
1) ископаемые остатки организмов
2) причины мутаций
3) законы наследственности
4) зародышевое развитие организмов
9. Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости, называется:
1) экология
2) генетика
3) физиология
4) морфология
10. К клеточному уровню жизни не относится:
1) кишечная палочка
2) бактериофаг
3) папоротник
4) клубеньковые бактерии
11. Каковы особенности направления классической биологии?
12. Докажите единство химического состава и структурной организации в живой природе.
Тест по теме «Биология – наука о живой природе»
III вариант
1. Строение и распространение древних пресмыкающихся изучает наука:
1) палеонтология
2) физиология животных
3) анатомия животных
4) экология
2. Способность организма реагировать на воздействия окружающей среды – это:
1) изменчивость
2) раздражимость
3) норма реакции
4) гомеостаз
3. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
1) обмен веществ
2) раздражимость
3) размножение
4) изменчивость
4. Для живых объектов природы, в отличие от неживых тел, характерно
1) уменьшение веса
2) перемещение в пространстве
3) дыхание
4) растворение веществ в воде
5. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
1) генетика
2) физиология
3) морфология
4) эмбриология
6. Клевер красный, занимающий определенный ареал, представляет собой уровень организации живой природы
1) организменный
2) биоценотический
3) биосферный
4) популяционно-видовой
7. Обмен веществ характерен для
1) тел неживой природы
2) бактериофагов
3) вирусов гриппа
4) водорослей
8. Изучением влияния загрязнений на окружающую среду занимается наука
1) физиология
2) экология
3) биогеография
4) селекция
9. Наука о грибах называется:
1) эмбриология
2) микология
3) геофизика
4) фенология
10. Процессы расщепления белков под действием желудочного сока протекают на уровне организации живой природы:
1) экосистемном
2) биосферном
3) популяционно-видовом
4) молекулярном
11. Каковы особенности направления эволюционной биологии?
12. Что представляет наследственность и изменчивость у организмов.
Источник
Печатать книгу
- Вспомните, по каким признакам можно отличить живой организм от объекта неживой природы. Как размножаются животные, растения?
- Как вы думаете? Какие свойстваявляются общими для всех живых организмов?
- Вы узнаете о разнообразии общих свойств живых организмов, по которым они отличаются от объектов неживой природы.
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | § 1. Общие свойства живых организмов |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Суббота, 19 Сентябрь 2020, 01:56 |
Преамбула
Как вам уже известно, живая природа на Земле очень разнообразна и состоит из биологических систем разных уровней организации. Одним из уровней организации жизни является организменный уровень. С разнообразием организмов вы уже познакомились при изучении биологии в 7-м и 8-м классах и знаете, что они могут быть одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Несмотря на разнообразие структурной организации, живым организмам присущи общие свойства.
Единство химического состава
В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы, но их соотношение сильно различается. У всех живых организмов тело построено из одинаковых органических веществ: белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Их молекулы состоят из четырех основных элементов — углерода, водорода, кислорода и азота, на долю которых приходится 98 % всех химических элементов организма. Из неорганических веществ обязательным компонентом является вода (30—80 % общей массы тела). Минеральные соли в водных растворах диссоциируют на катионы металлов (Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Cu2+) и анионы кислотных остатков (I–, F–, Cl–, ), выполняющие жизненно важные функции.
Клеточное строение
Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Клетки разных организмов имеют сходное строение. Снаружи они покрыты цитоплазматической мембраной, поверх которой может быть клеточная стенка (растения, грибы, некоторые протисты, бактерии). Содержимое клеток представлено цитоплазмой, содержащей органоиды и ядро (у бактерий — хромосому). Клетки большинства многоклеточных организмов в зависимости от функции, строения и происхождения объединяются в ткани и органы.
Обмен веществ и энергии
Живой организм — открытая устойчивая система, через которую проходят потоки веществ и энергии. Определенные вещества и энергия поступают в организм из среды (питание, дыхание), другие — выделяются из организма в среду (выделение). В самом организме обмен веществ и энергии включает два противоположных, но взаимосвязанных процесса. Это синтез сложных веществ из простых с поглощением энергии и расщепление сложных веществ до более простых с выделением энергии. Оба эти процесса в организме сбалансированы между собой и обеспечивают относительное постоянство его химического состава.
Саморегуляция
Способность живых организмов поддерживать потоянство химического состава и физиологических процессов в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды называется саморегуляцией. У животных саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной и гуморальной систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение в организме показателей температуры, кровяного давления, количества воды, энергии, скорости обменных процессов. Только живые организмы могут сохранять постоянными показатели внутренней среды при изменении факторов внешней среды. Так, у теплокровных животных существуют многочисленные механизмы поддержания на постоянном уровне температуры тела вне зависимости от температуры окружающей среды. Гормоны инсулин и глюкагон обеспечивают постоянный уровень глюкозы в крови человека независимо от количества углеводов, поступающих с пищей.
У растений отсутствует нервная система, поэтому гормональная регуляция у них является важнейшим фактором саморегуляции и управления ростом и развитием. Она осуществляется с помощью фитогормонов — низкомолекулярных органических веществ с высокой физиологической активностью. Водный баланс у растений поддерживается путем транспирации.
*Подвижность
Все живое может изменять свое положение в пространстве, то есть обладает способностью к движению. Это более очевидно у животных, которые умеют летать, ходить, ползать или бегать. У растений подвижность менее заметна. Но у них можно наблюдать движение цитоплазмы внутри клеток и даже движение целых органов (соцветий, листовых пластинок) вслед за перемещением солнца, хотя и с малой скоростью. Иногда движение настолько медленное, что его трудно увидеть невооруженным глазом.
*Раздражимость
Все живые организмы способны реагировать на изменение внешней или внутренней среды. Любое изменение условий внешней или внутренней среды представляет собой раздражитель по отношению к конкретному организму, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни. Скорость реагирования может сильно варьировать в зависимости от вида организма. Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы). В процессе эволюции у разных видов выработались различные способы восприятия раздражителей и типы ответной реакции на них.
Размножение
Любой вид в природе состоит из особей, существование каждой из которых ограничено во времени. Рано или поздно жизнь отдельно взятой особи прекратится, но вид не перестанет существовать. Выживание вида обеспечивается появлением потомства путем бесполого или полового размножения существующих особей (родителей). Размножение — свойство организмов воспроизводить себе подобных с сохранением главных признаков вида (см. рис.). Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни на Земле. В основе размножения лежит самовоспроизведение новых молекул и структур, обусловленное наследственной информацией, которая находится в хромосомах родительских клеток. Самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности. Если новый организм развивается на основе набора хромосом, идентичного набору одной родительской особи (бесполое размножение), он будет ее полной копией. У организма, содержащего хромосомы двух родителей разного пола (половое размножение), помимо признаков обоих родителей, могут появляться новые признаки как следствие образования новой комбинации наследственной информации. Например, у кареглазых родителей может появиться ребенок с голубыми глазами.
*Наследственность и изменчивость
Если сравнить родителей и их потомков, то можно заметить сходство между ними по ряду признаков. Любой живой организм рождает себе подобных. Способность живых организмов передавать определенные признаки и свойства из поколения в поколение называется наследственностью. Закономерности наследственности изучает генетика. Ученые, изучавшие наследственность, установили, что признаки определяются материальными структурами наследственности, расположенными в хромосомах, которые передаются от родителей к потомкам. Информация в них записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что свидетельствует о единстве происхождения жизни.
В ходе размножения у потомков сохраняются свойства и признаки исходного материнского организма. Однако размножение — это не простая способность к самокопированию, поскольку у потомков имеются и отличительные признаки. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития называется изменчивостью. В основе наследственной изменчивости лежат изменения в биологических матрицах наследственности — хромосомах. Изменчивость дает разнообразный материал для отбора организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых видов живых организмов.
Рост и развитие
Рост и развитие — это свойства организмов, реализуемые в процессе их жизни. Рост — количественное увеличение размеров и массы тела путем деления клеток, сопровождающее развитие организма или его частей. Развитие —это необратимые качественные изменения в строении и функциональной активности организма. Следует различать индивидуальное и историческое развитие видов. В процессе индивидуального развития организмы данного вида постепенно и последовательно изменяются в течение своей жизни. Они приобретают новые признаки и свойства, а прежние могут быть утеряны. В результате индивидуального развития возникает новое качественное состояние организмов.
В отличие от индивидуального развития историческое развитие вида сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм. В результате исторического развития возникло все видовое многообразие жизни на Земле.
*Адаптация к условиям существования
Живые организмы способны приспосабливаться к условиям окружающей среды путем приобретения специфических приспособлений (адаптаций) в ходе исторического развития. Например, длинная шея у жирафа позволяет ему добывать пищу там, где ее никто из других видов наземных копытных млекопитающих не может достать, а способность хамелеона изменять окраску покровов тела в соответствии с фоном среды позволяет ему становиться менее заметным и избегать поедания хищниками. Организмы, не обладающие необходимыми адаптациями к условиям среды, вымирают.
*Повторим главное. Несмотря на разнообразие структурной организации живых организмов, им присущи общие свойства. Для всех организмов характерно единство химического состава — тело построено из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Живой организм — открытая устойчивая система (в ней протекает обмен веществ и энергии), способная к саморегуляции, размножению, росту и развитию, адаптации к условиям среды. Для организма также характерны такие свойства, как подвижность, раздражимость, наследственность и изменчивость.
Проверим знания
Ключевые вопросы
1. Какие органические вещества являются основными компонентами тела живых организмов?
2. Что является структурно-функциональной единицей организмов?
*3. Какое свойство организмов обеспечивает постоянство существования жизни на Земле?
*4. Почему свойства и признаки родителей проявляются у потомков?
*5. Чем можно объяснить, что у одних и тех же родителей появляются потомки с разными признаками?
Сложные вопросы
1. Какие свойства живых организмов позволят сохраниться жизни на Земле в случае резкого потепления климата? Ответ обоснуйте.
2. Как вы думаете, может ли быть развитие без роста организма и наоборот? Ответ аргументируйте конкретными примерами.
*3. Что означает выражение «организм — открытая система»? Можно ли считать открытой системой объект неживой природы? Почему?
*4. В чем заключается индивидуальное и историческое развитие организмов? Приведите примеры.
*Индивидуальное домашнее задание.Проведите наблюдение за живыми организмами в окружающей природе (в лесу, парке, на лугу и др.). Сравните их с неживыми объектами. Найдите различия между ними. Установите общие свойства у живых организмов.
Источник
Вопрос знатокам: Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря такому свойству живых организмов, как *
С уважением, Елена Фрольченко
Лучшие ответы
Наталия Тузина:
Конечно, размножение и приобретение потомками опыта предков. Без размножения на Земле давно бы никого не было.
~Prorok_Leo~:
Как кто?..
Екатерина:
размножение
Видео-ответ
Это видео поможет разобраться
Ответы знатоков
Борисовна:
А1.Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря такому свойству живых организмов, как :
3.размножение;
.
А2.Бесполое размножение распространено в природе, так как способствует:
2.росту численности популяции;
А3. Гермафродиты – организмы, которые:
3.образуют мужские и женские гаметы;
А4. В результате овогенеза из одной клетки – предшественницы образуется:
1.одна яйцеклетка;
А5. В профазе первого деления мейоза, также как и в профазе митоза, происходит:
3.разрушение ядерной оболочки;
А6. Двойное оплодотворение у цветковых растений заключается в том, что:
3.один сперматозоид сливается с яйцеклеткой, а другой с центральной клеткой зародышевого мешка;
А7. Зигота, бластула, гаструла, нейрула, органогенез – это все стадии развития:
4. эмбрионального.
А8. Двухслойный зародыш – это стадия:
2.бластулы;
А9. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы
путем:
4.митоза.
А10. К бесполому размножению не относится
4.семенное размножение хвойных
А11. У дрожжей в результате почкования получаются клетки, генотип которых
1.копия материнского (следствие митотического деления)
A12. Главным отличием полового размножения от бесполого является
3.слияние двух гаплоидных гамет (оплодотворение)
А13. Для сперматозоида не характерно наличие
1.запаса питательных веществ
А14. В результате мейоза каждая дочерняя клетка
3.получает половину генома материнской клетки
А15. Причиной разнообразия потомства при половом размножении не может служить
4.удвоение хромосом перед началом мейоза
Не верь, Не бойся, Не проси…:
А1.Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря такому свойству живых организмов, как :
3.размножение;
А2.Бесполое размножение распространено в природе, так как способствует:
2.росту численности популяции;
А3. Гермафродиты – организмы, которые:
3.образуют мужские и женские гаметы;
А4. В результате овогенеза из одной клетки – предшественницы образуется:
1.одна яйцеклетка;
А5. В профазе первого деления мейоза, также как и в профазе митоза, происходит:
3.разрушение ядерной оболочки;
А6. Двойное оплодотворение у цветковых растений заключается в том, что:
3.один сперматозоид сливается с яйцеклеткой, а другой с центральной клеткой зародышевого мешка;
А7. Зигота, бластула, гаструла, нейрула, органогенез – это все стадии развития:
4. эмбрионального.
А8. Двухслойный зародыш – это стадия:
1.гаструлы;
А9. В ходе индивидуального развития животного многоклеточный организм развивается из зиготы путем:
4.митоза.
А10. К бесполому размножению не относится
???(не дружу с растениями)
А11. У дрожжей в результате почкования получаются клетки, генотип которых
1.копия материнского (следствие митотического деления)
A12. Главным отличием полового размножения от бесполого является
3.слияние двух гаплоидных гамет (оплодотворение)
А13. Для сперматозоида не характерно наличие
1.запаса питательных веществ
А14. В результате мейоза каждая дочерняя клетка
3.получает половину генома материнской клетки
А15. Причиной разнообразия потомства при половом размножении не может служить
4.удвоение хромосом перед началом мейоза ( или 3 — я в сомнениях)..
Штирлиц:
. Размножение человека, животных, растений, при котором происходит слияние двух специализированных клеток, называют :
4) половым
2. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что
1) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов
3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует
1) быстрому росту численности популяции
4. У млекопитающих и в том числе у человека в процессе оплодотворения происходит:
1) слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки
5. Размножение — это процесс:
2) воспроизведения себе подобных
6. Зигота — это:
3) клетка, образовавшаяся путём слияния гамет
7. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле
3) размножение
8. Репликация ДНК лежит в основе процесса:
1) размножения
9. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы
4) быстрее получить взрослые растения
10. В ходе полового размножения наблюдается
2) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов
Борисовна:
1. Размножение человека, животных, растений, при котором происходит слияние двух специализированных клеток, называют :
4) половым А ТЫ НЕ ЗНАЛ? )))
2. Большое значение полового размножения для эволюции состоит в том, что
1) при оплодотворении в зиготе могут возникнуть новые комбинации генов
3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как способствует
1) быстрому росту численности популяции
4. У млекопитающих и в том числе у человека в процессе оплодотворения происходит:
1) слияние ядер сперматозоида и яйцеклетки
5. Размножение — это процесс:
2) воспроизведения себе подобных
6. Зигота — это:
3) клетка, образовавшаяся путём слияния гамет
7. Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле
3) размножение
8. Репликация ДНК лежит в основе процесса:
1) размножения
9. В сельскохозяйственной практике часто применяют вегетативное размножение растений, чтобы
4) быстрее получить взрослые растения
10. В ходе полового размножения наблюдается
2) перекомбинация признаков и свойств родительских организмов
ВОПРОСЫ НУ, ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЕ! ТЫ САМ НЕ МОГ НА НИХ ОТВЕТИТЬ, НИКАКИХ ЗНАНИЙ БЫ НЕ ХВАТИЛО!)) )
Источник