Какое свойство общественного прогресса нтр примеры

Какое свойство общественного прогресса нтр примеры thumbnail

Научно-техническая революция (НТР) — скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы), переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Вспоминаем: неолитическая революция (VIII−VII тыс. до н. э) → зарождение аграрного общества → Промышленная революция XVII−XVIII веков → зарождение индустриального общества → научно-техническая революция 2-й половины ХХ века → зарождение постиндустриального общества.

НТР представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса (НТП), начавшийся с середины XX в. и связанный с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества → отсюда возникновение нового фактора производства — информации).

Одним из наиболее ярких проявлений НТР является процесс глобализации, охвативший мир в конце ХХ века.

Глобализация — это процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции и унификации. 

 Общим следствием глобализации являются:

  1. мировое разделение труда и появление транснациональных корпораций;

  2. миграция капитала; 

  3. миграция человеческих и производственных ресурсов в масштабах всей планеты;

  4. приведение законодательства, а также экономических и технологических процессов к единому стандарту;

  5. сближение культур разных стран;

  6. создание единой информационной сети;

  7. создание единой транспортной сети.

НТР и глобализация — очень противоречивые процессы, которые имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Последствия НТР и глобализации в современном мире

 ПозитивныеНегативные
Экономические
  • Появление и развитие универсального единого экономического механизма, охватывающего весь мир.

  • Уменьшение числа занятых в производстве (автоматизация и компьютеризация производства) и, как следствие, — снижение издержек производства.

  • Применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов.

  • Овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях.

  • Рост капиталовложений в наукоёмкие производства.

  • Рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодёжи, вызванной как циклическими спадами производства, так и развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики при одновременном процессе свёртывания старых отраслей и отмирании некоторых традиционных профессий.

  • Многочисленные экологические проблемы, вызванные глобальным промышленным загрязнением планеты.

  • Господство единого стандарта производства и потребления.

  • Игнорирование экономических и национальных особенностей развития разных стран.

Политические
  • Интеграция мирового сообщества, коллективное обсуждение наиболее ключевых вопросов развития современного мира.

  • Возникновение международных политических организаций (ООН, НАТО, МВФ, ЕС, ОПЕК и пр.)

  • Стремление наиболее развитых государств к политическому и экономическому лидерству приводит к резкому проявлению национализма в менее развитых странах.

  • Многочисленные политические глобальные проблемы — угроза третьей мировой войны, локальные военные конфликты и т. п.

Социальные
  • Изменение социальной структуры общества (переход от классовой структуры к стратовой).

  • Изменение облика рабочего класса, прежде всего в его отраслевой и профессиональной структуре, а также в его квалификации.

  • Гендерные изменения в обществе (женская эмансипация и т. п.) 

  • Неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей (маргинализация и люмпенизация части общества, особенно в странах третьего мира).

  • Демографические проблемы (перенаселение Земли, диспропорция в уровне рождаемости в развитых странах и странах третьего мира).

Духовные
  • Возрастание роли научных знаний.

  • Развитие образования, превращение его в необходимое и непременное условие полноценного человеческого существования.

  • Утрата особенностей национальных культур, навязывание стандартного образа жизни, игнорирование национальных обычаев и традиций.

  • Техногенные катастрофы (сбои и нарушения в технической и технологической деятельности человека, которые вызывают необратимые процессы в биосфере) приносят значительный ущерб не только природе, но и людям.

ВОПРОСЫ  

1. Назовите и проиллюстрируйте примерами три положительных последствия процесса глобализации.

  1. Интеграция мирового сообщества. Пример: усилиями мирового сообщества и Организации Объединенных Наций было остановлено применение химического оружия в Сирии и начаты переговоры о его полном уничтожении.

  2. Гендерные изменения в обществе. Пример: если женщины в Западной Европе получили избирательные права еще в начале ХХ века, то благодаря глобализации меняется положение и в остальном мире — например, женщины получают избирательные права в таких странах ортодоксального ислама, как Саудовская Аравия и Иран.

  3. Интеграция в области образования. Пример: так называемая Болонская конвенция, которая вводит единые стандарты требований для выпускников вузов и дипломы единого образца.

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

«Рассматривая «качество жизни» с позиций глобализации развития общества, многие авторы считают, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере, что и породило смутное желание нового качества жизни. Однако, по мнению многих исследователей, повседневное ощущение пределов практической человеческой деятельности уже проявляется в решениях, оказывающих влияние на планетарном уровне. <…>

Глобализация последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды, которые, в принципе, нельзя однозначно оценить, актуализировали проблему изменений приоритетов духовного и интеллектуального начал в развитии человека. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определенной психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества на планете. <…>

Читайте также:  Какие есть свойства и группы

Понятие «качество жизни» включает биологическую (генотип, здоровье), социальную (комфортность, безопасность, защищенность, гармония, душевное спокойствие в отношениях с социумом), материальную (жилье, другие материальные блага, экономические возможности и др.), экологическую (состояние биосферы) и личностно-ориентированную (саморазвитие, самореализация, креативность и др.) составляющие».

(Федоряк Л. М. Роль активности в становлении нового качества жизни человека // 

Социально-гуманитарные знания. 2004. № 6. С. 170−171.)

1) На основании текста определите, чем обусловлено порождение смутного желания нового качества жизни.

2) Что, по мнению автора, предполагает глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком? Как связаны между собой представления человека о качестве жизни и состояние окружающей среды?

З) Автор неоднозначно оценивает глобализацию последствий и возможные необратимые изменения окружающей среды. Используя знания обществоведческого курса и социальный опыт, приведите не менее трёх примеров такой практической деятельности человека.

4) Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, определите, как соотносятся понятия «качество жизни» и «уровень жизни»? Какое из них более широкое по своему содержанию? Раскройте сущность понятия «уровень жизни».

1.  Порождение смутного желания нового качества жизни обусловлено тем, что человек как биологический вид подошел к пределам своего развития в биосфере.

2. Глобальный уровень решений, принимаемых современным человеком, по мнению автора, предполагает его личную, нравственную ответственность, возможную только при наличии определённой психологической подготовленности, понимания сути и значения качества жизни общества.

  1. Представления человека о качестве жизни могут существенно воздействовать на состояние окружающей среды. Естественна и обратная связь между состоянием окружающей среды и процессами, происходящими в обществе.

3. В качестве примеров практической деятельности человека могут быть приведены: 

  1. развитие энергетики; 

  2. методы биотехнологии;

  3. развитие Интернета;

  4. искусственное изменение ландшафтов и др.

4. Понятие «качество жизни» принципиально отличается от понятия «уровень жизни». 

  1. Понятие качества жизни включает в себя уровень жизни. Таким образом, по своему содержанию понятие «качество жизни» является более широким, чем понятие «уровень жизни». 

  2. Уровень жизни — это степень развития материальных условий жизнедеятельности людей, удовлетворения материальных и духовных потребностей отдельных социальных групп и членов общества.

Источник

Прогресс (от лат. progressus — продвижение, успех) — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.

Особенности прогресса:

  •  Относительность прогресса (невозможность применения данного термина к некоторым сферам, например, искусству).

  •  Противоречивость прогресса (наличие позитивных последствий для одной сферы, но одновременно негативных для другой, например, развитие промышленности отрицательно влияет на экологическую обстановку в регионе).

Критерии прогресса:

  • Развитие человеческого разума.

  • Совершенствование нравственности людей.

  • Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.

  • Прогресс науки и техники.

  • Развитие производительных сил общества.

Регресс (от лат. regressus — обратное движение) — это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.

Стагнация (от лат. stagnum — стоячая вода) — задержка общественного развития.

Прогресс может развиваться в двух наиболее характерных формах:

1) Реформа (от лат. reformare — преобразовывать) — какое-то усовершенствование в общественной жизни, проводимое через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные устои общества (традиции, обычаи, церковь, семью и пр.).

2) Революция (от лат. revolutio — поворот, возвращение к истокам) — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

В современном обществе преобладают следующие формы общественных изменений:

1) Инновация (от лат. innovatio — обновление) — однократное рядовое улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

2) Модернизация (от фр. moderne — новейший, современный) — это процесс полной или частичной реконструкции общественной системы с целью ускорения её развития.

ВОПРОСЫ: 

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс»:

1) отжившие формы; 2) стагнация; 3) эволюция; 4) застой; 5) возврат; 6) спад; 

7) модернизация.

2. (1−4). Прочитайте текст и выполните задания 1−4.

Современная информационная революция приводит к формированию в постиндустриальных обществах нового класса, который мы назвали «классом интеллектуалов». Западные социологи обратили на это внимание ещё в конце 1950-х годов; причём весьма характерно, что за этим процессом не просматривалось в то время никаких негативных последствий. Поскольку, согласно расхожему мнению, «информация представляет собой наиболее демократичный источник власти», большинство исследователей приходило к выводу, что становление некапиталистического по своей природе доминирующего класса ведёт к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым.

Читайте также:  Калина какие полезные свойства и противопоказания

Однако реальные социально-экономические процессы всё очевиднее противоречат подобным предположениям. С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства. В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства. В результате «класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоев общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев. Это создает предпосылки для появления на исторической сцене ещё одного класса, объединяющего в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве. Принадлежащая ему доля в общественном богатстве устойчиво сокращается, не оставляя возможностей для повышения квалификации и пополнения «класса интеллектуалов». Эта социальная группа, до поры до времени ассоциировавшаяся с низшими слоями пролетариата, к началу 1990-х годов обрела выраженную классовую определённость, и не принимать её во внимание при анализе проблем современного общества невозможно.

(B. Л. Иноземцев)

1) Формирование какого нового класса постиндустриального общества отмечает автор? Какую причину появления этого класса он называет? Что, по мнению большинства социологов, должно было стать следствием появления нового класса?

1. Автор отмечает появление нового класса — «класса интеллектуалов».

2. Причина — современная информационная революция.

3. Следствием появления нового некапиталистического по своей природе доминирующего класса приведёт «к преодолению классового характера общества, делает его в перспективе бесклассовым».

2) Разделяет ли автор точку зрения западных социологов конца 1950-х годов в оценке последствий появления нового класса? Укажите три аргумента, которые он приводит в обоснование своей позиции.

1. Нет, не разделяет.

2. Аргументы:

1) С каждым новым этапом технологической революции «класс интеллектуалов» обретает всё большую власть и перераспределяет в свою пользу всё большую часть общественного богатства.

2) В формирующейся новой хозяйственной системе процесс самовозрастания стоимости информационных благ оказывается в значительной мере оторванным от материального производства.

3) «Класс интеллектуалов» оказывается зависимым от всех других слоёв общества в гораздо меньшей степени, чем господствующие классы феодального или буржуазного обществ были зависимы от деятельности эксплуатировавшихся ими крестьян или пролетариев.

3) Какой ещё один новый класс характеризует автор? С опорой на обществоведческие знания назовите любые две социальные группы, которые могут войти в данный класс. Кратко поясните свой выбор.

1. Новый класс — это класс, «объединяющий в своих рядах тех, кто не способен активно участвовать в высокотехнологичном производстве».

2. Две социальные группы, которые могут войти в данный класс:

1) Мигранты-приезжие из стран «третьего мира», которые в силу языкового барьера и низкого материального достатка не могут себе позволить высокотехнологичного образования.

2) Подростки (молодежь) из малообеспеченных семей, которым с юных лет приходится идти на неквалифицированную работу, чтобы помочь семье. В большинстве своём им не хватает ни денег, ни времени, для того чтобы получить качественное образование, и они тоже могут пополнить подобный класс.

4) С опорой на текст и обществоведческие знания сформулируйте три суждения о роли информации в современном мире.

Суждения о роли информации в современном мире:

1) В современной экономике информация становится одним из важнейших факторов производства.

2) В политической сфере информация играет важнейшую роль при управлении государством, так как, контролируя каналы распространения информации (телевидение, радио, печатные СМИ, интернет), можно манипулировать обществом.

3) Информация играет важнейшую роль в современной науке, так как большинство современных открытий делается на стыке различных дисциплин (биологии и химии, истории и географии и т. п.), и учёным необходимо постоянно обмениваться плодами своих исследований, что возможно сделать только в развитом информационном обществе.

3. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественный прогресс»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об общественном прогрессе.

1) Прогресс — это такой тип развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному.

2) Общественному прогрессу присущи такие характерные черты, как неравномерность и противоречивость.

3) Основными формами общественного прогресса являются реформа и революция.

4. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как динамическая система». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1) Понятие общества:

а) в узком смысле слова;

б) в широком смысле слова.

2) Особенности общества как динамической сложноорганизованной системы:

а) наличие подсистем общества и отдельных элементов (экономической, социальной, политической и духовной сфер);

Читайте также:  О каком свойстве металлов говорится в начальной строке стихотворения

б) постоянно видоизменяется (отмирают одни элементы, им на смену приходят другие);

в) имеет свои субъективные законы исторического развития;

г) непредсказуемость, нелинейность развития;

д) способно преобразовывать мир вокруг себя, в том числе природу.

3) Основные  сферы общественной жизни:

а) экономическая;

б) политическая;

в) социальная;

г) духовная.

4) Взаимосвязь общества и природы.

Источник

В исторической науке и курсе обществознания одним из центральных понятий является общественный прогресс. Термин отражает динамический процесс, в рамках которого происходит изменение в сторону более совершенных и сложных форм. 

В первую очередь речь идет о взаимодействиях между социальными группами, а также об экономическом и духовном росте общества в целом. В большинстве случаев смысл понятия накладывается на технологическое развитие.

Понятие и свойства общественного прогресса

Общественный прогресс – это определенное движение, предполагающее развитие тех или иных сфер жизни. Противоположностью выступает регресс – движение назад, возвращение к отсталому.

Общественный прогресс

Общественный прогресс – это то, что будет происходить в любом случае, как и развитие природы, но от политических и экономических показателей зависит интенсивность изменений. 

Задача прогресса – улучшать, но проблема в том, что в некоторых случаях возможны и ухудшения. Например, развитие автомобильной промышленности привело к загрязнению воздуха в крупных городах.

Критерии общественного прогресса

Выделяется четыре базовых критерия общественного прогресса. В данном случае под критерием понимается характеристика или описание. Рассмотрим детальнее определение и смысл каждого критерия. 

Критерии общественного прогресса

Социальный

Социальный критерий отражает уровень развития общества в целом. Индикаторами выступают политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности. 

Средний класс общества

Сегодня средний класс – один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество. 

Экономический

Экономический критерий многие ученые считают ключевым, так как он оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенностью экономики является и ее основа, то есть на чем базируется доход. 

Сырьевая экономика

В наибольшей опасности в 21 веке находятся страны, чья экономика базируется на энергоресурсах. 

Духовный

Говоря о духовном прогрессе, оценивают роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме. 

Мораль

Есть определенные противоречия, так как в зависимости от культуры, то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается.

Научно-технический

В большинстве случаев прогресс ассоциируется именно с этим критерием – развитием науки и техники, появлением новых продуктов и инструментов. Такой подход не раскрывает всей полноты понятия общественного прогресса.

Пути проявления прогресса в обществе и их признаки

Существует два пути, по которым реализуется прогресс в обществе. Осуществление преобразований всегда предполагает введение изменений или корректировок. Разница между путями заключается в интенсивности применения тех или иных новшеств.

Реформа

Реформа – это медленные, последовательные, поступательные преобразования в отдельных сферах жизни. В большинстве случаев затрагивается не более двух сфер, чаще всего одна. 

Реформа

Не предполагается смена власти или режима даже при проведении политических преобразований. 

Реформы могут быть как прогрессивными, так и регрессивными. Эти виды разнятся в зависимости от последствий, происходящих в обществе.

Революция

Под революцией понимается метод, когда используются насильственные приемы преобразования. Затрагиваются все или почти все сферы жизни. 

Революция

К трем базовым критериям относятся:

  • изменение текущего строя на кардинально новый, как правило, противоположный прежнему;

  • резко меняются многие аспекты повседневной жизни;

  • изменение происходит в несколько скачков и сопровождается применением силы.

План революционных преобразований, как правило, не учитывает социальный и духовный аспекты.

Противоречивость общественного прогресса

Роботизация

У общественного прогресса в современном мире есть два важных качества. Они заключаются в следующих понятиях:

  1. Неоднозначность – рост и развитие одной сферы может привести к упадку другой. Например, развитие робототехники лишает рабочих мест миллионы людей, что создает социальное напряжение.

  2. Противоречивость – не всегда можно предсказать результат того или иного достижения.

Ядерный взрыв

Рассмотрим несколько примеров противоречивости прогресса, отражающие взгляды просветителей:

  • открытие ядерной энергии привело к появлению оружия массового поражения;

  • создание ГМО увеличило количество производимых продуктов, но сократило их пищевую ценность. 

Достижения технического прогресса

Очевидно, что большая часть открытий, в частности научных, принесла пользу обществу и человечеству. Важно всегда наперед оценивать возможности того, как будет реализован проект.

Общественный прогресс – изменение мира, предполагающее уход от старых моделей и форматов к новым и более совершенным. Он реализуется не только в технологической сфере, но и затрагивает социальные отношения, политические аспекты, нравственное развитие людей. Тенденции показали, что с каждым новым этапом человечество больше ценило личность, комфорт и удобство.

Источник