Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером thumbnail

Пояснение.
Правильный ответ должен содержать примеры, допустим:

— свидетельством прогресса является развитие производства, его расширение и интенсификация, но рост производства увеличил нагрузки на природную среду (истощаются ресурсы, изменяется экологическая ситуация);

— транспорт — необходимая часть жизни человека, удобное средство передвижения, доступное в любом месте; но транспортные средства способствуют загрязнению почвы, воздуха, Мирового океана;

— исследования в области ядерной физики способствовали открытию нового источника энергии (АЭС), но поставили под угрозу существование человечества благодаря изобретению атомного оружия.

— новые и продвинутые технологии дают возможность развиваться миру науки, но они же ставят под угрозу существование самого человечества.

Могут быть приведены другие примеры противоречивости прогресса.

Укажите и проиллюстрируйте примерами любые три критерия общественного прогрессаОтвет: None

Указаны критерииобщественного прогресса и примеры,

допустим:

1) гуманизация общественных отношений (например, отмена смертной казни, смягчение уголовных законов, распространение идей мультикультурности и т.д.);

2) совершенствование техники и технологии (например, внедрение новой компьютерной техники, распространение айфонов, айпадов, освоение космического пространства и т.д.);

3) расширение спектра прав и свобод человека (например, отмена дискриминации по половому, расовому, национальному признаку, расширение избирательных прав и т.д.).

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Укажите три критерия общественного прогресса и каждый из них проиллюстрируйте конкретным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

= Укажите три критерия общественногои приведите примеры, иллюстрирующие прогресс в соответствующих областях.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) Развитие науки и техники. Например, изобретение двигателя внутреннего сгорания позволило внедрить в жизнь автомобили и другие транспортные средства, что облегчило и ускорило передвижение людей;

2) Расширение степени свободы человека в обществе. Например, отмена крепостного права в Российской империи освободила миллионы крестьян от личной зависимости, наделила их правами и свободами;

3) Совершенствование нравственности. Например, в XX веке большая часть государств отказались от практики смертной казни, что свидетельствует о гуманизации общественного сознания.

Могут быть приведены другие примеры

Проиллюстрируйте примерами ограниченность любых двух критериев социального прогресса. В каждом случае назовите сначала критерий, а затем приведите соответствующий пример.

1) критерий – развитие разума. Пример: а) преобладание разума над животным законом борьбы, но при этом следование основным инстинктам; б) развитие разума позволяет полнее удовлетворять материальные и духовные потребности человека (достижения научно-технического прогресса), но одновременно создаёт оружие массового уничтожения;

2) критерий – свобода. Пример: свобода одного человека не должна достигаться путём ущемления свободы другого человека; свобода ограничена законом, правами других людей.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2)примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;

— прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;

— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Могут быть приведены другие проявления противоречивости прогресса

Как Вы ду­ма­е­те, про­ис­хо­дит ли про­гресс в ду­хов­но-нрав­ствен­ной сфере? Сфор­му­ли­руй­те свою точку зре­ния и при­ве­ди­те три ар­гу­мен­та в её обос­но­ва­ние.

Пояснение.

ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) сфера при­ме­не­ния норм мо­ра­ли ста­но­вит­ся все шире

2) по­вы­ша­ет­ся нрав­ствен­ный про­тест в об­ще­стве про­тив без­ду­хов­но­сти и амо­раль­но­сти

3) по­вы­ша­ет­ся мера гу­ман­но­сти нашей жизни.

 Или=

1. Прогресс в духовной сфере проявляется в отказе от суровых обычаев: например, от обычая кровной мести;

2. Прогресс в духовной сфере проявляется в распространении среднего образования для всех

3. Прогресс в духовной сфере проявляется в доступности научных знаний для широкой общественности

ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) по­ня­тие про­грес­са не­при­ме­ни­мо к ду­хов­ной сфере, так как не­уклон­но про­ис­хо­дит па­де­ние нрав­ствен­но­сти в об­ще­стве;

2) в сфере мо­ра­ли на­блю­да­ет­ся ре­гресс

3) нель­зя трак­то­вать про­гресс од­но­знач­но: от­кры­тия в ядер­ной фи­зи­ке при­ве­ли, с одной сто­ро­ны, к со­зда­нию атом­ной бомбы, а с дру­гой — к по­яв­ле­нию АЭС (хотя и к ним от­но­ше­ние не­од­но­знач­ное), атом­ных ле­до­ко­лов и т.д.

Общественные системы (общественные силы)

                        Прогрессивные            Реакционные

Эволюция — процесс развития, состоящий из постепенных качественных изменений, без резких скачков (в противовес революции)

28. Общественный прогресс (Проблема общественного прогресса)

1. Направления общественного развития

а) прогресс

б) регресс.

в) стагнация (застой)

2. Противоречивость прогресса

а) разная скорость прогресса в различных сферах

б) прогресс в одних сферах сопровождается регрессом в других

в) неоднозначность критериев прогресса

3. Критерии общественного прогресса

а) развитие науки и техники

б) рост уровня жизни

в) уровень нравственности.

4. Человек как универсальный критерий прогресса

5. Виды прогресса по глубине и скорости изменений

а) эволюция (реформа)

б) революция

 Формы общественного развития:

  • эволюция – представление об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определяет состояние какой-либо системы, рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния
  • революция – это коренное качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего строя.
  • реформа – усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальных основ.

Развитие общества

Эволюция

Революция

Реформа

Виды

Виды

Прогрессивные Регрессивные (реакционные) Кратковременные Долговременные
    

Виды реформ

Вид реформ Пример
Прогрессивные 60 – 70-х гг. XIX в. в России – «великие реформы» Александра II.
Регрессивная (реакционная) Вторая пол. 80-х – нач. 90-х гг. XIX в. в России – «контрреформы» Александра III.

                           Виды революций

Вид революции Пример
Кратковременная Февральская революция 1917 г. в России
Долговременная Революция неолитическая – 3 тыс. лет.
Промышленная революция XVIII – XIX вв.

Источник

Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером

Падение Римской империи Томас Коле

Общественный прогресс – это направленное развитие человеческого общества, при котором происходит переход от менее совершенных форм, к более совершенным. А так как совершенству нет предела, то и прогрессу тоже. Прогресс затрагивает все сферы общественной жизни – семью, государство, образование. Так или иначе меняется всё. Но нельзя сказать, что прогресс необратим, есть и его противоположная форма – регресс – упадок в развитии, движение назад.

Классическим примером общественного регресса в мировой истории будет падение Римской империи в V веке н.э. и переход к Средним векам, которые еще называют Тёмными. Тогда на несколько веков были забыты водопровод, римское право, технологии ведения хозяйства и многое другое. Как драматически пишут «варвары пасли коз на развалинах Рима».

Но регресс для общества скорее исключение, в основном оно стремится к прогрессу. Однако и сам прогресс не столь однозначный: во второй части ЕГЭ по обществознанию может встретиться следующий вопрос:

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Индустриализация – это процесс перехода от аграрного хозяйства к промышленному, в СССР он проходил преимущественно в 1930-х, одновременно с периодом сталинского Большого террора и массовыми репрессиями по уничтожению «врагов народа». В вопросе указывается, что развивалась промышленность – это верно. По итогам первых двух пятилеток, даже самым пессимистичным, СССР занял второе место в мире (после Англии) по объемам промышленного производства. Пусть и постепенно, но это сопровождалось повышением уровня жизни людей, так как тяжелая промышленность создала базу для последующего развития промышленности лёгкой – товаров народного пользования. Но одновременно с этим были «ущемления прав граждан» – это так мягко авторы назвали массовые чистки по 58 статье, по которой было осуждено более 3,5 миллиона человек, а к высшей мере (смертной казни) были приговорены более 600 000. С большой натяжкой это можно назвать ущемлением, авторы правы.

Данный процесс иллюстрирует двойственность прогресса или, как еще иногда говорят – его противоречивый характер. Это значит, что в чём-то общество движется вперёд, а в чём-то – откатывается назад. В случае с СССР ценой индустриализации (прогресса) была свобода большого количества людей и их жизни.

Примеры противоречивого характера прогресса:

1. Римская империя VS рабовладение

Как ни странно, да. При всём своём прогрессивном развитии, экономика Римской империи базировалась на рабском труде и большой разницей между гражданами Рима и жителями римских колоний – варварами. Это в дальнейшем и обусловило падение сначала республики, а затем и империи.

2. Урбанизация VS рост числа инфарктов

Жизнь в городе (а урбанизация – это тенденция к переезду людей в город), безусловно, гораздо комфортнее, чем в деревне и требует меньшего труда для поддержание существования. Сама урбанизация свидетельствует о росте числа промышленных предприятий (переход от аграрного общества к индустриальному, а затем – и к постиндустриальному). Однако скученность проживания людей, регулярные стрессы, с которыми сталкивается горожанин, пробки, телефонные звонки, потоки информации, невозможность расслабиться – всё это оказывает психологическую нагрузку на человека. Это все можно продолжать до бесконечности. Всё это катастрофически увеличило число смертей от инфаркта. И да, в этом двойственность урбанизации как прогресса.

3. Вестернизация Петра I VS консервация крепостничества

Вестернизация – это заимствование западного образа жизни (от английского West – Запад), особенно ярко она проявилось при первом российском императоре – Петре, которого прозвали Великим за выход к

Балтийскому морю, рубёжку бород, немецкое платье и строительство Санкт-Петербурга. Но реже говорят, что именно при Петре произошла консервация крепостнического строя – все средства для своих «преобразований» и войн царь брал с тяглового сословия, всё больше его закрепощая. Именно при нём произошёл роковой разрыв между правящими дворянскими элитами, сбрившими бороды и заговорившими на немецком и французском и крестьянами, что продолжали бороды носить, а понимали только родной, русский язык.

Такова противоречивость общественного прогресса.

Записаться на курсы ЕГЭ по обществознанию в Красноярске вы можете позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23 

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

1. Вспоминай формулы по каждой теме

2. Решай новые задачи каждый день

3. Вдумчиво разбирай решения

Современный мир называют сетевым. Многие учёные отмечают, что символами современного мира и человека стали компьютер и Интернет. Сформулируйте свою точку зрения на роль компьютера и Всемирной паутины в жизни современного общества. Приведите два аргумента в её обоснование.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Сформулировано мнение, например:
— компьютер и Интернет стали неотъемлемой частью жизни современного человека, как профессиональной, так и частной, можно говорить, что современный человек освоил “сетевой образ жизни”.
2. Приведены аргументы:
— многие профессии сегодня немыслимы без компьютера, с его помощью осуществляется приём, переработка и хранение определённой информации;
— в частной жизни люди знакомятся и общаются в Интернете в социальных сетях, общаются на форумах и чатах;
— досуг многих людей связан с компьютерными играми, за которыми они проводят достаточно много времени.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Типы обществ”.

Чем обусловлено влияние общества на изменения биосферы? Укажите два фактора и конкретизируйте один из них с помощью примера.

В ответе могут быть приведены факторы и примеры:
— развитие науки и техники. Пример: появление новых сельскохозяйственных машин и новых технологий способствует более качественному возделыванию почвы, вырашиванию разнооб разных культур;
— распространение научного мировоззрения, формирующего научную картину мира. Пример: осознание связей и закономерностей развития природы и общества позволяет предотвращать исчезновtние отдельных лесных массивов, озёр и т. п., решать экологические проблемы;
— развитие творческой, преобразовательной деятельности. Пример: трудом людей созданы новые сорта растений и породы животных.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общество как
система”.

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса подтверждается данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;
2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:
— египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
— прогресс техники, развитие индустрии, химической промышленности и другие изменения в области производства, с одной стороны, способствовали повышению производю:ельности труда и эффективности производственной деятельности, а с другой — привели к разрушению прнродноrо баланса, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
— рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — всё это, с одной стороны, повысило уровень благосостояния, комфорт жизни людей, а с другой стороны, увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и нарушения нервной системы, способствовало распространению сердечно-сосудистых заболеваний.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Общественное
развитие”.

Рост населения в развивающихся странах обострил продовольственную проблему. Для её решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение всё новых земель. Это ведёт к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

В ответе могут быть указаны глобальные проблемы:
— демографическая;
— экологическая;
— разрыв в уровнях экономического развития стран Севера и Юrа.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Глобальные
проблемы”.

“Современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства”. Приведите любые два признака нравственности, отличающих ее от других социальных регуляторов. Назовите два любых требования, которые современная нравственность предъявляет к человеку.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) приведены признаки, например:
— определяет характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом;
— соблюдение принципов нравственности обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением, совестью человека;
— определяется уровнем развития общественного и индивидуаль ного сознания;
— нравственные нормы возникают стихийно в процессе длительного исторического развития общества;
— нравственные нормы исполняются добровольно;
2) названы два требования, например:
— быть толерантным;
— быть ответственным за принимаемые решения;
— быть уважительным по отношению к другим людям.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Мораль”.

Прочитайте фрагмент научного текста: “Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие”. Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

Правильный ответ может содержать следующие элементы: критерии, по которым текст можно отнести к научным, например:
— использование научных понятий;
— опора на научную картину мира; черту научного познания, например:
а) выдвижение гипотез;
б) экспериментальная проверка.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.

В лаборатории химического института проводится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) названы методы научного исследования:
— наблюдение;
— эксперимент;
— системный анализ;
2) указан еще один метод, например: моделирование;
3) указанный метод кратко охарактеризован, например: разработка некоторых схематических представлений, аналогичных реальным процессам и явлениям, для выделения и изучения наиболее существенных свойств и связей.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Познание”.

Источник