Какое свойство общества как системы не присуще подсистемам общества
Общество.
План:
1) Философское понятие общества
2) Общество как система. Основные подсистемы общества
3) Общество как исторический процесс
4) Источники и факторы развития общества.
5) Правовое государство и гражданское общество
6) Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Философское понятие общества
Общество – объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.
Общественное бытие имеет две стороны:
Объективную – то есть то, что существует независимо от сознания и воли людей.
Субъективную – сознание и воля людей, их отношение к обществу, стремления, взгляды.
На судьбу, развитие общества влияют как объективные условия его существования, так и субъективные – воля и сознание людей.
Общество как система. Основные подсистемы общества
Понятие общество изучается всей системой социально-гуманитарных наук: культурологией, социологией, экономической теорией, историей. Наиболее глубокое общее понятие дает философия. Однако, общество в философском, ценностном понятии требует особого подхода – общества как системы.
Система – это то или иное множество элементов, находятся между собой в различных связях и отношениях и представляет собой определенную целостность.
Общество – органическая система, самая сложная и высокоорганизованная.
Общество представляет собой многоуровневую иерархическую систему
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.
Основными сферами жизни общества являются:
Экономическая, социальная, политическая и духовная.
Экономическая сфера – базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя : производство, распределение, обмен, потребление материальных благ:
Экономическая сфера существует в следующих формах;
Экономическое пространство – то, в котором происходит хозяйственная жизнь;
Деятельность институтов управления экономикой;
Способ производства материальных благ.
Способ производства материальных благ имеет две составляющие:
Производственные силы и производственные отношения
Производственные силы – люди, с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства.
Производственные отношения – отношения между людьми в процессе производства.
К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;
Отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;
Отношения по поводу распределения произведенных материальных благ.
Значение материального производства в том, что оно:
Создает материальную базу существования общества;
Способствует решению проблем, стоящих перед обществом;
Непосредственно влияет на социальную структуру;
Влияет на политические процессы;
Влияет на духовную сферу – как непосредственно, так и на структуру, на инфраструктуру, носитель духовной сферы
Социальная сфера – система внутреннего устройства общества, основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.
Основными элементами социальной структуры являются: классы, страты, сословия, люди города и деревни, представители физического и умственного труда, социально-демографические группы, национальные общности.
Политическая сфера общества – совокупность учреждений и организаций, которые выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом.
Главным элементом политической системы общества является государство – система органов, осуществляющих государственную власть.
Главный вопрос политики – это вопрос о завоевании и удержании власти.
Духовная подсистема общества.
Основными элементами духовной жизни общества являются:
Духовная деятельность, духовные ценности, духовные потребности людей, духовные потребления, индивидуальное сознание, общественное сознание.
Духовная деятельность – деятельность сознания, в процессе которой возникают мысли и чувства, образы и представления о человеке. Материальном и духовном мире.
В результате духовной деятельности возникают духовные ценности.
В ходе духовной деятельности духовные ценности распространяются и потребляются в соответствие с их духовными потребностями.
Общение между людьми, взаимообмен духовными ценностями называется духовными отношениями.
Основой духовной жизни общества выступает общественное сознание
Общественное сознание – возникающее из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, это совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия.
Элементами общественного сознания являются, :обыденное и теоретическое сознание; общественная идеология и психология; формы общественного сознания.
Источник
Философское понятие общества
Сущность общества конкретизируется в его важнейших родовых и видовых признаках.
Основной родовой признак общества– материальная природа, объединяющая его со всей природной. К родовым признакам относятся : системность, причинность, движение, развитие, пространство и др. Видовыми признаками общества являются: индивиды, мыслительная и практическая деятельность, общественные отношения, нормы и принципы жизни, система управления и организации. Это позволяет нам дать предельно широкое определение общества. Общество – есть продукт взаимодействия людей. Наряду с этим имеет место и такое определение: Общество– это совокупность всех общественных отношений. В целом же общее определение общества выглядит, так: Общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей и присущих им общественных отношений. При изучении общества приходится считаться, с множеством его отношений и интерпретаций. Существуют различные, во многом противоречивые и несовместимые друг с другом теории и модели общества, его структуры, элементов, особенностей. Философское понятие общества включает в себя два главных признака:
1. общество есть обособившаяся часть природы;
2. будучи связанная с целым, эта часть развивается по своим собственным специфическим законам.
Общество представляет собой открытую динамическую систему, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой.
Философский взгляд на общество неотделим от философии человека, хотя и не сводится к этой проблеме.
Наиболее общие проблемы исторического процесса изучает «философия истории». У ее истоков стояли Геродот и Фукидид. Философы стремились сформулировать цель и смысл истории, разрабатывали проблему единства исторического процесса и многообразия его форм, исторической закономерности, свободы и необходимости. Осуществить разумную цель исторического закономерного процесса, по Канту, может только сам человек посредством своего разума и деятельности, а не какая-то внешняя сила. Цель, обнаруженная практическим разумом, к которой движется мировая история, – состояние правового порядка, гражданской свободы и равенства, самоценности человека, вечного мира.
Общество, как система. Основные подсистемы общества.
Система – это совокупность элементов находящихся в связях и отношениях между собой и образующих определенное единство и целостность. Общество как система отличается целым рядом особенностей. Это прежде всего наиболее сложная и высокоорганизованная система, далее это – самоорганизирующаяся система, самодостаточная. Другим его признаком служит, то что это целостная, органическая система, в то же самое время внутренне расчлененное и к тому же иерархическая система. Это означает тот момент, что элементы общества могут в свою очередь носить системный характер. И, наконец общество – это открытая динамическая, подвижная система, которая осуществляет непрерывный обмен веществом и энергией с окружающей средой. К основным подсистемам общества относятся: экономическая, политическая, социальная, духовная.Экономической подсистемой общества является экономика, в широком смысле – способ производства материальной жизни; в узком смысле – как народное хозяйство, какой – то отдельной его отрасли. Основой экономики является материальное производство, способ производства представляет собой диалектическое единство и взаимодействие производственных сил и производственных отношений. Производительные силы включают: 1)субъективный компонент; 2) орудия и средства производства. Производственные силы характеризуют уровень освоения природы человеком. С изменением производственных сил изменяется весь способ производства. Каждой новой ступени производственных сил соответствует определенный тип производственных отношений – включающий 3 элемента:
1.отношение по поводу собственности
2. Характер обмена деятельностью в процессе производства
3. Способы распределения произведенного продукта.
Социальная подсистема. Термин социальный применяется в современной научной литературе в 2-х значениях: широком и узком. В широком значении он совпадает с понятием общественный. В узком значении обозначает все, что относится к разновидностям социума – семейно- родственные, национально- этнические, территориально – населенческие сообщества. Сюда же входят деления на группы по разным социальным признакам – классовым, профессиональным, демографическим и т. д. помимо социально – классового деления в современной науке выделяют и другой подход, институциональный. К социальным институтам относят организации, учреждения, образования и т. п., выполняющие определенные функции и затрагивающие интересы достаточно больших групп населения. Выделяют так же такое понятие как соц. Структура общества – это совокупность социальных общностей и групп и определенный порядок связи между ними. В социологии принято делить социальную структуру общества на макро и микро структуру. Социальная подсистема включает классы, различные социальные группы и слои общества, социальные отношения между ними.
Духовная подсистема общества — это совокупность различных форм общественного сознания, науки, культуры, образования, искусства, религии, а также духовных отношений между людьми. Главное назначение состоит в обеспечении духовного развития и самореализации людей. Духовные подсистемы могут быть построены по принципам либо плюрализма, либо монизма. Плюралистические духовные системы органичны с рыночной экономикой, политической демократией и либерализмом. Монические духовные системы базируются на одной духовной основе (единая идеология, религия и т.п.). Ее сопровождают планово-распределительная экономика, тоталитарная или авторитарная власть, патерналистская социальная подсистема. Политико-управленческая подсистема — это совокупность государственных и других политических и неполитических управленческих органов, система правовых и иных норм и политических отношений. Назначение: в установлении режима власти и осуществлении управления обществом. Данная подсистема довольно сильно зависит от экономической. Рыночной экономической системе соответствует плюралистическая демократия, государство, построенное на независимости и конкуренции законодательной, судебной и исполнительной властей. Для планово-распределительной экономики свойственна авторитарная либо тоталитарная власть, сосредоточенная в руках узкого социального слоя. Здесь также идут поиски оптимального сочетания демократии и подчинения. Регуляция этой подсистемы осуществляется посредством законодательных, правовых механизмов.
Дата добавления: 2017-03-18; просмотров: 4288 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Источник
Общество как целостная социальная система имеет ряд основных признаков, однако в рамках разных концепций их количество варьируется. Так, в 1967 г. Р. Марш определил условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
· постоянная территория – например, Испания в своих государственных границах;
· пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
· высокоразвитая культура – модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни;
· политическая независимость – общество не является подсистемой или частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества типа Бельгийское Конго до получения независимости, нельзя было считать таковыми.
Некоторые критерии данной классификации, неполноту которой признавал сам автор, носят дискуссионный характер. Например, критерий «высокоразвитая культура» едва ли можно применить к таким странам, как США или Индия, где проживают представители разных религиозных верований и этнических групп. Здесь нет общих ценностей и идеалов, разделяемых всем населением. По сути, их культура представляет собой совокупность субкультур, связанных воедино политической и законодательной властью. Не менее спорным оказывается также критерий «политическая независимость». В качестве аргумента можно привести очень древние, этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, которые проживали на территории бывшего Советского Союза, в частности Армения, Грузия, Эстония: они не имели политической независимости, но существовали на правах союзных республик.
Наиболее полный перечень необходимых и достаточных признаков общества дал американский социолог Э. Шилз:
· объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);
· браки заключаются между представителями данного объединения;
· оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;
· объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;
· у него есть собственное название и своя история;
· оно обладает собственной системой управления;
· объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
· его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.
Из этого следует, что подобным критериям соответствуют и современные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние племена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. У тех и других имеются кровно-родственные системы (заключение браков и прием новых членов), своя территория, название, культура, история, управление, и они не являются частью другого целого.
Для характеристики общество как целостной системы очень важным является выявление составляющих его элементов. Вопрос в том, под каким углом зрения его рассматривать. Если свести общество к совокупности всех входящих в него групп, речь пойдет о населении. В этом случае основным критерием выступает социальная иерархия, в которой все люди выстроены по критерию богатства и объему власти. Можно свести общество к совокупности пяти фундаментальныхинститутов: семья, производство, государство, образование (культура и наука) и религия.
Наиболее аргументированной является позиция социологов (Кравченко А.И. и др.), разделяющих общество на четыре главныесферы, или подсистемы – экономическую, политическую, социальную и культурную. Хотя подобное деление общества на сферы условно, данный подход помогает ориентироваться в многообразии общественных явлений.
Экономическая сфера включает четыре главных вида деятельности: производство, распределение, обмен и потребление. К ней относят заводы, предприятия, фирмы, банки, рынки, оборот капиталов, потоки денег, инвестиций и т.п., т.е. все то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые могут удовлетворить жизненно важные потребности людей в пище, жилье и досуге. В экономической жизни общества прямо участвует не более 50% экономически активного населения: рабочие, служащие, предприниматели, банкиры и др. Дети, старики, инвалиды не являются производителями материальных ценностей либо выступают таковы лишь частично. Косвенно в ней участвует 100% проживающих на данной территории людей, поскольку все они является потребителями созданных товаров и услуг. Пенсионеры уже вышли из производства, а дети в него еще не вошли.
Политическая сфера – это глава государства и его аппарат, правительство и парламент (Палата представителей в Республике Беларусь и Федеральное собрание в России), местные органы власти, армия, полиция или милиция, налоговая и таможенная служба, которые все вместе составляют государство, а также политические партии, не входящие в него. Основная задача государства заключается в том, чтобы обеспечивать социальный порядок в обществе, улаживать конфликты между партнерами (рабочими, профсоюзами и работодателями), учреждать новые законы и контролировать их неукоснительное выполнение всеми структурами, защищать внешние границы и суверенитет страны, собирать налоги и т.д. Основной вопрос политической сферы состоит в том, чтобы узаконить способы борьбы за власть и защищать власть, доставшуюся какому-либо классу или группе. Задача партий – выражать многообразие политических интересов различных, часто противоположных, групп населения через установленные законом каналы.
Духовная сфера (культура, наука, религия и образование) включает памятники и учреждения культуры, художественные сокровища, учебные заведения, научно-исследовательские институты, СМИ и т.д. Данная сфера выполняет четыре главные задачи. Наука призвана открывать новые знания в технической и гуманитарной областях. Образование призвано передавать знание последующим поколениям самым эффективным способом, для чего создаются школы и университеты, новейшие программы и методики преподавания, готовятся квалифицированные учителя. Культура призвана создавать художественные ценности, хранить их в библиотеках, музеях, выставлять в галереях. В культуру следует включить и религию, которая выступает стержнем духовной культуры любого общества. Религия придает смысл человеческой жизни и определяет основные нормы морали.
Социальная сфера охватывает классы, социальные слои, нации, взятые в их отношениях и взаимодействии друг с другом. Данная сфера общества понимается в двух смыслах – широком и узком. В широком значении это – совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние населения. Она включает магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание, общественное питание, здравоохранение, связь, а также учреждения досуга и развлечения. Таким образом, социальная сфера такого рода охватывает почти все слои и классы: богатых, средний класс и бедных.
Социальная сфера в узком значении подразумевает только социально незащищенные слои населения (пенсионеры, малообеспеченные, инвалиды, безработные, многодетные) и учреждения, которые их обслуживают, а именно органы социальной защиты и социального обеспечения (включая и социальное страхование) как местного, так и республиканского подчинения. В этом случае к социальной сфере относится не все население, а лишь его часть, как правило, беднейшие слои.
Существует и другая классификация подсистем общества. Белорусские социологи, например Елсуков А.Н., считают, что общество может быть представлено тремя подсистемами – экономической, политической и социальной – с выделением материальной и духовной сферами жизни людей.
Различные подходы на структуру общества объединяет общее мнение исследователей о том, что все социальные подсистемы существуют не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Социальное закономерно проникает в производственную и управленческую сферы, так как в трудовом коллективе, например, могут вместе трудиться люди разных национальностей, возраста, пола и конфессий.
С другой стороны, если экономика страны не выполняет своей главной задачи по обеспечению населения достаточным количеством товаров и услуг, не расширяет количество рабочих мест, то проявляется ряд негативных последствий. Например, не хватает денег на выплату зарплаты и пенсий, уровень жизни социально незащищенных слоев (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) снижается, появляется безработица, растет преступность. Иными словами, успехи в одной, экономической, сфере влияют на благополучие в другой, социальной.
Особой формой духовной деятельности выступает система воспитания и образования, без которой немыслимо существование общества, на какой бы стадии своего развития оно ни находилось.
Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Российский социолог Кравченко А.И. предлагает выстроить их в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную функцию и роль в обществе. Так, экономика выполняет функцию добывания средств существования и выступает фундаментом общества. Политическая сфера выполняет роль управленческой надстройки общества, а социальная сфера, описывающая социально-демографический и профессиональный состав населения, совокупность взаимоотношений между большими группами населения, пронизывает всю пирамиду общества. Такой же универсальный, или сквозной характер носит и духовная сфера общества, духовная жизнь людей. Она затрагивает все этажи общества.
Одна из самых полных и концептуально четких моделей общества была создана в середине XIX века К. Марксом, который представлял любое общество через базис и надстройку.Базис представляет собой диалектическое единство производительных сил и производственных отношений.Надстройка включает идеологию, культуру, искусство, образование, науку, политику, религию, семью.
Известно, что под производительными силами К. Маркс понимал людей, занятых изготовлением товаром и оказанием услуг, обладающих определенной квалификацией и способностью к труду, здания и помещения, где осуществляется процесс производства, орудия труда и производства от ручного молотка до высокоточных станков, технологию и оборудование, конечную продукцию и сырье. Производственные отношения складываются между большими группами людей, занятых в общественном производстве. Люди вступают в подобные отношения не как личности, а как исполнители заранее заданных социально-экономических ролей: работодатель и работник, помещик и крестьянин и т.д. Фундаментом производственных отношений выступают отношения собственности. Данная модель общества имеет форму пирамиды, в основание которой положены производительные силы и производственные отношения, а над ними возвышается надстройка.
Согласно марксисткой традиции, экономический базис общества определяет его социальную, политическую и духовную сферы. Однако, признавая решающую роль экономических факторов, К. Маркс отмечал относительную независимость культуры. История неоднократно доказывала, что расцвет духовной и культурной деятельности чаще всего приходился на периоды политического или экономического кризиса. Другой его тезис заключался в признании опосредованной роли базиса на надстройку, хотя сегодня на основе фактических данных можно доказать, что духовная сфера определяет экономическую, а не наоборот. Например, М. Вебер установил решающую роль религии, в частности протестантизма, в развитии капитализма в Западной Европе. Однако развитию капиталистических отношений способствуют и другие конфессии. Япония, Тайвань, Южная Корея, Китай, Арабские Эмираты – страны Азии, где исповедуют буддизм, синтоизм, ислам, по темпам своего развития сегодня обогнали традиционные регионы протестантизма. В равной степени на экономическую, социальную и духовную жизнь оказывает влияние политика: изменение политического строя меняет условия жизни населения, т.е. налицо взаимосвязь социальной и политической сфер. Ярким примером взаимосвязи и взаимовлияния подсистем общества друг на друга является структурная перестройка на постсоветстском пространстве.
Таким образом, ни одна из четырех сфер не может выступать в качестве единственного базиса общества, детерминирующего все другие сферы. В современном обществе они оказывают друг на друга равное по значимости влияние.
Источник