Какое свойство общее у таких полезных ископаемых как торф и уголь
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых результатов | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. | Уметь формулировать свойства горючих | |
метапредметные | Познавательные УУД | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь находить нужную информацию в текстах |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. | Уметь работать по плану и оценивать результат | |
Коммуникативные УУД | Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. | Уметь приходить к общему решению в | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. | Уметь взаимодействовать в группе в интересов, учебных мотивов |
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.
II. Проверка усвоения предыдущих знаний.
– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.
(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) гранит
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
Тест. 2 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности
Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) олово
Б) руда
В) гранит
3. Металлы – это:
А) известняк, глина, песок
Б) соль, агат, базальт
В) медь, алюминий, железо
4. Из железной руды получают:
А) олово, гранит
Б) чугун, сталь
В) малахит, бриллиант
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!
III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают)
О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску)
– А вот ещё об одном ископаемом загадка:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)
– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)
– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые)
– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто открывает, как добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли беречь горючие полезные
ископаемые?
– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)
IV. Изучение нового материала.
1. Практика под руководством учителя.
1) Беседа. 1 минута
– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)
– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты …)
– Дополнительную информацию узнаем из учебника.
2) Работа с учебником. 2 минуты
Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)
– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф)
– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)
3) Практическая работа по группам.
Исследование свойств полезных ископаемых.
– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.
Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:
Каменный уголь
Цель работы: Исследование свойств
каменного угля, торфа, нефти.
Ход работы:
1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
органы чувств.
2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
торфа. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
свойств природного газа, занесите данные в
таблицу.
5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
напишите следующие характеристики: состояние:
твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
имеет запах, без запаха; горючесть.
Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
друг от друга?
6. Найдите на Физической карте России (форзац
учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
приготовьтесь, из предложенных карточек, на
доске и на карте показать их местонахождение.
Полезное ископаемое | каменный уголь | торф | нефть | газ |
состояние | твердое | твёрдое | жидкое | газообразное |
состав | однороден | однороден | смесь веществ | смесь веществ |
цвет | чёрный | коричневый бурый | чёрный | бесцветный |
запах | без запаха | без запаха | резкий запах | без запаха |
легче или тяжелее воды (воздуха) | тяжелее | легче | легче | легче воздуха |
горючесть | горит | горит | горит | горит |
– Проверим результаты исследования. Слайд
(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
карту вывешивают карточки-обозначения)
V. Музыкальная физминутка.
VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
полезных ископаемых.
– На какой вопрос ответили?
(Узнали о свойствах горючих полезных
ископаемых.)
Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
открывает, как добывают полезные ископаемые?)
– Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).
– Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
говорят)
– Как добывают полезные ископаемые? (Дети
могут сказать про нефтяные вышки, шахты)
– Ребята приготовили сообщенияи сейчас
подробнее узнаем о том, как добывают полезные
ископаемые и где их применяют.
Торф слайды
Презентация
Образуется на дне болот. Здесь его и
добывают. А образуется торф очень медленно – за
год всего 1 мм!
В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
Подмосковье была построена Шатурская
электростанция, которая до сих пор работает на
торфе. Таких электростанций в России около 80.
Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
Торф используется как
Каменный уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах
(открытым способом) и в шахтах (закрытый
способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой.
Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля. На открытых месторождениях
огромные шагающие экскаваторы сначала
срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
самосвалы.
Уголь используется как
Нефть и газ.
Огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
морей добывают нефть и газ.
Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
которым они поступают на поверхность, а затем по
трубопроводам перекачиваются к местам
переработки и потребления.
Как используют
VII..Закрепление.
1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.
2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
фронтально)
– Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
способы добычи полезных ископаемых)
3 )Минутка безопасности.
– Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)
– На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
проговариваем)
– Дома напомните родителям о безопасном
использовании газа.
-А как используют нефть? (бензин , керосин,
дизельное топливо,даже духи)
– Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
как и где добывают полезные ископаемые.
4) Беседа.
– А теперь представьте себе, что на Земле
закончились все запасы горючих полезных
ископаемых? Что произойдёт?
(ответы детей)
-Что же должен делать человек, чтобы полезных
ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
и охранять)
Каким образом человек может сберечь полезные
ископаемые? (Ответы учащихся).
3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)
Как нужно беречь полезные ископаемые?
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными
материалами.
5. Собирать металлолом и макулатуру.
- 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
руды. - 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
– Ребята, как вы можете помочь взрослым
сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
свет, тепло в квартире, в школе; бережно
относиться ко всему,что нас окружает)
IX. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
нашей работы.
– На какие вопросы мы ответили на уроке?
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто и как открывают и добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли охранять горючие полезные
ископаемые?
– Кому сегодняшний урок был полезен?
– Какие маленькие открытия сделали?
– Что ещё захотелось узнать?
X. Домашнее задание.
-Прочитать дополнительный материал по
учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
проверочной работе по теме “Полезные
ископаемые”
– № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23
– по желанию составить кроссворд “Полезные
ископаемые”
Источник
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Источник
Для обогрева помещений, получения химических соединений, редких элементов, производства лаков, красок, пластмассы и прочих нужных продуктов используется каменный уголь. Он недорог, несложен в обработке и незаменим в промышленности.
Что такое каменный уголь
Каменный уголь – это полезное ископаемое, добыча которого необходима для жизнедеятельности человека. С его помощью осуществляются многие процессы, где требуется тепловое воздействие, добываются редкие химические элементы. Ранее им топили печи, но это уходит все дальше в прошлое.
Внешне это блестящий или матовый, неровный черный или темно-бурый экземпляр, напоминающий камень, но не являющийся таковым. В отличие от камня, он крошится в руках при нажиме и горит.
Классификация каменных углей
В основе классификации лежат химические и физические свойства ископаемого. Общее разделение:
- Бурый уголь – образовался позднее других видов. Отличается низкой температурой сгорания.
- Каменный – самый распространенный и используемый вид. Добывается открытым способом или в шахтах.
- Антрацит – наиболее древний и твердый представитель. Имеет самую большую температуру сгорания из всех видов.
Бурый уголь отличается от каменного:
- цветом;
- меньшим содержанием азота и углерода;
- тем, что легче горит;
- дает больше дыма;
- выделяет меньше тепла.
Минерал разделяется по степени углефикации и размерам. На основе этих параметров была придумана и внедрена маркировка, отражающая характеристики конкретного сорта ископаемого. Это удобно для использования в промышленности.
Смотрите познавательный видеообзор про минерал:
По степени обогащения
Перед использованием добытую породу подвергают обработке – обогащению. Это увеличение содержания углерода за счет очищения от минеральных примесей, что повышает горючесть.
Часто применяется мокрый способ – ископаемое загружают в водную среду, в которой идет расслоение на примеси и камень. Это происходит из-за того, что минеральные добавки имеют меньшую плотность. Машины для такого обогащения называются отсадочными.
Промышленное разделение по степени обогащения минерала:
- Промпродукты. Используются в металлургии.
- Концентраты. Из них получают энергию для электростанций, отопления.
- Шламы – мелкая угольная пыль. Идет для нужд населения, для этого ее прессуют в брикеты.
По степени углефикации
Углефикация – процесс превращения торфа в бурый уголь или каменного – в антрацит. Это степень насыщения углеродом конкретного куска ископаемого, определяющая его свойства – горючесть, спекаемость, теплоту сгорания. Зависит от возраста – чем он меньше, тем ниже степень углефикации.
Наивысшей степенью углефикации обладает антрацит, низкой – блестящие угли марок М и Д, остальные типы относятся к средней степени.
По размерам
Добываемые ископаемые отличаются по длине и ширине (это называется фракция), потому существует классификация, где куски определенного размера имеют свое название, сокращенно обозначаемое одной буквой.
Иногда такое разделение называется сортом. Хотя используется буквенное обозначение, к маркам это не имеет отношения.
Классификация по размерам (фракциям):
Название | Размер, мм |
Плитный (П) | Более 100 |
Крупный (К) | 51–99 |
Орех (О) | 25–50 |
Мелкий (М) | 13–24 |
Семечко (С) | 6–12 |
Штыб (Ш) | Менее 6 |
Рядовой (Р) | Несортированный, имеющий в составе куски разного размера |
Марки каменного угля
Минерал подразделяют на марки, деление основано на составе и способности к горению:
- длиннопламенные (Д);
- газовые (Г);
- газовые жирные (ГЖ);
- жирные (Ж);
- коксовые жирные (КЖ);
- коксовые (К);
- отощенные спекающиеся (ОС);
- тощие (Т);
- слабоспекающиеся (СС);
- полуантрациты (ПА);
- антрациты (А).
Каменный уголь марки Д чаще других используется в ЖКХ и энергетике благодаря следующим свойствам:
- много летучих веществ (от 39 %);
- мало серы (менее 0,5 %);
- мало золы;
- теплота сгорания 4700–5400 ккал/кг – это хороший показатель;
- содержание воды – 15–16 %;
- высокая теплоотдача.
Камень отличается ярким блеском, добывается на территориях Красноярского края и Хакасии.
Происхождение каменного угля
Минерал начал образовываться задолго до появления человека. Примерный возраст – 400–200 миллионов лет. До сих пор у ученых нет однозначного мнения касательного того, растения какой группы образовали залежи каменного угля. Большинство считают, что это папоротниковидные.
Существуют 4 основные теории, пытающиеся объяснить, как образовался каменный уголь:
- Самая распространенная – образование торфа, а затем угля произошло из-за распада папоротников, плаунов, хвощей. Однако эта теория не может объяснить пласты ископаемых толщиной в 400–700 метров. Ведь для образования 500 метров ископаемых требуется 2000 метров торфа, т. е. растения одних видов должны были произрастать на территории миллионы лет без изменений погодных условий.
- Термическая теория – медленное тление растительных остатков в условиях среды с малым содержанием кислорода с постепенным превращением в обычный уголь, а затем – в каменный. Однако при этом внутри ископаемых не сохранились бы части растений.
- Версия с морской водой. Упав в океан, растения подвергались длительному процессу углефикации, находясь под давлением и без кислорода. Теория подтверждается морскими находками – водорослями, песком.
- Абиогенная – уголь появлялся путем нагревания метана в присутствии водорода и углекислого газа. По этой теории, находки в пластах являются не остатками растений, а пиролитическим графитом, потому нельзя достоверно определить возраст добываемых ископаемых.
При добыче и обработке в пластах ископаемого иногда встречаются удивительные находки:
- вертикально стоящие стволы деревьев;
- огромные каменные глыбы весом до 73 кг, имеющие метаморфическое или вулканическое происхождение;
- изделия из золота и металла, что указывает на продолжающийся процесс углеобразования;
- моллюски, раковины, кольчатые черви;
- округлые предметы, напоминающие яйца динозавров.
За происхождение каменный уголь называют консервами солнечной энергии – растения способны накапливать ее в листьях, побегах.
Месторождения и добыча породы
Ископаемое широко распространено – его запасы составляют 15 % от всей суши. Тройка стран-лидеров по добыче каменного угля:
- США – мировой лидер. Процент залежей составляет 23 – это более 1600 миллиардов тонн.
- Россия. Залежи оцениваются в 13 %.
- Китай. Показатель стремится к 11 %.
В России каменный уголь добывают в Кемеровской области, в Кузнецком месторождении, где находится 640 миллиардов тонн ископаемых. Открытие произошло в 1721 году М. Волковым. В 1842 году П. Чихачев оценил запасы бассейна. Во 2-й половине XIX века в Кузбассе начали добывать каменный угль.
В Якутии находится Эльгинское месторождение, его запасы составляют около 2 миллиардов тонн, в Тыве перспективны для разработки Элеготсткие залежи. Другие бассейны – Ленский, Тунгусский, Иркутский, Южно-Якутский, Печерский.
В США самые большие залежи расположены в штате Иллинойс (запас более 360 миллионов тонн).
В Казахстане находится 162 миллиарда тонн ископаемого. Одно из самых крупных месторождений – Экибастузское, другие бассейны:
- Шубарколь и Кызылтал – по 2 миллиарда тонн;
- Шоптыколь, Мамыт и Эгинсай – по 1 миллиарду тонн;
- Каражыра – 890 миллионов тонн.
Месторождения каменного угля обозначают на карте в виде определенного символа – черного квадрата, а бурого – заштрихованного.
В республике Хакассия основное месторождение находится в Минусинской котловине. Разработки ведутся с 1904 г. Хакасский каменный уголь добывают в Изыхском и Черногорском бассейнах.
В Африке добывают минерал на территориях:
- Зимбабве;
- Мозамбика;
- ЮАР.
Страны-экспортеры каменного угля по рейтингу, объем указан в миллионах тонн в год:
- Австралия – 193;
- Китай – 91;
- ЮАР – 69,3;
- Индонезия – 66,4;
- США – 44,1;
- Россия – 41;
- Колумбия – 37,1;
- Канада – 30,6;
- Казахстан – 28;
- Польша – 23.
Смотрите передачу о добыче камня в России:
Физико-химические свойства камня
Основной элемент камня – углерод, потому он хорошо и долго горит. Помимо этого, в нем содержится вода. Соотношение элементов зависит от возраста минерала:
Название угля | % воды | % углерода | % летучих веществ | Как воспламеняется | Как горит | Теплоотдача |
Бурый | До 43 | До 45 | До 50 | Хорошо | Хорошо | Низкая |
Каменный | До 12 | 75–95 | До 32 | Отлично | Хорошо | Средняя |
Антрацит | 1–3 | 85–95 | Менее 9 | С трудом | Слабо, без дыма из-за малого объема летучих примесей | Высокая |
Свойства:
- удельный вес – 1,5–1,7 г/см2;
- температура горения в печи – 700–1100 °С;
- блеск – выраженный, с металлическим оттенком, реже – золотистый;
- удельная теплоемкость – 1300 Дж/(кг × К);
- удельная теплота сгорания – 5700 ккал/кг;
- излом – неровный, раковистый;
- твердость угольной золы по шкале Мооса – 2;
- срок хранения каменного угля – 6–18 месяцев.
К просмотру передача, где ученый в занимательной форме рассказывает про свойства минерала:
Применение каменного угля в промышленности
В отношении каменного угля, используемого в промышленности, применяется ГОСТ 32464-2013 – постановление, в котором описаны технические требования, методы определения химического состава, классификация по разным параметрам.
В основе использования ископаемого лежит реакция пиролиза каменного угля – нагревание без каких-либо реагентов. В современной промышленности все чаще используются различные химические добавки, ускоряющие реакцию. Этапы пиролиза:
- конденсация;
- полимеризация;
- ароматизация;
- алкилирование.
Отдельно выделяют:
- Низкотемпературный пиролиз, протекающий при 500–600 °С. Это полукоксование.
- Высокотемпературный процесс, или коксование. Идет при 900–1100 °С.
Все продукты коксования делятся на 3 группы:
- Твердые – кокс. Используется в черной и цветной металлургии.
- Жидкие – каменноугольная смола. Из нее получают более 250 химических соединений. Основные – технические масла, синтетическое топливо, нафталин, бензол, аммиак. Из толуола делают красители, тротил и сахарин.
- Газообразные – пиролизный газ. Альтернативный источник энергии и тепла.
При переработке ископаемого можно получить следующие продукты, используемые в промышленности:
- ванадий, серу, цинк, свинец;
- ксилол и бензол – используются в лакокрасочной промышленности;
- твердое топливо, идущее на обогрев домов и обеспечивающее работу предприятий;
- жидкое топливо – получается при сжижении твердого;
- светильный газ, применяемый для освещения;
- золу – применяется в строительстве.
Ископаемое относится к 4-му классу опасности, как легковоспламеняющееся вещество, способное к нагреву.
Для личного использования ископаемые применяют с целью получения тепла. Там, где мало древесины или сложно заготовить дрова, можно топить баню углем. Во многих домах до сих пор стоят печи. Помещения, отапливаемые с помощью каменного угля, хорошо прогреваются и приемлемы даже для суровых зим.
Разжечь каменный уголь непросто – нужны охапка дров, древесная щепа или лучины, солома, бумага. Сначала укладывают несколько дров, на них – щепу (лучины), сверху – солому. Поджигают бумагу, с ее помощью – солому. Далее постепенно загорается древесина. Остальные дрова подкладывают по мере освобождения места. В самый жар кладут каменный уголь. Процесс подготовки окупается длительным временем сгорания и хорошей теплоотдачей.
В качестве удобрения золу каменного угля не применяют – в ней мало питательных веществ, могут быть примеси тяжелых металлов. Единственное приемлемое решение – использование на высоко щелочных почвах для нормализации кислотности – зола закисляет грунт.
Некоторые люди предлагают жарить шашлык на нем, но делать этого не стоит.
Предлагаем посмотреть зарубежную передачу о том, какая ситуация сложилась с полезным ископаемым в Европе:
Стоимость ископаемого
Каменный уголь – недорогое ископаемое. Антрацит стоит от 8000 до 11000 рублей за тонну, длиннопламенный уголь мелкой фракции можно купить за 4000–6000 рублей.
Каменный уголь – универсальное и удивительное по функциональности для человека творение природы. Он помогает производить много используемых повседневно вещей, а также топить дома и бани.
Вам доводилось использовать каменный уголь? Поделитесь статьей с друзьями и знакомыми.
Источник