Какое свойство обеспечивает преемственность жизни на земле
Часть 1.
Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Для вашего удобства данные задания оснастили радио-кнопками. Работать со смартфона будет проще.
1
1
Какое свойство организмов обеспечивает преемственность жизни на Земле?
1. обмен веществ
2. раздражимость
3. размножение
4. изменчивость
2
2
Согласно клеточной теории, клетки всех организмов
1. сходны по химическому составу
2. одинаковы по выполняемым функциям
3. имеют ядро и ядрышко
4. имеют одинаковые органоиды
3
3
Первичная структура молекулы белка, заданная последовательностью нуклеотидов иРНК, формируется в процессе
1. трансляции
2. транскрипции
3. редупликации
4. денатурации
4
4
Набор хромосом в соматических клетках человека равен
1. 48
2. 46
3. 44
4. 23
5
5
Какие животные имеют прямое постэмбриональное развитие?
1. земноводные
2. бабочки
3. млекопитающие
4. плоские черви
6
6
Какова вероятность рождения ребёнка без веснушек, если у женщины веснушки отсутствуют, а оба родителя её мужа имеют веснушки и гомозиготны по этому признаку? (А – наличие веснушек)
1. 0%
2. 25%
3. 75%
4. 100%
7
7
Мутации в клетках живых организмов вызывает
1. ультрафиолетовое излучение
2. избыточное освещение
3. инфракрасное излучение
4. видимый свет
8
8
В селекции явление гетерозиса объясняется
1. кратным увеличением числа хромосом
2. изменением генофонда сорта или породы
3. переходом многих генов в гомозиготное состояние
4. гетерозиготностью гибридов
9
9
В соответствии с современной системой органического мира лишайники –
1. группа низших споровых растений, первыми освоивших сушу
2. комплексные организмы, образованные из клеток и неклеточных форм
3. комплексные организмы, состоящие из грибов, водорослей или цианобактерий
4. группа организмов, утратившая многие органы в связи с паразитизмом
10
10
В растении вода и минеральные вещества поступают из корня к листьям по
1. лубу
2. древесине
3. сердцевине
4. пробке
11
11
Главный признак, по которому цветковые растения относят к одному классу, –
1. строение семени
2. строение плода
3. совместное обитание
4. способ размножения
12
12
Изображённый на рисунке организм размножается
1. делением надвое
2. с помощью гамет
3. почкованием
4. спорами
13
13
Выберите один из характерных признаков типа хордовых животных.
1. нервная система в виде трубки
2. брюшная нервная цепочка
3. однокамерное сердце
4. пятипалые конечности
14
14
Сходство нервной и мышечной тканей состоит в том, что они обладают свойством
1. сократимости
2. проводимости
3. возбудимости
4. воспроизведения
15
15
В печени избыток глюкозы преобразуется в
1. гормоны
2. адреналин
3. ферменты
4. гликоген
16
16
При недостатке йода в организме человека нарушается функция
1. щитовидной железы
2. поджелудочной железы
3. гипофиза
4. надпочечников
17
17
Что характерно для внешнего торможения рефлексов?
1. формируется в нейронах вегетативной нервной системы
2. образуется под влиянием условного раздражителя
3. появляется при возникновении сильного раздражителя
4. не развивается в нейронах функционирующей рефлекторной дуги
18
18
Какое правило необходимо соблюдать для предупреждения плоскостопия?
1. Обувь должна быть изготовлена из натуральной кожи.
2. Обувь должна иметь небольшой каблук.
3. В качестве домашней обуви использовать шлёпанцы.
4. Не следует летом ходить босиком.
19
19
Укажите положение, соответствующее эволюционной теории Ж.-Б. Ламарка.
1. Все организмы обладают способностью к быстрому увеличению численности.
2. Жизненные ресурсы для любого вида организмов ограничены.
3. В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные виды.
4. В каждом организме изначально заложено стремление к совершенству.
20
20
Результатом действия популяционных волн считают
1. изменение соотношения редких аллелей в популяции
2. повышение уровня организации организмов в отдельных популяциях
3. понижение уровня организации организмов
4. приспособленность организмов к условиям внешней среды
21
21
Укажите пример ароморфоза.
1. приспособления растений к опылению ветром
2. млечные железы млекопитающих
3. видоизменённые листья верблюжьей колючки
4. обтекаемая форма тела рыб
22
22
В последнее время в окрестностях ряда городов наблюдается массовая гибель хвойных из-за
1. ухудшения климата
2. неблагоприятных погодных условий
3. сильного загрязнения почвы и воздуха
4. наличия у них листьев-иголочек
23
23
Какая из перечисленных экосистем характеризуется наименьшим разнообразием видов?
1. дубрава
2. плодовый сад
3. хвойный лес
4. пойменный луг
24
24
Какова роль бактерий и грибов в круговороте веществ?
1. производители органических веществ
2. потребители органических веществ
3. разрушители органических веществ
4. разрушители неорганических веществ
25
25
Верны ли следующие суждения о сущности генеалогического метода изучения наследственности человека?
А. Сущность генеалогического метода состоит в изучении влияния внешней среды на организм человека.
Б. Генеалогический метод позволяет установить характер наследования признака и сцепленность его с полом.
1. верно только А
2. верно только Б
3. верны оба суждения
4. оба суждения неверны
В заданиях 26–28 выберите три верных ответа из шести.
26
26
Сущность гибридологического метода заключается в
1. скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам
2. изучении характера наследования альтернативных признаков
3. использовании генетических карт
4. применении массового отбора
5. количественном учёте фенотипических признаков потомков
6. подборе родителей по норме реакции признаков
27
27
Покрытосеменные растения отличаются от папоротников тем, что
1. имеют двойное оплодотворение
2. образуют сухие и сочные плоды
3. имеют хлоропласты, в которых происходит фотосинтез
4. имеют вегетативные органы
5. имеют цветки разных размеров, формы, окраски
6. не нуждаются в воде при прорастании
28
28
В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,
1. отсутствуют консументы
2. высокая численность продуцентов одного вида
3. незамкнутый круговорот веществ
4. преобладают растительноядные насекомые
5. отсутствуют редуценты
6. нарушена саморегуляция
При выполнении заданий 29–32 к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. В ответе укажите цифры.
29
29
Установите соответствие между признаком объекта и формой жизни, для которой он характерен.
ПРИЗНАК ОБЪЕКТА | ФОРМА ЖИЗНИ |
А) наличие рибосом | 1) неклеточная (вирусы) |
Б) отсутствие плазматической мембраны | 2) клеточная (бактерии) |
В) не имеют собственного обмена веществ | |
Г) характерна автотрофность | |
Д) размножение только в клетках хозяина | |
Е) размножение делением клетки |
30
30
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК ЖИВОТНОГО | КЛАСС |
А) дыхание лёгочное и кожное | 1) Земноводные |
Б) оплодотворение наружное | 2) Пресмыкающиеся |
В) кожа сухая, без желёз | |
Г) постэмбриональное развитие с превращением | |
Д) размножение и развитие происходят на суше | |
Е) оплодотворённые яйца с большим содержанием желтка |
31
31
Установите соответствие между функцией нервной системы и отделом, который эту функцию выполняет.
ФУНКЦИЯ | ОТДЕЛ |
А) посылает нервные импульсы к скелетной мускулатуре | 1) соматический |
Б) контролирует деятельность внутренних органов | 2) вегетативный |
В) влияет на сокращение гладкой мускулатуры | |
Г) регулирует работу сердца | |
Д) регулирует произвольные движения |
32
32
Установите соответствие между животными и типом отношений между ними.
ЖИВОТНЫЕ | ТИП ОТНОШЕНИЙ |
А) муравьи и тля | 1) симбиоз |
Б) носорог и воловья птица | 2) хищник – жертва |
В) жук-плавунец и малёк рыбы | |
Г) щука и карась | |
Д) уж и лягушка | |
В задании 33 установите последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Запишите цифры, которыми обозначены биологические процессы, явления, практические действия, в правильной последовательности.
33
33
Установите последовательность усложнения растений в процессе эволюции.
1. Голосеменные
2. Водоросли
3. Псилофиты
4. Покрытосеменные
5. Папоротники
Часть 2.
Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
34
К каким экологическим последствиям могут привести лесные пожары?
Показать ответ
1) Сокращение численности растений
2) Увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере → прогресс в глобальном потеплении → появление парникового эффекта
3) Сокращение численности животных
4) Эрозия почвы
35
Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.
Показать ответ
1) Цифрой 1 обозначено серое вещество спинного мозга. Оно состоит из клеток нейронов. Его функция – рефлекторная.
2) Цифрой 2 обозначено белое вещество спинного мозга. Оно состоит из проводящих отростков. Его функция – проводниковая.
36
Найдите три ошибки в приведённом тексте, исправьте их.
1. В процессе эволюции у пресмыкающихся возникли приспособления к размножению на суше. 2. Оплодотворение у них наружное. 3. Яйца содержат большой запас питательных веществ и покрыты плотной оболочкой: кожистой или скорлуповой. 4. Из отложенных яиц выходят личинки, которые не похожи на взрослых животных. 5. У некоторых видов пресмыкающихся развитие зародышей в яйцах происходит ещё в организме самки. 6. Детёныши выходят из яиц сразу после их откладки. 7. Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в южных областях распространения.
Показать ответ
Ошибки допущены в следующих предложениях:
2 – У пресмыкающихся оплодотворение внутреннее.
4 – Из отложенных яиц выходят особи, похожие на взрослых животных.
7 – Такая особенность размножения (яйцеживорождение) – приспособление к жизни в умеренном и северном климате.
37
Какие особенности внешнего строения рыб способствуют уменьшению затрат энергии при передвижении в воде? Назовите не менее трёх особенностей.
Показать ответ
1) Обтекаемая форма тела
2) Тело покрыто слизью
3) Чешуи налегают друг на друга в виде черепицы
38
Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка?
Показать ответ
1) Консументы второго порядка – хищные животные. Совы питаются растительноядными животными, поэтому их относят к консументам второго порядка.
2) Консументы первого порядка – растительноядные животные. Мыши питаются растительной пищей, поэтому их относят к консументам первого порядка.
39
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦТТАЦГГГЦАТГГЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Генетический код (иРНК)
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Показать ответ
ДНК: ЦТТ АЦГ ГГЦ АТГ ГЦТ
иРНК: ГАА УГЦ ЦЦГ УАЦ ЦГА
тРНК: ЦУУ АЦГ ГГЦ АУГ ГЦУ
Аминокислота: гли
40
Глухота – аутосомный признак; дальтонизм – признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
Показать ответ
4) Вероятность рождения ребёнка с обеими аномалиями = 6,25%.
5) Выполняется закон независимого наследования признаков.
Делитесь своими результатами или спрашивайте, как решить конкретное задание. Будьте вежливы, ребята:
Источник
Живые системы имеют общие признаки:
1. единство химического состава свидетельствует о единстве и связи живой и неживой материи.
Пример:
в состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы, но в других количественных соотношениях (т. е. живые организмы обладают способностью избирательного накопления и поглощения элементов). Более (90) % химического состава приходится на четыре элемента: С, O, N, H, которые участвуют в образовании сложных органических молекул (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов).
2. Клеточное строение (Единство структурной организации). Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Вне клетки жизни нет.
3. Обмен веществ (Открытость живых систем). Все живые организмы представляют собой «открытые системы».
Открытость системы — свойство всех живых систем, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалением продуктов жизнедеятельности (организм жив, пока в нём происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой).
Обмен веществ — совокупность биохимических превращений, происходящих в организме и других биосистемах.
Обмен веществ состоит из двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ (ассимиляции) в организме (за счёт внешних источников энергии — света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ (диссимиляции) с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.
4. Самовоспроизведение (Репродукция) — способность живых систем воспроизводить себе подобных. Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В её основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
5. Саморегуляция (Гомеостаз) — поддержание постоянства внутренней среды организма в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды. Любой живой организм обеспечивает поддержание гомеостаза (постоянства внутренней среды организма). Стойкое нарушение гомеостаза ведёт к гибели организма.
6. Развитие и рост. Развитие живого представлено индивидуальным развитием организма (онтогенезом) и историческим развитием живой природы (филогенезом).
- В процессе индивидуального развития постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма и осуществляется его рост (все живые организмы растут в течение своей жизни).
- Результатом исторического развития является общее прогрессивное усложнение жизни и всё многообразие живых организмов на Земле. Под развитием понимают как индивидуальное развитие, так и историческое развитие.
7. Раздражимость — способность организма избирательно реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы у животных; тропизмы, таксисы и настии у растений).
8. Наследственность и изменчивость представляют собой факторы эволюции, так как благодаря им возникает материал для отбора.
- Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и/или изменений наследственного аппарата (молекул ДНК).
- Наследственность — способность организма передавать свои признаки последующим поколениям.
9. Способность к адаптациям — в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
10. Целостность (непрерывность) и дискретность (прерывность). Жизнь целостна и в то же время дискретна. Эта закономерность присуща как структуре, так и функции.
Любой организм представляет собой целостную систему, которая в то же время состоит из дискретных единиц — клеточных структур, клеток, тканей, органов, систем органов. Органический мир целостен, поскольку все организмы и происходящие в нём процессы взаимосвязаны. В то же время он дискретен, так как складывается из отдельных организмов.
Отдельные свойства, перечисленные выше, могут быть присущи и неживой природе.
Пример:
для живых организмов характерен рост, но ведь и кристаллы растут! Хотя этот рост не имеет тех качественных и количественных параметров, которые присущи росту живого.
Пример:
для горящей свечи характерны процессы обмена и превращения энергии, но она не способна к саморегуляции и самовоспроизведению.
Следовательно, все перечисленные выше свойства характерны для живых организмов только в своей совокупности.
Источники:
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. 9 класс // ДРОФА.
Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология (базовый уровень) 10–11 класс // ДРОФА.
Лернер Г. И. Биология: Полный справочник для подготовки к ЕГЭ: АСТ, Астрель.
https://900igr.net/kartinki/geografija/Krugovoroty-v-biosfere/005-Priznaki-zhivogo.html
Источник
Печатать книгу
- Вспомните, по каким признакам можно отличить живой организм от объекта неживой природы. Как размножаются животные, растения?
- Как вы думаете? Какие свойстваявляются общими для всех живых организмов?
- Вы узнаете о разнообразии общих свойств живых организмов, по которым они отличаются от объектов неживой природы.
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Биология. 10 класс |
Книга: | § 1. Общие свойства живых организмов |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Понедельник, 14 Сентябрь 2020, 11:07 |
Преамбула
Как вам уже известно, живая природа на Земле очень разнообразна и состоит из биологических систем разных уровней организации. Одним из уровней организации жизни является организменный уровень. С разнообразием организмов вы уже познакомились при изучении биологии в 7-м и 8-м классах и знаете, что они могут быть одноклеточные, колониальные или многоклеточные. Несмотря на разнообразие структурной организации, живым организмам присущи общие свойства.
Единство химического состава
В живых организмах содержатся те же химические элементы, что и в телах неживой природы, но их соотношение сильно различается. У всех живых организмов тело построено из одинаковых органических веществ: белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Их молекулы состоят из четырех основных элементов — углерода, водорода, кислорода и азота, на долю которых приходится 98 % всех химических элементов организма. Из неорганических веществ обязательным компонентом является вода (30—80 % общей массы тела). Минеральные соли в водных растворах диссоциируют на катионы металлов (Na+, K+, Ca2+, Mg2+, Fe2+, Cu2+) и анионы кислотных остатков (I–, F–, Cl–, ), выполняющие жизненно важные функции.
Клеточное строение
Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Клетки разных организмов имеют сходное строение. Снаружи они покрыты цитоплазматической мембраной, поверх которой может быть клеточная стенка (растения, грибы, некоторые протисты, бактерии). Содержимое клеток представлено цитоплазмой, содержащей органоиды и ядро (у бактерий — хромосому). Клетки большинства многоклеточных организмов в зависимости от функции, строения и происхождения объединяются в ткани и органы.
Обмен веществ и энергии
Живой организм — открытая устойчивая система, через которую проходят потоки веществ и энергии. Определенные вещества и энергия поступают в организм из среды (питание, дыхание), другие — выделяются из организма в среду (выделение). В самом организме обмен веществ и энергии включает два противоположных, но взаимосвязанных процесса. Это синтез сложных веществ из простых с поглощением энергии и расщепление сложных веществ до более простых с выделением энергии. Оба эти процесса в организме сбалансированы между собой и обеспечивают относительное постоянство его химического состава.
Саморегуляция
Способность живых организмов поддерживать потоянство химического состава и физиологических процессов в непрерывно изменяющихся условиях внешней среды называется саморегуляцией. У животных саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной и гуморальной систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение в организме показателей температуры, кровяного давления, количества воды, энергии, скорости обменных процессов. Только живые организмы могут сохранять постоянными показатели внутренней среды при изменении факторов внешней среды. Так, у теплокровных животных существуют многочисленные механизмы поддержания на постоянном уровне температуры тела вне зависимости от температуры окружающей среды. Гормоны инсулин и глюкагон обеспечивают постоянный уровень глюкозы в крови человека независимо от количества углеводов, поступающих с пищей.
У растений отсутствует нервная система, поэтому гормональная регуляция у них является важнейшим фактором саморегуляции и управления ростом и развитием. Она осуществляется с помощью фитогормонов — низкомолекулярных органических веществ с высокой физиологической активностью. Водный баланс у растений поддерживается путем транспирации.
*Подвижность
Все живое может изменять свое положение в пространстве, то есть обладает способностью к движению. Это более очевидно у животных, которые умеют летать, ходить, ползать или бегать. У растений подвижность менее заметна. Но у них можно наблюдать движение цитоплазмы внутри клеток и даже движение целых органов (соцветий, листовых пластинок) вслед за перемещением солнца, хотя и с малой скоростью. Иногда движение настолько медленное, что его трудно увидеть невооруженным глазом.
*Раздражимость
Все живые организмы способны реагировать на изменение внешней или внутренней среды. Любое изменение условий внешней или внутренней среды представляет собой раздражитель по отношению к конкретному организму, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Раздражимость живых организмов избирательна, то есть они реагируют только на то, что важно для сохранения их жизни. Скорость реагирования может сильно варьировать в зависимости от вида организма. Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы) или роста (тропизмы). В процессе эволюции у разных видов выработались различные способы восприятия раздражителей и типы ответной реакции на них.
Размножение
Любой вид в природе состоит из особей, существование каждой из которых ограничено во времени. Рано или поздно жизнь отдельно взятой особи прекратится, но вид не перестанет существовать. Выживание вида обеспечивается появлением потомства путем бесполого или полового размножения существующих особей (родителей). Размножение — свойство организмов воспроизводить себе подобных с сохранением главных признаков вида (см. рис.). Благодаря размножению обеспечивается непрерывность и преемственность жизни на Земле. В основе размножения лежит самовоспроизведение новых молекул и структур, обусловленное наследственной информацией, которая находится в хромосомах родительских клеток. Самовоспроизведение тесно связано с явлением наследственности. Если новый организм развивается на основе набора хромосом, идентичного набору одной родительской особи (бесполое размножение), он будет ее полной копией. У организма, содержащего хромосомы двух родителей разного пола (половое размножение), помимо признаков обоих родителей, могут появляться новые признаки как следствие образования новой комбинации наследственной информации. Например, у кареглазых родителей может появиться ребенок с голубыми глазами.
*Наследственность и изменчивость
Если сравнить родителей и их потомков, то можно заметить сходство между ними по ряду признаков. Любой живой организм рождает себе подобных. Способность живых организмов передавать определенные признаки и свойства из поколения в поколение называется наследственностью. Закономерности наследственности изучает генетика. Ученые, изучавшие наследственность, установили, что признаки определяются материальными структурами наследственности, расположенными в хромосомах, которые передаются от родителей к потомкам. Информация в них записана с помощью особого генетического кода, который универсален для всех организмов на Земле, что свидетельствует о единстве происхождения жизни.
В ходе размножения у потомков сохраняются свойства и признаки исходного материнского организма. Однако размножение — это не простая способность к самокопированию, поскольку у потомков имеются и отличительные признаки. Способность живых организмов приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития называется изменчивостью. В основе наследственной изменчивости лежат изменения в биологических матрицах наследственности — хромосомах. Изменчивость дает разнообразный материал для отбора организмов, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых видов живых организмов.
Рост и развитие
Рост и развитие — это свойства организмов, реализуемые в процессе их жизни. Рост — количественное увеличение размеров и массы тела путем деления клеток, сопровождающее развитие организма или его частей. Развитие —это необратимые качественные изменения в строении и функциональной активности организма. Следует различать индивидуальное и историческое развитие видов. В процессе индивидуального развития организмы данного вида постепенно и последовательно изменяются в течение своей жизни. Они приобретают новые признаки и свойства, а прежние могут быть утеряны. В результате индивидуального развития возникает новое качественное состояние организмов.
В отличие от индивидуального развития историческое развитие вида сопровождается образованием новых видов и усложнением жизненных форм. В результате исторического развития возникло все видовое многообразие жизни на Земле.
*Адаптация к условиям существования
Живые организмы способны приспосабливаться к условиям окружающей среды путем приобретения специфических приспособлений (адаптаций) в ходе исторического развития. Например, длинная шея у жирафа позволяет ему добывать пищу там, где ее никто из других видов наземных копытных млекопитающих не может достать, а способность хамелеона изменять окраску покровов тела в соответствии с фоном среды позволяет ему становиться менее заметным и избегать поедания хищниками. Организмы, не обладающие необходимыми адаптациями к условиям среды, вымирают.
*Повторим главное. Несмотря на разнообразие структурной организации живых организмов, им присущи общие свойства. Для всех организмов характерно единство химического состава — тело построено из белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Клетка является структурно-функциональной единицей всего живого. Живой организм — открытая устойчивая система (в ней протекает обмен веществ и энергии), способная к саморегуляции, размножению, росту и развитию, адаптации к условиям среды. Для организма также характерны такие свойства, как подвижность, раздражимость, наследственность и изменчивость.
Проверим знания
Ключевые вопросы
1. Какие органические вещества являются основными компонентами тела живых организмов?
2. Что является структурно-функциональной единицей организмов?
*3. Какое свойство организмов обеспечивает постоянство существования жизни на Земле?
*4. Почему свойства и признаки родителей проявляются у потомков?
*5. Чем можно объяснить, что у одних и тех же родителей появляются потомки с разными признаками?
Сложные вопросы
1. Какие свойства живых организмов позволят сохраниться жизни на Земле в случае резкого потепления климата? Ответ обоснуйте.
2. Как вы думаете, может ли быть развитие без роста организма и наоборот? Ответ аргументируйте конкретными примерами.
*3. Что означает выражение «организм — открытая система»? Можно ли считать открытой системой объект неживой природы? Почему?
*4. В чем заключается индивидуальное и историческое развитие организмов? Приведите примеры.
*Индивидуальное домашнее задание.Проведите наблюдение за живыми организмами в окружающей природе (в лесу, парке, на лугу и др.). Сравните их с неживыми объектами. Найдите различия между ними. Установите общие свойства у живых организмов.
Источник