Какое свойство металла определяют при усталостных испытаниях

Какое свойство металла определяют при усталостных испытаниях thumbnail
Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многие изделия из металлов и сплавов в процессе эксплуатации подвергаются циклическому нагружению. В результате действия знакопеременных напряжений детали разрушаются еще до достижения предела упругости.

Процесс постепенного снижения прочности материала вследствие появления и развития в нем трещин под действием циклических длительно действующих нагрузок называют усталостью, а разрушение в результате этого процесса — усталостным. Свойство материала противостоять усталости называют сопротивлением усталости.

Усталостные трещины появляются на поверхности изделия и затем распространяются вглубь изделия. Распространение усталостных трещин происходит медленно. При испытаниях на усталость стремятся установить количественную оценку сопротивления усталости материала. Усталостное разрушение обычно начинается при напряжениях ниже не только предела прочности, но и предела текучести. Усталостное разрушение происходит хрупко, без заметных следов пластической деформации. Установлено, что усталостное разрушение наблюдается при циклических растяжении, сжатии, изгибе и кручении, а также при более сложных видах нагружения.

Методы испытаний металлов на усталость регламентированы ГОСТ 25.502: при растяжении – сжатии, изгибе и кручении; при симметричных и асимметричных циклах напряжений или деформаций, изменяющихся по простому периодическому закону с постоянными параметрами; при наличии и отсутствии концентрации напряжений; при нормальной температуре и влажности; при много- и малоцикловом нагружении в упругой и упругопластической областях.

Цикл напряжения — совокупность последовательных значений переменных напряжений за один период процесса их изменения. Напряжения σ цикла могут быть изображены графически, а также определены по формуле:

где σm — среднее напряжение цикла; σа – амплитуда цикла; f(t) — непрерывная периодическая функция, характеризующая форму цикла.

Максимальные напряжения цикла — наибольшие алгебраические значения напряжений цикла (рис. 5.29):

Минимальные напряжения цикла — наименьшие алгебраические значения напряжений цикла, равные разности среднего напряжения цикла и амплитуды:

Средние напряжения определяют по формуле

Амплитуды напряжений цикла — наибольшие (положительные) значения переменной составляющей цикла напряжений, определяемые по формулам:

Рис. 5.29 Цикл напряжений при испытании на усталость

При испытании образцов на усталость с постоянным средним напряжением цикла предел выносливости определяют как наибольшее значение амплитуды напряжений цикла, при которой не происходит усталостного разрушения после произвольно большого числа циклов нагружения. База испытаний — задаваемая наибольшая продолжительность испытаний на усталость (число циклов или время).

Под усталостной долговечностью понимают характеристику сопротивления усталости материала, которую определяют числом циклов нагружения, выдержанных образцом до разрушения при задаваемом напряжении. Типы образцов стандартизованы (ГОСТ 25.502).

Для построения кривой распределения долговечности и оценки среднего значения и среднего квадратического отклонения логарифма долговечности на заданном уровне напряжений испытывают не менее 10 одинаковых образцов до полного разрушения или появления макротрещин.

Для установления предела выноcливости материала испытуемый образец предварительно подвергают действию знакопеременных напряжений, превышающих предел выносливости для данного материала. Затем у последующих образцов уровень напряжений постепенно уменьшают до значения, при котором образец разрушается при заданном числе циклов. По результатам испытаний не менее 10 образцов строят диаграмму зависимости напряжения от числа циклов (кривая усталости). ГОСТом 25.502 рекомендовано построение кривых усталости в полулогарифмических или в двойных логарифмических координатах.

При испытаниях металлов на усталость напряжения в образце определяют в зависимости от схемы нагружения, например, при растяжении и сжатии

где Р — осевая сила (нагрузка), приложенная к образцу, Н; F — площадь расчетного поперечного сечения образца, м2.

Разрушение, возникающее под действием циклически изменяющихся напряжений, называетсяусталостью. Усталостью определяется степень долговечности почти всей техники. Это основной путь разрушения деталей транспортной техники – вагонов, мостов, шестерен, тросов, рельсов, подшипников и т.д. Многие металлы имеют предел выносливости σ-1, ниже которого металл не подвержен усталостному разрушению.

Усталостная долговечность N – характеристика выносливости материала, определяемая числом циклов, пройденных образцом перед разрушением при задаваемом напряжении.

Определение сопротивления усталости. Многие детали машин в процессе работы, кроме воздействия статических нагрузок, подвергаются знакопеременным (циклическим) нагрузкам, которые изменяются по величине или направлению. В результате длительной службы металл постепенно переходит из пластичного состояния в хрупкое («устает»). Это объясняется тем, что знакопеременные нагрузки приводят к образованию в изделиях микротрещин, которые постепенно расширяются и ослабляют связь между зернами металла, вследствие чего разрушение наступает при меньших напряжениях, чем предел текучести. Усталости подвержены вагонные оси, коленчатые валы, лопатки турбин, рессоры, пружины.

Способность металла противостоять действию знакопеременных нагрузок называют выносливостью металла. Пределом выносливости считается наибольшее напряжение, которое материал выдерживает, не разрушаясь, заданное число циклов. Число циклов может колебаться от 106 до 107.

Известно, что плохая обработка поверхности (надрезы, коррозия, дефекты материала конструкции) резко снижает предел выносливости. Тщательное шлифование, полирование и упрочнение поверхности деталей значительно повышают сопротивление усталости и увеличивают срок службы изделия.

Испытания на усталостную прочность производят на различных машинах в зависимости от характера работы изделий. Наиболее распространенными типами машин являются: машины для испытания на изгиб при вращении; машины для испытания на растяжение сжатие; машины для испытания на кручение.

Усталостью называют процесс изменения состояния и свойств материала под действием повторно-переменных напряжений, приводящий к появлению и развитию трещин, а затем к полному разрушению тела. Различают знакопеременность нагружения (рис. 4.7) и многократность.

Усталость уже проявляется при наличии повторности нагрузок одного направления, например пульсации с изменением нагрузки от нуля до некоторого максимума (рис. 4.7).

Знакопеременность нагружения значительно усиливает развитие усталостных процессов, и наиболее опасным является симметричный (а) цикл по сравнению с асимметричным (б-г) циклом с положительным средним напряжением σср.

t Рис. 4.7 Схематическое изображение типичных циклов повторно-переменного нагружения. Циклы: а — симметричный, б — знакопостоянный, в — асимметричный знакопеременный, г — асимметричный знакопостоянный
 

Опасность усталостного нагружения, по сравнению с однократным статическим, заключается в более низкой величине разрушающего напряжения, в более резком и неблагоприятном влиянии на прочность неоднородности микроструктуры, надрезов, остаточных растягивающих напряжений, коррозионного воздействия и т.д., в менее пластичном строении излома, что чаще приводит к внезапной заключительной стадии излома — долому.

Кривые усталости, называемые кривыми Велера, бывают двух типов: для невысоких температур кривые с некоторого известного числа циклов практически переходят в горизонталь (рис. 4.8); при высоких температурах испытания и для всех материалов в коррозионной среде кривые непрерывно понижаются.

lgN Рис. 4.8 Кривые усталости металлов. 1 — невысокие, 2 — повышенные температуры
 
 

Пределом выносливости называют наибольшую величину максимального напряжения цикла, не вызывающего разрушения практически при очень большом числе циклов. Очевидно, что такой предел (60-100 МПа) может быть установлен только для сталей, имеющих кривую усталости с горизонтальным участком. Левой части кривой усталости соответствует так называемая малоцикловая усталость при малом числе циклов или разрушение от повторно-переменных нагрузок (при числе циклов от тысяч до десятков и сотен тысяч).

На рис. 4.12 приведена схема полной кривой усталости, где в зависимости от приложенных напряжений и числа циклов представлен весь диапазон разрушений от статического (точка А), квазистатического (линия ВСD; здесь, несмотря на переменный характер напряжений, остаточные напряжения накапливаются, в конце линии DE развивается шейка и характер излома принципиально не отличается от статического) до многоцикловой усталости – участок FGH.

Рис. 4.12 Схема полной кривой усталости

Повторно-статическое разрушение может происходить и от нагрузок, которые прежде считали статическими, например, от пусков и остановов машин, турбин, котлов, от резких изменений режима их эксплуатации, от термических, магнитных, монтажных напряжений при их повторных изменениях в процессе длительной эксплуатации. Многие повреждения связаны с малоцикловой усталостью.

Кривую усталости можно строить только при доведении испытания до полного разрушения образца или изделия, по началу развития трещины, по накоплению определенной поврежденности. Существует большое число электрических, оптических, магнитных, акустических и других методов определения начала появления усталостной трещины. Ввиду трудоемкости испытаний разработано и предложено большое число упрощенных, ускоренных и косвенных методов определения усталостной прочности.

Возрастание роли усталостной прочности сталей связано в настоящее время с выработкой деталей машин расчетного ресурса, с необходимостью продления срока их дальнейшей эксплуатации. Кроме того, применение материалов с более высокой прочностью не приводит к пропорциональному увеличению усталостной прочности.

Характеристики усталостной прочности образцов и различных изделий получены преимущественно при стационарном циклическом повторении нагрузки. В реальных условиях эксплуатации подобные регулярные режимы являются редким исключением. Имеются различные сочетания нагрузок, вибраций (нередко одновременно несколько различных и не стационарных частот и амплитуд), кратковременных статических и ударных нагрузок. Диапазон изменения частоты в условиях работы различного оборудования чрезвычайно широк: от нескольких циклов нагружения в месяц до нескольких тысяч циклов в секунду.

Увеличение частоты (в определенной степени) эквивалентно увеличению скорости деформирования и нагружения. Наложение на повторные нагружения малой частоты небольших по амплитуде вибраций, но значительно большей частоты, во многих случаях приводит к значительному снижению прочности и долговечности деталей.

Наличие надрезов, царапин, рисок от резца и т.д. снижает сопротивление усталости сталей. Создание в поверхностном слое остаточных сжимающих напряжений за счет поверхностной обработки металла (наклепа, азотирования, цементации и т.д.) благоприятно влияет на усталостную прочность.

При повышении температуры форма кривой Велера снижается наиболее круто. Горизонтальный участок, существовавший при пониженной и комнатной температурах, переходит в наклонный, поэтому оценивают лишь ограниченный предел выносливости, отнесенный к определенной базе (числу циклов) испытаний. При повышенных температурах влияние концентрации напряжений обычно снижается из-за возрастания местной пластичности.

Влияние окружающей среды при усталостных явлениях отмечается довольно отчетливо. В течение практически всего времени работы оборудования усталостные процессы развиваются в поверхностной зоне из-за отсутствия макропластических деформаций. Следовательно, большая длительность нагружения способствует усилению влияния внешних воздействий, в том числе коррозионных, на усталостную прочность. Возникает смешанное разрушение от коррозионного и механического воздействий, т.е. происходит коррозионная усталость.

Микроструктура и химический состав существенно влияют на сопротивление усталости. Отмечают снижение усталостной прочности с увеличением размера зерна. Строгое соблюдение режимов термической обработки влияет на усталостную прочность. В сложных условиях эксплуатации прочность материала зависит в большой степени от температуры закалки. Так, заниженная температура закалки приводит к недостаточному сопротивлению ползучести, а повышенная – к значительному росту зерна, что может быть причиной преждевременного разрушения материала от недостаточной усталостной прочности.

В процессе циклических испытаний при высоких температурах изменяются состояния поверхностного слоя (обеднение углеродом и легирующими элементами, окисление по границам зерен, изменение микрорельефа и т.д.) и структуры в целом (выделение и коагуляция фаз, сдвиги, рекристаллизация), которые значительно влияют на физико-механические свойства материала. Существенное различие проявляется во влиянии неметаллических включений в сталях на усталостную и статическую прочность.

Неметаллические включения при однократных нагрузках обычно влияют слабее (местная пластическая деформация снижает концентрацию напряжений вблизи включений), чем при повторных (на физико-механические характеристики).

Дата добавления: 2015-04-25; Просмотров: 10666; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

Источник

УСТАЛОСТЬ

Под действием циклических напряжений в металлах и сплавах зарождаются и постепенно развиваются трещины, вызывающие в конечном итоге полное разрушение детали или образца. Это разрушение особенно опасно потому, что может протекать под действием напряжений, намного меньших пределов прочности и текучести. Подсчитано, что более 80% всех случаев эксплуатационного разрушения происходит в результате циклического нагружения.

Процесс постепенного накопления повреждений в материале под действием циклических нагрузок, приводящий к изменению его свойств, образованию трещин и разрушению, называют усталостью, а свойство противостоять усталости – сопротивлением усталости.

Усталостная трещина обычно зарождается в поверхностных слоях и затем развивается вглубь образца или детали, образуя острый надрез. Распространение усталостной трещины обычно длительно. Оно продолжается до тех пор, пока сечение не окажется столь малым, что действующие в нем напряжения превысят разрушающие. Тогда произойдет быстрое разрушение, как правило хрупкое, из-за наличия острого надреза.

Задача усталостных испытаний – дать количественную оценку способности материала работать в условиях циклического нагружения без разрушения.

Современные методы испытаний на усталость разнообразны. Они отличаются характером изменения напряжений во времени, схемой нагружения (изгиб, растяжение – сжатие, кручение), наличием или отсутствием концентраторов напряжений. Основные требования и методика усталостных испытаний обобщены в ГОСТ 25.502 – 79.

Во время любого усталостного испытания на образец действуют циклические напряжения, непрерывно изменяющиеся во времени и часто по знаку. Типичные примеры используемых циклических напряжений показаны на рис. 2.89. Цикл напряжений – это совокупность переменных значений напряжений за один период их изменения. Каждый цикл характеризуется несколькими параметрами. За максимальное напряжение цикла σmax принимают наибольшее по алгебраической величине напряжение. Минимальное напряжение цикла – σmin – наименьшее по алгебраической величине напряжение.

Среднее напряжение цикла

σm = (σmax + σmin)/2.

Амплитуда напряжений цикла

σ0 = (σmax – σmin)/2.

Сложение и вычитание максимальных и минимальных напряжений производят с учетом их знака. Из рис. 2.89 ясно, что

σmax = σm + σ0.

Цикл характеризуется также коэффициентом ассиметрии

R0 = σmin/ σmax.

Наиболее распространенные схемы нагружения при усталостных испытаниях – изгиб и растяжение – сжатие. Схема изгиба реализуется по-разному. Особенно проста и чаще всего применяется схема чистого изгиба образца при вращении (см. рис. 2.90). Нагрузка здесь прилагается в двух точках, что обеспечивает постоянство изгибающего момента на всей рабочей длине образца.

Для испытаний в условиях циклического растяжения – сжатия чаще всего используют гидропульсационные машины с гидравлическим приводом и гидропульсатором.

Схемы некоторых стандартных образцов, используемых при усталостных испытаниях, показаны на рис. 2.91. Их рабочая часть имеет круглое или прямоугольное сечение. Используют гладкие (без надрезов) и образцы с концентраторами напряжений.

Усталостные испытания делятся на две большие группы: высокоцикловые и малоцикловые. Первые характеризуются большой частотой нагружения (101 – 103 Гц), вторые – низкой частотой, не более 10 Гц.

Основным первичным результатом высокоциклового усталостного испытания одного образца является число циклов до разрушения (циклическая долговечность) при заданных характеристиках цикла. По результатам испытаниям серии образцов могут быть определены различные характеристики сопротивления усталости. Главной из них является предел усталости σR – наибольшее значение максимального напряжения цикла, при действии которого не происходит усталостного разрушения образца после произвольно большого или заданного числа циклов нагружения.

Для того, чтобы оценить предел усталости, необходимо испытывать целую серию образцов, как правило, не меньше 15. Каждый образец испытывают при определенном значении максимального напряжения цикла. При этом циклы для всех образцов одной серии должны быть подобны, т.е. иметь одинаковую форму и отношение различных характеристик цикла.

По результатам испытания отдельных образцов строят кривую усталости в координатах максимальное напряжение цикла σmax – циклическая долговечность N (рис. 2.92). Максимальное напряжение для первого образца обычно задают на уровне ⅔ σв. Нижний предел используемых напряжений составляет 0,3 – 0,5 σв. Из-за относительно большого разброса экспериментальных точек строить эти кривые рекомендуется методом наименьших квадратов. Наиболее наглядны кривые усталости в логарифмических координатах (см. рис. 2.92,б).

Рисунок 2.92 – Кривые усталости в различных координатах

По мере уменьшения максимального напряжения цикла циклическая долговечность всех материалов возрастает. При этом у сталей и некоторых цветных сплавов, склонных к динамическому деформационному старению, кривая усталости асимптотически приближается к прямой, параллельной оси абсцисс (см.рис. 2.92, а, кривая 1). Ордината, соответствующая постоянному значению σmax, и есть предел усталости таких материалов σR – наибольшее напряжение, которое не вызывает разрушения при любом числе циклов N (его иногда называют физическим пределом выносливости). Наиболее просто определяется σR при использовании логарифмического масштаба (см.рис. 2.92,б). Удобно оценивать σR и по кривым в координатах σmax – 1/N (см.рис. 2.92,в). Здесь предел усталости определяют, экстраполируя кривую в точку ее пересечения с осью ординат, где 1/N = 0. Этот способ особенно целесообразен для приближенной оценки σR по результатам испытания небольшого числа образцов.

Многие цветные металлы и сплавы не имеют горизонтального участка на кривых усталости (см.рис. 2.93, а, б, кривые 2). В этом случае определяют предел ограниченной усталости – наибольшее напряжение σmax, которое материал выдерживает, не разрушаясь в течение определенного числа циклов нагружения. Это число циклов называют базой испытания, обычно 108 циклов (когда на кривой усталости имеется горизонтальный участок, испытания продолжают не более чем до 107 циклов).

Кривые усталости, построенные при использовании цикла с R = – 1, для многих металлических материалов хорошо описываются уравнением Вейбулла:

σmax = σ-1 + a (N + B)-α,

где σ-1 – предел усталости; N – долговечность; a, B, α – коэффициенты.

Для усталостных испытаний характерен значительный разброс экспериментальных данных, поэтому особенно важна их правильная статистическая обработка, регламентируемая ГОСТом. При ограниченном числе образцов предел выносливости определяется с 50%-ной вероятностью. Для этого, строя кривую усталости, необходимо при напряжениях, равных 0,95 – 1,05 σR, провести испытание нескольких (не менее трех) образцов, половина которых должна остаться неразрушенной по достижении заданной базы испытаний.

Как уже говорилось выше, по результатам усталостных испытаний для каждого образца определяют циклическую долговечность N – число циклов нагружения, которое выдерживает материал перед разрушением при определенном напряжении. Циклическая долговечность – вторая по важности после σR характеристика сопротивления высокоцикловой усталости металлических материалов.

Предел усталости и циклическую (или усталостную) долговечность можно определять и по результатам испытаний на малоцикловую усталость (МЦУ). Однако в них эти характеристики не являются основными. Испытания на МЦУ проводят с использованием относительно высоких напряжений и малой частоты циклов напряжений, имитируя условия эксплуатации конструкций, например самолетных, которые подвергаются воздействию относительно редких, но значительных по величине циклических нагрузок. База испытания на малоцикловую усталость не превышает 5 · 104 циклов. Таким образом, малоцикловая усталость относится к левой ветви кривых усталости (см.рис. 2.92, а, б) до их выхода на горизонталь или появления перегиба.

Границей между мало- и многоцикловой усталостью является зона перехода от упруго-пластического к упругому деформированию в условиях циклического нагружения. Названная выше база (5·104 циклов) является такой условной границей, характеризующей среднее число циклов нагружения для этой переходной зоны у пластичных сталей и сплавов цветных металлов. Для высокопластичных сплавов переходная зона смещается в сторону большего числа циклов, а для хрупких – в сторону меньшего.

Малоцикловые испытания чаще всего проводят по схеме растяжение – сжатие. При этом по ГОСТ 25.502 – 79 необходимо обеспечить непрерывное измерение и регистрацию деформирования рабочей части образца. В отличие от испытаний на многоцикловую усталость, где в основном используют цилиндрические образцы, в малоцикловых испытаниях предпочитают образцы с прямоугольным сечением, в частности пластины с концентратором напряжений.

Важнейшим первичным результатом испытаний на МЦУ является скорость роста трещины при усталости dl/dN (СРТУ). Ее удобно определять на больших по размеру образцах шириной B=200÷500, длиной L=3B и длиной исходной щели 2l0=0,3 – 4 мм, при этом 2l/B≈0,3, где l= l0+Δ l, а Δl – длина предварительно выращенной усталостной трещины от 1,5 до 2 мм. В этом случае легко проводить замеры величины l на поверхности образца и рассчитывать dl/dN с достаточно высокой точностью.

Все большее развитие в последние годы получают испытания на МЦУ, базирующиеся на концепциях механики разрушения. Эти испытания получили название испытаний на циклическую трещиностойкость. Их основным результатом является построение диаграммы усталостного разрушения – зависимости СРТУ от наибольшего значения Kmax или размаха ΔK коэффициента интенсивности напряжений цикла (рис. 2.93). При этом

lg Kmax = lg[ΔK/(l – Rσ)].

Диаграмма усталостного разрушения состоит из трех участков. Первый, соответствующий низким скоростям роста усталостных трещин (менее 10-5 мм/цикл), характеризуется затуханием СРТУ с увеличением Kmax или ΔK. Величина Kmax на участке 1 близка к пороговому значению Ks, за которое принимают величину Kmax, при которой трещина не развивается на протяжении заданного числа циклов нагружения.

Линейный участок 2 диаграммы усталостного разрушения (см.рис. 2.93) описывается степенной зависимостью

dl/dN = CK)m или dl/dN = C’(Kmax)m, (2.43)

где для различных материалов m = 2÷10, m’=2÷6. Зависимости (2.43) обычно реализуются в диапазоне СРТУ от 10-5 до 10-3 мм/цикл.

На участке 3 скорость роста трещины возрастает с увеличением Kmax, приближающимся к критическому коэффициенту интенсивности напряжений Kили K– значению Kmax, при котором образец разрушается. Критические коэффициенты Kили Kназывают циклической вязкостью разрушения. Кроме них, по диаграмме усталостного разрушения определяют еще несколько характеристик циклической трещиностойкости. Наиболее важными из них считают: коэффициенты C и m в уравнении (2.43), пороговый коэффициент интенсивности напряжений Ks. Оценивают также величины Kmax и ΔK при заданной СРТУ и, наоборот, величину СРТУ при определенных значениях Kmax и ΔK, коэффициенты интенсивности напряжений K1-2 и K2-3, соответствующие началу и концу второго участка диаграммы усталостного разрушения (см. рис. 2.93 и др.)

Источник